Мировая Авиация 118
-
Этот самолет (б/н 04) - демонстратор Су-30МКМ, приобретенного Малайзией. Самолет создан на базе индийского Су-30МКИ, но с оборудованием, выбранным заказчиком.
Переднее горизонтальное оперение, двигатели с управляемым вектором тяги и интегральная схема компоновки позволяют Су-30 выполнять зрелищные фигуры пилотажа, ставящие под сомнение даже закон тяготения. Полеты на больших углах атаки производят огромное впечатление на авиационных праздниках, но многие аналитики полагают, что в современном воздушном бою они малоприменимы.
Окрашенный в один из вариантов камуфляжа советских ВВС, этот A-4F принадлежал 127-й истребительной эскадрилье "Cylons" - с октября 1983 года она стала эскадрильей "агрессоров".
A-4 активно использовались пилотажной группой ВМС США "Blue Angels" с 1974 по 1987 год. Они отличались от стандартного A-4F наличием тормозного парашюта, модифицированной топливной системой, дымогенераторами и складным трапом на левом борту самолета.
В первом квартале 1968 года 22-я истребительная эскадрилья, вооруженная самолетами A-4, находилась на боевой службе в Японском море на борту авианосца "Рейнджер".
A-4M Skyhawk II был разработан специально для КМП США и отличался более мощным двигателем, модифицированным хвостовым оперением, иным расположением тормозного парашюта, ИЛС и современной авионикой.
Подразделения в США. К 1948 году поставки Shooting Star в размещенные на территории США подразделения шли уже в достаточно высоком темпе - ими активно заменяли поршневые самолеты времен Второй мировой войны. Данный P-80A принадлежал 61-й истребительной эскадрилье 56-й истребительной группы и базировался в Селфридж-Филд, штат Мичиган. Отличительным знаком 56-й группы, летавшей в годы Второй мировой войны на P-47, стал бульдог из мультфильма (слева).
Разведывательный вариант. RF-80 создавался на базе F-80A, но пулеметы были демонтированы. Самолет стал единственным реактивным тактическим разведчиком ВВС США в начале корейской войны. Данный самолет принадлежал 67-му тактическому разведывательному авиакрылу, дислоцированному в 1950-1953 годах в Сувоне, Корея. Он стал одним из двух самолетов, применявшихся в небе Северной Кореи в рамках операции "Stovepipe" и получивших для этого экспериментальную схему камуфляжа - "хаки и нейтральный серый". Распространения данная схема не получила.
Война в Корее. Этот P-80C принадлежал 36-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье 8-го истребительно-бомбардировочного крыла, самолеты которого активно применялись в Корее. Летчики крыла уделяли много внимания "художественной" раскраске своих машин, и на этом самолете можно видеть в носовой части рисунок и надпись "Evil Eye Fleagle". В годы войны стандартным вариантом вооружения были две 454-кг бомбы, НАР или, как в данном случае, баки с напалмом.
Первый полет Lockheed P-80 Shooting Star состоялся в январе 1944 года, а на вооружение доработанный вариант поступил уже в 1946 году. Изображенный на снимке P-80A (затем F-80) принадлежал 56-й истребительной группе (авиабаза Селфридж, штат Мичиган). Хорошо видно, что концевые баки и закрылки самолета окрашены в жемчужно-серый (голубовато-серый) цвет, но, поскольку такая окраска применялась только на ранних машинах, можно предположить, что баки и закрылки были взяты с другого самолета.
Данное звено P-80C из 94-й эскадрильи шесть месяцев находилось в Лэдд-Филд, Фэрбанкс, где летчики проходили подготовку. На это время концевые части крыла и хвостовая часть самолетов были окрашены в красно-оранжевый цвет, чтобы облегчить их обнаружение в случае вынужденной посадки на заснеженных просторах Аляски. "Lockheed" усовершенствовала смазочные и гидравлические системы самолета, что позволило эксплуатировать машину при температуре до -65°С.
