Мировая Авиация 34
-
Победный полет Бейкера. 27 октября 1918г.: канадский майор У. Г. Бейкер, приписанный к 201-й эскадрилье RAF на Западном фронте, патрулируя на своем Sopwith Snipe над лесом Мормаль, заметил немецкий разведчик. Бейкер атаковал его сзади и сбил, но его самого атаковал снизу Fokker D.VII. Получив пупю в правое бедро, пилот ввел самолет в штопор, имитируя фатальное попадание. Выровняв машину, он обнаружил, что находится среди группы из 15 вражеских аэропланов. Он немедленно атаковал, сбив второй самолет. Затем зашел в хвост еще одного самолета и сбил его. Почти сразу вторая пуля попала в его левое бедро. От болевого шока Бейкер потерял сознание. Очнувшись, он обнаружил, что его Snipe окружен самолетами другого немецкого патруля. Отважный канадец сбил еще один немецкий истребитель, но третья пуля попала ему в левый локоть, Бейкер вновь лишился чувств и пришел в себя на высоте 3660 м, где его дымящий Snipe все еще был окружен самолетами противника. Бейкер попытался таранить ближайший Fokker, однако тот уклонился. Тогда летчик решил оторваться от врага в крутом пикировании и ему это удалось. Истекая кровью, Бейкер все же посадил свой изрешеченный истребитель. Он выжил и был награжден за этот бой Крестом Виктории.
Сфотографированный в 1991 году Ми-8Т из смешанной транспортной авиабригады несет стандартный для вертолетов венгерских ВВС камуфляж.
На вооружении индийских ВВС в 2008 году числилось более 180 Ми-8/17. В декабре того же года Индия заказала еще 80 вертолетов модификации Ми-17В-5, которые будут поставлены в 2010-2014 годах. На снимке: Ми-8 летит над дворцом Умаид Бхаван.
Египетские ВВС оснастили большинство своих Ми-8 противопесчаными фильтрами, выпускаемыми в Британии фирмой АРМЕ (Aircraft Porous Media Equipment). Это позволило упростить техническое обслуживание и значительно увеличить ресурс двигателей.
Ми-8ТВ высаживает патруль пограничников. Вертолет вооружен пулеметом и оснащен шестью пилонами для бомб и ракет, а также направляющими для ПТУР.
Долгое время лишь такие нерезкие фотографии МиГ-25 были доступны западным спецслужбам. Однако когда 6 сентября 1976 года пилот Виктор Беленко перелетел с аэродрома Чугуевка на аэродром Хакодате в Японии, команда разведчиков из США быстро изучила машину.
MiG-25 ("Foxbat-A") interceptors, each armed with four "Anab" air-to-air missiles
11 августа 1918г.: взлетевший с баржи, буксируемой кораблем "Редут" в Северном море, суб-лейтенант Стюарт Д. Кули сбил немецкий дирижабль L.53.
Culley mounts his Sopwith Camel (11 August 1918).
6 июня 1918г.: первый из удачного семейства морских легких бомбардировщиков Fairey III - Fairey IIIA - поднялся в воздух в Нортхолте.
Fw 190A-4 - Обер-лейтенант Адольф Дикфельд. Самолет окрашен в песочный цвет. Такую окраску имели Fw 190 из II/JG 2, когда в конце 1942 года они базировались в Тунисе. В то время Дикфельд был командиром группы, а в январе 1943 года попал в аварию. Позднее он продолжил службу как командир группы II/JG 11 и одержал в общей сложности 136 побед из них 21 на Западном фронте и в Африке.
Fw 190A-4 - Лейтенант Йозеф Йенневайн. Самолет демонстрирует одну из схем камуфляжа, применявшегося на Восточном фронте и состоящего из светло-коричневых и зеленых пятен. Он принадлежал 3/JG 51, когда эта часть в июне 1943 года находилась под Орлом. Счастливым числом Йенневайна была цифра 5 - под этим номером он выиграл комбинированный слалом и скоростной спуск на чемпионате по горнолыжному спорту в 1940 году.
