RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Франция

Год : 1925

Двухместный военный самолет общего назначения

Potez 25

Ближний разведчик и легкий бомбардировщик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Создан в КБ фирмы "Аэроплан Анри Потэ" под руководством А.Потэ. Являлся развитием конструкции серийного Потэ XV и опытного Потэ XXIV.
Первый опытный образец Потэ XXV проходил испытания в начале 1925 г. Серийное производство на заводе "Потэ" в Мельтэ было развернуто в 1926 г. Самолет строился также в Португалии мастерскими "Офишинас жераис де материал аэронаутико" (OGMA), в Румынии - заводом IAR (Брашов), в Югославии - заводом "Икарус" (Земун), в Польше - заводами "Плаге и Ляскевич" (Люблин) и PWS (Бяла-Подляска). Всего изготовлено свыше 3500 экз. во Франции и около 400 экз. за рубежом.
Экипаж самолета - 2 чел. Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
Потэ 25 выпускался в 87 модификациях, включая учебные и гражданские (почтовые). Основные боевые варианты:
   - Потэ 25A2, ближний разведчик с мотором LD 12Eb или Сальмсон 18Cmb для Франции (вариант Metrop), с моторами HS 12Nb или GR 9А на экспорт, вооружение 3-5x7,69, бомбы до 240 кг;
   - Потэ 25/5 с мотором Рено 12Kb, выпускался в вариантах 25/5А2 (ближний разведчик) и 25/5CN2 (ночной истребитель, вооружение как у 25A2);
   - Потэ 25TOE с мотором LD 12Eb (на экспорт в Грецию с HS 12Lb), самолет для эксплуатации в колониях, самый массовый вариант; вооружение 3x7,69, бомбы до 200 кг.
В Югославии и Португалии самолеты строились с моторами GR 9Ас или GR 9Aq. В 1937 г. завод LWS (Люблин, Польша) переделал 47 самолетов под такие же двигатели.
Потэ 25 состоял на вооружении во Франции с 1926 г., в Польше, Румынии, Испании, Югославии и Китае - с 1927 г., в Бельгии - с 1928 г., в Эстонии и Парагвае - с 1929 г., в Уругвае - с 1930 г., в Греции - с 1931 г., в Португалии - с 1933 г., в Таиланде - с 1942 г.
Первое боевое применение Потэ 25 - французской авиацией в Марокко против повстанцев в 1926-34 гг. В 1932 г. парагвайские ВВС использовали эти самолеты против Боливии. Несколько машин имела авиация Эфиопии. Их быстро уничтожили итальянцы в 1935 г.
Во Франции со второй половины 30-х годов самолеты этого типа сосредотачивали в колониях, переводили в учебные подразделения. К началу Второй мировой войны во французских ВВС остались только Потэ 25TOE, размещенные в колониях. В самой Франции эти машины использовали только как учебные. Но в связи с бурным формированием новых авиачастей их пришлось вновь поставить в строй. Десять групп ближних разведчиков получили Потэ 25 совместно с самолетами других типов. В мае - июне 1940 г. они действовали в основном на южном участке фронта.
Позднее старые бипланы активно использовались авиацией правительства Виши. В июле 1940 г. во время обороны Дакара эти машины бомбили английскую эскадру у побережья Сенегала. В ноябре 1940 г. - январе 1941 г. Потэ 25 действовали как штурмовики и легкие ночные бомбардировщики в конфликте на границе между Таиландом и Лаосом. В июне - июле 1941 г. они бомбили по ночам во время наступления союзников в Сирии и Ливане. В мае 1942 г. Потэ 25 применялись в боях на Мадагаскаре. Уцелевшие машины достались "Свободной Франции". Эскадрилья "Фландр" патрулировала на них Красное море до 1943 г. Как связные Потэ 25 служили во французских ВВС до середины 1945 г., а в Индокитае -до начала 1946 г.
В Бельгии их сняли с вооружения в 1938 г. В Греции - с ноября 1940 г. Потэ 25 применялись как разведчики и легкие дневные бомбардировщики против итальянских войск, а затем против немцев. В Румынии Потэ 25 находились в боевых частях до конца 1939 г. Югославские машины как легкие дневные бомбардировщики приняли участие в боях в апреле 1941 г.; уцелевшую технику немцы передали хорватам, использовавшим ее против партизан. Таиландские ВВС получили в 1942 г. от японцев Потэ 25, захваченные в Индокитае, и использовали их как связные до 1945 г.
В Польше самолеты этого типа к сентябрю 1939 г. законсервировали. В боевых действиях против немцев и Красной Армии они участия не принимали. Бывшие эстонские машины перешли к ВВС РККА, но советской авиацией не эксплуатировались.


Потэ 25A2||
Размах:||14,0 м
Длина:||9,0 м
Моторы, количество х мощность:||1x450 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1990 кг
Максимальная скорость:||230 км/ч
Практический потолок:||7400 м
Дальность:||680 км

Показать полностью

Описание:

  • Potez 25
  • Potez 25
  • Flight, December 1926
    The Paris Aero Show 1926
  • Фотографии