Сухой Су-30     Россия, 1988
Shenyang J-16     Китай, 2012
Варианты:
Сухой - Су-30 - 1988 - Россия
Страна: Россия
Год: 1988


Two-seat long-range combat aircraft and trainer
Описание
Фотографии:

Цветные фото (479)
Су-30 (Су-27ПУ), Су-30МК

   Постоянное совершенствование перехватчика Су-27 и учебно-боевого самолета Су-27УБ привело к появлению ряда вариантов, одним из которых стал Су-27ПУ, созданный в начале 1990-х. Он разрабатывался по требованиям авиации ПВО к дальнему перехватчику с большой продолжительностью полета, способному находиться в воздухе до 10 часов, имеющим две одинаковые кабины и оснащенному оборудованием для дозаправки. Самолет оснастили дополнительным навигационным оборудованием. Дальность полета без ПТБ должна была составлять 3000 км.
   Прототип Су-27ПУ поднялся в воздух в Иркутске 30 декабря 1989 года. Позднее было построено небольшое число предсерийных самолетов Су-30, включая две машины для пилотажной группы "Летчики-испытатели". С дополнительным оборудованием в задней кабине Су-30 способен действовать в качестве миниатюрного самолета ДРЛОиУ, осуществляя взаимодействие с четырьмя другими самолетами (например, группой МиГ-31), указывая им (даже в автоматическом режиме) наиболее подходящие цели. Также он осуществляет передачу информации внутри группы, позволяя добиваться тактического преимущества.
   Бюджетные ограничения первоначально не позволили заказать серийные Су-30 для российских ВВС, но разработанный на его базе коммерческий вариант Су-30МК ("Flanker-F/G/Н") пользуется большим успехом у зарубежных покупателей. Су-30МК сочетает концепцию двухместного Су-30 с управлением вектором тяги и ПГО, как у Су-37. Эта двухместная тяжелая машина решает как ударные, так и задачи ПВО и завоевания господства в воздухе, не уступая (а по многим параметрам и превосходя) истребителю F-15E Eagle. На 12 узлах подвески самолет способен нести самое современное высокоточное оружие классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" общей массой до восьми тонн. Производство осуществляется КнААПО и корпорацией "Иркут", входящими в группу компаний "Сухой".
   Одним из крупнейших покупателей Су-30МК является Индия, начинавшая с базового варианта Су-30К и дошедшая до многоцелевого Су-30МКИ, который в последнее время выпускается по лицензии корпорацией HAL. Су-30МКИ оснащен управляемым вектором тяги, ПГО и двигателями АЛ-31ФП. На нем установлена РЛС Н011М "Bars" с пассивной ФАР. Бортовое оборудование включает системы российского и индийского производства, а также дополнительное оборудование, поставленное Францией и Израилем.
   Су-30МКИ поступил на вооружение ВВС Индии в сентябре 2002 года. На январь 2013 года в составе ВВС насчитывалось 157 таких самолетов и ожидается, что всего будут поставлены 272 машины. В настоящее время проводятся испытания по интеграции в систему вооружения индийских Су-30МКИ сверхзвуковой крылатой ракеты Brahmos.

   В 2000 году ВВС Китая получили свои первые Су-30МКК. Самолеты поставлялись партиями с различными типами РЛС, включая Н001ВЕП и "Жук-МС".
   Су-30МКМ для Малайзии создан на базе индийского Су-30МКИ, с ПГО и УВТ, но имеет французское оборудование для кабины и контейнер целеуказания Damocles, а также южно-африканскую систему РЭБ. На базе Су-30МКИ был создан алжирский Су-30МКА, получивший оборудование российского и французского производства. Вариант для Венесуэлы получил обозначение Су-30МКВ. В число других покупателей Су-30МК входят Индонезия, Уганда и Вьетнам (Су-30МК2В).
   В 2012 году Россия заказала 30 Су-30СМ для своей морской авиации; этот вариант создан на базе Су-30МКИ с УВТ. Первый из этих самолетов взлетел 21 сентября 2012 года. Он предназначен для замены Су-24 в морской авиации. Вероятно, самолет будет способен нести ПКР большой дальности "Яхонт".
   Су-30МК продолжает нести службу и постоянно совершенствуется, оставаясь на уровне мировых требований.
Россия
Прототип Су-30 (Су-27ПУ) использовался для выполнения многочисленных длительных испытательных полетов продолжительностью по 12-15 часов. На фотографии - второй прототип, выполнивший первый полет с заводского аэродрома в Иркутске в декабре 1989 года.
Ракеты семейства Х-31 оснащены прямоточным воздушно-реактивным двигателем и являются важным компонентом бортового комплекса вооружения самолетов Су-30. Х-31П - это противорадиолокационная, а Х-31А - противокорабельная ракета.
Спарка Т-10У-7 (б/н 389) на Мосаэрошоу-1992.
Продемонстрированный на авиасалоне МАКС'99 Су-30 "302" вооружен неуправляемыми бомбами и управляемыми ракетами, что подчеркивает универсальность этого многоцелевого штурмовика-истребителя. В число ключевых особенностей машины входят наличие системы дозаправки в воздухе и смещенный от продольной оси самолета датчик-визир инфракрасной системы поиска и прицеливания.
Su-30 prototype '302' was upgraded by the Russkaya Avionika and Irkutsk plant. It made its first flight in March 1999 and is seen here making its public debut at MAKS '99.
