Мировая Авиация 130
-
Создававшийся как пассажирский авиалайнер для местных авиалиний, Ан-24 послужил основой для создания ряда военных модификаций и, что особенно важно, военно-транспортного самолета Ан-26. Самолет поступил на вооружение всех стран Организации Варшавского договора, в том числе и ГДР.
Советский Союз поставлял в Афганистан различные самолеты, в том числе и Ан-26, изображенный здесь в цветах афганских вооруженных сил.
Ан-26 стал в вооруженных силах стран-членов Организации Варшавского договора стандартным тактическим ВТС. Чехословакия получила шесть машин, из них четыре, включая Ан-26Z-1, были переданы Чехии, а Словакия получила оставшиеся два самолета (на фотографии), которые дислоцируются на авиабазе Пистани.
Данный Ан-26 принадлежит ВВС Чехии - он специально окрашен в честь 90-летия авиабазы Прага-Кбели, фотоснимок сделан на британской авиабазе Льючарс в 2009 году.
Главные внешние отличия Ан-26 от Ан-24 - наличие штурманского блистера в носовой части на левом борту и перепроектированная хвостовая часть фюзеляжа. На фотографии - военно-транспортный Ан-26 из состава ВВС Польши.
Польша начала эксплуатировать Ан-26 в 1972 году, они поступили на вооружение 13-го транспортного авиаполка (Pulk Lotnictwa Transportowego) в Кракове. После замены Ан-26 на С-295М подразделение переименовали в 13. Eskadra Lotnictwa Transportowego.
После распада СССР список эксплуатантов Ан-26 пополнился за счет бывших республик Советского Союза. Литовские ВВС получили пять Ан-26Б, но в эксплуатацию были приняты только три машины.
За исключением двух внешних все подкрыльевые узлы могут использоваться для подвески тяжелого вооружения, а средние пилоны предназначены обычно для контейнеров РЭБ. Штурмовик Су-25 может нести и средства для воздушного боя - например, ракеты Р-60.
В составе 16-й Краснознаменной воздушной армии Группы Советских войск в Германии (ГДР) числились два авиационных полка, имевших на вооружении штурмовики Су-25. Уникальные самолеты воевали в Афганистане, ряде других вооруженных конфликтов.
Комплекс мероприятий по повышению живучести конструкции и экранированию систем исключил возможность выхода из строя обоих двигателей при одном попадании средства поражения.
Претендентами на советский штурмовик нового поколения были проекты КБ Ильюшина и ОКБ Сухого, последний стал победителем и вскоре в строевых частях появился уникальный самолет - с высокой живучестью и мощным вооружением.
Штурмовик Су-25 является настоящим "летающим танком", он создан, чтобы побеждать на поле боя в любых условиях. На фотографии - Су-25УБК из боевого состава ВВС Чехословакии, снимок датирован 1992 годом.
B-17G из 532-й эскадрильи 381-го бомбардировочного авиакрыла держат курс на Германию. Окрашивать законцовки крыла и стабилизаторы в красный цвет стали с конца июля 1944 года.
Первый XP-80 (на фотографии) поднялся в воздух 8 января 1944 года, он был оснащен выпускавшимися "de Havilland" ТРД Halford НВ.1B Goblin тягой 10,94 кН. Последующие два XP-80A оснащались двигателями General Electric I-40 тягой по 17,79 кН. Машины были больше и на 25% тяжелее предшественника, а также имели перепроектированные воздухозаборники и топливные баки на законцовках крыла.
YP-80A. Предназначался для оценочных испытаний в войсках, оснащался ТРД J33-GE-11 или J33-A-9 тягой по 17,12 кН. Были заказаны 13 самолетов, но один достроили уже как F-14. Первый из данной серии машин поднялся в воздух 13 сентября 1944 года, затем четыре самолета были переброшены в Европу, но участия в боевых действиях принять не успели.
XP-80R. Рекордный самолет - переоборудован в Бербанке из прототипа XP-80B. Среди изменений - скоростные экспериментальные воздухозаборники по типу NACA, более острая передняя кромка крыла с "подрезанными" законцовками и более низкий фонарь кабины. Оснащенный ТРД Allison J33-A-17, самолет скорости 600 миль/ч (966 км/ч) не достиг, после чего на машину установили более мощный вариант двигателя J33 - это потребовало изменить воздухозаборники NACA на стандартные. Рекорд скорости XP-80R установил 19 июня 1947 года.
P-80B (F-80B). На данном варианте были внедрены катапультное кресло и дополнительные ускорители RATO. Размах крыла, длина и высота самолета были как у P-80A, но для размещения емкостей с водно-метаноловой смесью пришлось пожертвовать запасом топлива - даже несмотря на то, что P-80B был на 454 кг тяжелее предшественников. Позже 12,7-мм пулеметы M2 заменили на 12,7-мм пулеметы M3.
