Bell Model 212 / UH-1N (Agusta-Bell AB.212 (International))
Варианты:
Bell - Model 212 / UH-1N - 1968 - США
Страна: США
Год: 1968
Вертолет

Вертолет общего назначения с одним членом экипажа
Описание:
Bell Model 212 Twin Two-Twelve (UH-1N, VH-1) и Model 412 Griffon
Agusta-Bell АВ 212
Фотографии

Bell Model 212 Twin Two-Twelve (UH-1N, VH-1) и Model 412 Griffon

1 мая 1968 года компания "Bell" достигла соглашения с правительством Канады и фирмой "Pratt & Whitney Canada" (P&WC), согласно которому она начала разрабатывать на базе UH-1H Iroquois новый вертолет для канадских ВВС под обозначением CUH-1H с силовой установкой Pratt & Whitney Canada PT6T. Вертолет создавался на основе прототипа Model 208 Twin Delta, поднявшегося в воздух в апреле 1965 года. Финансирование программы осуществляли "Bell", P&WC и канадское правительство. Силовая установка PT6T Twin Рас представляла собой спарку из двух турбовальных двигателей, установленных рядом и работавших на общий редуктор с одним выходным валом.
  Модификация PT6T-3 при установке на Model 212 имела ограничение по общей мощности обоих двигателей - 1290 л. с. (962 кВт). Но в случае неисправности одного из них чувствительные датчики в редукторе подавали сигнал работающему на автоматическое увеличение мощности в диапазоне от 800 до 1025 л. с. (596-764 кВт). Это позволяло продолжать полет на одном двигателе.
  Первые поставки военного варианта Model 212 ВВС США состоялись в 1970 году под обозначением UH-1N. Вертолет начал поступать в ВМС и морскую пехоту в 1971 году, а первый CUH-1N (позднее CH-135) канадским ВВС был передан 3 мая 1971 года. Впоследствии Model 212 приобрели ВВС не менее 29 стран.
  Параллельно разрабатывался 14-местный пассажирский вариант Twin Two-Twelve, отличавшийся от военного в основном интерьером кабины и авионикой. Вертолет прошел сертификацию по гражданским нормам летной годности США в июне 1971 года, а в июне 1977-го он стал первым вертолетом, сертифицированным Федеральным авиационным управлением США (FAA) в соответствии с правилами полета по приборам (ППП) вертолета с одним пилотом и неубирающимися поплавками.
  Повышенная безопасность, обеспечиваемая установкой Turbo Twin Рас, обусловила хорошие продажи машины компаниям, занимающимся разведкой и добычей газа и нефти из морских месторождений, а также использующим вертолеты в качестве воздушных такси. К концу 1990-х годов было продано около 900 Model 212. Более поздние модификации оснащались двигателями повышенной мощности PT6T-3B. В 1979 году восемь вертолетов приобрело Управление гражданской авиации Китая, они стали первыми американскими вертолетами, поставленными в КНР. Model 212 также строится по лицензии итальянской фирмой "Agusta" под обозначением АВ 212.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell Model 212 Twin Two-Twelve

  Тип: вертолет общего назначения с одним членом экипажа
  Силовая установка: Pratt & Whitney Canada PT6T-3B TurboTwin Рас с взлетной мощностью 1800 л. с. (1342 кВт) и 1600 л. с. (1193 к8т) для непрерывного полета
  Характеристики: максимальная скорость 185 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 402 м/мин; практический потолок 3960 м; статический потолок 1450 м с учетом влияния земли и 2620 м без учета влияния земли при массе 4536 кг; дальность полета 437 км
  Масса: пустого вертолета 2805 кг; максимальная взлетная 5080 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,69 м; общая длина 17.46 м; длина фюзеляжа 12,92 м; высота до верха втулки 3,83 м; ометаемая площадь 173.9 м'
  Полезная нагрузка: до 14 пассажиров или до 2268 кг груза внутри кабины либо на наружной подвеске.

Agusta-Bell АВ 212

Производство вертолета Bell Model 212 было налажено в Италии вскоре после того, как в США был разработан двухдвигательный вариант вертолета Model 205. Bell 212 (и его итальянский вариант АВ 212) представлял собой фюзеляж вертолета Model 205 с двумя установленными на него двигателями Pratt & Whitney Canada PT6T-3 Turbo TWIN-PAC. Два двигателя обеспечивали большую безопасность полета, чем один; вертолет Model 212 способен выполнять горизонтальный полет с одним работающим двигателем. По размерам и составу бортового оборудования вертолет АВ 212 близок к вертолету АВ 205A-1, но обладает значительно большей надежностью. Поставки вертолетов АВ 212 заказчикам начались осенью 1971 года.
