Short Stirling IV/V
Варианты:
Short - Stirling IV/V - 1943 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1943


Транспортный самолет
Описание:
Stirling IV/V
Short S.29 Stirling
Фотографии

Stirling IV/V

Тяжелый бомбардировщик "Стирлинг" создали в КБ фирмы "Шорт бразерс" под руководством М. Липкомба. Это был четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси (отличительная черта - две отдельные хвостовые стойки). Первый полет его опытный образец совершил 14 мая 1939 г. "Стирлинг" серийно строился рядом заводов с весны 1940 г.
В апреле 1943 г. в порядке эксперимента один бомбардировщик "Стирлинг" III оборудовали устройством для буксировки десантных планеров. Вслед за этим завод "Шорт энд Гарланд" в Белфасте начал серийную переделку машин модификации III в транспортные самолеты "Стирлинг" IV. Они отличались уменьшенным объемом бензобаков, наличием нижнего люка и отсутствием части или всего вооружения. С декабря 1943 г. завод также начал строить новые машины типа IV, а в августе перешли на выпуск более совершенной модификации V. Всего до августа 1945 г. выпустили 612 транспортных "стирлингов".
Экипаж - 5 чел., 20 - 40 пассажиров. Моторы "Геркулес" XVI. Вооружение 4x7,69 (только на части самолетов "Стирлинг" IV).
Транспортные "стирлинги" поступили в части британских ВВС в январе 1944 г.
Таким образом, серийно выпускались два специализированных военно-транспортных варианта:
  - "Стирлинг" IV на базе модификации III, вооружение 4x7,69 (на части машин отсутствовало);
  - "Стирлинг" V, грузовой самолет без вооружения, с откидной носовой частью, грузовым люком на правом борту, рампой для выезда колесной и гусеничной техники.
Транспортные "стирлинги" впервые применили во время высадки в Нормандии в июне 1944 г., когда они выбрасывали парашютные десанты и доставляли к месту посадки грузовые планеры. В сентябре "стирлинги" аналогичным образом участвовали в десанте под Арнемом, обеспечивая впоследствии снабжение высаженных войск боеприпасами и продовольствием. При пересечении Рейна они тянули за собой планеры с десантом. Кроме того, "стирлинги" выбрасывали во вражеский тыл разведывательно-диверсионные группы, доставляли горючее на передовые аэродромы.
Грузовые машины типа V поступили на вооружение в конце 1944 г. В Европе они использовались мало, в основном их эксплуатировали на перевозках в Индию, а затем на Дальний Восток. Особенно большой поток грузов доставлялся ими в июле - октябре 1945 г., когда осуществлялась переброска английских войск на Тихоокеанский театр военных действий.
Производство транспортных "стирлингов" завершили в ноябре 1945 г. Модель IV сняли с вооружения в марте 1946 г., тип V - в июле того же года.
Один "Стирлинг" летом 1945 г. передали Советскому Союзу. После испытаний в ЛИИ НКАП самолет вошел в состав Полярной авиации, но эксплуатировался недолго и только в учебных целях.


"Стирлинг" V||
Размах:||30,2 м
Длина:||27,6 м
Моторы, количество х мощность:||4x1650 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||31820 кг
Максимальная скорость:||451 км/ч
Практический потолок:||5490 м
Дальность:||4830 км