Fw 190A-4 - Оберст-лейтенант Ханнес Траутлофт. Траутлофт был командиром истребительной эскадры JG 54 "Grunherz", когда в декабре 1942 года она базировалась в Красногвардейске. Именно он ввел ставшую знаменитой эмблему эскадры в виде зеленого сердца. Траутлофт командовал эскадрой почти три года, сначала на Западном, а затем на Восточном фронтах, где он одержал 45 побед прежде чем занял должность в генеральном штабе.
Fw 190A-4 - Лейтенант Вальтер Новотны. Новотны - самый известный из пилотов Fw 190 - первым преодолел планку в 250 побед. На момент своей гибели он сбил 258 самолетов. Этот самолет - одна из машин, на которых он летал весной 1943 года, будучи штэффелькапитаном (командиром эскадрильи) 1/JG 54. Белый зимний камуфляж нанесен лишь фрагментарно и из-под него видна основная зеленая окраска.
Fw 190A-5 - Майор Эрих Лайе. Лайе летал на этом самолете под Орлом в мае 1943 года, незадолго до начала Курской битвы, когда он был командиром группы 1/JG51. Машина сохранила следы смываемого зимнего камуфляжа поверх стандартной окраски. Став командиром JG 77, Лайе погиб в марте 1945 года при столкновении в воздухе. Он одержал 118 побед, 75 из них на Восточном фронте.
Fw 190A-5 - Майор Герман Граф. Большую часть из своих 212 побед Граф одержал на Bf 109 в составе JG 52, действовавшей на Восточном фронте. Однако летом 1943 года он был назначен командиром Jagderganzungsgruppe Ost, базировавшейся на юге Франции, и там пересел на Fw 190. Его самолет - один из самых ярко окрашенных Fw 190 - нес эмблемы 9-й эскадрильи и 3-й группы 52-й эскадры, которыми Граф командовал ранее.
Fw 190A-5 - Майор Хубертус фон Бонин. Фон Бонин сменил Траутлофта на посту командира JG 54 и заслужил незавидную славу единственного командира этой эскадры, погибшего в бою. Он был сбит 15 декабря 1943 года, ему удалось одержать 64 победы. Его самолет изображен в типичном пятнистом сером камуфляже (ноябрь 1943 года). Он несет стандартный значок командира эскадры в виде стрелы, но, что удивительно, на борту отсутствует эмблема JG 54 - зеленое сердце.
Fw 190A-5 - Лейтенант Роберт Вайс. Этот Fw 190 демонстрирует типичный камуфляж для Восточного фронта - из двух оттенков зеленого цвета. Таким он был в июне 1943 года, когда Вайс служил в 3/JG54. Вайс погиб в бою со Spitfire на Западном фронте в декабре 1944 года, успев одержать 121 победу, из них около 90 - в России на Fw 190.
Fw 190A-6 - Майор Антон Хакл. Хакл летал на этом Fw 190, когда был командиром группы III/JG 11, базировавшейся в Ольденбурге в апреле 1944 года. На руле поворота самолет несет отметки о 141 победе. В этот период Хакл также летал на Bf 109 (против истребителей), пересаживаясь на Fw 190 при перехвате бомбардировщиков. Он пережил войну, одержав 192 победы, из них 73 на Западном фронте. Среди его жертв 32 тяжелых бомбардировщика.
Fw 190A-7 - Майор Хайнц Бэр. Несущий красную полосу "обороны Рейха", этот самолет был запасной машиной Бэра Командир группы Il/JG 1 Бэр предпочитал летать на своем "счастливом 13". Тем не менее, на этом "красном 23" он 22 апреля 1944 года сбил B-24 Liberator, доведя счет своих побед до 200.
Fw 190A-5 - Майор Йозеф Приллер. Приллер был одним из самых известных истребителей Западного фронта. Два года он командовал истребительной эскадрой JG 26. Это один из многих самолетов, на которых он летал за время войны. На его счету была 101 победа, причем все были одержаны на Западном фронте. На этом ТВД он уступал по результативности только Эгону Майеру. Желтый низ капота был отличительным признаком самолетов, базировавшихся во Франции и Голландии.
