Мировая Авиация 109
-
Индия пыталась помочь установить мир на Шри-Ланке. Этот Ан-32 из 32-й эскадрильи использовался для снабжения сил индийского миротворческого контингента в июне 1987 года.
The An-32 is now the IAF’s standard medium tactical transport, equipping Nos 12, 33. 43, 48 and 49 Squadrons, and the Paratroop Training School.
Ланкийские ВВС постоянно наращивали свою мощь. Штурмовики F-7M и противопартизанские самолеты Pucara были получены в 1992 году, а в 1995 году 9-ю эскадрилью вооружили вертолетами Ми-24В (на снимке).
B-2 очень необычно выглядит сзади. Такие формы самолета снижают его заметность не только в радиолокационном, но и в оптическом диапазонах, повышая шансы на выживание.
Секретность программы B-2 породила множество слухов о возможностях разрабатываемого самолета, в том числе предполагалось, что он будет обладать возможностями вертикального взлета и посадки. Бен Рич, руководитель подразделения "Skunk Works", разработавшего F-117, утверждает, что во время конкурса проект B-2 носил название "Aurora", откуда пошли слухи о гиперзвуковом самолете-разведчике, которого в реальности не существовало.
После снятия с вооружения машины F-117 B-2 остается единственным малозаметным самолетом ВВС США. Ударные возможности истребителя F-22 крайне ограничены, a F-35 пока находится в стадии отработки.
Под воздухозаборниками установлены отсекатели пограничного слоя, который может негативно повлиять на работу двигателей. Отбираемый ими холодный воздух впоследствии смешивается с выхлопными газами, чтобы снизить заметность бомбардировщика в инфракрасном диапазоне.
B-2 в ходе испытаний на дозаправку, к которым привлекались не только специализированные подразделения, но и строевые части (22-е крыло заправщиков с авиабазы Марч), в дальнейшем обеспечивающие полеты бомбардировщиков с базы Эдвардс. Обратите внимание на огромный размах крыла B-2A на фоне заправщика KC-135E.
Эмблемы на борту. Одним из вопросов при создании первых B-2 был по размещению эмблем на борту, являющихся характерной чертой американских самолетов. Естественно, яркая эмблема не могла появиться на малозаметном боевом самолете, и было принято решение разместить ее на створке носовой стойки шасси. Опытные самолеты получили изображения, связанные с возможностями машины. Например, "Ghost" (призрак), указывал на "невидимость" B-2, a "Christine" - намек на мистический автомобиль из романа Стивена Кинга. Эмблема "Fire & Ice" (лед и пламень, на фото) использовалась во время испытаний B-2 на всепогодность. Строевые машины носят названия американских штатов, например "Spirit of California" и "Spirit of Texas". А тринадцатый серийный бомбардировщик назвали "Spirit of Kitty Hawk" в честь города, недалеко от которого прошли первые полеты братьев Райт.
Изображенный на рисунке Bre.19A.2 и установленный на нем двигатель Jupiter были построены по лицензии в Югославии. Около 100 этих самолетов продолжали нести службу в 1939 году, хотя их основной задачей стала уже не разведка, а связь и обучение. Обратите внимание, что самолет оснащен крюком для подъема капсул с донесениями.
Этот Bre.19, построенный по лицензии фирмой CASA и оснащенный двигателем Elizalde А-4, в 1935 году входил в состав 22-й группы армейской авиации, базировавшейся в Табладе, Севилья. Самолеты этого типа сыграли важную роль во время гражданской войны в Испании.
Аргентинский заказ на Breguet 19 стал первым в ряду заказов, сделанных государствами Латинской Америки. На этих самолетах, сфотографированных в 1935 году, установлены двигатели Lorraine-Dietrich 12Eb.
Югославия была крупнейшим зарубежным покупателем Bre.19. Самолеты из четвертой партии, поставленной этой стране, были оснащены двигателями Gnome-Rhone Jupiter 9Ab мощностью 420 л.с. (313 кВт).
Bre.19 Super Bidon. "Point d'Interrogation" ("Вопросительный знак") был самым знаменитым из всех Bre.19. Постройку этой машины спонсировала парфюмерная компания "Francois Coty". Самолет участвовал в неудачной попытке пересечь Атлантику в 1929 году. После оснащения новым двигателем 27-29 сентября 1929 года он установил мировой рекорд дальности полета, преодолев 7906 км между Ле-Бурже и Маньчжурией. А с 29 по 30 сентября 1930 года "Point d'Interrogation", наконец, покорил Атлантику, перелетев из Парижа в Нью-Йорк.
