Hawker-Siddeley Trident / HS.121
Страна: Великобритания
Год: 1959


Ближне/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из трех чел.
Описание
Фотографии
Hawker Siddeley (BAe/de Havilland) Trident

  Самолет, известный как BAe Trident, начали проектировать в 1956 году под обозначением de Havilland DH.121. Машина создавалась согласно требованиям авиакомпании "British European Airways" к скоростному авиалайнеру малой и средней дальности полета и пассажировместимостью в 100 человек. В августе 1956 года самолет обошел конкурентов от компаний "Avro" и "Bristol", вскоре его одобрили к запуску в серию. Планировалось, что производством займется консорциум из компаний "de Havilland", "Fairey" и "Hunting", но когда в 1959 году компания "de Havilland" стала частью "Hawker Siddeley", всю ответственность за производство лайнера, который теперь именовался HS.121 Trident, взяла на себя "Hawker Siddeley".
  Лайнер DH.121, рассчитанный на 140 пассажиров, первоначально планировалось оснастить тремя ТРДД Rolls-Royce RB.141 Medway тягой по 62,28 кН. Но, когда самолет и двигатели уже находились в стадии постройки, авиакомпания BEA потребовала уменьшить размеры самолета.

  В результате пассажировместимость DH.121 сократили до 88-95 человек и приняли решение об установке трех ТРДД Rolls-Royce Spey RB.163 тягой по 43,81 кН. В обновленном виде Trident полностью отвечал требованиям авиаперевозчика BEA, однако с надеждами на крупные экспортные поставки как раз в этот момент пришлось расстаться.
  Первый серийный Trident 1 выполнил первый полет 9 января 1962 года. 103-местный Trident 1 не вызвал интереса у авиакомпаний, предпочитавших самолеты большей вместимости, поэтому разработали вариант Trident 1E, выполнивший первый полет в ноябре 1964 года. В стандартной конфигурации Trident 1E мог перевозить 115 пассажиров, в варианте максимальной плотности размещения кресел - 139. Дальнейшим развитием стал вариант Trident 2E, 15 таких самолетов закупила британская BEA, два - кипрская "Cyprus Airways" и 33 - CAAC, национальная авиакомпания КНР. Изначально предполагалось, что самолеты будут эксплуатироваться в сложных метеоусловиях Европы, поэтому они были оснащены подобающим бортовым оборудованием, включая систему автоматической посадки Smiths. Вариант Trident 1/1E сертифицирован для автоматической посадки в метеоусловиях по категории II. Вариант Trident 2E для авиакомпании BEA поставлялся с системой "Smiths Autoland" в полной, трехканальной, конфигурации. Эти самолеты стали первыми гражданскими авиалайнерами в мире, способными выполнять посадку в полностью автоматическом режиме.
  Последним основным серийным вариантом является Trident 3B. Это ближнемагистральная модификация повышенной вместимости варианта Trident 1E с удлиненным на 5,00 м фюзеляжем, его пассажировместимость доведена до 180 человек. Взлетную мощность увеличили путем установки ТРД Rolls-Royce RB.162-86 тягой 23,35 кН в основании киля - ниже руля направления и чуть выше сопла среднего ТРДД Spey. Первый взлет Trident 3B со всеми четырьмя работающими двигателями выполнил 22 марта 1970 года. На Trident 3B также установили систему "Smiths Autoland", а в декабре 1971 года самолет сертифицировали для выполнения автоматической посадки в метеоусловиях по категории II. До окончания серийного производства в 1975 году построено 117 самолетов Trident, включая два последних в варианте Trident Super 3B для китайской CAAC. Они отличались от стандартных самолетов увеличенным запасом топлива в баках и способностью перевозить до 152 пассажиров.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hawker Siddeley (BAe) Trident 2E

