MB.150/151/152/155C1
Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым костылем. Разработан в КБ фирмы "Авьонс Марсель Блок" под руководством М.Русселя и далее совершенствовался Л.Серванти и Г.Фандо. Первый полет опытного образца MB. 150 состоялся 4 мая 1937 г. Серийно строился заводами объединения SNCASO в Курбевуа, Шатору и Бордо с марта 1939 г. В общей сложности выпущено 729 самолетов этого семейства. Истребитель состоял на вооружении во Франции с марта 1939 г., в Греции - с апреля 1940 г., в Румынии - с декабря 1942 г.
Основные серийные модификации:
- МВ.151 с мотором GR14N35 и вооружением 4x7,5;
- МВ.152 с мотором GR14N21, вооружением 2x20+2x7,5 и измененным крылом увеличенного размаха;
- MB.155 с мотором GR14N49, измененной передней частью фюзеляжа, новым козырьком кабины, увеличенным бензобаком.
Применялся в боевых действиях во Франции в мае - июне 1940 г., в Греции - с октября 1940 г. против итальянцев, в апреле 1941 г. против немцев. Производство прекращено в июне 1940 г. Снят с вооружения во Франции в июле 1942 г.
МВ.151||
Размах:||10,5 м
Длина:||9,1 м
Моторы, количество х мощность:||1x920 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2600 кг
Максимальная скорость:||482 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||640 км
Показать полностьюShow all
Bloch МВ.150
В июле 1934 года фирма "Avions Marcel Bloch" приняла участие в конкурсе на новый одноместный истребитель, в котором также участвовали компании "Dewoitine", "Loire", "Morane-Saulnier" и "Nieuport". Победителем стал проект компании "Morane-Saulnier", а прототип Bloch МВ.150.01 так и не смог оторваться от земли.
После полугодового затишья в начале 1937 года было принято решение поднять этот самолет в воздух. Это удалось сделать лишь 4 мая 1937 года после замены крыла и основных стоек шасси. Затем двигатель Gnome-Rhone 14Kfs, развивавший 930 л.с. (693 кВт), заменили более мощным - 970 л. с. (723 кВт) - 14N-07. В ходе дальнейшей отработки двигатель N-07 заменили сначала на редукторный 14N-01, а затем на 14N-21 мощностью 1030 л. с. (768 кВт), а размах крыла увеличили на 0,12 м. В таком виде МВ.150 сумел пройти испытания, после чего последовал заказ на 25 предсерийных самолетов. Тогда выяснилось, что конструкция машины требует переработки под требования серийного производства. В результате самолеты выпускались уже под обозначением Bloch МВ.151.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bloch МВ.150.01
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhone 14N-07 мощностью 970 л. с. (723 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2600 м -434 км/ч
Масса: пустого 1700 кг; максимальная взлетная 2300 кг
Размеры: размах крыла 10,02 м; длина 9,40 м; высота 3,19 м; площадь крыла 15,40 м2
Вооружение (проектное): две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и два 7,5-мм пулемета MAC 1934
Показать полностьюShow all
Bloch МВ.151 и МВ.152
Модель МВ.151 была разработана фирмой "Bloch" на базе самолета МВ.150 - площадь крыла была уменьшена, а в состав силовой установки включили двигатель Gnome-Rhone 14N-11 мощностью 920 л. с. (позже заменен на модель 14N-35 аналогичной мощности). Прототип новой машины, Bloch МВ.151.01, совершил первый полет 18 августа 1938 года. Однако к апрелю 1939 года удалось собрать только четыре самолета из всех заказанных.