RF-80A (F-14A, FP-80A). Были построены 152 разведывательных RF-80A - 38 переоборудовали из P-80A, а 114 - построили заново. Вначале самолеты оснащались ТРД J33-GE-11 или J-33-A-9, но затем на машины стали устанавливаться ТРД J-33-A-17, а часть машин была оборудована еще и ускорителями RATO, одновременно с радиокомпасами. RF-80A несли один аэрофотоаппарат K-17 (фокусное расстояние 152,4 мм) и два аэрофотоаппарата K-22 (фокусное расстояние 609 мм).
P-80 с ПВРД. К испытаниям ПВРД привлекались два P-80A. Первый из них оснащался двумя двигателями Marquardt C30-10B - по одному на каждой законцовке крыла (диаметр сборки 76 см; испытания проводились в районе Мурок, штат Калифорния, США), а второй - двигателями C-2085D (диаметр сборки 51 см; испытания - в районе Райт-филд, штат Огайо). Первый полет состоялся 12 марта 1947 года. Для стандартных и новых двигателей использовалось одно топливо, по причине возросшей массы и лобового сопротивления высота полета была ограничена 6096 м. Выполнены 110 полетов.
P-80 с наводимыми пулеметами. Один самолет P-80A был оборудован подвижной носовой частью, в которой размещались четыре 12,7-мм пулемета и которая могла подниматься на угол до 90°. В ходе испытаний выяснилось, что подвижная носовая часть себя не оправдывает из-за низкой точности стрельбы и сильной отдачи. Этот же самолет испытывался в варианте с четырьмя 20-мм пушками и так называемой "ракетной пушкой", представлявшей собой смонтированный блок 114,3-мм реактивных снарядов FFAR (на снимке). На серийных машинах это вооружение, однако, не применялось. Позже самолет оборудовали второй кабиной в носовой части - пилот располагался лежа, машина принимала участие в испытаниях в целях поиска методов и способов облегчения летчикам полетов с большими перегрузками.
QF-80. Первая попытка создать беспилотный вариант P-80 была предпринята в 1945 году. Компания "Bell" в 1946 году переоборудовала два P-80A для изучения возможностей системы радиоуправления (самолет-носитель и беспилотный самолет). В 1951 году "Sperry" переоборудовала в беспилотные мишени QF-80 уже восемь F-80 (проект "Bad Boy"), за ними последовала вторая партия из 14 мишеней, которые дополнительно оборудовали увеличенными баками на законцовках крыла, где разместили аэрофотоаппараты для фиксации результатов артиллерийских стрельб. В 1954 году "Sperry" получила заказы еще на 55 мишеней QF-80 и 10 самолетов управления DT-33. Вероятно, большая часть их обозначалась QF-80C, но затем их переименовали в QF-80F. Часть QF-80 использовалась для забора воздуха после ядерных испытаний.
F-14. Обозначение прототипа варианта PR самолета P-80. Единственный самолет был заказан как один из YP-80A и вместо пулеметов оснащался фотокамерами. В отличие от последующих разведывательных модификаций на этом самолете окон для фотокамер по бокам носовой части не было. 6 декабря 1944 года F-14 был потерян в результате столкновения в воздухе с самолетом B-25.
RF-80C. В годы корейской войны 70 самолетов F-80A/C были переоборудованы в вариант RF-80C, который отличался от других разведывательных модификаций ровным носовым обтекателем (как у истребителя). Пулеметы были заменены одним или двумя аэрофотоаппаратами K-14, но краской на фюзеляже были нарисованы пулеметные порты для обмана противника. Еще шесть RF-80A были модифицированы "Lockheed" в RF-80C-11-LO (на схеме), самолеты получили двигатели J33-A-35, катапультное кресло и возможность установки радиостанции AN/ARC-27.
Капитан Олли Пухакка на G.50 всего одержал 13 побед. В тот период, когда он был командиром 3-го звена 26-й истребительной эскадрильи (3/LeLv 26) финских ВВС, он летал на этом FA-25 и одержал пять побед.
Fiat G.50 Freccia
Катар - Lynx Mk 28. Полиция Катара стала единственным экспортером армейского Lynx, приобретя три Lynx HC.Mk 28. В целом они были идентичны вертолетам Lynx AH.Mk 1, принятым на вооружение армейской авиацией Британии, за исключением того, что были дополнительно оснащены пылезащитными фильтрами на воздухозаборниках двигателей. Первый Mk 28 поднялся в воздух 2 декабря 1977 года, все машины поставлены в 1978 году. Катарские машины прослужили недолго - в 1991 году они были проданы обратно "BAe", которая передала их британскому Министерству обороны.
