Agusta A-109 Hirundo
Варианты:
Agusta - A-109 Hirundo - 1971 - Италия
Страна: Италия
Год: 1971
Вертолет

Восьмиместный легкий многоцелевой вертолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (74)
Agusta Westland AW 109

   В ходе лицензионного производства вертолетов иностранных конструкций итальянская фирма "Agusta" приобрела опыт, позволивший ей самостоятельно разработать и начать производство вертолета Agusta А 109. Эта машина стала первым вертолетом фирмы, выпущенным массовой серией. Вертолет А 109 разработан, прежде всего, под требования гражданского сектора рынка, но его также закупили вооруженные силы некоторых стран. Отличиями А 109 стали убираемое трехопорное шасси с носовой опорой, четырехлопастный алюминиевый несущий винт с обшивкой из материала Nomex и стреловидный киль с двухлопастным хвостовым винтом, установленным с левой стороны.
   Изначально на А 109 ставился один газотурбинный двигатель Turbomeca Astazou XII мощностью 690 л. с, но в 1967 году его заменили двумя значительно более надежными газотурбинными двигателями Allison 250C14 мощностью по 370 л. с.
   Параллельно с гражданским вариантом велось проектирование многоцелевой военной модификации вертолета, но в 1969 году работы по ней прекратили. Все усилия были сосредоточены на доводке гражданского восьмиместного варианта А 109C Hirundo. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 4 августа 1970 года, но поставки серийных вертолетов, получивших обозначение A109A, начались лишь в 1976 году. Первый серийный вертолет итальянской конструкции имел коммерческий успех не только как легкая пассажирская машина, но и как санитарная, транспортная и поисково-спасательная.
   В ограниченном количестве вертолеты А 109 закупили вооруженные силы ряда стран для использования в качестве связного и легкого транспортного. Четыре вертолета закупила армия Аргентины (два из них в 1982 году захватили британские войска на Фолклендах), позже Аргентина приобрела еще две машины. Трофейные аргентинские вертолеты поступили на вооружение 2-го полка авиационного корпуса британской армии и применялись, главным образом, для обеспечения действий бойцов SAS (Special Air Service - британский спецназ).
   С сентября 1981 года выпускается базовая гражданская модификация А 109A Mk II с усиленным редуктором, новым валом хвостового винта, измененными конструкциями хвостовой балки и кабины пилотов. В 1989 году появился "широкофюзеляжный" вариант А 109C, на котором вновь доработали редуктор, а пассажирскую кабину сделали более просторной и комфортабельной. Один такой вертолет поступил на вооружение 31-го авиаполка ВВС Италии, он использовался в качестве президентской машины.
   В конце 1980-х годов стало ясно, что вертолет более привлекателен для военных, чем предполагалось на стадии проектирования, и что его можно применять для разведки, эвакуации раненых и даже для нанесения ударов по наземным целям. По заказу армейской авиации Италии было построено 24 вертолета А 109EOA в варианте с двумя двигателями Allison 250-C20R мощностью по 450 л. с. Все вертолеты поступили к заказчику в 1988 году В отличие от более ранних машин, двери на А 109EOA были выполнены сдвижными, а не откидными. На крышах кабин монтировались прицелы SFIM M334-25 и лазерные дальномеры CILAS, на двух пилонах предусматривалась подвеска широкого ассортимента вооружения. К другим отличиям вертолета А 109EOA следует отнести неубираемое шасси, аппаратуру радиоэлектронной борьбы и топливную систему, более безопасную в случае аварийной посадки.
   На базе А 109EOA был разработан вариант А 109CM с расширенным составом бортового оборудования, комплектация которого определялась заказчиком. Армейская авиация Бельгии заказала 46 вертолетов А 109CM, 18 - в разведывательном варианте и 28 - в противотанковом. В бельгийской армии они получили обозначения A109HO и A109HA. Вертолеты A109BA собирались в Бельгии фирмой SABCA.