На этом Bre.19 Bidon капитан Грийе и лейтенант Дордиль установили новый мировой рекорд дальности полета: с 14 по 15 июля 1926 года они преодолели 4716 км от Виллакубле до Омска.
Стоимость содержания и эксплуатации старых самолетов по карману немногим частным владельцем, поэтому они часто привлекают спонсоров. Часовая фирма "Breitling" оказала значительную поддержку OFMC в 1999-2003 годах, став спонсором демонстрационной группы "Breitling Fighters". На снимке: машины Mustang, Corsair, Spitfire и P-40 во время демонстрационного полета в Даксфорде в 2001 году.
Model 33, имевший обычную конструкцию хвостового оперения, лучше своих предшественников подходил для использования военными, особенно в качестве учебной машины. Воздушные силы Гаити, Ирана, Берега Слоновой Кости и Мексики использовали эти самолеты для подготовки пилотов и связи. Самым крупным оператором стали ВВС Испании, получившие 54 F33 (обозначение E.24; на рисунке). Эти машины и сегодня продолжают нести службу в составе 422-й эскадрильи, базирующейся в Валлодолид-Вилланубла.
Этот самолет Model F33C в приметной окраске получил новое оборудование кабины и в 1998 году демонстрировался на выставке "Sun'n Fun" в Лейкленде, Флорида. Машина получила систему OPS, графический дисплей погодной информации и цифровые средства связи.
Авиакомпания "Lufthansa" использовала различные варианты самолетов "Beech"для тренировки экипажей. Для подготовки на однодвигательных машинах использовались F33 (на снимке) и A36AT, a Model 55 Baron применялся для тренировки полетов на многодвигательных машинах.
Название Bonanza (удачное предприятие, "золотое дно") ассоциируется с роскошью и высокими характеристиками, и шестиместный A36 превосходил по стоимости большинство своих конкурентов на всем протяжении серийного производства.
Один из многочисленных вариантов конверсии Model 36 - Turbine Bonanza. Оснащенный ТВД Allison 250 мощностью 420 эл.с. (313 кВт), этот самолет установил ряд мировых рекордов скорости в своем классе.
Прототип Debonair во время демонстрационного полета в Вичите в 1959 году. Подобно большинству серийных самолетов, эта машина имеет цвет натурального металла.
Вооруженный вариант Model 33, получивший обозначение PD 249, испытывался ВВС США (на снимке). Имевший четыре узла подвески под крылом, единственный PD 249 был оснащен двигателем Continental Glb-520 мощностью 350 л.с. (261 кВт). Самолет успешно прошел испытания в качестве легкого штурмовика, но от проекта отказались в связи с выводом американских войск из Вьетнама.
Единственным военным вариантом Model 36 был QU-22B (фото). Созданный для использования во Вьетнаме, QU-22B представлял собой стандартный A36, приспособленный для ведения радиотехнической разведки. Снабженный специальным редуктором, снижавшим обороты, самолет мог использоваться в пилотируемом и беспилотном варианте, передавая собранную информацию непосредственно на землю или через самолет-ретранслятор Lockheed EC-121R. Построили 27 серийных машин, из них 10 были потеряны в ходе войны.
Beechcraft QU-22B version of Model A36 Bonanza for USAF Pave Eagle programme
Вертолеты Bell 212 из 7-й эскадрильи могут быть оснащены тяжелыми пулеметными контейнерами FN Herstal с 12,7-мм пулеметами, блоками 70-мм НАР и 7,62 или 12,7-мм пулеметом в двери кабины.
Групповой пилотаж истребителей позволяет наглядно оценить маневренность различных типов машин. На снимке P-51D и Spitfire Mk IXB OFMC выполняют очередной маневр.
Spitfire, принадлежащий OFMC, во время войны совершил 79 боевых вылетов в составе британских ВВС, а в 1947 году был передан Королевским ВВС Нидерландов.
"Ferocious Frankie" не раз менял окраску и использовался в разных ролях с того момента, как в 1945 году он начал службу в ВВС США. Среди прочего, он с 1947 года нес службу в канадских ВВС, а в 1970-х годах участвовал в воздушных гонках в США.
В 1985 году ВВС Шри-Ланки (SLAF) начали программу перевооружения, заказав самолеты SF.260TPS (на снимке) и вертолеты Bell 206 и 212 для борьбы с ТОТИ.
Supermarine Spitfire Mk IXB из коллекции OFMC - заслуженный боевой ветеран, начавший службу в 1943 году. Эта машина снялась в нескольких фильмах, включая "Битва за Британию" и "Далекая переправа".