"Acrojets" - первая американская пилотажная группа, летавшая на реактивных самолетах. Она сформирована в 1948 году Школой подготовки летчиков-истребителей (авиабаза Уильямс) для демонстрации возможностей P-80 и его превосходства над поршневыми самолетами, но затем стала часто выступать на различных авиашоу.
Беспилотный вариант самолета. Ярко окрашенный беспилотный самолет QF-80 (фото) управлялся с земли или с борта T-33. QF-80 являлся беспилотным самолетом-мишенью для тренировки расчетов ЗРК и операторов комплексов РЭБ. Дополнительное радиооборудование ставилось в пустые пулеметные отсеки, но самолет сохранял возможность конвертации в пилотируемый вариант.
После анализа результатов испытаний прототипа "Lulu Belle" на XP-80 модифицировали крыло и хвостовое оперение, а также выполнили хвостовую часть фюзеляжа полностью съемной - для облегчения доступа к двигателю.
The Lockheed XP-80 prototype as first flown; the rudder was later enlarged.
Если не считать четырех P-80, прибывших в Европу еще до окончания войны, первые P-80 получила 5-я истребительная группа под командованием полковника Горация Хейнса - ей передали 32 самолета, которые поступили на вооружение 32-й истребительной эскадрильи, дислоцированной в Гибельштадте, Германия.
В попытке "устрашить Советы" американцы организовали демонстрацию мощи 36-й истребительной группы в Фюрстенфельдбруке, на фотоснимке - не менее 72 самолетов F-80B, большинство с пилотами и техниками. 36-я группа дислоцировалась в Фюрстенфельдбруке с августа 1948 по ноябрь 1952 года.
F-80C был лучшим и наиболее многочисленным вариантом первого американского серийного реактивного истребителя. К тому же он был более тяжелым, мощным и совершенным, чем предшествующие модификации. F-80C широко использовался и в Корее, а более ранние модели Shooting Star по возможности дорабатывались под его стандарт. Всего выпустили 822 самолета F-80C, из которых б93 были построены "с нуля", а 129 - переоборудованы из ранних F-80A.
В послевоенный период F-80 и F-47 Thunderbolt, запечатленные здесь над Баварскими Альпами, составляли основу ударной мощи ВВС США. Затем им на смену пришел F-84E Thunderjet.
Данный снимок дает хорошее представление о характере низковысотных операций F-80 во время Корейской войны - момент атаки объекта к югу от Пхеньяна 8 мая 1952 года. В то время как пилот сбрасывает баки с напалмом на автопарк и соседний объект, замаскированные зенитки открыли по самолету огонь. Белая "капля" под самолетом - это зенитный снаряд.
Совершив вынужденную посадку на замерзшее озеро в 120 км от своей базы, F-80C из 65-й истребительной эскадрильи ПВО был "вызволен из неволи" только три недели спустя. За это время техники оснастили самолет алюминиевым лыжным шасси - при помощи них и реактивного ускорителя подполковник Уильям Ф.Бенедикт выполнил взлет со льда озера. Данный способ спасения севших на лед самолетов использовался ВВС США неоднократно.
RF-80 - серийная модификация разведывательного Shooting Star: 38 самолетов были изначально заложены на стапеле как P-80A, а еще 114 - построены "с нуля". Позже 66 RF-80A были переоборудованы из F-80A. На фотографии - один из самолетов, переоборудованных из P-80A еще на стапеле (их можно идентифицировать по контуру носовой части фюзеляжа - в виде "лесенки"). Самолет принадлежал 160-й тактической разведывательной эскадрилье авиации Национальной гвардии штата Алабама
F-80C Shooting Star. Красные полосы на топливных баках и киле F-80C говорят о его принадлежности 36-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье 8-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла. Самолеты, воевавшие в Корее, также часто несли личные опознавательные знаки пилотов. Данный самолет был одним из наиболее декорированных: акулья пасть, картинки в носовой части и другие отличительные знаки, наподобие красной окантовки бортового номера. Shooting Star активно использовался в Корейской войне, к началу которой он был основным истребителем ВВС США на Дальнем Востоке. Самолет хорошо подходил для атак с бреющего полета, но оказался плохо приспособленным для борьбы с менее скоростными поршневыми северокорейскими "Як" и "Ла", которые, как и американские реактивные самолеты, привлекались в основном для штурмовки наземных целей. И все же на третий день войны, 28 июня 1950 года, F-80 из 35-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи "Panthers" (авиабаза Итацуки) все же одержал первую воздушную победу над северокорейскими летчиками - это случилось, когда группа F-80 сопровождала звено F-82 Twin Mustang. Капитан Реймонд Щиллерефф во главе группы из четырех самолетов в районе Сеула обнаружил четыре Ил-10, обстреливавших американские транспортные самолеты на аэродроме Кимпо, и атаковал их - все четыре машины противника были сбиты. Shooting Star записал свое имя в историю 8 ноября 1950 года - в тот день первый лейтенант Рассел Браун стал первым пилотом реактивного самолета (F-80C), сбившим в воздушном бою реактивный самолет противника (МиГ-15). Самолеты Shooting Star оставались ядром американских ВВС в Корее вплоть до прибытия 1 декабря 1950 года более совершенных F-86 Sabre.