  В базовом варианте вертолет АВ 212 предназначен для перевозки 14 человек и одного члена экипажа - летчика, однако кабина просто адаптируется для выполнения иных задач, в частности - VIP-перевозок. На вертолете предусмотрена возможность установки дополнительного оборудования: лебедки, крана для перевозки грузов на внешней подвеске, дополнительных топливных баков, поплавков, лыжного шасси и прочего оборудования по желанию заказчика. Кабина при необходимости переоборудуется для перевозки раненых на шести носилках и двух сидячих мест для медперсонала.
  С учетом опыта разработки модификации АВ 204AS фирма "Agusta" разработала вариант АВ 212ASV / ASW, предназначенный для борьбы с надводными и подводными целями. Данная модификация предназначена для базирования на корабельных площадках ограниченных размеров. Конструкцию вертолета палубного базирования пришлось усилить, добавить узлы крепления вертолета к палубе и обработать вертолет антикоррозионной защитой.
  Самым заметным внешним отличием корабельной модификации стал массивный обтекатель поискового радиолокатора (по желанию заказчика вертолет оснащается РЛС разного типа, в том числе Ferranti Seaspray). Был изменен состав бортового электронного оборудования вертолета, а также состав приборного оборудования кабины. В грузовой кабине оборудован тактический центр обработки информации с местами для двух операторов. В состав системы управления включен автопилот; приборное оборудование позволяет выполнять полеты круглосуточно в любых метеоусловиях.
  В составе бортового оборудования совместно с автопилотом с системой автоматической стабилизации полета работают радиовысотомер и допплеровская навигационная система, что позволяет вертолету в автоматическом режиме выходить на любой из выставленных радиогидроакустических буев. Навигационная система в автоматическом режиме отображает местоположение вертолета на экране радиолокатора, установленного в тактическом центре обработки информации и определяет координаты цели, обнаруженной гидроакустической станцией Bendix AQS-18B/F.
  Установленный на вертолете АВ 212ASW поисковый радиолокатор в сочетании с линией передачи данных позволяет использовать вертолет для загоризонтного наведения корабельных управляемых ракет класса "поверхность-поверхность".
  Для выполнения поисково-спасательных задач вертолет оборудован внешней гидравлической лебедкой. Штатный экипаж вертолета состоит из трех-четырех человек, включая двух операторов тактического центра, но вертолет способен перевозить еще до семи пассажиров.
  Для выполнения иных задач вертолет АВ 212ASW оборудуется краном грузоподъемностью 2270 кг или лебедкой грузоподъемностью 270 кг, поплавками, внешними и внутренними топливными баками.
  Разработка вертолета АВ 212ASW началась в 1971 году. Прототип поступил для оценочных испытаний в ВМС Италии в 1973 году. Серийные вертолеты АВ 212ASV7ASW поступили на вооружение в 1976 году. Фирма построила более 100 вертолетов для семи заказчиков, крупнейшим из которых стал военно-морской флот Италии, получивший 60 машин.
  Первые 12 вертолетов AB212ASV/ASW ВМС Италии были оснащены радиолокаторами MEL ARI. 5955, остальные - радиолокатором AP5-705, позволявшим применять с вертолета легкие противокорабельные ракеты. В ВМС эти вертолеты стали стандартными для кораблей класса эсминец и фрегат. Вертолет АВ 212ASV/ASW в противолодочном варианте несет две самонаводящиеся противолодочные торпеды Mk 44 или Mk 46, или MQ44, в противокорабельном варианте - две управляемых ракеты AS12. Вертолеты ВМС Италии доработаны путем установки системы Marte Mk II с РЛС SMA MM/ APS-706 под использование противокорабельных ракет Sea Killer Mk 2.
  Греция получила 14 вертолетов АВ 212ASV/ASW, включая три в варианте радиоэлектронной борьбы. ВМС Перу закупили пять вертолетов АВ 212ASV/ASW. Десять вертолетов АВ 212ASV/ASW ВМС Испании вооружены ракетами AS12 и пулеметами, они используются с десантного вертолетоносца "Галисия" для огневой поддержки десанта. ВМС Турции изначально закупили 12, а затем еще четыре вертолета АВ 212ASV/ASW в варианте с радиолокаторами Seasprey и противокорабельными ракетами Sea Skua. Вертолеты базировались на фрегатах типа "Явуз". Несколько вертолетов ВМС Турции доработаны в вариант РЭБ - АВ 212AS (EW). Венесуэла эксплуатирует не менее шести вертолетов АВ 212ASV/ASW, вооруженных противокорабельными ракетами OTO-Melara Sea Killer.