Spitfire является для англичан символом их военной авиации, и его выступления встречают с большим энтузиазмом. Принадлежащий OFMC самолет MH434, несомненно, является самым известным в мире из всех летных Spitfire.
Ветеран тайских ВВС, T-28D, был снят с вооружения в начале 1980-х годов вместе с ганшипами AC-47. После снижения активности партизан основной задачей для вооруженных сил Таиланда стала борьба с наркоторговцами.
Вертолеты обеспечивают быстрое перемещение между центром города и удаленными аэропортами. Салон таких машин, как Agusta A 109 (на снимке), имеет роскошную отделку.
Этот F2H-2 Banshee несет синюю окраску, типичную для самолетов ВМС США в 1950-х годах. F2H-2 отличался от F2H-1 наличием баков на законцовках крыла. Если в этих баках было топливо, то сложить или разложить крыло F2H-2 было невозможно.
F2H-3 Banshee. Лишь в середине 1950-х годов Королевские ВМС Канады начали всерьез рассматривать вопрос использования реактивных палубных истребителей на своем единственном авианосце "Бонавенчур", полученном в аренду у англичан. Первыми были заказаны Banshee, хотя и считавшиеся устаревшими, но имевшие важное для канадцев преимущество - прямое крыло, обеспечивающее низкую взлетную/посадочную скорость.
F2H-3 имел вдвое больший запас топлива на борту, чем ранние варианты Banshee, и удлиненный фюзеляж, как и у самолетов модификации F2H-4.
Banshee был вторым после FH Phantom в большом семействе самолетов "McDonnell", названных в честь сверхъестественных существ. "Баньши" (banshee) - привидение-плакальщица в кельтской мифологии, вопли которой предвещают смерть. В эксплуатации F2H неплохо зарекомендовал себя, став одним из основных реактивных истребителей ВМС США.
Как и Phantom II, созданный "McDonnell" позднее, Banshee был многоцелевой машиной, использовавшейся в качестве всепогодного перехватчика, истребителя-бомбардировщика и фоторазведчика.
Эскадрилья VF-141 имела два подразделения, одно из которых специализировалось на использовании ядерного оружия, а второе составляли всепогодные перехватчики. Три из четырех машин на снимке являются ударными, что можно определить по бакам на законцовках крыла и наличию штанги системы дозаправки.
Бесспорно, самый необычный камуфляж несли несколько A-3 из эскадрильи VAP-61. Ночная фоторазведка над "Тропой Хошимина", требовавшая полетов на малой высоте и использования вспышки, была опасным занятием, и VAP-61 потеряла от огня противника четыре самолета. Пытаясь снизить визуальную заметность RA-3B, на них нанесли трехцветный серый камуфляж, оказавшийся относительно эффективным.
Douglas A3D Skywarrior создавался для нанесения ядерных ударов по СССР, но до войны в Персидском заливе в 1991 году, он воевал лишь в Юго-Восточной Азии, где использовалось обычное вооружение. Но, что важнее, самолет оказался пригоден для использования в других целях, включая дозаправку и ведение радиоэлектронной борьбы.
Не все Skywarrior во Вьетнаме базировались на авианосцах. Этот EA-3B из эскадрильи VQ-1 "World Watchers" выпускает тормозной парашют во время посадки в Дананге в Южном Вьетнаме. EA-3B из VQ-1 вместе с самолетами EC-121 Constellation и EP-3E Orion были задействованы в программе "Tactical Airborne Signals Exploitation System"(TASES) no перехвату и подавлению радиосвязи в Северном Вьетнаме.
KA-3B и пара ERA-3B из эскадрильи VAQ-34 на стоянке в Пойнт Мугу. В 1961 году стало ясно, что вместительный бомбоотсек позволяет приспособить Skywarrior для дозаправки других палубных самолетов. Большая часть машин получила 4921-литровый топливный бак в комплекте с заправочным оборудованием, размещенным под фюзеляжем. Доработанные таким образом машины получили обозначение KA-3B и во второй половине 1960-х годов стали самым распространенным вариантом самолета.
После расформирования в 1971 году эскадрильи VAP-61 многие из ее RA-3B были переделаны в имитаторы самолетов РЭБ противника и переданы эскадрилье VAQ-34. Получившие обозначение ERA-3B, эти самолеты были слишком тяжелыми для эксплуатации с авианосцев, но сохранили тормозной крюк, на случай аварийной посадки. Представленный на снимке самолет (№ 142668) был оснащен новым радиопрозрачным обтекателем длиной 5,79 м, под которым размещалась система РЭБ AN/ALT-40.
