Dassault Rafale
Варианты:
Dassault - Rafale - 1986 - Франция
Страна: Франция
Год: 1986


Одноместный многоцелевой боевой самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (77)
Dassault Rafale

  Фирма "Dassault" в начале 1980-х годов (до выхода Франции в августе 1985 года из многонационального проекта европейского истребителя EFA) разработала экспериментальный боевой самолет ACX (Avion de Combat Experimentale) в рамках национальной программы. Франция вышла из проекта EFA из-за того, что французские ВС, особенно ВМФ, хотели получить более компактную и легкую машину массой около 8000 кг. Демонстрационный прототип ACX массой 9500 кг в то время еще доводился. Впервые он взлетел 4 июля 1986 года и помог проверить базовую аэродинамическую схему, конфигурацию, характеристики, систему дистанционного управления и конструкцию с широким применением композитов для проекта ACT (Avion de Combat Tactique).
  ACX, позже переименованный в Rafale A, первоначально оснащался двумя ТРДДФ General Electric F404-GE-400 тягой 68,60 кН. После 460 испытательных полетов, включавших посадки на палубу авианосца "Клемансо" с касанием и уходом на второй круг, левый двигатель заменили на SNECMA M88-2 тягой 73,5 кН, разработанный для Rafale.
  Одноместный прототип Rafale C впервые взлетел 19 мая 1991 года, совершив крейсерский полет со сверхзвуковой скоростью на бесфорсажной тяге. Он стал единственным прототипом одноместного самолета для ВВС.
<...>
  Серийные самолеты Rafale начали поступать в строй в 2004 году, тогда же ВВС Франции получили свой первый самолет Standard F2. Они заменяют устаревшие машины Crusader, Super Etendard, Jaguar, Mirage F1, Mirage 2000C/D/N и Mirage IV. При сохранении основных особенностей проекта ACX универсальный самолет Rafale D стал чуть компактнее и легче. Для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности он получил более округлые обтекатели корневой части крыла, фонарь кабины с внутренним золотым напылением, темно-серую радиопоглощающую окраску и новый профиль сочленения хвостовой части фюзеляжа с оперением. Киль стал ниже и увенчался обтекаемым контейнером системы РЭБ Spectra и инфракрасного детектора пуска ракет. Обтекатели в районе крепления ПГО немного продлены вперед для установки антенн Spectra. Переднее горизонтальное оперение (при выпуске шасси отклоняется на 20° вверх для обеспечения дополнительной подъемной силы при посадке) стало больше, чем в проекте ACX, и изготовлено из сверхпластичного формованного титана вместо углепластика.
  Композитные материалы составляют более 50% массы планера Rafale. Пять узлов подвески предназначены для ПТБ, ракет MICA класса "воздух-воздух", AS30L класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением, ПКР AM39 Exocet и блока средств пассивной самозащиты Scalp. На самолете установлена первая в Западной Европе РЛС RBE2 с ФАР с электронным сканированием по углу места и азимуту. Оборудование кабины - широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла Sextant, дисплей оценки тактической обстановки, расположенный на уровне головы пилота и два многофункциональных дисплея, расположенных чуть ниже, на приборной панели, а также нашлемный прицел. Органы управления самолетом созданы с использованием принципа HOTAS.
  Rafale D стал основой для серийных одноместных Rafale C и двухместных Rafale B для ВВС Франции. Из-за урезания финансирования ВВС Франции получит 234 самолета Rafale вместо 250 первоначально заказанных, ВМФ получит 60 из 86 заказанных машин. В 1999 году наряду с 23 машинами для ВВС заказали 25 самолетов флотского варианта Rafale M. В 2002 и 2004 годах подписали еще два контракта на 59 самолетов каждый. Поставки по последнему контракту осуществляются в 2008-2011 годах.
