Описание
Страна : Франция
Год : 1938
Трехместный тактический разведчик и самолет взаимодействия с сухопутными войсками
Варианты
- Potez - Potez 63 - 1936 - Франция
- Potez - Potez 63.11 - 1938 - Франция
- Potez - Potez 670 - 1939 - Франция
Potez 63.11
P.637A3/P.63.11A3
Ближний разведчик (Р.637), многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками (Р.63.11). Двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Оба они являлись развитием семейства многоцелевых самолетов Потэ 63, сконструированных группой инженеров фирмы "Аэроплан Анри Потэ" во главе с М. Королье.
Первым самолетом этого семейства был тяжелый истребитель Потэ Р.630-01, взлетевший 25 апреля 1936 г. Летом 1938 г. на испытания вышел ближний разведчик Потэ Р.637, созданный на базе серийного истребителя Потэ Р.631СЗ. От последнего модель 637 отличалась подфюзеляжной "ванной" для наблюдателя. 31 декабря 1938 г. впервые поднялся в воздух опытный экземпляр штурмовика-разведчика модели Р.63.11 с новой носовой частью фюзеляжа.
Самолет Потэ Р.63.11 стал самой массовой машиной семейства. С июля 1939 г. он строился заводами концерна SNCAN в Мельте, Ле Мюро и Эвре. В общей сложности выпущено около 900 экз.
Экипаж самолетов обоих типов - 3 чел. Двигатели GR14M4/5, позднее - GR 14M6/7. Вооружение 3x7,5 (поздние серии Р.63.11-6-11x7,5), бомбы до 200 кг (Р.637 - 100 кг).
Разведчики Потэ Р.637 состояли на вооружении только во Франции - с лета 1939 г., машины типа Р.63.11 - во Франции с ноября 1939 г., в Германии - с июля 1940 г., в Румынии - с октября 1941 г., в Италии - с февраля 1943 г., в Венгрии - с 1944 г.
Впервые новые самолеты "потэ" в значительных количествах появились в боях в мае - июне 1940 г. Они использовались как разведчики и небронированные штурмовики, неся большие потери. После поражения Франции самолеты типа Р.63.11 частично остались на вооружении ВВС правительства Виши, частично были захвачены немцами. Во Франции с декабря 1941 г. ими стали вооружать также части морской авиации. В составе вишистской авиации Потэ Р.63.11 воевали с силами союзников в Сирии и на Мадагаскаре, в ноябре 1942 г. пытались оказать сопротивление высадке на побережье Северной Африки.
Румынские самолеты применялись на советско-германском фронте в 1942-43 гг. В Германии, Венгрии и Италии Потэ Р.63.11 служили только как учебные.
Уцелевшие после боев в Алжире и Тунисе машины этого типа эксплуатировались во Франции как учебные до апреля 1944 г.
Р.63.11||
Размах:||16,0 м
Длина:||10,93 м
Моторы, количество х мощность:||2x700 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4530 кг
Максимальная скорость:||421 км/ч
Практический потолок:||8500 м
Дальность:||1480 км
Описание:
- Potez 63.11
- Potez 63
- Flight, March 1940
THE POTEZ 63
Фотографии
-
АвиаМастер 2006-06 / С.Вахрушев, А.Заблотский - Последняя загадка маленького принца /Авиация в лицах/
"Потез-63.11" из состава второй эскадрильи авиагруппы 2/33, зима 1939-40гг.
-
Мировая Авиация 218
Potez 63.11 использовался в ВВС Франции как разведчик и самолет авиационной поддержки сухопутных войск. После оккупации Франции Германией такие машины эксплуатировались в ВВС Виши.
-
АвиаМастер 2007-04 / М.Жирохов, Ж.Рандриананда - Операция "Броненосец": авиация в боях за Мадагаскар /История воздушных войн/
"Потез-63.11" из эскадрильи N 555, аэродром "Иози", сентябрь 1942г. - участник боев за Мадагаскар
-
Авиация и Космонавтика 1997-03 / В.Котельников - Потез 63.11 (французский взгляд на самолет поля боя)
Первый серийный Потез 63.11 A3, впервые поднявшийся в воздух 10 июля 1939г.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Самолет взаимодействия с сухопутными войсками Р.63.11
-
Авиация и Космонавтика 1997-03 / В.Котельников - Потез 63.11 (французский взгляд на самолет поля боя)
Потез 63.11 A3 авиации Виши в Алжире
-
Flight 1940-12 / Flight
BRING YOUR OWN AIRCRAFT: French airmen with the R.A.F. in the Western Desert fly their own machines. This pilot has a Potez 63 with two small diameter Gnome Rhone 14M engines of 680 h.p. each at 13,200 ft.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Носовая часть Р.63.11 была обширно остеклена
-
Авиация и Космонавтика 1997-03 / В.Котельников - Потез 63.11 (французский взгляд на самолет поля боя)
Потез 63.11 A3 с усиленным вооружением - четыре пулемета MAC 1934 установлены в обтекателях под крылом
-
Мировая Авиация 218
С учетом ряда ограничений Potez 63.11 может считаться достаточно удачным самолетом. Однако эти машины часто действовали без должного истребительного прикрытия и понесли тяжелые потери - в сражениях за Францию было сбито 225 таких самолетов. Это самые большие потери для одного типа самолетов, состоявших на вооружении ВВС Франции.
