Potez Potez 63
Варианты:
Potez - Potez 63 - 1936 - Франция
Страна: Франция
Год: 1936


Описание:
P.630/631
P.633B2
P.637A3/P.63.11A3
Potez 63
Фотографии

P.630/631

Тяжелый двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной, двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Потэ" под руководством инженера Королье. Опытный образец Потэ 630-01 совершил первый полет 25 апреля 1936 г. Серийное производство начато на заводе SNCAN в Меле в январе 1938 г. Всего построено 303 экз. Самолет состоял на вооружении во Франции с сентября 1938 г., в Румынии - с начала 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - Потэ 630 с моторами HS14AblO/11 и вооружением 4x7,5+1x7,5 или 1x20+1x7,5+1x7,5, варианты СЗ- дневной трехместный и CN2 - ночной двухместный;
   - Потэ 631 с моторами GR14Mars, вооружение 2x20+1x7,5 или 2x20 + 4x7,5 + 1x7,5 (только вариант СЗ).
Находились на вооружении дневных и ночных истребительных авиачастей ВВС и морской авиации, в частности - в ПВО Парижа. Участвовали в оборонительных боях в мае - июне 1940 г., затем служили в ВВС правительства Виши. В ноябре 1942 г. недолго использовались как ночные истребители против немцев в Северной Африке.
Самолет снят с производства в июне 1941 г. Снят с вооружения боевых частей в декабре 1942 г., но как учебный сохранялся до 1946 г.


Потэ 631C3||
Размах:||16,0 м
Длина:||11,07 м
Моторы, количество х мощность:||2x660 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4520 кг
Максимальная скорость:||443 км/ч
Практический потолок:||9000 м
Дальность:||990 км

P.633B2

Легкий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Анри Потэ" под руководством инженера Королье. Опытный самолет Р.630-01, совершивший свой первый полет 25 апреля 1936 г., являлся прототипом многоцелевой машины. На ее базе были созданы тяжелые истребители Р.630 и Р.631, разведчик Р.637, бомбардировщик Р.633 и разведчик-штурмовик Р.63.11. Бомбардировщик Р.633B2 выпускался серийно с лета 1938 г. заводами объединения SNCAN в Мельте, Кадебеке и Гавре. Всего построен 71 экз.
Моторы: GR 14Mars. Вооружение 3x7,5 (у экспортных вариантов 3x7,69), бомбы до 400 кг.
Самолет состоял на вооружении в Румынии с декабря 1938 г., в Греции - с мая 1939 г., во Франции - с июня 1939 г. Экспортные варианты P.633Grec и P.633Roumain отличались по вооружению (стрелковому и бомбовому), винтам и внутреннему оборудованию.
Первое боевое применение - греческими ВВС против итальянских войск в Албании в октябре - ноябре 1940 г. Французская авиация использовала их во время немецкого наступления в мае - июне 1940г. под Аррасом, а также в январе 1941г. в Камбодже во время конфликта с Таиландом. Румынские бомбардировщики действовали в Бессарабии и под Одессой летом и осенью 1941 г.
Р.633 был снят с производства в июне 1940 г. Снят с вооружения во французских частях в Индокитае в мае 1941 г., в метрополии - в августе 1940 г. В Румынии перестал использоваться как бомбардировщик с начала 1942 г., как учебный эксплуатировался до конца года. Греческие самолеты потеряны в боях к концу 1940 г.


Р.633B2||
Размах:||16,0 м
Длина:||11,07 м
Моторы, количество х мощность:||2x700 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4400 кг
Максимальная скорость:||438 км/ч
Практический потолок:||8000 м
Дальность:||1300 км

