Поиск по сайту:
Описание
Страна : Великобритания
Год : 1934
Двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
Варианты
- Fairey - S.9/30 / TSR.1 - 1933 - Великобритания
- Fairey - Swordfish - 1934 - Великобритания
Swordfish
Разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, одномоторный цельнометаллический биплан; неубирающееся колесное шасси могло заменяться двумя поплавками. При хранении на корабле бипланная коробка откидывалась назад. Создан в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля и Г. Чэплина. Опытный торпедоносец PV (он же TSR I) впервые поднялся в небо 21 марта 1933 г. Его развитием стал палубный бомбардировщик-торпедоносец TSR II, явившийся фактически опытным образцом "Свордфиша". Он взлетел 17 апреля 1934 г. (на колесах), первая поплавковая машина взлетела 10 ноября того же года.
Серийное производство было начато в июне 1936 г. на заводе "Фэйри" в Хейсе, а в начале 1940 г. перемещено на завод "Блэкберн авиэйшн" в Шербурн-ин-Элмет с поставкой отдельных узлов с других предприятий. Всего построено 1112 экз., из них 992 самолета "Свордфиш" I - только эта модификация комплектовалась поплавками.
Экипаж - 2-3 чел. Вооружение 1-2 x 7,69, бомбы или морские мины до 680 кг или одна торпеда (730 кг) на наружной подвеске под фюзеляжем, на модификациях II и III - 8хНУР.
"Свордфиш" состоял на вооружении в Великобритании с июля 1936 г.
Выпускались серийно следующие модификации:
- "Свордфиш" I, первая серийная модель, мотор "Пегасус" IIIM3;
- "Свордфиш" II с усиленным центропланом нижнего крыла (введена металлическая обшивка снизу), мотор "Пегасус" IIIM3 (на поздних сериях - "Пегасус" 30), предусмотрена подвеска НУР и стартовых ускорителей;
- "Свордфиш" III, самолет ПЛО с РЛС в подфюзеляжном обтекателе.
В июле 1936 г. "свордфишами" вооружили первую эскадрилью британской морской авиации, к концу года новую технику получили еще три эскадрильи. К началу Второй мировой войны этими самолетами были оснащены 13 эскадрилий. "Свордфиши" служили на авианосцах "Арк Ройял", "Корейджес", "Глориэс", "Фьюриэс" и "Игл". Поплавковыми "свордфишами" были вооружены 11 катапультных звеньев в метрополии и Гибралтаре. Они стояли на крейсерах и линкорах.
С начала войны "свордфиши" участвовали в конвойных операциях (с авианосцев и с берега), защищая корабли от подводных лодок. Летали днем и ночью. Первая (неудачная) атака немецкой субмарины U-30 имела место 14 сентября 1939 г.
В апреле 1940 г. гидроплан с линкора "Уорспайт" способствовал уничтожению семи немецких эсминцев под Нарвиком. "Свордфиш" добил один из них бомбами. Там же гидроплан потопил подлодку U-64. Самолеты действовали и с береговых баз, например, с октября 1940 г. по январь 1942 г. из Гибралтара. С кораблей поплавковые "Свордфиши" убрали в 1942 г.
В апреле 1940 г. самолеты осуществили первую торпедную атаку на два немецких крейсера, стоявших на якоре у Тронхейма. С мая "свордфиши" с береговых баз занимались постановкой донных мин у побережья Германии. В период эвакуации британских войск из Дюнкерка одну эскадрилью привлекли к дневным налетам на немецкие танки; при этом английские летчики понесли большие потери.
С июня 1940 г. широко использовались как торпедоносцы в бассейне Средиземного моря. В ноябре того же года "свордфиши" дислоцировали на о. Мальта. Оттуда они совершали нападения на суда противника, следовавшие в Северную Африку. В этом же месяце самолеты с авианосца "Арк Ройял" атаковали французские корабли в Оране и Мерс-эль-Кебире. Крупным успехом стал налет на итальянский порт Таранто. Там торпедоносцы с авианосца "Илластриэс" потопили линкор "Конте де Кавур" и повредили еще два - "Литторио" и "Кайо Дуилио". Кроме этого, они вывели из строя два крейсера и два эсминца. В марте 1941 г. "свордфиши" участвовали в бою с итальянской эскадрой у м. Матапан, в мае - в потоплении "Бисмарка" - лучшего линкора Германии. "Свордфиши" применялись и в чисто сухопутных операциях в Сирии и Ираке. В последнем случае их использовали с берега против войск регента Рашида Али, организовавшего в стране прогерманский мятеж.
12 февраля 1942 г. эскадрилья "свордфишей" безуспешно попыталась помешать прорыву немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" через Ла-Манш.
С осени 1941 г. эти уже устаревшие самолеты все шире использовались как средство ПЛО. В этом качестве они служили до конца войны, базируясь в основном на малых авианосцах и оборудованных полетной палубой торговых судах. 21 декабря 1941 г. противолодочный "Свордфиш", вылетевший с Гибралтара, при помощи РЛС ночью обнаружил и потопил немецкую подводную лодку. Некоторые самолеты оснастили импульсными прожекторами "Ли лайт", а с октября 1942 г. - ракетным вооружением. Противолодочные "свордфиши" часто обеспечивали сопровождение конвоев, в том числе шедших в северные советские порты. В одном из таких походов, в сентябре 1944 г., самолеты с эскортного авианосца "Виндекс" потопили четыре вражеские субмарины. На переоборудованных торговых судах (типа MAC) старые бипланы служили до конца мая 1945 г. Последняя немецкая подводная лодка была обнаружена самолетом с корабля "Эмпайр Мак-Эндрю" 20 апреля того же года.
