Lublin R-XIII
Варианты:
Lublin - R-XIII - 1931 - Польша
Страна: Польша
Год: 1931


Двухместный самолет-разведчик и корректировщик
Описание:
R-XIII
Lublin R-XIII
Фотографии

R-XIII

Разведчик-корректировщик и самолет связи. Одномоторный моноплан-парасоль смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Являлся развитием типа R-XIV. Создан в КБ фирмы "Заклады механичне Плаге и Ласкевич" под руководством Е. Рудлицкого.
Опытный образец R-XIII испытывался в июле 1931 г. Серийный выпуск был развернут в июне 1932 г. на заводе "Плаге и Ласкевич" в Люблине (позднее "Люблинска вытворня самолетов" - LWS). Всего собрано 273 экз. (включая поплавковые машины). Производство прекращено в ноябре 1935 г., затем возобновлено в 1936 г. и продолжалось до 1938 г.
Двигатель "Уирлуинд" J5 (на R-XIIIF - G-1620A). Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 1-2x7,69, бомбы до 160 кг.
Выпускались следующие основные боевые сухопутные модификации:
  - R-XIIIA, первый серийный вариант;
  - R-XIIIB с усовершенствованной турельной установкой;
  - R-XIIIC с отличиями по оборудованию;
  - R-XIIID с кольцом Тауненда и лобовым капотом на двигателе, коком винта, измененным шасси, новой турелью;
  - R-XIIIF с мотором G-1620A и иным капотированием двигателя; на самолеты, изготовленные LWS, монтировались двигатели J5.
Самолеты модификаций А, В, С к началу войны были доработаны под стандарт типа D.
R-XIII поступил на вооружение польских ВВС в 1932 г. К 1936 г. он стал основным типом разведчика в польской авиации. С 1939 г. постепенно начал заменяться на RWD-14, однако в сентябре R-XIIIC и R-XIIID в большом количестве еще имелись в боевых авиачастях. В ходе оборонительной войны применялись как ближние разведчики и самолеты связи. Почти все они были уничтожены или захвачены немцами.


R-XIIID||
Размах:||13,25 м
Длина:||8,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 240 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1330 кг
Максимальная скорость:||195 км/ч
Практический потолок:||4450 м
Дальность:||600 км

Lublin R-XIII

Lublin R-XIII был разработан на базе более раннего разведывательного самолета R-X под требования командования ВВС и ВМС Польши. Однако, в отличие от предшественника, R-XIII имел крыло эллиптической формы в плане. Самолет первоначально получил обозначение R-XV, а его учебный вариант - R-XIV (см. отдельную статью), чтобы избежать применения в обозначении "несчастливого числа 13".
  После того, как на R-XV заказов не последовало, внимание было уделено невооруженному варианту R-XIV - его выбрало польское управление аэронавтики. Успех к машине пришел, поэтому в его обозначение решили все-таки включить число "13" - самолет получил обозначение R-XIII. Первый полет самолет выполнил летом 1931 года, а первый серийный самолет был передан польским ВВС 7 июня 1932 года. Вскоре после этого заказчик получил еще 50 самолетов R-XIIIA.
  Тем временем ВМС Польши запросили возможность модификации R-XIII в гидросамолет - с двухпоплавковым шасси. Первый R-XIIIbis представлял собой переоборудованный первый прототип R-XIII. Поставка этого самолета в ВМС осуществлена летом 1931 года, а первые три серийные машины получены заказчиком осенью 1932 года.
  ВВС получили еще 118 самолетов, которые относились к двум улучшенным модификациям - R-XIIIC и R-XIIID. ВМС Польши также приобрели 10 самолетов R-XIIID с поплавковым шасси, которые получили обозначение R-XIIIter/hydro.
  В сентябре 1939 года на вооружении семи подразделений ВВС имелось 225 самолетов R-XIII. Самолеты поначалу приняли активное участие в боях с нацистскими захватчиками, но затем около 70% самолетов R-XIII были уничтожены самими польскими военными.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lublin R-XIIID

  Тип: двухместный самолет-разведчик и корректировщик
  Силовая установка: один звездообразный ПД воздушного охлаждения Wright R-790 (J-5A) Whirlwind в 220 л. с. (164 кВт), производства "Skoda" Летные характеристики: максимальная скорость 195 км/ч; практический потолок 4450 м; дальность 600 км
  Масса: пустого снаряженного 887 кг; максимальная взлетная 1330 кг
  Размеры: размах крыла 13,20 м; длина 8,46 м; высота 2,76 м; площадь крыла 24,75 м2
  Вооружение: один наводимый 7,7-мм пулемет для обороны задней полусферы
Lublin R-XIIID из 56-й эскадрильи ВВС Польши, аэродром Мровла, сентябрь 1939г.
Lublin R XIIID - один из самолетов, которые освоил Франтишек за свою недолгую карьеру инструктора в Польше. Изображен самолет 16-й эскадрильи ВВС Польши. Потери Lublin R XIIID в войне с Германией были столь велики, что лишь 17 машин смогли перелететь в Румынию.
Разведчик-корректировщик Lublin RXIIId (N 56.86) 43-й разведывательной эскадрильи.
Польский разведчик-корректировщик R-XIII
Достаточно современный в начале 1930-х годов, самолет R-XIII к началу Второй мировой войны оказался уже сильно устаревшим.
R-XIIIC из 63-й эскадры на аэродроме во Львове
Звено R-XIIID в полете, 43-я эскадра, Торунь
Lublin (LWS) R-XIIID