McDonnell Douglas F-4E / F-4F Phantom II
Варианты:
McDonnell Douglas - F-4E / F-4F Phantom II - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965


Двухместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (227)
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

<...>
   Многоцелевой истребитель с пушечным вооружением F-4E - самый распространенный вариант Phantom, состоящий на вооружении. Поэтому вполне понятно, что F-4E оказался востребован Грецией, Израилем, Японией, Южной Кореей и Турцией, которые осуществили программы модернизации. F-4E был создан с учетом опыта, полученного в воздушных боях над Северным Вьетнамом. Самолет впервые поднялся в воздух 30 июня 1967 года, а на вооружение поступил в 1968 году. Всего было построено 1397 самолетов F-4E - модификация стала самой многочисленной в семействе и до сих пор стоит на вооружении ВВС Египта, Греции, Ирана, Израиля, Японии, Южной Кореи и Турции.
   Израиль выпускал самолеты модификации Kurnass 2000 - модернизированный вариант F-4E, отличавшийся повышенными возможностями по атаке наземных целей и имевший модернизированную кабину с органами управления, скомпонованными по стандарту HOTAS ("руки на РУД и ручке управления"), а также новую шину данных, позволявшую интегрировать на борт новейшую авионику.

   F-4E также стал базой для создания перехватчика Mitsubishi F-4EJ, строившегося по лицензии в Японии, и для F-4F - для Германии. F-4EJ, строившийся в количестве 140 машин, не имел возможности "работать" по земле и при поставке в войска не оснащался системой дозаправки в полете. 96 самолетов были модернизированы до стандарта F-4EJ Kai - получили РЛС APG-66J и усовершенствованное БРЭО. Турецкие самолеты были модернизированы по стандарту Kurnass 2000, а греческие самолеты - по стандарту, близкому к варианту модернизации F-4F по программе ICE ("Improved Combat Efficiency"). F-4F первоначально рассматривался как облегченный одноместный вариант F-4E, но в итоге стал аналогичной по массе машиной. В общей сложности было поставлено 175 самолетов, из которых 150 позже модернизировали по первой фазе программы ICE, в ходе которой они получили усовершенствованное пилотажно-навигационное оборудование. Однако через вторую фазу программы прошли только 110 самолетов - они получили РЛС APG-65, новую систему предупреждения о радиолокационном облучении, усовершенствованные двигатели и возможность применения УР AIM-120 AMRAAM.
<...>


Варианты

<...>
   YF-4E: новое обозначение первого самолета YRF-4C после его переоборудования в прототип варианта F-4E
   F-4E: основной серийный вариант, оснащенный более мощными двигателями J79-GE-17, имевший увеличенный запас топлива и измененную носовую часть с меньшей по габаритам РЛС APQ-120, а также отличавшийся крылом с предкрылками для улучшения маневренности и вооруженный 20-мм многоствольной пушкой; построено 1405 самолетов
   F-4EJ: вариант самолета F-4E для ВВС самообороны Японии - 13 самолетов построены компанией "McDonnell", а еще 126 самолетов построено по лицензии "Mitsubishi"; самолеты отличались уменьшенным запасом топлива
   F-4E(S): три самолета, переоборудованные для оснащения крупногабаритными аэрофотоаппаратами HIAC-1 LOROP для испытаний по запросу ВВС США, но затем переданные Израилю
   F-4EJ Kai: обозначение самолетов F-4EJ после их модернизации компанией "Mitsubishi"
   QF-4E: самолеты F-4E, переоборудованные в беспилотные сверхзвуковые мишени
   F-4F: вариант F-4E - самолет завоевания превосходства в воздухе для Люфтваффе; отличался наличием предкрылка (по типу поздних F-4E) и возможностью применения средств поражения класса "воздух-поверхность", также был снят ряд систем; построено 175 самолетов
   F-4F ICE: модернизация F-4F по программе "Improved Combat Efficiency"
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas F-4E Phantom II

   Тип: двухместный многоцелевой истребитель
   Силовая установка: два турбореактивных двигателя с форсированной тягой General Electric J79-GE-17A, сухой тягой по 52,53 кН и форсированной тягой 79,62 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без подвесок на высоте 10975 м - 2390 км/ч; максимальная начальная скороподъемность 18 715 м/мин; практический потолок 18975 м; боевой радиус в режиме перехватчика 1266 км
   Масса: пустого 13757 кг; взлетная с боевой нагрузкой 18818 кг; максимальная взлетная 28 030 кг
   Размеры: размах крыла 11,71 м; длина 19,20 м; высота 5,02 м; площадь крыла 49,24 MJ
   Вооружение: одна 20-мм пушка M61 (боезапас 640 снарядов), максимальная масса боевой нагрузки 7258 кг; вооружение в варианте перехватчика F-4F ICE - четыре УР AIM-120 AMRAAM и четыре УР AIM-9L/M; вооружение в варианте для атаки по морским целям F-4EJ Kai - ПКР ASM-1/2 и бомбы Mk 82 и JM117
USA
F-4E (модель 98HO). Боевое развертывание F-4C и F-4D в Юго-Восточной Азии в 1965-1967 годах вскрыло недостатки этих модификаций и самой концепции истребителя, лишенного пушечного вооружения. Были проведены испытания RF-4C с установленной в носовой части пушкой М61, но это не вызвало интереса. Фирма McDD предложила улучшенный вариант, F-4E, совершивший первый полет 30 июня 1967 года и вставший в строй в 1968-м. Он стал самой массовой модификацией F-4 - построено 1397 самолетов. Машина отличалась установкой в обтекателе под носовой частью фюзеляжа пушки M61A1 Vulcan калибра 20 мм с боезапасом 640 снарядов. В удлиненной носовой части разместили систему управления оружием с РЛС AN/APQ-120. Самолет получил седьмой фюзеляжный топливный бак и аэродинамические щели на стабилизаторе для увеличения его эффективности. От складывающихся консолей, наконец, отказались. Более поздние модификации оснащались электронно-оптической системой опознавания целей на больших дальностях TISEO для сохранения возможности стрельбы ракетами "воздух-воздух" AIM-7 и AIM-9. ВВС США сняли F-4E с эксплуатации в конце 1992 года, хотя он по-прежнему находится на вооружении Японии, Южной Кореи и еще некоторое время будет использоваться в Германии (F-4F).