Short S.29 Stirling

<...>
  С начала 1944 года самолеты Stirling стали использоваться как буксировщики планеров и транспортные. В первом случае два Stirling Mk III были переоборудованы в опытные машины, лишившись при этом носовой и надфюзеляжной турелей, но сохранив хвостовую, а также получили оборудование для буксировки планеров и новое обозначение Stirling Mk IV. Самолеты справились с новой задачей превосходно. Каждый Mk IV мог буксировать один десантно-штурмовой планер General Aircraft Hamilcar или два планера Airspeed Horsa, либо же пять планеров General Aircraft Hotspur во время перегоночного или учебного полетов.
  Самолеты приняли участие в высадке союзников в Нормандии, в десантах в районе Арнхема и в операции по форсированию Рейна в марте 1945 года. Всего было собрано 450 самолетов Stirling IV; следом за ним в производство пошел транспортный Stirling Mk V - собрано 150 машин для Транспортного командования британских ВВС. Транспортный вариант мог перевозить грузы или технику (например, два военных автомобиля общего назначения с прицепами либо с полевым орудием, прицепом и боеприпасами), либо 40 солдат, либо 20 полностью экипированных парашютистов, либо 12 носилочных или 14 сидячих раненых.
  Самолеты Mk V постепенно заменялись на Avro York, последний Stirling был выведен из эксплуатации в 1946 году. В 1947 году компания "Airtech Ltd" переделала 12 Stirling Mk V для бельгийской гражданской авиакомпании.
<...>
Stirling Mk V из 196-й эскадрильи с кодом "ZO-H" изображен так, как он выглядел в начале 1946 года. Во время Второй мировой войны он летал на Дальнем Востоке, затем его эскадрилья возила авиапочту.
Бомбардировщики Stirling после отставки применялись в качестве буксировщиков мишеней и транспортных. Данный транспортный Stirling Mk V принадлежал 196-й эскадрилье и в течение 1946 года дислоцировался на авиабазе Шепердс Гроув в Юго-Восточной Великобритании.
Транспортный Stirling Mk.V Королевских ВВС Египта эпизодически использовался как ночной бомбардировщик в войне 1948-49гг.
Самолет с кодом EF506 был одним из шести бомбардировщиков Stirling Mk III из партии в 150 машин, переделанных в стандарт Mk IV для Транспортного командования британских ВВС. Можно заметить снятую надфюзеляжную стрелковую установку и обтекатель на месте носовой турели. Хвостовую установку сохранили для обороны.
Буксировщик планеров "Стирлинг" IV
The Short Stirling IV Troop Transport and Glider-tug (four Bristol Hercules engines).
Удлиненная носовая часть была одной из внешних особенностей версии Mk V. В процессе эксплуатации коки воздушных винтов обычно снимали.
"Стирлинг" V из 196-й эскадрильи британских ВВС
Опытный образец "Стирлинга" V
Транспортный самолет Mk V с кодом PK124/"Q", вероятно, из 46-й эскадрильи выруливает на стоянку в Маурипуре. В январе 1945 года бывшую истребительную эскадрилью № 46 переформировали в транспортную часть, регулярно доставлявшую грузы из Британии в Индию и на Цейлон.
Транспортный самолет "Стирлинг" V
The Stirling V Transport (four Bristol Hercules engines).
Stirling Mk V мог перевозить пару джипов с прицепами либо один джип с шестифунтовым полевым орудием, прицепом, боеприпасами и расчетом. Они загружались "своим ходом" через большой грузовой люк в правом борту самолета.
Short Stirling IV parachute troop carriers lined up in readiness for D-Day on June 6, 1944.
"День Д" (высадка в Нормандии). 5-6 июня 1944г.: высадка союзников во Франции была запланирована вначале на 1943 год, но затем - по настоянию Великобритании - перенесена. К июню 1944 года более 250 тыс. солдат, моряков и летчиков были готовы к началу одной из самых грандиозных десантных операций. 5 июня в 23:03 шесть Armstrong Whitworth Albemarle Mk I покинули Харвелл, графство Оксон, и взяли курс на Орн (Франция), а полчаса спустя в небо поднялись еще 14 Albemarle. В общей сложности в районе Орн-Див выброску воздушного десанта осуществляли 108 самолетов Dakota, а артбатарею в Мервиле атаковала группа, высаженная с шести планеров Airspeed Horsa, отбуксированных к цели самолетами Short Stirling.
Stirling Mk IV 295-й эскадрильи со свеженанесенными "полосами вторжения" взлетает 6 июня 1944 года с авиабазы Харуэл с планером Horsa на буксире.
The picture, depicting a Horsa of the 1st Allied Airborne Army en route to Arnhem in September 1944, was taken over the shoulder of a Stirling’s rear gunner by Flight photographer John Yoxall.
Stirling Mk V 46-й эскадрильи проходит испытания в 1945 году. Хорошо видны коки винтов, иногда устанавливавшиеся вместе с вентиляторами системы охлаждения под капотами машин Mk V для предотвращения перегрева моторов.
Short Stirling V