   Под требования вероятных заказчиков из Африки и Латинской Америки был разработан многоцелевой вертолет А 109K, оптимизированный для эксплуатации в условиях жары и высокогорья. На нем установили другие двигатели, усилили трансмиссию, удлинили носовую оконечность фюзеляжа, внедрили ряд других конструктивных изменений. Первый полет А 109K выполнил в апреле 1983 года. В числе первых поступили заказы на 16 вертолетов А 109K2 для горноспасательной службы Швейцарии и на три аналогичные машины для полиции Дубая. Дальнейшим развитием военного варианта стали модификации А 109KM с неубираемым шасси и сдвижными дверями для сухопутных войск и A 109KN для морской авиации, обладавший возможностью палубного базирования.
   Военные вертолеты А 109 вооружены пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм на турели, установленной в проеме двери грузопассажирской кабины. Количество узлов подвески вооружения увеличено до четырех (по сравнению с двумя узлами подвески вертолета А 109EOA). На пилоны возможна подвеска контейнеров с 7,62 или с 12,7-мм пулеметами, блоков неуправляемых ракет калибра 70 или 80 мм, до восьми ПТУР TOW, ракет "воздух-воздух" Stinger. А 109 также способен нести легкие БПЛА, а в морском варианте - противокорабельные ракеты.
   К поздним модификациям вертолета относятся вариант А 109G для береговой охраны с двигателями Allison 250-C20R и А 109 Power с силовой установкой значительно большей мощности (два газотурбинных двигателя Pratt & Whitney PW206C мощностью по 640 л.с.) и усиленной трансмиссией.
   Фирма "AgustaWestland" продолжила совершенствование вертолета, который получил новое обозначение AW 109. Серийный выпуск модификации AW 109 Power предполагалось продолжать до 2009 года. На основе базовой модели было разработано еще несколько модификаций, в том числе AW 109 Elite с салоном повышенной комфортабельности и усовершенствованным приборным оборудованием, а также AW 109 Power HPS, предназначенный для использования администрацией морских портов. На вертолетах серии Power предусмотрена возможность установки медицинского, полицейского, поисково-спасательного, противопожарного и другого специализированного оборудования. Вертолет AW109 Grand является увеличенным вариантом базовой модели, он предназначен для VIP-персон и оснащен двумя газотурбинными двигателями PW207C взлетной мощностью по 735 л.с.
   Ныне все военные варианты вертолета AW 109 строятся на основе модификации AW 109LUH.
   Восемь вертолетов А 109 приобрела береговая охрана США, где они эксплуатируются под обозначением MH-68A Stingray. В середине 2008 года польская фирма "PZL Swidnik", которая делает по итальянскому заказу фюзеляжи AW 109, сдала фирме "AgustaWestland" 500-й фюзеляж. В 2005 году в Китае было образовано предприятие "Janghxi Changhe Agusta" для лицензионной сборки вертолетов AW 109, получивших местное обозначение Changhe СА 109.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Agusta A109KM

   Тип: восьмиместный легкий многоцелевой вертолет
   Силовая установка: два газотурбинных двигателя Turbomeca Arriel IK взлетной мощностью по 700 л. с. (мощность на продолжительном режиме работы 585л.с.)
   Характеристики: максимальная скорость 281 км/ч; максимальная крейсерская скорость 264 км/ч; скороподъемность без внешней подвески 530 м/мин; практический потолок 6095 м; статический потолок с учетом влияния земли 5640 м; статический потолок без учета влияния земли 3350 м; дальность полета 537 км
   Массы: пустого 1595 кг; максимальная взлетная 2850 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 11,00 м; длина с вращающимися винтами 13,04 м; длина фюзеляжа 11,11 м; высота 3,30 м; площадь, ометаемая несущим винтом 95,03 м:
   Вооружение: смотри текст
4 августа 1971г.: совершил первый полет один из трех прототипов вертолета общего назначения Agusta А 109 Hirundo, построенных фирмой в частном порядке. Машина могла перевозить двух членов экипажа и до семи пассажиров.
