RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1934

Двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик

Варианты

Swordfish

Разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, одномоторный цельнометаллический биплан; неубирающееся колесное шасси могло заменяться двумя поплавками. При хранении на корабле бипланная коробка откидывалась назад. Создан в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля и Г. Чэплина. Опытный торпедоносец PV (он же TSR I) впервые поднялся в небо 21 марта 1933 г. Его развитием стал палубный бомбардировщик-торпедоносец TSR II, явившийся фактически опытным образцом "Свордфиша". Он взлетел 17 апреля 1934 г. (на колесах), первая поплавковая машина взлетела 10 ноября того же года.
   Серийное производство было начато в июне 1936 г. на заводе "Фэйри" в Хейсе, а в начале 1940 г. перемещено на завод "Блэкберн авиэйшн" в Шербурн-ин-Элмет с поставкой отдельных узлов с других предприятий. Всего построено 1112 экз., из них 992 самолета "Свордфиш" I - только эта модификация комплектовалась поплавками.
Экипаж - 2-3 чел. Вооружение 1-2 x 7,69, бомбы или морские мины до 680 кг или одна торпеда (730 кг) на наружной подвеске под фюзеляжем, на модификациях II и III - 8хНУР.
"Свордфиш" состоял на вооружении в Великобритании с июля 1936 г.
Выпускались серийно следующие модификации:
   - "Свордфиш" I, первая серийная модель, мотор "Пегасус" IIIM3;
   - "Свордфиш" II с усиленным центропланом нижнего крыла (введена металлическая обшивка снизу), мотор "Пегасус" IIIM3 (на поздних сериях - "Пегасус" 30), предусмотрена подвеска НУР и стартовых ускорителей;
   - "Свордфиш" III, самолет ПЛО с РЛС в подфюзеляжном обтекателе.
В июле 1936 г. "свордфишами" вооружили первую эскадрилью британской морской авиации, к концу года новую технику получили еще три эскадрильи. К началу Второй мировой войны этими самолетами были оснащены 13 эскадрилий. "Свордфиши" служили на авианосцах "Арк Ройял", "Корейджес", "Глориэс", "Фьюриэс" и "Игл". Поплавковыми "свордфишами" были вооружены 11 катапультных звеньев в метрополии и Гибралтаре. Они стояли на крейсерах и линкорах.
С начала войны "свордфиши" участвовали в конвойных операциях (с авианосцев и с берега), защищая корабли от подводных лодок. Летали днем и ночью. Первая (неудачная) атака немецкой субмарины U-30 имела место 14 сентября 1939 г.
В апреле 1940 г. гидроплан с линкора "Уорспайт" способствовал уничтожению семи немецких эсминцев под Нарвиком. "Свордфиш" добил один из них бомбами. Там же гидроплан потопил подлодку U-64. Самолеты действовали и с береговых баз, например, с октября 1940 г. по январь 1942 г. из Гибралтара. С кораблей поплавковые "Свордфиши" убрали в 1942 г.
В апреле 1940 г. самолеты осуществили первую торпедную атаку на два немецких крейсера, стоявших на якоре у Тронхейма. С мая "свордфиши" с береговых баз занимались постановкой донных мин у побережья Германии. В период эвакуации британских войск из Дюнкерка одну эскадрилью привлекли к дневным налетам на немецкие танки; при этом английские летчики понесли большие потери.
С июня 1940 г. широко использовались как торпедоносцы в бассейне Средиземного моря. В ноябре того же года "свордфиши" дислоцировали на о. Мальта. Оттуда они совершали нападения на суда противника, следовавшие в Северную Африку. В этом же месяце самолеты с авианосца "Арк Ройял" атаковали французские корабли в Оране и Мерс-эль-Кебире. Крупным успехом стал налет на итальянский порт Таранто. Там торпедоносцы с авианосца "Илластриэс" потопили линкор "Конте де Кавур" и повредили еще два - "Литторио" и "Кайо Дуилио". Кроме этого, они вывели из строя два крейсера и два эсминца. В марте 1941 г. "свордфиши" участвовали в бою с итальянской эскадрой у м. Матапан, в мае - в потоплении "Бисмарка" - лучшего линкора Германии. "Свордфиши" применялись и в чисто сухопутных операциях в Сирии и Ираке. В последнем случае их использовали с берега против войск регента Рашида Али, организовавшего в стране прогерманский мятеж.

12 февраля 1942 г. эскадрилья "свордфишей" безуспешно попыталась помешать прорыву немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" через Ла-Манш.
С осени 1941 г. эти уже устаревшие самолеты все шире использовались как средство ПЛО. В этом качестве они служили до конца войны, базируясь в основном на малых авианосцах и оборудованных полетной палубой торговых судах. 21 декабря 1941 г. противолодочный "Свордфиш", вылетевший с Гибралтара, при помощи РЛС ночью обнаружил и потопил немецкую подводную лодку. Некоторые самолеты оснастили импульсными прожекторами "Ли лайт", а с октября 1942 г. - ракетным вооружением. Противолодочные "свордфиши" часто обеспечивали сопровождение конвоев, в том числе шедших в северные советские порты. В одном из таких походов, в сентябре 1944 г., самолеты с эскортного авианосца "Виндекс" потопили четыре вражеские субмарины. На переоборудованных торговых судах (типа MAC) старые бипланы служили до конца мая 1945 г. Последняя немецкая подводная лодка была обнаружена самолетом с корабля "Эмпайр Мак-Эндрю" 20 апреля того же года.
Производство модификации "Свордфиш" I прекратили в 1940 г. Отдельные самолеты этого типа эксплуатировались как учебные и вспомогательные до 1953 г.
"Свордфиш" сняли с производства в августе 1944 г., с вооружения - в конце мая 1945 г.


"Свордфиш" I ("Свордфиш" I (поздние серии))||
Размах:||13,85 м (13,87 м)
Длина:||11,0 м (12,35 м)
Моторы, количество х мощность:||1x690 л.с. (1х 870 л. с.)
Взлетная масса, максимальная: ||3686 кг (с подвеской торпеды) (4196 кг)
Максимальная скорость:||224 км/ч (206 км/ч (с торпедой))
Практический потолок:||3260 м (5170 м)
Дальность:||870 км (780 км (с торпедой))

Показать полностью

Описание:

  • Swordfish
  • Fairey Swordfish
  • Flight, November 1939
    Britain's Military Aircraft