Варианты
- Potez - Potez 25 - 1925 - Франция
- Potez - Potez 28 - 1926 - Франция
- Potez - Potez 29 - 1927 - Франция
- Potez - Potez 32 / 33 - 1928 - Франция
- Potez - Potez 50 - 1930 - Франция
Potez 25
Ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Аэроплан Анри Потэ" под руководством А.Потэ. Являлся развитием конструкции серийного Потэ XV и опытного Потэ XXIV.
Первый опытный образец Потэ XXV проходил испытания в начале 1925 г. Серийное производство на заводе "Потэ" в Мельтэ было развернуто в 1926 г. Самолет строился также в Португалии мастерскими "Офишинас жераис де материал аэронаутико" (OGMA), в Румынии - заводом IAR (Брашов), в Югославии - заводом "Икарус" (Земун), в Польше - заводами "Плаге и Ляскевич" (Люблин) и PWS (Бяла-Подляска). Всего изготовлено свыше 3500 экз. во Франции и около 400 экз. за рубежом.
Экипаж самолета - 2 чел. Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
Потэ 25 выпускался в 87 модификациях, включая учебные и гражданские (почтовые). Основные боевые варианты:
- Потэ 25A2, ближний разведчик с мотором LD 12Eb или Сальмсон 18Cmb для Франции (вариант Metrop), с моторами HS 12Nb или GR 9А на экспорт, вооружение 3-5x7,69, бомбы до 240 кг;
- Потэ 25/5 с мотором Рено 12Kb, выпускался в вариантах 25/5А2 (ближний разведчик) и 25/5CN2 (ночной истребитель, вооружение как у 25A2);
- Потэ 25TOE с мотором LD 12Eb (на экспорт в Грецию с HS 12Lb), самолет для эксплуатации в колониях, самый массовый вариант; вооружение 3x7,69, бомбы до 200 кг.
В Югославии и Португалии самолеты строились с моторами GR 9Ас или GR 9Aq. В 1937 г. завод LWS (Люблин, Польша) переделал 47 самолетов под такие же двигатели.
Потэ 25 состоял на вооружении во Франции с 1926 г., в Польше, Румынии, Испании, Югославии и Китае - с 1927 г., в Бельгии - с 1928 г., в Эстонии и Парагвае - с 1929 г., в Уругвае - с 1930 г., в Греции - с 1931 г., в Португалии - с 1933 г., в Таиланде - с 1942 г.
Первое боевое применение Потэ 25 - французской авиацией в Марокко против повстанцев в 1926-34 гг. В 1932 г. парагвайские ВВС использовали эти самолеты против Боливии. Несколько машин имела авиация Эфиопии. Их быстро уничтожили итальянцы в 1935 г.
Во Франции со второй половины 30-х годов самолеты этого типа сосредотачивали в колониях, переводили в учебные подразделения. К началу Второй мировой войны во французских ВВС остались только Потэ 25TOE, размещенные в колониях. В самой Франции эти машины использовали только как учебные. Но в связи с бурным формированием новых авиачастей их пришлось вновь поставить в строй. Десять групп ближних разведчиков получили Потэ 25 совместно с самолетами других типов. В мае - июне 1940 г. они действовали в основном на южном участке фронта.
Позднее старые бипланы активно использовались авиацией правительства Виши. В июле 1940 г. во время обороны Дакара эти машины бомбили английскую эскадру у побережья Сенегала. В ноябре 1940 г. - январе 1941 г. Потэ 25 действовали как штурмовики и легкие ночные бомбардировщики в конфликте на границе между Таиландом и Лаосом. В июне - июле 1941 г. они бомбили по ночам во время наступления союзников в Сирии и Ливане. В мае 1942 г. Потэ 25 применялись в боях на Мадагаскаре. Уцелевшие машины достались "Свободной Франции". Эскадрилья "Фландр" патрулировала на них Красное море до 1943 г. Как связные Потэ 25 служили во французских ВВС до середины 1945 г., а в Индокитае -до начала 1946 г.
В Бельгии их сняли с вооружения в 1938 г. В Греции - с ноября 1940 г. Потэ 25 применялись как разведчики и легкие дневные бомбардировщики против итальянских войск, а затем против немцев. В Румынии Потэ 25 находились в боевых частях до конца 1939 г. Югославские машины как легкие дневные бомбардировщики приняли участие в боях в апреле 1941 г.; уцелевшую технику немцы передали хорватам, использовавшим ее против партизан. Таиландские ВВС получили в 1942 г. от японцев Потэ 25, захваченные в Индокитае, и использовали их как связные до 1945 г.