The 82nd Aerial Targets Squadron operates Phantoms from Tyndall AFB in Florida and Holloman AFB in New Mexico.
An F-4E of the 421st TFS over a typically South-east Asian landscape. The 432nd TRW was disbanded in December 1975, with the 14th TRS and the 13th TFS also disbanding. The 421st TFS and the 4th TFSs were returned to the USA, while the 25th TFS was deployed to Kadena on Okinawa, Japan.
An F-4E of the 432nd TRW's 421st TFS with shark’s mouth - to spit deadly fire from its M61 nose-mounted six-barrel cannon.
В 1988 году подразделение ВВС Национальной гвардии штата Миссури (базирующееся на заводском аэродроме "McDonnell") раскрасило один из своих F-4E в честь 30-летия Phantom. Этот самолет (№ 68-388) сбил два МиГа.
F-4E в темно-сером/светло-сером камуфляже "Egyptian One", по такой схеме в конце 1980-х годов перекрасили большинство Phantom ВВС США. "GU" на киле обозначает южно-корейскую авиабазу Тэгу, где дислоцировалось 51-е тактическое истребительное авиакрыло.
В 1978 году фирма "McDonnell Douglas" отметила 20-летие F-4 и выпуск 5000-й машины. Всего в США было построено 5068 самолетов, не считая 127 машин, выпушенных японской "Mitsubishi".
The last two of a total of eight McDonnell Douglas F-4F Phantoms of the 20th Fighter Squadron, 49th Fighter Wing, to undergo programmed depot maintenance (PDM) at EADS Manching plant departed back to the USA on January 29, 2002. The aircraft, 72-1231/HO and 72-1257/HO, departed for their transatlantic flight from Hopsten AH and flew direct with USAF tanker support to Wright-Patterson AFB, Ohio. From there they routed via Tinker AFB, Okla, then on to their base at Holloman AFB, NM, the journey tak­ing a total of 13.8hr. Twenty-four Luftwaffe Phantoms are based at Holloman and operated in US marks for pilot training, of which eight were due for PDM between 1998 and 2001. The USAF, which is responsible for the maintenance of the US-based Phantoms granted the contract to EADS. The picture shows one of the F-4Fs, 72-1231/HO, over Germany
Поздние модели F-4E имели щелевые маневренные предкрылки на внешних частях крыла.
Пара F-4E над Вьетнамом. Фото начала 1970-х гг.
F-4E производит бомбометание. Юго-Восточная Азия, начало 1970-х гг.
Демонстрируя свою высокую грузоподъемность, по крайней мере, при полетах на малую дальность, F-4E из 52-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США сбрасывает в одном заходе 18 бомб Mk 82. Это авиакрыло, оснащенное F-4E и F-4G Wild Weasels, базировалось в Шпангдалеме (ФРГ). Его основными задачами было нанесение штурмовых ударов и подавление ПВО противника.
Одним из видов высокоточного оружия, применявшегося с F-4, была УАБ GBU-15, представляющая собой стандартную 907-кг бомбу Mk 84 с телевизионной ГСН и большими несущими поверхностями. Управление бомбой осуществляется с самолета по каналу связи.
Не все легендарные боевые самолеты были списаны с действительной службы. Например, этот QF-4E (в группе с двумя P-51) изображает боевой истребитель-бомбардировщик F-4E, хотя много раз мог погибнуть на своей основной работе в качестве беспилотной мишени.
Истребитель F-4E из 17-го тактического авиакрыла ВВС Южной Кореи сопровождает советский Ту-95РЦ над нейтральными водами Японского моря
В 1978-1985 годах самолеты F-4E 57-й эскадрильи истребителей-перехватчиков базировались в Кефлавике, Исландия. Основной задачей этих Phantom являлись перехват и сопровождение на рубеже Гренландия - Исландия - Великобритания любых советских самолетов, выполняющих разведывательные полеты. На снимке - F-4E сопровождают Ту-142 советской морской авиации.
В Командовании ПВО T-33 в основном использовались в качестве мишеней. Этот T-33, оснащенный устройствами постановки помех, летит в одном строю с F-4E из 343-й TFG с авиабазы Элмендорф, Аляска.
IIAF KC-747 serial 5-8107 refuels a trio of ECM pod-equipped McDonnell Douglas F-4E Phantom IIs of the USAF’s 496th Tactical Fighter Squadron near the 7th Tactical Fighter Base at Shiraz during a CENTO exercise in August 1977. The Central Treaty Organisation was a military alliance between Iran, Iraq, Pakistan, Turkey and the UK, but which often also included American forces.
One of the F-4Fs being refuelled by a KC-10A Extender over Scotland en-route to the USA.
F-4E в ВВС США выполняли различные задачи. А некоторые из них "служили" в авиационной демонстрационной группе "Thunderbirds".
Линейка истребителей F-4E. Видно, что у одного из «фантомов» (хвостового ведомого) вертикальное оперение покрыто копотью от двигателей ведущего самолета
A wide variety of NATO fighter types gathered at Carneri, near Milan, last July, when the 21° Gruppo CIO of the 53° Stormo “Guglielmo Chiarini”, AMI, hosted the 28th Tiger Meet. Several, but not all, of the aircraft sported colour schemes with a tiger theme, as shown in these photographs from Frank J McMeiken: An F-4E Phantom II of the 141st TFS, New Jersey ANG, from McGuire AFB, NJ, with a low-visibility tiger on the nose.
