English Electric / BAE Canberra B(I).8 / PR.9
Варианты:
English Electric / BAE - Canberra B(I).8 / PR.9 - 1954 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1954


Двухместный бомбардировщик
Описание
Фотографии
English Electric Canberra

Варианты

  Canberra B(I).Mk 8: многоцелевая модификация (дальний ночной тяжелый перехватчик, высотный бомбардировщик и целеуказатель). С 1963 года эти машины оснащались УР класса "воздух-поверхность" (73 самолета); модификация также строилась для Индии, Перу и Венесуэлы под обозначениями Canberra B(I).Mk 58, Canberra B(I).Mk 68 и Canberra B(I).Mk 82. По списании из британских ВВС одну машину переоборудовали для Перу с тем же обозначением Canberra B(I).Mk 56, что и 10 переделанных из стандарта Canberra B(I).Mk 6
  Canberra PR.Mk 9: высотный фоторазведчик с увеличенной хордой центроплана и удлиненными консолями. Полный размах крыла составлял 20.68 м, практический потолок - 17680 м. Рули оснащены бустерными гидроусилителями, место штурмана расположено в носовой части. Самолет оснащался двигателями Avon Mk 206 тягой по 48,93 кН. Построен один прототип и 23 серийные машины.
  Canberra B(I).Mk 12: модификация B(I).Mk 8 для ВВС Новой Зеландии и ЮАР (10 и 6 самолетов соответственно)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  BAC Canberra B(I).Mk 8

  Тип: двухместный бомбардировщик
  Силовая установка: два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Avon RA.7 Mk 109 тягой по 32,92 кН
  Летные характеристики: макс. скорость 871 км/ч на высоте 12190 м; начальная скороподъемность 1036 м/мин; практический потолок 14 630 м; дальность полета 5842 км с максимальным запасом топлива, либо 1297 км при полете на малой высоте с максимальным боезапасом
  Масса: пустого самолета 12 678 кг; максимальная взлетная 24925 кг
  Размеры: размах крыла 19,50 м без баков на законцовках; длина 19,96 м; высота 4,78 м; площадь крыла 89,16мг
  Вооружение: до 2722 кг бомб на внутренней подвеске плюс 907 кг вооружения на подкрыльевых пилонах
Этот Canberra B(I).Mk 8 принадлежал эскадрилье № 16 британских ВВС, размещенной на авиабазе Вильденрат в ФРГ. Контейнер с пушками в нижней части фюзеляжа был главной особенностью этой версии, но его можно было снять для нанесения атомного удара.
Canberra В(I).8, 16-я аэ, британские ВВС. Canberra B(I).Mk 8 был самым значимым вариантом, он использовался для прорыва системы ПВО противника и нанесения бомбовых ударов по особо важным объектам. Бомбы подвешивались внутри и снаружи, имелась возможность подвески пушечного контейнера. Изображен самолет 16-й эскадрильи (Лаарбрюк, ФРГ), летавшей на B(I).Mk 8 - в качестве носителей тактического ядерного оружия - в 1958-1972 годах.
Canberra B(I).Mk 8. ВВС Венесуэлы стали первым зарубежным заказчиком самолетов Canberra. Поставка разведчиков, бомбардировщиков и ударных вариантов началась с 1953 года. Самолет B(I).Mk 8 (код 4B-39) был поставлен в 1957 году в 39-ю эскадрилью 13-й бомбардировочной группы в Барселоне (штат Ансоатеги).
Бомбардировщики Canberra B(I).8 из 12-й АЭ ВВС ЮАР в 1975-76гг. выполняли разведполеты над Анголой, при этом их опознавательные знаки закрашивались
English Electric Canberra B(l).12 из 12-й АЭ ВВС ЮАР, 1980-е годы
XH176 - Canberra PR.Mk 9 из 30-й эскадрильи ВВС Великобритании с западногерманской авиабазы Гютерслох. Самолет изображен в камуфляжной окраске НАТО, середина 1970-х годов. Его списали после летного происшествии, происшедшего в 1977 году во время испытаний.