В Польше самолеты этого типа к сентябрю 1939 г. законсервировали. В боевых действиях против немцев и Красной Армии они участия не принимали. Бывшие эстонские машины перешли к ВВС РККА, но советской авиацией не эксплуатировались.
Потэ 25A2||
Размах:||14,0 м
Длина:||9,0 м
Моторы, количество х мощность:||1x450 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1990 кг
Максимальная скорость:||230 км/ч
Практический потолок:||7400 м
Дальность:||680 км
Описание:
- Potez 25
- Potez 25
- Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Фотографии
-
Мировая Авиация 217
Данный Potez 24 A.2 принадлежал 2-й разведывательно-бомбардировочной эскадрилье парагвайских ВВС, дислоцированной в 1933 году в Исла-Пои.
-
Авиация и Время 1999-06 / А.Котлобовский - На обочине большой войны /Аэроархив/
Potez 25TOE из 1/595-й АЭ ВВС Франции
-
Flight 1926-12 / Flight
THE POTEZ 25 A.2 with 450 h.p. Hispano engine, is an army co-operation biplane of recent design.
-
Flight 1926-12 / Flight
The Potez 25 Army-Co-operation biplane is of recent design.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Разведчик Потэ 25 французских ВВС
-
Flight 1926-12 / Flight
THE POTEZ 25 G.R. with 450 h.p. Lorraine engine, is a long-distance reconnaissance biplane.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Потэ 25A2, использовавшийся французской морской авиацией как самолет связи, осень 1939 г.
-
Air Enthusiast 1997-05 / Round-Out
Potez 25.41A2 with the insignia of the 6eme Escadrille of the Ecole de l’Air.
-
Air Enthusiast 1998-01 / R.Niccoli - Atlantic Sentinels
The only Potez 25 Bidon was received by the Aeronautica Militar in 1928; it was initially operated by the EMA at Sintra.
-
Aeroplane Monthly 1989-09 / J.Stroud - Wings of Peace
Potez 25A.2 F-AJDY over the Andes when operated by Air France.
-
Мировая Авиация 217
С 1929 года "Aeropostale" использовала на почтовых маршрутах в Аргентине пять Potez 25. Часто им приходилось совершать перелеты через Анды. В 1933 году маршруты перешли под контроль "Air France", работавшей на них до 1936 года.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Группа Потэ 25 с подвешенными бомбами во время конфликта в Индокитае, 1941г.
-
Air Enthusiast 1996-05 / D.Bernad - The First Twenty Five Years. Romanian Aircraft Production 1911-1935
A pair of IAR built Potez 25 reconnaissance/light bomber aircraft during field service with ‘Flotila 1 Aviatie’ based at Iasi, Moldavia, in the early 1930s.
-
Air Enthusiast 1996-05 / D.Bernad - The First Twenty Five Years. Romanian Aircraft Production 1911-1935
Gipsy Major engine of an early Fleet F-10G, No 29, is serviced before take off. The pupil pilot is already sitting in the front cockpit, studying the on-board instruments with the help of a more experienced fellow airman. In the background two IAR-Potez-25s are lined up.
Другие самолёты на фотографии: Fleet Model 10 / 16 Finch - Канада - 1935
-
Air Enthusiast 1996-05 / D.Bernad - The First Twenty Five Years. Romanian Aircraft Production 1911-1935
The IAR CV.11 fighter was the first IAR design. Depicted is the second prototype, the CV.11 C1, during an aviation show held at Brasov, in the summer of 1931. At right, an IAR manufactured Potez 25 can be seen.
Другие самолёты на фотографии: IAR CV.11 - Румыния - 1930
-
Air Enthusiast 2003-05 / L.Andersson - Turbulent origins
In 1928 Capitaine Weiser and mechanic Clement delivered a Potez 25 to Afghanistan. Left to right: Air Force Commandant Ihsan Kahn, Weiser, Gaire and Clement.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (2)
"Потез-25", закупленный во Франции для авиации провинции Сычуань. Перед самолетом стоят китайский генерал (слева) и представитель фирмы.