Fw 190A-8 - Обер-фельдфебель Вилли Решке. Решке летал на этом самолете, когда служил в 12-й эскадрилье 301-й истребительной эскадры в Стендале в ноябре 1944 года. Самолет несет на фюзеляже красно-желтую полосу "обороны Рейха". Решке сбивали не менее 12 раз. но ему удалось выжить и записать на свой счет 26 побед в том числе 18 тяжелых бомбардировщиков.
"Разрушитель строя" - Fw 190A4/R6, оборудованный пусковыми установками неуправляемых ракет Wf.Gr. 21 "Nebelwerfer". Многие истребители Люфтваффе были задействованы в борьбе с налетами дневных бомбардировщиков. Как правило, Messerschmitt Bf 109, отличавшиеся хорошими высотными характеристиками, вступали в бой с истребителями сопровождения, а тяжеловооруженные Fw 190 занимались бомбардировщиками. С ограниченным успехом немцы применяли ракетные установки WfrGr 21 (на снимке - под крылом Fw 190A-4), созданные, чтобы выбивать "летающие крепости" американцев из "боевой коробки" - плотного оборонительного строя B-17 в их дневных налетах.
Оберст-лейтенант Йозеф "Пипс" Приллер, командир JG 26, вылезает из кабины своего Fw 190A-6 (Франция, весна 1944 года). С момента своего появления во Франции в конце 1941 года Fw 190 стали большой проблемой для авиации союзников. Они превосходили британские истребители Spitfire Mk V и были настоящим бичом для американских бомбардировщиков.
Первые серийные Fw 190 поступили на вооружение подразделений JG2 и JG 26, которые вели бои с англичанами над Ла-Маншем. Эти Fw 190A принадлежали 7-й эскадрилье 2-й эскадры (7. Staffel/Jagdgeschwader 2) "Richthofen". Характерной чертой многих Fw 190 были рисунки на фюзеляжах за капотом, маскирующие следы от выхлопа.
Fw 190A-8
FW 190D-9, принадлежащий американскому Национальному авиакосмическому музею, был восстановлен в окраске JG 3 "Udet". Dora-9 был отличным истребителем для действий на малых высотах, но к моменту его появления судьба Люфтваффе уже была предрешена.
Fw 190 широко использовались для нанесения штурмовых ударов. Пара Fw 190F-8 на снимке готова к вылету. Каждый из самолетов несет 250-кг кассетную бомбу АВ 250. После сброса такая бомба раскрывалась, рассеивая суббоеприпасы на большой площади.
Fw 190F-2. Focke-Wulf Fw 190A, впервые принявший участие в воздушных боях над Францией в сентябре 1941 года, преподнес неприятный сюрприз пилотам RAF. Эти агрессивно выглядевшие самолеты с моторами воздушного охлаждения превосходили британские истребители Spitfire Mk V. Хотя Fw 190 довольно долго доминировали в воздушных схватках на Западном фронте, их все шире использовали в качестве истребителей-бомбардировщиков. Позднее была разработана модификация Fw 190F, специально предназначенная для поддержки наземных войск. Эти машины воевали и на Восточном фронте, где они быстро потеснили Junkers Ju 87 в роли основного штурмовика Люфтваффе. Около 550 Fw 190F-1, F-2 и F-3 было построено с конца 1942-го до середины 1943 года. Модификация оказалась настолько удачной, что ее выпуск возобновили весной 1944 года под обозначением Fw 190F-8. Эти самолеты были созданы на базе истребителя Fw 190A-8, вооружение которого усилили парой 13-мм пулеметов MG 131. На рисунке представлен Fw 190F-2 из 5-й эскадрильи 2-й группы 1-й штурмовой эскадры (5 Staffel, II Gruppe Schlachtgeschwader 1), действовавшей против СССР в 1943 году.