Тот же самолет (уже б/н 321), демонстрировавшийся на авиасалоне Ле Бурже-1993
Ракета Х-59М оснащена маршевым малогабаритным ТРДД, подвешенным в гондоле снизу, а ее наведение осуществляется при помощи аппаратуры, размещенной в универсальном подвесном контейнере АПК-8 или АПК-9 (на снимке под левым воздухозаборником).
Su-30 502 is a Sukhoi test aircraft based at Komsomolsk used for the development of versions of the Su-30MK.
На снимке запечатлен пуск ракеты Х-29 во время испытаний опытного Су-30МК. Ракета может оснащаться пассивной телевизионной (Х-29Т) или полуактивной лазерной (Х-29Л) ГСН.
Su-30MK2, side number 503, launches a Kh-29L laser-guided missile.
Ракета Х-59М оснащена маршевым малогабаритным ТРДД, подвешенным в гондоле снизу, а ее наведение осуществляется при помощи аппаратуры, размещенной в универсальном подвесном контейнере АПК-8 или АПК-9.
In 2004, a Su-30MK2 dropped a Kh-59M2A anti-ship missile that reached a range of 285km.
Отработка пуска ракеты Х-31 класса «воздух - поверхность» с самолета Су-27У
Ракеты семейства Х-31 оснащены прямоточным воздушно-реактивным двигателем и являются важным компонентом бортового комплекса вооружения самолетов Су-30. Х-31П - это противорадиолокационная (пуск на снимке), а Х-31А - противокорабельная ракета.
Su-30MK test aircraft, side number 504, fires a supersonic Kh-31 air-to-surface missile.
Sukhoi Su-24MP (`Fencer-F') electronic warfare/jamming/ sigint aircraft, accompanied by an Su-30 (1998)
Sukhoi Su-30MK Flanker displayed at Farnborough '94.
Второй демонстратор Су-30МК, 1994 г.
Su-30M2s serve as combat trainers in units equipped with upgraded Su-27SMs. Russian Air Force Su-30M2 RF-96521, 10 Red is assigned to the 3rd Composite Aviation Regiment at Krymsk.
Авиабаза Крымск. Подготовка к конкурсу "Авиадартс-2017".
Авиабаза Крымск. Подготовка к конкурсу "Авиадартс-2017".
Sukhoi Su-30MK multirole combat aircraft demonstrator (1999)
Sukhoi Su-30 of operational training regiment 54 IAP at Savostleyka (1999)
Су-30 (борт 53) из 148 ЦБПиПЛС авиации ПВО, Саваслейка, 1998г.
Су-30 (борт 53) из 148 ЦБПиПЛС авиации ПВО, Саваслейка, 1998г.
Су-30
Многоцелевые истребители Су-30М2. Место: аэродром Жуковский Дата: Декабрь 2016 г.
Многоцелевые истребители Су-30М2. Место: аэродром Жуковский Дата: Декабрь 2016 г.
SU-30M2 91 blue (RF-95491, c/n 79810388203) of 38 IAP during a series of touch-and-go training sorties at Belbek Air Base on July 31, 2017.
Су-30М2 (борт N 91, "синий") заходит на посадку в промежуточном пункте в ходе перелета из Иркутска в Крым, август 2014г.
Авиабаза Крымск. Подготовка к конкурсу "Авиадартс-2017".
Su-30M2 91 blue of 38 IAP at Krymsk Air Base during aerial refuelling training with an Il-78 tanker from the local 3 Gv.SAP on February 2, 2017.
Двухместный Су-30МК с усовершенствованным радаром разрабатывался как многоцелевой истребитель-штурмовик. Он несет впечатляющий набор вооружений класса "воздух-воздух" и "воздух-земля", включая высокоточные управляемые ракеты. Су-30МКИ экспортировался в Индию, которая продолжает их выпуск по лицензии в комплектации с передним оперением и соплами с управляемым вектором тяги.
Демонстрационные полеты на Су-30, Ми-8МТА, Ан-158 и Ан-225 выполнили экипажи во главе с летчиками-испытателями Анатолием Квочуром, Владимиром Колесником, Сергеем Трошиным и Анатолием Моисеевым
Two Russian Air Force Sukhoi Su-27s (RF-95229/'21' and ‘33’) and a two-seat Su-30 taking part in Vigilant Eagle on August 27, 2013. None of the aircraft in the exercise were armed.
Су-27К готовятся к дозаправке от Су-30
Отработка дозаправки истребителей Су-27. В отличие от Ил-76 заправщик не оснащен кормовой стрелковой установкой, а место стрелка занимает оператор дозаправки. Также в отличие от Ил-76, самолет Ил-78 оснащен системой слива топлива в полете.
Су-30СМ
Предсерийный Су-30И-4 во время испытаний оружия класса «воздух-земля»
In December 2017, the Russian Ministry of Defence received its 100th Su-30SM.
The contract for 60 Su-30SMs for the RuASF is expected to be finalised this year, with a follow-on order for 60 to 70 aircraft planned for delivery between 2017 and 2019.
Four Russian Air Force Su-30SMs from the 4th Air Crew Conversion and Military Evaluation Centre at Lipetsk took part in the flying display.
Фотографии сделаны Андреем Захаренко в ходе выполнения полком учебно-тренировочных полетов и стрельб на полигоне Телемба
Su-30SM multi-role fighters assigned to the 30th Guards IAP based at Millerovo in the Southern Military District were involved in Aviadarts 2018.
The Millerovo-based Su-30SM aircrews, serving with the 31st Guards IAP were ranked as the best in the fighter category.