One of the USAF McDonnell F-4Es used in “Best Hit". The Phantom II pilots achieved personal successes - one as best individual pilot in the contest, and one as top-scoring pilot in strafing.
Истребители F-4E «Фантом» II ВВС США на одной из авиабаз Таиланда, лето 1972 г.
Американский F-4E на авиабазе Таиланда, начало 1970-х гг
На F-4E появилась долгожданная пушка - 20-мм орудие M61 с вращающимся блоком стволов. Пушку установили под носовой частью фюзеляжа. Самолет "Неу Jude" (68-0317) находился в 421-й эскадрилье 366-го авиакрыла, базировавшейся в Да-Нанге с 1969 по 1972 год.
Американский F-4E на авиабазе Таиланда, начало 1970-х гг
One of the last QF-4E Phantom II Full Scale Aereal Target drones sits on the ramp at Holloman during the retirement ceremonies in December 2016.
F-4E Phantoms on the Edwards AFB ramp.
An impressive line-up of Phantoms. These aircraft constitute the unmanned fleet which are next in line to run the gauntlet of being shot at by missiles. They are based ata facility a few miles away from the main airfield at Tyndall and use a dedicated runway. Note that the first two aircraft are more recent conversions, as they do not have the fairing on the spine, unlike the third aircraft, which was used to house transponder equipment. This equipment is now housed in the nose.
The final six flightworthy QF-4E Phantom IIs; 74-1043 AF-338 (c/n 4825); 74-0645 AF-336 (c/n 4796); 74-0643/TD ‘82 ATRS’ AF-351 (c/n 4794); 74-1638/TD ‘82 ATRS' AF-349 (c/n 4874); 74-1625 AF-350 (c/n 4855); and 73-1167/TD '53 WEG' AF-353 (c/n 4679) on the 82nd ATRS flight line before the final flight on December 21,2016.
The last of 315 QF-4 Phantom II aerial targets (serial number 71-0237) was shot down on May 27, 2015.
Хотя прошло уже много времени после снятия F-4 с вооружения боевых частей США, заметное количество этих самолетов продолжает использоваться, но в основном в качестве мишеней. Самолеты RF-4C/F-4E/F-4G (ВВС США) и QF-4N/S (ВМС) переделывают в QF-4, пригодные для эксплуатации как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах. QF-4 (на снимке беспилотная машина) применяют для испытаний ракет. Также в США базируется эскадрилья германских F-4F и F-4F ICE, используемых для подготовки экипажей Люфтваффе. Наконец, небольшое число F-4D применяется фирмой ((Marconi" для экспериментов.
Nobody home! The bizarre sight of a Phantom being remotely flown from the ground. This is only done when a missile is to be fired ata QF-4, and as a result over 90% of Phantom sorties flown by the 82nd ATRS are undertaken by manned aircraft.
QF-4E 74-1638/TD with special tail markings for the 82nd Aerial Targets Squadron flies through a canyon in California en route from Naval Air Station Point Mugu to Hill Air Force Base in Utah on October 25, 2016.
Assigned to the 82nd ATRS are the last operational USAF F-4s, which act as targets for the testing and evaluation of air-to-air and surface-to-air missiles. The unit also attends airshows with some of its Phantoms, which have been painted in commemorative camouflages from different eras of their life in the USAF.
Phantoms adorned with commemorative camouflages by the 82nd ATRS have been painted in gloss paint, as is evident in this photo. Although the original schemes had a matt finish, gloss paint is easier to maintain.
A nice shot of the four different camouflages in which the 82nd ATRS have painted six of their QF-4s to pay tribute to the long service of the Phantom and the personnel worked on the type.
A QF-4 makes a sharp turn to rejoin his wingman and demonstrates the manoeuvrability of this Cold War warrior. As well as providing targets for missile firings, the 82nd ATRS also meets requests from fighter squadrons to provide manned aircraft for dissimilar air combat training (DACT).
The final four QF-4E Phantom II Full Scale Aerial Target aircraft (74-0643/TD, 74-0645, 74-1043 and 74-1638/TD) performed a supersonic formation flyover to open the retirement ceremony for the type at Holloman Air Force Base on December 21,2016.
Two QF-4s fly in formation with one of the unit's E-9As, which are used to check the sea to ensure there are no surface vessels in an area where missiles are due to be fired. They also record and relay missile and target telemetry. Below are two of the unit's MR-120 boats used to recover sub-scale drones.
Eighty-five diehard Phantom fans attended the annual Phancon meet at Davis-Monthan Air Force Base, Arizona between October 12 and 15, 2015. Two QF-4E Phantoms II, serial numbers 74-0643 (shown) and 74-1625 from the 82nd Aerial Target Squadron, Det. 1 based at Holloman Air Force Base, New Mexico flew in for the event. Next year's Phancon will be held at Holloman to mark the sunset of the US Air Force QF-4 Full-Scale Aerial Target fleet.
Jim Shreiner taxis 74-0645 AF-336 past the control tower at Holloman after the QF-4E Phantom II's Fini Flight
Memorabilia crowd the office used by Detachment 1, 82nd Aerial Targets Squadron.
The last QF-4E pilots pose in front of F-4E Phantom II 73-1167 AF-353 from left to right: Erik Void, Lt Col Ron King, and Jim Harkins, Jim Shreiner.
Japan
В течение 1970-х - начала 1980-х годов F-4EJs несли светло-серый камуфляж с белым низом. На снимке - самолет из 304-й эскадрильи, на котором на время учений нанесли две синие полосы.
Pre-flight checks underway on
Hyakuri AB is the home of 302 Hikotai where this shot of F-4EJ Kai 07-8435 was taken after pulling out from the flight line.
