RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1984

Одноместный экспериментальный самолет для исследования крыла обратной стреловидности

Grumman X-29A (G-712)
  
   Теоретически крыло обратной стреловидности (КОС) обладало большими преимуществами: позволяло снизить лобовое сопротивление в области трансзвуковых скоростей, улучшить характеристики на малых скоростях, снизить скорость сваливания, улучшить маневренность самолета. Использование такого крыла особенно актуально для истребителей - можно получить сравнительно компактный самолет с более высокими летными данными и маневренностью, чем у самолета с обычным крылом при силовой установке той же тяги. Высок экономический и тактический потенциал КОС. Создание такого крыла стало реальным после появления и армированных композиционных материалов (на основе слоев карбона-графита или бора и стеклопластикового волокна). Одна из первых попыток практического использования КОС предпринята на SFW/F-16 (Swept-Forward Wing/F-16) - варианте F-16 Fighting Falcon. Наиболее полно достоинства и недостатки КОС были исследованы на X-29A (фирменное обозначение G-712). Были заказаны два X-29A, первый из которых поднялся в воздух в декабре 1984 года. Самолеты являлись сугубо экспериментальными, их постройка стала возможной после выполнения компанией "Grumman" в середине 1970-е годов продувок в аэродинамических трубах, когда удалось отработать оптимальную форму сопряжения крыла и фюзеляжа. "Grumman" остановилась на конфигурации самолета с КОС и переднем горизонтальным оперением (ПГО), то есть на схеме "утка". В конструкции использованы преимущественно композиционные материалы, установлена электродистанционная система управления.
   Важной задачей являлось снижение стоимости самолета, поэтому компания "Grumman" использовала в конструкции узлы и агрегаты существовавших самолетов: носовую часть фюзеляжа, носовую опору шасси и кабину - от F-5A Freedom Fighter, основные опоры шасси - от F-16 Fighting Falcon, силовая установка представляла собой "половинку" от установки F/A-18 Hornet.
   X-29A рассчитан на полет на сравнительно небольших сверхзвуковых скоростях, статическая устойчивость самолета в полете обеспечивается искусственно.

   "Изюминка" X-29A - крыло обратной стреловидности, которое в корневой части занимает по длине две трети фюзеляжа. Прочность крыла обеспечена сварным кессоном из титана и легких сплавов. Нижняя и верхняя обшивка крыла выполнена цельной из материала CFRP (усиленный углеродом пластик), на концах крыла обшивка склеена из 156 слоев материала CFRP. Обшивка обладает очень высокой прочностью при малой массе. Стреловидность крыла по четверти хорд составляет 34°. Крыло выдерживает высокие нагрузки, жесткое и полностью лишено аэроэластичности.
   На фюзеляже за крылом установлено вертикальное оперение, в носовой части фюзеляжа смонтировано переднее горизонтальное оперение - оно управляется трехкратно резервированной электродистанционной системой управления и является основным органом управления самолета по тангажу. Летные испытания X-29A подтвердили результаты продувок в аэродинамических трубах - самолет не сваливался в полете с очень большими углами атаки и сохранял способность к выполнению контролируемого крена при очень малых скоростях полета. Первый X-29A выполнил свой последний полет 6 декабря 1988 года, второй летал до середины 1990-х годов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman X-29A

   Тип: одноместный экспериментальный самолет для исследования крыла обратной стреловидности
   Силовая установка: один ТРДДФ General Electric F404-GE-400 тягой на форсаже 71,17 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 975 м - 1699 км/ч; практический потолок 15 300 м
   Масса: пустого 6260 кг; максимальная взлетная 8074 кг
   Размеры: размах крыла 8,29 м; размах ПГО 4,15 м; длина с ПВД 16,44 м; высота 4,36 м; площадь крыла 17,54 м!; площадь ПГО 3,34 м'

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии