Мировая Авиация 98
-
"Як-3М" и "Як-9У-М". Интерес на Западе к советским истребителям времен Второй мировой войны стимулировал ОКБ им. А.С. Яковлева к разработке в 1990-е годы цельнометаллических реплик. Реплики оснащены моторами Allison V-1710, приборное оборудование выполнено по современным стандартам. До перехода в 1996 году на выпуск Як-9У-М было построено не менее 14 Як-3М (на снимке). Самолетов Як-9У-М построили как минимум семь.
Летчикам Люфтваффе не рекомендовалось вступать в бои "с истребителями Як, не имеющими воздухозаборника под коком винта". На снимке - один из первых серийных Як-3 с двигателем ВК-105ПФ с бортовым номером "10" белого цвета.
Истребители Як-3 полка "Нормандия-Неман". Снимок сделан во время боев в Восточной Пруссии, в июле (октябре?) 1944 года, вскоре после вооружения этой французской авиачасти самолетами данного типа. Ранее на вооружении "Нормандии" состояли Як-1 и Як-9.
Як-9 полка "Нормандия-Неман", 1944 год. Кок винта окрашен в цвета французского флага. В ВВС РККА использовались различные схемы камуфляжной окраски самолетов, зимой верхние и боковые поверхности самолетов часто перекрашивали в белый цвет.
Истребители Як-9, построенные на средства артистов. Малого театра Москвы.
Одна из самых знаменитых военных фотографий Як-9: на первом плане самолет Героя Советского Союза М. И. Гриба из 6-го Гвардейского Краснознаменного ИАП авиации Черноморского флота. Снимок сделан весной 1944 года в Крыму.
Як-9Б выполняет бомбометание. Самолет мог нести до четырех 10-кг ФАБ-100 или более сотни мелких осколочных и противотанковых бомб.
В Турции истребители Hawk II именовались "Turkeyhawk". На обтекателях колес шасси данного самолета установлены пулеметы, а под крылом смонтированы бомбодержатели.
Самолеты F11C-2 состояли на вооружении эскадрильи VF-1B (обозначение последовательно менялось на VB-2B и VB-3B) вплоть до ее расформирования в 1938 году.
Один из 102 Hawk III, поставленных Китаю. Из-за проблем с уборкой шасси на самолетах авиации ВМС США, шасси экспортных Hawk III выполнили неубираемым.
A Hawk III of the Chinese National Government's air arm photographed in 1940.
Металлическая конструкция крыла BF2C-1 обладала более высокой прочностью в сравнении с исходным деревянным крылом, что имело огромное значение при выполнении бомбометания с пикирования, однако в полете такое крыло генерировало вибрации.
Изображен P-36C одного из подразделений авиации Армии США, 1942 год. В его конструкции были использованы самые передовые технические решения, в том числе убираемое шасси.
На все самолеты эскадры KG 54 наносилась эмблема - череп с костями. На снимке - бомбардировщик Ju 88A-5 из этой эскадры, принимавшей участие в битве за Британию и сражениях на Восточном фронте. В 1944 году ее перебросили на Запад для выполнения ночных налетов на Великобританию.
Ju 88 применялись по всей Европе. На фотографии - Ju 88A-4 с белой полосой на фюзеляже, так маркировались самолеты стран Оси, воевавшие на Средиземноморском ТВД.
Ju 88A-4 взлетает с аэродрома на Сицилии; хорошо видно, как поворачиваются при уборке основные опоры шасси. Под крылом между фюзеляжем и мотогондолами подвешены четыре 250-кг бомбы SC250, еще десять бомб SC50 подвешены в бомбоотсеке.
Ju 88A-10 из штабной эскадрильи эскадры LC 1. Самолеты в тропическом исполнении оснащались противопыльными фильтрами моторов, солнцезащитными козырьками на фонарях и адаптированными к условиям пустыни аварийными запасами. Как и на западе Европы, они использовались, прежде всего, для борьбы с судоходством союзников.