Франция - Lynx Mk 2(FN), Mk 4(FN). Создан на базе британского HAS.Mk 2, французский Mk 2 (на снимке) имеет большую взлетную массу (4763 кг) и, как и бразильские вертолеты, изначально получил возможность борьбы с надводными целями (британские получили такую возможность лишь после модернизации). Вместо РЛС Seaspray установили французскую OMERA-Segid ORB31W, в состав вооружения включили ракеты Aerospatiale AS 12. Построено 26 вертолетов, первый полет - 24 октября 1979 года. На Lynx Mk 4 - в целом французском эквиваленте британского HAS.Mk 3, были выполнены незначительные доработки. Выпущено 14 вертолетов данной модели, машины неоднократно проходили модернизацию и были оснащены несущими винтами, созданными по экспериментальной программе BERP и отличающимися расширяющимися стреловидными законцовками со сверхзвуковыми профилями.
Бразилия - Lynx Mk 21, Super Lynx Mk 21A. Бразилия заказала 9 вертолетов Mk 21, схожих с HAS.Mk 2 британских ВМС и вооружавшихся ПКР Sea Skua, глубинными бомбами Mk 9 или торпедами Mk 46. Первый поднялся в воздух 30 сентября 1977 года, последний - 14 апреля 1978 года. Местное обозначение - SAH-11, с 1978 года - на вооружении 1 -й ударной вертолетной эскадрильи (HA-1, база Сан-Педру-да-Алдея). Данные вертолеты можно было часто наблюдать на борту фрегатов типа "Нитерой". В 1993 году Бразилия подписала контракт на поставку 14 вертолетов Super Lynx - девять новых и пять, переоборудованных из Mk 21 (стоимость контракта 150 млн фунтов стерлингов). В целом, идентичные португальским Mk 95, они оборудованы РЛС кругового обзора SeaSpray 3000 и могут оснащаться ИК-системой переднего обзора, разведывательными контейнерами или опускаемой ГАС. Вертолеты оснащены ГТД Gem 42-1 мощностью по 1120 л. с. (836 кВт), несущим винтом с композитными лопастями, а направление вращения рулевого винта изменили на противоположное. Первый модернизированный вертолет поднялся в воздух 23 марта 1996 года, а первый заново построенный Mk 21А (N4001) - 12 июня 1996 года. По состоянию на 2011 год в боевом составе оставались 12 вертолетов SAH-11.
Аргентина - Lynx Mk 23. Аргентинские ВМС приобрели два противолодочных Lynx Mk 23 для базирования на эсминцах УРО "Геркулес" и "Сантисима Тринидад" (бывшие британские, Проекта 42). Машины выполнили первые полеты 17 мая и 23 июня 1978 года, в целом - идентичны британскому НAS.Mk 2 и бразильскому Mk 21. Во время Фолклендского конфликта они были переброшены в Порт-Стенли, но активного участия в войне не принимали. Один вертолет (0735, 3-H-42, фото) был потерян 2 мая 1982 года во время аварии, эксплуатация второго была прекращена, и в ноябре 1987 года он был продан Дании вместе с имевшимися запчастями.
Дания - Lynx Mk 80, Mk 90, Super Lynx Mk 90B. Дания приобрела восемь вертолетов Lynx Mk 80 и два Mk 90 - для морской авиации (Sovaernets Flyvetjeneste). Основная задача - обеспечение режима территориальных вод и эксклюзивной экономической зоны. Вертолеты могут выполнять дозаправку во время висения над кораблем (HIFR - Helicopter In Flight Refuelling). Все датские машины соответствуют в целом модификации HAS. Mk 3, оснащены РЛС Seaspray. Первыми заказчик получил восемь заново построенных Lynx Mk 80 (первый поднялся в воздух 3 февраля 1980 года), в 1987-1988 годах на замену двум разбившимся в 1985 и 1987 годах вертолетам были приобретены два Mk 90. Датские машины прошли модернизацию (модернизированные вертолеты обозначены Lynx Mk 90В), новый этап запланирован на ближайшее время.
Норвегия - Mk 86. Норвежские ВВС (Luftforsvaret) заказали шесть вертолетов, которые в роли поисково-спасательных и патрульных используются Береговой охраной (Kystvakt). Первая машина поднята в воздух 23 января 1981 года, вертолеты приписаны к 337-й эскадрилье (авиабаза Бардуфос) и действуют с борта патрульных кораблей типа "Нордкап" Береговой охраны. Норвежские Lynx Mk 86 оснащены двигателями Gem 4 Mk 1010 и имеют максимальную взлетную массу, как и голландские Mk 27, но имеют нескладывающуюся хвостовую балку, что не типично для корабельных вертолетов. Машины оснащены РЛС Seaspray, комплексом радиосвязи с радиостанциями различного диапазона, включая полицейскую/аварийную станцию диапазона VHF/FM. Бортовое оборудование вертолета позволяет выдавать фотографии с фактами нарушения границы, на которых фиксируется необходимая навигационная информация. Имеется спасательная лебедка, которая задействуется и в процессе дозаправки топливом от кораб-ля-базы. Вертолеты активно эксплуатируются, вскоре их намечается заменить.
