FIAT G.50 Freccia
Страна: Италия
Год: 1937


Одноместный истребитель
Описание:
G.50 Freccia
Fiat G.50 Freccia, G.51 и G.52
Фотографии

G.50 Freccia

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Разработан в КБ концерна ФИАТ под руководством Дж. Габриэлли. Первый полет совершил 26 февраля 1937 г. Серийное производство велось с ноября 1937 г. на заводах CMASA в Марина-ди-Пиза и "Аэронаутика д'Италиа" в Турине. Построено 833 самолета (вместе с учебными вариантами). Мотор ФИАТ А.74 RC.38, вооружение 2x12,7. Состоял на вооружении в Италии с января 1939 г., в Финляндии - с февраля 1940 г., в Хорватии - с июня 1942 г., а также в Испании.
Основные серийные модификации (как истребителя):
  - G.50 серия I с закрытой кабиной, серия II с открытой кабиной и приподнятым гаргротом;
  - G.50bis с удлиненной хвостовой частью, коком винта, измененным вертикальным оперением, дополнительным бензобаком.
Боевое применение в Испании - в конце гражданской войны, с февраля 1939 г., в Финляндии - недолго, в феврале - марте 1940 г., затем - с июня 1941 г. Итальянские ВВС начали использовать G.50 с июня 1940 г. против Франции, в октябре 1940 г. - в налетах на Англию, с сентября - в Ливии (до марта 1943 г.) Последняя крупная операция - на Сицилии в июле 1943 г. Самолет снят с производства в августе 1942 г. Снят с вооружения в Испании в 1943 г., в Италии - осенью 1943 г., в Финляндии - с июня 1944 г. (как истребитель, учебные - до конца 1946 г.)


G.50||
Размах:||10,9 м
Длина:||8,21 м
Моторы, количество х мощность:||1x850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2330 кг
Максимальная скорость:||490 км/ч
Практический потолок:||10800 м
Дальность:||700 км

Fiat G.50 Freccia, G.51 и G.52

Проектирование нового самолета конструктором Джузеппе Габриэли - свободнонесущего низкоплана G.50 Freccia ("стрела") - было начато в апреле 1935 года. Первый из двух прототипов поднялся в воздух в Марина ди Пиза 26 февраля 1937 года. Летчик-испытатель Джованни де Бриганти сразу выявил имеющуюся у самолета тенденцию к затягиванию в штопор, причем данная проблема оставалась актуальной даже после начала серийного производства машины. G.50 имел цельнометаллическую конструкцию, но с полотняной обшивкой рулевых поверхностей, оснащался ширококолейным шасси с убирающимися по направлению к фюзеляжу основными опорами и неубирающимся хвостовым колесом, которое было снабжено скоростным обтекателем (последний в эксплуатирующих самолеты подразделениях часто демонтировался). Прототипы и первая предсерийная партия из 45 самолетов имели закрытую кабину со сдвигающимся назад фонарем, но поздние серийные машины имели открытую или частично закрытую кабину. Кроме двух прототипов, были построены в общей сложности 778 машин, из которых 428 самолетов были собраны на заводе CMASA, а остальные - на предприятии компании "Fiat", которая приступила к выпуску новой машины только в ноябре 1940 года. Последние серийные машины сошли со сборочных линий "Fiat" весной 1942 года.
  Двенадцать предсерийных G.50 вошли в состав опытного истребительного подразделения ВВС Италии (Gruppo Sperimentale de Caccia), которое успело несколько недель повоевать в Испании в составе авиационного легиона итальянского корпуса (Italian Aviazione Legionaria) до того, как республиканцы капитулировали в 1939 году. Когда же Италия вступила во Вторую мировую войну, в составе ее ВВС имелись 97 самолетов G.50, принявших затем участие в боевых действиях в Южной Франции в июне 1940 года, а с сентября 1940 по январь 1941 года - дислоцировались в Бельгии и использовались против британских войск. Впрочем, быстро выявился недостаток самолета - слишком малая дальность полета. Впоследствии G.50 были включены в состав 24-й и 154-й групп и переброшены в Албанию для участия в греческой кампании. Часть самолетов была переоборудована в истребители-бомбардировщики - на них установили подкрыльевые бомбодержатели, данные машины поступили на вооружение 50-го авиаполка, воевавшего в Северной Африке. Самолеты G.50bis, первый из которых поднялся в воздух 9 сентября 1940 года, имели топливные баки большей емкости, переработанное вертикальное хвостовое оперение и остекленные боковые панели фонаря кабины. Большинство этих истребителей, оборудованных карбюраторными противопыльными фильтрами, поступили в Северную Африку, где вошли в состав 2-й и 155-й групп, но часть машин была переброшена в Хорватию. После заключения перемирия с англо-американскими союзниками в сентябре 1943 года в годном к полетам состоянии остались только четыре G.50. ВВС оставшейся верной союзу с Германией фашистской республики использовали их в качестве учебно-тренировочных.
  Кроме 12 предсерийных самолетов, летавших в Испании, и 10 самолетов G.50, поставленных правительству Хорватии, на экспорт были поставлены еще 35 таких самолетов - в 1939 году их приобрела Финляндия. Самолеты активно использовались против Советского Союза в войне 1941-1944 годов, а в 1944-1945 годах - уже против германских войск. Последний экземпляр был списан в 1947 году.

