Fairey Swordfish
Варианты:
Fairey - Swordfish - 1934 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1934


Двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
Описание:
Swordfish
Fairey Swordfish
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии:

Цветные фото (19)

Swordfish

Разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, одномоторный цельнометаллический биплан; неубирающееся колесное шасси могло заменяться двумя поплавками. При хранении на корабле бипланная коробка откидывалась назад. Создан в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля и Г. Чэплина. Опытный торпедоносец PV (он же TSR I) впервые поднялся в небо 21 марта 1933 г. Его развитием стал палубный бомбардировщик-торпедоносец TSR II, явившийся фактически опытным образцом "Свордфиша". Он взлетел 17 апреля 1934 г. (на колесах), первая поплавковая машина взлетела 10 ноября того же года.
   Серийное производство было начато в июне 1936 г. на заводе "Фэйри" в Хейсе, а в начале 1940 г. перемещено на завод "Блэкберн авиэйшн" в Шербурн-ин-Элмет с поставкой отдельных узлов с других предприятий. Всего построено 1112 экз., из них 992 самолета "Свордфиш" I - только эта модификация комплектовалась поплавками.
Экипаж - 2-3 чел. Вооружение 1-2 x 7,69, бомбы или морские мины до 680 кг или одна торпеда (730 кг) на наружной подвеске под фюзеляжем, на модификациях II и III - 8хНУР.
"Свордфиш" состоял на вооружении в Великобритании с июля 1936 г.
Выпускались серийно следующие модификации:
   - "Свордфиш" I, первая серийная модель, мотор "Пегасус" IIIM3;
   - "Свордфиш" II с усиленным центропланом нижнего крыла (введена металлическая обшивка снизу), мотор "Пегасус" IIIM3 (на поздних сериях - "Пегасус" 30), предусмотрена подвеска НУР и стартовых ускорителей;
   - "Свордфиш" III, самолет ПЛО с РЛС в подфюзеляжном обтекателе.
В июле 1936 г. "свордфишами" вооружили первую эскадрилью британской морской авиации, к концу года новую технику получили еще три эскадрильи. К началу Второй мировой войны этими самолетами были оснащены 13 эскадрилий. "Свордфиши" служили на авианосцах "Арк Ройял", "Корейджес", "Глориэс", "Фьюриэс" и "Игл". Поплавковыми "свордфишами" были вооружены 11 катапультных звеньев в метрополии и Гибралтаре. Они стояли на крейсерах и линкорах.
С начала войны "свордфиши" участвовали в конвойных операциях (с авианосцев и с берега), защищая корабли от подводных лодок. Летали днем и ночью. Первая (неудачная) атака немецкой субмарины U-30 имела место 14 сентября 1939 г.
В апреле 1940 г. гидроплан с линкора "Уорспайт" способствовал уничтожению семи немецких эсминцев под Нарвиком. "Свордфиш" добил один из них бомбами. Там же гидроплан потопил подлодку U-64. Самолеты действовали и с береговых баз, например, с октября 1940 г. по январь 1942 г. из Гибралтара. С кораблей поплавковые "Свордфиши" убрали в 1942 г.
В апреле 1940 г. самолеты осуществили первую торпедную атаку на два немецких крейсера, стоявших на якоре у Тронхейма. С мая "свордфиши" с береговых баз занимались постановкой донных мин у побережья Германии. В период эвакуации британских войск из Дюнкерка одну эскадрилью привлекли к дневным налетам на немецкие танки; при этом английские летчики понесли большие потери.
С июня 1940 г. широко использовались как торпедоносцы в бассейне Средиземного моря. В ноябре того же года "свордфиши" дислоцировали на о. Мальта. Оттуда они совершали нападения на суда противника, следовавшие в Северную Африку. В этом же месяце самолеты с авианосца "Арк Ройял" атаковали французские корабли в Оране и Мерс-эль-Кебире. Крупным успехом стал налет на итальянский порт Таранто. Там торпедоносцы с авианосца "Илластриэс" потопили линкор "Конте де Кавур" и повредили еще два - "Литторио" и "Кайо Дуилио". Кроме этого, они вывели из строя два крейсера и два эсминца. В марте 1941 г. "свордфиши" участвовали в бою с итальянской эскадрой у м. Матапан, в мае - в потоплении "Бисмарка" - лучшего линкора Германии. "Свордфиши" применялись и в чисто сухопутных операциях в Сирии и Ираке. В последнем случае их использовали с берега против войск регента Рашида Али, организовавшего в стране прогерманский мятеж.