Вероятно, самый известный Skywarrior (№ 144825) был в 1960 году оснащен фирмой "Grumman" большим радиопрозрачным обтекателем и использовался для испытаний импульсно-доплеровской РЛС наведения ракет AAN-N-10 "Eagle". Снимок сделан на базе Пойнт Мугу 5 апреля 1982 года - под левым крылом самолета подвешен сдвоенный контейнер с устройством выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
Моряк складирует 226-кг бомбы на летной палубе авианосца "Кити Хок", предназначенные для вооружения штурмовиков, в числе которых были и A-3. Из-за дефицита боеприпасов Skywarrior использовали бомбы серии Mk 60 времен Второй мировой войны, отличавшиеся характерным оперением.
Несколько тяжелых штурмовых эскадрилий наносили бомбовые удары по целям, но это было далеко от первоначальных задач, для которых были созданы Skywarrior. На снимке A-3B из штурмовой эскадрильи VAH-8 "Fireballers".
EKA-3B из эскадрильи РЭБ VAQ-130 "Zappers" следует на средней высоте над Тонкинским заливом, июнь 1970 года. В это время подразделение базировалось на борту авианосца "Бонн Ом Ричард". На снимке хорошо видны каплеобразные обтекатели в носовой и хвостовой части фюзеляжа, в которых размещалась большая часть аппаратуры РЭБ
Douglas EKA-3B TACOS Skywarrior.
Команда авианосца "Нимитц" закатывает на старт EA-3B из эскадрильи VQ-1. Эти самолеты состояли на вооружении ВМС США 35 лет, и последние ERA-3B из VAQ-33 и EA-3B из VQ-2 были списаны в 1991 году. Долгая служба Skywarrior особенно примечательна с учетом малого числа этих машин (последний из 283 самолетов был принят ВМС в январе 1961). Более того, эксплуатация этих самолетов была очень интенсивной - большую часть времени они проводили в море и участвовали в боевых действиях во Вьетнаме и Персидском заливе.
EA-3B Skywarrior. Эскадрилья VQ-1 была первым специализированным подразделением радиоэлектронной разведки ВМС США. Официально она была сформирована в Сэнгли Пойнт, Филиппины, в июне 1955 года. Наряду с RA-3B она имела на вооружении самолеты Martin P4M-1Q Mercator и Lockheed WV-2/WC-121/EC-121. EA-3A начали службу в ноябре 1956 года, а в 1958 году к ним присоединились EA-3B, которые прослужили до 1988 года, уступив место самолетам Lockheed EP-3E Orion. Чтобы избежать путаницы с эскадрильей VQ-2 "The Batmen", VQ-1 выбрала в качестве эмблемы летучую мышь. Полная эмблема эскадрильи представляла собой изображение летучей мыши на фоне земного шара и ленты с названием подразделения - "World Watchers". Обычно эскадрилья использовала код на киле "PR", породивший популярный позывной подразделения - "Peter Rabbit". Здесь представлен самолет с кодом "NL", принадлежащим 63-му авианосному крылу (Carrier Air Wing - CVA) с авианосца "Китти Хок", в которое временно входила эскадрилья в 1983 году.
EKA-3B
Съемки в кино дают организации дополнительный доход, позволяющий поддерживать самолеты в летном состоянии. На снимке Aero L-39ZO Albatros из коллекции OFMC во время съемок очередного фильма о Джеймсе Бонде.
В 1974 году индонезийская морская пехота вторглась в Восточный Тимор. Свыше 1000 парашютистов были сброшены с транспортных самолетов C-130B и C-47, прикрываемых истребителями F-51D.
Подразделения ВВС оказывали поддержку армии Филиппин в многолетней войне с повстанцами, используя самолеты T-28 (замененные на OV-10 и SF.260) и F-5 (на снимке), а также ганшипы AC-47.
Полен с большим успехом совершал демонстрационные полеты на биплане Voisin в британском Брукленде. Впервые лондонцам представилась возможность вживую познакомиться с изобретением, изменившим ход человеческой истории.
На счету французского пилота Исидора Огюста Мари Луи Полена несколько авиационных рекордов. Он летал на самолетах Voisin, таких как "Boxkite", и доработанных аэропланах Фармана. Полен добился успеха в Реймсских авиагонках, выступая на Voisin Boxkite.
Несмотря на свой неуклюжий внешний вид, Dornier Delphin широко использовался для коммерческих перевозок. Этот снимок Do L 2 Delphin II сделан в 1924 году.
"Меркурий" авиакомпании "Дерулюфт".
Высокорасположенное крыло Merkur было подкреплено четырьмя подкосами. Экипаж из двух человек размещался в открытой кабине перед передней кромкой крыла. Кабина экипажа была смещена к левому борту. В закрытой кабине могли разместиться шесть пассажиров.