  В 1983 году был заключен контракт на поставку десяти вертолетов Ираку, но выполнен он не был из-за ограничений, наложенных на поставки вооружений в эту страну. В начале 1974 года примерно 20 вертолетов заказали ВМС Ирана, эти вертолеты оснащались управляемыми по проводам ракетами AS12; машины использовались для атак кораблей и судов в Персидском заливе в 1985-1986 годах. В 2008 году не менее десяти иранских вертолетов были пригодными к полетам.
  Большое количество вертолетов АВ 212 используется в вооруженных силах разных государств. ВВС Австрии получили 23 вертолета Bell 212 /АВ 212 и использовали их как многоцелевые и транспортные. На вооружение ВВС Италии поступило 34 вертолета АВ 212, их используют как учебно-тренировочные, поисково-спасательные и связные. 14 вертолетов под обозначением EM-3 эксплуатировались в армейской авиации Италии в качестве транспортных. Примерно 30 вертолетов АВ 212 поступили на вооружение 12-й и 14-й эскадрилий ВВС Саудовской Аравии. Четыре АВ 212 использовались армейской авиацией Испании, три - ВВС Судана.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Agusta-Bell АВ 212ASV/ASW

  Тип: средний противокорабельный/противолодочный многоцелевой вертолет
  Силовая установка: один газотурбинный двигатель Pratt & Whitney Canada PT6T-6 Turbo Twin Рас номинальной мощностью 1875 л. с. в варианте с пониженной до 1290л. с. взлетной мощностью
  Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 196 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 185 км/ч; скороподъемность 396 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 3200 м; статический потолок без учета влияния земли 396 м; максимальная дальность полета с дополнительными топливными баками 616 км; продолжительность полета 3 ч, продолжительность полета с дополнительными топливными баками 5 ч
  Массы: пустого 3420 кг; максимальная взлетная в противолодочном варианте с двумя торпедами Mk 46 5070 кг; в противокорабельном варианте с двумя ракетами AS12 4973 кг, в поисково-спасательном варианте 4973 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,63 м; длина с вращающимися винтами 17,40; длина фюзеляжа 12,92 м; высота 4,53 м; площадь, ометаемая несущим винтом 168,10 м2
  Вооружение: масса боевой нагрузки до 490 кг
"Аугуста-Белл" AB-212 македонской полиции.
Первые AB 212 ASW ВМС Италии были окрашены полностью в темно-серый цвет, носовая часть фюзеляжа и законцовка хвостовой балки окрашивались в красный цвет. Затем большинство вертолетов перекрасили в светло-серый цвет, но вертолетам подразделений NLA вернули темно-серую окраску.
Вертолеты AB 212ASW состояли на вооружении ВМС Турции, они были вооружены двумя торпедами Mk 46 или A244, или же двумя противокорабельными ракетами Sea Skua. К 2008 году на вооружении остались только транспортные вертолеты АВ 212 и вертолеты РЭБ АВ 212AS(EW).
Bell 212
Британская "Bristow Helicopters" эксплуатирует Bell 212 в Нигерии и Тринидаде (на снимке). Вертолет доступен в варианте с поплавковым шасси и сертифицирован по правилам полетов по приборам с одним пилотом.
В 2010 году это Bell 214B-1, зарегистрированный в США, был разобран и морем отправлен в Австралию для использования в качестве пожарного. Он работает по заданиям Пожарного департамента Нового Южного Уэлса, а здесь сфотографирован во время учений на базе австралийских ВВС в Ричмонде.
Канадская "Frontier Helicopters" эксплуатирует два Bell 212, переоборудованных "Conair" в противопожарные вертолеты для работы в Британской Колумбии и на Юконе. Огнетушащая смесь сбрасывается из специального бака, расположенного под грузовой кабиной.
Вертолеты Bell 212 из 7-й эскадрильи могут быть оснащены тяжелыми пулеметными контейнерами FN Herstal с 12,7-мм пулеметами, блоками 70-мм НАР и 7,62 или 12,7-мм пулеметом в двери кабины.
Звено ланкийских боевых вертолетов "Белл 206" и "Белл 212". Обратите внимание на низкое качество защитной окраски передней машины.