Многофункциональный истребитель Су-30СМ, выполняющий боевые задачи в Сирии
Многофункциональный истребитель Су-30СМ, активно поступающий сейчас на вооружение ВКС РФ
Многофункциональный истребитель Су-30СМ, выполняющий боевые задачи в Сирии
Since September 2015, four Su-30SM fighters are deployed to Syria to provide air cover to the Russian Air Group.
Любопытная деталь: Су-30СМ из состава русской морской авиации имеют трехцветный камуфляж на нижних поверхностях.
Russia’s domestic Su-30SM order book includes 88 aircraft for the Air Force and 28 more for Russian Naval Aviation. The new order may add at least 36 more for the Air Force, enough to equip three front-line squadrons.
В полете Су-30СМ
С.В. Харин у своего самолета
В полете Су-30СМ
A Su-30SM carrying an IAB-500, supposedly over the Mukhor-Konduy range in April 2020
Two Russian Naval Aviation Su-30SMs assigned to the Baltic Fleet during an air combat demonstration at this year's MAKS air show.
The Su-35S was recently introduced to the Russian Air Force inventory and never previously been shown over Moscow. Here four fly in formation alongside four Su-30SMs.
Sukhoi Su-30SM '02' is seen taking-off from Irkutsk on November 22, 2012, after handover to the VVS.
Су-30СМ (борт N 35 "синий") произвел посадку на аэродроме 859-го Центра Боевой Подготовки и переучивания летного состава морской авиации ВМФ РФ в Ейске.
Another public debut appearance at Army 2015 was made by Russian Naval Aviation's Su-30SM.
Встреча первых Су-30СМ в Новофедоровке, июль 2014г.
SU-30SM 36 blue (RF-93824, c/n 10MK51103) of 43 OMShAP returns to Saky after the Russian Navy Day flypast over Sevastopol bay on July 31, 2016.
Су-30СМ
Хмурая для Киева осень 2014-го... Позади бесславная эпопея по взятию Славянска, разгром в «Южной кишке»,. «Иловайский котел» и жуткие потери «силовиков», которые по данным германской разведки уже к концу лета перевалили за 50 тысяч человек... А в Крыму, тем временем, продолжается наращивание русской группировки. В 43-й ОМШАП ВВС ЧФ прибыло пополнение - эскадрилья Су-24М и пара новейших истребителей-бомбардировщиков Су-30СМ (борт. №38 и 39 «синие).
Pilots of 43 OMShAP at Saky returning from a training flight aboard Su-30SM 38 blue (RF-33782, c/n 10MK51202) on March 2, 2017.
Су-30СМ ВМФ РФ
Конкурс "Морской Ас-2016"
Russian Naval Aviation Su-30SMs from Saki Air Base, Crimea and Chernyakhovsk Air Base, Kaliningrad at Hmeimim Air Base, Syria.
Многоцелевой истребитель Су-30СМ
Russia's combat aircraft fleet will be bolstered with more Su-30SM Flankers that are expected to enter service by 2021.
Многоцелевой истребитель Су-30СМ
Su-30SM’s differential engine thrust is controlled by the aircraft’s fly-by-wire flight control system, without any additional pilot command inputs. This enables the heavyweight fighter to remain controllable at very low, or even zero, airspeed
Су-30СМ
Once all contracts are fulfilled, Russia will have ten Su-30SM squadrons making it the most numerous fighter in the Russian Air Force fleet.
Су-30СМ
Last year the Russian Ministry of Defence ordered 60 Su-30SMs. At MAKS 2013, Vyacheslav Averyanov and Sergei Matveychuk performed a display routine in Su-30M, side number 55 black.
Самая современная техника, состоящая на вооружении полка: истребители Су-35С и Су-30СМ
The Su-30SM (in the foreground) and Su-35S are the mainstays of the FA fighter fleet. Both are multi-role aircraft capable of delivering a wide range of precision-guided air-to-surface munitions.
More than 100 Su-30SMs have been delivered to the RuASF and RNA with production set to continue until the early 2020s. The number of Su-35s taken on strength by early 2018 was 68.
Су-30СМ
The fifth to seventh production Sukhoi Su-30SMs for the Russian Air Force arrived at Domna AB on November 11, 2013. A total of 14 are due to be delivered to the base by the end of the year to form the first operational unit with the type. Among those that will be assigned to the unit are the two (at least) currently at Lipetsk, ‘56’ (c/n 10MK51005) and ‘57’ (c/n 10MK51006), the third and fourth production aircraft. Su-30SM ‘56’ is pictured arriving at Lipetsk in late October.
Су-30СМ
The Su-30SM is the latest variant of the fighter built by Irkut, which has a firm backlog for two more years of production.
Russian Naval Aviation Su-30SM 74 from the 72nd Aviation Base at Chernyakhovsk, Kaliningrad flies by Royal Netherlands Navy frigate HNLMS De Ruyter (F804).
Модернизированные новые Су-30СМ2 для авиации ВМФ России
Модернизированные новые Су-30СМ2 для авиации ВМФ России
One of three Su-30SMs delivered to the RNA in August 2017, operated by the 72nd Aviation Base based at Chernyakhovsk, Kaliningrad exclave.
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
The most spectacular event by Russian aerobatic teams is the dense launch of flares. This Su-30SM from the Russian Knights fires large 50mm flares during the show.
Two Su-30SMs of the Russian Air Force display team, the Russkiye Vityazi based at Kubinka, during a spectacular flypast at this year's MAKS air show.