F-80C Shooting Star
Цель - "Тирпиц". 3 апреля 1944г.: самолеты Fairey Barracuda британской морской авиации атаковали линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Норвегия), серьезно повредив корабль. Самолеты Barracuda сопровождали истребители Corsair, Hellcat, Seafire и Wildcat (летчики Corsair изображены на фотографии). В ходе предпринятой в сентябре атаки линкора с использованием тяжелых бомб "Tallboy" корабль был опять только поврежден, и лишь в ноябре самолеты 617-й эскадрильи потопили "Тирпиц".
Handley Page Hampden TB.Mk I. До поступления на вооружение торпедоносцев Beaufighter Mk VIC, прозванных "Torbeau", союзники использовали против вражеского судоходства в Северном море торпедоносцы/бомбардировщики Hampden TB.Mk I. Они также обеспечивали прикрытие конвоев, следовавших в Мурманск. Данный TB.Mk I принадлежал 489-й новозеландской эскадрилье.
"Alitalia" была одной из немногих авиакомпаний, эксплуатировавших реактивные УТС - четыре MB-326D находились в Бриндизи с 1963 года, но после решения готовить курсантов на базе учебных заведений итальянских ВВС три MB-326D были переданы военным.
Австралийские ВВС. MB-326H из 2-го подразделения переподготовки летчиков (авиабаза Вильямтаун). MB-326H также эксплуатировался во 2-й летной школе ВВС на авиабазе Пирс и школе ВВС в Ист-Сейл.
Аргентина получила MB-326GB, построенные "Aermacchi", и EMB-326GB Xavante, выпущенные "EMBRAER". Данный MB-326GB принадлежал авиации ВМС Аргентины и использовался в качестве легкого штурмовика и учебного самолета.
Близкое сходство учебного и боевого вариантов MB-326 хорошо заметно на этой фотографии, на которой изображены демонстратор легкого штурмовика разработки "Aermacchi" и двухместный УТС, окрашенный в оранжевый цвет.
MB-326 могли брать на борт достаточно большую нагрузку - это хорошо заметно по изображенному здесь легкому штурмовику MB-326K. Вооруженные варианты самолета эксплуатировались авиацией Дубая, Ганы, Заира и Туниса.
Хорошая управляемость - непременный атрибут успешного УТС, что подтвердил экспортный успех MB-326, причем в ВВС ЮАР самолет активно эксплуатировался в течение четырех десятилетий.
ВВС ЮАР активно использовала свои Impala Mk 2 во время войны в африканском буше. В ходе одного из заданий Impala получил попадание ракетой ЗРК "Стрела-1", но ее БЧ не сработала, и самолет успешно вернулся на базу.
Австралийские ВВС эксплуатировали 97 самолетов MB-326H до 2001 года, в том числе и пилотажными группами "Telstars" и "Roulettes". Изображенный самолет принадлежал 2-й летной школе ВВС.
