Short Stirling IV/V
Варианты:
Short - Stirling IV/V - 1943 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1943


Транспортный самолет
Описание:
Stirling IV/V
Short S.29 Stirling
Фотографии

Stirling IV/V

Тяжелый бомбардировщик "Стирлинг" создали в КБ фирмы "Шорт бразерс" под руководством М. Липкомба. Это был четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси (отличительная черта - две отдельные хвостовые стойки). Первый полет его опытный образец совершил 14 мая 1939 г. "Стирлинг" серийно строился рядом заводов с весны 1940 г.
В апреле 1943 г. в порядке эксперимента один бомбардировщик "Стирлинг" III оборудовали устройством для буксировки десантных планеров. Вслед за этим завод "Шорт энд Гарланд" в Белфасте начал серийную переделку машин модификации III в транспортные самолеты "Стирлинг" IV. Они отличались уменьшенным объемом бензобаков, наличием нижнего люка и отсутствием части или всего вооружения. С декабря 1943 г. завод также начал строить новые машины типа IV, а в августе перешли на выпуск более совершенной модификации V. Всего до августа 1945 г. выпустили 612 транспортных "стирлингов".
Экипаж - 5 чел., 20 - 40 пассажиров. Моторы "Геркулес" XVI. Вооружение 4x7,69 (только на части самолетов "Стирлинг" IV).
Транспортные "стирлинги" поступили в части британских ВВС в январе 1944 г.
Таким образом, серийно выпускались два специализированных военно-транспортных варианта:
   - "Стирлинг" IV на базе модификации III, вооружение 4x7,69 (на части машин отсутствовало);
   - "Стирлинг" V, грузовой самолет без вооружения, с откидной носовой частью, грузовым люком на правом борту, рампой для выезда колесной и гусеничной техники.
Транспортные "стирлинги" впервые применили во время высадки в Нормандии в июне 1944 г., когда они выбрасывали парашютные десанты и доставляли к месту посадки грузовые планеры. В сентябре "стирлинги" аналогичным образом участвовали в десанте под Арнемом, обеспечивая впоследствии снабжение высаженных войск боеприпасами и продовольствием. При пересечении Рейна они тянули за собой планеры с десантом. Кроме того, "стирлинги" выбрасывали во вражеский тыл разведывательно-диверсионные группы, доставляли горючее на передовые аэродромы.
Грузовые машины типа V поступили на вооружение в конце 1944 г. В Европе они использовались мало, в основном их эксплуатировали на перевозках в Индию, а затем на Дальний Восток. Особенно большой поток грузов доставлялся ими в июле - октябре 1945 г., когда осуществлялась переброска английских войск на Тихоокеанский театр военных действий.
Производство транспортных "стирлингов" завершили в ноябре 1945 г. Модель IV сняли с вооружения в марте 1946 г., тип V - в июле того же года.
Один "Стирлинг" летом 1945 г. передали Советскому Союзу. После испытаний в ЛИИ НКАП самолет вошел в состав Полярной авиации, но эксплуатировался недолго и только в учебных целях.


"Стирлинг" V||
Размах:||30,2 м
Длина:||27,6 м
Моторы, количество х мощность:||4x1650 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||31820 кг
Максимальная скорость:||451 км/ч
Практический потолок:||5490 м
Дальность:||4830 км

