Варианты
- RWD - RWD-8 - 1932 - Польша
- RWD - RWD-14 Czapla - 1935 - Польша
R.W.D.8
Прототип моноплана R.W.D.8 с крылом типа парасоль совершил первый полет в конце 1932 года. Консоли подкосного крыла имели стреловидность 12° по передней кромке. Самолет был оснащен неубирающимся шасси с хвостовым костылем и открытыми кабинами, расположенными друг за другом.
Прототип был оснащен 115-сильным (86 кВт) ПД Cirrus Hermes II, но на серийные самолеты устанавливались двигатели мощностью 100/150 л. с. (75/112 кВт).
Испытания показали, что машина обладает великолепными характеристиками, и в 1934-1938 годах завод D.W.L. построил свыше 100 таких самолетов.
Но R.W.D.8 был также выбран в качестве стандартного самолета для первоначального обучения польскими ВВС, потребности которых значительно превосходили производственные возможности предприятия R.W.D. Поэтому лицензионный выпуск был также налажен на предприятии "Podlaska Wytwornia Samolotow" (P.W.S.).
Самолеты этой компании, будучи доработанными по требованиям ВВС, незначительно отличались от гражданских машин. Всего предприятием P.W.S. было построено около 500 самолетов.
Лицензию на производство R.W.D.8 купили также Чехословакия, Эстония и Югославия, но лишь последняя строила его в заметных количествах.
С середины и до конца 1930-х годов R.W.D.8 активно участвовал в различных соревнованиях, а финал его военный карьеры пришелся на дни, последовавшие за германским вторжением в Польшу. Он даже использовался в "психологических атаках" на немецкие войска, сбрасывая на них гранаты.
На завершающем этапе германо-польской войны около 60 самолетов перелетели в Румынию. Некоторые уцелевшие машины также использовались в качестве учебных.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
R.W.D.8 (раннего выпуска)
Тип: спортивный/туристический самолет
Силовая установка: один рядный ПД Walter Major в 120 л. с. (89 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость у земли 175 км/ч; потолок 5000 м; дальность полета 435 км
Масса: пустого 480 кг; максимальная взлетная 750 кг
Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 8,00 м; высота 2,30 м; площадь крыла 20,00 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 227
Регистрационный номер: SP-ANL Построенный предприятием D.W.L., этот серийный самолет R.W.D.8 был оснащен 100-сильным (82 кВт) ПД Walter Junior, выпускавшимся по лицензии заводом P.Z.Inz.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
Регистрационный номер: SP-BCE The RWD-8 Two-seat Training Monoplane (110 h.p. P.Z. Inz. Junior engine).
-
Air Pictorial 1957-01 / Photos by request
NINETEEN RWD-10s lined up on Mokotow (Warsaw) airfield in 1937 on the occasion of the handing over to Polish aero clubs of 129 training aircraft by the purchasers - LOPP and public organisations. Behind are RWD-8s and RWD-13s. Prototype RWD-10 (SP-ALC) with a 120-h.p. Hermes IIB inverted inline was flight tested, winter 1933/34 - some fifty RWD-10s were completed when production ceased in 1935. The production RWD-10s with 110-h .p. P.Z. Inz. Junior inlines have smaller wheels and no headrest. Painted silver and red. Span 24 ft. 7 in.; length 20 ft. 4 in.; empty 770 lb.; loaded 1,045 lb.; max. speed 135.4 m.p.h.
Другие самолёты на фотографии: RWD RWD-10 - Польша - 1933RWD RWD-13 - Польша - 1935
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Регистрационный номер: SP-BLA Парашютистки - медсёстры польского Красного Креста. Фото на память с инструктором на фоне самолёта RWD-8. Варшава, 1937-1938 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (2)
Учебно-тренировочный самолёт RWD-8 на авиационно-спортивном празднике в Варшаве, 1934-1935 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2024-09 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (3)
Передача польским ВВС учебно-тренировочных самолетов RWD-8 (видимо, по мобилизации). Свидник. Первая половина 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Интернировавшиеся в Венгрии польские солдаты и венгерские жандармы позируют на фоне самолета RWD-8. Сентябрь-октябрь 1939 г
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Один из двух польских учебно‑тренировочных RWD-8, после 25 сентября 1939 г. перелетевший в Венгрию. Позднее самолёт какое‑то время использовался венгерскими ВВС
-
Air Pictorial 1955-06 / Photos by request
Регистрационный номер: VQ-PAG R.W.D.8. An attractive but little-known, pre-war Polish parasol staggered-wing monoplane, the Polish R.W.D.8 two-seat elementary trainer first appeared in 1932. It was also built under licence in Estonia and Yugoslavia. Originally powered by a Czech 110-h.p. Waiter Junior 4-1 in-line, the two delivered to Aviron Ltd., Israel (VQ-PAG and VQ-APK) were fitted with the more powerful 130-h.p. DH. Gipsy Major in-line. The Aviron colour scheme was silver with blue on cowl, forward fuselage, struts and lettering.
The following figures relate to the Walter-engined version: span 36 ft. ; length 26 ft. 3 in .; height 7 ft. 6 in.; empty weight 616 lb.; loaded weight 1,659 lb.; max. speed 105 m.p.h.; cruising 87 m.p.h.;
endurance 3 hours . -
Air Pictorial 1973-06
Регистрационный номер: ES-RWD This was taken at Tallinn airport circa 1935 and depicts aircraft of the Estonian Aero Club. They are: ES-RWD, RWD-8, a slightly modified machine constructed in Estonia; ES-EPP, OGL-2; ES-LDM, OGL-1; ES-PON, OGL-1; ES-ALF, type unidentified [Fieseler F5R]; ES-AGU, Raab Schwalbe II; and ES-EHA, Raab Schwalbe II.
Другие самолёты на фотографии: Fieseler F-4 / F-5 - Германия - 1933Post, Org, Neudorf PON-1 - Эстония - 1934Post, Org, Neudorf PON-2 - Эстония - 1934Raab-Katzenstein RK.26 Tigerschwalbe - Германия - 1929
-
Air Enthusiast 1996-07 / M.Axworthy - Flank Guard. Romania's Aerial Advance on Stalingrad (1)
Регистрационный номер: YR-AMA YR-AMA, one of 61 RWD 8 ex-Polish trainers interned in 1939.
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Метаморфозы польского истребителя P-7a (судя по номеру «999», он принадлежал какому-то учебному подразделению), захваченного немцами исправным в р-не Лодзи в начале сентября 1939 г. На первом фото истребитель просто стоит, на втором его, ради должного эффекта, поставили «на попа», но для фиксации «полной победы» немецким фотографам показалось мало и этого, поэтому на третьем фото P-7a заснят ещё и в окружении учебных RWD-8 и многочисленных устаревших «Потэ-25». Фото сделаны в сентябре-ноябре 1939 гг.
Другие самолёты на фотографии: Potez Potez 25 - Франция - 1925PZL P.7 / P.6 / P.8 - Польша - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Кладбище польской авиатехники. Варшава, октябрь 1939 г. Кроме PZL-23 «Карась» видны обломки самолетов «Люблин» R.XIIID и гражданских RWD-8
Другие самолёты на фотографии: Lublin R-XIII - Польша - 1931PZL P.23 / P.43 Karas - Польша - 1934
- Фотографии