-
История Авиации 25 / М.Павловский - Запоздалый рывок "Пуалю" /Статистический анализ/ (4)
Самыми многочисленными из поколения новых машин во французских ВВС были обладавшие невысоким боевым потенциалом многоцелевые "Поте-63.11".
-
Air Pictorial 1978-01 / C.Shores - The Occupation of Madagascar, 1942 (1)
Four of the seven Potez 63-11s of Escadrille 555 of the Groupe Aerien Mixte at Ivato-Tananarive airfield. In addition to French A.F. roundels, they are wearing Vichy red and yellow striped recognition markings
-
Aeroplane Monthly 1982-10 / Personal album
A Luftwaffe officer inspects a line of Vichy Air Force aircraft prior to their disposal. The aircraft are, from left to right, Potez 63.11 reconnaissance aircraft, two Morane 230s and a Dewoitine D.520 fighter.
Другие самолёты на фотографии: Dewoitine D.520 - Франция - 1938Morane-Saulnier MS.230 - Франция - 1929
-
История Авиации 2000-03 / А.Степанов - Пиррова победа Люфтваффе на Западе /Большая стратегия/
Теоретически многоцелевой "Поте-63" был неплохой машиной, различные варианты которой обладали довольно высокими летными характеристиками и могли нести довольно мощное вооружение. Но с успехом действовать на этих самолетах в тяжелой обстановке мая-июня 1940г. могли только опытные экипажи, которых в составе L'Armee de l'Air почти не было.
-
Air Enthusiast 1996-07 / M.Axworthy - Flank Guard. Romania's Aerial Advance on Stalingrad (1)
The fall of France in 1940 had prevented the delivery of a second order for another 20 Potez 63s. However, the Franco-German Armistice Commission belatedly allowed delivery to be completed from old Vichy stocks, and it is certain that at least ten, and probably 20, Potez 63.11 reconnaissance aircraft were delivered in 1941-1942.
-
Мировая Авиация 218
Выпуск Potez 63.11 продолжался и в годы войны, но уже в интересах ВВС всех стран Оси. В германских Люфтваффе использовалось более 10 таких машин в качестве тренировочных и связных (на фотографии), самолеты также состояли на вооружении ВВС Италии и Румынии.
-
Авиация и Космонавтика 1997-03 / В.Котельников - Потез 63.11 (французский взгляд на самолет поля боя)
Много Потезов 63.11 A3 использовались в люфтваффе в качестве учебных и связных машин
-
Flight 1940-03 / Flight
In the foreground is a reconnaissance type Potez 63 as used by the French. Behind it are some Liore 45 bombers straight off the production line. The Potez has Gnome-Rhone engines and the Liore, Hispanos.
Другие самолёты на фотографии: Liore et Olivier LeO H.45 - Франция - 1937
-
Air International 1984-10 / Talkback
RHAF trainees with a Potez 63.11 still bearing its Luftwaffe markings.
-
Flight 1940-03 / Flight
An R.A.F. officer wishes bon voyage to the crew of a Potez 63 reconnaissance machine. The observer's machine gun, with its reflector sight, is interesting.
-
История Авиации 2000-03 / А.Степанов - Пиррова победа Люфтваффе на Западе /Большая стратегия/
Безусловно, в мае-июне 1940г. на аэродромах союзников во Франции можно было увидеть немало брошенной авиатехники. Однако только малая ее доля, подобно этому "Поте-63" была выведена из строя в результате бомбо-штурмовых ударов Люфтваффе.
-
АвиаПарк 2010-03 / В.Кондратьев - Статистика Блицкрига /Дискуссия/
Еще один бывший французский ангар после немецкой бомбардировки. На первом плане останки двухмоторного многоцелевого самолета "Потэз 63.11"
-
Air Pictorial 1978-01 / C.Shores - The Occupation of Madagascar, 1942 (1)
A wrecked Potez 25TOE and two Potez 63-11s
Другие самолёты на фотографии: Potez Potez 25 - Франция - 1925
-
Flight 1940-03 / Flight
The latest reconnaissance version of Potez 63 (type 63-11) as used by the French Air Force. It is powered with two Gnome-Rhone 14-M. small-diameter radials giving 680 h.p. each at 13,200ft.
- Фотографии