12 февраля 1942 г. эскадрилья "свордфишей" безуспешно попыталась помешать прорыву немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" через Ла-Манш.
С осени 1941 г. эти уже устаревшие самолеты все шире использовались как средство ПЛО. В этом качестве они служили до конца войны, базируясь в основном на малых авианосцах и оборудованных полетной палубой торговых судах. 21 декабря 1941 г. противолодочный "Свордфиш", вылетевший с Гибралтара, при помощи РЛС ночью обнаружил и потопил немецкую подводную лодку. Некоторые самолеты оснастили импульсными прожекторами "Ли лайт", а с октября 1942 г. - ракетным вооружением. Противолодочные "свордфиши" часто обеспечивали сопровождение конвоев, в том числе шедших в северные советские порты. В одном из таких походов, в сентябре 1944 г., самолеты с эскортного авианосца "Виндекс" потопили четыре вражеские субмарины. На переоборудованных торговых судах (типа MAC) старые бипланы служили до конца мая 1945 г. Последняя немецкая подводная лодка была обнаружена самолетом с корабля "Эмпайр Мак-Эндрю" 20 апреля того же года.
Производство модификации "Свордфиш" I прекратили в 1940 г. Отдельные самолеты этого типа эксплуатировались как учебные и вспомогательные до 1953 г.
"Свордфиш" сняли с производства в августе 1944 г., с вооружения - в конце мая 1945 г.


"Свордфиш" I ("Свордфиш" I (поздние серии))||
Размах:||13,85 м (13,87 м)
Длина:||11,0 м (12,35 м)
Моторы, количество х мощность:||1x690 л.с. (1х 870 л. с.)
Взлетная масса, максимальная: ||3686 кг (с подвеской торпеды) (4196 кг)
Максимальная скорость:||224 км/ч (206 км/ч (с торпедой))
Практический потолок:||3260 м (5170 м)
Дальность:||870 км (780 км (с торпедой))