15 мая 1918г.: к взлету готовится JN-4H корпуса сигнальщиков американской армии, пилотируемый лейтенантом Джеффри Л. Бойлом, открывшим первую регулярную американскую почтовую авиалинию между Нью-Йорком и Вашингтоном.
Хотя для Impala Mk 2 давно требуется замена, эти самолеты продолжают нести службу в 8-й эскадрилье SAAF и в 85-й школе боевого пилотажа.
Двухместные Impala Mk 1 долго служили в пилотажной группе "Silver Falcons", но постепенно им на смену пришли PC-7 Mk II Astra, первоначально заказанные для замены учебных самолетов Harvard.
Fokker Dr.l Triplane №425/17 - истребитель на котором погиб "Красный барон". До сих пор идут споры о том, кто выпустил роковую пулю - Браун или кто-то из солдат с земли.
Фирма "Airbus" представляла A330 лидером рынка, особенно из-за задержек с созданием лайнера Boeing 787. Однако в эпоху высоких цен на топливо A340 - четырехдвигательный собрат A330 - выглядел куда менее привлекательным.
Хотя военные предпочитают для решения боевых задач использовать двухдвигательные H-1N, однодвигательные Huey все еще играют важную роль. Например, этот UH-1H из форт Рукера используется для обучения экипажей.
Три армейских UH-1 готовятся высадить десант во время учений Bright Star'85. Huey в армии США в основном уме заменены вертолетами UH-60 Black Hawk, но оставшиеся машины будут нести службу до 2015 года.
Солдат и его собака... Когда армейский лагерь перемещался на новое место, Huey перевозили все, что только можно было взять на борт.
В типовой десантной операции обычно участвовало около 100 солдат, которых перевозили 16-18 вертолетов. Один из UH-1 использовался в качестве воздушного командного пункта. На его борту находился командир десанта и офицер связи, отвечавший за взаимодействие с ВВС США, чтобы в случае необходимости вызвать поддержку с воздуха.
Вертолеты Huey способны работать в любых климатических условиях: этот CH-118 принимает участие в поисково-спасательных учениях канадской армии.
Скуадрон-лидер Неттлетон летал на этом Lancaster Mk I с серийным номером R5508. Обратите внимание на подфюзеляжную турель и окна в хвосте, характерные для самолетов раннего выпуска. Бортовые кокарды "типа А" (с широким внешним желтым кругом) и серые буквенные коды, которые можно наблюдать на ранних Lancaster, стали заменять в конце 1942 года.
Lancaster PA474, принадлежащий "Мемориальной эскадрилье" RAF, несколько лет нес бортовой код самолета скуадрон-лидера Джона Неттлетона, возглавлявшего рейд на Аугсбург. Обратите внимание на отсутствие верхней турели, которая была установлена позже.
Группа Lancaster Mk I раннего выпуска из 44-й эскадрильи "позирует" для официальной фотосъемки. Снимок сделан в 1942 году уже после налета на Аугсбург.
Lancaster L7578, несущий такой же бортовой код, как и у самолета Неттлетона во время налета на Аугсбург, не принимал участие в этой операции.
Большая группа Lancaster сфотографирована на пути к Крезо 17 октября 1942 года. Хорошее планирование и немного удачи позволили экипажам 94 бомбардировщиков нанести удар по оружейному заводу Шнейдера с минимальными потерями.
Своими внушительными размерами и угловатыми формами МиГ-25 заметно отличался от других боевых самолетов. Его конструкция представляет собой уникальную "смесь" титана, стали и алюминия.
Вместо фотокамер в носовой части МиГ-25РБФ были установлены две радиопрозрачные панели, скрывавшие станцию радиотехнической разведки "Шар".
ВВС Индии получили шесть МиГ-25РБ. Все они несли стилизованное изображение орла - эмблему 102-й эскадрильи. Один из индийских МиГ-25 разбился в катастрофе, но остальные исправно служили до 2006 года.
