Описание
Страна : Польша
Год : 1933
Двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной летной подготовки
Варианты
- PWS - PWS-12 / PWS-14 - 1929 - Польша
- PWS - PWS-16 / PWS-26 - 1933 - Польша
P.W.S.16 и 26
P.W.S.16 был разработан на базе P.W.S.12/14, но имел ряд усовершенствований, включая применение более эффективных элеронов. После внедрения еще ряда усовершенствований, наиболее существенным из них была топливная система, обеспечивавшая возможность выполнения перевернутого полета, самолет получил обозначение P.W.S.16bis. Всего было выпущено по 20 машин каждой модели, а отличные летные характеристики самолетов побудили затем начать крупносерийное производство вооруженного учебно-тренировочного варианта P.W.S.26. Самолет имел усиленную конструкцию и мог использоваться в качестве пикирующего бомбардировщика.
P.W.S.16/16bis поступили в учебные подразделения ВВС Польши в 1934-1935 годах, но после появления в 1937 году более совершенного P.W.S.26 их переориентировали на решение второстепенных задач. Серийный выпуск P.W.S.26 завершился в 1938 году. Всего построили 250 машин, часть из которых была захвачена немецкими войсками в начале сентября 1939 года - они поступили в Люфтваффе. Командование Люфтваффе отправило 28 отремонтированных самолетов в Румынию. Но основная часть парка P.W.S.26 была размещена в восточной части Польши и многие из них достались Красной Армии в конце сентября. Позже они некоторое время использовались в советских ВВС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
P.W.S.26
Тип: двухместный учебно-тренировочный самолет повышенной летной подготовки
Силовая установка: один звездообразный ПД Wright J-5 Whirlwind мощностью 220 л. с. (164 кВт), выпускавшийся по лицензии
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 215 км/ч; практический потолок 4620 м; дальность 460 км
Масса: пустого 850 кг; максимальная взлетная 1162 кг
Размеры: размах крыльев 9,00 м; длина 7,03 м; высота 2,75 м; площадь крыльев 24,00 м2
Вооружение: один 7,7-мм пулемет
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (2)
Регистрационный номер: 81.164 PWS-26
-
Мировая Авиация 219
Самолет P.W.S.26 внешне был схож с вариантом P.W.S.16, но отличался наличием пулемета и модифицированным шасси.
-
Авиация и Космонавтика 2024-12 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (6)
Регистрационный номер: 81.123 Восстановленный PWS-26 в экспозиции авиамузея в Кракове. Фото начала 2000-х гг
-
Aeroplane Monthly 2000-01 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
The PWS-26 was the Polish Air Force’s pre-Second War World War basic trainer.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The earlier PWS-16bis was first flown in 1933, and some sixty were constructed for training squadrons of the Polish air arm. The performance and dimensions of the PWS-16bis were in many respects similar to the later PWS-26.
The P.W.S. 26 Two-seat Advanced Training Biplane (220 h.p. P.Z.L. "Whirlwind" engine). -
Air Pictorial 1957-09 / Photos by request
PWS-26. The PWS-26 was a two-seat advanced military trainer used in large numbers by the Polish Air Force before the war. A logical development of the earlier PWS-16bis and PWS-18, the PWS-26 possessed superior all-round performance. About two hundred and fifty units were built by the Biala Podlaska (PWS) plant from 1937 to 1939, when war broke out. The bulk of these attractive biplanes were destined for the Central Flying School (CWL) at Deblin, which boasted a central school and four satellite bases within a radius of ten miles. Powered by a 220-h.p. Avia-Wright Whirlwind radial, the PWS-26 had a maximum speed of 130 m.p.h. for an a.u.w. of 2,420 Ib. Climb to 3,400 ft. took 4 minutes, while service ceiling topped 14,400ft. Armament consisted of one forward-firing, fixed 7.7-mm. machine gun, plus two underwing 25-lb. practice bombs. A camera gun was fitted in the lower, port mainplane. Span 29 ft. 9 in.; length 22 ft. 11 in.; height 8 ft. 10 in. Several PWS-26 trainers were used by the Luftwaffe but none is known to have survived to this date. Colour scheme: olive drab overall, though some had sky-blue undersurfaces. Lettering and coding in black.
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (2)
Регистрационный номер: 81.15 Учебно-тренировочные самолеты PWS-26 ВВС Польши. Конец 1930-х гг
-
Авиация и Время 2004-06 / Л.Кукуруза - Война в небе Западной Украины
Регистрационный номер: 81.20 Учебным самолетам PWS-26 пришлось повоевать в сентябре 1939г.
-
Air Enthusiast 1996-07 / M.Axworthy - Flank Guard. Romania's Aerial Advance on Stalingrad (1)
A PWS 26 trainer/liaison aircraft. As many as 62 of these aircraft were interned or sold on by the Germans. Final assembly of many of the latter was carried out in Romania.
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Один из трофейных PWS-26 с регистрацией Гражданского Воздушного Флота, использовавшийся в СССР в период 1939-1941 гг
-
Авиация и Космонавтика 2024-12 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (6)
Брошенный в Восточной Польше в конце сентября 1939 г. учебно‑тренировочный PWS-26 польских ВВС. За ним виден фюзеляж «Потэ-25»
Другие самолёты на фотографии: Potez Potez 25 - Франция - 1925
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Обошедший в сентябре-октябре 1939 г. многие газеты и журналы СССР фотоснимок красноармейца, охраняющего брошенный польский учебный самолёт PWS-26. Оригинал фото был сделан на полевом аэродроме в р-не г. Ровно Волынского воеводства 18 сентября 1939 г.
-
Авиация и Космонавтика 2025-01 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (7)
Красноармейцы осматривают брошенные поляками учебные PWS-26. По одним данным эти фото сделаны в р-не Гродно, по другим - в р-не Белостока, в конце сентября 1939 г.
-
АэроХобби 1993-02 / И.Самарский - Черные кресты над Польшей /Аэроархив/ (2)
Самолеты PWS-26 на захваченном советскими танкистами аэродроме.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Военнослужащие вермахта фотографируются на фоне разбитых учебно-тренировочных PWS-26. Центральная Польша, сентябрь 1939 г.
-
АвиаПарк 2010-04 / М.Тимин - Ответный удар /На фронтах Великой Отечественной/ (3)
Катастрофа самолета PWS-26 в районе аэродрома аэродрома Стрый 24 апреля 1941 года, в которой погиб командир 66-го ШАП полковник А.А.Киселев
- Фотографии