P.637A3/P.63.11A3

Ближний разведчик (Р.637), многоцелевой самолет взаимодействия с сухопутными войсками (Р.63.11). Двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Оба они являлись развитием семейства многоцелевых самолетов Потэ 63, сконструированных группой инженеров фирмы "Аэроплан Анри Потэ" во главе с М. Королье.
Первым самолетом этого семейства был тяжелый истребитель Потэ Р.630-01, взлетевший 25 апреля 1936 г. Летом 1938 г. на испытания вышел ближний разведчик Потэ Р.637, созданный на базе серийного истребителя Потэ Р.631СЗ. От последнего модель 637 отличалась подфюзеляжной "ванной" для наблюдателя. 31 декабря 1938 г. впервые поднялся в воздух опытный экземпляр штурмовика-разведчика модели Р.63.11 с новой носовой частью фюзеляжа.
Самолет Потэ Р.63.11 стал самой массовой машиной семейства. С июля 1939 г. он строился заводами концерна SNCAN в Мельте, Ле Мюро и Эвре. В общей сложности выпущено около 900 экз.
Экипаж самолетов обоих типов - 3 чел. Двигатели GR14M4/5, позднее - GR 14M6/7. Вооружение 3x7,5 (поздние серии Р.63.11-6-11x7,5), бомбы до 200 кг (Р.637 - 100 кг).
Разведчики Потэ Р.637 состояли на вооружении только во Франции - с лета 1939 г., машины типа Р.63.11 - во Франции с ноября 1939 г., в Германии - с июля 1940 г., в Румынии - с октября 1941 г., в Италии - с февраля 1943 г., в Венгрии - с 1944 г.
Впервые новые самолеты "потэ" в значительных количествах появились в боях в мае - июне 1940 г. Они использовались как разведчики и небронированные штурмовики, неся большие потери. После поражения Франции самолеты типа Р.63.11 частично остались на вооружении ВВС правительства Виши, частично были захвачены немцами. Во Франции с декабря 1941 г. ими стали вооружать также части морской авиации. В составе вишистской авиации Потэ Р.63.11 воевали с силами союзников в Сирии и на Мадагаскаре, в ноябре 1942 г. пытались оказать сопротивление высадке на побережье Северной Африки.
Румынские самолеты применялись на советско-германском фронте в 1942-43 гг. В Германии, Венгрии и Италии Потэ Р.63.11 служили только как учебные.
Уцелевшие после боев в Алжире и Тунисе машины этого типа эксплуатировались во Франции как учебные до апреля 1944 г.

Potez 63

В середине 1930-х годов главный конструктор компании "Potez" Луи Королье и его команда разработчиков в ответ на требования министерства авиации Франции от 1934 года предложили проект двухмоторного самолета. Новая машина должна была удовлетворять трем категориям: двухместный перехватчик/истребитель сопровождения C.2, двухместный ночной истребитель CN.2 и трехместный истребитель C.3 управления по радиосвязи действиями одноместных истребителей.
   Внешне очень современный для своего периода, Potez 63 стал первым самолетом, который можно отнести к классическим двухмоторным "стратегическим" истребителям. Это был цельнометаллический двухкилевой низкоплан с убираемым шасси. Члены экипажа размещены тандемом под длинным прозрачным фонарем.
   Прототип Potez 63 выполнил первый полет 25 апреля 1936 года. После аварийной посадки прототип отремонтировали и доработали, установив моторы HS 14Ab, новое хвостовое оперение и изменив обозначение на Potez 630.01. Второй прототип Potez 631.01 с моторами воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14Mars выполнил первый полет 15 марта 1937 года; за исключением двигателей он был идентичен первому прототипу после доработки.
   В июне 1937 года завод "Potez Meaulte" национализировали и передали в компанию SNCAN ("Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Nord"), вскоре получившую заказ на выпуск 80 самолетов Potez 630 и 90 - Potez 631.
   Potez 633.01, прототип двухместного дневного бомбардировщика B.2, выполнил первый полет в конце 1937 года и, несмотря на то, что большой заказ от ВВС Франции был аннулирован, строился серийно по нескольким экспортным контрактам.
   На бомбардировщике сохранилось остекление носовой части фюзеляжа, как на первых прототипах (у 630-го и 631-го носовых панелей остекления не было), в фюзеляже был оборудован бомбоотсек для восьми 50-кг бомб.
   Румыния приобрела 21 бомбардировщик Potez 633, Греция - десять, одиннадцатый греческий самолет разбился в перегоночном полете. Самолеты ВВС Греции принимали участие в боях с итальянцами в октябре 1940 года.
   19 и 13 самолетов из румынского и греческого заказов, так же как и восемь самолетов для Китая, были реквизированы ВВС Франции и поступили на вооружение бомбардировочно-штурмовой авиагруппы II/52. Но после единственного боевого вылета в мае 1940 года все эти машины стали использовать как тренировочные для экипажей Breguet 693.
   Potez 630 обладал сравнительно низкими летными данными, чтобы его можно было использовать как самолет первоначального обучения летчиков, но, тем не менее, поступил дополнительный заказ на Potez 631 для укомплектования 20 штабных звеньев (по три самолета в звене) в эскадрильи одноместных истребителей.
   Концепция, на основе которой проектировался C.3, себя не оправдала, и к моменту начала сражений за Францию все Potez 631 состояли на вооружении дневной авиагруппы GC II/8 и ночных авиагрупп ECN I/13 и II/13, а также эскадрилий французских ВМС берегового базирования AC 1 и AC 2.
   Potez 637 создавался как временное решение самолета категории A.3 - трехместной машины для разведки и взаимодействия с сухопутными войсками. Прототип выполнил первый полет в середине 1938 года, до сентября 1939 года построили 60 серийных машин.
   Potez 637 напоминал Potez 631, но отличался подфюзеляжной гондолой для наблюдателя, в которой установили пулемет для отражения атак истребителей сзади снизу, а в хвостовой части фюзеляжа предусмотрели возможность монтажа фотоаппарата. Именно такой самолет выполнил первый разведывательный полет над Германией 4 сентября 1939 года. Разведывательные полеты часто выполнялись без должной подготовки и сопровождения истребителей, что привело в девять последующих месяцев к очень тяжелым потерям.
   Самолет Potez 637 No.52 стал первой машиной союзников, сбитой на Западном фронте, произошло это 8 сентября 1939 года.
<...>


