Airbus A330
Варианты:
Airbus - A330 - 1992 - International
Страна: International
Год: 1992


Средне- и дальнемагистральный авиалайнер большой пассажировместимости
Описание
Фотографии:

Цветные фото (102)
Airbus Industrie A330

  5 июня 1987 года после завершения предпроектных исследований было принято решение о начале полномасштабного проектирования самолетов A330 и A340, способных составить конкуренцию новейшим американским проектам Boeing 767 и 777. Оба новых самолета оптимизированы для эксплуатации на линиях большой протяженности с большим объемом пассажиропотоков. A330 и A340 стали первыми авиалайнерами, спроектированными по "безбумажной" технологии, с использованием компьютеров с программным обеспечением CAD. Самолеты A330 и A340 унифицированы по фюзеляжу, хвостовому оперению, шасси, оборудованию кабин и геометрии крыла. Двухдвигательный A330 предназначен для эксплуатации на линиях средней и большой дальности, A340 с четырьмя двигателями - на линиях очень большой протяженности. Конструкция крыла обоих самолетов в целом одинаковая и отличается лишь силовым набором и механизацией.
  На обоих самолетах использована электродистанционная система управления полетом с боковыми ручками управления. Приборное оборудование выполнено по принципу "стеклянной кабины" с использованием цветных многофункциональных индикаторов. Экипаж - два человека. Фюзеляж круглого сечения не отличается от фюзеляжей самолетов A300 и A310, что позволило сэкономить на разработке салонов.
  Ключевым фактором, увеличившим эффективность самолетов Airbus нового поколения, стало новое крыло на 40% большей площади, по сравнению с крылом самолета A300-600. Стреловидность крыла по четверти хорды 30 градусов. Новая форма крыла в плане позволила несколько снизить его лобовое сопротивление на крейсерской скорости полета.
  Первый A330 впервые поднялся в воздух 2 ноября 1992 года, на самолете были установлены двигатели CF6-80E1A2 тягой по 300,25 кН. В качестве альтернативной силовой установки предусмотрено использование двигателей Rolls-Royce Trent 768/772 с большей тягой. Первый полет A330 с двигателями Rolls-Royce выполнил 31 января 1994 года, за ним последовал A330 с двигателями Pratt & Whitney PW4164/4168 тягой по 302,48 кН.
  Европейский и американский сертификаты на модель с двигателями CF6 были получены в октябре 1993 года. Первый самолет A330 авиакомпания "Air Inter" получила в декабре 1993 года, а в январе 1994 года начала его эксплуатацию.
  В 2009 году заказчикам предлагаются самолеты A330 в трех вариантах: исходный A330-300, более совершенный A330-200 и грузовой A330-200F. В разработке находится новая модель самолета с увеличенной на 5 т взлетной массой и увеличенной до 12 650 км дальностью полета. Считается, что данный вариант поддержит у вероятных заказчиков интерес к самолетам семейства A330, особенно на фоне аннулирования программы самолета Boeing 787. Базовый вариант A330-300 рассчитан на перевозку 335-440 пассажиров. В качестве силовой установки возможно использование двух двигателей CF6-80E1 или двух PW4164/4168, или двух Trent 768/772 тягой до 316,27 кН. Первый полет A330-200 выполнил 13 августа 1997 года, эксплуатация началась с апреля 1998 года. Основанный на A330-300, он рассчитан на большую дальность полета, имеет укороченный на 5,33 м фюзеляж и усиленное крыло от A340-300. A330-200 способен перевозить 380 пассажиров на расстояние более 12000 км, максимальная взлетная масса самолета доведена до 230000 кг.
  Проект A330-400X представляет собой усиленный вариант A330-300 с теми же массовыми характеристиками и силовой установкой и с салонами двух классов для 370 пассажиров в удлиненном на 6,35 м фюзеляже; дальность полета 7300 км.
  Ранее планировалось, что в 2009 году должны начаться поставки грузового варианта A330-200F. В передней части фюзеляжа сделана грузовая дверь по типу самолета A300-600F. Кроме того, в передней части фюзеляжа устроены блистеры, позволяющие осматривать носовую опору шасси. Самолет A330-200F предлагается вероятным заказчикам в варианте с двигателями Trent или PW4000.