Первый полет A 109 выполнил в 1971 году, показав высокую скорость и простоту пилотирования, что особенно важно для аппаратов, сертифицированных для полетов по приборам с одним пилотом.
Итальянский поисково-спасательный A 109 на фоне заснеженных гор. Шасси снабжены лыжами.
The Agusta 109K2 is a dedicated civil rescue helicopter, initially designed in response to a demand from the Swiss REGA non-profit making mountain rescue service which placed an initial order for 15. REGA equipment includes Spectrolab SX46 searchlight, 200kg winch, Elbit moving map display, GPS and single pilot IFR system.
The latest A109E Power for the Dyfed Powys Police.
Two variants of the A109 are in service, the A109A-II (shown) and A109C. Both are resplendent in distinctive green and yellow colour scheme
Like the SAS personnel they support, the four AgustaWestland A.109s of 8 Flight like to keep a low profile and so wear liveries unlikely to attract attention to their military role.
Вертолеты Stingray из Береговой охраны США в ожидании ремонта в своем ангаре во Флориде. Эскадрилья вооруженных вертолетов оказала содействие в предотвращении ввоза в США наркотиков на сумму более 8 млн долларов.
AgustaWestland A109C 600, seen here at Farke Air Base on April 23, 2007, is a new addition to the Albanian Air Force inventory. The helicopter was delivered earlier in the month as a new VIP transport, replacing Bell 222UT ZA-HOV, which crashed in the Adriatic Sea on July 16,2006, during a medevac flight, killing all six on board.
Камуфлированные и вооруженные пулеметами «Миниган» австрийские вертолеты OH-58B «Кайова» на совместных учениях. На заднем плане видны вооруженные вертолеты A109 армейской авиации Бельгии. 2016 г.
Belgian Army Agusta A109HO H04 is one of 18 scout versions in service and features a roof-mounted Saab Helios stabilised observation sight. Belgium also has 29 A109HA anti-tank variants with roof-mounted Saab/ESCO HeliTOW 2 sight and Hughes TOW-2A missiles on lateral pylons.
A.109BA Hirundo H06 crashed into a field near the village of Vecmont in the Belgian Ardennes on June 27, 2008. At the time of the accident, the helicopter was providing medical support to marchers commemorating the Battle of the Ardennes that took place in World War Two. It is depicted at Bierset Airbase during the Belgian Helidays event on June 6, 2005.
Macedonian Air Force (MAF)/Transport Helicopter Squadron Mi-8MT 307 flies in formation with Belgian Armed Forces Air Component/17 Squadron medevac-configured Agusta A109BA H06 on September 28, 2006 near Mostar-Ortejes Air Base, Bosnia and Herzegovina, where both have been deployed since summer 2006 as part of European Union mission Operation Althea. On December 27 that Macedonian Parliament approved a further six-month extension to Macedonia's Bosnian operation. Between July 14 and December 31, 2006, the Macedonian helicopter detachment of two Mi-8/17s there had accumulated over 340 flying hours in what was the first ever foreign mission for the MAF.
Exercise Steadfast Jaguar was held in the Cape Verde Islands, off the coast of West Africa, from June 15-28, 2006 as a major test for NATO's Response Force (NRF). The exercise was the largest deployment of NRF forces to date and Cape Verde was selected because it is a strategic distance from mainland Europe, enabling the NRF to be tested over long supply lines with only limited host nation support. The majority of the air component that was deployed for the exercise was based at Sal/Amilcar Cabral International Airport, an exception however was the Belgian Air Component Agusta A109BA detachment, which performed medevac duties from a base at San Pedro Airport on Sao Vicente Island. One of the medevac A109BAs, H-02, is seen here at San Pedro on June 22 awaiting its next mission.
Although withdrawn, an Agusta A109 would have been armed with two PATO rocket launchers, each with four nine 70mm rockets and two 7.62mm machine gun pods.