Во время войны во Вьетнаме медико-эвакуационные Black Hawk использовали позывные "DUST OFF". В кабине медико-эвакуационных UH-60A (на рисунке) и UH-60L вместо сидений устанавливались носилки, вертолеты оснащались также подъемной лебедкой. UH-60Q изначально строился как медико-эвакуационный вертолет.
S-70C-2, № 3124B, был поставлен армейской авиации НОАК. Всего китайская Армия получила 24 таких многоцелевых вертолета.
YUH-60A (прототипы). В объявленном в рамках программы UTTAS конкурсе были заказаны три прототипа YUH-60A, а после победы компании "Sikorsky" в тендере - еще три вертолета. Первый из прототипов поднялся в воздух 17 октября 1974 года, в Стратфорде, штат Коннектикут. Машина имела фиксированный стабилизатор на концевой балке, но во время испытаний выявились проблемы с ним. Отличиями ранних машин также были более короткий вал привода несущего винта и обтекатели на фюзеляже, закрывавшие воздухозаборники двигателей. Менее значительные изменения коснулись иллюминаторов кабины - была обеспечена возможность установки пулеметов.
Black Hawk доступен во многих вариантах, пользующихся высокой популярностью в мире.
UH-60L. По мере роста массы нового оборудования, росла и общая масса UH-60, мощности старых двигателей уже не хватало, и для решения этой проблемы "Sikorsky" оснастила вертолет более мощными двигателями T700-GE-701C и новой трансмиссией, оставив прежнюю систему управления полетом. Новая модификация была представлена в марте 1988 года, его выпуск для Армии США продолжался до 2007 года, когда ему на смену пришел вертолет UH-60M.
UH-60M/S-70i и модернизированный UH-60M. "Sikorsky" разработала UH-60M (фото) на замену UH-60L, они отличались новыми лопастями несущего винта, обеспечивавшими большую подъемную силу, и двигателями T700-CE-701D. Армия США изначально планировала заменить все старые UH-60 на UH-60M, для чего требовалось заказать 1227 вертолетов, но затем снизила заказ до "около 1000 машин". На экспорт подобные модернизированные вертолеты создаются на базе S-70i, их продажи планируется начать с 2011 года. Первый полет модернизированного UH-60M прошел 29 августа 2008 года. Созданный на базе типового UH-60M, новый вертолет отличается электродистанционной системой управления полетом, "стеклянной" кабиной CAAS и двигателями T700-GE-701E с системой FADEC.
S-70A. Большинство экспортных военных модификаций Black Hawk имели фирменное обозначение S-70A, например: S-70A-1 - для Саудовской Аравии; S-70A-5 - для Филиппин; S-70A-11 - для Иордании. Крупнейшие за пределами США эксплуатанты Black Hawk - Австралия: 35 вертолетов первоначально были закуплены ВВС, но сегодня эксплуатируются армейской авиацией. Кроме того, австралийские ВМС эксплуатируют вертолеты S-70B-2 Seahawk. Среди других покупателей S-70 - Бахрейн, Бруней, Египет, Гонконг, Иордания, Мексика, Марокко, KHR Филиппины, Саудовская Аравия (ее вертолеты иногда именуются Desert Hawk), а также Турция, закупившая для полиции 12 вертолетов S-70A-17 (фото). Часть из приобретенных этими странами машин поставлены в VIP-конфигурации и применяются для перевозки высокопоставленных правительственных чиновников. Британская "Westland Вертолеты" получила лицензию на выпуск Black Hawk под обозначением WS-70, но был построен лишь один вертолет.
В процессе расширения Сил специальных операций, командование Армии США в 1990 году приступило к серии модернизаций 30 вертолетов UH-60A в вариант MH-60A, затем в MH-60L, в рамках чего машины получили пулеметы
Minigun, дополнительные топливные баки и современное навигационное/связное оборудование. В июне 1992 года на вооружение принят вариант MH-60K, .вооруженный ракетами FIM-92A Stinger. Внешне MH-60K (на снимке) практически не отличался от MH-60G, эксплуатирующегося ВВС США, но считается более приспособленным для спецопераций. В 2007 году на MH-60L и K установили "стеклянную" кабину CAAS (Common Avionics Architecture System) компании "Rockwell Collins", которая также установлена на вертолетах CH-47F, MH-47G и UH-60M. В том же году завершены испытания новых двигателей General Electric YT706-700 - для вертолетов MH-60, модернизируемых по стандарту UH-60M.