Воздушный парад над Москвой, посвященный 75-й годовщине Великой Победы
Прототип Су-30МКМ (борт 04) взлетает с аэродрома в Жуковском во время авиашоу МАКС-2007. Благодаря многочисленным усовершенствованиям самолеты серии Су-30МК позволяют многоцелевым истребителям семейства Су-27 оставаться одной из лучших боевых машин в мире.
Су-30
Этот самолет (б/н 04) - демонстратор Су-30МКМ, приобретенного Малайзией. Самолет создан на базе индийского Су-30МКИ, но с оборудованием, выбранным заказчиком.
Переднее горизонтальное оперение, двигатели с управляемым вектором тяги и интегральная схема компоновки позволяют Су-30 выполнять зрелищные фигуры пилотажа, ставящие под сомнение даже закон тяготения. Полеты на больших углах атаки производят огромное впечатление на авиационных праздниках, но многие аналитики полагают, что в современном воздушном бою они малоприменимы.
Су-30
First Su-30MKI prototype 01 during demonstrations to Indian officials at Zhukovsky, June 1998 (1999)
These photographs clearly illustrate the different approach to weapons carriage by Sukhoi and Lockheed Martin. The drag and stealth penalties of carrying the stores externally - as this Su-30MKI (armed with 1,700lb FAB-250 bombs and R-77 air-to-air missiles), compared to the Sidewinders and AMRAAMs in the Raptor's internal weapon bay - are appreciable.
Первый опытный самолет типа Су-30МКИ (Су-30И-1)
1 июля 1997г. Прототип многоцелевого боевого истребителя Су-30МКИ (1-й вариант двухместного Су-27), предназначенный для ВВС Индии, совершил свой первый полет.
Второй опытный самолет типа Су-30МКИ (Су-30И-6)
Rear view of the second Su-30MKI, showing nozzles at rest and airbrake extended (1999)
Индия Су-30МК
Specially marked Sukhoi Su-30PU of India's No. 26 `Hunting Hawks' Squadron (1999)
It is likely that the Indian Air Force's 24th Squadron 'Hunting Hawks' at Puna will become the world’s first operational squadron to fly thrust-vectoring fighters. In the meantime, its Su-30MKIs still lack hydraulically-actuated vectoring engine nozzles, canard surfaces, air-to-surface software, and Sextant Avionique systems.
Russian fighters such as the MiG-29 Fulcrum and Su-27/30 Flanker series have remarkable agility and can carry a wide range of air-to-air missiles for air combat, from beyond visual-range to close-in dog-fighting. Many of their variants can also be equipped with infra-red search and track systems which allow their pilots to engage targets passively. This Su-30K is in service with the Indian Air Force.
India's dedicated fighter variant Su-30Ks will be replaced by the upgraded and multirole Su-30MKIs.
Истребители Су-30МК из первых российских поставок (самолеты без ПГО и УВТ)
В июне 2005 года шесть Су-30МКИ индийских ВВС посетили французскую авиабазу в Истре для проведения совместных учений Garuda II. В ходе учений реализовывалась программа индивидуальной подготовки летчиков к ведению воздушного боя, а французские Mirage 2000 заправлялись от индийских Ил-78.
Су-30МК из состава 24-й эскадрильи
Су-30МК
Истребитель Су-30МК (без ПГО) на учениях "Cope India 2004"
Су-30 ВВС Индии выполняет посадку на авиабазе Гвалиор после сравнительного воздушного боя с американским F-15C. Индийские летчики отлично подготовлены, а индийские Су-30 оснащены рядом систем израильской разработки, включая системы целеуказания и РЭБ. Су-30МКИ - самый совершенный серийный самолет семейства Су-27.
Индия заказала Су-30 в нескольких различных вариантах, начиная с основного Су-30К до многоцелевого Су-30 МКИ, поздние экземпляры которого оборудованы лицензионной СДУ. На снимке один из индийских Су-30К, которые считались стандартом для индийских ВВС, но еще не имели обтекателя "утиный нос" и не были оснащены двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги.
Единственным в истории индийской авиации сверхзвуковым самолетом, сравнимым по массогабаритным параметрам с Су-30, являлся МиГ-25. Однако «Trisonic», как называли МиГ-25 в Индии, остался «штучным товаром»: на вооружение поступили всего восемь МиГ-25Р и два МиГ-25У.
Основные самолеты ВВС Индии конца XX века: «Ягуар», «Мираж» 2000Н, Су-30МК, МиГ-27 и МиГ-21
Французские истребители "Рафаль" и индийские Су-30МКИ. Учения "Гаруда", 2014г.
Су-30МК на авиабазе Истр в ходе совместных индо-французских учений "Гаруда II", 2005г.
Су-30МК на авиабазе Кар Никобар. На переднем плане рулит истребитель-бомбардировщик "Ягуар"
Индия Су-30МКИ
В полете Су-30МК (б/н 004) из состава первой партии, поставленной из России, и Су-30МКИ (с ПГО) из последней партии
This view of a 20 Squadron IAF Su-30MKI shows the deflected engine nozzle which gives the type thrust vector control. This is just one of the features of the Su-30MKI that make it the most capable production variant to date.
Первый построенный HAL Су-30МКИ с бортовым номером SB 102 готов к отправке с завода. Поначалу компания HAL собирала лицензионные самолеты из узлов, изготовленных в России.
Су-30МКИ с ракетой «Брамос»
Су-30МКИ с ракетой «БраМос», подвешенной под фюзеляжем
Russian-assembled Su-30MKI SB 048 on the flight line at Darwin.
Су-30МКИ с ПКР Brahmos
Indian Air Force aircrew prepare for their final mission from RAF Coningsby on July 29, 2015.