Нидерланды - Lynx Mk 25, Mk 27, Mk 81, STAMOL Lynx. Первые голландские машины UH-14A - экспортный вариант HAS.Mk 2, основная задача - поисково-спасательные операции. Вертолеты совершили первые полеты с 23 августа 1976 по 16 сентября 1977 года, они также использовались в качестве учебных, транспортных и для обеспечения действий антитеррористической группы морской пехоты (BBE). Принятый на вооружение голландских ВМС противолодочный вертолет Mk 27 создан на базе Lynx HAS.Mk 2, но оснащен ГТД Gem 4 Mk 1010 мощностью 1120 л. с. (836 кВт). Закуплены 10 машин для базирования на фрегатах УРО типов "Тромп", "Кортенаэр" и "Ван Спейк", первая машина поднята в воздух 6 октября 1978 года. Новая модификация вертолета получила опускаемую ГАС Alcatel (сегодня Thomson-CSF) DUAV-4A, несет одну-две торпеды Mk 46. Третья партия голландских вертолетов - противолодочные на базе HAS.Mk 3, местное обозначение SH-14C. Первая машина поднята в воздух 9 июля 1980 года. Изначально эти вертолеты не имели опускаемой ГАС, зато оснащались магнитометром Texas Instruments AN/ASQ-81 (V)2 - последний был признан малоэффективным и демонтирован, а машины переведены в разряд учебных/транспортных. По программе STAMOL (SH-14D) 22 оставшиеся у голландцев машины были модернизированы под единый стандарт, идентичный во многом оснащенному ГАС SH-14B, а среди модификаций - установка более мощных двигателей, новых лопастей несущего винта и современной авионики. Планировалась установка новой РЛС, но по финансовым причинам от нее отказались, а ИК-систему переднего обзора все же поставили. На конец 2010 года на вооружении оставалось восемь машин.
Нигерия - Lynx Mk 89. Нигерийский Mk 89 - последний вариант, созданный на базе HAS.Mk3, в целом он идентичен с немецким Mk 88, исключая отсутствующую ГАС Bendix, но зато имеется складывающаяся хвостовая балка. Вертолеты оснащены ГТД Gem 43-1 Mk 1020 мощностью 1135 л.с. (847 кВт). Три машины были поставлены в 101-ю эскадрилью, первый вертолет поднят в воздух 29 сентября 1983 года.
Шестидневная война: новый конфликт на Ближнем Востоке. 5-10 июня 1967г.: после периода напряженности, израильская армия нанесла серию сокрушительных ударов по своим соседям - арабским странам. В первую же ночь внезапному сильному удару подвергся Египет - в ходе рейда была уничтожена почти половина всей египетской авиации, включая бомбардировщики Ту-16 и Ил-28. Сообщается, что в ходе войны израильские летчики, летавшие на Mirage IIICJ, сбили 48 самолетов противника, потеряв при этом лишь 9 своих. К концу войны были уничтожены 452 арабских самолета (в воздушных боях - 79, остальные - на земле), потери ВВС Израиля - 46 машин. На суше израильские войска захватили египетскую Синайскую пустыню, Западный берег реки Иордан у иорданцев и Голанские высоты у сирийцев. Практически все - благодаря превосходству Израиля в воздушной мощи.
Поступление на вооружение истребителя Mustang изменило баланс сил в небе над Германией. Эти P-51D принадлежали 52-й истребительной группе, базировавшейся в Италии.
После наведения своей Fi 103R-IV на цель пилот должен был выброситься с парашютом, хотя существовала реальная опасность затягивания его в двигатель. Первой пилотируемый полет на ракете выполнила знаменитая женщина-пилот Ханна Райч (Hanna Reitsch).
Sea Harrier FA.Mk 2. Британские ВМС заказали 66 Sea Harrier FA.Mk 2 - 38 переоборудовали из имеющихся FRS.Mk 1, а 28 построили заново. Самолеты поступили в 800-ю (код "12x") и 801-ю (код "00x") боевые эскадрильи и 899-ю учебную эскадрилью в Йеовилтоне. В 1998 году было принято решение объединить подразделения флотских Sea Harrier и Harrier GR.Mk 7 из состава ВВС под единым командованием, что позволило отправлять в море на борту авианосцев смешанные группы из самолетов FA.Mk 2 и GR.Mk 7.
Последний Sea Harrier FA.Mk 2 ушел в отставку в марте 2006 года - церемония была проведена на авиабазе Йовилтон. В шоу участвовали самолеты 800-й эскадрильи морской авиации, последнего эксплуатанта данной машины.
На посадку заходит Sea Harrier FA.Mk 2, на нем можно видеть УР Sidewinder, ПТБ и пушечные контейнеры. Во время перегоночных перелетов на самолете часто использовалась видимая здесь заправочная штанга - для заправки от воздушных танкеров ВВС.