Варианты
  
   Potez 63.01 и 630.01: обозначения первых двух прототипов
   Potez 631.01: первый прототип с моторами Gnome-Rhone 14Mars
   Potez 630: серийный истребитель с моторами Hispano-Suiza 14Ab; построено 82, один из которых продан Югославии, а два - Швейцарии
   Potez 631: серийный истребитель с моторами Gnome-Rhone 14Mars; построено 207
   Potez 632: исходный прототип Potez 630 CN.2 No.01 планировался как ночной истребитель, предлагался как пикирующий бомбардировщик Potez 632 Bp.2 ВМС Франции, но собран как обычный легкий бомбардировщик с моторами Hispano-Suiza 14Ab
   Potez 633: серийный самолет; Франция аннулировала заказ на 125 легких бомбардировщиков B.2, но самолет поставлялся на экспорт; Румыния закупила 21 машину, Греция - десять, 40 самолетов экспортных заказов реквизировала Франция
   Potez 637: серия из 60 разведчиков для ВВС Франции
<...>
Лидер одномоторных истребителей "Поте-630" из состава звена управления GCII/1, осень 1938г.
Тяжелый истребитель POTEZ 630
Ночной истребитель "Поте-631CN2" из состава GCNIII/1 (впоследствии переименована в ECNI/13), авиабаза Плесси-Беллевиль, осень 1938г.
Румыния использовала свои легкие бомбардировщики Potez 623 в боях 1941 года в небе над Украиной. Фонарь кабины стрелка открыт.
Potez 633B of the 2nd Bomber Flotilla, Ramnicu Sarat, June 1941.
Potez 633 N 8 командира 74-й бомбардировочной эскадрильи капитана Г.Попеску
"Потез" 637A3 из состава первой эскадрильи разведывательной авиагруппы 2/33, аэродром "Орконт", январь 1940г.
В полете первый опытный Потэ-630-01
The Potez 63 Fighter-Bomber-Reconnaissance Monoplane (two 670 h.p. Hispano-Suiza 14Hb engines).
THREE-PLACE, THREE-PURPOSE. The first photograph of the new three-seater Potez 63 monoplane planned for fighting, bombing and observation. Two 670 h.p. two-row Hispanos are fitted and are believed to give a maximum speed of the order of 300 m.p.h. Basically the machine may be regarded as being in the same category as our Bristol Blenheim now in production for R.A.F. squadrons. So far as is known no order for the Potez has yet been placed by France.
The Potez 63 Fighter-Bomber-Reconnaissance Monoplane (two 670 h.p. Hispano-Suiza 14Hbs engines).
A multi-purpose type which can function as a two- or three-seater fighter is the Potez 63.
Ночной истребитель Р.630 CN2 ВВС Франции, 1940 г.
Two canons are mounted in fairings below the fuselage of the new Potez 63 three-seater, twin-engined fighter.
ALLIED EQUIPMENT: A Potez 63 multi-purpose monoplane as used in large numbers by l'Armee de I'Air. The two bulges below the fuselage are fairings for 20 mm. Hispano shell-guns.
The Marcel Bloch 131 bomber seems a very practical machine, considering that it achieves over 250 m.p.h. with more than 2,000 lb. of bombs. In the background, the Potez 63.
The production type Potez twin-engined fighter-bomber suspended over the flying scale model of the Potez-C.A.M.S. six-engined transatlantic flying boat.
FROM A BALCONY IN BRUSSELS: A view of some of the French exhibits at the Brussels Show. In the foreground is the multi-purpose Potez 63, and behind it the single-seater Bloch 151. The external observation car on the Potez is just visible.
Прототип Potez 630 отличала исключительно чистая аэродинамика. Подобно британскому Bristol Blenheim на Potez 630 стояли ненадежные моторы Hispano-Suiza, поэтому к началу войны многие части ВВС Франции перевооружили на Potez 631.
