Мировая Авиация 179
-
В дополнение к E-3A силы НАТО эксплуатируют пять Boeing 707 в качестве учебных и транспортных самолетов. Три из них - Boeing 707-329C (на фото), два других - Boeing 707-307C.
Ливия получила один транспортный Boeing 707-3L5C в 1976 году. Позже он был передан компании "Libyan Arab Airlines" и получил гражданскую регистрацию.
Германия. Люфтваффе приобрели четыре Boeing 707-320C в 1968 году, использовались они в качестве транспортных. С началом поступления самолетов A310 самолеты постепенно были сняты с вооружения.
Испанские 707-е получили в ВВС обозначение T.17, были приобретены четыре машины: два - транспортных/заправщика Boeing 707-331, один - самолет радиоэлектронной разведки Boeing 707-351, один - Boeing 707-368 (на фото) - в качестве VIP-транспортного.
ЮАР. Самолеты Boeing 707-320B входили в состав 60-й эскадрильи ВВС ЮАР (Suid-Afrikaanse Lugmag), дислоцированной в Ватерклуфе. Часть из машин использовались в качестве воздушных танкеров и самолетов радиотехнической разведки, для чего их оснащали контейнерами Sargent Fletcher на законцовках крыла и спецаппаратурой, расположенной в нижней носовой части фюзеляжа. Один 707-й использовался в качестве транспортного. К началу 2000-х годов все машины были списаны.
Канада. В канадских ВВС Boeing 707-347C получили обозначение CC-137 Husky, они использовались в качестве транспортных и эксплуатировались 437-й эскадрильей. Две машины позже переоборудовали в воздушные танкеры, но все самолеты списаны и заменены на Airbus A310.
Австралия приобрела шесть Boeing 707-338C в 1979 году, они поступили в 33-ю эскадрилью (Ричмонд, штат Новый Южный Уэльс). Четыре самолета использовались в качестве воздушных танкеров (контейнеры установили под крылом), один - как транспортный, а шестой самолет пришлось списать. К 2009 году все машины были сняты с вооружения.
Бразилия приобрела в 1987 году четыре самолета-заправщика и транспортных самолета KC-137. Ранее они принадлежали бразильской компании "Varig", но сегодня служат во 2-й эскадрилье 2-й транспортной авиагруппы "Corsario", дислоцированной в Галеане.
Италия приобрела у Португалии четыре Boeing 707 в 1992 году. Они поступили в 8-ю группу/14-й авиаполк и использовались в качестве воздушных танкеров/транспортных самолетов. На смену им пришли KC-767.
Венесуэла. ВВС Венесуэлы эксплуатируют два Boeing 707-384C-H. Они получили обозначение KC-137E и используются 1-й транспортной эскадрильей в Пало Негро в качестве воздушных танкеров/транспортных самолетов (на фото)
Израиль стал одним из наиболее активных эксплуатантов военных Boeing 707, Секретность, окружающая израильские ВС, не позволяет точно определить все имеющиеся модификации и их предназначение. Считается, что израильские ВС получили четыре модификации 707-го. На фотографии - один из двух самолетов РЭБ EC-707. Получены также самолеты радиотехнической разведки RC-707, танкеры-заправщики KC-707 и транспортные Boeing 707.
MD-87 оснащался двигателями JT8D-217C тягой по 90 кН и стал первым самолетом семейства, оборудованным электронным пилотажным индикатором, пилотажно-навигационным комплексом и индикатором на лобовом стекле в качестве стандартной комплектации.
Саудовская Аравия. Саудовские ВВС приобрели три Boeing 707, хотя один из них, Boeing 707-368C, принадлежал правительству страны и находился в эксплуатации у авиакомпании "Saudia". Роль самолетов-заправщиков в национальных ВВС играют восемь KE-3A (на фотографии).
"Арабская весна" 2011 года охватила несколько стран, среди которых оказались и африканские - Египет и затем Ливия. Ливийских повстанцев поддержали страны НАТО, обеспечившие полномасштабную авиационную поддержку.
Каргильский конфликт. Пакистанские военные в 1999 году поддержали атаку сепаратистов в районе Каргила, в "спорном" штате Джамму и Кашмир, обеспечив артиллерийскую и авиационную поддержку. Противник считал, что высокогорный район Каргила существенно ограничит возможности индийской армии по проведению ответной операции. Однако индийские ВВС успешно применили в Каргильском конфликте самолеты Mirage 2000H (на фотографии - Mirage в 2004 году), использовавшие высокоточные боеприпасы. В ходе конфликта ВВС потеряли один МиГ-27, один МиГ-21 и один вертолет Ми-17, сбитый "стингером".