AH-1G HueyCobra. Специализированный вертолет огневой поддержки AH-1G HueyCobra был создан на основе знаменитого Huey. Использование этой машины позволило значительно сократить потери транспортных вертолетов и обеспечить мощную огневую поддержку аэромобильных операций.
12 декабря 1918г.: самолет Handley Page О/400 с экипажем в составе Бортона, Сэлмонда и Смита, проводивший разведку трассы для почтовой авиалинии между Египтом и Индией, прибыл в Дели.
ЮАР осталась единственным заказчиком своих вертолетов Rooivalk. Одно время ВВС ЮАР собирались приобрести 36 таких вертолетов.
Эскадрилья № 16 ВВС ЮАР оснащена вертолетами Rooivalk. Принятие этого вертолета на вооружение шло долго и трудно. В качестве потенциального покупателя вертолета называют Малайзию.
МиГ-25ПУ "FOXBAT-C" долгое время использовались для подготовки пилотов и разведки погоды. Их налет был больше, чем у других модификаций МиГ-25.
10 марта 1918г.: Первый полет одноместного цельнометаллического истребителя-моноплана Junkers D.I (J9). Был построен 41 серийный самолет.
Первый полет VG.33 выполнил в 1939 году. Самолет отличался элегантным внешним обликом - чистоту аэродинамических форм нарушал только радиатор на нижней поверхности фюзеляжа.
A standard production Arsenal VG 33.
Внешне модель VG.36, после изменения формы радиатора самолета VG.33, стала похожа на истребитель P-51 Mustang.
Самолет Nomad был принят на вооружение австралийских ВВС, но не пользовался популярностью у экипажей.
Основные колеса шасси Nomad установлены в обтекателях на концах коротких пилонов. Такое решение позволило сделать кабину более просторной и разнести узлы крепления подкосов крыла.
Pup C514 входил в партию из 350 самолетов, построенных фирмой "The Standard Motor Company Ltd" в 1917-1918 годах. После войны многие из этих машин были отправлены на хранение, а 11 самолетов передали Королевским ВВС Австралии.
Pup N5195 (G-ABOX), выставленный в музее армейской авиации в Миддл Уоллопе, летал до 1990 года. Около дюжины Pup попали на британский рынок гражданских самолетов в 1919-1920 годах.
Единственный летный экземпляр. Последний годный к полетам Pup ныне принадлежит Фонду Шаттлуорта в Олд Вардене, графство Бедфордшир. Это один из 10 экземпляров Sopwith Dove (двухместная учебная модификация), построенных в 1919-1920 годах. В 1925 году самолет оснастили рулем направления с роговой компенсацией. В 1933-м, после смерти владельца, он стоял брошенным в Вест Мейлинге. Найденный P.O. Шаттлуортом аэроплан был восстановлен и переделан в одноместный вариант в 1937-1938 годах. На снимке он представлен в современной окраске.
Pup N5180 был первой серийной машиной для RNAS в партии из 20 самолетов, построенных "Sopwith Aviation Company Ltd.". Всего RNAS получили 140 машин Pup.
THE SOPWITH "PUP": A DESCENDANT OF THE "TABLOID." THE "PUP" SINGLE-SEATER WAS USED LARGELY, AND DID GOOD WORK AGAINST ALBATROS AND HALBERSTADT MACHINES.
Единственный летный экземпляр. Последний годный к полетам Pup ныне принадлежит Фонду Шаттлуорта в Олд Вардене, графство Бедфордшир. Это один из 10 экземпляров Sopwith Dove (двухместная учебная модификация), построенных в 1919-1920 годах. В 1925 году самолет оснастили рулем направления с роговой компенсацией. В 1933-м, после смерти владельца, он стоял брошенным в Вест Мейлинге. Найденный P.O. Шаттлуортом аэроплан был восстановлен и переделан в одноместный вариант в 1937-1938 годах. На снимке он представлен в послевоенной окраске.