Japan Air Self-Defense Force/301 Squadron McDonnell-Douglas F-4EJ Kai Phantom II, serial number 07-8436, is pictured here ready for the type’s retirement ceremony in a hangar at Hyakuri Air Base, Omitama, on November 20, 2020. There was a final flight earlier in the day by the last two operational examples, although a few will continue flying on trials work with the air development and test wing at Gifu in central Japan. In due course, 301 Squadron will re-form as the second JASDF Lockheed Martin F-35A Lightning II unit.
F-4EJ Kai 77-8399 of 301 Hikotai fitted with a 500-gallon centreline fuel tank taxies to depart for an air combat training mission.
The Japan Air Self-Defense Force (JASDF) retired the last of its Mitsubishi-built McDonnell F-4EJ Phantom II air defence fighters in 2020. The venerable Phantom has been replaced by the Lockheed Martin F-35A Lightning II
A McDonnell F-4EJ Phantom of 302 Hikotai at Naha - one of the four squadrons that will continue to operate the type.
Last chance checks.
Two F-4EJ Phantoms take off from Hyakuri Air Base.
Phantoms forever!
14 января 1971г.: в Сент-Луисе поднялся в воздух первый истребитель McDonnell Douglas F-4EJ Phantom II, выбранный для вооружения авиации Сил самообороны Японии.
F-4EJ Phantom ВВС самообороны Японии (JASDF). Японские F-4EJ были оптимизированы для решения задач ПВО - с них было снято все оборудование для использования ударного вооружения. В общей сложности JASDF получили от фирм "McDonnell Douglas" и "Mitsubishi" 140 самолетов, в том числе и последний Phantom, 17-8440, переданный в мае 1981 года. В рамках проводившейся с 1990 года модернизации, самолеты доработали до стандарта F-4EJ Kai (Kai - "экстра" или "плюс"): БРЛС APQ-120 заменили на AN/APG-66J, а ресурс планера увеличили с 3000 до 5000 часов. Сегодня F-4EJ Kai остается на вооружении 301-го хикотай (авиахкадрильи: авиабаза Нютабару, о. Кюсю) и 302-го хикотай (авиабаза Наха, о. Окинава), входящих в систему ПВО страны, а также 8-го хикотай (авиабаза Мисава, о. Хонсю). Последнее подразделение решает противокорабельные задачи, и его F-4 несут ПКР ASM-1/2.
Истребитель F-4J
This Mitsubishi-assembled F-4EJ is one of over 90 aircraft upgraded to F-4EJkai standard. It is on the strength of 301 Hikotai.
Japan is one of only seven countries still flying the venerable Phantom and intends to replace its F-4EJ Kai fleet from 2010.
302-я эскадрилья - одна из двух, летавшая на перехватчиках F-4EJ Kai. Phantom все еще остается современной машиной. В сентябре 2006 года они перехватили над спорной акваторией Восточно-Китайского моря китайские бомбардировщики H-6.
Японские F-4EJ Kai оставались на вооружении и в конце 2012 года - решали задачи истребителей-перехватчиков и самолетов поддержки.
ВВС Японии располагали 140 самолетами F-4EJ (обратите внимание на буксируемую мишень A/A-37U у самолета из эскадрильи Dai 301 Hiko-tai). Около 90 из них были доработаны до стандарта EJ Kai, предусматривающего установку РЛС APG-66J. Хотя эта РЛС позволяет F-4 обнаруживать цели на фоне земли, заменять ракеты Sparrow на более современные (большей дальности) пока не планируется. Тем не менее, вероятно, что в конечном итоге японские Phantom смогут нести усовершенствованные управляемые ракеты AA-4 класса "воздух-воздух" средней дальности.
Japan Air Self Defense Force F-4EJ 47-8336 is currently painted in a commemorative colour scheme to mark the 60th Anniversary of the Hiko Kaihatsu Jikken Dan, the Japanese test wing based at Gifu Air Base. The aircraft is shown landing at Gifu on October 22, 2015.
The F-4 Phantom uses a brake chute for slowing down on rollout after landing.
Germany
Among the major foreign users of the Phantom is the Luftwaffe, which bought 175 examples of the F-4F, an optimised air defence variant, in addition to 88 examples of the RF-4E tactical reconnaissance version.
F-4F из 36-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла ВВС ФРГ. Германия, авиабаза Хопстен, 11 июня 1977 г.
As part of the drawdown of the Luftwaffe's McDonnell Douglas F-4F Phantom fleet the service is in the process of preparing four of the fighters with special colours. The first to be painted at Jever in Lower Saxony, northern Germany was 38+10, which has been resprayed in the Norm 72 scheme worn be the fleet during the 1970s and into the early 1980s. The aircraft is seen shortly after roll-out on November 22. The three other aircraft will have the Norm 90J (the current scheme, on 37+22) and Norm 81AJB (the grey/grey scheme, on 38+33), while 37+01 will receive 'Phlyout Special' colours. Germany will hold a retirement ceremony for its Phantom at Wittmund, also in Lower Saxony, on June 29, 2013.
F-4F из состава 74-й истребительной эскадры окрашен в "рваный" камуфляж, применявшийся изначально ко всем самолетам F-4 немецких ВВС, и несет буксируемую воздушную мишень. Эскадра была названа в честь Вернера Мёльдерса и перевооружена на Phantom в мае 1976 года.
One of the two Luftwaffe F-4Fs at the Phantom anniversary celebration in May 1988.
A second Wittmundhafen-based McDonnell Douglas F-4F Phantom recently emerged from the paintshop at nearby Jever AB in a 'retro' colour scheme. Phantom 38+33 (c/n 4704, ex 72-1243) has been painted in the two-tone grey Norm 81A/B camouflage pattern used in the 1980s and early 1990s, including a black radome. It is seen at its home base on January 24, 2013, one of four aircraft due to given a special scheme to mark the retirement of the fighter by Jagdgeschwader 71 'Richthofen' on June 29. The first was 38+10 (c/n 4635, ex 72-1220), painted in the 1970s Norm 72 grey/green camouflage.