На этом фотоснимке хорошо видны различные схемы камуфляжа, применявшиеся ВВС Шри-Ланки. На переднем плане - Ми-17, затем два Bell 212 и один Bell 206.
На этом фотоснимке хорошо видны различные схемы камуфляжа, применявшиеся ВВС Шри-Ланки. На переднем плане - Ми-17, затем два Bell 212 и один Bell 206.
Главная угроза для подлодок противника - противолодочный вертолет SH-60 и самолет БПА P-3 Orion.
Выбор вертолета ВМС никак не связан с аналогичным выбором Армии США модели H-60 (внизу), хотя какое-то влияние это могло оказать. Соперником H-60 был Boeing Vertol YUH-61 (вверху).
Современные африканские пираты вооружены РПГ и пулеметами, представляя собой серьезную угрозу судоходству. Борется с пиратами и спецназ.
Два HH-60H Seahawk из 6-й вертолетной эскадрильи ПЛО "Indians" вооружены УР AGM-114 Hellfire. Вертолеты принимают участие в учении, проводимом на полигоне "Oki Daito Jima", район острова Оки-дайто, 2009 год.
B-52H Stratofortress, 93-я бомбардировочная эскадрилья 917-го авиакрыла Резерва ВВС США. В рамках реформы Вооруженных сил, ВВС США передали часть своих функций Резерву ВВС и авиации Национальной гвардии США. К примеру, 917-е авиакрыло Резерва получило бомбардировщики B-52H. До расформирования в 1963 году 93-я бомбардировочная эскадрилья числилась в регулярных ВВС, последовательно эксплуатируя самолеты B-29, B-47 и ранние B-52.
За более чем полвека самолеты B-52 уничтожили больше людей, чем любой другой самолет, созданный после Второй мировой войны. Этот бомбардировщик состоит на вооружении более пятидесяти лет и пока не собирается в отставку. После Вьетнама B-52 бомбили цели в Афганистане, Ираке и Сербии.
Экипаж B-52 включает пять человек. Наверху двухпалубной кабины (на фотографии) находятся пилот и второй пилот, за ними - лицом в хвостовую часть - сидит оператор систем РЭБ, а на нижней палубе - лицом по полету - сидят оператор РЛС и навигационного оборудования и штурман.
Этот EE389 стал первым Meteor, принявшим участие в испытаниях системы дозаправки топливом в полете (апрель 1949 года). Хорошо видны выпущенные воздушные тормоза и носовая штанга топливоприемника - пилот готовится принять топливо от самолета-заправщика Lancaster Mk III. Впоследствии топливозаправочные штанги установили на части парка самолетов вариантов Mk 4 и Mk 8.
Meteor F.Mk III
Модификации Meteor
На этом фотоснимке хорошо видны различные схемы камуфляжа, применявшиеся ВВС Шри-Ланки. На переднем плане - Ми-17, затем два Bell 212 и один Bell 206.
Первую воздушную победу правительственные ВВС записали на свой счет в 2008 году, когда F-7G сбил Zlin Z 43.
Каргильский конфликт. Пакистанские военные в 1999 году поддержали атаку сепаратистов в районе Каргила, в "спорном" штате Джамму и Кашмир, обеспечив артиллерийскую и авиационную поддержку. Противник считал, что высокогорный район Каргила существенно ограничит возможности индийской армии по проведению ответной операции. Однако индийские ВВС успешно применили в Каргильском конфликте самолеты Mirage 2000Н, использовавшие высокоточные боеприпасы. В ходе конфликта ВВС потеряли один МиГ-27 (на фотографиях справа - МиГ-27 и его "персональная" бомба, период Каргильского конфликта), один МиГ-21 и один вертолет Ми-17, сбитый "стингером".
В марте 1939 года все остававшиеся в годности к полетам Loire 46 были переданы в Школу стрелковой подготовки в Казо и в другие летные учебные заведения. Данный самолет до начала 1940-х годов эксплуатировался в Казо.
Loire 43 отличался от Loire 45 и 46 наличием рядного двигателя (последние два самолета имели звездообразные двигатели). Самолет попал в аварию и был сильно поврежден во время испытаний.
Второй Jetstream T.Mk 1 британских ВВС над Стоунхенджем во время испытательного полета. После расформирования 5-й учебной эскадрильи многие машины были переданы авиации ВМС, став T.Mk 2.
Этот новый Jetstream 200 стал одним из тех самолетов, которые сошли со стапеля новой компании в Сивеле.
