Aermacchi MB.339
Страна: Италия
Год: 1976


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (75)
AleniaAermacchi МВ.339

   Учтя опыт, полученный при выпуске более чем 750 реактивных учебных самолетов МВ.326, "Aermacchi" разработала следующую модификацию, в основном отличающуюся конструкцией носовой части. Ограниченный обзор с заднего кресла МВ.326 улучшили, подняв его вверх.
   В 1972 году "Aermacchi" получила от итальянских ВВС (AMI) контракт на разработку реактивного учебного самолета второго поколения для замены МВ.326 и Aeritalia G.91T. Было рассмотрено не менее девяти различных проектов.
   Семь из них представляли варианты самолета МВ.338 с различными двигателями. Большинство из проектов обеспечивали лишь небольшой прирост характеристик по сравнению МВ.326 последних моделей или обеспечивали их увеличение за счет значительного повышения цены машины. ВВС проявили наибольший интерес к двум проектам самолета МВ.339, оснащенного или одним двухконтурным реактивным двигателем Larzac (MB.339L) или ТРД Viper Mk 600 (MB.339V).
   В феврале 1975 года в ВВС решили, что их требованиям удовлетворяет вариант с ТРД Viper 632-43, совместно разработанный фирмами "Rolls-Royce" и "Fiat Aviazione".
   Первый из двух прототипов МВ.339X совершил первый полет 12 августа 1976 года. Второй прототип, имевший незначительные доработки, поднялся в воздух 20 мая 1977 года. По сравнению с МВ.326, МВ.339 имел более совершенное бортовое оборудование, включавшее вычислитель навигационной системы TACAN, систему слепой посадки, систему госопознавания и KB и УКВ радиооборудование. МВ.339A мог нести на внешней подвеске до 2040 кг вооружения и использоваться не только для обучения, но и в качестве штурмовика.
   После завершения летных испытаний прототипов последовал первый заказ на 100 серийных МВ.339A (еще один прототип был доработан до стандарта серийной машины) для AMI, которые начали поступать на вооружение в августе 1979 года.
   Девятнадцать МВ.339A были поставлены в варианте MB.339PAN - вместо баков на концах крыла у них были установлены генераторы дыма. С 1982 года на этих машинах летала итальянская пилотажная группа "Frecce Tricolori". Позднее еще ряд МВ.339A получил аналогичные доработки и заменил списанные самолеты. Еще одной специальной модификацией для AMI стали четыре MB.339RM (Radiomisure - радиокалибровка), переделанных из МВ.339A. В конце 1980-х годов их снова переделали в учебные машины. Поставки основной партии МВ.339A завершились в 1987 году, а в 1994 году была выпущена последняя партия из шести самолетов для замены списанных машин.
   МВ.339A широко продавался за рубеж: ВМС Аргентины (10 самолетов), ОАЭ (7), Гана (4), Малайзия (13), Нигерия (12) и Перу (16).
   Единственный случай боевого применения МВ.339 был зафиксирован во время Фолклендского конфликта в 1982 году, когда шесть из 10 аргентинских МВ.339AA использовались в качестве легких штурмовиков.
   В сотрудничестве с фирмами "Lockheed" и "Hughes" "Aermacchi" представила доработанную версию МВ.339 на конкурс по созданию унифицированного учебного самолета (Joint Primary Aircraft Training System, JPATS) для ВВС и ВМС США. Один MB.339AA был переделан в демонстратор T-Bird II. Оснащенный ТРД Viper 680-582 тягой 17,79 кН, этот самолет поднялся в воздух 8 апреля 1992 года. Но он проиграл Т-6 Texan II фирмы "Raytheon", и его разработку прекратили.