Модернизированные немецкие F-4F ICE Phantom получили РЛС APG-65 и возможность применения УР AIM-120, став современными дальними перехватчиками. На смену им постепенно приходят Typhoon.
The four F-4Fs involved in the last flight ceremony at Wittmundhafen on June 29, 2013, parked next to two of the type's replacement, the Eurofighter Typhoon.
F-4F 38+36 seen on take off from Wittmund during the late afternoon on a bright November day. Gleaming sunshine shows the F-4 Phantom's design features to good effect.
A pair of Luftwaffe F-4Fs belonging to JG 74. Still regarded as an outstanding fighter and strike aircraft of exceptional flexibility, the German F-4F ICE Phantoms are currently being replaced by the Eurofighter Typhoon,with JG71 'Richthofen' due to convert in 2011.
Full reheat departure from Wittmund AB.
F-4F из 71-й истребительной эскадры во время авиашоу на авиабазе Льючарс, Шотландия, 2008 год. Эскадра объявлена боеготовой в июле 1975 года и стала последней в Люфтваффе, летавшей на F-4.
Крупные программы модернизаций позволяют Phantom II оставаться полноценным боевым самолетом и в настоящее время - службу продолжают нести около 1 000 машин. F-4 Phantom по-настоящему многоцелевой самолет, который продолжают использовать в качестве истребителя, истребителя-бомбардировщика или разведчика ВВС девяти стран. На снимке - взлетающий на полном форсаже модернизированный F-4F ICE из эскадрильи JG 74 "Molders" Люфтваффе.
F-4F 38+62 in the light grey colour scheme used by the German Air Force F-4F fleet.
With the end of Luftwaffe McDonnell Douglas F-4F Phantom operations planned for June 2013, the last scheduled maintenance for the type has recently been completed. F-4F ICE 38+64 (c/n 4782, FMS 72-1274) of Jagdgeschwader 71 'Richthofen' was the final one to emerge from the maintenance hangar at Wittmundhafen AB after an Hourly Post-flight Inspection (HPO) in early January. To mark the milestone it was decorated with a golden shooting star and 'Goldene HPO' titles on both sides of the fuselage. Following the retirement of the Phantom by Jagdgeschwader 71 the wing will continue to fly the Eurofighter Typhoon.
Departing Wittmund on an Tango scramble, this F-4F is one of a fleet of 41 aircraft assigned to JG 71.
F-4F Phantom ВВС Германии. F-4F являлся облегченным вариантом самолета F-4E, специально предназначенного для Люфтваффе (ВВС Германии). Было закуплено 175 машин, заполнивших "пробел" между снимавшимся с вооружения F-104 Starfighter и еще разрабатывавшимся Tornado. Для обучения также приобрели десять F-4E, но они оставались в США. Первый F-4F был поставлен 5 сентября 1973 года. Первоначально все самолеты были сведены в два авиакрыла истребителей-бомбардировщиков и два - перехватчиков. После принятия на вооружение в начале 1980-х годов самолета Panavia Tornado подразделения Phantom стали многоцелевыми, а с 1988 года стали решать задачи ПВО. В 1992 году на вооружение поступил усовершенствованный F-4F IСЕ с БРСЛ APQ-120, способный нести УР "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. Сегодня единственным подразделением Люфтваффе, оснащенным Phantom, остается JG 71.
A JG 71 F-4F Phantom alongside a Royal Netherlands Air Force KDC-10 tanker over the North Sea.
An F-4F breaks away from the KDC-10 tanker after air-refuelling over the North Sea.
Подготовка немецких летчиков на Phantom осуществлялась в США. На снимке: самолет F-4 из состава Немецкой школы боевого применения (авиабаза Холломэн, США) выполняет дозаправку где-то над Невадой (июнь 2003 года).
С июня 2005 года по январь 2012 года немецкие F-4F пять раз совершали перелеты на бывшую советскую авиабазу Зокняй под Шауляем (Литва). Трехмесячные командировки - часть операции по усилению оборонного потенциала новых стран НАТО в Балтийском регионе - Латвии, Литвы и Эстонии.
F-4F 38+49 of JG71 'Richthofen' first flew on July 3, 2008, from Wittmund in this scheme marking both the 50th anniversary of the Phantom's first flight and 35 years in Luftwaffe service. The aircraft made a final deployment to Mountain Home AFB, Idaho, for an exercise between October 13 and November 3, 2008, and was due to be retired soon afterwards.
Модернизированные Phantom продолжают составлять основу сил ПВО Люфтваффе. F-4F ICE на снимке несет специальную окраску в честь 35-летия эскадры Jagdgeschwader (JG) 74, две эскадрильи которой, базируясь в Нойбурге, обеспечивают ПВО южных районов Германии. Подразделение получило имя "Мёльдерс" (Molders) 23 ноября 1973 года в честь аса Второй мировой войны, которого многие считают родоначальником современной истребительной тактики.
McDonnell Douglas F-4F Phantom II 37+01 (ex 72-1111) has received special colours for the forthcoming Phantom Farewell event due to be held at Wittmund AB in Germany. The aircraft is one of four specifically painted to celebrate its impeding retirement from Luftwaffe service in June 2013. The aircraft was the first delivered to Germany and one of the last in service - facts recorded around the cross on the rear fuselage. It is seen taking off from Wittmund on May 8.
F-4F ВВС Германии
Retirement of the F-4F from JG74 was celebrated on June 12, 2008 at a ceremony held at Neuberg. Phantom 38+37 was specially painted to mark the occasion.