  Консорциум "Airbus" разработал многоцелевой транспортный самолет/самолет-заправщик A330 MRTT (Multi-Role Tanker Transport). Австралия заказала пять таких самолетов под обозначением KC-30A с началом поставок в 2009 году, хотя в октябре 2008 года представители EADS объявили о задержке с началом поставок на девять месяцев.
  ВВС Великобритании выбрали A330-200 в качестве прототипа перспективного самолета-заправщика, принятие на вооружение первого самолета намечено на 2011 год. ВВС Великобритании намерены закупить 14 самолетов. EADS и "Northrop Grumman" представили самолет-заправщик KC-300 на базе A330 на конкурс самолета-заправщика KC-X для ВВС США, которым требуется 179 машин для замены устаревших заправщиков KC-135. Самолет KC-330 выиграл конкурс, но контракт на его поставку был оспорен фирмой "Boeing" и американскими политиками. Новое решение по самолету KC-X, как ожидается, будет принято в 2009 году.
  Всего к ноябрю 2008 года "Airbus" получил заказов на 1012 самолетов серии A330.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Airbus Industrie A330-300

  Тип: средне- и дальнемагистральный авиалайнер большой пассажировместимости
  Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric CF6-80E1A2 тягой по 300,25 кН или два ТРДД Pratt & Whitney PW4164/4168 тягой по 302,48 кН или два ТРДД Rolls-Royce Trent 768/772 тягой по 316,27 кН
  Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 12 500 м 930 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 11 900 м 860 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность полета с 335 пассажирами и навигационным запасом топлива на 370 км полета 8350 км
  Массы: пустого снаряженного 120000-120850 кг; максимальная взлетная 212 000 кг
  Размеры: размах крыла 60,30 м; длина 63,65 м; высота 16,74 м; площадь крыла 363,10м2
  Полезная нагрузка: максимальная масса полезной нагрузки 46150 кг
A330-300 (на снимке) - среднемагистральный вариант A330 с большой вместимостью. "Airbus" планирует ввести в эксплуатацию в 2010 году вариант A330-200 с увеличенной массой, используя задержку в программе создания лайнера Boeing 787.
2 ноября 1992г.: успешный первый полет выполнил дальнемагистральный A330.
В августе 1997 года в воздух поднялся первый экземпляр укороченного A330-200. Летом 1998 года, после испытательных полетов с двигателями CF6 и PW4000, начались полеты с двигателями Trent.
Во время испытаний на определение минимальной расчетной скорости отрыва самолета из-под защищенной нижней хвостовой части фюзеляжа разлетались искры. За первым полетом в 1992 году последовал период интенсивных летных испытаний.
Фирма "Airbus" представляла A330 лидером рынка, особенно из-за задержек с созданием лайнера Boeing 787. Однако в эпоху высоких цен на топливо A340 - четырехдвигательный собрат A330 - выглядел куда менее привлекательным.
A dramtic motion-blur photograph showing how sleek an A330 can look.
Lufthansa plans to begin low-fare services to long-haul leisure destinations in autumn 2015, and now says it is considering launching a second carrier into this sector.
"Air lnter" получила первый A330 в декабре 1993 года и стала первым эксплуатантом данного типа самолета.
Французская авиакомпания "Air Inter" первой начала эксплуатацию A330-200. Европейская поддержка программы A330/A340 была очень мощной благодаря таким национальным авиакомпаниям как "Lufthansa" и "Air France", начавшим коммерческую эксплуатацию A340.
В середине 2009 года авиапарк "Cathay Pacific" насчитывал 29 машин A330-300 - на всех стоят двигатели Rolls-Royce Trent 700. Самолеты авиакомпании имеют три различные компоновки салона.
Авиакомпания "Cathay Pacific" выбрала самолеты A330 в варианте с двигателями Rolls-Royce Trent. Авиакомпания также эксплуатирует дальнемагистральные самолеты A340.
Hong-Kong based Cathay Pacific Airways operates a fleet of 37 Airbus A330-300s.
Airbus delivered the 1,000th A330 (msn 1436) to Cathay Pacific Airways on July 19, 2013. The aircraft is registered B-LBB with the slogan 'We are flying the 1,000th A330' on each side of the forward fuselage.
Cathay Pacific was the first Asian airline to introduce ARINC’s eEnabled system.