Три Ju 88A-4 из III./LG 1 в полете над Средиземным морем, 1942 год. Задние части фонарей кабин расширены для удобства работы стрелков со спаренными пулеметами MG81.
Rather more prosaic was the finish of the Ju88A-4s of III/LG I which were also operating in the Mediterranean theatre in the 1942 year.
Для поиска кораблей и судов противника использовались Ju 88A-6 с РЛС FuG 200 Hohentwiel. Данный самолет камуфлирован извилистыми белыми полосами по схеме Wellenmuster.
Торпедоносцы Ju 88A-17 и A-4/Torp могли нести по две торпеды на подкрыльевых держателях PVC.
6 января 1931г.: итальянский генерал Итало Бальбо во главе группы из 12 военных летающих лодок Savoia-Marchetti S.55 выполнил первый групповой перелет через Южную Атлантику между Португальской Гвинеей и Наталем в Бразилии.
Летающие лодки и гидропланы итальянской фирмы SIAI пользовались неплохим спросом в 30-х гг. И потому подобные рекламные снимки не сходили со страниц авиационных журналов мира.
Демонстрация вертолетом HH-60H Seahawk отстрела тепловых ловушек. В современных вооруженных конфликтах вертолеты несут наибольшие потери, так действуют преимущественно на малых высотах и с малыми скоростями.
Разведчики Tornado состоят на вооружении эскадры АС 51, которая за последние годы стала самой востребованной в Люфтваффе частью, вооруженной самолетами этого типа. Встроенной разведаппаратуры германские Tornado не имеют, все датчики находятся в подвесных контейнерах.
Нанесение точечных ударов управляемым оружием является приоритетной задачей JBG 33. Эта эскадра первой получила крылатые ракеты Taurus KEPD 350. Снимок сделан во время испытаний ракет на полигоне Оверберг в ЮАР.
В 2008 году эскадра JBG 31 "Boelcke" отметила 50-летний юбилей. Она специализируется на нанесении ударов КАБ GBU-24 Paveway III с лазерным наведением. В конце 2009 года началось перевооружение эскадры самолетами EF2000.
Возможности Tornado как самолета-заправщика в Люфтваффе используются редко, но в немецкой морской авиации дозаправки выполнялись регулярно. На снимке - самолет из АС 51, ранее состоявший на вооружении MFG 2, заправляет два истребителя Cheetah С ВВС ЮАР.
После расформирования последней в немецкой морской авиации эскадры Tornado задачи борьбы с судоходством возложили на AG 51. В эту эскадру были переданы и противокорабельные ракеты Kormoran. Эскадра АС 51 размещена в Ягеле, Северная Германия.
В то время как истребители-бомбардировщики Tornado IDS в Люфтваффе постепенно заменяются самолетами EF2000, самолеты подавления ПВО Tornado ECR остаются на вооружении. ECR не имеют пушек и подфюзеляжного обтекателя.
Львиная доля вызовов санитарной авиации связана с дорожно-транспортными происшествиями. На снимке - санитарные вертолеты AW109E.
На сегодняшний день оборонительный комплекс SPECTRA самолета Rafale является одним из лучших в мире. Он способен отслеживать в автоматическом режиме различные угрозы и ставить им помехи.
G-ASGI выполняет посадку в лондонском аэропорту Хитроу. На заднем плане - два Hawker Trident авиакомпании BEA.
10-19 апреля 1930г.: С. Барнард, Р. Литтл и графиня Мэри Бедфорд выполнили перелет из Лондона в Кейптаун на самолете Fokker F.VIIa G-EBTS с собственным именем "The Spider" ("Паук"), Самолет был оснащен моторами Bristol Jupiter.