"Elilombarda" располагает двумя взятыми в лизинг поисково-спасательными/санитарными AW109SP Grand New. В итальянском регионе Ломбардия высота Альп достигает 2500 м.
Компания "Elilombarda" эксплуатирует Grand в качестве "воздушной скорой помощи", а также как корпоративный и для работы на шельфе. Увеличенный объем кабины вмещает больше необходимого оборудования.
The AW109SP GrandNew G-HEMZ, foreground, and AW109E Power G-RSCU are respectively operated by the Derby Leicestershire and Rutland Air Ambulance from East Midlands Airport and the Warwickshire and Northamptonshire Air Ambulance from Coventry Airport.
SaxonAir’s Alex Durand and the firm’s wellbeing & sustainability manager Rebekah Hill in the company’s Norwich hangar before a sapling planting initiative
Sloane helicopters has been the exclusive distributor of Leonardo helicopters in the UK and Ireland for 24 years and will continue the agreement until at least 2021 following an agreement signed at EBACE 2019.
Львиная доля вызовов санитарной авиации связана с дорожно-транспортными происшествиями. На снимке - санитарные вертолеты AW109E.
The Da Vinci is a tailored version of the AW109SP Grand New equipped with single controls and an electronic flight information system.
Seen displayed at the second Libyan Aviation Exhibition (LAVEX 2007) at Metiga Air Base, Tripoli, Libya, on October 29, 2007, AgustaWestland A109E Power 5A-DTB is one of two recently delivery to Libya's General Security Police. A further eight are to be assembled locally at the new Libyan Italian Advanced Technology Company facility as Libya attempts to start an embryonic aerospace industry.
Вертолеты обеспечивают быстрое перемещение между центром города и удаленными аэропортами. Салон таких машин, как Agusta A 109 (на снимке), имеет роскошную отделку.
Third production Agusta A 109 Power conducting demonstrations in the USA (1999)
Рекорд. 18 августа 2008 года Скотт Каспрович и Стив Шейк завершили кругосветный перелет на вертолете Grand, продолжавшийся 11 дней 7 часов 2 минуты. Летчики побили существовавший на тот момент рекорд, улучшив его почти на 6 суток. Средняя скорость во время перелета - 137 км/ч, включая время, затраченное на остановки, а средняя скорость на маршруте - 276 км/ч. Особенно впечатляет, что это был обычный серийный вертолет. Во время перелета летчики побывали в 18 странах, преодолев 38893 км, а на участке Нью-Йорк-Лондон они установили новый рекорд скорости (им потребовалось немногим более 40 часов).
Intermountain Life Flight provides helicopter emergency medical services in the western United States.
Latvian Border Guard AgustaWestland A109E Power I-EASQ seen on approach to Verona-Villafranca Air Base, Italy, on September 24, 2007 during its delivery flight to Latvia. The helicopter was accompanied by a second Power for the Latvian Border Guard, l-EASR, both making a fuel stop before flying on to Latvia. Although wearing full Valsts Robezsardze (Border Guards) colours and titles, they carried only their Italian delivery registrations and were to be re-registered after arrival. The two helicopters were ordered under a contract announced in June 2006.
A-109K Государственной пограничной охраны Латвии
Flotation bag-equipped Agusta A 109K2 of the Dubai Police (1999)
"AgustaWestland" поставляет свои вертолеты органам внутренних дел Китая. Вертолеты AW139 (на заднем плане) закупила полиция провинции Гуанси в дополнение к AW109 Power. AW139 используются органами внутренних дел Шеньяна и Пекина.
Agusta Westland AW 109 Power - типичный современный полицейский вертолет. Скоростная и универсальная машина оснащена двумя двигателями, что повышает летные данные и безопасность полетов. На вертолете установлено специальное оборудования, включая FLIR и прожектор. Машина способна выполнять широкий круг задач, от поиска и спасения до преследования уголовных элементов. На фотографии: вертолет полиции Словении.