"QANTAS". Решение авиакомпании "QANTAS" пополнить самолетами A330 свой флот среднемагистральных лайнеров имело огромное значение для компании "Airbus" - наконец удалось нарушить доминирование "Boeing" в парке ведущей австралийской авиакомпании, кроме того, это помогло заключить контракт на поставки самолетов A380. Данная сделка имела еще один аспект: 13 декабря 2007 года "QANTAS" получила 5000-й построенный самолет "Airbus" - им стал A330-200. В настоящее время парк "QANTAS" и ее компании "Jetstar" включает десять A330-300 и шесть A330-200 (на снимке), еще четыре A330-200 заказаны для эксплуатации на внутренних линиях. В 2009 году "QANTAS" продолжала эксплуатацию A330-300 в двухклассной компоновке - 30 мест в бизнес-классе и 267 мест в эконом-классе. Самолеты используются в основном для полетов в Шанхай, Гонконг и Сингапур. Также на дальних маршрутах компаниями "QANTAS" и "Jetstar" эксплуатируется по шесть A330-200. Самолеты "Jetstar" в двухклассной 303-местной конфигурации выполняют рейсы в Японию, Индонезию, Вьетнам, Малайзию, Сингапур, Таиланд и на Гавайи, тогда как A330-200 компании "QANTAS" на международных рейсах имеют 237- или 235-местную компоновку, а в 303-местном варианте работают на внутренних линиях.
Компания "Qantas Airways" является крупнейшей и старейшей авиакомпанией Австралии. В составе ее авиапарка находится 15 самолетов A330 различных модификаций.
"Airbus" предлагает три варианта двигателей для A330, и хотя параметры располагаемой тяги изменялись со временем, основные типы двигателей остались неизменными. Так, A330-200 авиакомпании "QANTAS" оснащен двигателями General Electric CF6-80E1A2, A330-300 авиакомпании "Asiana" (ниже слева) - Pratt & Whitney PW4168A, а A330-300 авиакомпании "China Southern" - турбовентиляторными Rolls-Royce Trent 7728-60.
Airbus A330-200 G-VLUV (msn 1206) is one often of the type in service with Virgin Atlantic Airlines.
Virgin Australia A330-243 VH-KFE rotating from Sydney, one of Australia’s top five airports (the others being Melbourne, Brisbane, Perth and Adelaide) by passenger numbers. Airbus expects to see these airports' traffic double to 180 million in 20 years.
Malaysia Airlines joined the oneworld alliance on February 1, 2013.
The fifth Airbus A330-302 delivered to Iberia is the first of the airline’s fleet to appear in its new colour scheme. The airliner (EC-LYF, msn 1437, ex F-WWKA) named Juan Carlos I was delivered on November 14, 2013 and was noted at Madrid-Barajas Airport in Spain on November 30.
Iberia Airbus A330-302 EC-LYF Juan Carlos I (msn 1437, ex F-WWKA) departs Madrid-Barajas Airport in Spain for Baltimore, Maryland, on June 2, 2014. The airliner was carrying the Spanish national football team on its way to Brazil for the FIFA 2014 World Cup, and wears special decals applied to promote the event. It was delivered to Iberia on November 14, 2013
Iberia's parent company International Airlines Group has firmed commitments for three A330-200s (pictured) and eight A350-900s. The Spanish flag carrier now has 16 A350s and 11 A330-200s on order. The new widebodies will supplement Iberia’s current eight A330-300s and replace the airline’s seven A340-300s.
A330-300 OH-LTM (msn 994) was delivered to Finnair in March 2009 and is one of eight in service with the Finnish carrier.
Scandinavian Airlines is the first European carrier to receive the higher-MTOW A330-300, and will operate four examples.
Etihad Airways Airbus A330-243 A6-EYH (msn 729, ex F-WWKR) departs Manchester in the UK for Abu Dhabi on November 5, 2014, sporting a special livery promoting Expo 2015 in Milan, Italy, which runs from May 1 to October 31 next year. An Alitalia A330 also wears a similar scheme.
"Air France". К началу 2009 года авиакомпания "Air France" располагала флотом из 16 лайнеров A330-200, которые использовались преимущественно на дальних маршрутах - в США, Латинскую Америку и Африку. 1 июня 2009 года произошла катастрофа самолета A330, выполнявшего рейс Рио-де-Жанейро - Париж. Точная причина катастрофы пока не установлена. Салоны самолетов A330 авиакомпании "Air France" имеют от 219 до 291 мест.