Wehrtechnische Dienststelle 61 (WTD 61, Technical Testing Facility 61) will retire the final examples of the McDonnell Douglas F-4F Phantom II on July 24, 2013 at Ingolstadt-Manching in Bavaria, having flown the final pair of F-4Fs (37+15, ex 72-1125; and 38+13, ex 72- 1223) in German service. The unit undertakes airframe and systems evaluation for the German defence ministry. F-4F 38+13 was painted at Jever in a black and orange scheme with the legend 'Don't let me die, I want to fly!' on the tail and wings. It departed Jever on June 25 and completed fly-bys of Wittmundhafen and Leeuwarden AB in the Netherlands before landing at Ingolstadt-Manching. It was displayed at the ‘Phantom Pharewell' air show at Wittmundhafen on June 29. Phantom 38+13 is destined to become a gate guardian while 37+15 will survive as an instructional airframe.
A lovely night shot of F-4F 37+03 that was specially painted to mark the 50th anniversary of JG 71 ‘R’ in 2009. Note the representation of a Fokker DR1 on the tail, which the Red Baron flew in World War One.
Commander of JG 71 ‘R’ is Colonel Gerhard Roubal.
Israel
The F-4E Phantom is now one of the most important weapons in the Israeli inventory, and allegedly equips three squadrons of Heyl Ha'Avir. Some Israeli aircraft, such as that illustrated here, appear to have the barrels of their M-61A-1 rotary cannon extended forward beneath the nose.
Как и в Индокитае, на Ближнем Востоке "Фантомы" понесли очень тяжелые потери, которые были попросту скрыты от общественности и налогоплательщиков тех стран, чьи ВВС решили приобрести эти отнюдь не дешевые самолеты.
На завершающем этапе карьеры большинство израильских F-4E были модернизированы до стандарта Kurnass 2000. Модернизированные F-4 привлекались к штурмовке позиций отрядов движения "Хезболла" в Ливане. Данная машина принадлежала 201 -й эскадрилье.
Универсальность Phantom повысила боевой потенциал ВВС Израиля. Истребитель-бомбардировщик нес большую бомбовую нагрузку, но одновременно мог применять и УР класса "воздух-воздух". На фотографии - Kurnass с четырьмя УР Python 3.
F-4E несет четыре УР "воздух-воздух" Python 3. Kurnass использовались преимущественно в качестве истребителей-бомбардировщиков, хотя высокая выучка их пилотов сделала F-4 серьезной угрозой для самолетов противника.
Сразу после поставки в 1969 году израильские Phantom стали принимать участие в боевых действиях, самым ярким эпизодом из которых была война Судного дня (1973 год). На снимке - тройка самолетов из 107-й эскадрильи "Knights of the Orange Tail".
Test pilot Assaf Ben-Nun flying Lockheed KC-130 Hercules 4X-JYU an May 15, 1985 - this was the first of four examples converted into tankers for Singapore.
Израильские Phantom, вероятно, являются самыми воюющими современными самолетами. Впервые модернизированные F-4E-2000 ВВС Армии обороны Израиля (IDF/AF) были использованы против палестинских повстанцев в 1991 году. Не прошедшие доработку F-4E, вероятно, были заменены на F-15I в 1998 году. В настоящее время IDF/AF располагают примерно 55 F-4E-2000 и 12 разведчиками RF-4E/F-4E(S) Oref, состоящих на вооружении в боевых (119-й и 201-й) эскадрильях в Тель-Ноф и одной резервной (142-й) эскадрилье в Хатцериме. Самолет с номером 334 был единственным, оснащенным двигателями PW1120 в рамках программы модернизации, разработанной концерном IAI в 1980-х годах. Несмотря на заметный рост характеристик, замена силовой установки не получила одобрения.
Восполнение потерь было критически важной задачей для обеих сторон. Поэтому в рамках операции "Nickel Glass" США забрали у своих ВВС 32 самолета F-4E и передали их Израилю. Снимок этого F-4E демонстрирует, как быстро самолеты были брошены в бой - израильские опознавательные знаки поверх камуфляжа ВВС США. У израильтян просто не было времени перекрасить машины.
11 августа 1987г.: на модернизированном IAI F-4E, известном в Израиле как Kurnass 2000, установлены РЛС Norden и интерфейс 1553B, усилена конструкция планера.
Adi Benaya demonstrated the Super Phantom at the June 1987 Paris Airshow.
Самой крупной ракетой, которую несли Phantom, была израильская Rafael Popeye. На фотографии - она подвешена под F-4 ВВС Израиля (зту УР используют и ВВС США, под обозначением AGM-142, но только с бомбардировщиков B-52). Ракета имеет БЧ массой 907 кг и оптикоэлектронную систему наведения. Эффективная дальность пуска - 92 км.
The IAI Lahav plant in the summer of 2000 with IDF/AF F-16Ds undergoing D-Level maintenance, Turkish F-4Es being upgraded, Sri Lankan Kfirs being prepared for delivery and their MiG-21 upgrade demonstrator.
Iran
F-4E из 61-й эскадрильи ВВС Ирана. Международный аэропорт Бушер, 2010 г.
F-4E 3-6528 takes off from Isafan loaded with three AGM-65A Maverick air-to-ground missiles.
Иран с помощью Израиля поддерживал боеготовность истребителей-бомбардировщиков F-4E и F-4D. Поставками запасных частей для этих самолетов занималось также ЦРУ США.
There have been no known upgrades to the Islamic Republic of Iran Air Force Phantom fleet, although safety modifications are known to have been made and some indigenous weapons systems developments carried out.
После американского эмбарго на поставки вооружений Ирану пришлось использовать для поддержания парка F-4 в боеготовности внутренние ресурсы. В июле 1984 года два F-4 были сбиты саудовскими F-15C/D.
Иранский «Фантом» прикрывает перекачивание нефти с танкеров на супертанкер. Персидский залив, вторая половина 80-х гг.
