Curtiss F11C-3 / Hawk III / BF2C-1 / Model 68
Страна: США
Год: 1933


Одноместный палубный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Описание:
F11C-3 / Hawk III / BF2C-1 / Model 68
Curtiss Model 67 Goshawk и Model 68 Hawk III
Фотографии

F11C-3 / Hawk III / BF2C-1 / Model 68

Одноместный истребитель-биплан с открытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разработан в КБ "Кэртис эйроплейн энд мотор компани". Вышел на испытания в мае 1933 г. как XF11C-3. Выпускался с октября 1934 г. на заводе "Кэртис" в Буффало. Всего выпущено 112 экз. Вооружение 2x7,62, бомбы до 215 кг. Состоял на вооружении в США с ноября 1934 г., в Таиланде - с августа 1935 г., в Китае - с марта 1936 г.
Основные серийные модификации:
  - BF2C-1, палубный истребитель-бомбардировщик с мотором R-1820-04;
  - "Хаук" III, сухопутный истребитель без палубного оборудования, мотор R-1820-F53, деревянное крыло, экспортный вариант BF2C-1.
На экспорт "Хаук" III отправлялся в виде комплекта деталей. В Китае их собирал завод в Ханчжоу, в Таиланде - мастерские ВВС в Бангсю. Первое боевое применение - в японо-китайской войне под Шанхаем в июле 1937 г. Китайские ВВС использовали "Хаук" III в 1937 - 1941 гг. как истребитель-бомбардировщик. Таиландские истребители участвовали в январе 1941 г. в конфликте с Францией в Индокитае, в декабре - в боях со вторгшимися в Таиланд японцами.
Самолет снят с производства в августе 1936 г. Снят с вооружения в США в 1935 г., в Китае - в 1941 г., в Таиланде - в 1949 г.


"Хаук" III||
Размах:||9,6 м
Длина:||7,06 м
Моторы, количество х мощность:||1x785 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1985 кг
Максимальная скорость:||387 км/ч
Практический потолок:||8200 м
Дальность:||925 км

Curtiss Model 67 Goshawk и Model 68 Hawk III

Компания "Curtiss" и ВМС США осознавали большой модернизационный запас F11C-2, что нашло отражение в желании флота получить вариант с убираемым шасси. Такой самолет мог стать переходным типом от бипланов к более современным монопланам, которые в первой половине 1930-х годов появились на вооружении многих стран мира.
  Пятый экземпляр F11C-2 переделали в XF11C-3 (Model 67А), установив убираемое шасси и верхнее крыло с металлическими лонжеронами. Убираемое шасси выполнено по типу шасси прототипа палубного истребителя Grumman XFF-1. Основные опоры шасси убирались с помощью ручной лебедки в ниши, расположенные по бортам фюзеляжа, что заставило существенно увеличить высоту его миделя.

  Флот получил XF11C-3 в мае 1933 года. На самолете стоял мотор R-1820-80 Cyclone мощностью 700 л.с. На испытаниях XF11C-3 показал максимальную скорость на 27,5 км/ч большую, чем F11C-2. Однако убираемое шасси добавило к массе планера 170 кг, что негативно отразилось на управляемости. Позже, после введения категории "бомбардировщик-истребитель" (BF), XF11C-3 присвоили обозначение XBF2C-1.
  ВМС отдали приоритет высокой скорости в ущерб маневренности, заказав партию из 27 серийных BF2C-1, отличавшихся от XBF2C-1 полузакрытой кабиной летчика и металлическим силовым набором нижнего крыла. Вооружение - как у F11C-2 (BFC-2). Поставки BF2C-1 начались в октябре 1934 года, самолеты поступили на вооружение эскадрильи VB-5, приписанной к авианосцу "Рейнджер".


Варианты

  Hawk III: Model 68 - экспортный вариант BF2C-1 с деревянным, а не металлическим крылом; поставлены Аргентине (10), Китаю (102 Model 68С), Сиаму (24 Model 68В) и Турции (один). Самолеты, поставленные Китаю, стали основой истребительного парка авиации этой страны к моменту начала 2-й японо-китайской войны 1937-1945 годов, но были довольно быстро уничтожены японскими истребителями. Уцелевшие машины в 1941 году передали в части второй линии. В период тайского вторжения в Индокитай (январь 1941 года) и вторжения японцев в Таиланд (декабрь 1941 года) тайские (сиамские) самолеты действовали против французских и японских войск. В конце 1941 года их сняли с вооружения
  Hawk IV: Model 79 - модернизированный демонстратор Hawk III с закрытой кабиной, продан Аргентине в июле 1936 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 67 Goshawk (BF2C-1)