Первый опытный Jetstream, G-ATXH, был выкачен в Радлетте в конце июня 1967 года, пропустив запланированный дебют на Парижском авиасалоне. Первыми в небо самолет подняли Джон Оллам и Гарри Райнер.
Стремясь получить заказы в Европе, Африке и Азии, первый британский дистрибутор Jetstream, фирма CSE, проводила активную маркетинговую кампанию. Впрочем, не особо успешно.
Первый Jetstream, собранный после банкротства "Handley Page", был продан "Air Wasteels" из Меца (Франция). Питер Кронбах, директор "Jetstream Aircraft Ltd", отметил в этой связи, что "хороший самолет простаивать не будет".
Компания "Cal-State Air Lines" обеспечила удачный старт гражданскому Jetstream. Удачный опыт эксплуатации позволил привлечь еще 30 заказов из Северной Африки и Канады.
Выйдя в 1970 году из авиационного бизнеса, "Handley Page" оставила 40 готовых и 33 недостроенных самолетов. Позже компания Брайта "Jetstream Aircraft Ltd" выпустила их на рынок как Jetstream I.
Trent Meteor
Meteor NF.Mk 12. В 1950-е годы на самолетах Истребительного командования британских ВВС вместо двухбуквенных кодов ввели цветную маркировку. На киле располагалась стилизованная эмблема эскадрильи, а по сторонам от знака государственной принадлежности - цветные полосы ("ленты"), указывавшие на принадлежность к эскадрилье. Самолеты 153-й эскадрильи 11-й группы, авиабаза Вест Моллинг, графство Кент, несли белые с черной окантовкой и красными шевронами "ленты" на фюзеляже и летучую мышь на фоне шестиконечной звезды на киле. Самолеты разных звеньев 153-й эскадрильи различались по цвету передней кромки воздухозаборников и обтекателя на киле. Красный цвет - звено "А".
Модификации Meteor
На закате своей карьеры значительное количество Meteor F.Mk 8 было переоборудовано в буксировщики мишеней и учебно-тренировочные машины. Буксировщики мишеней неофициально обозначали F(TT).Mk 8, а учебно-тренировочные самолеты - как T.Mk 8. Оба варианта имели хорошо заметную окраску. Здесь изображен T.Mk 8 из 85-й эскадрильи в ярко-оранжевой окраске и Lightning из 5-й эскадрильи.
Выбор вертолета ВМС никак не связан с аналогичным выбором Армии США модели H-60 (внизу), хотя какое-то влияние это могло оказать. Соперником H-60 был Boeing Vertol YUH-61 (вверху).
Этот Loire-Nieuport L.N.401 из эскадрильи AB.2 авиации ВМС Франции в мае 1940 года базировался в Берке (Франция).
Самолеты L.N.401 авиации ВМС Франции были почти полностью уничтожены во время наступления нацистских войск в начале 1940 года.
Достаточно современный в начале 1930-х годов, самолет R-XIII к началу Второй мировой войны оказался уже сильно устаревшим.
Прототип Loire 130 был создан для базирования на кораблях и имел складывающееся крыло.
The Loire-Nieuport 130 Reconnaissance Flying-boat (Hispano-Suiza 12 Xbrs engine).
Loire 210 устарел еще к моменту своего заказа, а из-за конструктивных недостатков имел непродолжительную службу.
Loire-Nieuport 161 был весьма перспективным истребителем, но проиграл сопернику из компании "Morane-Saulnier".
На этом снимке самолет Loire 102 сфотографирован в первоначальном виде - с двумя килями. Центральный киль был добавлен позже, а в окончательном виде хвостовое оперение имело один большой киль с рулем направления и два дополнительных киля по бокам.
Самолет Phantom обладал хорошими летно-техническими характеристиками и предоставлял опытному пилоту отличные возможности. Но из-за высокой стоимости заказов поступило немного.
В целом схожий с 8-C Silvaire deLuxe, вариант 8-D Silvaire Trainer отличался новым двигателем, шасси с тормозами и управляемым хвостовым колесом.
На фотографии - два C-12A из состава ВВС США (на переднем плане) и Армии США.
ВМС и КМП США приобрели 66 самолетов UC-12B, они использовались как связные. Позже 12 из них переоборудовали в учебные TC-12B.
В январе 1999 года Сухопутные силы самообороны Японии получили первый King Air 350 (местное обозначение LR-2) для замены Mitsubishi LR-1 в качестве связного и разведывательного самолета.
16-я эскадрилья малайзийских ВВС получила четыре морских патрульных самолета King Air B200T, оборудованных РЛС и ИК-системой переднего обзора. Самолет может нести под крылом ПТБ или вооружение.