YEH-60A и EH-60A. В рамках программы SEMA (Special Electronics Mission Aircraft) командование Армии США выдало калифорнийской компании "TRW Electronics System Laboratories" заказ на оснащение вертолета UH-60A системой Quick Fix IIB, предназначенной для радиоперехвата и постановки помех средствам радиосвязи противника. Вертолет получил обозначение YEH-60A, первый полет - 24 сентября 1981 года. Успешные испытания подвигли Армию США на решение закупить 130 вертолетов EH-60A. В октябре 1984 года "Tracor Aerospace Inc." получила подряд на переоборудование первых 40 машин UH-60A в вариант EH-60A, первый такой вертолет был передан заказчику в июле 1987 года. Обозначение было вскоре изменено на EH-60C, но из-за бюджетных ограничений было переоборудовано только 66 вертолетов.
UH-60A . Основная модификация Black Hawk, принятая на вооружение Армии США и выпускавшаяся в течение 11 лет. Первый полет - 17 октября 1978 года. UH-60A в производстве сменила оснащенная более мощными двигателями модификация UH-60L (октябрь 1989 года). UH-60A от прототипов отличался, кроме всего прочего, модифицированными шасси и обтекателем в верхней части фюзеляжа, увеличенным валом привода несущего винта и фиксированным хвостовым колесом. Часть UH-60A испытывалась с композитной задней частью фюзеляжа - в рамках программы разработки перспективного H-60.
YEH-60B. Прототип, предлагавшийся для переоборудования из одного UH-60A под вертолет системы обнаружения и захвата цели до входа в зону ПВО противника (SOTAS - от "Stand-Off Target Acquisition System"). Контракт стоимостью 36,6 млн долларов выдан в сентябре 1979 года, сначала предусматривалась постройка пяти прототипов. YEH-60B оснащался вращающимся блоком датчиков компании "Motorola", помещенным в подфюзеляжный обтекатель, опускавшийся на тросе и вращавшийся на 360°. Индикатор системы находился в кабине, а данные передавались и на наземную станцию обработки. Вертолет имел модифицированное шасси. Планировалось, что EH-60B будут действовать за линией фронта, выявляя передислокацию войск противника и передавая информацию на наземный командный пункт. Первый полет состоялся 6 февраля 1981 года, но планы по приобретению 78 таких машин были отменены в пользу финансирования программы J-STARS.
C-17A Globemaster III. Данный C-17 дислоцировался на авиабазе Мак-Хорд и принадлежал 62-му авиакрылу ВВС США, там же дислоцировалось и 442-е авиакрыло Резерва ВВС США.
Даже после окончания холодной войны ВВС США регулярно проводят учения, сценарии которых включают применение химического оружия. Данный C-17 принимает участие в таком учении - операции " Wildfire".
C-17 из 74-й транспортной эскадрильи выполняет учебный полет над Атлантическим океаном (2006 год). Эскадрилья принадлежит 437-му транспортному авиакрылу, базирующемуся в Южной Каролине.
Парк C-17 обеспечивает ВВС США уникальные возможности по перевозке грузов и личного состава, но командование не видит необходимости в закупке дополнительного количества самолетов, считая нынешний парк вполне достаточным.
C-17 из 446-го транспортного авиакрыла Резерва ВВС, дислоцирующегося на объединенной базе Льюис, - Мак-Хорд, выполняет посадку, с отработкой элементов воздушно-штурмовой операции на аэродроме Холланд базы Форт-Брэгг в 2000 году.
В 1942-1943 годы медлительные и неповоротливые Hampden и Beaufort в области борьбы с прибрежным судоходством противника уступили место более современному Beaufighter. В ноябре 1942 года на вооружение поступил торпедоносец Mk VIC "Torbeau", который мог нести одну торпеду типа Mk XV.