На этом фотоснимке хорошо видны различные схемы камуфляжа, применявшиеся ВВС Шри-Ланки. На переднем плане - Ми-17, затем два Bell 212 и один Bell 206.
Тайский морской пехотинец дает указания вертолету Bell 412 Королевских ВВС Таиланда во время учений по эвакуации, проводившихся в феврале 2011 года. ВВС эксплуатируют смешанный парк из вертолетов Bell 212 и Bell 412EP/HP. Кроме того, Армия Таиланда располагает более чем 50 вертолетами Bell 212, сведенными в три аэромобильные роты.
Bell 212 AMDB-116, representative of numerically the most important type of helicopter in the AMDB, takes-off from No 1 Squadron's home base at Brunei International Airport.
Bell 212 AMDB-108 is odd-man-out in No 1 Squadron of the Air Wing, as the sole example in VIP configuration and the only one still flying in the original white finish with black trim.
Guaymaral is home to a company of Bell 212s.
Bell 212 ВВС Бангладеш
UH-1N
UH-1N подразделения HMLA-167 КМП США взлетает с иракской авиабазы Эль-Такаддум в феврале 2009 года. Подразделение легких ударных вертолетов, оснащенное Huey и AH-1W, занято непосредственной поддержкой, воздушным сопровождением конвоев и другими вспомогательными задачами в интересах воинских контингентов в Ираке и Афганистане.
Не все UH-1N несут инфракрасную систему переднего обзора NTIS, как этот вертолет КМП на снимке, хотя она значительно расширяет возможности ночного применения машины. В турели размещен лазерный целеуказатель для использования вертолета в качестве передового авианаводчика.
UH-1N широко использовались в ходе операций КМП США в Юго-Восточной Азии. Первые из новых построенных UH-1Y Venom начали боевую службу в 2009 году. На снимке один UH-1N и три AH-1W Super Cobra из 22-го экспедиционного подразделения (MEU) КМП над армейским аэродромом Удаири в Кувейте в 2009 году. Это подразделение находилось в резерве американского объединенного центрального командования.
A US Marine Corps UH-1N Huey assigned to Marine Light Attack Helicopter Squadron 467 (HMLA-467), lands on the flight deck of the USS Kearsarge (LHD 3) during the type’s final active-duty squadron deployment.
AB.212
Двухдвигательный вертолет AB212 более безопасен в эксплуатации, чем однодвигательные машины, что особенно важно для гражданских операторов. В пассажирском варианте вертолет оборудован кабиной повышенной комфортности.
В целом схожий с базовой моделью Model 212, его итальянский вариант, AB212, выпускался компанией "Agusta". Последняя самостоятельно разработала противолодочную и противокорабельную модификацию - вертолет АВ 212ASW.
The first upgraded AB212 out­side INAER’s Albacete facility.
The replacement of obsolete components and the installation of new ones will reduce the helicopter’s weight, an important factor given that it is retaining its current engine.
Work on installing mission and special equipment to the first upgraded AB212 is currently under way.
Representatives from the Spanish Navy, INAER and SENER gathered in front of the upgraded AB212’s first flight on December 17,2013.
ВВС Италии используют AB 212, прежде всего, как боевые поисково-спасательные вертолеты. Данная машина была доработана в вертолет поддержки и боевого охранения (ICO) и не так давно использовалась международными Силами безопасности в Афганистане.
Агуста Белл AB 212
В 2006 году ВВС Италии перебросили три модернизированных AB 212 ICO в Афганистан для работы в интересах итальянского контингента Международных сил в районе Кабула. Вооруженные вертолеты вели разведку, выполняли транспортные перевозки, эвакуировали раненых и больных, обеспечивали действия спецназа.
На учениях "Феникс Экспресс 2007" испанский вертолет AB212 ASW работал совместно с моряками Туниса, вертолет базировался на корабле "Контрамаэстре Касадо". На вооружении 3-й эскадрильи ВВС Испании состоит десять вертолетов AB212, эскадрилья дислоцирована на военно-морской базе Рота. Вооруженные пулеметами и ракетами вертолеты выполняют задачи огневой поддержки испанской морской пехоты. Аэромобильные силы армии Испании эксплуатируют AB212 (местное обозначение HU.18) на Тенерифе как десантно-штурмовые машины.
Итальянская морская пехота использует AB212 ВМС Италии с патрульного корабля "Грантиере". По четырем обтекателям в носовой части фюзеляжа легко определить, что на фотографии один из четырех вертолетов РЭБ AB212 GE. Спасательная лебедка входит в состав штатного оборудования итальянских AB 212.