Разведывательная BAe Canberra PR.Mk9 из 39-й АЭ ВВС Великобритании. Самолет летал с чилийской авиабазы Агуа Фреска и нес опознавательные знаки ВВС Чили
Canberra PR.Mk 9, No.1 PRU, британские ВВС, 1991 год. Данный Canberra PR.Mk 9 принадлежал 1 -й фоторазведывательной эскадрилье британских ВВС (авиабаза Уайтон). Ее Canberra были последними самолетами-разведчиками в британских ВВС, использовавшими обычные аэрофотоаппараты и фотопленку. Машины находились на вооружении до 2006 года.
English Electric Canberra B(I).12 из 14-й АЭ Королевских ВВС Новой Зеландии. Малайя, авиабаза Баттерворт, начало 1965 г.
Индия, Эфиопия, Италия и Швеция посылали военные самолеты для поддержки с воздуха сил ООН, которым приходилось вести все более активные боевые действия. Вскоре начались боевые вылеты против сепаратистов Катанги. Индийские самолеты B(l).Mk 58 Canberra использовались в качестве ночных бомбардировщиков.
Canberra B(I).Mk 58, 5-я аэ, ВВС Индии, 1961-1962 годы. Несколько Canberra из 5-й эскадрильи индийских ВВС входили в состав сил миротворческой миссии ООН в Конго (ONUC) во время Конголезского кризиса (1960-1964 годы). Самолеты дислоцировались в Лулуабурге (сегодня - Кананга, Демократическая Республика Конго).
Canberra B(I).Mk 68, ВВС Перу, 1970-е годы. Вариант Canberra B(I).Mk 8 поставлялся ВВС Перу под обозначением B(I).Mk 68, в приведенной окраске. Изображенный самолет изначально был B(I).Mk 8 (WT342) и принадлежал британским ВВС. На вооружении ВВС Перу самолеты оставались до начала 1990-х годов.
B.8
B(I).Mk 8 с кодом WT341 летал в ВВС Великобритании 17 лет. На этом снимке он окрашен в цвета 16-й эскадрильи, базировавшейся в Лаарбрухе. Основной задачей этих машин было нанесение тактических ядерных ударов.
Летающая лаборатория на базе "Канберры" B(l)8 (WV787). Авиабаза Боскомб Даун, июль 1981
PR.9
Самолет Canberra PR.Mk 9 выруливает на стоянку аэродрома Энтеббе после проведения операции "Purposeful mission" в Руанде. Целью этой операции британских ВВС были поиски руандийских беженцев, скрывавшихся в джунглях западного Заира. С 20 ноября по 19 декабря 1996 года был совершен 21 вылет, Canberra отыскала 300 000 беженцев.
Эскадрилья No.39 Sqn (1 PRU) не входила в состав постоянного контингента НАТО, однако являлась частью Сил быстрого реагирования и выполняла задания в интересах различных организаций Великобритании. Запросы на использование самолетов эскадрильи обязательно проходили через Министерство обороны Великобритании. Каждый запрос и задание оформлялись согласно стандартным правилам.
Один из последних построенных PR.Mk 9; это самолет из 1-й фоторазведывательной эскадрильи ВВС Великобритании, дислоцированной в центральной Англии на авиабазе Уитон. Пять разведчиков этой эскадрильи являлись последними "чистыми" фоторазведчиками британских ВВС, однако самолеты постоянно дорабатывались, и на них установили оптоэлектронные системы наблюдения.
Для выполнения разведки с больших высот в эскадрилье No 39 (1 PRU) имелось пять самолетов Canberra PR.Mk 9. Самые старые в ВВС Великобритании самолеты были оснащены традиционной пленочной фотоаппаратурой. Они выполняли разведывательные полеты над Боснией (с авиабазы Джиоя-дель-Колле, Италия) и в Руанде (были переброшены в Энтеббе в 1996 году), а до начала в 1999 году операции "Allied Force" - над Косово.
