Варианты
- Lublin - R-X / R-XIV - 1929 - Польша
- Lublin - R-XIII - 1931 - Польша
- Lublin - R-XIII/hydro - 1932 - Польша
- Lublin - R-XIX - 1932 - Польша
R-XIII
Разведчик-корректировщик и самолет связи. Одномоторный моноплан-парасоль смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Являлся развитием типа R-XIV. Создан в КБ фирмы "Заклады механичне Плаге и Ласкевич" под руководством Е. Рудлицкого.
Опытный образец R-XIII испытывался в июле 1931 г. Серийный выпуск был развернут в июне 1932 г. на заводе "Плаге и Ласкевич" в Люблине (позднее "Люблинска вытворня самолетов" - LWS). Всего собрано 273 экз. (включая поплавковые машины). Производство прекращено в ноябре 1935 г., затем возобновлено в 1936 г. и продолжалось до 1938 г.
Двигатель "Уирлуинд" J5 (на R-XIIIF - G-1620A). Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 1-2x7,69, бомбы до 160 кг.
Выпускались следующие основные боевые сухопутные модификации:
- R-XIIIA, первый серийный вариант;
- R-XIIIB с усовершенствованной турельной установкой;
- R-XIIIC с отличиями по оборудованию;
- R-XIIID с кольцом Тауненда и лобовым капотом на двигателе, коком винта, измененным шасси, новой турелью;
- R-XIIIF с мотором G-1620A и иным капотированием двигателя; на самолеты, изготовленные LWS, монтировались двигатели J5.
Самолеты модификаций А, В, С к началу войны были доработаны под стандарт типа D.
R-XIII поступил на вооружение польских ВВС в 1932 г. К 1936 г. он стал основным типом разведчика в польской авиации. С 1939 г. постепенно начал заменяться на RWD-14, однако в сентябре R-XIIIC и R-XIIID в большом количестве еще имелись в боевых авиачастях. В ходе оборонительной войны применялись как ближние разведчики и самолеты связи. Почти все они были уничтожены или захвачены немцами.
R-XIIID||
Размах:||13,25 м
Длина:||8,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 240 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1330 кг
Максимальная скорость:||195 км/ч
Практический потолок:||4450 м
Дальность:||600 км
Описание:
- R-XIII
- Lublin R-XIII
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (2)
Регистрационный номер: 56.169 R XIIID
-
Авиация и Время 1999-01 / А.Котлобовский, М.Жирохов - Маленькие ВВС в большой войне. ВВС Словакии в 1939 году /Аэроархив/ (1)
Регистрационный номер: 56.190 Lublin R-XIIID из 56-й эскадрильи ВВС Польши, аэродром Мровла, сентябрь 1939г.
-
Мировая Авиация 146
Lublin R XIIID - один из самолетов, которые освоил Франтишек за свою недолгую карьеру инструктора в Польше. Изображен самолет 16-й эскадрильи ВВС Польши. Потери Lublin R XIIID в войне с Германией были столь велики, что лишь 17 машин смогли перелететь в Румынию.
-
АэроХобби 1993-01 / И.Самарский - Самолеты с бело-красными "шаховницами" /Аэроархив/ (1)
Регистрационный номер: 56.86 Разведчик-корректировщик Lublin RXIIId (N 56.86) 43-й разведывательной эскадрильи.
-
Авиация и Время 2004-06 / Л.Кукуруза - Война в небе Западной Украины
Польский разведчик-корректировщик R-XIII
-
Мировая Авиация 179
Достаточно современный в начале 1930-х годов, самолет R-XIII к началу Второй мировой войны оказался уже сильно устаревшим.
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Ближние разведчики «Люблин» R-XIIID польских ВВС. Довоенное фото, сделанное во время смотра на варшавском аэродроме Окенче в 1938-1939 гг.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
R-XIIIC из 63-й эскадры на аэродроме во Львове
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Звено R-XIIID в полете, 43-я эскадра, Торунь
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
«Связь на грани фантастики» - экипажи польских ближних разведчиков «Люблин» R-XIII соревнуются в точности сброса вымпела, 1938 г.
-
Air Enthusiast 1996-07 / M.Axworthy - Flank Guard. Romania's Aerial Advance on Stalingrad (1)
Румынские ВВС стали крупнейшим зарубежным эксплуатантом P.11 - они получили 50 самолетов P.11b и около 80 истребителей P.11c, выпускавшихся в 1936-1938 годах по лицензии румынской компанией I.A.R.
A PZL 11C at Turnu Severin in 1943. Fifty-four Polish fighters were interned in Romania in September 1939, 29 of which were refurbished, given Romanian serials and served with ‘Escadrilas ’ 49 and 50 in 1941, before being relegated to advanced training in later years. Twenty-six were PZL 11Cs (301 to 325 and 328). The other three were PZL 11As (326, 327, 329). The other Polish fighters, which were only used for training, seem to have retained Polish serials. In the background is a ‘Lublin’ RXIII.Другие самолёты на фотографии: PZL P.11 - Польша - 1931
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Кладбище польской авиатехники. Варшава, октябрь 1939 г. Кроме PZL-23 «Карась» видны обломки самолетов «Люблин» R.XIIID и гражданских RWD-8
Другие самолёты на фотографии: PZL P.23 / P.43 Karas - Польша - 1934RWD RWD-8 - Польша - 1932
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Разбитый «Люблин» R-XIIID, ставший немецким трофеем. Сентябрь 1939 г.
- Фотографии