KLM will take delivery of its 17th and final A330 by the end of the year.
A330-200 N283AY (msn 1076) was delivered to US Airways in December 2009. The aircraft is one of 16 in service.
Airbus A330-223 M-ABFL (msn 324) was rolled out of the Air Livery paintshop at Manchester Airport on March 20, 2013 in Brussels Airlines colours. The airliner previously flew with Air Australia as VH-SSA and will become OO-SFU on entering service with its new operator. Brussels Airlines has two A330-200s and five -300s already in service.
Brussels Airlines operates to 17 destinations in 16 countries in Sub-Saharan Africa, including Dakar in Senegal, where A330-322 OO-SFW (msn 82) is seen during turnaround.
A330-301 OO-SFC (msn 45), wearing its Red Devils scheme, taxies to the Brussels runway in June 2014 before departure to Sao Paulo. The Belgian football team was aboard for the flight to the World Cup finals.
The Red Devils scheme is also painted on Airbus A330-300 OO-SFO (msn 45).
The specially-marked A330-200 PR-AIV is one of the A330s used for long-haul flights by Azul Brazilian Airlines.
Thomas Cook Airlines is leasing A330-243 G-VYGK on an ACMI basis to conduct charter flights from UK airports.
A330-300, N819NW (msn 858), is one of 32 in service with Delta Air Lines. All of Delta's A330s are former Northwest Airlines aircraft that were registered to Delta on October 29, 2008 the day the US Department of Justice approved the merger between the two carriers.
Delta will be the first to receive the 242-tonne A330-300, in 2015.
"Star Airlines" приобрела два A330-200, по одному в 2002 и 2004 годах. Авиакомпания, ранее известная как "Star Europe", просуществовала недолго и закрылась к 2008 году.
Airbus A330-343 F-WWKD (msn 1549) was delivered to AirAsia X as 9M-XXT on August 14, 2014. The airliner is seen on its first flight from Toulouse-Blagnac in southern France on July 23, painted in what the carrier calls its Xcintillating PhoeniX scheme. The design is the result of an open competition for AirAsia Facebook subscribers to create a distinctive livery for one of the airline's new A330-300s. Entries had to be submitted via e-mail by September 2013 and competitors could draw inspiration by chosing from the names XKLusive, Xiao Long Bao, Xeoul Mate, Xiaolin Spirit, Harmonious DiverXity, Xakura Blossom and Xcintillating PhoeniX. The scheme was designed by Denzel Yap Shuet Lih.
AirAsia X is among A330 operators pushing for an A330neo.
Airbus A330-202 l-EGJA (msn 825), on finals to Milan Malpensa on June 5, 2015, shows the new ‘pinstripe effect’ detail on the rear fuselage, leading up to the enlarged tricolour logo.
A330 с двигателями PW4168 удачно выполнил 14 октября 1993 года первый полет из Тулузы (продолжительность - 3 ч 28 мин). Полет стал частью 500-часовой программы сертификации данных двигателей для A330.
Airbus A330-243 DQ-FJT (msn 1394, wearing test registration F-VZWKD) was delivered to Fiji Airways on March 16, 2013. The aircraft is seen making its maiden flight at Toulouse, France, on February 19, painted in the carrier's new livery.
Пять A330-200 стали основой флота "Air Algerie", они были поставлены в 2005 году и получили двигатели CF6.
Лайнер A330-300 авиакомпании "Singapore Airlines" с турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Trent. A330-300 - это базовый вариант A330. В салоне бизнес-класса на 30 пассажиров расстояние между рядами кресел было около метра, а в салоне эконом-класса на 305 пассажиров - примерно 80 см. Пассажировместимость аналогична A340-300, при той же длине фюзеляжа - 63,60 м. Длина салона 50,35 м, максимальная ширина 5,28 м.