   Дальнейшее совершенствование МВ.339A началось в начале 1980-х годов и привело к появлению модификации МВ.339B. Она была задумана как усовершенствованный учебный самолет с расширенными боевыми возможностями. "Aermacchi" построила демонстратор, совершивший первый полет в 1984 году, оснащенный двигателем Viper 680-43 тягой 19,57 кН и увеличенными топливными баками на концах крыла. От дальнейших работ по МВ.339B отказались в пользу создания еще более совершенного варианта МВ.339, предназначенного для подготовки летчиков-истребителей и использования в качестве легкого штурмовика с улучшенным прицельно-навигационным оборудованием. Разработка этой версии началась по запросу итальянских ВВС, желавших получить в дополнение к своему парку истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS более простой и дешевый самолет. "Aermacchi" вначале предложила модернизированный МВ.339, получивший обозначение МВ.340, но, в конечном итоге, доработанная машина получила обозначение МВ.339C. Она сохранила более мощный ТРД Viper и увеличенные топливные баки на концах крыла от МВ.339B, но теперь имела усовершенствованное бортовое оборудование. Также изменились обводы носовой части фюзеляжа и была предусмотрена возможность установки съемной штанги для дозаправки в воздухе.

   Прототип МВ.339C совершил первый полет 17 декабря 1985 года, а первая серийная машина поднялась в воздух 8 ноября 1989 года, но единственным иностранным покупателем этой модификации оказались Королевские ВВС Новой Зеландии. В мае 1990 года они заказали 18 машин МВ.339CB для замены самолетов BAC Strikemaster. Поставки первых машин начались 13 марта 1991 года и продолжались на протяжении 1992-1993 годов. После того, как новозеландские ВВС отказались от использования скоростных реактивных самолетов, МВ.339CB сняли с вооружения и в 2005 году продали США.
   В 1986 году правительство Италии выдало "Aermacchi" контракт на введение в состав вооружения MB.339 противокорабельной ракеты Marte 2А, чтобы расширить боевые возможности парка самолетов ВВС. Самолеты смогли бы уничтожать скоростные морские цели, получая информацию от патрульных самолетов Atlantic. Испытания ракеты на прототипе МВ.339AM (доработанном МВ.339A из состава ВВС) начались 24 апреля 1991 года. МВ.339AM во многом походил на МВ.339C. После успешных пусков Marte МВ.339AM был в 1995 году квалифицирован для выполнения противокорабельных задач. Однако итальянские ВВС предпочли не дорабатывать свои МВ.339A до соответствующего стандарта, а приобрести новые MB.339CD (С Digital). Эта модификация МВ.339C была оснащена двигателем Viper Mk 632-43 с повышенной тягой и отличалась новой авионикой, базирующейся на стандартах цифровой шины передачи данных MIL STD 1553B. В состав бортового оборудования входили центральный компьютер, инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах, система спутниковой навигации, широкоформатный индикатор на фоне лобового стекла и приборная панель с тремя жидкокристаллическими дисплеями. Летчик мог осуществлять управление самолетом, не снимая рук с ручек управления.
   Переделанный из модификации МВ.339A итальянских ВВС, первый предсерийный MB.339CD выкатили из сборочного цеха 12 апреля 1996 года, а через 12 дней он поднялся в воздух. Итальянские ВВС заказали 30 MB.339CD с опционом еще на 30 машин. Все 30 самолетов были поставлены заказчику к концу 2008 года. ВВС также выдали контракт на доработку 14 MB-339CD "Серии 1" в соответствии с новыми требованиями.
   Единственным зарубежным покупателем MB.339CD стали ВВС Эритреи, заказавшие шесть самолетов МВ.339CE - вариант МВ.339C без цифровых бортовых систем с форсированным ТРД Viper 680. Первые самолеты были поставлены в эту страну в 1996 году. MB.339FD (Full-Digital) - экспортный вариант MB.339CD, также был оснащен форсированным двигателем. Его предлагали в качестве замены для МВ.326 австралийским ВВС, но последние предпочли BAe Hawk. Малайзия в 2006 году решила приобрести восемь новых МВ.339CM (такое обозначение получили самолеты для этой страны) и, возможно, модернизировать до этого стандарта часть парка своих МВ.339A.
   В апреле 1983 года первый полет совершил опытный MB.339, оснащенный форсированным ТРД Viper Mk 680-43. Последний уже проходил испытания на втором прототипе МВ.339X и эти исследования стали отправной точкой для создания учебного самолета МВ.339B и одноместного легкого штурмовика МВ.339K, первоначально называвшегося Veltro 2.