Истребитель Sea Harrier FA.Mk 2 из 801 -й эскадрильи и вертолет Sea King AEW.Mk2 из 849-й эскадрильи на палубе авианосца "Илластриес". Бортовая РЛС Blue Vixen обеспечивала пилоту великолепную картинку окружающей обстановки - в небе над Боснией самолеты FA.Mk 2 даже использовались в качестве "помощников" самолетов ДРЛОиУ. После снятия с вооружения FA.Mk 2 авиация британских ВМС осталась без истребительной составляющей.
Благодаря своей надежности и неприхотливости в обслуживании советские транспортные самолеты прекрасно подходили для нужд стран "третьего мира", особенно они были популярны в Африке. На фотографии запечатлен самолет, принадлежавший ВВС Судана.
Первыми военными самолетами, которые Судан получил после смены власти в 1969 году, стали полученные из СССР шесть Ан-12 и столько же Ан-24, которые позднее использовались как бомбардировщики во время кампании против Народной армии освобождения Судана.
10 июня 1967г.: совершил первый полет будущий МиГ-23 (летчик-испытатель А. В. Федотов), показанный 9 июля широкой публике на воздушном празднике в Домодедово.
Вьетнам: эскалация конфликта. 11 августа 1967г.: после расширения президентом Линдоном Джонсоном списка подлежащих атаке целей в Северном Вьетнаме - в ответ на критику со стороны сената, американские истребители-бомбардировщики нанесли первый удар по мосту Поля Думера в Ханое. Самолеты F-105 Thunderchief из 355-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США (фото) под командой полковника Боба Уайта, совершили рейд на знаменитый мост через Красную реку - единственный железнодорожный мост, ведущий в Ханой со стороны Китая и порта Хайфон. На мост было обрушено около 100 тонн бомб, после чего тот был разорван надвое. С этого момента начался новый этап вьетнамской войны. Однако такие важные цели имели хорошую систему ПВО, так что потери американской авиации существенно возросли.
Истребитель Sea Harrier FA.Mk 2 из 801 -й эскадрильи и вертолет Sea King AEW.Mk2 из 849-й эскадрильи на палубе авианосца "Илластриес". Бортовая РЛС Blue Vixen обеспечивала пилоту великолепную картинку окружающей обстановки - в небе над Боснией самолеты FA.Mk 2 даже использовались в качестве "помощников" самолетов ДРЛОиУ. После снятия с вооружения FA.Mk 2 авиация британских ВМС осталась без истребительной составляющей.
В июле - августе 2000 года компания "Boeing" арендовала у "Delta Air Lines" лайнер Boeing 767-400ER, который был использован для международного рекламного турне. Окраска самолета была осуществлена на тему освоения человеком воздушного пространства - под нее были стилизованы и внутренние помещения лайнера.
"Boeing" возлагала большие надежды на Boeing 767-400, но единственные заказы на него поступили в 1997 году от "Continental" (16) и "Delta" (21). 38-й самолет был продан в 2008 году неназванному покупателю.
Компания "Canadian Airlines" эксплуатирует свои Boeing 767-300ER на дальних маршрутах - преимущественно из Торонто в Буэнос-Айрес, Гонконг, Гонолулу, Лондон и Токио. В конце XXI века двухдвигательные авиалайнеры стали все больше "забирать под себя" дальние маршруты, пролегающие над водами океанов. Так, например, они обслуживают сегодня большую часть трансатлантических маршрутов. В этом есть большая заслуга и Boeing 767.
Оснащенный двигателями PW4060 лайнер Boeing 767-300 был сфотографирован в момент начала уборки шасси. Механизм уборки шасси - с гидроприводом, носовая стойка (поставляется фирмой "Menasco") убирается по полету, а основные (производства "Cleveland Pneumatic") - к фюзеляжу.
Все Boeing 767-336(ER) компании "British Airways" оснащены двигателями RB.211-524. Под пассажирским салоном 767-го в основном расположены грузовые отсеки - перевозка грузов так же важна, как и пассажиров с их багажом. Boeing 767-300 имеет грузовые отсеки объемом 106,80 м2, Boeing 767-200 - объемом только 81,40 м2, а у Boeing 767-400ER этот показатель - 129,60 м2.
Бельгийская "CityBird" эксплуатировала два Boeing 767-300ER, оба с 1998 года - в семилетнем чистом (сухом) лизинге у "Ansett Worldwide Aviation Services". Данный лайнер (OO-CTA) был оснащен двигателями PW4060, а второй - CF6-80C2B6. В результате кризиса на рынке авиаперевозок после теракта 11 сентября компания в 2007 году обанкротилась.
Осенью 2010 года "Аэрофлот" располагал десятью авиалайнерами Boeing 767-300ER, оснащенными двигателями CF6 и летавшими в вариантах вместимостью от 197 до 215 пассажиров.