AgustaWestland AW109N Nexus MM81704 'PS-107', one of the first for Italy's Polizia di Stato, seen during a test flight at Turin-Caselie on February 7, 2008. The Nexus has been developed specifically for operation by various Italian government agencies and the first was recently delivered to the Carabinieri. It is now reported that 17 are on order for the Carabinieri, whilst the Guardia di Finanza will receive seven, three will go to the Corpo Forestale dello Stato and one will join the Servicio Aereo - Polizia di Stato.
Italian Carabinieri AgustaWestland A109N Nexus MM81664 'CC-43' is seen here during an acceptance flight on December 5, 2007 at Turin-Caselle Airport, Italy, before hand-over. The first batch of these helicopters were handed-over to the Carabinieri at the end of October and a total of 17 are on order to replace a similar number of older A109A/A-IIs with various Italian Government agencies. Additional deliveries to other agencies, which will include the Corpo Forestale dello Stato, Guardia di Finanza and Polizia di Stato, will take place over the next few months. The Nexus is a new variant of the A109 specifically development for the Italian Government requirement and is based on the cabin of the A109 Elite, with the nose from the A109LUH and tail and rotor system from the A109S Grand.
The second Carabinieri Nexus, over the Alps before delivery, with its temporary ‘81664' military serial painted on the tail boom.
Over Venice, this AW109N Nexus from 14° Nucleo Elicotteri Carabinieri based at Treviso operates in Italy’s northeast.
A Wescam imaging sensor fitted under the rear fuselage of the Corpo Forestale AW109Ns. The service grounded its Nexus fleet on April 1, 2014, awaiting a decision about its future.
AW109N ‘GF-309’ from the Guardia di Finanza Centro di Aviazione (training centre) at Pratica di Mare in maritime patrol configuration, fitted with four inflatable flotation devices, two each side, on the lower surfaces.
Guardia di Finanza Nexus variants have an imaging sensor turret and vertical blades for wire cutting on the windscreen and under the nose.
A Guardia di Finanza Nexus showing the position of the inflatable floating devices, the FLIR and the retractable landing gear.
The MCH-109As work closely with other GdF units and here an example is flown over the Buratti class patrol boat G202 Appuntato Salemo.
The FLIR Systems SeaFLIR II thermal imaging sensor is fitted under the nose.
A powerful searchlight, useful at night or in bad weather when patrolling at sea, is fitted to Nexus of the GdF.
Seen here displayed at the FIDAE air show at Arturo Benitez International Airport, Santiago, Chile, on March 30, 2008 is Carabineros de Chile AgustaWestland A109E Power C-21 (c/n 11696). The helicopter is one of four of the type that were delivered to the para-military Carabineros last year.
On April 1, 2006, three AgustaWestland A109Es joined 32 (TR) Squadron replacing a similar number of Eurocopter AS355F-1s. The new type can fly faster and further, and seat more passengers.
All three types currently operated by 32 (TR) Squadron - BAe146 CC.2, HS.125 CC.3 and AgustaWestland A.109E - are illustrated in this photograph at their home base of RAF Northolt.
Following the acquisition of Agusta A109 Power G-ESLH (c/n 11173) by the Empire Test Pilots School (ETPS) at MoD Boscombe Down, Wiltshire, earlier this year, the helicopter has now been fully instrumented by Sloane Helicopters at Sywell, Northamptonshire, repainted in full ETPS colours and on May 11, 2007 gained military serial ZE416. The helicopter it replaces, AS 355F1 Twin Squirrel ZJ635, has now been disposed of and was registered as G-WDKR on March 1, 2007, to Cheshire Helicopters Ltd of Wilmslow.
Результатом начавшихся в 1998 году переговоров между промышленными группами "Finmeccanica" и GKN стало образование совместного венчурного предприятия "Agusta Westland". Новая фирма продолжила совершенствование вертолетов семейства А 109. Теперь все военные варианты выпускаются на базе модификации AW109LUH.