A330-300 (на снимке) - среднемагистральный вариант A330 с большой вместимостью. "Airbus" планирует ввести в эксплуатацию в 2010 году вариант A330-200 с увеличенной массой, используя задержку в программе создания лайнера Boeing 787.
Французская авиакомпания "Air Inter" первой начала эксплуатацию A330-200. Европейская поддержка программы A330/A340 была очень мощной благодаря таким национальным авиакомпаниям как "Lufthansa" и "Air France", начавшим коммерческую эксплуатацию A340.
"Семейственность" является важным преимуществом как для производителя, так и для покупателей. Лайнеры A330 (на снимке) и A340 имеют высокую степень унификации.
В августе 1994 года "Airbus" получила разрешение на кросс-квалификацию для пилотов, переходящих с A320 на A330/A340. Это позволяет экипажам летать на всех трех типах самолетов и сокращает расходы авиакомпаний.
Самолет подавления средств ПВО МиГ-25БМ сфотографирован шведами над Балтикой. В годы холодной войны МиГ-25 регулярно попадали в объективы шведских истребителей Draken и Viggen.
Пилоты фронтовой авиации в высотно-компенсирующих костюмах позируют на фоне МиГ-25БМ "Foxbat-F". Доработки кабины на этой модификации ограничились установкой новой панели управления.
Manchester Mk I. Этот самолет принадлежал 83-й эскадрилье RAF, в марте 1942 года базировавшейся в Скэмптоне, Линкольншир. К тому времени бомбардировщик совершил 10 боевых вылетов, о чем свидетельствуют отметки на носу фюзеляжа. Всего он произвел 15 вылетов и в последнем был сбит при налете на верфь "Blohm und Voss" в Гамбурге. 83-я эскадрилья стала первым строевым подразделением, начавшим применять огромные 1814-кг бомбы Cookie.
Второй прототип Manchester (per. № L7247) с дополнительным центральным килем. Кили серийных Manchester Mk I отличались более широкой хордой и увеличенной площадью.
Серийные Manchester выпускались фирмами "Avro" и "Metropolitan-Vickers". На снимке - первый Manchester, построенный "Metropolitan". Фотография сделана 22 декабря 1940 года. В ту же ночь этот самолет был уничтожен при бомбардировке авиазавода.
Красивый и обладающий хорошей управляемостью, самолет Manchester на протяжении своей недолгой службы имел только один, но очень существенный недостаток - отказы двигателей.
В 1941 году этот Manchester находился в испытательном центре RAF в Боскомб Даун. Самолет использовался для отработки двухкилевого оперения, которое позже установили на Manchester Mk I и Lancaster.
Во время войны во Вьетнаме UH-1 стал широко известен как непревзойденный десантный, санитарно-спасательный вертолет и вертолет поддержки.
4 марта 1918г.: Первый полет de Havilland DH.10. На снимке более позднего времени - машина из 216-й эскадрильи RAF, в 1921-1922 годах базировавшейся в Гелиополисе.
7 августа 1918г.: Bleriot-SPAD S.XX (на снимке прототип) отличался совершенной аэродинамикой и установил первый послевоенный рекорд скорости.
Необычного внешнего вида, Arsenal VG.70 был комбинацией германского двигателя и французского планера. Низкорасположенный воздухозаборник способствовал попаданию посторонних предметов в проточную часть двигателя.
Kudu SAAF несли службу в 41-й и 42-й (на рисунке) эскадрильях и 84-й летной школе.
Хотя площадь остекления кабины Kudu меньше, чем у Aermacchi АМ.ЗС, внешнее сходство этих машин заметно. По крайней мере, один самолет южноафриканских ВВС (SAAF) был приспособлен для эвакуации раненых.
Atlas C4M Kudu
Этот Mirage IIID2Z с бортовым номером 845 первым доработали до стандарта Cheetah D.
К 75-летию SAAF, отмечавшемуся в 1995 году, один из самолетов Cheetah С из 2-й эскадрильи получил оригинальную окраску. Вскоре этой машине дали прозвище "Spotty" ("Пятнистый").
Atlas Cheetah E