Lockheed P-80 Shooting Star
Варианты:
Lockheed - P-80 Shooting Star - 1944 - США
Страна: США
Год: 1944


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (13)
Lockheed P-80 Shooting Star, T-33 и T2V/T-1 SeaStar

   Разработка первого реактивного истребителя для ВВС Армии США была начата в июне 1943 года, причем разработчики делали ставку на ТРД British Halford H.1B тягой 13,34 кН. Первый опытный самолет XP-80 с такой силовой установкой был облетан 8 января 1944 года, а второй и третий опытные самолеты XP-80A уже оснащались ТРД General Electric I-40 тягой 29,25 кН (как и предсерийные машины YP-80A). Lockheed P-80 Shooting Star представлял собой низкоплан с убирающимся трехопорным шасси. Самолет стал поступать в эксплуатацию в начале 1945 года и до окончания Второй мировой войны ВВС Армии получили 45 таких машин. Два из них были передислоцированы в Италию для оценочных испытаний, что держалось в строжайшем секрете. В боях они не участвовали.
   Весьма неплохие характеристики самолета привели к тому, что военное командование решило закупить 5000 таких машин, но окончание войны в Европе поставило на этом плане крест. Впрочем, самолет был выбран для планового перевооружения строевых истребительных частей ВВС Армии США. Те подразделения, что на июнь 1950 года оказались в составе Вооруженных сил США на Дальнем Востоке, были направлены в Корею.
   Компания "Lockheed" ко времени окончания серийного выпуска построила всего 1732 самолета P-80 Shooting Star (с 1947 года обозначались F-80).
<...>


Варианты
  
   P-80A (затем F-80A): первый серийный вариант, оснащенный ТРД General Electric J33-GE-11 тягой 17,12 кН; вооружение - шесть 12,7-мм пулеметов; построено 917 машин
   XP-80B: опытный самолет с улучшенным профилем крыла и ТРД Allison J33-A-17 тягой 17,78 кН
   P-80B (затем F-80B): серийный вариант с катапультным креслом и оборудованием для взлета с реактивным ускорителем; построено 240 машин
   P-80C (позднее F-80C): последний серийный вариант первоначально с ТРД J33-A-23 тягой по 20,46 кН, а позже с двигателями J33-A-35 тягой 24,01 кН; вооружение могло включать НАР под крылом; построено 749 машин
   XP-80R: новое обозначение для прототипа XP-80B после его подготовки к полетам на побитие предыдущего мирового рекорда скорости; новый рекорд был установлен 19 июня 1947 года
   XFP-80A (позже XF-14): единственный опытный экземпляр для фоторазведки
   ERF-80A: обозначение одного F-80A, использованного для испытаний фотооборудования
   F-14A (затем самолет обозначили FP-80A, позже RF-80A): серийный вариант для фоторазведки, первые 38 самолетов были переделаны из варианта P-80A, а остальные 114 построены заново
   RF-80C: новое обозначение 70 самолетов F-80A, переделанных в самолеты-разведчики
   DF-80A: обозначение F-80A, переделанного в самолет для управления беспилотными мишенями
   QF-80A/QF-80C/QF-80F: обозначения самолетов, переделанных в радиоуправляемые беспилотные мишени
   TO-1 (затем TV-1): обозначение ВМС США для 50 самолетов P-80C, приобретенных для повышенной летной подготовки для авиации КМП США
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed F-80C Shooting Star

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ТРД Allison J33-A-35 тягой 24,01 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 956 км/ч; практический потолок 14265 м; дальность 1328 км
   Масса: пустого 3819 кг; максимальная взлетная 7646 кг
   Размеры: размах крыла 11,81 м; длина 10,49 м; высота 3,43 м; площадь крыла 22,07 м2
   Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов, плюс две 454-кг бомбы и восемь PC под крылом
Lockheed F-80A Shooting Star
Первый полет Lockheed P-80 Shooting Star состоялся в январе 1944 года, а на вооружение доработанный вариант поступил уже в 1946 году. Изображенный на снимке P-80A (затем F-80) принадлежал 56-й истребительной группе (авиабаза Селфридж, штат Мичиган). Хорошо видно, что концевые баки и закрылки самолета окрашены в жемчужно-серый (голубовато-серый) цвет, но, поскольку такая окраска применялась только на ранних машинах, можно предположить, что баки и закрылки были взяты с другого самолета.
Formation of four P-80As, the aircraft in the foreground, 44-85474 is a P80A-5; one of the first batch of 500 Shooting Stars ordered.
Данное звено P-80C из 94-й эскадрильи шесть месяцев находилось в Лэдд-Филд, Фэрбанкс, где летчики проходили подготовку. На это время концевые части крыла и хвостовая часть самолетов были окрашены в красно-оранжевый цвет, чтобы облегчить их обнаружение в случае вынужденной посадки на заснеженных просторах Аляски. "Lockheed" усовершенствовала смазочные и гидравлические системы самолета, что позволило эксплуатировать машину при температуре до -65°С.
One of the USAAF units equipped with the Shooting Star was the famous Hat-in-Ring squadron, the 94th FS. Its P-80Bs, as shown here, carried red wing and tail panels for high visibility in the snow while the unit was based at Ladd Field, Alaska.
Outwardly almost indistinguishable, the aircraft in the centre 45-8499 is an P-80B and the other two are P-80A models. In fact the P-80B contained some 65 design changes from the P-80A-5 model, including a thinner wing, armour shielding around the engine and provision for JATO boosters.
"Acrojets" - первая американская пилотажная группа, летавшая на реактивных самолетах. Она сформирована в 1948 году Школой подготовки летчиков-истребителей (авиабаза Уильямс) для демонстрации возможностей P-80 и его превосходства над поршневыми самолетами, но затем стала часто выступать на различных авиашоу.
F-80C-10-LO of the 25th Fighter Interceptor Squadron, 51st Fighter Interceptor Wing, at Suwon AB, Korea in mid 1951 shortly before the 51st FIW converted to the F-86 Sabre. Four squadrons of F-80s were in the Far East when the Korean War began.
На этом F-80C с ракетами HVAR под крылом и увеличенными топливными баками на законцовках летал Роберт Девальд из 35-й ибаэ 8-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы. Он одержал одну из первых в этой войне побед на реактивном самолете, сбив 27 июня 1950 года северокорейский Ил-10.
F-80 из 8-й ибаэ 49-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы проходит стандартное 100-часовое техобслуживание. Хорошо заметны изготовлявшиеся в Японии крыльевые топливные баки "Misawa" новой формы.
F-80C из 25-й иаэ 51-го крыла. На 51-е крыло истребителей-перехватчиков первоначально, летом 1950 года, была возложена задача завоевания господства в воздухе над Кореей.
В США F-80A использовались для подготовки пилотов F-80 и, в данном случае, F-86 для боев в Корее. Этот самолет был сфотографирован на авиабазе Вильямс.
Не создававшийся для использования в качестве ударной машины, F-80, в отличие от Republic F-84, зарекомендовал себя хорошей платформой для оружия "воздух-поверхность", одним из самых эффективных типов которого оказались неуправляемые ракеты HVAR.
Беспилотный вариант самолета. Ярко окрашенный беспилотный самолет QF-80 (фото) управлялся с земли или с борта T-33. QF-80 являлся беспилотным самолетом-мишенью для тренировки расчетов ЗРК и операторов комплексов РЭБ. Дополнительное радиооборудование ставилось в пустые пулеметные отсеки, но самолет сохранял возможность конвертации в пилотируемый вариант.