-
АвиаМастер 2007-02 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (1)
Транспортный контейнер с фюзеляжем французского двухместного биплана "Потез-25", только что поступивший в Маньчжурию.
-
АвиаМастер 2007-03 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (2)
Самолеты "Потез-25" с опознавательными знаками ВВС Гоминьдана.
-
АвиаМастер 2007-02 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (1)
В условиях отсутствия воздушного противника летнабам маньчжурских "потэзов-25" приходилось вести огонь из своих турельных пулеметов только по наземным целям.
-
АвиаМастер 2007-02 / А.Демин - Авиация Китая в эпоху гражданских войн /Неизвестные страницы/ (1)
Финал: солдаты Квантунской армии Японии рассматривают один из захваченных ими в Маньчжурии бомбардировщиков "Потэз-25" и авиационное вооружение бывших маньчжурских ВВС, октябрь 1931г.
-
Air Pictorial 1957-01
Another Potez 25, this time in Japanese markings. G. A. Church of Epping took the photograph .
-
Air Pictorial 1956-11
Photograph depicts one of several Potez 25 reconnaissance biplanes of the French Armee de I'Air which operated in the North African area during World War II. I myself saw and photographed one or two of them. Roughly the equivalent of our own Hawker Hart, the Potez 25 was powered by a 450-h.p. Lorraine motor, although a considerable number also had Renault, Hispano-Suiza and Gnome-Rhone power units. Top speed was about 135 m.p.h. I must however point out that Edku is not in the Western Desert, but well east of Alexandria, in the Delta area of Egypt.
-
Мировая Авиация 217
Potez 25 TOE - самый многочисленный вариант семейства. Данная машина в конце 1930-х годов находилась в Рамле (Палестина).
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Потэ 25TOE на аэродроме Жолимин на юге Марокко, 1940 г.
-
Air Pictorial 1978-01 / C.Shores - The Occupation of Madagascar, 1942 (1)
French A.F. Potez 25TOE army co-operation aircraft on a Madagascan airfield before the war.
-
Air Enthusiast 1997-05 / Round-Out
A Potez 25 TOE, lined up with others before taking off on Croisiere Noire, a formation tour of French Colonial Africa. It carries the Cocotte Blanche paper fold insignia of the flight’s leader, Colonel (later General) Vuillemin.
-
Flight 1933-11 / Flight
WAITING FOR WEATHER: The Henry Potez T.O.E. biplanes ("Lorraine" engines) at Istres aerodrome in readiness to start the flight to Africa. General Vuillemin is in command.
-
Air Enthusiast 1997-05 / Round-Out
A nicely-posed ‘preparing to start’ impression of the Potez 25 TOE.
-
Air Enthusiast 1997-05 / Round-Out
Potez 25 TOE - Theatre des Operations Exterieures - showing clearly the forward fuselage deepened by streamlined additional fuel tanks that marked this version.
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
Баскский многоцелевой полутораплан "Потэз-25" со звездообразным мотором "Гном-Рон" в 420 л.с. к началу гражданской войны уже считался морально устаревшим.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Французские многоцелевые бипланы "Поте-25" в межвоенный период стали на долгое время основой ударной мощи ВВС многих малых стран. Не стала исключением из этого правила и авиация Эстонии.
Эстонский Потэ 25 с мотором "Юпитер" на лыжах -
Air Enthusiast 1998-05 / R.Niccoli - Portuguese Numerology
"Поте-25" по сравнению с "Бреге-19". безусловно, выглядел более современной машиной, но в начале 30-х устарел и он.
Pleasing air-to-air of one of a batch of eight Potez 25A-2s. -
Flight 1932-08 / Flight
PORTUGUESE-BUILT: A Potez XXV with "Jupiter" engine, both entirely constructed in the Alverca workshops.
-
Aeroplane Monthly 1989-09 / J.Stroud - Wings of Peace
Henri Guillaumet made this spectacular forced landing at more than 11,000ft in the Andes. The Potez 25A.2 TOE was repaired and returned to service.
-
Air Pictorial 1978-01 / C.Shores - The Occupation of Madagascar, 1942 (1)
A wrecked Potez 25TOE and two Potez 63-11s
Другие самолёты на фотографии: Potez Potez 63.11 - Франция - 1938
- Фотографии