A crew chief completes his aircraft walk around during a torrential downpour at RAF Coningsby.
Су-30МКИ с ракетой «БраМос»
Су-30МКИ - сегодня наиболее совершенный боевой самолет ВВС Индии
The hydro-electronic engine control system used on the AL-31F and AL-31FP, as seen here, grants stable operation at speeds up to Mach 2 and at negative air speeds up to 110kt (200kph) as well as in controlled, inverted and flat spin
As of January 2017, the Indian Air Force had received 233 Su-30MKI fighters, including 50 delivered in flyaway condition from Irkutsk in Russia.
The eight Su-30MKIs were a mix of HAL- and Russian-built examples, with SB042 being one of the latter. Two Litening III pods were deployed with the aircraft and transferred around the fleet as required. One of the pods is seen here under the starboard fuselage.
Two shots of Indian Air Force Su-30MKI Flankers; the main shot shows aircraft SB 048 fitted with a Rafael Litening targeting pod; the shot to the right shows an unusual angle of the Su-30's foreplanes tilted downward.
Indian Air Force Su-30MKI in Australia during Exercise Pitch Black 2018.
HAL-built Su-30MKI3 SB 307 breaks away from a RAAF KC-30A after aerial refuelling.
One of the many refinements made to the Flanker during its development are canards, seen here on an Indian Air Force SU-30MKI. These give the Flanker an advantage over the Raptor when manoeuvring at low speed/high angles of attack.
Су-30МКИ над водами Индийского океана
Су-30МКИ ВВС Индии внешне отличается от китайских истребителей типа J-11/Су-30МКК наличием небольшого ПГО перед крылом
Индийский Су-30МКИ российской сборки, вооруженный 26 авиабомбами КАБ-100, демонстрирует возможности самолета по использованию в качестве "бомбовоза". Большая часть авиабомб подвешивается на многозамковых держателях.
Су-30МКИ
Су-30МКИ российского производства из последней партии
Indian Air Force Su-30MKI, serial number SB-318, took part in the flying display.
AIR International flew on a Voyager air refuelling mission with Typhoon FGR4s from RAF Coningsby. After air refuelling with the Il-78 tanker, all four Indian Air Force Su-30MKI Flank­ers joined the Typhoons alongside the Voyager.
AIR International flew on a Voyager air refuelling mission with Typhoon FGR4s from RAF Coningsby. After air refuelling with the Il-78 tanker, all four Indian Air Force Su-30MKI Flank­ers joined the Typhoons alongside the Voyager.
Су-30МКИ выполняет бомбометание
An Indian AF SU-30MKI flies alongside a Typhoon from 17 (R) Sqn and a Tornado F.3 of 25(F) Sqn during Exercise Indradhanush 07.
Индийский Су-30МКИ в полете строем с Typhoon F.Mk 2 британских ВВС на учениях "Indra Dhunush", 2007 год. Индийские самолеты показали себя на учениях великолепно, хотя на их применение были наложены ограничения, чтобы не раскрывать всех возможностей БРЛС.
На этом индийском истребителе Су-30МКИ хорошо видно место установки 30-мм пушки ГШ-30-1 (боезапас пушки - 150 снарядов). В 2007 году самолет принимал участие в совместном учении с британскими Typhoon, проводившемся в Великобритании.
AIR International flew on a Voyager air refuelling mission with Typhoon FGR4s from RAF Coningsby. After air refuelling with the Il-78 tanker, all four Indian Air Force Su-30MKI Flank­ers joined the Typhoons alongside the Voyager.
Су-30МКИ и МиГ-27 в совместном полете с французскими «рафалями» над территорией Индии. Учения «Гаруда», 2014 г.
The fifth Indo-French air exercise Garuda V was held at Air Force Station Jodhpur in Rajasthan, India. Four Dassault Rafale C/Bs from the Armee de fair's (French Air Force) Escadron de Chasse 3/30 ‘Lorraine’ were deployed to Jodhpur, supported by a single Boeing C-135FR Stratotanker from Groupe de Ravitaillement en Vol 2/91 ‘Bretagne’. Indian aircraft included Mikoyan-Gurevich MiG-21bisUPG Bisons, Mikoyan MiG-27UPGs and Sukhoi Su-30MKIs, as well as Ilyushin Il-78MKI tankers and an A-50Ehl airborne early warning and control aircraft. The object of the Garuda exercises is to enhance interoperability and co-operation between the two air forces. Crews fly combat training missions covering a range of realistic scenarios. The 12-day exercise concluded on June 13, 2014.
Су-30МКИ в совместном полете с истребителями ВВС Великобритании "Торнадо" и "Тайфун"
This photo provides an interesting comparison between the Typhoon and Su-30MKI and highlights the size difference between the two. The RAF decided not to pit the Typhoon against the Flanker in a 1v1 engagement, though both types did take part in numerous missions together.
Су-30МКИ и "Тайфун"
A Su-30MKI, Jaguar and Tejas aircraft flying a missing man formation in memory of Wing Commander Sahil Gandhi.
На этом снимке хорошо видны сравнительные размеры истребителей F-16, F-15 и Су-30МКИ
Су-30МКИ заправляет топливом истребитель «Мираж»-2000
Су-30МКИ и летающий танкер Ил-78
The pilot of SB 323 extends the in-flight refuelling probe prior to aerial refuelling with a RAAF KC-30A tanker.