Тем временем группа конструкторов концерна SNCASO работала над улучшенным вариантом, оснащенным двигателем модели 14N-21, развивавшим мощность 1030 л. с. Прототип нового МВ.152.01 совершил первый полет 15 декабря 1938 года, но был оснащен двигателем модели 14N-25 мощностью 1000 л. с. С февраля 1939 года он участвовал в летных испытаниях, показав достаточно оптимистичные результаты, после чего последовали заказы на 400 самолетов, из которых 60 - по варианту МВ.151C.1, а остальные - по варианту МВ.152C.1. Вскоре портфель заказов на модель МВ.151C1 возросло 144 машин, их использовали преимущественно для переподготовки пилотов на другие типы самолетов и для подготовки летчиков-истребителей.
Однако постройка самолетов шла крайне медленно, и к началу Второй мировой войны было выпущено всего лишь 120 истребителей МВ.151C.1 и МВ.152C.1. Но ни один из самолетов не был оснащен положенными рефлекторными прицелами и, фактически, все они были небоеспособными. К тому же 95 самолетов были поставлены без воздушных винтов.
Даже к концу ноября, когда удалось собрать 358 машин, 157 из них по-прежнему не имели воздушных винтов. Постоянно также возникали проблемы с охлаждением двигателей. Впрочем, командование французских ВВС предпринимало все возможное для скорейшего приведения самолетов в боеспособное состояние, считая данные истребители лучшим своим приобретением, способным оказать влияние на ход боевых действий.
Девять МВ.151 были поставлены греческим ВВС, а после падения Франции самолеты МВ.151C.1 и МВ.152C.1 поступили на вооружение шести групп авиации правительства Виши. Позднее три из них были перевооружены на Dewoitine, а около 20 истребителей МВ.152C.1 были переданы румынским ВВС.
К маю 1940 года выпуск самолетов концерном SNCASO был прекращен - к тому времени заказчики получили более 144 единиц МВ.151C.1 и 482 МВ.152C.1.
Единственным поднявшимся в воздух вариантом, соответствующим базовому проекту, стал один прототип МВ.153.01, представлявший собой модификацию самолета МВ.152, оснащенного радиальным двигателем Pratt &Whitney R-1830-SC3G Twin Wasp мощностью 1050 л. с. Самолет выполнил первый полет 8 апреля 1939 года и в мае 1940 года поступил на испытания в ВВС Франции, однако был потерян буквально через пару дней в результате летного происшествия. В качестве перспективного образца был предложен самолет МВ.154 - варианте радиальным двигателем Wright R-1820-G205A Cyclone, однако работы по нему закончены не были, машина не строилась.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bloch МВ.152C.1
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один ПД Gnome-Rhone 14N-25 мощностью 1080 л. с. (805 кВт) или Gnome-Rhone 14N-49 мощностью 1100 л. с. (820 кВт)
Характеристики: макс, скорость на высоте 4500 м -509 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 450 км/час; набор высоты 2000 м - за 3 мин 24 с; практический потолок 10000 м; дальность 600 км
Масса: пустого 2158 кг; максимальная взлетная 2800 кг
Размеры: размах крыла 10,54 м; длина 9,10 м; высота 3,03 м; площадь крыла 17,32 м2
Вооружение: две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и два 7,5-мм пулемета MAC 1934, либо четыре 7,5-мм пулемета MAC 1934
Показать полностьюShow all
Bloch МВ.155
В то время как серийный выпуск МВ.151 и МВ.152 шел полным ходом, конструкторская группа SNCASO приступила к созданию улучшенной модификации, поскольку заводские и государственные испытания МВ.152 показали, что базовая конструкция все же не имеет потенциала для дальнейшего совершенствования.
Однако и на этот раз внешние обстоятельства оказали негативное влияние на процесс проектирования и не позволили добиться улучшения показателей, за исключением дальности полета. Дело в том, что разработчику было указано добиться наибольшей унификации с МB.152 - это позволило бы наладить серийное производство в кратчайшие сроки, весьма немаловажное обстоятельство для второй половины 1939 года.