На фотографии - RC-12N, прототип самолета радиоэлектронной разведки RC-12 авиации Армии США.
Для авиации Национальной гвардии приобрели шесть C-12J, к 2000 году в ВВС США имелись четыре машины, а в Армии - две.
Два Beech 1900C-1 пришли на смену C-47 в роли транспортных и для калибровки аппаратуры, они использовались в тайваньской VIP-эскадрилье, дислоцированной в Суньшане.
Таиландская армия использовала два Beech 1900C-1 в роли VIP-транспортных, машины находились в Лопбури.
Армия США получила один Model 1900D (с более высокой кабиной), он принадлежал Командованию химической и биологической защиты в Абердине.
Египетские ВВС приобрели самолеты радиоэлектронной разведки и морские патрульные Beech 1900C. Вариант РЭБ имел большой обтекатель.
Наиболее интересным из четырех чилийских Boeing 707 является самолет ДРЛОиУ Phalcon (на фото). Еще один самолет используется как транспортный, а остальные два самолета модифицированы в самолет-заправщик по стандарту KC-137.
Руль направления F-1 имел небольшую площадь (видно на фотографии), но в ходе модификации машины в 1918 году площадь увеличили.
Model G, залив Сан-Франциско. Хорошо видны элероны, расположенные между крыльями бипланной коробки.
Первый опытный YSH-60B в полете, хорошо видна установка на 25 сбрасываемых радиогидроакустических буев на левом борту. Вертолет оборудован длинной штангой с датчиками, смонтированной внизу в носовой части справа.
В 1978 году фирма "Sikorsky" заключила контракт на разработку варианта YSH-60B. Первый аппарат взлетел в 1979 году. Этот вертолет имел пустые гаргроты для электрооборудования, пилоны для подвески вооружения по обоим бортам и пилон на правом борту для блока буксируемого детектора магнитных аномалий (MAD). 28 мая 1980 года полностью оснащенный YSH-60B совершил полет с имитацией выполнения задач ПЛО. Эксплуатационные испытания начались в мае 1981 года, пять YSH-60B налетали свыше 3000 часов.
Главная угроза для подлодок противника - противолодочный вертолет SH-60 и самолет БПА P-3 Orion.
Выпуск вертолетов SH-60 продолжался и в 2011 году - доказавшие свою высокую эффективность вертолеты являются важным элементом военно-морской мощи Соединенных Штатов.
Ранний SH-60B - хорошо виден обтекатель антенны РЛС AN/APS-124 внизу в носовой части фюзеляжа. Также можно видеть антенны станции РЭБ Raytheon AN/ALQ-142.
Особенностью Loire 50 было убирающееся шасси - его основные опоры приводились в горизонтальное положение для обеспечения эксплуатации самолета с воды.
Loire 60 представлял собой моноплан с крылом типа парасоль и оснащался тремя рядными двигателями. Средний из них работал на толкающий воздушный винт, а остальные два стояли на передней части крыла и работали на тянущие винты.
Оборонительное вооружение Loire 70 включало несколько пулеметов, установленных сразу перед пилотской кабиной, в стрелковой установке позади задней кромки крыла за пилотской кабиной, в надфюзеляжной стрелковой установке и в установке, расположенной над задним реданом и прикрывавшейся герметичным люком. Бомбовая нагрузка составляла 600 кг.
Loire-Nieuport 10 стал жертвой изменения доктрины ВМС Франции. Обратите внимание на форму фюзеляжа и большие поплавки.
Чтобы привлечь как можно более широкое внимание к своему самолету S-1, компания выставила его в центре Сан-Франциско.
Один из двух планеров Lublin во время 1-го национального соревнования по планеризму, август 1923 года.
R-VIII - еще одна попытка польских конструкторов создать самолет национальной разработки. Он не пошел в крупную серию, было собрано всего шесть машин.
Самолет Lublin IX так и не был востребован национальным авиаперевозчиком Польши.
Лыжное шасси было весьма полезно для эксплуатации в условиях польской зимы. Самолет имел хорошие взлетно-посадочные характеристики.
Единственный построенный Lublin R-XI был показан во время прохождения заводских летных испытаний в начале 1930 года.
Существенная задержка с реализацией проекта и отсутствие интереса потенциальных заказчиков поставили крест на будущем самолета R-XII.
Lublin R-XIV имел достаточно совершенную конструкцию. На фотографии - первый серийный самолет во время летных испытаний.
На правом борту Lublin R-XVIB имелась достаточно большая дверь, что было необходимо для самолета, решающего медицинские задачи.
Компания "Lublin" применила на R-XIX новое V-образное хвостовое оперение.