AW109 LUH - скоростной военный вертолет, хорошо приспособленный для работы в жарких условиях и на большой высоте. Машина может вооружаться ПТУР TOW и Hellfire, 70-мм НАР и 7,62-мм/12,7-мм пулеметами. Живучесть обеспечивается протектированными топливными баками, бронекреслами и средствами самообороны.
A formal ceremony took place at Linkoping on September 14, 2006 to officially induct the AgustaWestland A109 Light Utility Helicopter into service with the Swedish Armed Forces, with which it is designated the HKP.15. A total of 20 HKP.15s are on order.
В настоящее время AW109 LUH является самым продаваемым легким военным вертолетом в мире. На снимке - AW109 LUH Армии Швеции. Вертолет камуфлирован по характерной для ВС Швеции темными и светлыми зелеными пятнами геометрической формы.
Swedish Armed Forces Hkp15B 15039/‘39’ arriving at Maritime Air Station De Kooy in the Netherlands, prior to its departure on board HNLMS Johan de Witt for its participation in Operation Atalanta.
Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция (на фото); Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.
The Operation Atalanta flagship HNLMS Johan de Witt had a Swedish Hkp 15B and Combat Boat 90 assault craft on board.
A Swedish Armed Forces Hkp15B assigned to ME04, equipped with emergency flotation gear off the Horn of Africa.
A Swedish Hkp 15B is prepared for lift-off from the Johan de Witt’s heli-deck.
The Hkp 15B ME40 detachment had the luxury of working in a hangar on the HNLMS Johan de Witt.
South African Air Force A109LUHs 4005, 4007 and 4008 at the hand-over ceremony for the first four of the type to the SAAF at AFB Bloemspruit on October 19, 2005.
A Nigerian Air Force AgustaWestland AW109 LUH, operated by the 405 Helicopter Combat Training Group, displays a COVID-19 warning during the service's 56th anniversary flypast on April 22, 2020.
New production Leonardo AW109E Power CSX81393 (c/n 11840) test flying at Venegono, Italy, on October 13, 2020. The helicopter is the first of four destined for the Cameroon Air Force. The other three are CSX81934 (c/n 11841), CSX81935 (c/n 11842) and CSX81936 (c/n 11843). All four have been test flying in Italy for around two years, but none have yet been delivered, for reasons unknown.
Newly acquired Royal Australian Navy (RAN) A109E Power N42-510 (c/n 11510, ex VH-NPZ, l-PAWR, '92' Swedish AF) currently retains this overall gloss black colour scheme, whereas the other two helicopters that have been delivered are in more traditional RAN overall grey colours.
Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47; на фотоснимке); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция; Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.
New Philippine Air Force AW109E Power 816 flies in for the induction ceremony at Villamor on August 17, 2015.
The Luxaviation Helicopters fleet encompasses a wide variety of aircraft types, including the Leonardo AW109SP
Самый последний представитель 109-го семейства - модель GrandNew, прекрасно подходящий на роль медико-эвакуационного и VIP транспортного.
The GrandNew is a follow-on from the popular AW109S Grand.
The AgustaWestland AW 109 Trekker combines the airframe of the AW109SP with a skid landing gear. The aircraft displayed at HAI Heli-Expo 2014 wore SevenBar titles.
The mock-up of the Trekker at Heli-Expo in Anaheim was actually an AW 109 Power airframe fitted with skids.
Seen at Luni-La Spezia in May 2008 was the first AgustaWestland AW109N Nexus ([CS]X81679, c/n 22502), which the manufacturer has used as a test-bed for new systems since 2007. It is currently undertaking auto-pilot trials. The helicopter will eventually be handed over to the Guardia di Finanza, which will receive seven examples of the type.
There are more than 500 Leonardo helicopters in Latin America, 190 of which are in Brazil, with 120 in the state of Sao Paolo alone