Hawker-Siddeley Trident / HS.121
Страна: Великобритания
Год: 1959


Ближне/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из трех чел.
Описание
Фотографии
Hawker Siddeley (BAe/de Havilland) Trident

   Самолет, известный как BAe Trident, начали проектировать в 1956 году под обозначением de Havilland DH.121. Машина создавалась согласно требованиям авиакомпании "British European Airways" к скоростному авиалайнеру малой и средней дальности полета и пассажировместимостью в 100 человек. В августе 1956 года самолет обошел конкурентов от компаний "Avro" и "Bristol", вскоре его одобрили к запуску в серию. Планировалось, что производством займется консорциум из компаний "de Havilland", "Fairey" и "Hunting", но когда в 1959 году компания "de Havilland" стала частью "Hawker Siddeley", всю ответственность за производство лайнера, который теперь именовался HS.121 Trident, взяла на себя "Hawker Siddeley".
   Лайнер DH.121, рассчитанный на 140 пассажиров, первоначально планировалось оснастить тремя ТРДД Rolls-Royce RB.141 Medway тягой по 62,28 кН. Но, когда самолет и двигатели уже находились в стадии постройки, авиакомпания BEA потребовала уменьшить размеры самолета.

   В результате пассажировместимость DH.121 сократили до 88-95 человек и приняли решение об установке трех ТРДД Rolls-Royce Spey RB.163 тягой по 43,81 кН. В обновленном виде Trident полностью отвечал требованиям авиаперевозчика BEA, однако с надеждами на крупные экспортные поставки как раз в этот момент пришлось расстаться.
   Первый серийный Trident 1 выполнил первый полет 9 января 1962 года. 103-местный Trident 1 не вызвал интереса у авиакомпаний, предпочитавших самолеты большей вместимости, поэтому разработали вариант Trident 1E, выполнивший первый полет в ноябре 1964 года. В стандартной конфигурации Trident 1E мог перевозить 115 пассажиров, в варианте максимальной плотности размещения кресел - 139. Дальнейшим развитием стал вариант Trident 2E, 15 таких самолетов закупила британская BEA, два - кипрская "Cyprus Airways" и 33 - CAAC, национальная авиакомпания КНР. Изначально предполагалось, что самолеты будут эксплуатироваться в сложных метеоусловиях Европы, поэтому они были оснащены подобающим бортовым оборудованием, включая систему автоматической посадки Smiths. Вариант Trident 1/1E сертифицирован для автоматической посадки в метеоусловиях по категории II. Вариант Trident 2E для авиакомпании BEA поставлялся с системой "Smiths Autoland" в полной, трехканальной, конфигурации. Эти самолеты стали первыми гражданскими авиалайнерами в мире, способными выполнять посадку в полностью автоматическом режиме.
   Последним основным серийным вариантом является Trident 3B. Это ближнемагистральная модификация повышенной вместимости варианта Trident 1E с удлиненным на 5,00 м фюзеляжем, его пассажировместимость доведена до 180 человек. Взлетную мощность увеличили путем установки ТРД Rolls-Royce RB.162-86 тягой 23,35 кН в основании киля - ниже руля направления и чуть выше сопла среднего ТРДД Spey. Первый взлет Trident 3B со всеми четырьмя работающими двигателями выполнил 22 марта 1970 года. На Trident 3B также установили систему "Smiths Autoland", а в декабре 1971 года самолет сертифицировали для выполнения автоматической посадки в метеоусловиях по категории II. До окончания серийного производства в 1975 году построено 117 самолетов Trident, включая два последних в варианте Trident Super 3B для китайской CAAC. Они отличались от стандартных самолетов увеличенным запасом топлива в баках и способностью перевозить до 152 пассажиров.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Siddeley (BAe) Trident 2E

   Тип: ближне/среднемагистральный авиалайнер с экипажем из трех чел.
   Силовая установка: три ТРДД Rolls-Royce Spey RB.163-25 Mk 512-5W тягой no 53,20 кН
   Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 7620 м - 974 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 9145 м - 959 км/ч; дальность с типовой полезной нагрузкой 3965 км
   Масса: пустого 33 203 кг; максимальная взлетная 65318кг
   Размеры: размах крыла 29,87 м; длина 34,98 м; высота 8,23 м; площадь крыла 135,26 м!
   Полезная нагрузка: до 132 пассажиров в контексте массы полезной нагрузки 21156 кг
G-ASWU (9K-ACF) c/n 2114, Hawker Siddeley Trident 1C - Kuwait Airways. Illustrated in its original configuration as a Trident 1C wearing its pre-delivery registration, '2114' was later converted to 1E standard in 1966 before being delivered to Kuwait Airways. Note the original smaller-sized doors and the lack of APU fairing at the base of the fin, later retrofitted. In service the lower fuselage was natural metal, as was the tailplane fairing.