Несмотря на многообещающий проект, банкротство "Lublin" погубило и R-XX.
Опытный самолет Super 80 был оснащен тормозным парашютом, который мог использоваться для вывода самолета из режима сваливания.
Самым крупным эксплуатантом MD-80 была "American Airlines", парк которой включал 350 лайнеров данного типа. В начале 2010 года компания располагала 165 самолетами MD-82 и 86 самолетами MD-83.
Вначале "McDonnell Douglas" присвоила своему новому двухдвигательному реактивному авиалайнеру обозначение DC-9 Super 80, но он существенно отличался от предыдущих машин данного семейства, и ему присвоили новое обозначение.
"Hawaiian Airlines" взяла на два года в лизинг два MD-81 у "United Aviation Services". Компания активно эксплуатировала ранние DC-9 и DC-10, но затем перешла на лайнеры Boeing 717 и 767 и самолеты евроконсорциума "Airbus".
MD-87 оснащался двигателями JT8D-217C тягой по 90 кН и стал первым самолетом семейства, оборудованным электронным пилотажным индикатором, пилотажно-навигационным комплексом и индикатором на лобовом стекле в качестве стандартной комплектации.
Последним членом семейства MD-80 стал MD-88, оборудованный "стеклянной"кабиной и сконструированный с широким использованием композитов. Лайнер в большом количестве поставлялся "Delta Air Lines" - в середине 2010 года у компании было 117 машин MD-88.
Эфиопские Су-27. В конце 20-го века война за господство в воздухе развернулась между ВВС Эфиопии и Эритреи. Эритрейские истребители МиГ-29 сошлись в бою с эфиопскими Су-27 во время конфликта 1999-2000 годов. 25 февраля 1999 года два эфиопских Су-27 ракетами Р-27Р, имеющими полуактивное радиолокационное самонаведение на конечном участке, сбили один эритрейский МиГ-29. На следующий день капитан Толасса (на фото) сбила еще один МиГ-29. Хотя высказывалось мнение, что Толасса не была автором той воздушной победы, - якобы тот самолет пилотировал летчик-наемник, а информация о Толассе - лишь пропагандистский ход. Но если Толасса все же находилась в кабине истребителя, то она, вероятно, может считаться первой в мире женщиной-пилотом реактивного истребителя, сбившей в бою другой реактивный истребитель.
Этот WA634 - один из первых Meteor, получивших хвостовое оперение типа E.1/44, которое затем стало стандартным на Meteor Mk 8. Одним из основных недостатков учебно-тренировочных самолетов Meteor был фонарь кабины с частым переплетом, что ограничивало обзор из кабины. Лишь с варианта NF.Mk 14 стали использовать новые фонари, обеспечивавшие хороший обзор.
На закате своей карьеры значительное количество Meteor F.Mk 8 было переоборудовано в буксировщики мишеней и учебно-тренировочные машины. Буксировщики мишеней неофициально обозначали F(TT).Mk 8, а учебно-тренировочные самолеты - как T.Mk 8. Оба варианта имели хорошо заметную окраску. Здесь изображен T.Mk 8 из 85-й эскадрильи в ярко-оранжевой окраске и Lightning из 5-й эскадрильи.
Этот вооруженный реактивными снарядами Meteor из партии в одиннадцать самолетов Mk 8, заказанной израильскими военными в начале 1953 года. Интересно, что последние три машины, включая и этот "2176", изначально предназначались Египту. В ходе войны 1956 года израильские Meteor Mk 8 сбили не менее трех египетских Vampire.
Пилоты были настолько уверены в своих Meteor, что зачастую выполняли довольно рискованные маневры. На снимке - проход Meteor F.Mk 8 на предельно малой высоте. Впрочем, современные ему истребители со стреловидным крылом почти по всем параметрам превосходили его - за исключением радиуса виража.
Сфотографированный VZ460, один из ранних Mk 8, привлекался к испытаниям держателей и пилонов для бомб и PC. Взамен двух 455-литровых ПТБ самолет мог нести до 76 реактивных снарядов или две 454-кг бомбы. Впрочем, ни тот, ни другой вариант вооружения стандартным для британских Mk 8 не стал. После эксплуатации в НИЦ в Фарнборо самолет VZ460 был списан в декабре 1957 года.
Модификации Meteor
Военнослужащие 163-й вертолетной эскадрильи 3-го авиакрыла авиации КМП США боролись с пиратами в 2009 году. Эскадрилья дислоцировалась на УДК "Боксер". Данный UH-1Y вооружен НАР и 12,7-мм пулеметом.