Agusta A-109 Hirundo
Варианты:
Agusta - A-109 Hirundo - 1971 - Италия
Страна: Италия
Год: 1971
Вертолет

Восьмиместный легкий многоцелевой вертолет
Описание
Фотографии
Agusta Westland AW 109

  В ходе лицензионного производства вертолетов иностранных конструкций итальянская фирма "Agusta" приобрела опыт, позволивший ей самостоятельно разработать и начать производство вертолета Agusta А 109. Эта машина стала первым вертолетом фирмы, выпущенным массовой серией. Вертолет А 109 разработан, прежде всего, под требования гражданского сектора рынка, но его также закупили вооруженные силы некоторых стран. Отличиями А 109 стали убираемое трехопорное шасси с носовой опорой, четырехлопастный алюминиевый несущий винт с обшивкой из материала Nomex и стреловидный киль с двухлопастным хвостовым винтом, установленным с левой стороны.
  Изначально на А 109 ставился один газотурбинный двигатель Turbomeca Astazou XII мощностью 690 л. с, но в 1967 году его заменили двумя значительно более надежными газотурбинными двигателями Allison 250C14 мощностью по 370 л. с.
  Параллельно с гражданским вариантом велось проектирование многоцелевой военной модификации вертолета, но в 1969 году работы по ней прекратили. Все усилия были сосредоточены на доводке гражданского восьмиместного варианта А 109C Hirundo. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 4 августа 1970 года, но поставки серийных вертолетов, получивших обозначение A109A, начались лишь в 1976 году. Первый серийный вертолет итальянской конструкции имел коммерческий успех не только как легкая пассажирская машина, но и как санитарная, транспортная и поисково-спасательная.
  В ограниченном количестве вертолеты А 109 закупили вооруженные силы ряда стран для использования в качестве связного и легкого транспортного. Четыре вертолета закупила армия Аргентины (два из них в 1982 году захватили британские войска на Фолклендах), позже Аргентина приобрела еще две машины. Трофейные аргентинские вертолеты поступили на вооружение 2-го полка авиационного корпуса британской армии и применялись, главным образом, для обеспечения действий бойцов SAS (Special Air Service - британский спецназ).
  С сентября 1981 года выпускается базовая гражданская модификация А 109A Mk II с усиленным редуктором, новым валом хвостового винта, измененными конструкциями хвостовой балки и кабины пилотов. В 1989 году появился "широкофюзеляжный" вариант А 109C, на котором вновь доработали редуктор, а пассажирскую кабину сделали более просторной и комфортабельной. Один такой вертолет поступил на вооружение 31-го авиаполка ВВС Италии, он использовался в качестве президентской машины.
  В конце 1980-х годов стало ясно, что вертолет более привлекателен для военных, чем предполагалось на стадии проектирования, и что его можно применять для разведки, эвакуации раненых и даже для нанесения ударов по наземным целям. По заказу армейской авиации Италии было построено 24 вертолета А 109EOA в варианте с двумя двигателями Allison 250-C20R мощностью по 450 л. с. Все вертолеты поступили к заказчику в 1988 году В отличие от более ранних машин, двери на А 109EOA были выполнены сдвижными, а не откидными. На крышах кабин монтировались прицелы SFIM M334-25 и лазерные дальномеры CILAS, на двух пилонах предусматривалась подвеска широкого ассортимента вооружения. К другим отличиям вертолета А 109EOA следует отнести неубираемое шасси, аппаратуру радиоэлектронной борьбы и топливную систему, более безопасную в случае аварийной посадки.
  На базе А 109EOA был разработан вариант А 109CM с расширенным составом бортового оборудования, комплектация которого определялась заказчиком. Армейская авиация Бельгии заказала 46 вертолетов А 109CM, 18 - в разведывательном варианте и 28 - в противотанковом. В бельгийской армии они получили обозначения A109HO и A109HA. Вертолеты A109BA собирались в Бельгии фирмой SABCA.