Су-30МКИ в совместном полете с летающим танкером Ил-78
Заправка индийским Ил-78МКИ двух Су-30МКИ
Дозаправка топливом в полете истребителя Су-30МКИ
An Bharatiya Vayu Sena Su-30MKI plugged into the drogue of a Royal Australian Air Force KC-130 tanker during aerial refuelling.
Су-30МКИ в совместном полете с F-15 в небе над авиабазой Неллис, 2008г.
To mark the 75th anniversary of the Indian Air Force, two Su-30MKIs were given special paint schemes. They both took part in the sixth Aero India aerospace exhibition at Yelahanka Air Force Station, Bangalore, in February this year.
India's initial interest was in a 'basic' export version of the two-seat Su-30 before the Sukhoi Design greatly enhanced, super-manoeuvrable multi-role variant, with aerodynamic and avionic refinements including the Bars radar, and the AL-31FP powerplant with thrust-vector control.
SB 045 - это "настоящий" Су-30МКИ, полученный ВВС Индии по четвертому (и на сегодняшний день последнему) заказу непосредственно из России. В 2004 году, после поставки 50-ти построенных в России самолетов, началось их производство в самой Индии.
Су-30К выполняет посадку на авиабазе ВВС США Моунтэйн-Хоум.
Индия является одним из крупнейших операторов Су-30, располагая самыми совершенными самолетами этого семейства - Су-30МКИ. Самолет на снимке принимал участие в учениях "Red Flag" в августе 2008 года, когда Индия впервые приняла участие в совместных маневрах с США.
Су-30МКИ на авиабазе Лех
One of the six SU-30MKI Flankers visiting the UK for the exercise rolls to the end of Waddington's runway having deployed its brake 'chute. The aircraft's airbrake can also be seen in this photo.
Indian Air Force Su-30MKI, serial number SB-413, took part in the flying display.
Су-30МКИ
Британский "Тайфун" и строй Су-30МКИ на авиабазе Калайкунда
Благодаря переднему горизонтальному оперению и двигателю с управляемым вектором тяги, Су-30МКИ обладает очень высокой маневренностью. Индийские машины отлично проявили себя в учебных воздушных боях против американских F-15 и британских Tornado F.Mk 3.
Four Sukhoi Su-30MKI3s from the Bharatiya Vayu Sena's 102 Squadron 'Trisonics' showing the thrust vector engine nozzles tipped down for parking.
Indian Air Force Su-30MKI in Australia during Exercise Pitch Black 2018.
Первый Су-30 на аэродроме Тезпур
Индийские и сингапурские летчики, а также самолеты Су-30МКИ и F-16 на авиабазе Калайкунда, 2015г.
Президент Пратибха Патил перед полетом
Президент Абдул Калам после полета на Су-30МКИ
A mock-up of the BrahMos anti-shipping missile mounted under an Indian Air Force Sukhoi Su-30MKI.
A BRAHMOS-A missile under an Su-30MKI ‘Flanker’ was on display at Aero India;
Indian Air Force Su-30MKI carrying a BrahMos-A
The BrahMos-A seen here during its separation sequence when launched from a Su-30MKI. Following a gravity fall of between 330ft and 490ft, the booster fires up to accelerate the mission to supersonic speed
BrahMos-A separation from the Su-30MKI as seen from a rear-mounted camera
Китай Су-30МКК
Китайский Су-30МКК, размеры самолета в сравнении с фигурами летчиков просто огромные для истребителя. Благодаря Су-27 и Су-30 истребительный парк китайских ВВС и ВМС является одним из лучших в мире.
Самолет Су-27, обладающий большой продолжительностью полета, маневренный, отлично вооруженный, является серьезным противником для любого современного истребителя.
Су-30МКК из состава Испытательно-тренировочного центра FTTC
Пуск НУР с Су-30МКК
Бомбардировщик-ракетоносец H-6K в сопровождении Су-30МКК
Взлет пары истребителей Су-30МКК
Су-30МКК из состава 53-го ИАП 18-й ИАД в необычной окраске, напоминающей окраску самолетов ВВС Вьетнама
Су-30МКК с подвесным контейнером KG-600
Several Su-30MKKs were seen in early 2015 carrying the latest KG600 electronic countermeasures pod and the PL-12 air-to-air missile, indicating that Shenyang Aircraft Company engineers have successfully integrated Chinese weapons into the Su-30’s weapons system.
Су-30МКК
Sukhoi Su-30MKK Flanker-G 78033 of the People's Liberation Army Air Force - armed with an unguided-rocket pod - at Lipetsk during the international Aviadarts-2014 competition.
Seen here during a pre-delivery flight in early 2015, this J-16 was one of the first to be delivered to an operational unit. Reports suggest the first unit is a regiment within the 3rd Fighter Division.
Су-30МКК из состава FTTC
Истребитель Су-30МКК Военно-воздушных сил НОАК на Международном конкурсе лучших военных летчиков «Авиадартс-2014».
Истребитель J-16 на ЦЗТ. Самолет в новой окраске ВВС НОАК, весна 2018г.
Истребители Су-30МКК на переднем плане, Су-27СК и Су-27УБК - на заднем (отличаются срезанными законцовками килей)
The Su-30MKK is regarded as one of the most potent aircraft currently in PLAAF service. Seen here are several aircraft assigned to the 18th Fighter Division during an exercise.
Тройка самолетов J-16 в одном строю с перспективными истребителями J-20 перед вылетом на воздушный парад в честь для ВВС КНР в 2017г.
