Aermacchi MB.326 (Atlas Impala (ЮАР), Embraer AT-26 Xavante (Бразилия))
Страна: Италия
Год: 1957


Двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
Описание:
Aermacchi МВ.326 и МВ.326K
Atlas Impala
EMBRAER. Лицензионные программы
Фотографии

Aermacchi МВ.326 и МВ.326K

На протяжении своей истории, уходящей корнями в период, предшествовавший Первой мировой войне, компания "Аэронаутика Маччи" (ныне "Аления-Аэрмакки") выпустила более 7000 самолетов собственной конструкции. Почти 10 процентов от этого числа составили машины семейства МВ.326 - реактивные учебные самолеты и легкие штурмовики.
  В 1954 году фирма начала создавать МВ.326 как двухместный базовый тренировочный самолет. Первые два прототипа поднялись в воздух 10 декабря 1957 года. Самолет был оснащен одним турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Viper 8 мощностью 7,78 кН. На втором прототипе и 15 предсерийных самолетах, заказанных ВВС Италии, установили первый стандартный двигатель - турбореактивный Viper ASV.11 мощностью 11.12 кН.
  После приемки этого самолета ВВС Италии в течение февраля 1962 года получили 85 учебных машин. Самолет МВ.326, предназначенный для всех стадий летной тренировки, обладал простой и надежной конструкцией. Инструктор и пилот-курсант сидели в герметизированной кабине в легких катапультных креслах - кресло инструктора находилось сзади и располагалось немного выше кресла сидящего впереди курсанта.
  МВ.326 производился в различных вариантах. Так, был опробован МВ.326A с шестью подкрыльевыми подвесками для боеприпасов, однако итальянским ВВС в то время не требовался самолет такого типа. Заказы именно на этот самолет поступили из Ганы и Туниса, для которых было построено девять MB.326F и восемь МВ.326B соответственно. Еще четыре машины MB.326D со снятым вооружением приобрела "Алиталия", итальянская компания гражданских перевозок. МВ.326H (под обозначением "CA-30") с полным боекомплектом собирался по лицензии в Австралии компанией "САС" для Королевских ВВС и ВМС Австралии (соответственно 87 и 10 машин).
  Последними из первых модификаций стали 135 самолетов из 151, построенных по лицензии в Трансваале для южно-африканских ВВС. Эти машины имени обозначение Impala Mk 1.
  В начале 1967 года, с появлением более мощного двигателя Viper ASV 20, был создан MB.326G. Усиленная схема и мощный двигатель позволяли увеличить бомбовую нагрузку до 1814 кг. Самолет MB.326G производился для ВМС Аргентины (8 машин), ВВС Заира (17) и Замбии (22). Бразильская компания "Embraer" построила по лицензии 182 самолета, аналогичных EMB.326GC, для ВВС Бразилии (167), Парагвая (9) и Того (6). 11 бывших бразильских EMB.326GC позже, в 1983 году, были перемещены в Аргентину для восполнения потерь, понесенных аргентинской армией в ходе войны 1982 года на Фолклендских островах.
  Фирма "Аэрмакки" передала ВВС Италии шесть МВ.326E, созданных на основе MB.326GB, но с маломощным двигателем Viper 11 (позаимствованным с МВ.326), а также модернизировала до такой же конфигурации еще шесть выпущенных ранее МВ.326. Последней двухместной моделью стал усовершенствованный учебный MB.326L, созданный на базе одноместного МВ.326K, - две машины были поставлены в Дубай и четыре - в ВВС Туниса.
  Поставка последних ЕМВ.326 в феврале 1983 года завершила производство самолетов этой серии.
  К середине 2006 года МВ.326 были списаны из ВВС Ганы и Италии. Однако они все еще остаются на службе в ВМС Аргентины (3 самолета), Бразилии (18 ЕМВ.326), Парагвая (5), Туниса и Объединенных Арабских эмиратов (по пять самолетов).
  22 августа 1970 года компания "Аэрмакки" испытала первый прототип одноместного МВ.326, разработанного в качестве штурмовика и самолета ближней воздушной поддержки. Получивший обозначение МВ.336, этот самолет был оснащен тем же двигателем Viper ASV.20 Mk 540, как и последние серийные МВ.326.
  На втором прототипе опробовали двигатель Viper Mk 632-43. Его повышенная мощность позволила установить новое оружие - две 30-мм пушки DEFA. Удаление второго пилотского кресла освободило место дня размещения магазинов с боеприпасами для пушек, дополнительного топливного бака и части электронного оборудования, передвинутого сюда из носовой части.
  В 1974 году ЮАР приобрела лицензию на производство МВ.326K.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aermacchi MB.326GB