Trident 1E-140. G-AVYD, поступивший в "BKS Air Service" в марте 1969 года, был одним из пяти Trident 1Е, имевших по два аварийных люка, что позволило увеличить число пассажирских мест до 139. B1970 году эта авиакомпания была переименована в "Northeast Airlines" и эксплуатирована четыре ярко окрашенных самолета Trident, ставших известными как "Желтые птицы". G-AVYD получил не поддающиеся ремонту повреждения при аварийной посадке в Бильбао в сентябре 1975 года.
AP-ATK c/n 2130, Hawker Siddeley Trident 1E - Pakistan International Airlines. Delivered to PIA in 1966, 'ATK was one of its four improved performance Trident 1Es. The aircraft was eventually sold to CAAC in 1974 before ending up in military service as ‘50056’ of the Chinese Air Force. It was withdrawn from use in 1986.
G-AVYB c/n 2136, Hawker Siddeley Trident 1E-140 - Channel Airways. One of five ordered by Channel Airways for its expanding inclusive tour market. However, only two aircraft were eventually delivered, and due to a critical parts shortage and financial problems they were sold to Northeast in December 1971 - after only three years in service and a month before the airline called in the receivers.
YI-AEB c/n 2127, Hawker Siddeley Trident 2E - Iraqi Airways. Delivered in 1966, this aircraft was one of three Tridents the airline flew on its London to Baghdad route until the early 1970s. After eleven years of service, all three were withdrawn in 1977 and stored at Baghdad Airport, Iraq. They are now presumed destroyed.
5B-DAB c/n 2155, Hawker Siddeley Trident 2E - Cyprus Airways. One of five Tridents bought to replace the airline's Viscounts and expand its IT services, 5B-DAB proudly carries on its tail the 'Mouflon', or native mountain goat, emblem. Unfortunately, 'DAB lasted only four years before the Turkish Air Force destroyed it on the ground at Nicosia Airport, Cyprus, during the 1974 invasion.
B-2211 c/n 2180, Hawker Siddeley Trident 2E - Civil Aviation Administration of China (CAAC). Part of CAAC's large Trident 2E and 3B fleet bought for its modernisation plan, B-2211 was delivered in 1977 and served for 15 years before ending its days in Shanghai, where it was broken up in 1992. The carrier usually shared its aircraft with the military: several of its Tridents carried military markings.
G-AWYZ c/n 2301, Hawker Siddeley Trident 3B - British European Airways (BEA). The first Trident 3B was 'WYZ, which first flew in January 1969. Three years later it was delivered to BEA, which was absorbed into British Airways in 1974, making this a very short-lived Trident colour scheme. For several years, many Tridents wore hybrid liveries during the changeover from BEA to British Airways.
In October 1963 the fifth production Trident, G-ARPE, undertook the type’s first overseas sales tour, which covered Japan, Hong Kong, Singapore, Pakistan and Syria. John Cunningham was at the controls for the tour, accompanied by BEA Captains A.S. Johnson and W.R. Mitchell. “Papa Echo” is seen here at Tokyo-Narita in Japan, where de Havilland was keen to garner orders from Japanese airline All Nippon. None materialised, unfortunately. Note the open No 2 engine access doors.
Trident был очень похож на Boeing 727, но он не достиг такого объема экспортных продаж, поскольку производитель сконцентрировался на требованиях только одного авиаперевозчика - "British Airways".
"Трайдент"3B авиакомпании BEA.
Trident 3B - вариант повышенной вместимости, созданный на базе Trident 2 специально для BEA, - начал эксплуатацию 7 апреля 1971 года. Затем до декабря 1985 года эти машины несли службу в авиакомпании "British Airways".
Trident 3 - самолет того же типа, что и погибший G-AWZT. Катастрофа произошла не из-за отказа самолета, а из-за некомпетентности сотрудников на земле.
Хотя Trident регулярно демонстрировался на международных авиасалонах в Фарнборо, конкуренцию на мировом рынке он вчистую проиграл самолету Boeing 727.
"Трайдент"3B авиакомпании BEA.
Авиакомпания "British European Airways" (позднее "British Airways") была основным эксплуатантом лайнеров Hawker Siddeley Trident. Налетавший семь лет "Papa India" принадлежал к модификации Trident Mk 1С, аналогичной самолету, представленному на фотографии.
A Trident 3, G-AWZS, carrying British Airways’ titles and Union flag design but in BEA livery, in June 1978. This aircraft was delivered to BEA on May 5, 1972, and retired on December 5, 1985.
