Curtiss A-8 / A-12 Shrike
Страна: США
Год: 1931


Ударный самолет с экипажем из двух человек
Описание:
Curtiss Model 59 и Model 60 Shrike
Flight, August 1934
AMERICAN MILITARY MONOPLANES
Фотографии

Curtiss Model 59 и Model 60 Shrike

Когда авиации Армии США потребовался скоростной ударный самолет, в соответствии с требованиями 1929 года началась постройка двух конкурировавших прототипов монопланной схемы. Atlantic (Fokker) XA-7 так и остался в единственном экземпляре, но судьба его конкурента Curtiss XA-8 (Shrike, в 1935 году получил фирменное обозначение Model 59) сложилась более удачно. XA-8 выполнил первый полет в июне 1931 года. На испытаниях он показал отвечающие армейским требованиям данные. Для своего времени это был очень хороший самолет - первый цельнометаллический низкоплан фирмы "Curtiss" с крылом, оснащенным закрылками и автоматическими предкрылками. Крыло было снабжено подкосами и расчалками. Шасси - неубираемое, но стойки и колеса основных опор закрыли большими обтекателями-"штанами", в которых предусматривалась установка четырех 7,62-мм пулеметов. Летчик и стрелок-наблюдатель размещались в отдельных просторных кабинах, причем кабина летчика полностью закрывалась фонарем. Мотор - V-образный Curtiss V-1570C мощностью 600 л.с., радиатор установлен под носовой частью фюзеляжа.
  29 сентября 1931 года "Curtiss" выиграла контракт на постройку пяти YA-8 (Model 59А), предназначенных для войсковых испытаний. Далее последовали восемь Y1A-8. YA-8 и Y1A-8 имели открытые кабины пилотов. Обозначение A-8 присвоили двум самолетам, полностью подготовленным к эксплуатации в строевых частях. На один YA-10 (Model 59В) установили экспериментальный мотор воздушного охлаждения Pratt & Whitney Hornet мощностью 625 л.е., еще один Y1 A-8 получил редукторный двигатель V-1 570-57 мощностью 675 л.с. ВМС США заказали один самолет, близкий к YA-10 с заводским обозначением Model 69. Заказчик получил его в декабре 1932 года как XS2C-1 с мотором воздушного охлаждения Wright R-1510-28 Whirlwind мощностью 625 л.с. Самолет не имел оборудования для базирования на авианосце, однако он стал первым двухместным военным самолетом ВМС США, хотя и остался в единственном экземпляре.
  На A-8 стоял двигатель V-1570-31 мощностью 600 л.с. После поступления в апреле 1932 года на вооружение 3-й ударной группы (Форт-Крокетт, Техас) машина вызвала сенсацию в авиационных кругах Америки. На тот момент все американские военные самолеты являлись бипланами, а первый истребитель-моноплан Boeing P-26A поступил в строевые части восьмью месяцами позже.
  Армия США заказала еще 46 Shrike под обозначением A-8B, но проблемы с обслуживанием установленных на A-8 моторов жидкостного охлаждения привели к установке на A-8 звездообразных двигателей R-1820-21 и изменению обозначения на A-12 (Model 60). Кабина пилота A-12 выполнена открытой по типу кабины A-8, вооружение и бомбовая нагрузка не изменились. В попытке улучшить взаимосвязь между летчиком и стрелком в конструкцию внесли ряд изменений, в частности сместив заднюю кабину вперед.
  После длительной эксплуатации в авиации Армии США в 1939 году самолеты сняли с эксплуатации частей первой линии, передав во вспомогательные подразделения. Девять A-12 на момент нападения Японии на Перл-Харбор еще оставалось на вооружении. В 1936 году китайские националисты закупили 20 самолетов Export Shrike и использовали эти машины в боях с японцами в 1937-1938 годах.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Curtiss Model 60 Shrike (A-12)

  Тип: ударный самолет с экипажем из двух человек
  Силовая установка: звездообразный мотор воздушного охлаждения Wright R-1820-21 мощностью 690 л.с.
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 285 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 243 км/ч; начальная скороподъемность 357 м/мин; практический потолок 4620 м; дальность 820 км
  Масса: пустого 1770 кг; максимальная взлетная 2610 кг
  Размеры: размах крыла 13,41 м; длина 9,83 м; высота 2,84 м; размах крыла 26,38 м2
  Вооружение: четыре 7,62-мм пулемета Browning в обтекателях основных опор шасси; один 7,62-мм пулемет Browning на турели в кабине стрелка-наблюдателя, до четырех 55-кг или десяти 13,6-кг бомб на внешней подвеске под крылом

Flight, August 1934

AMERICAN MILITARY MONOPLANES

<...>
  The latest development of the Attack type is the all-metal Curtiss A-12, equipped with slots and flaps, ordered in quantities to outfit the 8th, 13th, and 90th Attack Squadrons. These low-wing monoplanes are powered with the Wright "Cyclone" F of 700 h.p., and can carry a 300 lb. bomb beneath their fuselages. The top speed is about 220 miles an hour. They are practically identical, except for the power plant, to the Curtiss "Shrike" A-8 type, which has a span of 44ft. and a length of 32ft.
<...>
Curtiss A-12 Shrike из 26-й БАЭ 9-й авиагруппы ВВС Китая, август 1937г.
На фотографии показан A-8 с мотором жидкостного охлаждения. Далеко разнесенные кабины членов экипажа снижали эффективность самолета.
A-12 со звездообразным мотором Cyclone и измененными кабинами летчика и стрелка являлся более эффективной боевой машиной в сравнении с ранними Shrike.
FOR GROUND STRAFING: The Curtiss A-12 has the Wright "Cyclone" radial air-cooled.
A standard type in the U.S. Army Air Corps, the Curtiss A.12 has slots and flaps. A Cyclone engine gives it a maximum speed of about 212 m.p.h.
Несколько экипажей 9-й авиагруппы позируют на фоне штурмовика A-12 "Шрайк"
FURTHER FOOD FOR ARGUMENT on the eternal topic of the flight-path of bombs is provided by this remarkable picture of a Curtiss bomber in action
"I'LL STRING ALONG WITH YOU." An impression, seen through a hangar door at Miami, of the U.S. Army attack group from Crockett Field, Galvaston, flying Curtiss A.12 monoplanes.
HOME FROM THE STRAFE. Eighteen Curtiss A-12 attack monoplanes (700 h.p. Cyclone F) of the United States Army, land simultaneously at the eighth annual all-American air manoeuvres at Miami, Florida. The bulbous object beneath the fuselage of each machine may be either a long-range tank or a bomb.
THE CURTISS A-12 recently supplied to the U.S. Army Air Corps.