RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : International

Год : 1994

Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе/ истребитель-бомбардировщик

Варианты

Eurofighter Typhoon
  
   Опыт успешной международной кооперации в разработке и производстве Panavia Tornado послужил основой для запуска в середине 1980-х годов совместной программы разработки европейского истребителя завоевания превосходства в воздухе, который должен был поступить на вооружение в конце 1990-х годов. В июне 1986 года Германией, Великобританией и Италией был образован консорциум "Eurofighter", вскоре к нему присоединилась Испания. На раннем этапе в дискуссиях по EFA (European Fighter Aircraft) принимали участие и другие страны Европы, прежде всего Франция, но затем они отошли от программы, выбрав собственные пути. Франция сделала ставку на разработку истребителя Dassault Rafale.
   Концепция EFA предусматривала создание самолета с искусственной устойчивостью, с передним горизонтальным оперением (ПГО), цифровой электро-дистанционной системой управления, с органами управления, скомпонованными по принципу HOTAS, с высокотехнологичным БРЭО, а также предусматривалось использование карбоно-фибровых композитных конструкционных материалов и материалов на основе алюминий-литиевых и титановых сплавов, применение речевой системы управления. За основу проекта взяли демонстратор технологий BAe EAP.
   В сентябре 1987 года были сформулированы требования к относительно легкому, но оснащенному сложным БРЭО одноместному истребителю с минимально возможной эффективной поверхностью рассеивания, высокими летными данными на сверхзвуковых скоростях, отменной маневренностью, хорошей управляемостью и силовой установкой из двух ТРДДФ, способному эксплуатироваться с коротких ВПП, вести маневренный воздушный бой и оптимизированному для поражения воздушных целей вне пределов визуальной видимости. В качестве второстепенной рассматривалась задача поражения наземных целей. Германию и Италию интересовал чистый истребитель воздушного боя, но в результате переговоров согласились на принятие общих требований к самолету с массой пустого не менее 9750 кг при площади крыла 50 м2 и силовой установкой на базе новых ТРДДФ EJ200 тягой по 90 кН на форсаже, разрабатываемых консорциумом "Eurojet" в составе британской "Rolls-Royce", германской MTU, итальянской "Fiat Avio" и испанской SENER (позже ITP).
   Подписанный в ноябре 1988 года первоначальный контракт предусматривал разработку и постройку восьми прототипов (включая два двухместных), срок завершения программы - 1999 год.
   Прототипы должны были строиться во всех государствах-партнерах: Великобритании (три), Германии (два), Италии (два) и Испании (один). Планировалась закупка с 1996 года 765 серийных самолетов - по 250 для британских и германских ВВС, 165 для ВВС Италии и 100 для ВВС Испании.
   После ожесточенных политико-экономических споров между различными национальными министерствами в 1990 году решили вести разработку многорежимной импульсно-доплеровской РЛС СУО ECR90 силами британской "GEC Ferranti" при участии итальянской компании FIAR и испанской - INISEL. ECR90, получившая позже наименование CAPTOR, оптимизирована для поиска и уничтожения воздушных целей ракетами - в исходном варианте ракетами AIM-120 и AIM-9. Со временем в комплекс были интегрированы УР ASRAAM (для ВВС Великобритании) и IRIS-T (для ВВС Германии и Испании). В будущем британские ВВС намерены заменить УР AMRAAM ракетами Meteor. Помимо УР "воздух-воздух", на узлах внешней подвески предусмотрено использование широкого ассортимента вооружения класса "воздух-поверхность". По требованию Великобритании, самолет вооружен 27-мм пушкой Mauser BK27, установленной в фюзеляже по правому борту.