Gulfstream G500 (на снимке) занимает верхний сегмент на рынке реактивных деловых машин вместе с такими самолетами, как Global Express и Gulfstream G550.
Gulfstream G500 занимает верхний сегмент на рынке реактивных деловых машин вместе с такими самолетами, как Global Express и Gulfstream G550. Имеется множество вариантов исполнения интерьера и оснащения салонов, один из которых представлен на снимке.
Dornier Do X
Перенос управляющих поверхностей на новое место привел к аварии Triplane в парке Уэмбли в сочельник 1909 года. При попытке совершить вираж, самолет столкнулся с землей, повредив крыло.
Обслуживание северовьетнамского F-5B на авиабазе Дананг.
ВВС Вьетнама, которым досталось большое количество самолетов южновьетнамской авиации, включая истребители F-5B Freedom Fighter, практически не встретили сопротивления при вводе войск в Камбоджу в 1978 году.
Hawk T.Mk 1А. Самолет с бортовым номером XX227 - 63-й серийный Hawk, прошедший необходимые доработки для использования в "Red Arrows". В настоящее время группа базируется на базе Крэнуэлл в Линкольншире.
Сезон 2010 года был примечателен для "Red Arrows" как в негативном, так и в позитивном плане. В марте произошло столкновение самолетов в воздухе, но в этом сезоне впервые в полетах участвовала женщина-пилот.
В случае болезни или технического отказа группа может выступать в составе восьми машин. В таком варианте используется строй, известный как "Eight-Arrow Bend".
В очень плотном строю "Viggen Roll" группа осуществляет переворот. Наибольшая нагрузка при таком перестроении приходится на пилотов самолетов, находящихся с внешней стороны строя.
"Red Arrows" провели показы на пяти континентах. Выступления группы являются прекрасной рекламой для Королевских ВВС Великобритании и фирмы-изготовителя.
В строю "Concorde Bend", названном в честь знаменитого лайнера, задействованы все девять самолетов. Обратите внимание, насколько точно выдерживается интервал между машинами.
Самый известный строй группы - "Diamond Nine". Пилотам сзади идущих самолетов приходится быть особенно осторожными, чтобы не попасть в выхлопную струю впереди идущих машин.
Традицией группы "Midnight Hawks" стало купание в проруби. Сколько бы финны ни приглашали своих гостей разделить с ними эту забаву, ни один не согласился!
Пилотажная группа "Saudi Hawks" базируется на авиабазе имени Короля Фейсала (Табук). Она рекламирует Королевские ВВС Саудовской Аравии.
В конце 1930-х годов этот Do J Wal из Grupo 1-G-70 ВВС испанских националистов 6азировался на Балеарских островах.
Этот Oakland Centaurus - Lockheed Harpoon, доработанный фирмой "Oakland Airmotive" - является типичным представителем послевоенных деловых самолетов. Машина имела герметичную кабину и могла даже оснащаться стартовыми ракетными ускорителями JATO.
DA42 МРР может использоваться как в военных, так и в гражданских целях. В сменной носовой части могут размещаться различные датчики, включая РЛС и оптико-электронные системы.
Dornier Militar-Wal 33
Задержки в разработке D-Jet позволили избежать самолету многих проблем, с которыми столкнулись его конкуренты при испытаниях. Многие покупатели даже сочли эти задержки полезными в связи с мировым финансовым кризисом.
Самолет Type D, созданный в 1911 году, оказался очень удачным. Поплавковый вариант этой машины совершил первый в Британии взлет с воды 18 ноября. Доработанный Type D принимал участие в гонке на приз газеты "Daily Mail".
DA20-C1 Eclipse - легкий самолет простой конструкции с высокими летными характеристиками. Для него предлагаются различные дополнительные варианты оснащения, включая установку автопилота.
Дизельные двигатели фирмы "Thielert" очень экономичны и способны работать на широкодоступных видах топлива. К сожалению, банкротство фирмы поставило под вопрос дальнейшее будущее DA40-TDI.
"Diamond" заявляет, что расход топлива в крейсерском полете не превышает 23-26 л/час. В состав стандартного оборудования входит развлекательная система на задних сиденьях.
Dorand AR.1A.2 (на рисунке) и AR.2A.2 надежно несли свою службу. Характерной особенностью этих самолетов было сдвинутое назад верхнее крыло.
Для своего времени Do 11 (на снимке прототип Do F) имел передовую цельнометаллическую конструкцию с убирающимся шасси. Но на протяжении всей службы этот самолет преследовали постоянные отказы.
Dornier Do 11D