  Тип: двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
  Двигательная установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 мощностью 15,17 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 867 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 797 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 945 м в минуту при максимальном взлетном весе; рабочий потолок 11890 м при весе машины 4763 кг; радиус действия 648 км с боевой нагрузкой 769 кг
  Масса: пустого 2558 кг, нормальная взлетная 4547 кг, максимальная взлетная 5216 кг
  Размеры: размах крыла 10,15 м без топливных баков на законцовках крыла и 10,85 м с этими баками; общая длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 кв. м
  Вооружение: до 1814 кг боеприпасов на шести подкрыльевых подвесках

Atlas Impala

В середине 1960-х годов Южная Африка купила лицензию на самолет Aermacchi MB-326GB, предназначенный для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Первый из 16 самолетов, собранных на фирме "Atlas" из итальянских комплектующих, поднялся в воздух 11 мая 1966 года. Следующие 30 машин имели часть комплектующих местного производства. После этого еще 105 машин были полностью сделаны из узлов и агрегатов, выпущенных южноафриканской фирмой. Последний из них был готов в 1974 году. Машины, поступившие на вооружение SAAF под обозначением Atlas Impala Mk 1, сначала попали в летную школу в Лангебаанвеге, где они использовались для подготовки пилотов реактивных и транспортных самолетов. Пять двухместных машин получила пилотажная группа SAAF "Silver Falcons".
  Южная Африка также приобрела лицензию на постройку MB-326KM - одноместного варианта Aermacchi MB-326. "Atlas" снова начала выпуск с "отверточной" сборки, изготовив семь таких самолетов. Последующие 93 машины на 90% состояли из деталей местного производства. Первая из них поступила на вооружение SAAF 22 апреля 1974 года под обозначением Impala Mk 2. Машина не многим отличалась от MB-326KM. На ней стоял тот же двигатель, что и на Impala Mk 1, вместо более мощного варианта ТРД Viper, использовавшегося итальянцами.
  Смешанный парк Impala Mk 1 и 2 использовался для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Impala Mk 2 также применялся для подготовки пилотов для истребителей Cheetah. Южная Африка активно использовала эти самолеты во время войн в Анголе и Намибии, где они действовали в роли штурмовиков и разведчиков.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Atlas Impala Mk 2

  Тип: одноместный легкий штурмовик/тренировочный самолет
  Силовая установка: ТРД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 тягой 15.17кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 890 км/ч на высоте 1525 м; скороподъемность у земли 1981 м/мин; время набора высоты 10 975 м - 9 мин 30 с; потолок 14 325 м; дальность полета с подвесными баками 2130 км; радиус действия при полете на малой высоте с боевой нагрузкой 1280 кг - 268 км
  Масса: пустого 2964 кг; максимальная взлетная 5897 кг
  Размеры: размах крыла 10,15 м без баков на законцовках и 10,85 м с баками; длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 м'
  Вооружение: две 30-мм встроенных пушки и до 1814 кг на шести узлах подвески под крылом