  Тип: одноместный палубный истребитель/истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: звездообразный поршневой мотор Wright R-1820-4 Cyclone мощностью 770 л.с.
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2440 м 362 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 253 км/ч; начальная скороподъемность в варианте истребителя 655 м/мин, в варианте истребителя-бомбардировщика 594 м/мин; практический потолок в варианте истребителя-бомбардировщика 8230 м; дальность с дополнительным баком 1170 км, со стандартной заправкой 920 км
  Масса: пустого 1510 кг; максимальная взлетная 2065 кг
  Размеры: размах верхнего крыла 9,60 м; длина 7,41 м; высота 3,03 м; площадь крыльев 24,34 м2
  Вооружение: два 7,62-мм синхронных пулемета Browning в носовой части фюзеляжа, до 227 кг бомб на трех узлах подвески
BF2C-1 of VB-5, USS Ranger, 1935.
BF2C-1 из эскадрильи VB-5B с авианосца "Рейнджер".
"Хок" III аргентинских ВВС, 1940г.
Hawk III of Grupo de Caza of I Regimento Aerea, Argentine Army Aviation Command, El Palomar, 1937.
"Хок" III - экспонат авиационного музея в Тайланде, 1970г.
Hawk III of Royal Thai Air Force, 1942-45.
"Хок" III китайских ВВС, район Шанхая, 1938г.
Hawk III of Chinese Central Government, circa 1938.
Curtiss Hawk III Гао Чжихана - командира 4-й авиагруппы ВВС Китая. Район Шанхая, август 1937г.
"Хок" III китайских ВВС с нестандартными эмблемами, 25-я истребительная эскадрилья. Шанхай, 1937г.
Hawk III of Chinese Central Government, circa 1940.
Один из 102 Hawk III, поставленных Китаю. Из-за проблем с уборкой шасси на самолетах авиации ВМС США, шасси экспортных Hawk III выполнили неубираемым.
A Hawk III of the Chinese National Government's air arm photographed in 1940.
The XF11C-3 (BuAer No 9269) in the form originally flown. Photograph having been taken on 10 May 1933.
The XF11C-3 photographed on 12 September 1933 after the introduction of a half-canopy and the raising of the aft fuselage decking.
The XF11C-3 (BuAer No 9269) in the form originally flown.
CLEANED UP: An experimental Curtiss "Goshawk" (F-11C) fighter, with a retractable undercarriage, fitted with a "Cyclone."
Прототип истребителя XF11C-3 с убирающимся шасси.
В днище фюзеляжа XF11C-3 было сделано углубление для подвески ПТБ или 500-фунтовой бомбы.
QUEER BEASTIES FROM AMERICAN WATERS. A flight of Curtiss BF2C-1's from America's latest aircraft carrier Ranger. These peculiar-looking retractable-undercarriage biplanes are fitted with 700 h.p. "Cyclones" giving a maximum speed of well over 200 m.p.h., and, apart from their employment as fighters, are used extensively as dive bombers, when they carry nearly 500 lb. of projectiles apiece.
The third production BF2C-1 (BuAer No 9588) serving with Bombing Five which had been formed in 1934 to operate BF2C-1s from the new carrier Ranger. The Curtiss aircraft were replaced by Boeing F4B-4s in mid-1935.
Металлическая конструкция крыла BF2C-1 обладала более высокой прочностью в сравнении с исходным деревянным крылом, что имело огромное значение при выполнении бомбометания с пикирования, однако в полете такое крыло генерировало вибрации.
A bomber-fighter - the Curtiss BF2C-1 single-seater with 700 h.p. "Cyclone" engine. Note the sliding cockpit cover and retractile undercarriage.
The Curtiss Hawk III served with the RTAF from 1935 to late '40s.
Таиланд получил, по крайней мере, 36 истребителей Hawk, включая около 24 машин Hawk IIIC, как на этом снимке. Истребитель Hawk IIIC или Curtiss Model 68В был экспортным вариантом машины BF2C-1 ВМФ США. Таиланд также получил 12 истребителей Hawk II или Curtiss Model 35, аналогичных истребителям XF11C флота США. Истребители Hawk II были поставлены с августа по сентябрь 1934 года, а истребители Hawk III прибыли в Таиланд с августа 1935 по февраль 1936 года.
The sole surviving example of the Hawk III currently preserved in the Royal Thai Air Force Museum at Don Muang, Bangkok.
Истребитель Hawk III стал последней версией истребителя Hawk, запущенной в серийное производство. Этот самолет, оснащенный убирающимся шасси и звездообразным двигателем Cyclone, первоначально строился на экспорт в Таиланд и Китай (на фотографии). Позднее еще 10 машин приобрела Аргентина и один - Турция. Всего было сделано около 130 экземпляров Hawk III. Также построили один самолет следующей улучшенной версии Hawk IV для демонстрационных полетов.
Истребитель "Хаук" III ВВС Китая, 1937 г.
ВМФ США получил 27 истребителей BF2C-1 со звездообразными моторами. Убирающееся шасси этого самолета оказалось слабым, металлические крылья имели проблемы с вибрацией. В экспортной версии истребитель BF2C-1 обозначали Hawk III (на снимке), но его оснастили крыльями деревянной конструкции.
Истребители "Хок" III составляли основу самолетного парка ВВС Китая на раннем этапе японо-китайской войны.
В 1937г. ВВС Китая располагали разработанными в США истребителями "Хок-III"
Китайские летчики позируют на фоне истребителя "Хок-III"
Первый китайский ас Лю Цуйган погиб, врезавшись на своем "Хоке" в пагоду
Традиционное в ВВС Гоминьдана изображение бортового номера. На снимке основной боевой собрат в Китае - "Хок" III 21-й эскадрильи
The Curtiss "Hawk" Type IV Single-seat Fighter Biplane (745 h.p. Wright "Cyclone" engine).
Фирма "Curtiss" продолжала разрабатывать экспортные версии истребителя Hawk даже после перехода к постройке нового поколения истребителей-монопланов. Истребитель Hawk IV был сделан на базе Hawk III, но с закрытой кабиной пилота и другими незначительными изменениями. Был собран только один такой самолет. Его продали Аргентине в 1936 году.
The sole example of the Hawk IV (NR188M) which was eventually sold to Argentina.
Несмотря на тяжелые потери, китайские летчики полны решимости
Картина, изображающая успешную атаку Гао Чжихана, проведенную 14 августа 1937г. в районе Ханчжоу
Curtiss Hawk Type III (U.S.A.).
The American naval machine: Curtiss BF2C-1 bomber-fighter;
The standard Hawk III export fighter derived from the original XF11C-3.
Hawk III