MD 902 популярен в санитарной авиации благодаря наличию системы NOTAR (NO TAil Rotor). Использование данной системы позволило снизить уровень шума в кабине и увеличить безопасность полетов на малых высотах в условиях наличия искусственных и естественных препятствий. Кроме того, отсутствие хвостового винта облегчает погрузку в кабину больных и раненых на носилках.
MD 902 Explorer из авиационной медицинской службы Линкольншира и Ноттингемшира прибыл по вызову в горную местность, недоступную для автотранспорта. Вертолеты также используются в случаях, требующих особой срочности.
Авиационная медицинская служба Хертфордшира использует MD 900, который обладает немного худшими летными данными в сравнении с МD 902.
Несмотря на всю важность санитарной авиации для Великобритании, существует она в основном на благотворительные пожертвования. Турель с датчиками, установленная на вертолете Explorer указывает на принадлежность машины службе, которая выполняет не только медицинские задачи, но и работает в интересах полиции.
Важность концепции ганшипов для Сил спецопераций ВВС США была подтверждена в августе 1985 года, когда ВВС одобрили разработку AC-130U. Первый полет AC-130U выполнил в декабре 1990 года, контракт предусматривал постройку 13 самолетов. Иногда называемая "U-boat", машина получила новое БРЭО, в том числе РЛС Hughes APG-180 (схожая с РЛС APG-70 истребителя F-15E), телекамеру Ball Aerospace All-Light Level TV и ИК-систему обзора передней полусферы AAQ-117. На самолетах также смонтирован развитый комплекс пассивной обороны.
В ходе переработки концепции ганшипов фирма "Rockwell/Lockheed" на AC-130U не сильно изменила состав вооружения, но полностью обновила бортовое оборудование. Турель стабилизированной системы слежения возвращена на исходное для AC-130 положение, а передней двери вернули первоначальные функции. На самолет нанесена традиционная для AC-130 символика "Spectre/Angel of Death".
AC-130A состояли на вооружении до 1995 года, все самолеты прошли модернизацию в вариант Pave Pronto Plus, а в рамках Surprise Package на самолеты установили по две 40-мм пушки Bofors. С 1975 года AC-130A числились в 711-й эскадрилье специального назначения Авиации резерва ВВС США.
Призрак в ночи: AC-130H Spectre ведет огонь из 20-мм пушки Vulcan. Данный самолет прошел модернизацию по программе SOFI (Special Operations Force Improvements) - турель FLIR перенесена из обтекателя шасси под носовую часть фюзеляжа. На подкрыльевых пилонах обычно подвешиваются контейнеры с аппаратурой РЭБ.
На учениях AC-130A из 711-й эскадрильи специального назначения ведет огонь из 40-мм пушки. Концепция этого ганшипа предполагает, что самолет обстреливает наземную цель, находясь на левом вираже, причем прицеливание осуществляется по вершине конуса, основанием которого служит плоскость виража. Точка прицеливания корректируется креном самолета.
В первый AC-130A был переоборудован один из первых серийных C-130, не имевший характерного "римского носа" с антенной метео-РЛС. Снимок первого AC-130A сделан во время летных испытаний над акваторией Мексиканского залива. На водной поверхности - всплески от снарядов пушек самолета, за самолетом тянется шлейф пороховых газов.
Концепция ганшипов зародилась во время войны в Юго-Восточной Азии. AC-130 стали самыми большими и наиболее мощно вооруженными ганшипами, они предназначались, прежде всего, для нанесения ночных ударов по автомобильному трафику на главной линии снабжения южновьетнамских партизан, так называемой "Тропе Хо Ши Мина".
AC-130H долгие годы оставался основным ганшипом. На фотографии - самолет, модернизированный по программе SOFI. В хвостовой части фюзеляжа установлен прожектор, а в носовой - дефлектор, парирующий самопроизвольные перемещения самолета по крену при стрельбе из бортового оружия.