   МВ.339K сохранил планер МВ.339A, за исключением новой носовой части с отсеком для бортового оборудования, дополнительным топливным баком и двумя пушками DEFA. Состав бортового оборудования был значительно расширен и прототип МВ.339K, построенный в порядке частной инициативы, был оснащен стандартным ТРД Viper Mk 632-43.
   "Aermacchi" также разработала усовершенствованный вариант МВ.339K с двигателем Viper Mk 680-43, интегрированной прицельно-навигационной системой, системой управления вооружением и индикатором на фоне лобового стекла. Но, несмотря на интенсивный маркетинг, фирме не удалось продать ни одного экземпляра МВ.339K.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aermacchi МВ.339A

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет
   Силовая установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce Viper Mk 632-43 тягой 17,79 кН, изготовленный фирмой "Piaggio"
   Летные характеристики: максимальная скорость 817 км/ч на высоте 9145 м и 898 км/ч у земли; дальность полета с запасом топлива во внутренних баках 1760 км; боевой радиус действия 593 км при полете по профилю "большая высота - малая высота - большая высота" с четырьмя бомбами Mk 82 и двумя подвесными баками; максимальная скороподъемность у земли 2010 м в мин; время набора высоты 9145 м 7 мин 6 с; потолок 14 630 м
   Масса: пустого снаряженного 3125 кг; нормальная взлетная 4400 кг; максимальная взлетная 5895 кг
   Размеры: размах крыла 10,86 м по бакам на законцовках; длина 10,97 м; высота 3,99 м; площадь крыла 19,30 м2
   Вооружение: до 2040 кг на шести узлах подвески под крылом
MB-339A
MB-339 - прекрасное вложение средств. Самолет, имеющий двигатель тягой всего 17,8 кН, обладает, тем не менее, хорошими характеристиками.
The first production model Aermacchi MB 339, which is now in series manufacture for service with the Aeronautica Militare as a replacement for the MB 326.
12 августа 1976г. Первый полет прототипа Aermacchi MB-339, двухместного многоцелевого учебного и легкого боевого самолета. MB-339 был создан на базе предыдущего, очень удачного учебного реактивного MB-326.
Second MB-339 prototype l-NINE MM589 seen during weapon trials fitted with a ventral pallet for bombs.
MB-339 поступал в ВВС Италии как учебно-тренировочный самолет повышенной подготовки. Самолет был разработан на базе более раннего MB-326, имевшего хорошие пилотажные характеристики и "устойчивого" к ошибкам курсантов. Самолет также имел хорошие маневренные характеристики и эффективно использовался для подготовки курсантов к применению вооружений.
The AMI has accepted more than 90 MB-339As including ten aerobatic versions designated MB-339PAN for the 'Frecce Tricolori'. Aircraft No 40 and 42 equip the SVBIA ('Scuolo Volo Basico Iniziale Aviogetti') at Lecce Galatina.
MB-339 имеет внешне много общего с MB-326, включая прямое крыло и концевые топливные баки. Самолет выпускался и в 2011 году. Его современная модификация имеет ряд усовершенствований, включая новейшее приборное оборудование кабины и возможность применения современного высокоточного вооружения.
Aircraft currently offered by Aermacchi comprise the SF-260 (nearest), M-260TP Redigo, S.211, MB-339 and AMX (1999)
Легкий ударный самолет MB.339A на Фолклендских островах. Фото сделано во время войны
Лейтенант Г.О. Криппа. На групповом снимке он крайний справа
Composite MB.339A on display at the Falklands Exhibition, Fleet Air Arm Museum, Yeovilton, 1983. Behind is FMA Pucara A-522.
A 1a Escuadrilla de Ataque MB.339A at Punta Indio NAS showing armament options.
Formation of two MB.326GBs and two MB.339As. The former type did not take an active part in the war.
After use by Rolls-Royce in JPATS development work, the captured MB.339A is now displayed at Filton.
The Ghana Air Force uses two in the armed trainer role and combines the aircraft with a handful of older MB-326F/Ks in a single combat unit.
Aermacchi MB-339
Among the countries that have purchased the MB-339 is the UAE where the Central Air Command's Flying Training Academy in Dubai operates five examples.
The Royal Malaysian Air Force received 13 MB-339As, the 11 survivors operating with No 3 Flying Training Centre at Kuantan.