"Qatar Airways". Летом 2009 года парк авиакомпании "Qatar Airways" насчитывал 18 единиц A330-200 и 13 A330-300 (на снимке). A330-200 обычно выполняют полеты в 228-местном варианте (12 мест первого, 24 места бизнес-класса и 192 места эконом-класса) и в 281 -местном варианте (22 места в бизнес-классе и 259 - в эконом-классе). Полеты выполняются в Алжир, Гонконг, Индонезию, Японию, Малайзию, Сингапур, Великобританию и на Филиппины. Все самолеты A330 авиакомпании "Qatar Airways" оснащены двигателями General Electric CF6. На своих самолетах A330 и A340 авиакомпания "Qatar Airways" предлагает пассажирам, в зависимости от класса, услуги по индивидуальным аудио/видео трансляциям.
"Emirates". Первый A330 "Emirates" получила в 1999 году (A330-200), а летом 2009 года ее парк насчитывал уже 29 лайнеров этого типа. Оснащенные двигателями Rolls-Royce Trent 772B самолеты выполняют рейсы в двухклассной компоновке (27 мест бизнес-класса и 251 - эконом-класса), работают на региональных маршрутах, а также выполняют полеты в Китай, Европу, Индию, на Шри-Ланку и в США. Авиакомпания "Emirates" в числе первых разрешила пассажирам пользоваться в полете мобильной связью, используя систему AeroMobile, дебют которой состоялся в 2008 году. AeroMobile быстро внедрили на всех самолетах A330 этой авиакомпании. В июле 2008 года "Emirates" анонсировала закупку еще 30 самолетов A330-300 (и 30 единиц A350XWB), представитель авиакомпании назвал самолет "самым экономичным средством перевозки 300 пассажиров на линиях средней протяженности с высоким уровнем комфорта". Поступление новых A330 намечено на 2012 год - предположительно они будут оснащены новым программным обеспечением Honeywell SmartLanding, которое "Emirates" планирует установить на все свои самолеты, включая A380.
"Philippine Airlines" в 1995 году заказала восемь A330-300. Поставки начались 1 августа 1997 года, в 2009 году все машины оставались в эксплуатации.
Как и все лайнеры фирмы "Airbus", A330 обязан своими хорошими характеристиками превосходному крылу. Крыло, спроектированное для A330-200, похоже на крыло A340, отличия минимальны. Крыло A330 не требовало изменения конструкции и модификации предкрылка.
Сочетание большой дальности полета со значительной массой полезной нагрузки позволяет самолетам A330 выдерживать конкуренцию на дальневосточных маршрутах.
Korean Air Lines Airbus A330-223 HL8212 (msn 1155, ex F-WWKI) carries the design of a Children’s Drawing Competition along its rear fuselage. The special markings were applied in October 2013.
Фирмы "Airbus" и "Boeing" добавляют специальные индексы к обозначениям своих авиалайнеров, чтобы отразить заказчиков этих машин. Так, самолет для компании "China Airlines" с двигателями General Electric известен в "Airbus" как A330-302. Индекс "2" показывает, что машина была построена для данного перевозчика. "Airbus" предлагает различные варианты комплектации лайнеров на заказ, начиная со специальнойавионики и компоновки салона и заканчивая силовыми установками и максимальной взлетной массой. А система индексов обеспечивает простой способ стандартизации.
(Проект дальнемагистрального авиалайнера A350 ???)
"China Eastern". К концу 2008 года авиакомпания "China Easterns эксплуатировала пять A330-200 и 15 A330-300, новых заказов пока не последовало. Контракт на 20 самолетов A330-300 подписан в 2004 году, но в процессе реализации был пересмотрен в пользу закупки самолетов не одной, а двух модификаций. Авиалайнеры имеют двухклассную компоновку и летали на престижной линии Шанхай - Лондон, однако в 2009 году из-за глобального экономического кризиса рейсы пришлось прекратить. Самолеты A330 и A340 авиакомпании "China Eastern" в целях унификации оснащены двигателями Rolls-Royce Trent; A330-200 используются для полетов в Индию, Японию, Сингапур, Южную Корею, Австралию и Таиланд. Первый A330 авиакомпания получила в 2006 году в варианте A330-300 (на снимке), став первой китайской авиакомпанией, приступившей к эксплуатации лайнеров данного типа. Самолеты A330-300 имеют 300-местную конфигурацию (38 мест бизнес-класса) и пришли на смену самолетам A300-600, в первую очередь на линиях внутри дальневосточного региона. A330 оснащены современной авионикой фирмы "Rockwell Collins".