Fairey Swordfish

Свое происхождение Fairey Swordfish ведет от самолета S.9/30, разработанного по техническому заданию на разведчик-корректировщик, выпущенному в июне 1930 года (вторым участником конкурса был Gloster FS.36). Первый S.9/30 взлетел 22 февраля 1934 года, когда задание уже было аннулировано. Тем не менее оснащенный двигателем Rolls-Royce Kestrel S.9/30 проходил испытания в 1933-1934 годах как с колесным, так и с поплавковым шасси.
   Еще в 1932-1933 годах "Fairey" в частном порядке строила самолет TSR I - торпедоносец/корректировщик/разведчик для ВМС Греции. Эта машина с двигателем Armstrong Siddeley Panther была готова почти на год раньше, чем S.9/30; первый полет TSR I состоялся 21 марта 1933 года. За исключением радиального двигателя TSR I был очень похож на S.9/30. Уже переоснащенный двигателем Bristol Pegasus, TSR I был потерян в аварии в сентябре 1933 года, но показанные им многообещающие характеристики привели к созданию самолета TSR II (K4190) - прототипа Swordfish.
   TSR II поднялся в воздух 17 апреля 1934 года, всего через два месяца после первого полета S.9/30. Соответствовавший требованиям спецификации S.15/33 на торпедоносец/корректировщик/разведчик, TSR II мало отличался от TSR I и был оснащен 9-цилиндровым радиальным двигателем Bristol Pegasus IIIM3. В июне 1934 года TSR II прошел катапультные испытания в Королевском авиационном НИЦ в Фарнборо, за которыми последовали палубные испытания на авианосце "Корейджес". Затем самолет оснастили поплавковым шасси и передали подразделению по испытаниям торпед в Госпорте, где позднее он разбился в катастрофе.
   Удачное завершение испытаний в апреле 1935 года привело к выдаче заказов на три опытных и 86 серийных машин, получивших обозначение Swordfish Mk I. Первые Swordfish Mk I начали поступать в подразделения авиации ВМС (FAA) в июле 1936 года, когда 825-я эскадрилья получила их взамен своих старых Fairey Seal, приступив к несению службы на авианосце "Глориес". К 1938 году Swordfish Mk I уже стал единственным бомбардировщиком-торпедоносцем FAA, вытеснив из боевых частей самолеты Blackburn Shark и Blackburn Baffin, а также Seal.
   К началу войны в составе FAA имелось 13 боевых эскадрилий Swordfish, а еще 12 были развернуты уже в ходе боевых действий. К ним следует добавить еще 22 эскадрильи второй линии и 11 катапультных отрядов (два были оснащены Swordfish с поплавковым шасси). Последние были позднее сведены в 700-ю эскадрилью. Во время войны Swordfish из FAA первыми приняли участие в кампании в Норвегии, а затем несли службу на Средиземноморье, Западной пустыне, Ираке, участвовали в "Битве за Атлантику" и поддерживали конвои, следовавшие в СССР. Swordfish принимали, среди прочего, участие в уничтожении подводной лодки U-64 (первой германской субмарины, потопленной FAA в ходе войны), большей части кораблей французского флота в Оране в июле 1940 года, итальянского флота в Таранто и германского линкора "Бисмарк". На счету Swordfish больше потопленного тоннажа, чем у любого другого самолета Союзников. Однако неудачная атака на прорывавшиеся через Ла-Манш немецкие линейные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" в феврале 1942 года стала последним случаем использования Swordfish в качестве бомбардировщика-торпедоносца. С тех пор главной задачей Swordfish стала борьба с подводными лодками с использованием глубинных бомб и ракет, против которых они обычно действовали с палуб "торговых" судов или эскортных авианосцев.
   За Swordfish Mk I в 1943 году последовал вариант Swordfish Mk II с усиленным нижним крылом и металлической обшивкой на нижних поверхностях, способный использовать неуправляемые ракеты. В том же году появился Swordfish Mk III с модифицированным нижним крылом, возможностью использования стартовых ускорителей и РЛС ASV Mk X в обтекателе между стойками шасси. Последний серийный вариант, Swordfish Mk IV, представлял собой Mk II с закрытыми кабинами для обучения в холодном климате Канады. Все Mk I и некоторые Mk II были оснащены двигателем Pegasus IIIM3, как на первых самолетах, а на остальных Mk II и Mk III использовался более мощный Pegasus 30.
   После постройки самой "Fairey" 692 Swordfish Mk I с конца 1940 года за изготовление самолетов стала отвечать фирма "Blackburn", которая выпустила еще 1700 машин (300 Mk 1,1080 Mk II и 320 Mk III). Таким образом всего были построены 2392 самолета. Авиация ВМС Канады получила в общей сложности 99 Mk II и шесть Mk III. Еще одним оператором Swordfish было Береговое командование ВВС, 812-я эскадрилья которого приступила к постановке мин в апреле 1940 года. Последняя эскадрилья Swordfish в FAA, 836-я, была расформирована 21 мая 1945 года.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairey Swordfish Mk I (с колесным шасси)

   Тип: двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
   Силовая установка: один радиальный двигатель Bristol Pegasus IIIM мощностью 690 л. с. (515 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1450 м - 224 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 206 км/ч; время набора высоты 1525 м - 10 мин 30 с; потолок 3780 м; дальность полета 1657 км с дополнительным запасом топлива и 878 км с боевой нагрузкой 680 кг
   Масса: пустого 2359 кг; максимальная взлетная 4196 кг
   Размеры: размах крыла 13,87 м; длина 11,00 м в стояночном положении; высота в стояночном положении 3,92 м; площадь крыльев 56,39 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers Mk V по правому борту носовой части фюзеляжа и один 7,7-мм пулемет Vickers "K" или Lewis на турели в задней кабине; до 739 кг боевой нагрузки на одном узле подвески под фюзеляжем и восьми под крылом, обычно или одна 739-кг 457-мм торпеда или одна 680-кг мина под фюзеляжем, или до 680 кг боеприпасов, включая 227-кг, 113-кг и 9-кг бомбы под фюзеляжем и крылом