27 июля 1944г.: истребители Meteor F.Mk I из 616-й эскадрильи британских ВВС, вылетев из Мэнстона, выполнили первый перехват ракет "Фау-1".
15 августа 1944г.: фельдфебель Хельмут Леннарц первым сбил на Me 262 бомбардировщик B-17. До сентября он летал на данном Me 262A-1 а в составе 262-го экспериментального отряда (аэродром Рехлин-Лерц), а позже летал на Me 262 в "команде Новотны" и 7-й истребительной эскадре, сбив за войну восемь самолетов на Me 262 и пять - на Bf 109.
В ответ на потребность авиакомпаний в авиалайнере меньшей, чем ERJ 145, размерности, "EMBRAER" выпустила на рынок ERJ 135, прототип которого изображен на снимке. Позже на его базе был создан бизнес-джет Legacy 600.
Входившая в группу "Lufthansa", компания "Rheintalflug" эксплуатировала шесть ERJ 145 на авиалиниях в Австрии и Германии.
15 ноября 1944г.: созданный на базе B-29 самолет Boeing XC-97 предназначался для дальних транспортных перевозок.
Австрийская компания "NIKI", уже эксплуатирующая E190, 25 ноября 2009 года заказала еще два авиалайнера.
XP-80R, также именовавшийся "Racey", был переоборудован из XP-80B, 44-85200, и представлял собой самолет, модернизированный заводом "Lockheed" в Бербанке, для попытки установления мирового рекорда скорости. 7 сентября 1946 года груп-кэптен Дональдсон из британских ВВС развил на специально модифицированном Gloster Meteor F.Mk 4 скорость 991 км/час. Отличительными особенностями XP-80R были экспериментальные плоские воздухозаборники, разработанные NACA, и низкопрофильный фонарь кабины. Однако, сохранив двигатель Allison J33-A-17, в ходе четырех проходов по 3 км каждый в октябре 1946 года XP-80R не смог развить скорость больше 966 км/час. Самолет вновь перевезли в Бербанк, где заменили плоские воздухозаборники на стандартные и установили двигатель Allison Model 400 тягой 20,46 кН (фото). Двигатель представлял собой сильно модернизированный J33 и затем, после доработки и под обозначением J33-A-23 ставился на F-80C. Специалисты "Lockheed" также укоротили крыло и оснастили его более "острыми" передними кромками.
XP-80R во время рекордного полета проходит мерную базу
19 июня 1947 года руководитель отдела летных испытаний Командования материально-технического обеспечения ВВС США полковник Альберт Бойд на хорошо отполированном XP-80R установил на полигоне Мурок Драй Лейк в Калифорнии новый рекорд скорости - 1003,782 км/час - и впервые превысил скорость 1000 км/час. Самолет Lockheed XP-80R был вскоре передан в качестве экспоната в Музей ВВС США, расположенный на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо.
6 декабря 1944г.: поднялся в воздух He 162. На фотографии - сборочная линия этих машин на подземном заводе в соляной шахте в Тартуне, около Магдебурга.
В 1970-1980-е годы Ту-154 являлся основным авиалайнером "Аэрофлота" и строился в весьма большом количестве - к 1991 году авиакомпания получила 612 самолетов Ту-154 различных модификаций.
Из 62 самолетов Ту-154А/Б, поставленных на экспорт, румынская "Tarom" получила 12 лайнеров модификации Ту-154Б-2 (поставлены в 1976 году).
СССР-85000 - первый прототип Ту-154, поднявшийся в воздух 3 октября 1968 года.
Этот неокрашенный Ту-154, один из девяти предсерийных авиалайнеров, использовался Куйбышевским авиазаводом (сегодня самарская компания "Авиакор") в программе испытаний.
СССР-85012 - третий серийный авиалайнер, до этого были выпущены также 9 опытных и предсерийных самолетов. Ту-154 поступил в эксплуатацию 30-ти из 34-х подразделений "Аэрофлота", а около 20 машин приобрели ВВС.