Boeing 767 стал особенно популярен у европейских чартерных авиакомпаний. В конце 1999 года "Air Europe" эксплуатировала шесть Boeing 767-300, a "Britannia Airways" имела флот из 17 лайнеров Boeing 767-300 и шести Boeing 767-200. По запросу "Britannia Airways" на вариант Boeing 767-400ER с увеличенной дальностью полета руководство "Boeing" изучает возможность установки в хвостовой части самолета дополнительного топливного бака емкостью 7577 л, что позволит увеличить дальность полета на 926 км.
Пришедший на смену знаменитому самолету Boeing 707, авиалайнер Boeing 767 стал настоящей легендой мировой гражданской авиации. Но если Boeing 707 всегда шел впереди своих конкурентов, Boeing 767 постоянно приходилось испытывать давление со стороны аналогичных по классу самолетов концерна "Airbus" - сначала это были авиалайнеры A300 и A310, а в новом тысячелетии на рынок вышел A330. Сегодня "Boeing" предлагает 767-й тем авиакомпаниям, которые заказали лайнеры Boeing 787, в качестве временной замены до поступления последних. Часть авиакомпаний, такие как "Austrian Airlines", оборудовали свои 767-е винглетами, что позволило повысить топливную экономичность.
Фюзеляж Boeing 767-400 на 6,43 м длиннее, чем у Boeing 767-300, что было обеспечено за счет вставки длиной 3,36 м перед крылом и вставки длиной 3,07 м - за центропланом.
Boeing 767-2Q8(ER). В начале XXI века авиакомпания "Air Seychelles" имела два самолета Boeing 767 - оба взяты в лизинг у компании "International Lease Finance Corporation" (ILFC). Изображен Boeing 767-200 (S7-AAS), полученный компанией в 1989 году и вначале носивший имя "Aldabra" (затем "Isle of Aldabra"). К 2009 году ему на смену пришел другой полученный от ILFC лайнер Boeing 767-200 (S7-ILF). В конце 2010 года компания располагала двумя самолетами Boeing 767-200ER и тремя Boeing 767-300ER.
Boeing 767-200
В такой же трехклассной компоновке с шагом между креслами 152,4 см, 96,5 см и 81,3 см три базовых варианта 767-го имеют вместимость: 767-200 - 181 место, 767-300 - 218 мест, 767-400 - 245 мест.
Lancaster B.Mk I. Данный Lancaster Mk I принадлежал 149-й (восточно-индийской) эскадрилье британских ВВС, конец 1944 года. Эскадрилью перевооружили со Stirling на Lancaster в августе 1944 года, она принимала участие в "нефтяной" кампании и разрушении коммуникаций
Lancaster B.Mk I (Special). В 1944 году несколько Lancaster были приспособлены для применения огромных бомб "Tallboy" (калибром 5443 кг) и "Grand Slam" (9979 кг), которые использовались для уничтожения особо важных объектов - бункеров подлодок и линкора "Тирпиц". Обычно их применяли в дневное время.
В июне 1944 года британцы возобновили дневные налеты, причиной чему стали мощные истребительные эскорты и подорванный потенциал истребительной авиации Люфтваффе.
Самым совершенным представителем семейства "Грачей", как часто называют штурмовик Су-25, является Су-25ТМ (присвоенное экспортное обозначение - Су-39), способный решать задачи в любых метеоусловиях и нести широкий набор авиационных средств поражения, в том числе управляемое высокоточное оружие.
Данный F7F-3N отличается новым носовым обтекателем для антенны РЛС SCR-720. В таком камуфляже самолеты воевали в небе Кореи. Стандартный состав вооружения F7F-3 включал четыре встроенных 12,7-мм пулемета в носовой части и четыре 20-мм пушки в корне крыла, но на F7F-3N пулеметы уже убрали, сохранив, с другой стороны, возможность подвески ракет и бомб под крылом.
Прототипы XF6F-1 и XF7F-1 (на фотографии) были заказаны одновременно, но приоритет был отдан первому - он совершил первый полет на 16 месяцев ранее XF7F-1.
Складывающееся крыло - характерный признак палубного самолета. Данный F7F-2N отличается характерной для оснащенных РЛС AN/APS-6 самолетов формой носового обтекателя.
В 1948 году все F7F-2N были переоборудованы в F7F-2D - самолет управления беспилотными мишенями, способный нести под крылом две мишени Globe KD20.
Tigercat был большим, но весьма быстрым и маневренным истребителем. Здесь изображен одноместный истребитель F7F-3, но также имелись фоторазведчики F7F-3P и двухместные ночные истребители F7F-3N.
Все варианты Tigercat могли нести торпеду, но к тому времени, как самолет поступил в строевые части, надобность в этом уже отпала. Летчики боевых эскадрилий никогда не отрабатывали применение торпеды.