  Тип: ближне/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из трех чел.
  Силовая установка: три ТРДД Rolls-Royce Spey RB.163-25 Mk 512-5W тягой no 53,20 кН
  Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 7620 м - 974 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 9145 м - 959 км/ч; дальность с типовой полезной нагрузкой 3965 км
  Масса: пустого 33 203 кг; максимальная взлетная 65318кг
  Размеры: размах крыла 29,87 м; длина 34,98 м; высота 8,23 м; площадь крыла 135,26 м!
  Полезная нагрузка: до 132 пассажиров в контексте массы полезной нагрузки 21156 кг
Trident 1E-140. G-AVYD, поступивший в "BKS Air Service" в марте 1969 года, был одним из пяти Trident 1Е, имевших по два аварийных люка, что позволило увеличить число пассажирских мест до 139. B1970 году эта авиакомпания была переименована в "Northeast Airlines" и эксплуатирована четыре ярко окрашенных самолета Trident, ставших известными как "Желтые птицы". G-AVYD получил не поддающиеся ремонту повреждения при аварийной посадке в Бильбао в сентябре 1975 года.
Авиакомпания "British European Airways" (позднее "British Airways") была основным эксплуатантом лайнеров Hawker Siddeley Trident. Налетавший семь лет "Papa India" принадлежал к модификации Trident Mk 1С, аналогичной самолету, представленному на фотографии.
"Трайдент"2E "Брисш Эйруэйз" в окраске второй половины 70-х гг.
"Трайдент"3B авиакомпании BEA.
Trident 3B - вариант повышенной вместимости, созданный на базе Trident 2 специально для BEA, - начал эксплуатацию 7 апреля 1971 года. Затем до декабря 1985 года эти машины несли службу в авиакомпании "British Airways".
Trident 3 - самолет того же типа, что и погибший G-AWZT. Катастрофа произошла не из-за отказа самолета, а из-за некомпетентности сотрудников на земле.
Хотя Trident регулярно демонстрировался на международных авиасалонах в Фарнборо, конкуренцию на мировом рынке он вчистую проиграл самолету Boeing 727.
"Трайдент"3B авиакомпании BEA.
Поступив в эксплуатацию в BEA в 1964 году, Trident оставался на службе и после преобразования ее в 1974 году в авиакомпанию "British Airways". Последний Trident 3B был списан в середине 1980-х годов.
Trident был очень похож на Boeing 727, но он не достиг такого объема экспортных продаж, поскольку производитель сконцентрировался на требованиях только одного авиаперевозчика - "British Airways".
В 1970 году Китай приобрел четыре Trident 1Е, ранее принадлежавших "Pakistan International Airlines". За ними последовали закупки 33 машин Trident 2Е (на снимке) и двух 3B-104, использовавшихся авиакомпанией CAAC, ВВС Китая и, после развала CAAC, компанией "China United Airlines".
Последний Trident 3B построили в ноябре 1972 года, его поставили китайской "Civil Air Administration of China" (CAAC).
Последними владельцами Trident были авиакомпания "China United Airlines" и ВВС Китая, использовавшие Trident 2 и 3 до середины 1990-х годов.
Hawker Siddeley Trident G-ARPH makes a low pass during the R.A.F.A. North Weald display. The Trident entered service with B.E.A. in March
Решение не строить опытный экземпляр самолета привело к тому, что первые два Trident были оставлены компанией "de Havilland" на многие годы в качестве испытательных.
Also wearing a smart suit, Hawker Siddeley Trident 2E G-AVFI is the ninth production aircraft for BEA in whose new livery it appeared
"British European Airways" получила первые из 15 самолетов Trident 2Е в феврале 1968 года. По размерам не превышавшие своих предшественников, эти самолеты отличались увеличенным запасом топлива, возросшей взлетной массой и дальностью полета.
Trident - один из самых совершенных авиалайнеров своего времени, он был первым в мире пассажирским самолетом, совершившим посадку "вслепую".
Trident 2Е и 3B авиакомпании "British Airways" имели законцовки крыла, как на Trident 1, установленные после появления в конструкции усталостных трещин. Это позволило самолетам оставаться в эксплуатации до середины 1980-х годов, когда их постепенно заменили на Boeing 737 и 757.
Trident G-ASWU in makeshift B.A. livery for ferrying home from Nicosia;
G-ASGI выполняет посадку в лондонском аэропорту Хитроу. На заднем плане - два Hawker Trident авиакомпании BEA.
One of the earliest applications of a high-integrity flight control system was in the Trident airliner, which used a system developed by Smiths Industries to make automatic landings in thick fog.
Hawker Siddeley Trident 1E short medium-range airliner (three Rolls-Royce Spey turbofan engines) in Kuwait Airways insignia
"Kuwait Airways" была одной из множества авиалиний, эксплуатировавших Trident 1E. Построенный изначально как Trident 1, самолет был модифицирован в 1E в 1966 году.
Hawker Siddeley Trident. World leader in automatic landing in passenger service - 16,000 revenue earning seat movements per day in cat 3 conditions at Heathrow alone.
Hawker Siddeley Trident 2E short/medium-range three-turbofan transport in the insignia of CAAC of China
The ninth Hawker Siddeley Trident 2E short/medium-range three-turbofan transport tor delivery to CAAC of China
Этот Trident 1E-140, изначально заказанный "Channel Airways", в июле 1969 года был продан компании "Air Ceylon", которая использовала его до июля 1978 года.
Авиакомпания "Cyprus Airways" эксплуатировала три самолета Trident 2Е (на снимке) и два Trident I. Этот самолет был продан BEA в 1972 году, а оставшиеся четыре машины - либо брошены, либо уничтожены во время атак турецкой авиацией аэропорта Никосии в июле 1974 года.
Former British Airways Trident G-AWZG was at Heathrow on 1/9/85 incorrectly painted as 9Q-CTY before the Zaire registration was corrected to 9Q-CTD
First take-off of the first Hawker Siddeley Super Trident 3B for CAAC on 9 July 1975
Trident 3B был четырехдвигательным самолетом. Установленный в основании киля вспомогательный ТРД RB.162-86 тягой 23,2 кН позволил на 550 м сократить взлетную дистанцию и увеличить полезную нагрузку на 6577 кг.
Экипаж самолета Hawker Siddeley Trident во время испытаний, проводившихся в 1964 году, совершает автоматическую посадку, полагаясь только на навигационный комплекс.
Один из двух пассажирских "Трайдентов" (в данном случае это модель 1E) авиакомпании "Кипрус Эйруэйз", уничтоженный в ходе авиаудара турецкой авиации по международному аэропорту Никосии 20 июля 1974г.
Усилия спасателей были напрасными и их действиям очень мешали зеваки, которые, услышав сообщение по радио, запрудили своими машинами все дороги вокруг места катастрофы.
Очевидцы утверждали, что самолет просто "упал с неба". Удалось избежать еще большей трагедии, поскольку лайнер рухнул на пустошь рядом с предместьями Стейнса.
Artist's impression of the D.H.121;
Artist's impression of the Bristol 200;
Hawker Siddeley Trident 1 three-engined jet airliner
Hawker Siddeley Trident 2E short-haul airliner, with additional side view (bottom) of Trident 3B
Hawker Siddeley Trident 3B high-capacity short-haul airliner