   Хотя основной поисковой системой является РЛС CAPTOR, важное значение имеет тепловизионная система PIRATE, разработанная компанией "Eurofirst", в которую вошли итальянская FIAR, британская "Thorn-EMI Electronics" и испанская "Eurotronica". За разработку бортового комплекса обороны DASS (Defensive Aids Sub-System) отвечали британская "Marconi Defence Systems" и итальянская "Elettronica". Контракт на разработку DASS предписывал интеграцию в единый комплекс аппаратуры предупреждения о пусках ракет, приемников предупреждения о лазерном и электромагнитном излучении, устанавливаемых в законцовках крыла станций постановки помех, устройств отстрела ложных целей, а также буксируемой ложной цели. Германия и Испания считали возможности DASS избыточными и выбрали для своих самолетов упрощенный вариант бортового комплекса обороны.
   Решение о выделении инвестиций для подготовки производства предполагалось принять в начале 1993 года, но Германия продолжала дискутировать по вопросу стоимости одного самолета и расходов на весь период эксплуатации, что привело к задержке всей программы EFA. После анализа семи проектов однодвигательных самолетов в конце 1992 года остановились на более простом и менее дорогостоящем проекте - известном как Eurofighter 2000 и отличающемся возможностью оснащения его упрощенным БРЭО в целях снижения стоимости (прежде всего - для Германии). На начало 2010 года планировалась закупка 162 самолетов для Великобритании, 145 для Германии, 98 для Италии и 74 для Испании. Кроме того, заказы получены от Австрии и Саудовской Аравии. В 2010 году ВВС Австрии получили все 15 заказанных истребителей, а Саудовская Аравия начала получать первые из 72 заказанных самолетов.
   Первые два прототипа Eurofighter 2000 собрали в Германии (DA.1) и Великобритании (DA.2). DA.1 поднялся в воздух 27 марта, а DA.2 - 6 апреля 1994 года. Обе машины получили "промежуточные" двигатели RB.199-22. Первым прототипом со штатной силовой установкой из двух ТРДДФ Eurojet 200 стал собранный в Италии DA.3, постройка которого задержалась из-за проблем с интеграцией цифровой системы управления двигателем. Первый двухместный прототип DA.4 собран "BAe" и также являлся демонстратором прототипа РЛС ECR90. DA.5 сборки компании DASA предназначался для интеграции БРЭО и СУВ. Последними прототипами, количество которых ограничили после реструктуризации программы, стали двухместный DA.6 испанской сборки и одноместный DA.7 итальянской сборки.
   Постепенно программа Eurofighter преодолела сложные финансово-экономические и технические проблемы. Главные проблемы технического плана были связаны с программным обеспечением системы управления полетом, изначально создаваемым в Германии. В 1998 году самолет получил собственное имя Typhoon - это название закрепилось за истребителями для Великобритании и для экспорта. Италия выбрала название Tifone, а Германия сохранила обозначение EF2000, испанские одноместные машины получили обозначение C.16, а двухместные - CE.16.
   В силу сложности Typhoon программа его разработки и производства обходилась партнерам очень дорого, поэтому было принято решение разбить ее на несколько этапов (траншей), с последовательным наращиванием возможностей. Первыми поступили на вооружение самолеты траншей 1 и 2, причем системой PIRATE оснащались только самолеты 2-й серии. В начале 2010 года началось финансирование транша 3A вместо потенциально более эффективных самолетов транша 3. Самолеты серии 3A будут оснащены РЛС CAPTOR-E с активной фазированной антенной решеткой.
   Хотя первый серийный Typhoon поступил на вооружение ВВС Испании 16 октября 2003 года, дальше всего в освоении боевых возможностей самолета продвинулись британские ВВС. Первый самолет поступил на вооружение британских ВВС 18 декабря 2003 года. Британские ВВС первыми начали использовать Typhoon в качестве истребителя-бомбардировщика с прицельным контейнером Litening II и управляемой авиабомбой Paveway II. Первые самолеты, способные поражать только воздушные цели, обозначаются в британских BBC T.Mk 1 (двухместные) и F.Mk 2 (одноместные). Самолеты, доработанные в истребители-бомбардировщики - T.Mk 3 и FGR.Mk 4. Последние FGR.Mk 4 из транша 2 способны поражать наземные цели и оснащены системой PIRATE.
   "Eurofighter" продолжает поиск иностранных заказчиков, самолет принимает участие в тендере на 126 средних многоцелевых самолетов для ВВС Индии. Конкурентами Typhoon в тендере на замену истребителей F-5 для швейцарских ВВС являются Rafale и Gripen NG.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Eurofighter Typhoon

   Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе/ истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: два ТРДДФ Eurojet EJ200 сухой тягой по 60 кН (тяга на форсаже 90 кН)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11 000 м - 2125 км/ч или М=2,00; время набора высоты 10670 м и скорости М=1,5-2 мин 30 с; практический потолок 14500 м; боевой радиус в варианте завоевания превосходства в воздухе с тремя ПТБ и временем патрулирования 10 мин - 1390 км
   Масса: пустого 10995 кг; максимальная взлетная 23 000 кг
   Размеры: размах крыла с торцевыми контейнерами РЭБ 10,95 м; длина 15,96 м; высота 5,28 м; площадь крыла 50 м2
   Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка Mauser BK27, до 8000 кг вооружения на внешней подвеске (четыре УР в полуутопленном положении под фюзеляжем; пять внешних подфюзеляжных узлов подвески и восемь подкрыльевых узлов подвески)

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 7

    Воздухозаборники имеют подвижные нижние кромки, внутренние поверхности воздухозаборников покрыты радиопоглощающим материалом.

  • Мировая Авиация 7

    Управляемые сопла двигателей EJ200, диаметр сопла автоматически регулируется в зависимости от тяги двигателя. Над соплами находится контейнер тормозного парашюта, еще выше - антенна бортового комплекса предупреждения и обороны DASS.

  • Мировая Авиация 7

    Перед козырьком фонаря кабины слева установлен датчик электронно-оптической системы EuroFIRST PIRATE. Данная система используется в воздушном бою в комбинации с радиолокатором или автономно, когда самолет выходит в атаку в режиме радиомолчания.

  • Мировая Авиация 7

    Под фюзеляжем установлены авиационные катапультные устройства BVR с пиропатронами, отстреливающими при пуске ракету от самолета до запуска собственного двигателя ракеты.

  • Мировая Авиация 7

    Под каждой плоскостью крыла находится по четыре узла подвески. Внешний пилон предназначен для подвески управляемых ракет класса "воздух-воздух" ближнего боя. На внутреннем пилоне подвешена 454-кг корректируемая авиабомба с лазерным наведением.

  • Air International 2012-01 / M.Ayton - Six ... back on the road /Military/

    An RAF technician attaches safety tags to the aft fins of a dummy ASRAAM missile.

  • Air International 2019-03 / Airscene

    RAF ground crew load a Brimstone precision attack missile to the outboard pylon of the triple-carrier loaded to the hard point outboard of the Typhoon's underwing drop tank.

  • Air International 2022-04 / R.Thomas - Sticking to the plan?

    The integration of the Brimstone 3A missile on the Typhoon fleet will be delayed until 2024

  • Мировая Авиация 188

    Перспективная УР Meteor по габаритам близка УР AMRAAM, может размещаться в отсеках, оптимизированных под AMRAAM и использовать пилоны для AMRAAM. На фотографии - ракета, предназначенная для испытаний на сброс с носителя.

  • Мировая Авиация 188

    Ракета BGT IRIS-T разработана на базе планера УР Sidewinder, но все ее системы, включая двигатель, сконструированы заново. За счет изменяемого вектора тяги ракета обладает исключительной маневренностью.

  • Air International 2018-10 / J.Lake - Master mud-mover: in the making? /Military/

    Brimstone test vehicles on a launcher loaded on station 11 of Typhoon FGR4 ZJ938 during a weapon integration test flight from Warton.

  • Air International 2018-10 / J.Lake - Master mud-mover: in the making? /Military/

    A Meteor test vehicle immediately after launch from a Typhoon on September 9, 2015.

  • Air International 2018-10 / J.Lake - Master mud-mover: in the making? /Military/

    This sequence of frames shows a Brimstone test article during release from station 11 of a Typhoon; note how the missile climbs in its initial flyaway trajectory.

  • Air International 2018-10 / J.Lake - Master mud-mover: in the making? /Military/

    This sequence of frames shows how a Brimstone test article's rocket motor plume changes between ignition and flyaway.