На AC-130U установили 25-мм пятиствольную пушку GAU-12 с вращающимся блоком стволов, обладающую более высокой дальнобойностью и поражающим действием, чем 20-мм орудие M67 Vulcan. За пушкой установлена турель телесистемы Ball Aerospace All Light Level TV (ALLTV), одной из главных боевых систем самолета.
На AC-130U сохранили 40-мм пушку M2A1 и 105-мм гаубицу M102, стоявшие на AC-130H. Между орудиями смонтирована РЛС управления стрельбой. Ствол гаубицы находится в горизонтальном положении, перед стрельбой ствол опускается.
Кабина летчиков AC-130U - между сиденьями летчиков установлены два дополнительных кресла.
"Сердцем" AC-130 является центр управления вооружением, где находятся рабочие места операторов бортовых боевых систем. На фотографии - отсек AC-130U, представляющий собой изолированное звуконепроницаемое помещение в средней части фюзеляжа. Здесь установлено пять рабочих мест операторов ТВ, радиолокационной, радиоэлектронной систем и системы управления вооружением. На перелетах к зоне боевых действий операторы размещаются на более комфортабельных креслах в передней части этого отсека.
AC-130H, известный как Pave Spectre, стал венцом развития линии специальных самолетов поддержки - ганшипов. Все самолеты были построены в варианте C-130E, а затем модернизированы в AC-130E, В процессе своего развития ганшипы получили 105-мм гаубицы и двигатели T56-A-15, после чего стали обозначаться AC-130H. Постоянно, особенно в рамках программы SOFI, совершенствовалось бортовое электронное оборудование, что позволяет AC-130H и сегодня оставаться на вооружении, несмотря на закупки AC-130U. В 2010 году на вооружении ВВС США состояло десять AC-130H.
AC-130U
Большинство Super VC 10 авиакомпании BOAC закончили свои дни в плавильных печах, но один самолет уцелел. G-ASGC после списания передали в Имперский авиационный музей в Даксфорде, где он экспонируется в окраске BOAC.
Super, внешне похожий на VC10, был снабжен двигателями с реверсом тяги и имел более длинный фюзеляж.
Карьера 13 Super VC10 в компании BOAC была долгой, продуктивной и более выгодной в сравнении с карьерой Boeing 707. Уцелевшие самолеты перешли к авиакомпании "British Airways".
Даже в середине 1970-х годов Super VC10 из "British Airways" выглядел современно и элегантно. Снимок G-ASGB сделан вскоре после взлета. Это один из последних самолетов данного типа, снятых с эксплуатации в марте 1981 года.
"East African Airways" стала единственным, кроме BOAC, покупателем удлиненного варианта VC10. Авиакомпания закупила пять самолетов, которые отличались наличием большого грузового люка в левом борту фюзеляжа. Четыре из них до сих пор остаются в летном состоянии. В 1977 году эти четыре лайнера купили ВВС Великобритании, позже их переделали в заправщики K.Mk 3. Самолеты состоят на вооружении 101-й эскадрильи британских ВВС.
Экипажам очень нравились летные качества Standard и Super VC10, особенно они ценили избыток мощности двигателей. Самолеты пользовались большой популярностью.
15 мая 1930г.: Эллен Чарч стала первой в мире стюардессой, выполнив первый рейс на 12-местном биплане Boeing Model 80 компании "Boeing Air Transport" на линии Сан-Франциско - Чикаго.
Гражданские эксплуатанты. Гражданский Wessex Mk 60, вариант военного НС.Mk 2 с двигателем Coupled Gnome, стал смелой попыткой фирмы "Westland" выйти на рынок гражданских вертолетов. Вариант отличался измененной под перевозку пассажиров кабиной с прямоугольными окнами увеличенной площади, как на вертолетах британских ВМС. Третье окно было устроено по левому борту кабины. На стойках основных опор шасси смонтированы баллонеты. Единственный покупатель, "Bristow Helicopter", приобрел 20 вертолетов. Изначально вертолеты использовались для обслуживания нефтепромыслов в Северном море, а затем выполняли подобные работы по всему миру. Постепенно Wessex вытеснялись более современными вертолетами Sikorsky S-61 и Bell 212, а к 1981 году все они были проданы. Часть из них приобрели ВМС Уругвая. Машины, ранее состоявшие на вооружении ВВС Брунея и Ганы, тоже быстро приобрели гражданскую окраску.