EMBRAER. Лицензионные программы

На заре своего существования фирма EMBRAER строила самолеты по лицензии. С мая 1970 года она выпускала для бразильских ВВС реактивный учебно-боевой самолет Aermacchi MB-326GB. Всего было собрано 182 таких самолета. 170 из них поставили ВВС под обозначением EMBRAER AT-26 Xavante, а девять - в ВВС Парагвая и три - в Того.
<...>
"Alitalia" была одной из немногих авиакомпаний, эксплуатировавших реактивные УТС - четыре MB-326D находились в Бриндизи с 1963 года, но после решения готовить курсантов на базе учебных заведений итальянских ВВС три MB-326D были переданы военным.
Австралийские ВВС. MB-326H из 2-го подразделения переподготовки летчиков (авиабаза Вильямтаун). MB-326H также эксплуатировался во 2-й летной школе ВВС на авиабазе Пирс и школе ВВС в Ист-Сейл.
ВВС Ганы были одним из первых покупателей экспортных MB 326. Самолеты MB 326F для своей летной школы они начали получать уже в середине 1965 года.
Аргентина получила MB-326GB, построенные "Aermacchi", и EMB-326GB Xavante, выпущенные "EMBRAER". Данный MB-326GB принадлежал авиации ВМС Аргентины и использовался в качестве легкого штурмовика и учебного самолета.
MB-326GB ВВС Заира. Один самолет такого типа принимал участие в боевых действиях над Анголой в декабре 1975г.
Учебно-боевой EMB.326 (AT-26) "Шаванте" бразильских ВВС
Одноместный штурмовик "Аэрмакки" MB.326K из полицейского авиакрыла эмирата Дубай (ОАЭ)
Хотя для Impala Mk 2 давно требуется замена, эти самолеты продолжают нести службу в 8-й эскадрилье SAAF и в 85-й школе боевого пилотажа.
Маневренный и способный нести весьма приличную боевую нагрузку Impala Mk I стал одним из основных боевых самолетов ВВС ЮАР, задействованных во "внешних" операциях. Особенно ценилось встроенное вооружение самолета - две 30-мм пушки DEFA.
Italy
Группа MB.326L итальянских ВВС, 1976г.
Принятие на вооружение ВВС Италии самолетов MB-326 позволило готовить летчиков на машинах исключительно итальянской конструкции: Aermacchi использовался для базовой подготовки, a Fiat G.91 - для повышенной. В 1981-1984 годах большинство MB-326 в ВВС Италии заменили на MB-339. Итальянские учебные самолеты, как правило, окрашивались в яркий оранжевый цвет.
Близкое сходство учебного и боевого вариантов MB-326 хорошо заметно на этой фотографии, на которой изображены демонстратор легкого штурмовика разработки "Aermacchi" и двухместный УТС, окрашенный в оранжевый цвет.
MB-326 могли брать на борт достаточно большую нагрузку - это хорошо заметно по изображенному здесь легкому штурмовику MB-326K. Вооруженные варианты самолета эксплуатировались авиацией Дубая, Ганы, Заира и Туниса.
The Aermacchi MB-326, one of Italy's most successful exports
Hawker Siddeley Harrier Mk 52 G-VTOL and Aermacchi MB-326K prototype I-KMAK at Santa Cruz in 1973.
Tunisia
MB.326KT и MB.326LT ВВС Туниса
Тунис закупил MB-326 трех модификаций. Восемь учебных MB-326B, способных наносить удары по наземным целям, были получены в 1965 году. В 1977-1978 годах было поставлено восемь одноместных штурмовиков MB-326KT, которые пришли на смену F-86 Sabre. В заключение закупили четыре MB-326LT, представлявшие собой двухместный вариант MB-326K. В 2012 году уцелевшие самолеты состояли на вооружении 11-й эскадрильи на авиабазе Сиди-Ахмед/Бизерта.
South Africa
"Импала" из пилотажной группы ВВС ЮАР
Двухместные Impala Mk 1 долго служили в пилотажной группе "Silver Falcons", но постепенно им на смену пришли PC-7 Mk II Astra, первоначально заказанные для замены учебных самолетов Harvard.
Хорошая управляемость - непременный атрибут успешного УТС, что подтвердил экспортный успех MB-326, причем в ВВС ЮАР самолет активно эксплуатировался в течение четырех десятилетий.
Два варианта декоративных окрасок южноафриканских пилотажных "импал"
The Aermacchi MB 326M is in production in South Africa as the Impala, the example illustrated serving with the Advanced Flying School.
Крупнейшим эксплуатантом MB-326 являлась ЮАР. Компания "Aermacchi" поставила 46 машинокомплектов таких самолетов для окончательной сборки на южноафриканской "Atlas". Помимо сборки "Atlas" самостоятельно построила примерно 100 двухместных Impala Mk I и 100 одноместных Impala Mk II. Самолеты использовались как учебные и противопартизанские, широко применялись в "войне в буше" на территории Анголы и Намибии в 1970-1980-х годах.
ВВС ЮАР активно использовала свои Impala Mk 2 во время войны в африканском буше. В ходе одного из заданий Impala получил попадание ракетой ЗРК "Стрела-1", но ее БЧ не сработала, и самолет успешно вернулся на базу.
Argentina
MB.326GB аргентинских ВВС
Australia
Австралийский MB.326H в "юбилейной" декоративной окраске, посвященной 30-летию принятия машины на вооружение, 1997г.
Австралийские ВВС эксплуатировали 97 самолетов MB-326H до 2001 года, в том числе и пилотажными группами "Telstars" и "Roulettes". Изображенный самолет принадлежал 2-й летной школе ВВС.
The RAAF's two principal trainers are shown together in this unusual formation as a piston-engined Winjeel leads two Aermacchi MB.326s. All three aircraft are from the Central Flying School, RAAF East Sale, and are flying over Lake Wellington, Victoria.
Сцена, волнующая сердца всех австралийских энтузиастов авиации, - лайнер A380 компании QANTAS в строю с пилотажной группой австралийских ВВС Roulettes.
Civil
Учебный MB.326D авиакомпании "Алиталия", предназначенный для подготовки пилотов гражданской авиации к действиям в экстремальных ситуациях, 1963г.
Brazil
AT-26 "Шаванте" - бразильский вариант MB.326. По внешнему виду этой машины видно, что эксплуатируется она весьма интенсивно.
AT-26 Xavantes when in service with the 3°.EMRA. This unit was disbanded several years ago and its Xavantes reassigned to replace the Cessna T-37Cs.
В 1971-1981 годах бразильская "EMBRAER" построила 182 EMB-326GB, включая два прототипа и 166 серийных самолетов для ВВС Бразилии, остальные были экспортированы в Парагвай и Того. Самолеты Xavante дополнили 12 бывших южноафриканских Impala Mk II. Окончательно самолет сняли с вооружения ВВС Бразилии в декабре 2010 года.
Paraguay
The EMB-326GB Xavante was a major Embraer programme for almost a dozen years, five of the 10 examples exported to Paraguay being seen below at Sao Jose dos Campos prior to delivery. A total of 182 Xavantes was assembled by Embraer.
UAE
Учебный самолет "Аэрмакки" в версии штурмовика не пользовался большим спросом за рубежом. Самый крупный заказ - на шесть самолетов - был получен из ОАЭ.
 