MB-339 выполняет пуск ракеты Marte 2A. Вариант ракеты, предназначенный для вертолетов, дополнительно оснащен ускорителем.
Aiming for the JPATS contest, I-RAIB has been given this colour scheme and the name T-Bird II USAF/USN assessment trials.
В 1989 году под тендер по программе "Joint Primary Aircraft Training System" (JPATS) на основе базового учебного MB-339 совместно со специалистами "Lockheed", "Hughes" и "Rolls-Royce" был разработан вариант MB-339 T-Bird II (на фото). Однако в тендере победил T-6A Texan II.
MB-339C
MB-339C совершил первый полет 9 июня 1983 года и представлял собой ударный вариант MB-339, оснащенный двигателем Viper 680. Экспортный успех был ограниченным.
17 декабря 1985г.: первый полет прототипа MB-339C (I-AMDA). Самолет характеризуется цифровой навигационно-прицельной системой и измененной носовой и хвостовой частями.
View of the prototype C variant in clean condition.
View of the prototype C variant in armed condition, comprising two AIM-9L Sidewinders outboard, two rocket launchers and two DEFA 30mm gun pods.
HAF instructors and students at Lecce air base.
Second production MB-339CD (MM55063) in service with the RSV trials establishment (1999)
The 61° Stormo FT-339CD flight line. This type is operated by 213° Gruppo for training phase 2 and 3 and by 212° Gruppo for training phase 4, but in the near future it will be used only by 213° Gruppo.
Fast jet students remain at Lecce for training on the FT-339C.
MB-339CD можно отличить по более длинной носовой части и топливозаправочным штангам. Этот самолет принадлежит испытательному подразделению в Практика-ди-Маре.
The first MB-339CD upgraded to Batch 2 configuration made its maiden flight on September 24th, 2008.
MB-339CD - полностью "цифровой" вариант с широким набором современного БРЭО, построенного на базе шины данных MILSTD-1553B и позволяющего более эффективно имитировать сложную авионику современных боевых самолетов. В каждой кабине имеется индикатор на лобовом стекле и многофункциональные индикаторы. В состав БРЭО входят также бортовой компьютер, инерциальная навигационная система на лазерных гироскопах с приемником сигналов GPS, оборудование радионавигационных систем, вычислитель воздушных параметров, радиовысотомер, лазерный дальномер и система записи и передачи данных.
Неубирающаяся штанга топливоприемника на MB-339CD позволяет обучать курсантов эксплуатации системы дозаправки топливом в полете и выполнять учебные полеты большей продолжительности, а в варианте легкого штурмовика - увеличить боевой радиус. Штангу можно демонтировать за 20 минут, скорость передачи топлива - до 200 кг/мин.
Under the AMI's new training system, as before, students selected for fast jets train on the FT-339C.
HAF student pilots fly the MB339CD at Lecce for their LIFT pilot course.
Above the Apulian coast, a formation of all three types in service with 61° Stormo: the T-339A, FT-339CD and T-346A.
MB-339 обеспечивали летчикам превосходный обзор, что видно на данном итальянском самолете, вооруженном двумя пушечными контейнерами. Воздухозаборник под передней кабиной - для доступа воздуха для охлаждения двигательного отсека. На MB-339CD стоят более современные катапультные кресла Martin Baker Mk 10L класса "0-0". Управление креслами - либо инструктором, либо каждым летчиком самостоятельно (конкретный вариант устанавливается вручную перед полетом).
Новозеландские ВВС эксплуатировали MB-339CB с 1991 по 2002 год. В этом ракурсе хорошо видно приподнятое второе кресло - инструктора.
Two generations of RNZAF trainers - both Viper powered. BAC Strikemaster Mk 88 (background) and its replacement, the Aermacchi MB339C.
Единственным заказчиком MB-339CB стали новозеландские ВВС, которые в мае 1990 года разместили заказ на 18 машин с целью замены устаревших самолетов BAC Strikemaster из состава 14-й эскадрильи, дислоцированной в Оакеа. Самолеты были получены в 1991 году и имели на вооружении УР "воздух поверхность" AGM 65 Maverick и УР "воздух воздух" AIM-9 Sidewinder с ИК ГСН, а также НАР (самолете блоком НАР Matra 155 на 18 ракет SNEB калибра 68 мм показан на фотографии). Самолеты были сняты с вооружения в 2002 году - 17 оставшихся машин поместили на хранение.
