Варианты
- Potez - Potez 63 - 1936 - Франция
- Potez - Potez 63.11 - 1938 - Франция
- Potez - Potez 670 - 1939 - Франция
P.630/631
Тяжелый двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной, двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Потэ" под руководством инженера Королье. Опытный образец Потэ 630-01 совершил первый полет 25 апреля 1936 г. Серийное производство начато на заводе SNCAN в Меле в январе 1938 г. Всего построено 303 экз. Самолет состоял на вооружении во Франции с сентября 1938 г., в Румынии - с начала 1943 г.
Основные серийные модификации:
- Потэ 630 с моторами HS14Ab10/11 и вооружением 4x7,5+1x7,5 или 1x20+1x7,5+1x7,5, варианты СЗ- дневной трехместный и CN2 - ночной двухместный;
- Потэ 631 с моторами GR14Mars, вооружение 2x20+1x7,5 или 2x20 + 4x7,5 + 1x7,5 (только вариант СЗ).
Находились на вооружении дневных и ночных истребительных авиачастей ВВС и морской авиации, в частности - в ПВО Парижа. Участвовали в оборонительных боях в мае - июне 1940 г., затем служили в ВВС правительства Виши. В ноябре 1942 г. недолго использовались как ночные истребители против немцев в Северной Африке.
Самолет снят с производства в июне 1941 г. Снят с вооружения боевых частей в декабре 1942 г., но как учебный сохранялся до 1946 г.
Потэ 631C3||
Размах:||16,0 м
Длина:||11,07 м
Моторы, количество х мощность:||2x660 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4520 кг
Максимальная скорость:||443 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||990 км
Описание:
- P.630/631
- P.633B2
- P.637A3/P.63.11A3
- Potez 63
- Flight, March 1940
THE POTEZ 63
Фотографии
-
История Авиации 23 / М.Павловский - Запоздалый рывок "Пуалю" /Статистический анализ/ (2)
Лидер одномоторных истребителей "Поте-630" из состава звена управления GCII/1, осень 1938г.
-
Авиация и Космонавтика 1998-07 / В.Котельников - Потэ 630/631 /Тяжелые истребители/ (6)
Тяжелый истребитель POTEZ 630
-
История Авиации 23 / М.Павловский - Запоздалый рывок "Пуалю" /Статистический анализ/ (2)
Ночной истребитель "Поте-631CN2" из состава GCNIII/1 (впоследствии переименована в ECNI/13), авиабаза Плесси-Беллевиль, осень 1938г.
-
Мировая Авиация 218
Румыния использовала свои легкие бомбардировщики Potez 623 в боях 1941 года в небе над Украиной. Фонарь кабины стрелка открыт.
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - Oil well top cover: Sixty years of Rumanian military aviation
Potez 633B of the 2nd Bomber Flotilla, Ramnicu Sarat, June 1941.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Potez 633 N 8 командира 74-й бомбардировочной эскадрильи капитана Г.Попеску
-
АвиаМастер 2006-06 / С.Вахрушев, А.Заблотский - Последняя загадка маленького принца /Авиация в лицах/
"Потез" 637A3 из состава первой эскадрильи разведывательной авиагруппы 2/33, аэродром "Орконт", январь 1940г.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
В полете первый опытный Потэ-630-01
The Potez 63 Fighter-Bomber-Reconnaissance Monoplane (two 670 h.p. Hispano-Suiza 14Hb engines). -
Flight 1936-08 / Flight
THREE-PLACE, THREE-PURPOSE. The first photograph of the new three-seater Potez 63 monoplane planned for fighting, bombing and observation. Two 670 h.p. two-row Hispanos are fitted and are believed to give a maximum speed of the order of 300 m.p.h. Basically the machine may be regarded as being in the same category as our Bristol Blenheim now in production for R.A.F. squadrons. So far as is known no order for the Potez has yet been placed by France.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Potez 63 Fighter-Bomber-Reconnaissance Monoplane (two 670 h.p. Hispano-Suiza 14Hbs engines).