F7F-4N был последним серийным вариантом F7F. Он оснащался РЛС AN/APS-16, причем носовой обтекатель был аналогичен машинам, имевшим РЛС AN/APS-6.
Возрождение летающих лодок. В Канаде 23 октября 1967г. в воздух поднялся прототип амфибии Canadair CL-215 (CF-FEU-X), созданной по результатам обсуждения на симпозиуме по вопросам борьбы с лесными пожарами 1963 года. Самолет мог брать на борт более 5670 л воды.
3 марта 1967г.: самолет Бе-30 мог перевозить до 14 пассажиров и напоминал уменьшенный вариант Ан-24, в серию машина не пошла.
21 апреля 1967г.: одноместный гоночный самолет Beta стал последней серийной машиной "Rollason" и предназначался для авиагонок Формула 1.
8 апреля 1967г.: заслужив успех на гражданском рынке, Beagle Pup затем под именем Bulldog стал не менее известным военным учебно-тренировочным самолетом.
10 февраля 1967г.: первый полет совершил экспериментальный реактивный транспортный СВВП Dornier Do 31E1, оснащенный двумя маршевыми ТРД Bristol Siddeley Pegasus и восемью подъемными ТРД Rolls-Royce RB.162.
18 ноября 1967г.: в Истре (Франция) совершил первый полет экспериментальный истребитель с крылом изменяемой геометрии Dassault Mirage G.
Малайзия - Super Lynx Mk 100. В сентябре 1999 года "Westland" объявила о контракте на поставку Королевским ВМС Малайзии шести вертолетов Super Lynx для замены Westland Wasp. Они оснащены двигателями CTS-800-4N мощностью 1327 л. с. (990 кВт).
(Западная) Германия - Lynx Mk88, Super Lynx Mk88A. Немецкий Lynx Mk 88 создан на базе британского корабельного HAS.Mk 3, и как датский и норвежский варианты имел нескладывающуюся хвостовую балку, хотя и предназначался для базирования на кораблях малого водоизмещения. Вертолеты были оптимизированы для задач ПЛО и оснащались опускаемой ГАС Bendix AN/AQS-18(v). 3-я морская авиационная эскадра (база Нордхольц) получила 19 вертолетов - тремя партиями (12, два и пять вертолетов). Первая машина поднята в воздух 26 мая 1981 года. Оставшиеся 17 вертолетов проходят модернизацию по стандарту Super Lynx Mk 88А, включая ремонт фюзеляжа и других элементов конструкции, а также установку новых бортовых систем. В сентябре 1996 года подписан контракт стоимостью 100 млн фунтов стерлингов на поставку семи заново построенных Mk 88А (на фотографии - вертолет 83+21), первая машина поднята в воздух 1 мая 1999 года. Mk 88А схож с бразильским Mk 21A, он оснащен РЛС кругового обзора GEC-Marconi Seaspray 3000 и размещенной в носу турелью с ИК-системой переднего обзора GEC Sensors MST.
Португалия - Super Lynx Mk 95. Португалия выбрала Super Lynx в качестве корабельного противолодочного вертолета для ВМС, пять машин были заказаны 2 ноября 1990 года. Хотя машины обозначены "Westland" как Super Lynx и номинально "базируются на модели HMA.Mk 8", португальские Lynx Mk 95 не имеют оптико-электронной системы пассивного распознавания (PID), размещенной на Lynx 3-го поколения британских ВМС, и не оснащены ИК-системой переднего обзора, характерной для модификации Mk 88A. Машины оборудованы инерциальной навигационной системой Racal RNS252 с приемником GPS, опускаемой ГАС Bendix AN/AQS-18(v) и РЛС Bendix RDR 1500 с антенной в подфюзеляжном обтекателе (первый Super Lynx с таким оборудованием). Для фрегатов УРО типа "Васко да Гама" (MEKO 200) поставлены пять Mk 95 (три построены заново, два - переоборудованы из бывших британских HAS.Mk 3), между походами они дислоцируются на авиабазе Монтижу. Первый переоборудованный Mk 95 поднят в воздух 27 марта 1992 года, а первый заново построенный вертолет совершил первый полет 9 июля 1993 года.
Южная Корея - Super Lynx Mk 99. Республика Корея заказала вертолеты Super Lynx в 1988 году, став первым экспортером данной машины ("поздний" номер с двумя "9", как утверждается, присвоен по просьбе заказчика - в корейской культуре это символ удачи). Однако корейские Super Lynx имеют стандартный рулевой винт и старые, не по технологии BERP, лопасти несущего винта, а в подфюзеляжном обтекателе размещена антенна РЛС кругового обзора Seaspray Mk 3. Вертолеты приобретались для базирования на эсминцах типов "Ален М. Самнер" и "Гиринг". Сначала было заказано 12 новых Lynx Mk 99, а в 1997 году поступил заказ еще на 13. Вертолеты могут применять торпеды Mk 44 или ПКР Sea Skua. Первая машина поднята в воздух 16 ноября 1989 года, поставки осуществлены с июля 1990 по май 1991 года. Серийный номер 90-0704 пропущен - число "4" считается у корейцев несчастливым.