<...>
  В конце 2009 года Франция решила заказать еще 60 самолетов Rafale Standard F3 (51 для ВВС, остальные для ВМФ), оборудованные РЛС AESA и улучшенными системами самозащиты. В начале 2010 года Rafale участвовал в конкурсах на поставки истребителей в Бразилию, Индию и Швейцарию. Интерес к машине также проявляли на Ближнем Востоке и в Ливии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Rafale C

  Тип: одноместный многоцелевой боевой самолет
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя SNECMA M88-3 тягой по 75,00 кН на форсаже
  Летные характеристики: макс. скорость 1913 км/ч (М=1,8) на высоте 11000 м; макс. скороподъемность на уровне моря 18290 м/мин; рабочий потолок 16 765 м; радиус действия при задании проникновения свыше 1850 км
  Масса: пустого самолета 9060 кг; максимальная взлетная 24 500 кг
  Размеры: размах крыла 10,80 м с установленными на законцовках крыла ракетами "воздух-воздух"; длина 15,27 м; высота 5,34 м; площадь крыла 45,70 м2
  Вооружение: жестко закрепленная курсовая 30-мм пушка GIAT/DEFA M791B в передней части фюзеляжа с правого борта, плюс до 9500 кг боевой нагрузки на 14 узлах подвески в нижней части фюзеляжа, под крылом и на законцовках крыла
14 декабря 1985г.: на заводе в Сен-Клоде был впервые показан экспериментальный боевой самолет Dassault Rafale А (ранее АСХ).
Установленная на Rafale 30-мм пушка M791 сочетает достоинства одноствольного крупнокалиберного орудия с высокой скорострельностью. Ее темп стрельбы на 47% выше, чем у пушки Mauser BK27.
«Рафаль»
Чтобы начать испытания как можно раньше, на опытный Rafale А сначала установили двигатели General Electric F404 (как на F/A-18 Hornet). С февраля 1990 года он начал летать с планировавшимся для него двигателем М88, первоначально установленным только с одной стороны. Всего в этой программе испытаний Rafale А совершил 865 полетов.
Истребитель Rafale C выполняет показательный полет в ходе авиашоу RIAT (Royal International Air Tattoo). Великобритания, Фейфорд, 16 июля 2011 г.
Rafale А выполнил первый полет 4 июля 1986 года.
19 мая 1991г.: совершил первый полет самолет Rafale C01 - первый из одноместных Rafale ВВС Франции. Несмотря на неполную оснащенность, С01 представлял собой основной серийный вариант, хотя по опыту войны в Персидском заливе была выбрана его двухместная модификация.
В своем последнем полете опытная модель Rafale А шла ведущим строя из пяти самолетов, запечатленных на этом снимке. Rafale А был немного крупнее четырех последующих прототипов, среди которых были одноместная модель для ВВС (С 01), двухместный (В 01) и два одноместных образца для военно-морской авиации (М01 и М02).
Боевой опыт применения в операции "Буря в пустыне" привел к изменению распределения одноместных и двухместных самолетов Rafale в ВВС Франции. Высокие нагрузки, которые испытывал летчик во время боя, повысили важность двухместной модели.
The number of Rafales will reach 152 by 2019 (out of 180 on firm order) and investments to further improve the omnirole fighter are confirmed.
Rafales cruise at high altitude over the typical bush landscape of the Central African Republic.
На иллюстрации представлено два самолета эскадры 1/7, демонстрирующие два основных варианта вооружения. Один самолет, Rafale С, вооружен для целей ПВО: три сверхзвуковых подвесных бака емкостью по 1250л (перехват из положения "дежурство в воздухе"), две ракеты MICA IR на законцовках крыла и четыре ракеты MICA ЕМ под крылом и фюзеляжем. На заднем плане - Rafale В с двумя крылатыми ракетами Scalp на центральных подкрыльевых пилонах, с тремя дозвуковыми подвесными топливными баками емкостью по 2000л и двумя ракетами "воздух-воздух" MICA IR на законцовках крыла. ВВС Франции намерено закупить 450 крылатых ракет Scalp для вооружения самолетов Rafale и Mirage 2000D, ВМС Франции - еще 50 ракет для вооружения самолетов Rafale М.
На сегодняшний день оборонительный комплекс SPECTRA самолета Rafale является одним из лучших в мире. Он способен отслеживать в автоматическом режиме различные угрозы и ставить им помехи.