Последний показательный полет фоторазведчика БАК "Канберра" PR.9 (борт XH134, зав. N SH.1724), 16 июля.
PR.Mk 9 предназначался для ведения фоторазведки с больших высот и изначально обозначался как HA PR.Mk 9. На снимке: XH168, построенный в 1960 году, он несет символику 39-й эскадрильи, последней эскадрильи PR.Mk 9 в ВВС Великобритании.
Самолеты Canberra PR.Mk 9 из 39-й эскадрильи входят в состав 1-й авиагруппы, а вместе с Tornado GR.Mk 4A из II(AC) и 13-й эскадрилий они составляют "разведывательное авиакрыло Мархэм". В ходе модернизации на самолеты Canberra установили пилоны для подвески контейнеров BOZ-107 и цифровой интерфейс. Некоторые самолеты доработаны под использование фотоаппаратуры LOROP.
Одно время разведывательное авиакрыло, дислоцировавшееся на авиабазе Мархэм (также Марем), включало в свой состав одну эскадрилью Canberra и две эскадрильи Tornado GR.Mk 1А (13-ю и 11(АС)). Причем эти Tornado были последними в британских ВВС, способными нести ядерное оружие (бомбы WE 177).
"Канберра" PR.9 (XH134) из 39-й эскадрильи RAF выполняет свой последний полет. Аэродром Кембл, 31 июля 2006 г.
Canberra вели разведку во многих горячих точках мира. На самолете под крылом подвешены контейнеры с ложными целями. Снимок сделан в Уганде во время конфликта в Руанде, самолет выполнял фоторазведку позиций местных партизан. Canberra действовали над Адриатикой в ходе операции НАТО "Allied Force" в Косово. Последние разведчики PR.Mk 9 британских ВВС сняли с вооружения в 2006 году, ранее самолеты прошли серьезную модернизацию.
Кассета с пленкой, снятая с самолета после его возвращения на базу, проявляется и просматривается со скоростью 3-4,5 м в секунду. Оптимальные негативы маркируются как PI (Photographic Interpreter), после чего распечатываются.
Носовая часть фюзеляжа PR.Mk 9 открывалась на петлях вбок для удобства доступа штурмана в свою кабину. Кабина штурмана не имела остекления, за исключением двух небольших окон, по одному с каждого борта.
Пара самолетов из 58-й эскадрильи, на переднем плане PR.Mk 9, дальше - PR.Mk 7. На Canberra PR.Mk 9 установлены фонарь кабины, как на B(I).Mk 8, крыло большей хорды и увеличенного размаха и более мощные двигатели серии Avon 200.
Отретушированная фотография ASTOR (Airborne Stand-Off Radar) Canberra. Требованиям ASTOR в полной мере удовлетворяет Global Express.
B.12
The South African Air Force's small Canberra force, comprising six B(I) Mk 12 bombers and three T Mk 4 trainers, is operated from Waterkloof by No 12 Squadron.
Canberra (с кодом 452) был одним из шести самолетов B(I).Mk 12 первой партии, поставленной южноафриканским SAAF в 1963-1964 годах. Последний из них (код 456) был и самым последним из построенных самолетов Canberra.
Canberra принимала участие во многих военных конфликтах - от Аргентины до Вьетнама и от Северной Ирландии до Южной Африки. B(l).Mk 12 ВВС ЮАР сфотографирован в полете на малой высоте во время операции "войны в буше". В ходе этих боевых действий ВВС ЮАР потеряли один самолет с экипажем.
Бомбардировщики ЮАР Canberra интенсивно использовались в ходе постколониальной "Войны в буше" в Намибии и южных районах Анголы. Canberra могла наносить удары по базам повстанцев в глубине вражеской территории.
Шесть B(I).Mk 12 и три T.Mk 4 из состава 12-й эскадрильи были поставлены ВВС Южной Африки в 1963-1964 годах. Mk 12 был последним серийно строившимся вариантом Canberra.
Бомбардировщики «Канберра В.12» ВВС Перу
B.58
Оранжевый Canberra (с черно-желтой маркировкой буксировщиков на нижних поверхностях) - один из последних самолетов данного типа, использовавшихся ВВС Индии в качестве буксировщика мишеней. Скорее всего, на снимке Canberra B(I).Mk 58, поставленный Индии с завода "English Electric", или бывший B(I).Mk 12 ВВС Новой Зеландии.
Индийские ВВС эксплуатировали Canberra вплоть до 2007 года - данный самолет использовался в качестве буксировщика мишеней для подготовки расчетов корабельных средств ПВО. ВВС Индии также использовали машины в роли самолетов РЭБ, в 35-й эскадрилье имелось некоторое количество Canberra B(I).Mk 8 и Mk 58, оснащенных подфюзеляжными контейнерами РЭБ, схожими по размерам со старыми подфюзеляжными пушечными контейнерами.
Большой парк индийских ударных машин Canberra включал заново построенные самолеты Mk 58, списанные из ВВС Новой Зеландии Mk 12 и переделанные из списанных британскими ВВС Mk 15 и Mk 66, а также 16 самолетов B(I).Mk 58. На снимке - машина B(I).Mk 58 с кодом IF930 (на переднем плане) летит в паре с B(l).Mk 66 с кодом F1021.
Индия являлась крупнейшим импортером Canberra, закупив более 100 самолетов, включая восемь PR.Mk 57/67, поставленных в 1959 году. Из разведчиков сформировали 106-ю эскадрилью "Lynxes". Дополнительные разведчики были закуплены в 1963 и 1975 годах. На снимке: Canberra PR.Mk 57 из 106-й эскадрильи выполняет полет в одном строю с буксировщиком мишеней B(I).Mk 8; С вооружения ВВС Индии Canberra сняли в 2007 году.
B.68
"Канберры" B(I).68 из 21-й бомбардировочной группы ВВС Перу. Писко, авиабаза "Капитан Ренан Элиас Оливера", апрель 2005 г.
B.8
Носовая часть "Канберры" B(I).8 (справа) существенно отличалась от ранних вариантов
Currently undergoing flight tests at the M.o.S.'s Radar Research Aerodrome at Defford, Worcestershire, is VN828, an English Electric Canberra B.Mk.2 airframe which has been brought up to B.Mk.8 standard. The tests will include evaluation of the Boulton Paul designed radar nose for night-fighter and all-weather purposes.
Самолет с кодом VX185 должен был стать вторым прототипом версии Canberra PR.Mk 3, но его построили как прототип целеуказателя B.Mk 5. Однако и в этом варианте он не поступил на вооружение, а был перестроен в модификацию B(I).Mk 8, впервые взлетевшую 23 июля 1954 года.
Прототип самолета изоляции поля боя "Канберра" B(I).8 был сделан из опытной машины B.5 (VX185). Фарнборо, 1954 г.
"Канберры" B(I).8 из 88-й эскадрильи. Авиабаза Гайленкирхен (ФРГ), начало 1960-х гг.
Night intruder variant of the Canberra, the B.Mk.8.
Безусловно, боевые возможности "Канберр" к началу 80-х были недостаточны для участия в полномасштабных боевых действиях, однако в конфликтах малой интенсивности, де еще при острой нехватке современных средств ПВО у противника, от этих "старых английских леди" можно было ждать неприятных сюрпризов.
PR.9
Самолет-разведчик "Канберра" PR.9 поздних серий из 39-й эскадрильи
Photo-reconnaissance version the PR.Mk.9.
"Канберра" PR.9 из 2-го авиакрыла ВВС Чили
Canberra PR.Mk 9, отличавшаяся крылом увеличенного размаха, хордой и прямыми законцовками, из 39-й (1 PRU) эскадрильи ВВС с авиабазы Мэрхем.