Носовой отсек БРЭО, носовая и основная стойки шасси
Italy
Prototype of Macchi M.B.326 shows its clean lines.
Aermacchi M.B. 326E tandem two-seat training aircraft for the Italian Air Force
Capt. Peracchi lands Macchi MB.326G I-BAGJ on one wheel after a searing sideslip on to the runway
Aermacchi M.B.326 two-seat jet basic trainer in Italian Air Force insignia
South Africa
Южноафриканский MB.326
"Импала" из 8-й эскадрильи ВВС ЮАР с двух бортов
ЮАР располагала штурмовиками "Импала, представлявшими собой копию "Аэрмакки" MB 326.
Atlas Impala (Aermacchi M.B. 326M) jet trainer of the South African Air Force
ЮАР располагала штурмовиками "Импала, представлявшими собой копию "Аэрмакки" MB 326. Их итальянский прототип (фото) находился на вооружении ВВС Заира
Togo
Aircraft exported by Embraer of Brazil in recent months include EMB-326GB Xavante 5V-MAO (licence-built Macchi 326) which is one of three delivered to Togo's Air Force
Brazil
EMBRAER (Aermacchi) AT-26 Xavante jet trainer ground attack aircraft of the Brazilian Air Force
EMBRAER/Aermacchi AT-26 Xavante jet trainer/ground attack aircraft of the Brazilian Air Force's 1st Fighter Group
Zaire
Заирские учебные МВ.326 были достаточно эффективны в противопартизанских операциях, но из-за недостаточного технического обслуживания и низкого уровня подготовки пилотов они не сыграли заметной роли в борьбе за контроль над страной.
Zambia
Aermacchi M.B.326GB ground attack/training aircraft in the insignia of the Zambian Air Force
Australia
Австралийский MB.326 с оригинальной эмблемой эскадрильи на хвосте
Австралийский MB.326H(A7) в пикировании с выпущенным тормозным щитком
Австралия получила 97 учебных MB-326H, десять из которых использовались в ВМС (на фотографии), а остальные в ВВС. Большинство самолетов собрано в Австралии компанией "Commonwealth" под обозначением CA-30. Из-за проблем с прочностью в 1980-е годы самолеты прошли модернизацию с целью продления ресурса, а в 1990-е годы на них заменили крылья. Всеми любимые "Macchi" сняли с вооружения в 2001 году.
MB.326K
Aermacchi M.B. 326K with underwing weapons and drop-tanks
Успех учебного MB-326 побудил "Aermacchi" разработать одноместный ударный вариант. В измененной носовой части фюзеляжа разместили кабину для одного члена экипажа, дополнительный топливный бак, БРЭО и две 30-мм пушки DEFA. Первый полет одноместная машина выполнила в августе 1970 года, в относительно небольших количествах данную модификацию закупили Дубай, Тунис, Гана и Заир.
Южноафриканские легкие штурмовики "Импала".
Photograph of Aermacchi M.B.326K single-seat light ground attack aircraft. The aircraft photographed is carrying underwing rocket pods and other stores
First production example of the single-seat Impala Mk 2, based on the Aermacchi M.B. 326K and built by Atlas Aircraft Corporation
 