MICA - основное оружие класса "воздух-воздух" истребителя Rafale, базируется на уникальной французской концепции, которая комбинирует советскую практику применения разных ГСН с одним корпусом и идею использования одной ракеты для ведения ближнего боя и атак на больших дистанциях.
Первой Rafale получила эскадрилья 1/7, основной задачей которой является нанесение ударов по наземным целям, в том числе и крылатыми ракетами Scalp (Rafale B с ракетами Scalp слева на фотографии).
Rafale C (на переднем плане) и Rafale B ВВС Франции с УР MICA. На законцовке крыла Rafale C подвешена MICA-IR, на подкрыльевом пилоне - MICA-RF. На законцовке крыла Rafale B находится MICA-RF, самолет также несет две крылатые ракеты SCALP EG.
The fifth Indo-French air exercise Garuda V was held at Air Force Station Jodhpur in Rajasthan, India. Four Dassault Rafale C/Bs from the Armee de fair's (French Air Force) Escadron de Chasse 3/30 ‘Lorraine’ were deployed to Jodhpur, supported by a single Boeing C-135FR Stratotanker from Groupe de Ravitaillement en Vol 2/91 ‘Bretagne’. Indian aircraft included Mikoyan-Gurevich MiG-21bisUPG Bisons, Mikoyan MiG-27UPGs and Sukhoi Su-30MKIs, as well as Ilyushin Il-78MKI tankers and an A-50Ehl airborne early warning and control aircraft. The object of the Garuda exercises is to enhance interoperability and co-operation between the two air forces. Crews fly combat training missions covering a range of realistic scenarios. The 12-day exercise concluded on June 13, 2014.
The CEAM operates a varied fleet of fast jets. Here Rafale C137, the first production example fitted with an AESA radar, flies in formation with a Mirage 2000-5F.
Numerous missions were flown during the operational evaluation of the Rafale's RBE2 AESA radar system. According to pilots, the level of performance of the AESA is outstanding.
В настоящее время на вооружении «Нормандии-Неман» состоят истребители «Рафаль»
"Рафаль" C на авиасалоне МАКС-2009
A Rafale C fitted with a RECO-NG pod.
Истребители "Рафаль"
Rafales loaded with GBU-12 laser-guided bombs taxi to the runway at BA172 Kossei-N'Djamena.
Following a strike on targets in Mali four Rafales are seen arriving at BA172 Kossei-N'Djamena on January 13, 2013.
The Dassault Rafales of EC2/30 were among those involved in the first joint armament practice in November, 2012.
Многофункциональный истребитель "Рафаль" из полка RC-2/30 "Нормандия-Неман" выруливает на взлет. Нджамена, 13 марта 2013 г.
Рафаль C
Armee de l’air (French Air Force) Dassault Rafale C 330/‘113-GU’ of Escadron de Chasse 1/7 ‘Provence’ was painted for the NATO Tiger Meet at Schleswig-Jagel in Germany between June 16 and 27, 2014. Eighteen units from 11 countries (plus a NATO Boeing E-3A Sentry) took part in the meet, which involved just under 60 aircraft, 16 of them receiving special markings.
Tiger tail belonging to SPA162 'Tigre' assigned to EC 1/7 'Provence'
A French Air Force pilot races to a Rafale fighter on a QRA scramble from BA118 Mont-de-Marsan.
This Rafale is inspected at N’Djamena after a long mission over the Sahara desert.
One of the two Rafales held on quick reaction alert at BA118 Mont-de-Marsan.
A Rafale taxies out from a shelter at Niamey after a two-ship formation diverted there for operational reasons.
A Rafale C loaded with a 500lb GBU-12 and a Damocles targeting pod taxies to the runway at N’Djamena in Chad.
A Rafale two-ship taxies out from Niamey on their way back to N’Djamena. The first aircraft is in a bombing configuration while the second is configured for reconnaissance.
Rafale
The Dassault Rafale has won three export orders totalling 84 aircraft in a nine-week timeframe.
"Рафаль" ВВС Франции
Принятие на вооружение многоцелевых истребителей Rafale резко повысило боеспособность ВВС Франции. Все самолеты Rafale оснащены высокоскоростной шиной данных Link 16, в корне изменившей тактику воздушного боя и позволяющей в полной мере реализовать потенциал самолета Rafale как средства ПВО.