  Под требования вероятных заказчиков из Африки и Латинской Америки был разработан многоцелевой вертолет А 109K, оптимизированный для эксплуатации в условиях жары и высокогорья. На нем установили другие двигатели, усилили трансмиссию, удлинили носовую оконечность фюзеляжа, внедрили ряд других конструктивных изменений. Первый полет А 109K выполнил в апреле 1983 года. В числе первых поступили заказы на 16 вертолетов А 109K2 для горноспасательной службы Швейцарии и на три аналогичные машины для полиции Дубая. Дальнейшим развитием военного варианта стали модификации А 109KM с неубираемым шасси и сдвижными дверями для сухопутных войск и A 109KN для морской авиации, обладавший возможностью палубного базирования.
  Военные вертолеты А 109 вооружены пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм на турели, установленной в проеме двери грузопассажирской кабины. Количество узлов подвески вооружения увеличено до четырех (по сравнению с двумя узлами подвески вертолета А 109EOA). На пилоны возможна подвеска контейнеров с 7,62 или с 12,7-мм пулеметами, блоков неуправляемых ракет калибра 70 или 80 мм, до восьми ПТУР TOW, ракет "воздух-воздух" Stinger. А 109 также способен нести легкие БПЛА, а в морском варианте - противокорабельные ракеты.
  К поздним модификациям вертолета относятся вариант А 109G для береговой охраны с двигателями Allison 250-C20R и А 109 Power с силовой установкой значительно большей мощности (два газотурбинных двигателя Pratt & Whitney PW206C мощностью по 640 л.с.) и усиленной трансмиссией.
  Фирма "AgustaWestland" продолжила совершенствование вертолета, который получил новое обозначение AW 109. Серийный выпуск модификации AW 109 Power предполагалось продолжать до 2009 года. На основе базовой модели было разработано еще несколько модификаций, в том числе AW 109 Elite с салоном повышенной комфортабельности и усовершенствованным приборным оборудованием, а также AW 109 Power HPS, предназначенный для использования администрацией морских портов. На вертолетах серии Power предусмотрена возможность установки медицинского, полицейского, поисково-спасательного, противопожарного и другого специализированного оборудования. Вертолет AW109 Grand является увеличенным вариантом базовой модели, он предназначен для VIP-персон и оснащен двумя газотурбинными двигателями PW207C взлетной мощностью по 735 л.с.
  Ныне все военные варианты вертолета AW 109 строятся на основе модификации AW 109LUH.
  Восемь вертолетов А 109 приобрела береговая охрана США, где они эксплуатируются под обозначением MH-68A Stingray. В середине 2008 года польская фирма "PZL Swidnik", которая делает по итальянскому заказу фюзеляжи AW 109, сдала фирме "AgustaWestland" 500-й фюзеляж. В 2005 году в Китае было образовано предприятие "Janghxi Changhe Agusta" для лицензионной сборки вертолетов AW 109, получивших местное обозначение Changhe СА 109.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Agusta A109KM

  Тип: восьмиместный легкий многоцелевой вертолет
  Силовая установка: два газотурбинных двигателя Turbomeca Arriel IK взлетной мощностью по 700 л. с. (мощность на продолжительном режиме работы 585л.с.)
  Характеристики: максимальная скорость 281 км/ч; максимальная крейсерская скорость 264 км/ч; скороподъемность без внешней подвески 530 м/мин; практический потолок 6095 м; статический потолок с учетом влияния земли 5640 м; статический потолок без учета влияния земли 3350 м; дальность полета 537 км
  Массы: пустого 1595 кг; максимальная взлетная 2850 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11,00 м; длина с вращающимися винтами 13,04 м; длина фюзеляжа 11,11 м; высота 3,30 м; площадь, ометаемая несущим винтом 95,03 м:
  Вооружение: смотри текст
Agusta А 109 Hirundo. На Фолклендах использовались два вертолета А 109 из 601-го боевого авиационного батальона армейской авиации. Позже эти машины стали трофеями британских войск и получили маркировку Королевской морской пехоты. Ныне вертолеты с регистрацией ZE411 и ZE412 состоят на вооружении 7-го полка (8-е звено) авиационного корпуса армии Великобритании и используются в интересах подразделений SAS.
A-109
4 августа 1971г.: совершил первый полет один из трех прототипов вертолета общего назначения Agusta А 109 Hirundo, построенных фирмой в частном порядке. Машина могла перевозить двух членов экипажа и до семи пассажиров.