Таиланд - Super Lynx Mk 110. Королевские ВМС Таиланда приобрели четыре AgustaWestland Super Lynx 300 (также известны под обозначением Mk 110) в 2008 году, на конец 2010 года минимум две машины были переданы 203-й эскадрилье (авиабаза Утапао, провинция Чонбури). Вертолеты эксплуатируются вместе с другими машинами морской авиации - Sikorsky S-70B и MH-60S.
Изображен G.55 с немецкими опознавательными знаками во время оценочных испытаний.
Отличия двухместного G.55B от G.55/1 - новый фонарь кабины и перепроектированная хвостовая часть фюзеляжа - хорошо заметны на этом снимке.
Fiat G.55/1 Centauro
Бомбардировочное командование оказывало существенную поддержку наземным группировкам после вторжения в Нормандию. На фотографии Halifax B.Mk III из британской 578-й эскадрильи проходит над железнодорожным узлом в Азбруке.
На фотографии хорошо заметны отличительные черты Fi 156C, включая кабину с большой площадью остекления, предоставлявшей экипажу прекрасный обзор, а также установленный в задней части кабины пулемет.
Fieseler Fi 156C-1
В варианте бомбардировщика RS.14 мог нести длинную подфюзеляжную гондолу - отсек с различными противолодочными и другими боеприпасами суммарной массой до 400 кг.
Fiat-C.M.A.S.A. R.S.14B.
AS.14 являлся достаточно хорошим двухмоторным штурмовиком. Как и RS.14, он оснащался надфюзеляжной стрелковой установкой Caproni-Lanciani "Е".
Fiat RS.14
На фотографии представлен G.18V в предвоенной окраске авиакомпании "Avio Linee Italiane".
8 февраля 1967г.: всепогодный многоцелевой истребитель Viggen стал классическим продуктом шведской авиапромышленности.
Несмотря на большое внимание, уделявшееся программе. Fiat G.82 коммерческого успеха не имел и был построен в незначительном количестве.
Возрождение летающих лодок. 5 октября 1967г. в Японии совершил первый полет прототип летающей лодки Shin Meiwa PX-S (5801, фото), оснащенной четырьмя турбовинтовыми двигателями и предназначенной для борьбы с подводными лодками противника. Японский флот получил ее на вооружение под обозначением PS-1.
В 2010 году данный G.46-B еще оставался в годном к полетам состоянии и имел американскую гражданскую регистрацию. Самолет принадлежит частному владельцу из Нью-Йорка.
G.49 имел привлекательную конструкцию и хорошие летные данные, но все же популярности не приобрел. Самолет с регистрацией I-FIAT - это вариант G.49-2.
УТС G.59 имел мощный двигатель и хорошие летные данные, благодаря чему был востребован в Италии и за границей.
Вертолет Fiat 7002 имел достаточно простую конструкцию - у него был изготовленный из легких сплавов фюзеляж и необычная система привода несущего винта.
Аэродинамически чистые обводы Fieseler F 5 - наглядное доказательство того, что проектировавший его специалист был высококлассным авиаконструктором. Крыло имело на задней кромке закрылки по всему размаху, внешние их секции работали дифференциально как элероны.
Fieseler Fi 97 отличался великолепными летными данными, его крыло на передней части имело автоматические предкрылки, а на задней - закрылки Фаулера по всему размаху.
Fi 98a совершил первый полет в начале 1935 года и отличался от Hs 123 более традиционной конструкцией. Был построен лишь один прототип Fi 98, хотя изначальный контракт предусматривал постройку двух машин.
Fieseler Fi 98
167-я испытательная эскадрилья летом 1940 года в Голландии эксплуатировала Fi 167A-0 для решения различных задач. Позже 9 самолетов были проданы Румынии.
На фотографии изображен Fi 167 V1 со сложенными крыльями - для удобства хранения на авианосце.
Model 45C проходил оценочные испытания в ВВС Армии США под обозначением XR-9B, но в серию не пошел - трудно было найти заказчика на вертолет с такой небольшой полезной нагрузкой.
Поскольку выпуск Boeing 707 был прекращен, в качестве базы для создания самолета ДРЛОиУ для Японии был выбран Boeing 767-200. Этот E-767 оснащен РЛС Northrop Grumman AN/APY-2, на вооружении японских ВВС имеются четыре такие машины. "Boeing" также выпускает 767-е в виде воздушных танкеров и транспортных самолетов по заказу Италии и Японии.
"Morane-Saulnier" строила самолет M.S.500 Criquet в трех вариантах: базовом M.S.500 (на рисунке), в целом идентичном Fi 156C, а также вариантах M.S.501 и M.S.502, отличавшихся двигателями.