  • Air International 2023-10 / J.Lake - A tale of two radars

    In its initial form, the ECRS.Mk 1 is little more than a German-assembled ECRS.Mk 0, though upgrades are already planned, including a new digital multi-channel receiver and transmitter/receiver modules being developed by Hensoldt

  • Air International 2023-10 / J.Lake - A tale of two radars

    The original Captor-E used a dual swashplate repositioner and was fitted to a Warton-based test aircraft, IPA5. Another was fitted to IPA8 at Manching. The Captor-E served as the prototype for the subsequent ECRS.Mk 0

  • Air International 2023-10 / J.Lake - A tale of two radars

    The rotational repositioner of ECRS.Mk 2 uses technology initially developed for the oil industry to power the TRMs and antenna. Here is a representative ECRS.Mk 2 multi-function array, seen in place in a Typhoon forward fuselage section

  • Air International 2022-09 / T.Withington - The Great Leap Forward

    The RAF’s new ECRS Mk2 radar will equip the force’s later models of Eurofighter Typhoon. Technologies from this radar could migrate into the radar equipping the forthcoming Tempest

  • Air International 2023-10 / J.Lake - A tale of two radars

    Already in lay-up at Warton, ZK355 is seen here with a model of the ECRS.Mk 2 radar. A first flight with the radar installed is expected during 2024. Perhaps surprisingly, a single-seat aircraft was chosen as the radar testbed

  • Air International 2023-10 / J.Lake - A tale of two radars

    The first ECRS.Mk 2 radar prototype in a test chamber at Leonardo’s Crewe Toll facility in Edinburgh. This set used an antenna taken from the Bright Adder technology demonstrator

  • Air International 2023-06 / J.Lake - Making today's Typhoon fit for tomorrow

    Leonardo’s ECRS.Mk 2 is the ‘Carlsberg’ of fighter radars, with its repositioner giving an unparalleled field of regard while also promising advanced electronic attack capabilities. The first test set used an antenna based on the radar developed under the Bright Adder technology demonstrator

  • Air International 2023-10 / J.Lake - A tale of two radars

    The ECRS.Mk 2 demands a new, wideband radome, and Meggitt has now designed this. The latest radome follows the same outer mould line as the original, so it will be hard to tell whether an aircraft has been fitted with the new radar

  • Air International 2023-10 / J.Lake - A tale of two radars

    BAE’s radar test facility at Warton incorporates apertures that allow test radars to be rolled out to operate, looking out to the south over the Ribble Estuary and towards Manchester and Liverpool airports

  • Air International 2023-10 / J.Lake - A tale of two radars

    The ECRS.Mk 2 prototype radar seen rolled out of the Warton radar test facility. Radars are mounted on rails to allow them to be manoeuvred into position more easily BAE

  • Air International 2023-10 / J.Lake - A tale of two radars

    A BAE Systems radar engineer uses the HOTAS controls on a Typhoon stick top and throttles to manipulate the test radar

  • Мировая Авиация 248

    Производство военных самолетов Eurofighter уникально, так как окончательная сборка осуществляется всеми четырьмя странами, участвующими в программе. Каждая из компаний-партнеров собирает самолет для своей страны, одновременно выпуская компоненты для всех самолетов, включая идущие на экспорт. Сборка первых 24 Typhoon для Саудовской Аравии осуществляется британской "BAE Systems".

  • Air International 2013-10 / News

    Assembly of the first Tranche 3A Eurofighter Typhoon (build number BS116, to become ZK355) has been completed. It is due to fly in late September or October 2013. The aircraft was recently weighed at BAE System's facility at Warton, Lancashire, to determine its centre of gravity. The RAF will receive 40 of the 112 Tranche 3 Typhoons ordered by the four original partner nations in 2009.

  • Air International 2023-06 / J.Lake - Making today's Typhoon fit for tomorrow

    One of the last Typhoons nears the completion of the final assembly at Warton. Ongoing modernisation and upgrade efforts could yet unlock further export sales, keeping this economically vital facility busy until the onset of GCAP/Tempest production work

  • Air International 1992-09 / R.Braybrook - Europe's Aircraft Industry

    First prototype EFA being prepared for its first engine run in the Manching hush house. German withdrawal from the multi-national project is now causing Italy and Spain to have second thoughts.

  • Jane's All the World Aircraft 2000 / 3-01 - AERO-ENGINES

    Eurojet EJ200 in Eurofighter Typhoon (1999)

  • Air International 1994-08 / D.Richardson - Burning Desire for Power

    New aircraft projects always entail an element of risk. This can be considerably compounded if the project necessitates parallel development of a power plant. It is testament to the Eurojet consortium that the EJ200, which will power Eurofighter 2000, has achieved all technical milestones to time and cost.