Первый полет A 109 выполнил в 1971 году, показав высокую скорость и простоту пилотирования, что особенно важно для аппаратов, сертифицированных для полетов по приборам с одним пилотом.
Вертолеты обеспечивают быстрое перемещение между центром города и удаленными аэропортами. Салон таких машин, как Agusta A 109 (на снимке), имеет роскошную отделку.
Итальянский поисково-спасательный A 109 на фоне заснеженных гор. Шасси снабжены лыжами.
Львиная доля вызовов санитарной авиации связана с дорожно-транспортными происшествиями. На снимке - санитарные вертолеты AW109E.
"AgustaWestland" поставляет свои вертолеты органам внутренних дел Китая. Вертолеты AW139 (на заднем плане) закупила полиция провинции Гуанси в дополнение к AW109 Power. AW139 используются органами внутренних дел Шеньяна и Пекина.
Agusta Westland AW 109 Power - типичный современный полицейский вертолет. Скоростная и универсальная машина оснащена двумя двигателями, что повышает летные данные и безопасность полетов. На вертолете установлено специальное оборудования, включая FLIR и прожектор. Машина способна выполнять широкий круг задач, от поиска и спасения до преследования уголовных элементов. На фотографии: вертолет полиции Словении.
The second Carabinieri Nexus, over the Alps before delivery, with its temporary ‘81664' military serial painted on the tail boom.
Over Venice, this AW109N Nexus from 14° Nucleo Elicotteri Carabinieri based at Treviso operates in Italy’s northeast.
A Wescam imaging sensor fitted under the rear fuselage of the Corpo Forestale AW109Ns. The service grounded its Nexus fleet on April 1, 2014, awaiting a decision about its future.
AW109N ‘GF-309’ from the Guardia di Finanza Centro di Aviazione (training centre) at Pratica di Mare in maritime patrol configuration, fitted with four inflatable flotation devices, two each side, on the lower surfaces.
Guardia di Finanza Nexus variants have an imaging sensor turret and vertical blades for wire cutting on the windscreen and under the nose.
A Guardia di Finanza Nexus showing the position of the inflatable floating devices, the FLIR and the retractable landing gear.
The MCH-109As work closely with other GdF units and here an example is flown over the Buratti class patrol boat G202 Appuntato Salemo.
The FLIR Systems SeaFLIR II thermal imaging sensor is fitted under the nose.
A powerful searchlight, useful at night or in bad weather when patrolling at sea, is fitted to Nexus of the GdF.
Вертолеты Stingray из Береговой охраны США в ожидании ремонта в своем ангаре во Флориде. Эскадрилья вооруженных вертолетов оказала содействие в предотвращении ввоза в США наркотиков на сумму более 8 млн долларов.
Результатом начавшихся в 1998 году переговоров между промышленными группами "Finmeccanica" и GKN стало образование совместного венчурного предприятия "Agusta Westland". Новая фирма продолжила совершенствование вертолетов семейства А 109. Теперь все военные варианты выпускаются на базе модификации AW109LUH.
AW109 LUH - скоростной военный вертолет, хорошо приспособленный для работы в жарких условиях и на большой высоте. Машина может вооружаться ПТУР TOW и Hellfire, 70-мм НАР и 7,62-мм/12,7-мм пулеметами. Живучесть обеспечивается протектированными топливными баками, бронекреслами и средствами самообороны.
В настоящее время AW109 LUH является самым продаваемым легким военным вертолетом в мире. На снимке - AW109 LUH Армии Швеции. Вертолет камуфлирован по характерной для ВС Швеции темными и светлыми зелеными пятнами геометрической формы.
Swedish Armed Forces Hkp15B 15039/‘39’ arriving at Maritime Air Station De Kooy in the Netherlands, prior to its departure on board HNLMS Johan de Witt for its participation in Operation Atalanta.
Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция (на фото); Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.
The Operation Atalanta flagship HNLMS Johan de Witt had a Swedish Hkp 15B and Combat Boat 90 assault craft on board.
A Swedish Armed Forces Hkp15B assigned to ME04, equipped with emergency flotation gear off the Horn of Africa.