Британские разведчики Canberra PR9 действовали с чилийских аэродромов
Первой на Canberra PR.Mk 9 в январе 1969 года перевооружили дислоцированную в Уайтоне 58-ю эскадрилью, ранее эксплуатировавшую вариант PR.Mk 7. Позже эскадрилья базировалась в Германии, на Кипре, Мальте и в Сингапуре. В октябре 1962 года во время кубинского кризиса самолеты эскадрильи фотографировали перемещения советских кораблей и судов. Эскадрилью расформировали в сентябре 1970 года.
"Канберра" PR.9 из 39-й эскадрильи рулит после завершения очередного разведполета над Афганистаном. Кабул, июнь 2006 г.
В инспирированной Вашингтоном и Брюсселем воздушной кампании против Югославии нашлась работа и для таких заслуженных ветеранов, как британская разведывательная "Канберра".
Подготовка к вылету "Канберры" PR.9 из 39-й эскадрильи
Short-built Canberra P.R.9s feature redesigned nose which opens sideways to provide entry for the navigator. A frangible panel just ahead of the canopy enables the navigator to eject in an emergency.
После катастрофы первого серийного PR.Mk 9, в которой погиб штурман, в носовой части фюзеляжа в кабине штурмана установили катапультное кресло. Входной люк (ранее использовался и как аварийный люк штурмана) ликвидировали, взамен были внедрены индивидуальные люки для каждого из членов экипажа. При катапультировании штурман покидал самолет сквозь верхнее остекление кабины.
Заправка топливом "Канберры" PR.9 из 39-й эскадрильи в ходе операции НАТО на Балканах. Конец 1990-х гг.
"Канберры" PR.9 в цехе окончательной сборки завода фирмы "Шорт Бразерс"
B.12
Подготовка к вылету "Канберры" В(I).12 из 14-й эскадрильи RNZAF. Под крылом подвешены блоки неуправляемых ракет Microcell. Операция "Конфронтация", авиабаза Лабуан, осень 1964 г.
После использования B.Mk 2, взятых в лизинг у британских ВВС, ВВС Новой Зеландии заказали новые B(I).Mk 12, представляющие собой экспортный вариант B(l).Mk 8; такие же самолеты поставлялись ВВС ЮАР. Со временем Canberra ВВС Новой Зеландии были проданы Индии, окончательно их сняли с вооружения в мае 2007 года.
Новозеландская "Канберра" B(I).12 атакует НАРами в ходе операции "Конфронтация". Осень 1964 г.
Бомбардировщик Canberra B(I).Mk 12 был вариантом британской Canberra B(I).Mk 8, строившимся для ВВС Новой Зеландии и ЮАР (на снимке). Canberra из Южной Африки и Родезии использовались в затянувшихся войнах в буше на протяжении 1970-х годов.
"Канберра" В(I).12 из 12-й эскадрильи ВВС ЮАР идет на предельно малой высоте над африканской саванной
"Канберры" ВВС ЮАР в основном совершали разведполеты
B.58
Пара "Канберр" из 5-й эскадрильи ВВС Индии
Индийские "Канберры" над Гоа
Изредка индийцы использовали "Канберры" в качестве штурмовиков. На фото: "Канберра" В(I).58 из 5-й эскадрильи IAF атакует НАРами позиции сепаратистов Катанги. Декабрь 1961 г.
Шведские истребители в Конго сопровождали эскадрилью из шести индийских бомбардировщиков Canberra B(l).Mk 58, которые наносили ночные удары по столице мятежной провинции Катанга Элизабетвилю.
Canberra B(I) 58s of the IAF being serviced. The IAF operates a variety of Canberras, having received five new and six refurbished T Mk 4s, 71 new B(I) Mk 58s, 10 new PR Mk 57s, 10 refurbished B Mk 66s and two refurbished T Mk 67s, deliveries of the last refurbished aircraft having been completed in 1971.
Exerimental
B.Mk 2 с носовой частью фюзеляжа, как у B(I).Mk 80, и обтекателем РЛС. Самолет использовался для испытаний РЛС AIRPASS AI перехватчика Lightning.