  
Варианты

  Прототипы и предсерийные самолеты: два прототипа и 45 предсерийных самолетов имели закрытые фонари кабины пилота и обладали некоторой неустойчивостью в полете Первые серийные G.50: отличались модифицированными закрылками, измененной формой вертикального хвостового оперения и открытой кабиной пилота; 206 самолетов были построены CMASA и шесть - "Fiat"; 35 самолетов поставлены Финляндии и 10 - Хорватии
  G.50bis: дополнительно модифицированное вертикальное хвостовое оперение; складывающиеся прозрачные панели по сторонам фонаря кабины; увеличенный запас топлива; построен 421 самолет, из которых 77 - компанией CMASA
  G.50ter: единственный экземпляр, совершивший первый полет в июле 1941 года и оснащенный новым звездообразным двигателем A.76 мощностью 1000 л.с. (746 кВт), обеспечившим максимальную скорость 530 км/ч
  G.50V: построенный в единственном экземпляре самолет, оснащенный перевернутым V-образным двигателем Daimler-Benz DB 601A мощностью 1175 л.с. (876 кВт); во время испытательных полетов в августе 1941 года самолет развил скорость 580 км/ч
  G.50bis A/N: построенный в единственном экземпляре прототип двухместного истребителя-бомбардировщика, предназначавшегося для эксплуатации с авианосцев "Аквила" и "Спарвьеро" (планировавшиеся к переоборудованию из торговых судов - программа так и не была завершена); совершил первый полет 3 октября 1942 года и планировался к вооружению четырьмя 12,7-мм пулеметами, плюс бомбами общей массой до 250 кг
  G.50B: двухместный учебно-боевой самолет, имевший дублированное управление; с 1940 по 1943 год компания CMASA построила 100 таких самолетов, разработанных на базе модификации G.50; прототип впервые поднялся в воздух 30 апреля 1940 года; самолет отличался длинным остекленным фонарем кабины, но верхняя задняя часть оставалась открытой
  G.51: планировавшаяся серийная модификация G.50V, которую должна была выпускать компания CMASA, но впоследствии предпочтение было отдано модификации G.55
  G.52: предлагавшийся вариант, оснащенный звездообразным двигателем A.75 RC.53
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fiat G.50 Freccia