Арочные укрытия для самолетов 4-го поколения
Экипаж Су-30МКК покидает самолет после выполнения полета
Су-30МКК способен наносить удары высокоточным оружием класса "воздух-поверхность", чего обычные Су-27 делать не могут. На фотографии - УР "воздух-поверхность" Х-29 (AS-14 "Kedge")
Китайские специалисты по вооружению подвешивают на Су-30МКК управляемую ракету "воздух-поверхность" Х-29ТЭ (экспортная модификация)
Ракеты Х-31 для Су-30МКК
Китай Су-30МК2
Ракета Х-31П под флотским Су-30МК2
Подвеска ракеты Х-31 на самолет Су-30МКК, находящийся в укрытии арочного типа
Су-30МКК авиации ВМС НОАК демонстрируется вместе с широким набором своей боевой нагрузки. Снизу вверх можно видеть две ракеты семейства Х-31 - УР типа Х-59 и корректируемую авиабомбу КАБ-1500КР калибром 1500 кг, оснащенную телевизионной гиростабилизированной ССН.
Пилоты ВВС НОАК
Экипаж готов к боевой работе
Истребитель Su-30MK2 морской авиации КНР
Самолеты Су-30МКК морской авиации КНР в полете
Су-30МК-2 морской авиации КНР
Если в Индию самолеты семейства Су-27 поступают из Иркутска, то для Китая их производят в Комсомольске-на-Амуре. Эти Су-30МКК2 входят в состав китайского авиаподразделения, базирующегося в Лучао.
Самолеты Су-30МК2 Морской авиации КНР
Китай J-11BS / J-16
One of the first pre-serial J-16s that feature a pitot-less radome, in contrast to early prototypes
This image confirms a J-16’s typical load: the new PL-10 short-range air-to-air missile, the KG-88 air-to-ground missile and a new targeting pod. An alternative store will be the 500kg LS-500J laser-guided bomb.
Images of a production Shenyang J-16 appeared on Chinese websites from mid-February. The J-16 is a long-range strike variant of the J-11BS equipped with a new radar, fire control system with additional air-to-ground modes, and compatibility with precision munitions. This example (1612, c/n 0102) is understood to be the second production aircraft and in comparison to the J-16 prototype (1601) it lacks the pitot tube on the tip of the radome, possibly indicating installation of an active electronically-scanned array radar.
Two PL-15 air-to-air missiles loaded on a Chinese Shenyang J-16 strike fighter. The PL-15 reportedly features an active/passive dual mode AESA seeker, two-way datalink, dual pulse rocket motor, stabilizing fins and tail control fins with a range of up to 200km (108 nautical miles). A graphic found on a Chinese internet site provides approximate dimensions for the PL-15 missile with an overall length of 5.78m (18ft 11in), a fuselage length of 3.95m (12ft 11in) and a diameter of 305mm (12 inches).
Barely noticed by the public, the J-16 entered service with several front-line brigades. Known so far are the 9th, 66th, 98th and 172nd Brigades with the 40th said to be under conversion.
Взлетают J-11BH и J-11BSH
Истребители J-16 в новой современной окраске
Прототип многоцелевого истребителя J-16
This image from February 2018 shows the PLAAF is introducing a medium-grey, low-visibility colour scheme with toned-down insignias and serial numbers - or this aircraft is the first for the People’s Liberation Army Naval Air Force.
Участники конкурса ВВС НОАК в аэропорту Толмачево (Новосибирск) во время перелета из Рязани в Китай
Серийный J-16. Самолеты этого типа можно отличить от Су-30МКК по скошенным законцовкам килей
J-11BHS морской авиации КНР
Самолет РЭБ J-16D
Индонезия
Су-30 ВВС Индонезии
The Tentara Nasional Indonesia-Angkatan Udara (TNI-AU) operates a mixed squadron of Sukhoi Su-27SKM and Su-30MK2 fighters and has been linked to a follow-on purchase of Su-35s. Here an Su-30MKS taxies from the alert facility at RAAF Darwin during a multi-lateral 'Pitch Black' exercise
В 2003 году Индонезия получила два Су-30МК, близких по конструкции китайским Су-30МКК. В 2008-2009 годах к ним добавилось еще три Су-30МК2 (на снимке), оптимизированных для морских ударных задач.
C 30 июля по 17 августа 2012г. в воздушном пространстве Австралии и Индонезии прошли многонациональные авиационные маневры Pitch Black 2012. В них приняли участие 2200 человек и 94 самолета из Австралии, Индонезии, Сингапура, Таиланда, Новой Зеландии и США, в том числе 4 истребителя Су-27 и Су-30МК2 ВВС Индонезии
В дополнение к своим девяти ударным истребителям Су-30МК/МК2 Индонезия с 2003 года получила еще пару Су-27СК и три Су-27СКМ. На снимке: четыре Су-27СК/СКМ в одном строю с парой австралийских F/A-18A Hornet во время совместных учений в 2012 году.
Su-27SKM TS-2705 is one of three such aircraft unique to the Tentara Nasional Indonesia-Angkatan Udara; all were delivered in 2010.
Малайзия имеет на вооружении самолеты как российского, так и западного производства. На снимке: пара учебных MB.339 на одной стоянке с Су-30МКМ в Лангкави. Получение двухместных дальних ударных самолетов значительно расширило оборонные возможности Малайзии.
Индонезийские Су-27 и двухместные Су-30 несут очень эффектный камуфляж двух оттенков серого цвета. На снимке они летят в одном строю с F/A-18A Hornet 77-й эскадрильи австралийских ВВС во время учений "Pitch Black 2012", в которых принимали участие семь стран.