Производство модификации "Свордфиш" I прекратили в 1940 г. Отдельные самолеты этого типа эксплуатировались как учебные и вспомогательные до 1953 г.
"Свордфиш" сняли с производства в августе 1944 г., с вооружения - в конце мая 1945 г.
"Свордфиш" I ("Свордфиш" I (поздние серии))||
Размах:||13,85 м (13,87 м)
Длина:||11,0 м (12,35 м)
Моторы, количество х мощность:||1x690 л.с. (1х 870 л. с.)
Взлетная масса, максимальная: ||3686 кг (с подвеской торпеды) (4196 кг)
Максимальная скорость:||224 км/ч (206 км/ч (с торпедой))
Практический потолок:||3260 м (5170 м)
Дальность:||870 км (780 км (с торпедой))
Описание:
- Swordfish
- Fairey Swordfish
- Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии
-
Aviation Historian 23 / N.Stroud - Mike Hooks
Before becoming its Press Relations Officer in 1973, Mike was a regular visitor to the SBAC show at Farnborough, where he took this magnificent shot of the Royal Navy’s Fairey Swordfish LS326 in 1962.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Этот "Свордфиш" - один из двух еще способных летать. Он выпущен в августе 1943г. и служил на вспомогательном авианосце "Рапана"
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 1. Chronology
Fairey Swordfish (11 Nov 1940).
-
Air International 1986-07 / ??? - Under Two Hats /Veteran & Vintage/
Swordfish LS326 is the most prized of the aircraft maintained in airworthy condition by the RN Historic Flight, and is now the only example of this biplane flying anywhere in the world. The "invasion” stripes once worn have now been removed.
-
Aeroplane Monthly 1984-08
One of the aircraft that participated in this year's D-Day celebrations was the Royal Navy Historic Flight's Fairey Swordfish, LS326. Painted with Invasion stripes for the occasion the aircraft was flown to France by Lt Cdr Ken Patrick and it was caught by GORDON BAIN'S camera near Beachy Head on its way from Yeovilton to Lydd on June 3 this year.
-
Aeroplane Monthly 1987-09
Royal Navy Historic Flight Swordfish LS326, resplendent in its new colour scheme, was photographed by RICHARD WINSLADE on its way from Booker to Yeovilton on May 16, 1987 in the hands of Lt-Cdr Tony White.
-
Aeroplane Monthly 1987-09
Royal Navy Historic Flight Fairey Swordfish LS326 in its new colour scheme, appropriate to its service aboard an escort carrier late m World War Two. The aircraft was photographed by RICHARD WINSLADE on May 16, 1987 on its way from Booker to Yeovilton in the hands of Lt-Cdr Tony White. It was the Swordfish's first flight after its refurbishment and respraying by Booker-based Personal Plane Services
-
Мировая Авиация 67
Swordfish Mk II, построенный фирмой "Blackburn", в тренировочном полете с подвешенными под нижним крылом практическими бомбами. Mk II получил усиленное нижнее крыло, которое позволило увеличить массу подвешиваемого вооружения.
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / 1986 UK Aircraft Collections and Museums Guide
Flying into the sunset is the Royal Navy Historic Flight’s Fairey Swordfish, which is based at the FAA Museum’s home at Yeovilton.
-
Aeroplane Monthly 1993-07 / Fairey Swordfish II W5856 /Preservation Profile/
Norman Pealing's picture of the Royal Navy Historic Flight's Fairey Swordfish W5856 was taken on May 12, 1993.
-
Aeroplane Monthly 1993-09
Swordfish W5856 over the Humber Bridge during its first post-restoration flight, on May 12, 1993.
-
Aeroplane Monthly 1993-07 / Fairey Swordfish II W5856 /Preservation Profile/
NORMAN PEALING photographed the Royal Navy Historic Flight's newly-restored Fairey Swordfish on its first post-restoration flight from BAe Brough on May 12, 1993.
-
Aeroplane Monthly 1993-07 / Fairey Swordfish II W5856 /Preservation Profile/
The colour photographs were taken by NORMAN PEALING during the aircraft’s first post restoration flight, on May 12, 1993.
-
Мировая Авиация 110
Второй из двух Fairey Swordfish исторического звена флота - Mk l W5856 постройки "Blackburn". Снимок сделан в финале показательного полета - экипаж отдает честь при развернутом флаге ВМС.
-
Aeroplane Monthly 1993-06 / M.Oakey - Grapevine
The Royal Navy Historic Flight’s “new” Fairey Swordfish W5856 taxying at Brough on April 22, 1993.
-
Aeroplane Monthly 1993-05 / M.Oakey - Grapevine
Resplendent in a colourful 810 Sqn scheme, ex-Strathallan Fairey Swordfish W5856 is nearing the end of its restoration to flying condition by British Aerospace at Brough. Bought for the Royal Navy Historic Flight (RNHF) by the Swordfish Heritage Trust in 1990, it will be officially handed over to the Flight on May 22, 1993. A week later it is to accompany the RNHF’s other Swordfish LS326 in the Battle of the Atlantic 50th anniversary flypast over Liverpool.
Тип фотографий
- Боковые проекции (21)
- Цветные фото (19)
- Ч/б фото (175)
- Кабина (3)
- Обломки (5)
- Рисунки, схемы, чертежи (18)