Underwing armament of one 50-in machine-gun pod and four 5-in rockets on Aermacchi M.B.326B
Подкрыльевой пушечный контейнер "Шаванте" и набор подвесного вооружения итальянского MB.326B
Hanna Reitsch in the front cockpit of the MB326 talking to Massimo Ralli, Aermacchi test pilot, Accra, April 1963.
Передняя и задняя кабины MB.326, катапультное кресло
Все приборы и органы управления на MB-326 дублированы. Большинство первых учебно-тренировочных самолетов имело кабины с общим ровным полом, из-за чего обзор из кабины инструктора вперед был ограничен. На современных УТС кабина инструктора размещена с превышением относительно кабины курсанта.
EMB-326GB/AT-26 Xavante. Штурмовая и разведывательная авиация Бразилии включает три эскадрильи, вооруженные учебно-боевыми EMB-326GB (AT-26, Ataque Treinamento). Изображен самолет из 1-й эскадрильи 10-й авиагруппы, дислоцированной на авиабазе Санта-Мария в штате Риу-Гранди-ду-Сул. Эскадрилья предназначена для нанесения ударов по наземным целям и выполнения разведывательных задач. Разведку осуществляют несколько RT-26 (Reconhecimento) Xavante, оснащенных контейнерами Vinten с фотоаппаратурой, контейнер подвешивается на левый пилон вместо вооружения. В качестве учебного самолет Xavante пришел на смену T-33 Shooting Star и использовался для повышенной подготовки курсантов, отобранных для полетов на перехватчиках Mirage III.
Cutaway drawing of the M.B.326A armed version shows location of the underwing loads and machine guns. Wing fences are absent.
MB-326K
Aermacchi M.B.326C advanced systems trainer
Aermacchi M.B.326GB basic training and light tactical attack aircraft
Aermacchi M.B.326K single-seat light ground attack aircraft