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один звездообразный ПД Fiat А.74 RC.38 мощностью 870 л. с. (649 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м - 472 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 415 км/ч; набор высоты 6000 м - за 7 мин 30 с; практический потолок 9835 м; дальность 670 км
  Масса: пустого 1975 кг; максимальная взлетная 2415 кг
  Размеры: размах крыла 10,96 м; длина 7,79 м; высота 2,96 м; площадь крыла 18,15 м2
  Вооружение: два 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT вверху носовой части фюзеляжа
Fiat G.50 м-ра М.Бонзано - командира итальянской экспериментальной истребительной группы. Испания, март 1939г.
Fiat G.50bis из 352-й АЭ ВВС Италии. Ливия, 1941г.
"Фиат" G.50bis из состава 352-й эскадрильи 20-й авиагруппы итальянских Королевских ВВС. Авиабаза Мальдегем, Бельгия, осень 1940г.
Fiat G.50bis Freccia из 20-й группы 5 1 -го полка, на данный период находящейся в оперативном подчинении 56-го полка и дислоцированной в Урселе, Бельгия.
Fiat G.50 (MM 4738) SA-1 командира подразделения KoeL капитана Олави Эрнрута, Тампере, январь 1940 года.
Fiat G.50 из LeLv 26 ВВС Финляндии. Июнь 1941г. На первых самолетах 2-й серии выпуска сохранилось вертикальное оперение раннего типа
"Фиат" G.50 прапорщика Ойвы Туоминена с разноцветными "марками". Цвет прямоугольника обозначал тип сбитого самолета.
"Фиат"G.50 прапорщика Ойвы Туоминена из состава эскадрильи LeLv26. Карелия, лето 1942г.
Капитан Олли Пухакка на G.50 всего одержал 13 побед. В тот период, когда он был командиром 3-го звена 26-й истребительной эскадрильи (3/LeLv 26) финских ВВС, он летал на этом FA-25 и одержал пять побед.
Fiat G.50 из LeLv 26 ВВС Финляндии. Зима 1942г.
Fiat G.50bis из 12-й АЭ ВВС Хорватии. 1942-43гг.
Первый прототип "Фиата" G.50
The Fiat G.50 Single-seat Fighter Monoplane (850 h.p. Fiat A.74R.C.38 engine).
The Fiat G.50 Single-seat Fighter Monoplane (850 h.p. Fiat A.74R.C.38 engine).
The first production G.50 Freccia with the fully-enclosed cockpit canopy featured only by pre-series aircraft
G 50, the first Fiat monoplane fighter.
ФИАТ G.50 1-й серии испанских ВВС. Испанское Марокко, март 1940 г.
"Фиат" G.50 из 27-й авиагруппы ВВС Испании, 1939г.
Fiat's neat little G.50 Freccia (Arrow) first flew on February 26, 1937, powered by the 840 h.p. Fiat A.74 RC 38 radial, and was an all-metal, single-seat fighter built to an Italian Air Ministry Specification. Entering production in 1938, the G.50 was baptised into combat late in the Spanish Civil War, and began to equip the Regia Aeronautica in 1939. Over 100 were in service by the time Italy entered World War Two, being used in a variety of roles including convoy and bomber escort and ground attack. Armament comprised a pair of 12.7mm Breda-SAFAT machine guns mounted in the forward fuselage top-decking.
Fiat G.50bis .
Fiat G.50ter;
Fiat (C.M.A.S.A.) G.50B two-seat trainer;
"Фиаты" G.50bis из состава 20-й (истребительной) авиагруппы итальянских ВВС на аэродроме в Бельгии.
"Фиат" G.50 из 20-й группо ВВС Италии. Бельгия, ноябрь 1940г.
Fiat G.50 стал первым современным (цельнометаллический моноплан с убираемым шасси) истребителем, выпускавшимся в Италии. Этих самолетов построили сравнительно мало, а по своим летным данным G.50 решительно уступал истребителям союзников.
Этот G.50 несет обозначения 352 полка 20 авиагруппы в период службы в итальянском воздушном корпусе в Бельгии в 1940-1941 годах.
Ju 87B из состава II/St.G.1 под прикрытием итальянского Фиата G.50 над Средиземным морем
Ливия, начало 1942 года. В рамках совместных действий эти немецкие Bf 110C (неброский камуфляж с разводами) из 2.(H)/14 эскортируют Fiat G.50bis из 51-й эскадрильи итальянских ВВС (Regia Aeronautica).
В люфтваффе "Фиаты" использовались как учебные машины
Один из истребителей "Фиат" G.50 из состава авиагруппы LeLv 26. 28 июня 1941г.
Фиат G.50, поставленный из Италии во время "Зимней войны"
ФИАТ G.50 финских ВВС, эскадрилья Lelv26, 1943 г.
"Фиат" был конечно более совершенным истребителем, но и он вскоре устарел.
Истребитель Фиат G.50.
Свою репутацию G.50 завоевал в заснеженной Финляндии в руках финских летчиков.
A unique photo of a FW 190 of JG 54 parked by a Finnish flown Fiat G-50 on an airfield in Finland.
Приборная доска "Фиата" G.50
Один из наиболее современных истребителей, принявших участие в гражданской войне в Испании в 1939 году, - итальянский Fiat G.50.
Прочная конструкция Freccia хорошо выдерживала боевые повреждения.
Неудачливый G.50 испанских ВВС. G.50 ранней постройки имели закрытые кабины, но летчики не любили летать с закрытыми фонарями, затруднявшими покидание самолета в аварийных ситуациях. На большинстве G.50 фонари кабин не закрывали.
FIAT G.50
A general arrangement drawing of the standard production G.50bis.
Fiat G.50 Freccia