ВМС: Уругвай приступил к эксплуатации Wessex в августе 1991 года с приобретением для своей морской авиации двух Mk 60, ранее принадлежавших компании "Bristow". Вертолеты получили номера 063 и 064. Третий Mk 60 (065) был закуплен в апреле 1994 года. В период гражданской службы вертолеты были оснащены метео-РЛС. В феврале 1998 года парк пополнился пятью НС.Mk 2 (081-085), снятыми с вооружения британских ВВС. Одна из этих машин ранее использовалась 2-м авиационным училищем британских ВВС. Новые уругвайские вертолеты сохранили британскую камуфляжную окраску и серийные номера, но получили маркировку ВМС Уругвая и красную полосу на фюзеляжах, отражающую принадлежность техники ко 2-й эскадрилье. Поступление НС.Mk 2 позволило снять с вооружения два старых Mk 60, один из которых установили на постаменте перед главной базой уругвайских ВМС. НС.Mk 2 с бортовым номером 083 разбился при выполнении поисково-спасательного задания 2 марта 2001 года. Последний Mk 60 (специально окрашенный для полетов в Антарктике) сняли с вооружения 2-й вертолетной эскадрильи "Capitan de Corbeta Carlos Curbelo". В августе 2009 года в эксплуатации оставался один НС.Mk 2 (XR505 постройки 1963 года, на фото), но в настоящее время он, скорее всего, уже снят с вооружения. Карьера всеми любимого Wessex завершилась.
Бруней: небольшие ВВС султаната Бруней закупили два Wessex Mk 54, аналогичных HC.Mk 2 британских ВВС (фото). Вертолеты получили бортовые номера 101 и 106. Эксплуатировались машины недолго и были проданы на гражданском рынке.
Curtiss XP-37 стал первым американским самолетом, достигшим скорости свыше 300 миль в час (483 км/ч).
F-15E Strike Eagle отстреливает тепловые ловушки над горами Афганистана. Такие ловушки являются важнейшим элементом бортовых защитных комплексов и предназначены для постановки помех тепловым ГСН управляемых ракет, однако ГСН современных ракет, таких как IRIS-T, обладают высокой помехозащищенностью - против них ловушки почти бесполезны.
Авиационная медицинская служба Восточной Англии в настоящее время эксплуатирует вертолеты BK117C-1 и ВО 105, но последние в ближайшее время будут сняты с эксплуатации.
SOC-4 Береговой охраны США. Крылья самолета SOC выполнены складными, хвостовое оперение изготовлено из легкого металлического сплава, каркас фюзеляжа - из стальных труб, обшивка - металл и полотно.
Один из Ju 88B-0, использовавшийся подразделением Aufkl./Ob.d.L для стратегической разведки. Ju 88B-0, отличавшийся измененной носовой частью фюзеляжа и моторами BMW801, обладал более высокими летными данными, чем Ju 88А.
25 ноября 1930г.: первый полет бомбардировщика-моноплана Fairey Hendon. Эти машины поступили на вооружение 38-й эскадрильи британских ВВС в 1936 году.
На фотографии показан A-8 с мотором жидкостного охлаждения. Далеко разнесенные кабины членов экипажа снижали эффективность самолета.
A-12 со звездообразным мотором Cyclone и измененными кабинами летчика и стрелка являлся более эффективной боевой машиной в сравнении с ранними Shrike.