Необходимость обеспечения большего запаса топлива потребовала серьезно перепроектировать фюзеляж; кабина пилота была сдвинута в сторону хвостовой части. В остальном же конструкция серьезных изменений не претерпела, хотя прототип Bloch МВ.155.01 (переоборудованный МВ.152, поднявшийся в воздух 3 декабря 1939 года) отличался крылом с увеличенной хордой и модернизированным капотом двигателя. После завершения в начале 1940 года летных испытаний, самолет в начале мая был передан в серийное производство под обозначением МВ.155C.1, причем уже в серии машина получила дополнительное бронирование, а в козырьке кабины установили бронестекло типа "Triplex".
25 июня Франция капитулировала, и серийный вы пуск новых самолетов наладить так и не успели - было построено только 10 истребителей. После заключения франко-германского перемирия и образования правительства Виши 19 остававшихся на сборочной линии самолетов МВ.155C.1 были переданы военно-воздушным силам прогерманского государства. Когда же в ноябре 1942 года вооруженные силы правительства Виши были распущены, все остававшиеся в строю МВ.155 были реквизированы немецким командованием.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bloch МВ.155C.1
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один ПД Gnome-Rhone 14N-49 мощностью 1100 л.с. (820 кВт)
Характеристики: максимальная скорость на высоте 4500 м - 520 км/час; набор высоты 4000 м - за 6 мин 55 с; практический потолок 10000 м; дальность 1050 км
Масса: пустого 2140 кг; максимальная взлетная 2900 кг
Размеры: размах крыла 10,54 м; длина 9,05 м; высота 3,21 м; площадь крыла 17,32 м2
Вооружение: две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и два или четыре 7,5-мм пулемета MAC 1934, либо шесть 7,5-мм пулеметов MAC 1934
Показать полностьюShow all
Bloch МВ.157
Последним истребителем, принадлежащим к линейке МВ.150, стал Bloch МВ.157, в котором конструкторами была предпринята попытка совместить планер МВ.152 и новый более мощный двигатель Gnome-Rhone 14R взлетной мощностью 1590 л.с. и с турбонагнетателем, позволявшим развивать на высоте 8000 м мощность до 1700 л.с. Однако новый двигатель имел большие размеры и увеличенную массу, а потому использовать планер МВ.152 без переделки не представлялось возможным.
Пришлось в итоге начинать проектирование нового истребителя, но с учетом предыдущих наработок. Последнее позволило выполнить проектирование МВ.157 в достаточно сжатые сроки, и уже через полгода после начала работ по проекту первый прототип был готов к сборке. К тому времени немецкие войска находились совсем недалеко от Парижа, поэтому элементы конструкции новой машины отправили в безопасное место. Однако конвой был перехвачен немцами и отправлен на завод SNCASO, в оккупированную немецкими войсками зону.
МВ.157 выполнил первый полет в марте 1942 года уже под наблюдением немецких специалистов. Самолет перелетел в Орли, где с него сняли двигатель и направили для испытаний в аэродинамической трубе.
Двигатель представлял для немцев наибольший интерес, и после испытаний он был переправлен в Германию. А планер МВ.157 был уничтожен во время одного из авианалетов союзной авиации.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bloch МВ.157
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один ПД Gnome-Rhone 14R-4 мощностью 1590 л. с.(1186 кВт)
Характеристики: максимальная скорость на высоте 7850 м - 710 км/час; крейсерская скорость 400 км/час; набор высоты 8000 м - за 11 мин; дальность 1095 км
Масса: пустого 2388 кг; нормальная взлетная 3250 кг
Размеры: размах крыла 10,70 м; длина 9,15 м; высота 4,30 м; площадь крыла 19,40м2
Вооружение (планируемое): две 20-мм пушки Hispano-Suiza HS-404 и четыре 7,5-мм пулемета MAC 1934
Показать полностьюShow all
Flight, May 1940
THE BLOCH FIGHTERS
Sturdy, Radial-engined Single-seaters
FIGHTERS of Marcel Bloch design have been in production for over a year at the Deols-Chateauroux factory of the Societe Nationale de Constructions-Aeronautics de Sud-Ouest (S.N.C.A.S.O.). In the main the machines have been of the 152 series (GnomeRhone 14N 21), which is similar, except for the engine, to the 151 (Gnome-Rhone 14N 11). Both these types are direct developments of the Bloch 150 which appeared in 1937 with a direct-drive Gnome-Rhone engine. The geared 14N unit was first installed early in 1938 and the following month the prototype, still the property of M. Marcel Bloch, underwent its initial firing tests at Cazaux. Two 20 mm. Hispano-Suiza shell-guns were installed in the wings, and it is claimed that exceptionally good results were obtained thanks to the design of the mountings and the stiffness of the wing structure. In April, 1938, the prototype was demonstrated to a commission and a series of twenty-five machines were ordered. At the same time a tentative order for 475 additional machines was placed. The official designation of the machine at that time was Bloch 150-C.A.1 (chasse et d'assaut, monoplace) employment both as a fighter and a ground attack being visualised. An experimental installation of a Pratt and Whitney Twin Wasp was then made in one aircraft. Shortly afterwards the prototype 150 was abandoned in the air when its retractable undercarriage jammed.