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

FAIREY

   The Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance biplane, although a comparatively old type, is doing excellent work It is a two-three-seater fitted with a Bristol Pegasus engine and can be fitted with interchangeable wheel or float undercarriage.

The Fairey Aviation Co.. Ltd.. Hayes. Middlesex.
Before becoming its Press Relations Officer in 1973, Mike was a regular visitor to the SBAC show at Farnborough, where he took this magnificent shot of the Royal Navy’s Fairey Swordfish LS326 in 1962.
Этот "Свордфиш" - один из двух еще способных летать. Он выпущен в августе 1943г. и служил на вспомогательном авианосце "Рапана"
Fairey Swordfish (11 Nov 1940).
Swordfish LS326 is the most prized of the aircraft maintained in airworthy condition by the RN Historic Flight, and is now the only example of this biplane flying anywhere in the world. The "invasion” stripes once worn have now been removed.
One of the aircraft that participated in this year's D-Day celebrations was the Royal Navy Historic Flight's Fairey Swordfish, LS326. Painted with Invasion stripes for the occasion the aircraft was flown to France by Lt Cdr Ken Patrick and it was caught by GORDON BAIN'S camera near Beachy Head on its way from Yeovilton to Lydd on June 3 this year.
Royal Navy Historic Flight Swordfish LS326, resplendent in its new colour scheme, was photographed by RICHARD WINSLADE on its way from Booker to Yeovilton on May 16, 1987 in the hands of Lt-Cdr Tony White.
"Свордфиш"
Royal Navy Historic Flight Fairey Swordfish LS326 in its new colour scheme, appropriate to its service aboard an escort carrier late m World War Two. The aircraft was photographed by RICHARD WINSLADE on May 16, 1987 on its way from Booker to Yeovilton in the hands of Lt-Cdr Tony White. It was the Swordfish's first flight after its refurbishment and respraying by Booker-based Personal Plane Services
Swordfish Mk II, построенный фирмой "Blackburn", в тренировочном полете с подвешенными под нижним крылом практическими бомбами. Mk II получил усиленное нижнее крыло, которое позволило увеличить массу подвешиваемого вооружения.
Flying into the sunset is the Royal Navy Historic Flight’s Fairey Swordfish, which is based at the FAA Museum’s home at Yeovilton.
Norman Pealing's picture of the Royal Navy Historic Flight's Fairey Swordfish W5856 was taken on May 12, 1993.
Swordfish W5856 over the Humber Bridge during its first post-restoration flight, on May 12, 1993.
NORMAN PEALING photographed the Royal Navy Historic Flight's newly-restored Fairey Swordfish on its first post-restoration flight from BAe Brough on May 12, 1993.
The colour photographs were taken by NORMAN PEALING during the aircraft’s first post restoration flight, on May 12, 1993.
Второй из двух Fairey Swordfish исторического звена флота - Mk l W5856 постройки "Blackburn". Снимок сделан в финале показательного полета - экипаж отдает честь при развернутом флаге ВМС.
The Royal Navy Historic Flight’s “new” Fairey Swordfish W5856 taxying at Brough on April 22, 1993.
Resplendent in a colourful 810 Sqn scheme, ex-Strathallan Fairey Swordfish W5856 is nearing the end of its restoration to flying condition by British Aerospace at Brough. Bought for the Royal Navy Historic Flight (RNHF) by the Swordfish Heritage Trust in 1990, it will be officially handed over to the Flight on May 22, 1993. A week later it is to accompany the RNHF’s other Swordfish LS326 in the Battle of the Atlantic 50th anniversary flypast over Liverpool.