A Swedish Hkp 15B is prepared for lift-off from the Johan de Witt’s heli-deck.
The Hkp 15B ME40 detachment had the luxury of working in a hangar on the HNLMS Johan de Witt.
Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47; на фотоснимке); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция; Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.
New Philippine Air Force AW109E Power 816 flies in for the induction ceremony at Villamor on August 17, 2015.
Рекорд. 18 августа 2008 года Скотт Каспрович и Стив Шейк завершили кругосветный перелет на вертолете Grand, продолжавшийся 11 дней 7 часов 2 минуты. Летчики побили существовавший на тот момент рекорд, улучшив его почти на 6 суток. Средняя скорость во время перелета - 137 км/ч, включая время, затраченное на остановки, а средняя скорость на маршруте - 276 км/ч. Особенно впечатляет, что это был обычный серийный вертолет. Во время перелета летчики побывали в 18 странах, преодолев 38893 км, а на участке Нью-Йорк-Лондон они установили новый рекорд скорости (им потребовалось немногим более 40 часов).
"Elilombarda" располагает двумя взятыми в лизинг поисково-спасательными/санитарными AW109SP Grand New. В итальянском регионе Ломбардия высота Альп достигает 2500 м.
Компания "Elilombarda" эксплуатирует Grand в качестве "воздушной скорой помощи", а также как корпоративный и для работы на шельфе. Увеличенный объем кабины вмещает больше необходимого оборудования.
The Da Vinci is a tailored version of the AW109SP Grand New equipped with single controls and an electronic flight information system.
Самый последний представитель 109-го семейства - модель GrandNew, прекрасно подходящий на роль медико-эвакуационного и VIP транспортного.
The GrandNew is a follow-on from the popular AW109S Grand.
The AgustaWestland AW 109 Trekker combines the airframe of the AW109SP with a skid landing gear. The aircraft displayed at HAI Heli-Expo 2014 wore SevenBar titles.
The mock-up of the Trekker at Heli-Expo in Anaheim was actually an AW 109 Power airframe fitted with skids.
Third prototype of the Agusta A 109 Hirundo twin-turbine eight-seat helicopter
Agusta A 109 general-purpose helicopter (two 420 shp Allison 250-C20B turboshaft engines)
The Agusta A.109 Hirundo twin-engined eight-seat helicopter.
Легкий вертолет A.109
Агуста A 109 "Ирундо"
Boeing Vertol began flight testing early October 1984 an Agusta A 109 (I-AGUU) in the role of an ARTI test vehicle, in its participation in the US Army’s Advanced Rotorcraft Technology Integration programme. The purpose of ARTI is to establish a one-man integrated/automated cockpit arrangement for the LHX light helicopter programme, and to this end the A 109 has been modified to have a test pilot seated in a new cockpit in the centre of the cabin, behind the safety pilot who occupies the conventional right-hand seat in the nose. Sikorsky is similarly fitting a conceptual LHX cockpit in the nose of a modified S-76, which will fly in May, while Bell and Hughes Helicopters also have ARTI work going on with the help of their respective types of helicopter.
Эвакуация раненных в боях на севере Мали на бельгийском поисково-спасательном вертолете Агуста A109
Among the Argentinian losses in the Falklands that could not be disputed were these two Agusta A 109s (above, AE331, and below, AE334) both of which were in airworthy condition when captured and were later returned to the UK.
Санитарный вертолет Агуста A109 был доставлен в Мали бельгийским C-130
The Nexus has a modern glass cockpit with six multifunction displays.
In two-pilot configuration, the Trekker’s Garmin 1000H avionics consist of two displays for the pilot in the right seat and one for the co-pilot.
The large cabin in the GrandNew offers room for up to six passengers - or up to two stretchers plus medical attendants.
Вертолеты A-109K и "Алуэтт III".
Макет вертолета CA 109E
An artist's impression of the Trekker in the air: the type combines the GrandNew's stretched fuselage with skids.
Agusta A.109 high-performance seven-seat helicopter
Agusta A 109 Hirundo twin-engined general-purpose helicopter
Agusta A 109 twin-engined general-purpose helicopter
Agusta A 109C Hirundo