Bell Model 222 / 230 / 430
Страна: США
Год: 1976
Вертолет

Легкий вертолет общего назначения с 1-2 членами экипажа
Описание
Фотографии
Bell Model 222, 230 и 430

  В апреле 1974 года фирма "BELL" объявила о намерении разработать первый в США легкий коммерческий вертолет с двумя двигателями.
  Первый из пяти прототипов впервые взлетел 13 августа 1976 года.
  Прототипы Bell Model 222 использовались для ускорения завершения программы разработки и сертификации. Сертификаты летной годности в простых и сложных метеоусловиях получены в декабре 1979-го и в мае 1980 года.
  В модели Model 222 применялись новые технологии, в том числе снижающая вибрацию система подвески от Model 214ST, втулка несущего винта с не требующими смазки эластомерными подшипниками и лопасти несущего винта из стеклопластика и нержавеющей стали.
  Фюзеляж в основном выполнялся из легкого сплава, по его бортам находились небольшие спонсоны, в которые убирались стойки шасси. Аэродинамический профиль спонсонов обеспечивал некоторую подъемную силу в горизонтальном полете. Хвостовое оперение имело верхний и нижний стреловидные кили и стабилизатор с концевыми шайбами. Максимальная вместимость составляла 10 человек: 1-2 члена экипажа плюс 8-9 пассажиров. Model 222 предлагался покупателям в трех вариантах: базовый со стандартным расположением кресел для летчика и семи пассажиров; Model 222 Executive, оборудованный для полетов по приборам с экипажем из 1-2 человек и компоновкой "люкс" на 5-6 пассажиров; Model 222 Offshore, оснащенный для полетов по приборам, аварийной системой обеспечения плавучести и дополнительными топливными баками.
  Model 222 начал поставляться заказчикам с января 1981 года. Одна из машин этой модели стала 25-тысячным вертолетом, построенным фирмой "BELL". Выпуск вертолетов этой марки прекратили в конце 1980-х годов.
  Два вертолета Model 222UT были проданы ВВС Уругвая.

  Bell Model 230, о котором было объявлено на съезде Национальной ассоциации деловой авиации в 1989 году, разрабатывался как преемник Model 222 с тем же фюзеляжем, но с двумя двигателями Allison 250-C30G2 вместо пары AlliedSignal LTS101. Два прототипа Model 230 представляли собой переоборудованные Model 222, их первый полет состоялся 12 августа 1991 года.
  Model 230 прошел сертификацию в марте 1992 года, а серийные вертолеты стали поступать потребителям с ноября. Model 230 рассчитан на 10 человек: 1-2 летчика плюс 8-9 пассажиров, но более типична бизнес-компоновка на 6-8 мест. Основными вариантами являлись Model 230 Executive с убирающимся трехколесным шасси, Model 230 Utility с неубирающимся двухполозковым шасси и Model 230 EMS (скорая медицинская помощь) - санитарный вариант. Последний рассчитан на летчика, трех - четырех медработников или сидячих больных и носилки (1-2).
  В начале 1990-х годов чилийские ВМС проводили оценку одного из переоборудованных прототипов в качестве палубного вертолета, но полугодовые испытания не привели к заключению контракта. Bell 230 сняли с производства в начале 2000-х годов.
  Современным вариантом Model 222 является Bell Model 430. Он похож на Model 230 с удлиненным фюзеляжем и четырехлопастным винтом. Проектирование этого вертолета началось в 1991 году. Первый из двух прототипов, переделанный из Model 230, поднялся в воздух 25 октября 1994 года. Он имел убирающееся трехколесное шасси, а второй прототип, взлетевший 19 декабря 1994-го, - неубирающееся двухполозковое. Поставки Model 430 начались в июне 1995 года.


Варианты

  Model 222A: Model 222 с увеличенным диаметром несущего винта
  Model 222B: вторая серийная модификация с теми же субвариантами, что у Model 222 и Model 222A. Она отличается вместимостью на 7-9 человек, таким же несущим винтом, как у Model 222A, но с более высокой стойкой, увеличенным хвостовым винтом, удлиненной хвостовой балкой и силовой установкой из двух двигателей LTS101-750C-1 мощностью по 684л.с. (510 кВт)
  Model 222UT (UT - общего назначения): поставлялся с сентября 1983 года как вариант Model 222B с неубирающимся полозковым шасси, вмещал до 8 пассажиров, имел повышенный объем топлива и возможность установки фюзеляжной системы обеспечения плавучести