В общей сложности заказчики получили 996 самолетов Ту-154, сегодня в эксплуатации остаются большей частью лишь Ту-154М. Более 10 лет Ту-154 оставался основой парка "Аэрофлота" на внутренних и среднемагистральных международных авиалиниях.
22-й серийный авиалайнер во время испытаний, его сопровождает другой Ту-154. Авиалайнер изначально предусматривался для эксплуатации в региональных аэропортах.
В 1973 году "Egyptair" стала третьим зарубежным заказчиком лайнера - компания приобрела восемь Ту-154А. Однако после потери одной машины в процессе обучения и вследствие нежелания разработчика изменять конфигурацию салона на нестандартные варианты, в 1975 году машины вернули обратно.
Ярко окрашенный беспилотный самолет QF-80 управлялся с земли или с борта T-33.
"День Д" (высадка в Нормандии). 5-6 июня 1944г.: высадка союзников во Франции была запланирована вначале на 1943 год, но затем - по настоянию Великобритании - перенесена. К июню 1944 года более 250 тыс. солдат, моряков и летчиков были готовы к началу одной из самых грандиозных десантных операций. 5 июня в 23:03 шесть Armstrong Whitworth Albemarle Mk I покинули Харвелл, графство Оксон, и взяли курс на Орн (Франция), а полчаса спустя в небо поднялись еще 14 Albemarle. В общей сложности в районе Орн-Див выброску воздушного десанта осуществляли 108 самолетов Dakota, а артбатарею в Мервиле атаковала группа, высаженная с шести планеров Airspeed Horsa, отбуксированных к цели самолетами Short Stirling.
17 апреля 1944г.: Говард Хьюз совершил перелет на Lockheed Constellation по маршруту Бербанк-Вашингтон за 6 часов 58 минут, установив новый рекорд скорости - 533,45 км/ч.
Планеры и самолеты братьев Райт (на снимке Wright Model A, 1909 год) управлялись по крену гошированием крыла. Изменение аэродинамической крутки крыла производилось посредством тросов.
Пилотажная группа бразильских ВВС "Escuadron de Fumaca"("Дымовая эскадрилья"), получила самолеты T-27 для замены устаревших North American Harvard и с тех пор зарекомендовала себя с наилучшей стороны.
18 учебно-тренировочных самолетов T-27 поступили на вооружение ВВС Венесуэлы наряду с 12 учебно-боевыми самолетами AT-27.
Имея достаточно мощное встроенное и подвесное вооружение, ALX является эффективным самолетом противопартизанской борьбы.
EMBRAER EMB-312 Tucano
В послевоенный период F-80 и F-47 Thunderbolt, запечатленные здесь над Баварскими Альпами, составляли основу ударной мощи ВВС США. Затем им на смену пришел F-84E Thunderjet.
EMB-120 - свободнонесущий низкоплан с Т-образным хвостовым оперением, фюзеляжем полумонококовой конструкции и трехопорным убирающимся шасси. На фотографии - VC-97.
EMBRAER EMB-120 Brasilia
Legacy 450 - самый маленький из бизнес-джетов компании "EMBRAER". Хотя он рассчитан максимально на 10 пассажиров, стандартным вариантом является перевозка семи - восьми человек.
Многие Bandeirante были поставлены небольшим операторам по всему миру. Данный EMB-110P1 - типичный представитель таких машин, он принадлежит британской "Cenair".
Три транспортных EMB-110P (фото) были переданы Габону в 1980 году. В эксплуатации остается один самолет, а также один морской патрульный EMB-111A.
EMBRAER EMB-111A Banderiante/P-95
На американском экспериментальном самолете X-29 отрабатывался ряд новых технических решений, в том числе использование композитов, адаптивного крыла обратной стреловидности со сверхкритическим профилем, управляемого ПГО, цифровой системы электродистанционного управления.
Один из двух экспериментальных самолетов X-31 агентства НАСА во время испытательного полета. Система автоматического управления в совокупности с управляемым вектором тяги двигателя обеспечивают машине хорошую маневренность на больших углах атаки.