Rafale - суперистребитель, его главным оружием воздушного боя является УР MICA, хотя самолет может нести УР Magic II и вооружен 30-мм пушкой. MICA способна захватывать цель и после пуска, что значительно расширяет диапазон возможного применения ракеты.
Более 15 лет разделяет первый полет Rafale А и первый принятый на вооружение Rafale М. Несмотря на это, французские ВВС теперь получили грозный и весьма передовой боевой самолет.
Усложнение IRST иллюстрирует OSF (оптоэлектронная система переднего обзора), установленная на Rafale. Этот самолет имеет две сенсорных головки: инфракрасную и телевизионную высокого разрешения для полета в условиях достаточной видимости. Система эффективно использует данные от пассивного обнаружения и отслеживания цели для визуальной идентификации цели на большом расстоянии, оценки повреждений и навигационной помощи.
The Rafale has now become the main Armee de I'Air fighter aircraft proven in combat during operations in Afghanistan, Libya, Mali, the Central African Republic and Iraq.
Rafale pilots in the Armee de l'Air spend a lot of time abroad. As a result, they have amassed a large amount of operational experience.
Refuelling a Rafale armed with six GBU-12 laser-guided bombs (and a Damocles targeting pod) during a mission flown from BA172 Kossei-N'Djamena, Chad, in support of Operation Serval.
Ключевым элементом вооружения самолета Rafale является модуль Sagem AASM, которым возможно оснастить авиабомбы разного типа (в данном случае 226,8 кг авиабомба Mk 82). Для увеличения дальности полета бомбы используются складное крыло и твердотопливный ракетный двигатель, наведение - комбинированное: инерциальная навигационная система, приемник спутниковой навигационной системы GPS и инфракрасная головка самонаведения.
Российская публика впервые увидела в полете лайнер Super Jet 100, а также истребитель Rafale D.
В настоящее время "Нормандия-Неман" вооружена истребителями Rafale C. По случаю юбилея один из них (борт 118-IX), получил эффектную окраску с большой красной звездой.
В зависимости от высоты сброса AASM способна поражать цели на дальности от 15 до 55 км. УАБ используется самолетами Rafale (на фотографии) и Mirage 2000D.
French Air Force Rafales were the first non-RAAF aircraft to refuel from the KC-30A over Iraq.
A recce-configured Rafale receives fuel from a C-135FR Stratotanker over the Central African Republic.
A recce-configured Rafale receives fuel from a C-135FR Stratotanker over the Central African Republic.
AASM обычно подвешиваются группами по три единицы. УАБ поступила на вооружение ВС Франции в 2007 году и применялась в Афганистане и Ливии.
The AASM has proven to be an accurate and flexible weapon system.
Rafale's stores and weapons include (left to right) the Meteor beyond-visual-range missile and the Armement Air-Sol Modulaire precision-guided munition
The GBU-12 Paveway II laser-guided bomb is the weapon of choice in Africa. However, when the weather deteriorates, Rafales are armed with the Hammer/AASM, which can be launched through cloud thanks to GPS guidance.
Rafales in Africa are routinely fitted with the Damocles targeting pod used for laser illumination and ISR missions.
Rafale's stores and weapons include (left to right) the Pod Reco NG and the Damocles targeting pod.
Комплекс РЭП Spectra обеспечивает предупреждение об облучении РЛС противника и приближении ракет с ИК-наведением и автоматически осуществляет постановку активных и пассивных помех. Антенны системы Spectra размещены по всему планеру самолета.
Основной бортовой системой истребителя является РЛС Thales RBE2, способная работать в режимах "воздух-воздух", "воздух-поверхность", навигационном и следования рельефу местности. БРЛС имеет активную фазированную антенную решетку - АФАР (на фото). В носовой части также установлена оптоэлектронная система переднего обзора в сферическом корпусе, включающая широкоугольный тепловизионный датчик и тепловизор с длиннофокусной оптикой.
This M88 turbofan has been removed for routine maintenance. The Rafale’s ease of maintenance is a major advantage for operations from austere bases in Africa.