Тяжелый истребитель Потез 631 C3, послуживший прообразом модели 63.11
Один из лучших французских самолетов Potez 631
Potez 631 представлял собой тяжелый истребитель с экипажем из трех человек. Наступательное вооружение состояло из двух 20-мм пушек Hispano-Suiza HS-404 в гондолах под фюзеляжем и четырех крыльевых 7,5-мм пулеметов MAC 1934. Истребители из эскадрильи I/13 сфотографированы в ноябре 1941 года.
OFF THE LINE: Potez 63 fighter-bombers of France’s Armie de I'Air. This type, which is now in quantity production, has two 750 h.p. two-row Hispanos. These machines were represented at last Sunday’s meeting at Villacoublay.
Строившиеся в массовых количествах различные варианты "Поте-63" мало усилили боевую мощь французских ВВС из-за невысоких характеристик.
When French machines come home with German bullet holes in them small swastikas are sometimes applied to the points of entry. Here is a Potez 63 after treatment.
Originally designed to a 1934 specification for a three-seat multi-role aircraft capable of undertaking the escort and bomber interception roles, the Potez 63 formed the basis for the 633 bomber, although its load of 880lb (400kg), comprising 8 x 110lb (50kg) bombs, was somewhat feeble in comparison to those of the German bombers.
"Потезы-633" из 75-й АЭ в сопровождении "Хеинкелей-112" из 52-й ИАЭ направляются для удара по советским аэродромам. 22 июня 1941г.
Самолеты Потез Р.633 из 2-й бомбардировочной группы в сопровождении истребителей Не-112 из 5-й истребительной группы около полудня 22 июня 1941 г. направляются в сторону аэродромов Белград и Болгарийка...
Р.633 Roumain из 74-й эскадрильи румынских ВВС во время боев на Дону, ноябрь 1942 г.
A Potez 63B2 11 at the front in late 1942. Twenty Potez 63B2 light bombers (numbers 1 to 20) had been received in 1939 and formed ‘Escadrilas’ 74 and 75 for the invasion of the USSR in 1941, but losses and a shortage of spares led to all remaining aircraft being concentrated in ‘Escadrila’ 74 very early in the campaign.
Командир 2-й группы капитан-командор И. Кристеску у своего самолета
On the Russian Front: the crew of a Potez 633 preparing to take off on a support mission late in 1941
Разведчик Р.637 перед вылетом, весна 1940г.. Хорошо видна подфюзеляжная "ванна"
На сборочной линии авиазавода в Мельте первые многоцелевые Поте-630. Рядом производится сборка последних MB-210.
Taken in a hangar at the K+W plant in Thun, the only photograph of the C-3601 known to have survived. One of the fins and rudders of a Potez 63 - evaluated in Switzerland before the decision was taken to proceed with the C-36 programme - can be seen above the right wing of the C-3601.
Р.633B2 французских ВВС потерпел аварию на посадке, 1940 г.
... А вот так они возвращались
В прутских плавнях - сбитый «Потез» (борт №1) пилота адьютанта М. Тимотина и штурмана локотенента К. Посеску
Agile and versatile, the French Potez 63 multi-purpose monoplane, with two 700 h.p. small-diameter Gnome Rhone 14M engines, is a formidable adversary for the single-seater Messerschmitt Me 109. The Potez 63 is in service in considerable numbers and can be used for fighting, light bombing, ground attack, and reconnaissance. As a fighter it carries two 20 mm. Hispano shell-guns under the nose and one or more machine guns.
The tail of the new twin-engined Potez 63 three-seater fighter-bomber.
Потэ 631
Potez 631C3
Potez P.633B2