Airbus A330-223 UR-WRQ (msn 296, ex CS-TRJ) is the first of its type for WindRose Aviation of the Ukraine. It is seen after being rolled out of the Air Livery hangar at Manchester Airport on August 4, 2013, after repainting from basic Malaysian Airlines scheme. The airliner departed for Boryspil International Airport, Kiev in the Ukraine, the following day. WindRose is a charter airline based at Boryspil and operates eight A320 family airliners.
A Turkish Airlines A330 at Montreal, where the airline began flying in June 2014.
Newly delivered Turkish Government Airbus A330-243 Prestige TC-TUR at Cardiff Airport in Wales on September 3, 2014 for the NATO Summit.
The ceremony at Mattala Rajapaksa International Airport marking SriLankan’s entry to the oneworld alliance.
Despite its close partnership with majority stakeholder Etihad Airways, airberlin will continue to be part of the oneworld alliance.
Авиапарк "Northwest Airlines" из 11 самолетов A330-200 и 21 A330-300 стал основным достижением фирмы "Airbus". Любая сделка на традиционной территории фирмы "Boeing" особенно приятна для европейской компании.
Northwest Airlines/Delta Air Lines. Авиакомпания "Northwest Airlines" (NWA) объединилась с "Delta Air Lines" в 2008 году. Принадлежавшие "Northwest" самолеты A330-200 в 243-местном варианте отошли к "Delta", были перекрашены в ее цвета и начали полеты из Солт-Лейк-Сити. Обновленная "Delta" также унаследовала от NWA и самолеты A330-300 (на снимке) в двухклассной конфигурации с 34 местами бизнес-класса, именуемого "Business Elite", и 264 местами эконом-класса. Всего авиакомпания "Northwest" закупила 32 единицы A330 (11 A330-200 и 21 A330-300).
Airbus A330-343 F-WWKP (msn 1513) during a test flight at Toulouse-Blagnac in southern France on April 14, 2014. It was delivered ten days later to Saudi Arabian Airlines as HZ-AQL in SkyTeam colours, having first flown on March 6. Saudi currently operates 12 A330-343s and has four additional series 300 aircraft leased from Onur Air.
Airbus A330-343 F-WWKH (msn 1483) is the first of its kind for Skymark Airlines of Japan. The airliner is seen undertaking a test flight from Toulouse-Blagnac in southern France on January 21, 2014, having completed its first sortie on December 16, 2013. It will become JA330A upon delivery. Skymark is a low-cost carrier that flies Japanese domestic routes. It announced in July 2012 that it would lease from Intrepid Aviation seven A330-300s equipped for 271 passengers in a single-class premium configuration.
The Regional variant is primarily targeted at Asian carriers, such as Skymark, which in February 2014 became the first Japanese A330 operator.
Airbus A330-200 D-AXGA (msn 530) arriving at Hamburg on July 1, 2015 following repainting in Eurowings livery. The aircraft, owned by GECAS, was previously leased to EVA Airways. It is the first in a fleet of up to seven A330s that Eurowings will use for long-haul, low-cost services from Cologne/Bonn to Dubai, Bangkok and Phuket in Thailand, Varadero in Cuba and Punta Cana in the Dominican Republic, which are planned to start on October 25.
Noted visiting Madrid-Barajas Airport in Spain on February 5, 2013, was Airbus A330-243 Prestige UP-A3001 (msn 863, ex 3B-TSL) of the Government of Kazakhstan. It transported the Kazakh President, Nursultan Nazarbayev, to Spain to discuss trade and co-operation, and to a meeting with King Juan Carlos I. The VIP aircraft was delivered to Kazakhstan in March 2010.
Airbus A330-243CJ UP-A3001 (msn 863) of the Kazakhstan Government arrived at Manchester Airport on June 12, 2013 for repainting by Air Livery. It was rolled out six days later with a new blue, white and yellow stripe along the fuselage and tail. The aircraft departed the same day.
Airbus A330-343X F-WWTR (msn 7420, to become RP-C3341) is the first of the type for Cebu Pacific Air of the Philippines, leased from CIT Aerospace. Cebu will lease eight A330-300s powered by Rolls-Royce Trent 772Bs, two of which will be delivered in both 2013 and next year. The first made its maiden flight from Toulouse-Blagnac on May 15, 2013 and is seen making a test flight from the south-west France airport eight days later. It was delivered on June 13 and will enter service on long-haul flights between Manila and Dubai on October 7.