Smoke plumes from an AGM-65A Maverick missile fired from a F-4E Phantom over the Anarak range.
During an IRIAF exercise at Tabirz in September 2008 F-4E 3-6634 (c/n 4674) launches an R-73E Vympel missile.
Three 91st Tactical Fighter Squadron F-4E Phantoms, serial numbers 3-6665, 3-6535 and 3-6673 make a stylish break.
A total of 22 IRIAF Phantom IIs were in the flypast. Other frontline fast jets that participated were 12 F-14A Tomcats, eight MiG-29 Fulcrums, eight F-7Ms (five of which were FT-7M two-seaters), three Mirage F.1s and 36 F-5s of five different variants (made up of 25 F-5Es and Fs, four F-5B Simorgh, four Azarakhsh and three Saeghe).
KC-747 serial 5-8107, accompanied by a MiG-29UB (top), F-4E (middle) and F-14A, during an Iranian Military Day Parade in Tehran in April 2015. One of the IRIAF’s three KC-747s, this aircraft has also used the civil registration EP-NHP since the early 1980s, but has been withdrawn from use and remains in storage today.
The highlight of this year's Kish air show was a flypast of the world's sole operational KC-747 tanker escorted by three F-4E Phantoms and two F-14A Tomcats on the last two days of the show.
IRIAF F-4E from TFB.3 armed with four Hunting BL.755 CBUs seen from a Boeing 707-3J9C tanker during a refuelling operation high over the Iraqi border.
F-4E, модернизированный по проекту «Довран», из состава 91-й эскадрильи тактических истребителей
F-4E Phantom 3-6541 of the 91st TFS prior to take-off for a test flight over the Semnan missile test range on January 19, 2012 to integrate the C-802A and AN/APQ-120 radar.
Истребители-бомбардировщики F-4E "Фантом-II" все еще состоят на вооружении ВВС Ирана
F-4E Phantom 3-6541 prior to a test flight from Mehrabad loaded with a C-802A missile.
An IRIAF crew chief checks a weapon pylon loaded with two AGM-65A Maverick air-to-ground missiles on an F-4E Phantom.
Aircrew wave to the AIR International photographer at Isafan Air Base. Note how this F-4E Phantom is still adorned with English stencilled markings applied by McDonnell Douglas in the 1970s.
Six F-4E Phantoms, 3-6525, 3-6528 and 3-6532 from the 61st Tactical Fighter Squadron based at Yassini Air Base and 3-6665, 3-6666 and 3-6673 from the 91st Tactical Fighter Squadron based at Abdolkarimi Air Base, with their crews on board during preparations for flight at Isafan Air Base.
A busy flight line at Isafan Air Base with F-5s, MiG-29s and F-4E Phantoms being prepared for flight.
Ракеты C-803 "Кадер" (на переднем плане и на пилоне под крылом) и C-704KD "Наср II"
F-4E 3-6649 loaded with a C-801K missile at Mehrabad on September 25, 2013. During a ceremony at the IACI facility that day, domestic production of air-launched C-801K and C-802A missiles was officially announced by the Minister of Defence.
Ракета C-704KD
Greece
The Greek Air Force has received 56 F-4Es, as illustrated, in addition to eight RF-4Es now in course of delivery.
Hellenic Air Force F-4E AUP prototype 01523, ‘Princess of Andravida’ parked on the flight line at Manching, Germany.
One of 28 former US Air Force F-4Es supplied to Greece by the US government in 1992 was 67-0377. The aircraft were referred to as the F-4E SRA, an acronym standing for South Eastern Regional Amendment.
Four F-4E SRA Phantoms on the last chance ramp at Andravida AB, home of 338 Squadron;
ВВС Греции
F-4E PI-2000 Phantom II, serial number 01528, was one of the six from 338 Mira to participate in Iniochos 2019.
A Hellenic Air Force F-4E (AUP) from 339 Mira taxies out in dank weather.
Начиная с 1999 года, 38 F-4E прошли модернизацию по программе "Peace Icarus 2000", после чего стали соответствовать стандарту немецких F-4F ICE. Самолеты, в частности, получили РЛС APG-65, способную работать с УР AIM-120. Греция также приобрела навигационно-прицельные контейнеры Rafael LITENING, с помощью которых F-4 могли применять высокоточные боеприпасы, такие как УАБ с лазерным наведением. Один самолет был модернизирован компанией DASA в Германии, остальные - компанией "Hellenic Aerospace Industries" в Танагре. Все Phantom получили тактический серый камуфляж (на фото), как и те F-4E, что прошли модернизацию по программе SLEP на заводе HAI.
F-16s were the most numerous type to participate in the exercise - here a Hellenic Air Force F-16D Block 52 aircraft from 335 Mira follows an F-4E.
Andravida-based F-4E Phantom AUP 71745 on take-off. The McDonnell-Douglas design from the 1950s still looks every part a fighter aircraft.
F-4E
Greece's F-4E Peace Icarus upgrade significantly increased the Phantom's capability, including the ability to self-designate surface targets using the Rafael Litening II pod.
Hellenic Air Force F-4E AUP prototype 01523, ‘Princess of Andravida’ first flew from Manching, Germany on April 28, 1999.
Daimler Chrysler (Dasa)/HAI proof-of-concept F-4E Phantom, 01523, which flew in Germany on April 28, 1999, and is now with HAI at Tanagra, Greece. The upgrade programme, which will maintain the type’s effectiveness to 2015, involves 29 Peace Ikarus I and ten P1 II aircraft.
F-4E AUP 01513 departs Andravida AB during the Hellenic Air Force Fighter Weapons Course carrying a Litening II targeting pod.