A British Airways' Trident 2E at Heathrow in September 1978, with some Trident 3s parked behind. BEA, which was absorbed by BA, bought 15 of this variant which had the more powerful Spey 512-5W engines and an additional fuel tank in the fin, which allowed it to make non-stop trips from London to the Middle East.
"Трайдент"2E "Брисш Эйруэйз" в окраске второй половины 70-х гг.
Поступив в эксплуатацию в BEA в 1964 году, Trident оставался на службе и после преобразования ее в 1974 году в авиакомпанию "British Airways". Последний Trident 3B был списан в середине 1980-х годов.
В 1970 году Китай приобрел четыре Trident 1Е, ранее принадлежавших "Pakistan International Airlines". За ними последовали закупки 33 машин Trident 2Е (на снимке) и двух 3B-104, использовавшихся авиакомпанией CAAC, ВВС Китая и, после развала CAAC, компанией "China United Airlines".
Последний Trident 3B построили в ноябре 1972 года, его поставили китайской "Civil Air Administration of China" (CAAC).
Trident 2E B-2215, seen here at Peking in October 1986, whilst in service with Chinese operator CAAC (Civil Aviation Administration of China), which bought a total of 33 Srs 2Es, making it the largest operator of this variant.
Последними владельцами Trident были авиакомпания "China United Airlines" и ВВС Китая, использовавшие Trident 2 и 3 до середины 1990-х годов.
A Shaanxi Y-8 (An-12) with a Trident 2E behind, at Nan Yuan
Kuwait Airways was the first overseas customer for the Trident - the Middle East airline ordering three of the 1E export variant. The first of these aircraft, 9K-ACF, is pictured having been delivered on March 19, 1966.
Flying the flag for Britain - tenth production Trident 1 G-ARPJ lifts its nose as it departs Hatfield. “Papa Juliet” was delivered to BEA in May 1964 and served with the airline until March 1975. In the next article in this series, the author takes a look at the equally troubled procurement of the Vickers VC10 for BOAC.
The first Trident, G-ARPA, made its maiden flight on January 9, 1962, in the hands of John Cunningham, before undertaking a thorough trials programme. “Papa Alpha” is seen here roaring away on one such test flight. A stellar performer in the air, the type acquired the nickname “groundgripper” owing to its reluctance to get airborne.
Hawker Siddeley Trident G-ARPH makes a low pass during the R.A.F.A. North Weald display. The Trident entered service with B.E.A. in March
With its elegant, aerodynamically efficient contours and powerful Rolls-Royce Spey turbofan engines - as used in contemporary fighters such as the Blackburn Buccaneer and McDonnell Douglas F-4K Phantom - the Trident boasted superb performance in the cruise, often sustaining speeds of up to 600-610 m.p.h. (965-980 km/h).
A magnificent publicity photograph of the third Trident 1, G-ARPC, which appeared alongside the first two examples at the SBAC show at Farnborough in September 1962, a mere two weeks after its first flight on August 25. Despite the innovative jetliner’s sleek lines and excellent performance, its development suffered from political interference from the outset.
By 1975 the Hawker-Siddeley Trident had been certified to autoland within CAT IIIB conditions.
Решение не строить опытный экземпляр самолета привело к тому, что первые два Trident были оставлены компанией "de Havilland" на многие годы в качестве испытательных.
"British European Airways" получила первые из 15 самолетов Trident 2Е в феврале 1968 года. По размерам не превышавшие своих предшественников, эти самолеты отличались увеличенным запасом топлива, возросшей взлетной массой и дальностью полета.
One of the earliest applications of a high-integrity flight control system was in the Trident airliner, which used a system developed by Smiths Industries to make automatic landings in thick fog.
Also wearing a smart suit, Hawker Siddeley Trident 2E G-AVFI is the ninth production aircraft for BEA in whose new livery it appeared
Trident 2Е и 3B авиакомпании "British Airways" имели законцовки крыла, как на Trident 1, установленные после появления в конструкции усталостных трещин. Это позволило самолетам оставаться в эксплуатации до середины 1980-х годов, когда их постепенно заменили на Boeing 737 и 757.
Trident G-ASWU in makeshift B.A. livery for ferrying home from Nicosia;
G-ASGI выполняет посадку в лондонском аэропорту Хитроу. На заднем плане - два Hawker Trident авиакомпании BEA.
Этот Trident 1E-140, изначально заказанный "Channel Airways", в июле 1969 года был продан компании "Air Ceylon", которая использовала его до июля 1978 года.
Trident 2 G-BABR/254, c/n 2164, first aircraft of the second order for six Trident 2Es, on the apron at Hatfield on August 24, 1974.
The ninth Hawker Siddeley Trident 2E short/medium-range three-turbofan transport tor delivery to CAAC of China
The last Trident, the 2E G-BBWH, c/n 2189, lifts off for its maiden flight at Hatfield on April 17 this year.