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell Model 430

  Тип: легкий вертолет общего назначения с 1-2 членами экипажа
  Силовая установка: два турбовальных двигателя Allison 250-C40B, каждый мощностью 808 л. с. (603 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость 256 км/ч на оптимальной высоте с убранным шасси, крейсерская скорость 243 км/ч на оптимальной высоте с убранным шасси; практический потолок 5590 м; статический потолок 3460 м с учетом влияния земли и 2665 м без учета влияния земли; дальность полета 503 км с убранным шасси
  Масса: пустого вертолета 2406 кг с колесным шасси; максимальная взлетная 4082 кг с колесным шасси
  Размеры: диаметр несущего винта 12,80 м; общая длина 15,30 м; длина фюзеляжа 13,44 м; высота до верха втулки 3,72 м с колесным шасси, ометаемая площадь 128,71 м2
  Полезная нагрузка: до 9 пассажиров, или груз внутри, или до 1587 кг груза снаружи
Model 222, 230
Демонстратор Bell 230 с лыжным шасси выполняет совместный полет с Bell 212. В спонсонах фюзеляжа находятся топливные баки, однако в варианте с колесным шасси в спонсоны убираются основные опоры.
13 августа 1976г. Первый полет прототипа коммерческого вертолета Bell Model 222. Компания "Bell Helicopters" объявила, что это первый двухмоторный вертолет такого класса, построенный в США.
N222BX - один из пяти прототипов Model 222. Работы по новому двухдвигательному вертолету, предназначавшемуся изначально для рынка гражданской авиатехники, шли не так гладко, как надеялся разработчик.
Лондонская полиция была среди первых покупателей Bell 222 - на вертолет поставили поисковый проектор "NiteSun" и громкоговоритель. Позже ему на смену пришел Eurocopter AS 355 Squirrel.
Model 222 воплотила в себе все современные на тот момент разработки в области гражданского и военного вертолетостроения. Хорошо заметно стреловидное вертикальное оперение, большая площадь и кривизна профиля которого обеспечивали даже возможность продолжения полета в случае выхода из строя рулевого винта. Данная машина принадлежала уже несуществующей британской чартерной авиакомпании "Knight Air".
Bell 230 N230FW, хорошо видно ограждение хвостового винта, которое предохраняет лопасти от повреждения при возможном касании поверхности на посадке.
Справа: изящные обтекаемые формы 230-го не только улучшили летные данные, но и должны были, по замыслу, привлечь внимание потенциальных покупателей. Несмотря на эффектную внешность, Bell 230 проиграл в конкурентной борьбе вертолетам других фирм.
"Airwolf" - телезвезда. Вероятно, одним из наиболее известных Bell 222 стал "Airwolf" - звезда телесериала, вышедшего в США в 1984-1986 годах. Согласно сценарию, вертолет был создан одной из спецслужб, управлял им экипаж из ветерана Вьетнама Стрингфеллоу Хока (его роль исполнял Ж. М. Винсент) и Доминика Сантини (Э. Боргнайн), владевшего компанией "Santini Airways". Вертолет был оснащен системой, позволявшей развивать сверхзвуковую скорость, а также комплексом вооружения, включавшим управляемые ракеты. Вертолетчики легко сбивали другие вертолеты и даже вражеские истребители, а также уничтожали различные наземные цели - от грузовиков до танков.
В 1983 году компания "Bell" запустила в производство новую модификацию 222-й модели - вертолет Model 222UT, отличавшийся увеличенным запасом топлива и полозковым шасси.
В 1989 году компания "Bell" анонсировала вертолет Model 230 - преемника Model 222, имевшего схожую конструкцию, но оснащавшегося двумя более мощными ТВаД марки Allison. Преемник отличался кабиной большего объема - в базовом варианте она вмещала до восьми пассажиров. На смену Bell 230 в 1995 году пришла модификация Model 430.
В 1993-1994 годах "Bell" сдавала в лизинг свой демонстрационный вертолет Model 230 чилийским ВМС на шесть месяцев, но заказов на серийную машину не поступило.
Model 430
В настоящее время эксплуатируется не так много вертолетов с ТВД, оснащенных четырехлопастными несущими винтами. Помимо 430-го, можно назвать Bell UH-1Y Venom и Bell AH-1Z Viper. Эти машины являются вариантами вертолетов с двухлопастными винтами.
Bell Model 430 стал последним в семействе "222". Вертолеты 222/230/430 не смогли повторить успеха семейства Bell Ranger. На снимке - Bell 430.
Bell 430 оснащен четырехлопастным бесшарнирным несущим винтом. На снимке хорошо виден характерный для 430-го дополнительный иллюминатор.
25 октября 1994г. выполнил первый полет прототип Bell Model 430 с четырехлопастным несущим винтом, силовой установкой увеличенной мощности и удлиненным под размещение девяти человек фюзеляжем. Model 430 является развитием Bell 230.
Вертолет Белл-430
Фирма "BELL" предлагает вертолет Model 430 как корпоративный, общего или медицинского назначения, а также для обеспечения внутренней безопасности.
Рекордный вертолет Белл 430
В 1996 году на Bell 430 был выполнен рекордный перелет вокруг света. Маршрут пролегал над 14 государствами, вертолет показал очень высокую скорость - 230 км/ч. Наибольшее расстояние, которое вертолет преодолел за день, составило 4191 км.
В течение 1993 года компания "Bell" испытывала на модифицированном Bell 222 рулевой винт в кольцевом канале - новая машина отличалась пониженной шумностью и обеспечивала большую безопасность при обслуживании на земле. Полученные результаты были впоследствии использованы компанией в других проектах.
 
До официального старта программы компания "Bell" продемонстрировала полноразмерный макет вертолета, обозначавшегося тогда Model D306. Проект вызвал определенный интерес на рынке, поэтому компания приняла решение строить пять прототипов, но уже без Т-образного хвостового оперения.
Mockup of Bell's Model 222 twin-engined light helicopter
The U.S.A.'s first light twin-turbine civil helicopter, the Bell 222, N9988K, seen during its maiden flight on 13th August. Powered by two 650-s.h.p. Lycomings, it can seat up to ten people, cruises at 175 m.p.h. and has a range of 425 miles plus reserves
Bell's new twin-turbine Model 222, N222BX, fourth aircraft built, with revised tailplane configuration, making its European debut
Белл 222
Белл 430
Bell Model 222 twin-turboshaft light commercial helicopter
Bell Model 222