Истребители F-4E «Фантом» II 338 эскадрильи ВВС Греции на учениях TWM-2017, авиабаза Флореннес (Бельгия)
The Hellenic Air Force in cooperation with Aegean Airlines organised a unique event on November 6, 2015 to celebrate the country's independence day. Aegean Airlines A320 SX-DGY took off from Athens International Airport, carrying 100 people, all winners of a competition, for a special rendezvous over the Aegean Sea. At the same time three two-seat aircraft, a Mirage 2000-5 Mk II, a Block 52+ F-16D and a F-4E AUP took off from Tanagra Air Base. Each jet had a veteran air force pilot who flew the same types during their career on board. The four aircraft rendezvoused north of Mikonos for a unique photo opportunity. After several orbits, the formation headed towards Tanagra, made two low passes and landed. The Airbus passengers then visited the resident 114 Combat Wing’s static display.
The unmistakable lines of the F-4 Phantom II in the shape of Hellenic Air Force F-4E AUP 01528 on final approach to Andravida Air Base.
Turkey
В 2002 году Турция была крупнейшим оператором самолетов Phantom в мире, располагая 140 F-4E (на снимке) и 39 RF-4E. Они были приписаны к трем авиакрыльям: в Эскишихире (три эскадрильи), Конья (две эскадрильи) и Эрхак-Малатья (три эскадрильи). Шесть эскадрилий F-4E используются в качестве истребителей-перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков, а две эскадрильи RF-4E заняты тактической разведкой. F-4E несут различные типы камуфляжа. Самолет на снимке несет стандартный камуфляж "джунгли", использовавшийся в Юго-Восточной Азии. Самолеты F-4E, задействованные в ПВО (бывшие машины Национальной гвардии США), сохранили свой серый двухцветный камуфляж "Hill Gray II", более подходящий для задач перехвата.
Турецкие Phantom окрашивались по разным схемам - типа "джунгли" (на фото) и серый типа "Hill Gray".
F-4E 66-0312 was painted in a special livery to commemorate the last flight with 172 Filo. The unit was disbanded in 2009, and will be stood up again when deliveries of F-35 Lightning II commence. The legend on the fuel tank reads “We trained the heroes”, underlining the OCU role of 172 Filo.
Турецкие Phantom окрашивались по разным схемам - типа "джунгли" и серый типа "Hill Gray" (на фото).
Многоцелевой истребитель F-4E Phantom II из 111 -й эскадрильи «Пантера» Воздушных сил Турции
Perhaps in hopeful anticipation of continued improvements in relationships between Greece and Turkey, the RIAT organisers parked a pair of Greek Air Force (Elliniki Polemiki Aeroporia) Vought A-7E Corsair IIs next to a couple of Turkish Air Force (Turk Hava Kuvvetleri) McDonnell Douglas F-4E Phantoms. The Corsair IIs were from 116 PM, based at Araxos and the Phantoms from 172 Filo, Eskisehir.
F-4Es of 112 Filo showing their teeth;
F-4E
An F-4E 2020 Terminator equipped with a Maverick missile and ACMI pod during Exercise Anatolian Eagle 2008 at Konya 3rd MJB.
One of the first two Turkish Air Force F-4E Phantoms to he upgraded by IAI seen at Eskisehir air base while being delivered from Israel on January 24, 2000. Note that the aircraft has also been repainted in a new overall dark grey colour scheme.
F-4E 67-0232 shot down a North Vietnamese MiG-21 with its 20mm cannon in operation by the USAF’s 307th Tactical Fighter Squadron. The aircraft was delivered to the TuAF in 1987 and is seen in the markings of 132 Filo.
F-4E из состава BBC Турции. Бельгия, аэродром Флореннес, 10 июня 2008 г.
Turkish Air Force F-4E 2020 Terminator 77-0283 of 111 Filo assigned to the 1 st Main Jet Base at Eskisehir. The aircraft is loaded with an inert AGM-142 Popeye air-to-ground missile.
Turkish Air Force F-4E 73-1021 assigned to 111 Filo 'Pantera' has a large shark mouth marking on the nose.
F-4E
F-4E serial number 77-0296, specially marked for the 60th anniversary of the Phantom in Turk Hava Kuwetleri service makes a low pass over Konya.
Peace Diamond IV Phantoms have ‘Shark Mouth’ nose art, as seen on this F-4E from 112 Filo;
A Terminator assigned to 111 ‘Panter’ (Panther) Filo;
Авиашоу в Измире, посвященное 100-летию ВВС Турции. Июнь 2011г. F-4E
An F-4E moments before air-refuelling with a Turkish Air Force KC-135R.
F-4E landing with brake parachute.
Egypt
An F-4E of No 88 Sqn, one of the component units of the 222nd Brigade. All the EAF's Phantoms arc progressively switching from an air superiority grey finish to camouflage in keeping with their primary air-ground role.
The F-4E Phantom was the first US combat aircraft to enter EAF service and its introduction was somewhat traumatic. The F-4E is currently operated from Cairo West by the 222nd Tactical Fighter Brigade, two of the Brigade's aircraft being seen in company with two USAF F-4Es in the vicinity of the Pyramids of Giza.
An Egyptian Air Force F-4E refuelling from a McDonnell Douglas KC-10 Extender. It is possible that these aircraft have received some of the latest AIM-9M-2 Sidewinders ordered for the F-16 fleet in 2003.
Самолеты A-10A, базировавшиеся в континентальной части США, составляли основу сил быстрого реагирования, будучи способны за короткий срок долететь до горячей точки. На фотографии A-10 выполняет рулежку по ВПП, на заднем плане виден F-4 Phantom египетских ВВС, египетская авиабаза, учения "Bright Star" 1982 года.
 
McDonnell Douglas F-4 Phantom II in the late 1950s experienced tailplane stall at low speeds on take-off and approach when the relatively small-area, thin-sectioned all-flying tailplane could not cope aerodynamically with the downloads it generated. The solution was to install a fixed leading-edge slat on the tailplane itself