It was stated before the outbreak of war that it appeared that Bloch fighters would "soon be coming from the factory at the rate of 100 a month." Certainly a useful quantity is now in service, and mention has lately been made of a Bloch 155, which may be a developed type.
The low cantilever wing of the 151 and 152 is built in two main portions which are bolted to the fuselage. Each half-wing is made up of six principal parts. The box spar has ribs and diagonals attached and is then covered with stressed metal skin; the leading edge is then added in two parts, a fixed centre portion and a detachable tip. The rest of the wing is completed by the addition of hydraulically-operated split flaps and ailerons, the latter occupying about half the span.
Of bulky appearance, the fuselage is a monocoque structure with formers, stringers and stressed-skin covering. The heaviest formers are those which support the engine and wings; these are of the reinforced box type, whereas the rest are of U-section. The rear portion of the fuselage is in two halves joined on the centre line.
Unusual Cowling
The engine is flexibly mounted on a welded steel tube structure, and drives a three-bladed variable-pitch airscrew 10ft. in diameter. As already stated the Bloch 152 is fitted with a Gnome-Rhone 14N 21. This is a 14-cylinder two-row radial giving about 1,030 h.p. at 13,000ft. The cowling is of the long-chord scalloped type and the orifice for the intake of the cooling air is of unusually small diameter. It is known that on certain machines this has been enlarged very considerably, which may denote cooling difficulties. Round the trailing edge is a series of flush "pepper box" exhausts. These, of course, are characteristic of a number of Gnome-Rhone installations. A self-sealing tank is mounted in the fuselage beneath the pilot's seat, and the oil tank is in the centre-section of the wing, the radiator being beneath the wing.
The Messier retractable undercarriage is raised inwardly. In their raised position the wheels are covered by metal plates.
Armament, as in most types of modern fighter, can be varied. There is provision for four (or possibly six) M.A.C. wing-mounted machine guns with 300 rounds apiece; two Hispano Suiza 404 20 mm. shell-guns with 60 rounds each; or both these loads can be carried simultaneously. The Hispano 404 gun is of the long high velocity type, and when installed in the Bloch fighter protrudes some distance from the leading edge, being provided with large faired supports. There is a sheet of armour plate behind the pilot and the usual reflector and ring sights are fitted.
BLOCH 152 C.1
Gnome-Rhone 14N 21 Engine
DIMENSIONS
Span 34ft. 7in.
Length 29ft. 8 1/2in.
Height 13ft.
Wing area 186.5 sq. ft.
PERFORMANCE
Top speed 323 m.p.h
Approximate range 465 miles
Landing speed 63 m.p.h.
WEIGHTS AND LOADINGS
Weight empty (approx.) 4,375 lb.
Weight loaded (approx.) 5,843 lb.
Wing loading 31.4 lb./sq. ft.
Показать полностьюShow all