Aegean now operates an all-Airbus fleet, including A320-232 SX-DVG seen on finals to Heathrow.
A330-200 N381HA (msn 1114) - one of 19 of a type that has powered Hawaiian's international expansion.
An evening landing for A330-200 N384HA (msn 1259) at Las Vegas’ McCarran International.
Airbus A330-200 N384HA (msn 1259) at Tokyo-Haneda, one of the Asian destinations Hawaiian has added as part of its expansion into the Far East.
This colourful tailfin design is part of Hawaiian’s efforts to reflect its home islands' character.
Airbus flew Air China's 50th A330 on September 7, 2015. The jet, A330-343 8-5977 (msn 1658, F-WWYC), pictured at Toulouse Blagnac, features the increased 242-tonne maximum take-off weight capability cleared for the type. Once delivered, it will take Air China’s fleet of A330-300s to 20; the airline also operates 30 A330-200s. Its initial A330-200 was delivered in 2006 and its first A330-300 four years later.
Former Qantas Airbus A330-203 VH-EBH (c/n 892) landing at Getafe, Spain, on July 13, 2015, after arriving from Singapore for conversion to KC-30A tanker/transport configuration for the Royal Australian Air Force (RAAF). A second aircraft for conversion is due to arrive in November. Australia's defence minister, Kevin Andrews, had announced plans for their acquisition on July 1. Both had been leased to Qantas by CIT Aerospace and are being returned to the US lessor before being sold to the Australian Department of Defence. They will join five KC-30As already in RAAF service.
Грузовой самолет A330-200F
Airbus A330-243F F-WWYK (msn 1380, to become N331QT) is seen making its first flight from Toulouse in southern France on January 30, 2013. The freighter is destined for the Colombian carrier Tampa Cargo. Four of the aircraft were ordered by Tampa Cargo's parent company, Avianca, in September 2011 to replace Boeing 767-241 ER(BDSF)s leased from CECAS. The first (N330QT, msn 1368, ex F-WWKQ) was delivered on December 19, 2012.
A330 проходит вибрационные испытания. В октябре 1993 года A330 с двигателями CF6 одновременно получил европейский и американский сертификаты, а в ноябре 1994 года его сертифицировали по критерию "120-минутного полета" норм ETOPS. В мае 1994 года "Aer Lingus" выполнила первый трансатлантический полет с двигателями CF6 по нормам ETOPS.
Композитные материалы составляют примерно 13% массы крыла A330 и A340, хотя основная конструкция выполнена из алюминиевого сплава. BAe первоначально выпускала крылья для A330 на заводе в британском Честере, но в 2006 году "BAE Systems" продала свою долю акций в "Airbus" компании EADS. Крылья для A330 продолжают выпускать на том же заводе, но теперь он называется "Broughton" и принадлежит "Airbus".
"Семейственность" является важным преимуществом как для производителя, так и для покупателей. Лайнеры A330 (на снимке) и A340 имеют высокую степень унификации.
25 апреля 1995 года, всего через два года после начала коммерческой эксплуатации A340, со стапеля сошел сотый фюзеляж A330/A340. Юбилейной машиной стал A330-300.
The first 242 tonne A330-202 F-WWYY (msn 1628), destined for Delta Air Lines, takes off from Toulouse.
Airbus A330-202 F-WWCB (msn 871, ex EC-332) departed Getafe, Spain for Dresden in Germany on July 17, 2013 using the flight code AIB871. The aircraft would have been the first KC-45A produced by Northrop Grumman for the US Air Force, but the original KC-X programme for which it was destined was cancelled before it could be converted. It arrived for storage at Getafe on March 24, 2009. The aircraft will undergo a C-check at Dresden. The AIB code is used by Airbus, possibly indicating that the aircraft has been transferred from Airbus Military to the company's commercial division.
A330 tails - this one is for Etihad Airways - are among the sections carried by the Belugas. The XL fleet will offer a 30% increase in transport capacity, according to Airbus.
Во второй половине 1993 года "Pratt & Whitney" поставила в Тулузу первые PW4168 для A330. Вентилятор диаметром 2,5 м сделал PW4168 самым большим двигателем из устанавливаемых на самолетах "Airbus" до настоящего времени.
Airbus’s decision about whether to re-engine the A330 family is keenly awaited.