-
Flight 1940-03 / Flight
The three-seater fighter version or tne Potez 63. The machine illustrated was one of the first off the production line and is powered with two Hispano-Suiza 14-Ab engines. The armament is two 20 mm. Hispano shell-guns and one machine gun.
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Ночной истребитель Р.630 CN2 ВВС Франции, 1940 г.
-
Flight 1936-12 / Flight
Two canons are mounted in fairings below the fuselage of the new Potez 63 three-seater, twin-engined fighter.
-
Flight 1939-09 / Flight
ALLIED EQUIPMENT: A Potez 63 multi-purpose monoplane as used in large numbers by l'Armee de I'Air. The two bulges below the fuselage are fairings for 20 mm. Hispano shell-guns.
The fairings for the twin 20 mm. Hispano shell-guns ara visible below the fuselage in the view below of a Potez 63 fighter. The machine illustrated has Hispano-Suiza engines. -
Flight 1936-11 / Flight
The Marcel Bloch 131 bomber seems a very practical machine, considering that it achieves over 250 m.p.h. with more than 2,000 lb. of bombs. In the background, the Potez 63.
Другие самолёты на фотографии: Bloch MB.130 / MB.131 - Франция - 1934
-
Flight 1938-12 / Flight
The production type Potez twin-engined fighter-bomber suspended over the flying scale model of the Potez-C.A.M.S. six-engined transatlantic flying boat.
Другие самолёты на фотографии: Potez-CAMS Potez-CAMS 160 / 161 - Франция - 1938
-
Flight 1939-08 / Flight
FROM A BALCONY IN BRUSSELS: A view of some of the French exhibits at the Brussels Show. In the foreground is the multi-purpose Potez 63, and behind it the single-seater Bloch 151. The external observation car on the Potez is just visible.
Другие самолёты на фотографии: Bloch MB.150/151/152/155C1 - Франция - 1937
-
Мировая Авиация 218
Прототип Potez 630 отличала исключительно чистая аэродинамика. Подобно британскому Bristol Blenheim на Potez 630 стояли ненадежные моторы Hispano-Suiza, поэтому к началу войны многие части ВВС Франции перевооружили на Potez 631.
-
Авиация и Космонавтика 1998-07 / В.Котельников - Потэ 630/631 /Тяжелые истребители/ (6)
Тяжелый истребитель Потез 631 C3, послуживший прообразом модели 63.11
-
Flight 1940-03 / Flight
The graceful twin-engined monoplane is the fighter version of the French Potez 63. Beneath the fuselage may be discerned the fairings for two 20 mm. shell-guns.
-
Авиация и Время 1999-06 / А.Котлобовский - На обочине большой войны /Аэроархив/
Один из лучших французских самолетов Potez 631
-
Flight 1940-01 / Flight
France has done more than any other country to develop small, fast, twin-engined machines adaptable for various duties. On the photo is the Potez 63 arranged as a fighter. The housings for the twin 20 mm. Hispano shell-guns are discernible beneath the fuselage.
-
Мировая Авиация 218
Potez 631 представлял собой тяжелый истребитель с экипажем из трех человек. Наступательное вооружение состояло из двух 20-мм пушек Hispano-Suiza HS-404 в гондолах под фюзеляжем и четырех крыльевых 7,5-мм пулеметов MAC 1934. Истребители из эскадрильи I/13 сфотографированы в ноябре 1941 года.
-
Flight 1938-07 / Flight
OFF THE LINE: Potez 63 fighter-bombers of France’s Armie de I'Air. This type, which is now in quantity production, has two 750 h.p. two-row Hispanos. These machines were represented at last Sunday’s meeting at Villacoublay.
-
Flight 1940-03 / Flight
Of unusually attractive appearance, the Potez 63, as seen here, is characterised by a slim fuselage, sharply tapering wings and a marked dihedral on the tail plane.
-
История Авиации 24 / М.Павловский - Запоздалый рывок "Пуалю" /Статистический анализ/ (3)
Строившиеся в массовых количествах различные варианты "Поте-63" мало усилили боевую мощь французских ВВС из-за невысоких характеристик.