Перси Пилчер со своим четвертым и последним планером-бесхвосткой Hawk (Глазго, начало 1896 года). Аппарат оснащен двухколесным шасси с амортизационными стойками. После знакомства с Лилиенталем Пилчер оснастил свой планер Bat хвостовым оперением.
Береговое и Бомбардировочное командования британских ВВС эксплуатировали несколько специальных модификаций Halifax. Среди них были и самолеты метеоразведки. На рисунке изображен один из таких самолетов - Halifax Met.Mk V из состава Берегового командования. Точные данные метеоразведки были важны как для операций в Атлантике, так и для ночных налетов Бомбардировочного командования. Самолетами метеоразведки Halifax были вооружены 517-я и 518-я эскадрильи. Данный самолет принадлежал 518-й эскадрилье (остров Тайри).
16 февраля 1944г.: Кертис облетал первый прототип SC-1 Seahawk. В октябре 1944 года заказчик получил первый из 500 серийных самолетов.
На британских эскортных авианосцах основным ударным самолетом был Fairey Swordfish Mk II, на фотографии - идет проверка взрывателя торпеды на борту авианосца "Баттлер" (1943 год).
Германская 5-я авиагруппа дальней разведки, размещенная в Мон-де-Марсан (Франция), в октябре 1943 года использовала для дальней разведки Ju 290 (на фотографии Ju 290A-5), оснащенные поисковой РЛС FuG 200 Hohentwiel и выдававшие данные целеуказания для экипажей субмарин.
Эскортные авианосцы стали важным элементом противолодочной обороны союзников: истребители Wildcat уничтожали немецкие морские разведчики Fw 200, тогда как Grumman TBF-1 Avenger охотились за вражескими подлодками.
"День Д" (высадка в Нормандии). 5-6 июня 1944г.: высадка союзников во Франции была запланирована вначале на 1943 год, но затем - по настоянию Великобритании - перенесена. К июню 1944 года более 250 тыс. солдат, моряков и летчиков были готовы к началу одной из самых грандиозных десантных операций. 5 июня в 23:03 шесть Armstrong Whitworth Albemarle Mk I покинули Харвелл, графство Оксон, и взяли курс на Орн (Франция), а полчаса спустя в небо поднялись еще 14 Albemarle. В общей сложности в районе Орн-Див выброску воздушного десанта осуществляли 108 самолетов Dakota, а артбатарею в Мервиле атаковала группа, высаженная с шести планеров Airspeed Horsa, отбуксированных к цели самолетами Short Stirling.
28 июля 1944г.: Джеффри де Хэвилленд-младший поднял в воздух прототип Hornet. На вооружение самолет поступил в 1946 году.
16 августа 1944г.: совершил первый полет самолет с обратной стреловидностью крыла Ju 287, после войны машину испытывали в СССР.
10 сентября 1944г.: первый полет совершил Fairchild XC-82, на который потом поступило много заказов. Позже на его базе был создан C-119.
Xingu I и II имели Т-образное хвостовое оперение, подфюзеляжный киль и комфортабельный герметизированный салон, рассчитанный на шесть человек. Более половины машин были переданы военным эксплуатантам.
EMBRAER EMB-121A1 Xingu II
ПАК ФА разработки ОКБ им. Сухого должен стать базой для создания российских истребителей нового поколения и может установить новые стандарты маневренности истребителей.
На EMB-201A хорошо заметны отогнутые вниз законцовки крыла - стандартное отличие данной модификации, разработчики также улучшили аэродинамику и разработали новую кабину.
Базировавшаяся на Гавайях VC-1 являлась классической смешанной эскадрильей авиации ВМС США. В начале 1990-х годов она располагала самолетами A-4E и TA-4J (на снимке).
TA-4F из 102-й учебной эскадрильи авиации КМП США выполняет пуск НАР Zuni во время одного из упражнений боевой подготовки. TA-4F также использовался КМП США в роли передового авианаводчика.
На фотографии - самолет ДРЛО EMB-145RS (на переднем плане) и самолет ДРЛОиУ EMB-145SA. Три RS и пять SA были заказаны ВВС Бразилии под обозначениями R-99A(SA) и R-99B(RS).