Airpass installed in the nose of an English Electric Canberra.
MODIFIED CANBERRA is WT327 with radar installations in their noses. The sharp nose of WT327 gives the aircraft a more aggressive look.
Currently undergoing flight tests at the M.o.S.'s Radar Research Aerodrome at Defford, Worcestershire, is VN828, an English Electric Canberra B.Mk.2 airframe which has been brought up to B.Mk.8 standard. The tests will include evaluation of the Boulton Paul designed radar nose for night-fighter and all-weather purposes.
Один из первых четырех прототипов, VN828, со временем получил носовую часть фюзеляжа по типу B(l).Mk 8.
Летающая лаборатория "Канберра" SC-9 для испытаний системы наведения ракеты "Ред Топ". Июль 1983 г.
В целях изучения характера воздействия обледенения крыла на управляемость BAe 146 проводились соответствующие испытания - прототип совершал полет за самолетом Canberra, с которого распылялась струя воды. Самолет Canberra был предоставлен Экспериментальным центром авиации и авиационного вооружения британских ВВС (A&AEE), расположенным в Боскомб-Дауне.
Работая в достаточно тесном хвостовом отсеке Canberra PR.Mk 9, техник снимает кассету с пленкой с фотокамеры Zeiss RMK. Камера установлена на направляющих и может сдвигаться в сторону от люка для облегчения доступа.
"Канберра" из 14-й эскадрильи RNZAF, совершившая вынужденную посадку в районе таиландской авиабазы Корат. Первая половина 1960-х гг.
"Канберра" B(I).8, совершившая аварийную посадку на авиабазе Мэнстон. 9 июня 1965 г.
Модель "Канберры" PR.9 в масштабе 1:72, производство компании MPM
Модель "Канберры" B(I).12 в масштабе 1:48, выпущенная компанией Airfix
Canberra B(I).Mk 8. В 1972 году на самолетах Canberra 16-й эскадрильи начали рисовать акульи пасти, эта эскадрилья последней в британских ВВС использовала Canberra по исходному предназначению - как бомбардировщики. Самолет предназначался для нанесения ядерных ударов с малой высоты американскими бомбами B43. Индийские Interdictor Canberra неоднократно принимали участие в боевых действиях, но пушки Canberra B(I) из 16-й эскадрильи в бою прозвучали лишь однажды. Инцидент случился в 1965 году во время временного базирования отряда из восьми самолетов на Борнео, где подразделение действовало против индонезийских войск.
На рисунке изображен Canberra PR.Mk 9 из 1-го фотографического отряда (No.1 PRU), дислоцированного в Уайтоне, где некогда базировалась основная часть самолетов Canberra ВВС Великобритании. Последние уцелевшие PR.Mk 9 эксплуатировались 39-й эскадрильей вплоть до ее расформирования в июне 1982 года. Эскадрилью заменили на подразделение No.1 PRU, которое входило в состав 18-й авиагруппы. Рационализация ВВС Великобритании в 1992 году привела к тому, что отряд No.1 PRU вновь стал именоваться 39-й эскадрильей и официально обозначался как No.39 (1 PRU) Sqn. Окончательно эту эскадрилью с самолетами Canberra PR.Mk 9 расформировали 23 июня 2006 года.
Canberra B.9 из 5-й АЭ ВВС Индии, Конго, декабрь 1961г.
Пара индийских Canberra B(l).Mk 68 с малой высоты атакуют портовые сооружения в Читтагонге. Пилоты индийских машин действовали с большой отвагой, заслужив уважение своих противников.
Canberra PR.Mk 9
English Electric Canberra PR.Mk 9
ENGLISH ELECTRIC CANBERRA P.R.9 : Featuring a new nose housing a redesigned navigator's "office" with lightweight Martin-Baker ejector seat, the Canberra P.R.9 is powered by two 10,050-lb. s.t. Rolls-Royce Avon 206 turbojets. Dimensions are: Span 69 ft. 5 in.; length 66 ft. 8 in.; height 15 ft. 7 in.