-
Flight 1939-11 / Flight
When French machines come home with German bullet holes in them small swastikas are sometimes applied to the points of entry. Here is a Potez 63 after treatment.
-
Aviation Historian 25 / G.Baughen - The case for appeasement?
Originally designed to a 1934 specification for a three-seat multi-role aircraft capable of undertaking the escort and bomber interception roles, the Potez 63 formed the basis for the 633 bomber, although its load of 880lb (400kg), comprising 8 x 110lb (50kg) bombs, was somewhat feeble in comparison to those of the German bombers.
-
Авиация и Время 2002-06 / ??? - По сигналу "Ардялул"
"Потезы-633" из 75-й АЭ в сопровождении "Хеинкелей-112" из 52-й ИАЭ направляются для удара по советским аэродромам. 22 июня 1941г.
Другие самолёты на фотографии: Heinkel He-112 - Германия - 1935
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Самолеты Потез Р.633 из 2-й бомбардировочной группы в сопровождении истребителей Не-112 из 5-й истребительной группы около полудня 22 июня 1941 г. направляются в сторону аэродромов Белград и Болгарийка...
Другие самолёты на фотографии: Heinkel He-112 - Германия - 1935
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
Р.633 Roumain из 74-й эскадрильи румынских ВВС во время боев на Дону, ноябрь 1942 г.
-
Air Enthusiast 1996-07 / M.Axworthy - Flank Guard. Romania's Aerial Advance on Stalingrad (1)
A Potez 63B2 11 at the front in late 1942. Twenty Potez 63B2 light bombers (numbers 1 to 20) had been received in 1939 and formed ‘Escadrilas’ 74 and 75 for the invasion of the USSR in 1941, but losses and a shortage of spares led to all remaining aircraft being concentrated in ‘Escadrila’ 74 very early in the campaign.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Командир 2-й группы капитан-командор И. Кристеску у своего самолета
-
Air Enthusiast 1971-06 / ??? - Oil well top cover: Sixty years of Rumanian military aviation
On the Russian Front: the crew of a Potez 633 preparing to take off on a support mission late in 1941
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Разведчик Р.637 перед вылетом, весна 1940г.. Хорошо видна подфюзеляжная "ванна"
-
Flight 1940-06 / Flight
The underslung observation car of a French reconnaissance machine showing the point of entry of a small-calibre shell.
-
Flight 1940-03 / Flight
An earlier reconnaissance version. It will be noted that there is an observation "box" beneath the fuselage.
-
История Авиации 36 / П.Каминский, С.Спичак - Пушки "Испано" /Авиационное оружие/
На сборочной линии авиазавода в Мельте первые многоцелевые Поте-630. Рядом производится сборка последних MB-210.
Другие самолёты на фотографии: Bloch MB.210 Verdun - Франция - 1934
-
Air Enthusiast 2001-01 / M.Gruenenfelder, R.Francillon - Enduring Tug
Taken in a hangar at the K+W plant in Thun, the only photograph of the C-3601 known to have survived. One of the fins and rudders of a Potez 63 - evaluated in Switzerland before the decision was taken to proceed with the C-36 programme - can be seen above the right wing of the C-3601.
Другие самолёты на фотографии: FWA C-3602 / C-3603 / C-3604 - Швейцария - 1938
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
Р.633B2 французских ВВС потерпел аварию на посадке, 1940 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
В прутских плавнях - сбитый «Потез» (борт №1) пилота адьютанта М. Тимотина и штурмана локотенента К. Посеску
-
Flight 1939-10 / Flight
Agile and versatile, the French Potez 63 multi-purpose monoplane, with two 700 h.p. small-diameter Gnome Rhone 14M engines, is a formidable adversary for the single-seater Messerschmitt Me 109. The Potez 63 is in service in considerable numbers and can be used for fighting, light bombing, ground attack, and reconnaissance. As a fighter it carries two 20 mm. Hispano shell-guns under the nose and one or more machine guns.
-
Flight 1936-11 / Flight
The tail of the new twin-engined Potez 63 three-seater fighter-bomber.
- Фотографии