Получившие неофициальное прозвище "Macchis", новозеландские МВ.339CB использовались для подготовки пилотов реактивных самолетов и обучения летчиков-истребителей. Для выполнения ударных задач они могли вооружаться пушечным контейнером и ракетами Maverick.
Two of the RNZAF's 18 Aermacchi MB-339Cs pictured over Mount Ruapehu, North Island. Operated by No 14 Sqn, the aircraft is stressed to 7.33g but has been limited in RNZAF service to 6g in order to extend airframe life.
The Skyhawk has proved highly popular with contractors for the Red Air mission. The A-4N's extended tail pipe can clearly be seen on this shot
The MB339's dark camouflage inherited from RNZAF service proves incredibly efficient over the sea. In SDTS service, the 'Macchi' has proved ideal for the Red Air missions against surface combatants and even against Rafales performing basic beyond-visual-range tactics
В полете самолеты A-4 и MB339
Two Skyhawks and a MB339 are photographed from another 'Macchi' during a transit early in the morning
Авиапарк компании "Дракен"
First MB-339CE delivered to the Eritrean Air Force (1998)
Основой ударной мощи ВВС Эритреи была "великолепная шестерка" итальянских многоцелевых самолетов MB-339CE, способных применять лишь неуправляемое оружие.
The first MB-339CM for Malaysia on its maiden flight from Venegono on November 26, 2008. The aircraft has been assigned the Italian military serial CSX55135 for test flights within the country.
Малайзия имеет на вооружении самолеты как российского, так и западного производства. На снимке: пара учебных MB.339 на одной стоянке с Су-30МКМ в Лангкави. Получение двухместных дальних ударных самолетов значительно расширило оборонные возможности Малайзии.
MB-339K
Развитие линейки MB-339. Успех, сопутствовавший на авиарынке учебному варианту MB-339A, побудил компанию "Aermacchi" разработать на его базе одноместный легкий штурмовик. Используя предыдущий опыт модификации двухместных учебных MB-326 в одноместные штурмовики, компания "Aermacchi" затем переоборудовала один MB-339A в вариант MB-339K, который получил название Veltro 2 (на фото) и отличался от предшественника новой передней частью фюзеляжа, увеличенным отсеком БРЭО, большей емкостью топливной системы и наличием двух встроенных 30-мм пушек DEFA. В остальном MB-339K почти идентичен последним модификациям MB-339. Самолет был облетан 30 мая 1980 года, однако заказов на него не последовало.
MB-339K I-BITE was a single-seat development but it failed to gain orders.
Aerobatic teams
УТС "Аэромакки" MB-339 в декоративной окраске из пилотажной группы "Фречче триколори" на аэродроме ЛИИ им. Громова. На переднем плане - подвесные топливные баки.
Жуковский-2004: фестиваль пилотажных групп
MB-339PAN пришли на смену устаревшим Fiat G91 и с января 1982 года стали основными самолетами итальянской пилотажной группы "Frecce Tricolori".
Aermacchi MB-339s of the "Frecce Tricolori".
Мастера высшего пилотажа из Италии на МАКС-2005
Впервые в московском небе - итальянская пилотажная группа "Фречче Триколори"
Впечатляющее зрелище - итальянские летчики цветными дымами "рисуют" в подмосковном небе флаг своей страны.
Итальянская пилотажная группа "Frecce Tricolori" летает именно на самолетах MB-339. Самолет идеально подходит для группового пилотажа.
Display teams are some of the most popular attractions at airshows. This photo illustrates the split second timing and skill needed by pilots who fly the routines.
Emirates' latest A380 A6-EEO with the UAE's Al Fursan aerobatic team at the Dubai Air Show.
The Italian charter airline Neos has become the 45th operator of the Boeing 787-9. Its first Dreamliner, EI-NEO (c/n 38785), from the Irish lessor AerCap, arrived in Verona accompanied by three Frecce Tricolori Aermacchi MB339PANs. Neos is set to receive two more 787s.
MB-339 ВВС ОАЭ