The first Super Trident 3, G-BAJL/B-268, leaves Hatfield for China on August 22, 1975.
First take-off of the first Hawker Siddeley Super Trident 3B for CAAC on 9 July 1975
Trident 2, G-BABP for CAAC.
The first Trident 2, G-AZFT/240, c/n 2157, during a test flight on November 6, 1972.
Another study of Super Trident 3 G-BAJM on September 24, 1975, showing the Chinese registration on the top of the starboard wing. The aircraft was reducing speed with flaps out as it approached the Dove photographic aircraft.
Super Trident 3 G-BAJM/B-270, c/n 328, over Nuthampstead on September 24, 1975.
Hawker Siddeley Trident. World leader in automatic landing in passenger service - 16,000 revenue earning seat movements per day in cat 3 conditions at Heathrow alone.
Hawker Siddeley Trident 2E short/medium-range three-turbofan transport in the insignia of CAAC of China
BAe (HS) Trident 2E.
The sixth CAAC Trident 2E with ferry markings as G-AZFY and Chinese registration 250.
Hawker Siddeley Trident 2E short/medium-range three-turbofan airliner, first of 18 ordered by CAAC of China
Trident 2E G-AZFT, photographed in November 1972.
Trident - один из самых совершенных авиалайнеров своего времени, он был первым в мире пассажирским самолетом, совершившим посадку "вслепую". [Channel Airways]
Авиакомпания "Cyprus Airways" эксплуатировала три самолета Trident 2Е (на снимке) и два Trident I. Этот самолет был продан BEA в 1972 году, а оставшиеся четыре машины - либо брошены, либо уничтожены во время атак турецкой авиацией аэропорта Никосии в июле 1974 года.
The de Havilland Trident 2E began operations on November 1, 1969, providing a much faster service between Nicosia and London.
First Hawker Siddeley Trident 1E short medium-range airliner (three Rolls-Royce Spey turbofan engines), G-ASWU, making its maiden flight on November 2, 1964, in the colours of launch customer Kuwait Airways.
"Kuwait Airways" была одной из множества авиалиний, эксплуатировавших Trident 1E. Построенный изначально как Trident 1, самолет был модифицирован в 1E в 1966 году.
Former British Airways Trident G-AWZG was at Heathrow on 1/9/85 incorrectly painted as 9Q-CTY before the Zaire registration was corrected to 9Q-CTD
Trident 3B был четырехдвигательным самолетом. Установленный в основании киля вспомогательный ТРД RB.162-86 тягой 23,2 кН позволил на 550 м сократить взлетную дистанцию и увеличить полезную нагрузку на 6577 кг.
Early autopilots were quite crude, but the technology advanced rapidly.
Экипаж самолета Hawker Siddeley Trident во время испытаний, проводившихся в 1964 году, совершает автоматическую посадку, полагаясь только на навигационный комплекс.
The flight deck of a CAAC Trident 2E. The customer's quality control team at Hatfield followed the aircraft through production.
Один из двух пассажирских "Трайдентов" (в данном случае это модель 1E) авиакомпании "Кипрус Эйруэйз", уничтоженный в ходе авиаудара турецкой авиации по международному аэропорту Никосии 20 июля 1974г.
Усилия спасателей были напрасными и их действиям очень мешали зеваки, которые, услышав сообщение по радио, запрудили своими машинами все дороги вокруг места катастрофы.
Очевидцы утверждали, что самолет просто "упал с неба". Удалось избежать еще большей трагедии, поскольку лайнер рухнул на пустошь рядом с предместьями Стейнса.
An artist’s impression of the D.H.121 as initially proposed to BEA in the spring of 1957, incorporating a straight-through intake for the No 2 engine and a low-set tailplane. By 1958 the design had been revised to include a T-tail and an S-shaped duct feeding air to the No 2 engine buried in the tail.
Artist's impression of the D.H.121;
The HS.132, one of projected developments of the basic Trident design which were offered to BEA in 1965 but were eventually dropped in favour of the simpler and cheaper Trident 3B.
The HS.134, one of projected developments of the basic Trident design which were offered to BEA in 1965 but were eventually dropped in favour of the simpler and cheaper Trident 3B.
"IN BOUND TO BOVINGDON" TRIDENT THREE turning into final approach to London Heathrow.
Hawker Siddeley Trident 3B
Hawker Siddeley Trident I three-engined jet airliner
Three-view drawing of the Trident 2, with scrap view of the wing of the Trident 1C, illustrating the low-drag ‘Kuchemann’ wingtips of the longer span Trident 2 wing.
Hawker Siddeley Trident 2E short-haul airliner, with additional side view (bottom) of Trident 3B
Hawker Siddeley Trident 3B high-capacity short-haul airliner