Вертолет EC135T2 авиационной медицинской службы Корнуолла выполнил посадку на побережье, что для данного графства типично. Множество пляжей недоступно для автотранспорта, однако они часто посещаются спортсменами-экстремалами. Графство Корнуолл первым в Великобритании обзавелось санитарной авиацией.
Двухместный F/A-18F Super Hornet в воздухе, на палубе - F/A-18C Hornet. Большие размеры Super Hornet становятся очевидными, когда Super Hornet и Hornet располагаются крыло к крылу.
Комплекс Apache Modular Survivability Equipment (AMASE) разработан на основе AN/AAQ-24(V) Nemesis DIRCM. Им оснащены вертолеты AH-64D ВВС Нидерландов. DIRCM способна эффективно противодействовать самым современным ракетам с тепловым наведением.
Системами обороны оснащены не только военные самолеты. фирма "FedEx" испытывает систему DIRCM на самолете MD-11. Система установлена на нижней поверхности фюзеляжа за крылом. Гражданские самолеты представляют собой отличные цели для ПЗРК, которые нередко используются террористами.
24 сентября 1930г.: Джон Паркер выполнил в Рочестере первый полет на патрульной летающей лодке Short Rangoon (S1433). Первые три лодки Rangoon эксплуатировались в Персидском заливе.
THE SHORT "RANGOON" FLYING BOAT: Three of these machines are now flying to Basra to join No. 203 (Flying Boat) Squadron, R.A.F. The "Rangoon" is fitted with three Bristol "Jupiter" engines.
F9C-2 сфотографирован в момент зацепления за трапецию дирижабля Macon.
27 октября 1931г.: вступил в строй "Акрон", второй дирижабль-авианосец ВМС США. На снимке - его "паразитный" истребитель Curtiss F9C Sparrowhawk.
Curtiss F9C-2 Sparrowhawk
19 ноября 1931г.: первый Clipper компании "Pan American", Sikorsky S-40 Southern Clipper, nod управлением Чарльза Линдберга вылетел из Майами, Флорида, в зону Панамского канала. "Pan American" 20 декабря 1929 года заказала три таких летающих лодки, способных перевозить по 38 пассажиров.
Экипаж В-2 состоял из пяти человек, включая трех стрелков, фюзеляжная стрелковая точка находилась над местом бомбардира.
Kingbird не пользовался спросом на рынке гражданских самолетов отчасти из-за экономического кризиса 1930-х годов, и его карьера получилась сравнительно недолгой. На снимке: третий построенный самолет.
Воздушные вихри срываются с законцовок крыла, двигатели на форсаже - F/A-18C эскадрильи VFA-195 взлетает с авианосца "Кити Хок".
F/A-18 имеет четыре фюзеляжных и два крыльевых топливных бака; используется топливо JP-8. На F/A-18C/D установлена электронная система контроля расхода топлива, автоматически поддерживающая центровку самолета за счет перекачки топлива из бака в бак. Все баки протектированы и снабжены системой заполнения пеной в случае боевых повреждений.
Кувейт получил первый Hornet в феврале 1992 года. На вооружении ВВС Кувейта состоят две эскадрильи таких самолетов - 9-я (ПВО) и 25-я (ударная).
Швейцария, один из немногих неамериканских эксплуатантов Hornet, выбрала F/A-18C/D после сравнения его с самолетом Mirage 2000. Контракт привлек самое широкое внимание общественности, и потребовалось даже провести национальный референдум на предмет необходимости закупки Швейцарией новых истребителей.
Один из первых финских F-18 (всего Финляндия закупила 64 самолета) выполняет посадку в аэропорту Тампере после беспосадочного перелета с заводского аэродрома "McDonnell Douglas" в Сент-Луисе, фирма "Valmet" приобрела лицензию на производство Hornet, но первые восемь самолетов (все F/A-18D) были построены в США. Часть их оборудования была финского производства, а приборы в кабине проградуированы в метрической шкале.