ВВС Черногории
AB.212 ASW
AB 212 ASW - основной вертолет ВМС Италии с 1963 года. Под обтекателем над кабиной установлена антенна РЛС MM/APS-705. Вооружение включает две самонаводящиеся противолодочные торпеды типа Mk 44, Mk 46 или MQ44.
Венесуэла закупила шесть AB 212ASW, вооруженных ПКР OTO-Melara Sea Killer II/Marte. Вертолеты базируются на Пуэрто-Кабелло, регулярно выполняют полеты с фрегатов типа "Лупо". ПКР Sea Killer I (и более старыми управляемыми по проводам AS 12) были вооружены иранские АВ 212ASW, которые боролись с судоходством в Персидском заливе в 1985-1986 годах во время ирано-иракской войны.
Перу получила в 1976 году шесть AB 212 ASW. Штатно вертолеты базируются на восьми (сначала на четырех) фрегатах типа "Лупо". Сравнительно недавно на двух вертолетах установили многорежимные РЛС Telephonies RDR-1700B.
Bell 208
Bell Model 208, a twin-engined version of the UH-1D
Когда началась программа Twin Huey, компания "Bell" использовала стандартный армейский UH-1D, оснастив его силовой установкой из двух двигателей Continental XT-67-T-1. Этот опытный вертолет получил обозначение Model 208 и стал первой ступенью к созданию UH-1N.
Bell 212
Bell Model 212 fifteen-seat general-purpose commercial helicopter
One of the first pair of Bell 212s delivered to the Royal Brunei Defence Regiment Air Wing, AMDB-106 assumed a serial number previously used by a Westland Wessex. It is shown here in the original, pre-camouflage, finish.
The Canadian Coast Guard’s search-and-rescue mandate is restricted to maritime operations; air rescue is handled by helicopters of the CAF, such as this Bell CH-135 seen exercising with a Coast Guard launch.
A Bell 212 demonstrates the helicopter's value in helping to erect towers and similar structures.
Abu Dhabi Helicopters' Bell 212 "83" (photo) and Jet Ranger "91" at Sharjah wearing the "last two" of their constructor's numbers before the setting up of the U.A.E. register on which they are now A6-BBE and A6-BCB
Irish Helicopter Bell 212 EI-BAM, ex G-BCPY, at Newcastle 17/1/77 en route Dublin;
Мексиканские ударные вертолеты над джунглями штата Чьяпас.
Blown window, for logging operations, on Bell Model 212
AB.212
Also seen at Sharjah was Agusta-Bell 212B serial P551 of the U.A.E. Police
Newest equipment to enter FAMET service is the Agusta-Bell AB 212; this is HU.18-15, ET-276, serving with UHELMA IV.
Agusta-Bell 212ASW twin-engined anti-submarine and anti-surface-vessel helicopter
Agusta-Bell 212ASW anti-submarine and anti-shipping helicopter, first of 28 ordered for the Italian Navy
Agusta-Bell 212ASW anti-submarine and anti-surface-vessel helicopter (1,290 shp PT6T-6 engine)
 
The four EFIS screens in the first newly-upgraded Spanish Navy AB212. Information from the Trilogy ESI-1000 and the Garmin GTN-750 are displayed on the centre screen.
The AB212 now has a fully-digital cockpit.
7,62-мм пулемет M240 (FN Herstal MAG 58) по большей части заменил использовавшийся со времен Вьетнама M60D, став стандартным основным стрелковым вооружением UH-1N. M240 имеет скорострельность 1000 выстрелов в минуту при дульной скорости пули 840 м/с. Слева от стрелка виден блок LAU-68, снаряженный семью 70-мм НАР Hydra 70.
AB 212ASW. Начиная с 1968 года, ВМС Италии (Marina Militare Italiana, MMI) получили 68 вертолетов AB 212, выпущенных фирмой «Agusta». В конце 2012 года в строю оставались около 50 AB 212ASW и модернизированных AB 212NLA, использующихся для решения противолодочных, противокорабельных и транспортно-десантных задач. На рисунке представлен вертолет из 5-й вертолетной группы 6-го отряда, к середине 1980-х годов уже использовавшего Sikorsky SH-3D/H. ВМС приобрели для замены AB 212 вертолеты NH 90, первые новые машины были получены в июне 2011 года.
Bell 212
Bell UH-1N
Bell UH-1H Iroquois, with additional side views of UH-1N (centre) and AH-1G Huey Cobra (bottom)