Малайзия
Су-30МКМ ВВС Малайзии
The Su-30MKI and its derivatives, like this Su-30MKM, are the most successful Russian fighter types of the post-Soviet period. By February 2017, Irkut had delivered 390 aircraft from an order book for 475.
No fewer than ten of the Tentera Udara Diraja Malaysia's 18 Sukhoi Su-30MKM fighters participated in LIMA 19, including three in the impressive airfield attack sequence staged to open the show.
Истребители ВВС Малайзии и ВВС США в совместном полете
В полете F-18 и Су-30 ВВС Малайзии
Истребители Су-30МКМ в совместном полете с палубными «Хорнетами» над авианосцем «Карл Винсон»
Самолеты, принимавшие участие в учениях «Cope Taufan 2014»: «Хорнет», МиГ-29, Су-30МКМ и «Хок» ВВС Малайзии, американские F-22 и F-15.
Су-30МКМ сопровождают широкофюзеляжный авиалайнер A-380 малазийских авиалиний
The pilot of Tentera Udara Diraja Malaysia Sukhoi Su-30MKM Flanker M52-12 disperses a hail of flares during a display at Changi.
Су-30 МКМ (Малазийский), разработанный при участии Малайзии, наглядно показывает, насколько далеко ушла эта модель вперед от своего оригинала - созданного в годы Холодной войны Су-27. За основу самолета взят планер истребителя-перехватчика индийских ВВС Су-30 МКИ, сделанный в Иркутске, на который установлены РЛС со своим обтекателем и двигатели с изменяемым вектором тяги. При этом в машину интегрированы узлы, созданные по западной технологии - французской (кабина и системы наведения) и южно-африканской (электронная система управления огнем).
Malaysia initially planned to replace its MiG-29Ns with the Su-30MKMs in 2008, but has since decided that the Flankers will remain in service until at least 2010.
Этот Су-30МКМ получил броскую окраску с символикой страны в ходе проведения авиасалона LIMA-2013
Алжир
One of 18 Su-30MKMs delivered to Malaysia in 2007-2009 feature French and Russian-made systems instead of Israeli ones as used in Indian Su-30MKIs.
Малазийские и алжирские Су-30МК близки по конструкции индийским Су-30МКИ, но оснащены российским и французским оборудованием вместо израильского, установленного на индийских машинах. Малазийские Су-30МКМ несут службу в 11-й эскадрилье, базирующейся в Гонг Кедак.
Су-30МКА в однотонной окраске
Royal Malaysian Air Force Sukhoi Su-30MKM Flanker M52-14 was displayed at the Langkawi International Maritime & Aerospace Exhibition 2013 (LIMA '13) held at Langkawi in Malaysia between March 26 and 30, 2013. The aircraft is one of 18 that entered service from July 2007 and is operated by Skuadron 11 based at Gong Kedak AB.
Су-30МКА подходит к "летающему танкеру"
Су-30МКА выполняют дозаправку топливом в полете
Венесуэла
Su-30MK2V 1168 of the Aviacion Militar Bolivariana.
Venezuela is undertaking a major re-equipment of its armed forces. One of the most significant purchases to date has been the order for 24 Su-30MKV Flanker multi-role fighters, two of which are pictured.
Su-30MK2V 5812, assigned to Grupo Aereo de Caza 13 of the Aviacion Militar Bolivariana, is one of 24 received by Venezuela between 2006 and 2008.
Relations between the US and Venezuela have soured since Hugo Chavez became President of the latter country. As a result, when it needed to modernise its fighter force it did not consider American aircraft, despite already operating F-16s. Instead it turned to Russia and bought 24 Su-30MKV Flankers.
Казахстан
The Su-30SM multi-role fighter is still willingly bought by Russia's defence ministry and other former Soviet countries; pictured is an example operated by Kazakhstan. The modernised Su-30SMD version with more powerful AL-41F1S engines taken from the Su-35 is now under test.
Kazakhstan Air Defence Force Su-30SM 05 at the 604th Air Base at Taldi-Kurgan after its delivery flight from Russia.
Kazakh Su-30SMs 02 and 07 take off from Ryazan during this year's Aviadarts competition. All Kazakh Air Defence Force Su-30SMs are assigned to the 604th Air Base at Aktobe in the nation's western region.
Вьетнам
Су-30МК2 ВВС Вьетнама
Су-30МК2 ВВС Вьетнама
Су-30МК2 ВВС Вьетнама
Беларусь
The first Su-30SM to arrive in Belarus, has been handed over.
Армения
Гордость Армении Су-30СМ из состава 121-й авиабазы так и не появились над Нагорным Карабахом
Детали
Разработанная МКБ "Радуга" управляемая ракета Х-59М ("Овод-М") класса "воздух-поверхность" предназначается для поражения важных наземных и надводных целей на дальности около 115 км и в целом аналогична американской ракете AGM-142. На снимке - экспортная модификация Х-59МЕ (слева) и УР Р-27.
БРЛС Н011М «Барс»
The RVV-SD active radar-guided missile is officially in the Su-30SM's arsenal.
The NIIP N011M Bars electronically scanned array radar features three rows of small T-shaped antennas in the centre for the IFF.
Разведывательный контейнер на пилоне под воздухозаборником Су-30МКИ
An Irbis radar during tests on a Su-30.
An N135 Irbis radar for the Su-35 during tests on Su-30MK, side number 503 test aircraft in 2007.
 
Сборка самолетов Су-30 на МАПО
The Su-30 fuselage assembly line has a capacity for up to 40 units per year although the production to date has remained at under 30 examples
Irkut’s final assembly hall full of Flankers destined for the RuASF.