Short S.29 Stirling

<...>
   С начала 1944 года самолеты Stirling стали использоваться как буксировщики планеров и транспортные. В первом случае два Stirling Mk III были переоборудованы в опытные машины, лишившись при этом носовой и надфюзеляжной турелей, но сохранив хвостовую, а также получили оборудование для буксировки планеров и новое обозначение Stirling Mk IV. Самолеты справились с новой задачей превосходно. Каждый Mk IV мог буксировать один десантно-штурмовой планер General Aircraft Hamilcar или два планера Airspeed Horsa, либо же пять планеров General Aircraft Hotspur во время перегоночного или учебного полетов.
   Самолеты приняли участие в высадке союзников в Нормандии, в десантах в районе Арнхема и в операции по форсированию Рейна в марте 1945 года. Всего было собрано 450 самолетов Stirling IV; следом за ним в производство пошел транспортный Stirling Mk V - собрано 150 машин для Транспортного командования британских ВВС. Транспортный вариант мог перевозить грузы или технику (например, два военных автомобиля общего назначения с прицепами либо с полевым орудием, прицепом и боеприпасами), либо 40 солдат, либо 20 полностью экипированных парашютистов, либо 12 носилочных или 14 сидячих раненых.
   Самолеты Mk V постепенно заменялись на Avro York, последний Stirling был выведен из эксплуатации в 1946 году. В 1947 году компания "Airtech Ltd" переделала 12 Stirling Mk V для бельгийской гражданской авиакомпании.
<...>
Stirling Mk V из 196-й эскадрильи с кодом "ZO-H" изображен так, как он выглядел в начале 1946 года. Во время Второй мировой войны он летал на Дальнем Востоке, затем его эскадрилья возила авиапочту.
Бомбардировщики Stirling после отставки применялись в качестве буксировщиков мишеней и транспортных. Данный транспортный Stirling Mk V принадлежал 196-й эскадрилье и в течение 1946 года дислоцировался на авиабазе Шепердс Гроув в Юго-Восточной Великобритании.
Транспортный Stirling Mk.V Королевских ВВС Египта эпизодически использовался как ночной бомбардировщик в войне 1948-49гг.
Mk.IV
Самолет с кодом EF506 был одним из шести бомбардировщиков Stirling Mk III из партии в 150 машин, переделанных в стандарт Mk IV для Транспортного командования британских ВВС. Можно заметить снятую надфюзеляжную стрелковую установку и обтекатель на месте носовой турели. Хвостовую установку сохранили для обороны.
Short Stirling LK589, a Mk IV with front turret removed, was a special aircraft fitted with H2S radar and is seen at Prince Edward Island, Canada, in 1945.
Буксировщик планеров "Стирлинг" IV
The Short Stirling IV Troop Transport and Glider-tug (four Bristol Hercules engines).
Bjorn Halgrimson’s photograph was taken at the end of the European war when airmen had to be entertained. Football matches were arranged between some squadrons and this one is taking place next to Stirling IV transport Thunderbird III of 295 Sqn in June 1945, after it had brought in a team of 438 Sqn players from Flensburg.
Short Stirling IV parachute troop carriers lined up in readiness for D-Day on June 6, 1944.
Stirling tugs taxy to the runway;
A view from the second pilot’s seat as take off commences.
"День Д" (высадка в Нормандии). 5-6 июня 1944г.: высадка союзников во Франции была запланирована вначале на 1943 год, но затем - по настоянию Великобритании - перенесена. К июню 1944 года более 250 тыс. солдат, моряков и летчиков были готовы к началу одной из самых грандиозных десантных операций. 5 июня в 23:03 шесть Armstrong Whitworth Albemarle Mk I покинули Харвелл, графство Оксон, и взяли курс на Орн (Франция), а полчаса спустя в небо поднялись еще 14 Albemarle. В общей сложности в районе Орн-Див выброску воздушного десанта осуществляли 108 самолетов Dakota, а артбатарею в Мервиле атаковала группа, высаженная с шести планеров Airspeed Horsa, отбуксированных к цели самолетами Short Stirling.
Stirling Mk IV 295-й эскадрильи со свеженанесенными "полосами вторжения" взлетает 6 июня 1944 года с авиабазы Харуэл с планером Horsa на буксире.
The picture, depicting a Horsa of the 1st Allied Airborne Army en route to Arnhem in September 1944, was taken over the shoulder of a Stirling’s rear gunner by Flight photographer John Yoxall.
From early 1944 the Stirling's main role was that of glider-tug and transport with RAF Transport Command. It first operated as a tug on D-Day and took part in the Arnhem airborne invasion. The Stirling Mk IV had the nose and dorsal turrets deleted, the nose was modified with a plastic fairing, and glider towing equipment was fitted to the rear fuselage. The tail turret was retained for defence purposes.
Mk.V
Удлиненная носовая часть была одной из внешних особенностей версии Mk V. В процессе эксплуатации коки воздушных винтов обычно снимали.
"Стирлинг" V из 196-й эскадрильи британских ВВС
The unarmed Stirling Mk V was a special transport version. The example illustrated here is PK143 of No 242 Squadron.
The prototype Stirling V, LJ530, first flew in August 1944, and the type entered service with No 46 Squadron at Stoney Cross in January 1945.
A rear view of LJ530, the Stirling V prototype, an unarmed variant developed for use as a transport. The S.32’s wing would have been of the same broad outline, but of 27ft (8-23m) greater span. Note the inner nacelles mounted lower than the outers to accommodate the rearward-retracting mainwheels, also a feature of the S.32.
Опытный образец "Стирлинга" V
Stirling V PK148, an ex-51 Sqn aircraft, was reserved for Air Transport as OO-XAM. It was registered G-AKPC for the ferry flight from RAF Polebrook to Thame, where this photograph was taken in 1948.
Транспортный самолет Mk V с кодом PK124/"Q", вероятно, из 46-й эскадрильи выруливает на стоянку в Маурипуре. В январе 1945 года бывшую истребительную эскадрилью № 46 переформировали в транспортную часть, регулярно доставлявшую грузы из Британии в Индию и на Цейлон.
There were five production batches of Stirling Vs, and PJ897 was from the first.
Транспортный самолет "Стирлинг" V
The Stirling V Transport (four Bristol Hercules engines).
Stirling Mk V мог перевозить пару джипов с прицепами либо один джип с шестифунтовым полевым орудием, прицепом, боеприпасами и расчетом. Они загружались "своим ходом" через большой грузовой люк в правом борту самолета.
Unloading a Stirling, possibly in Egypt.
OO-XAE taxiing out from Blackbushe. This too found its way to Egypt after service with Air Transport.
Stirling V OO-XAH was later sold in Egypt and converted back to a bomber.
Stirling OO-XAK in the livery of Air Transport.
Stirling OO-XAS seen at Blackbushe. The letters XAS cover the large freight door.
OO-XAS was a Belgian-owned Stirling V civil transport, seen here at Thame.
Stirling V OO-XAS prior to setting off, reportedly for Spain and possibly then to Egypt. Visible on the side of the fuselage as the letters 'XK', the codes of the RAF's 46 Squadron
Stirling V PK153 was an ex-46 Sqn aircraft and is seen here at Thame in 1948 with the Belgian marks OO-XAS. Though registered to Air Transport, it is not clear whether it saw service with that company.
OO-XAC, the company's first Stirling on test from RAF Polebrook, April 22, 1947. It crashed in China eight months later.
Stirling Mk V 46-й эскадрильи проходит испытания в 1945 году. Хорошо видны коки винтов, иногда устанавливавшиеся вместе с вентиляторами системы охлаждения под капотами машин Mk V для предотвращения перегрева моторов.
Three of the REAF's newly-delivered but unsatisfactory Stirling Vs during a display flight over Cairo in the late summer of 1948.
Flight engineer “Caggy” Morgan.
The author watching the navigator in a Stirling, airborne over the Arabian Desert en route from Nicosia to Bahrain.
The captain's view of the Stirling navigator.
Two views of Stirling OO-XAC after its crash at K'un-ming, China on December 22, 1947. Though the nose section was completely destroyed there was only one fatality, the second pilot.
Short Stirling V