Westland Lynx
Варианты:
Westland - Lynx - 1971 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1971
Вертолет

Двухдвигательный многоцелевой морской вертолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (56)
Westland Lynx

  Вертолет Lynx, создававшийся в рамках англо-французского соглашения от февраля 1967 года, был полностью разработан «Westland». Тем не менее его производство осуществлялось Британией и компанией «Eurocopter France» (ранее «Aerospatiale»).
  Так, французы отвечают за изготовление кованой титановой втулки, неразъемной конструкции, к которой крепятся 4 лопасти полужесткого несущего винта, являющегося одной из важных особенностей проекта.
  Все варианты Lynx оснащены современной цифровой системой управления полетом и оборудованием для всепогодного использования. Именно всепогодность и высокая маневренность выделяют Lynx среди аналогичных машин.
  Прототип Lynx взлетел 21 марта 1971 года. Первым серийным вариантом стал вертолет Lynx AH.Mk 1 для британской армии и морской пехоты. Среди последующих армейских вариантов (только для Британии) был Lynx AH.Mk 5, существовавший в единственном экземпляре, так как производство переключилось на более совершенный вариант Lynx AH.Mk 7. До этого стандарта также доработали 103 AH.Mk 1.
  Модернизированный Lynx AH.Mk 9 получил шасси с носовым колесом, систему подавления ИК-излучения выхлопа двигателя и доработанные лопасти несущего винта. Доработку прошли восемь Lynx AH.Mk 7, а позднее построили еще 1 б новых машин.
  Также был разработан многоцелевой морской вариант вертолета, способный базироваться на небольших кораблях.
  Первыми в серию были запущены варианты Lynx HAS.Mk 2 для британских и Lynx Mk 2(FN) для французских ВМС. Следующим вариантом для ВМС стал усовершенствованный HAS.Mk 3, получаемый как путем доработки старых машин, так и выпуском новых, и имевший ряд подвариантов.
  Последним вариантом морских машин был Lynx HMA.Mk 8, ставший основным вертолетом ВМС с 1990-х годов. Mk 8 был эквивалентом экспортного варианта Super Lynx. Последний, как и более ранние варианты на базе HAS. Mk 2/3, пользовался большим успехом у зарубежных покупателей. Среди крупных операторов Lynx и Super Lynx можно отметить ВВС и ВМС таких стран, как Алжир (Mk 130), Бразилия (Mk 21/Mk 21A), Дания (Mk 80, Mk 90), Германия (Mk 88), Южная Корея (Mk 99), Малайзия (Mk 100), Нигерия (Mk 89), Нидерланды (Mk 27, Mk 81, SH-14), Норвегия (Mk 86), Оман (Mk 120), Португалия (Mk 95), Катар (Mk 28), Южная Африка (Mk 64) и Таиланд (Mk 110).
  В настоящее время за разработку и производство Lynx и Super Lynx отвечает фирма «AgustaWestland».


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Westland Lynx HAS.Mk 2

  Тип: двухдвигательный многоцелевой морской вертолет
  Силовая установка: два турбовальных двигателя Rolls-Royce Gem 41-2 мощностью по 1120 э. л. с. (835 кВт); с 1987 года двигатели дорабатывались до стандарта Gem 42-1 мощностью 1135 э. л. с. (846 кВт)
  Летные характеристики: макс. крейсерская скорость на оптимальной высоте 232 км/ч; макс. начальная скороподъемность 661 м/мин; статический потолок 2575 м; радиус действия в поисково-спасательном варианте с 11 спасенными на борту - 178 км
  Масса: пустого 2740 кг; максимальная взлетная 4763 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 12,80 м; длина фюзеляжа 11,92 м; высота 3,48 м; площадь, ометаемая винтом, 128,71 м2
  Вооружение: пилоны для подвески двух торпед (Mk 44, 46 или Sting Ray), двух глубинных бомб Mk 11 или четырех ПКР Sea Skua. Для самообороны может устанавливаться 12,7-мм пулемет FN НМР и контейнер РЭБ ALQ-167
The first of the Lynx development prototype, in the so-called "basic" configuration.
Прототипы WG.13 Lynx. Первый прототип Lynx (на фото) был облетан 21 марта 1971 года, он был одним из пяти опытных вертолетов, принимавших участие в программе летных испытаний. Опытные машины имели втулку несущего винта раннего образца, двери кабины с тремя окнами и турбовальные двигатели Rolls-Royce BS.360, а первые три вертолета отличались фюзеляжем с характерной короткой носовой частью. Этот XW835 позже получил гражданскую регистрацию G-BEAD и двигатели Pratt & Whitney PT6B-34.
Prototypes number 1 and 3 in flight. Distinctive overall colours have been adopted to permit rapid identification of the individual aircraft, which are assigned various roles in the test programme.
Прототипы WG.13. Первым корабельным Lynx стал прототип XX469 (на переднем плане), отличавшийся от ранних прототипов увеличенным носовым обтекателем - для антенны РЛС Seaspray, а также трехопорным колесным шасси - взамен лыжного на армейских машинах. Прототип XX469 разбился в 1972 году, испытания продолжили на XX510 - они продолжались до конца 1970-х годов и привели к появлению окончательного варианта корабельного вертолета HAS.Mk 2.
Lynx HC.Mk 28. Полиция Катара стала единственным экспортным заказчиком модификации Army/Battlefield Lynx - она приобрела три Lynx HC.Mk 28. Вертолеты были в целом схожи с AH.Mk 1, исключая противопылевые фильтры на воздухозаборниках двигателей. Первый Mk 28 был облетан в декабре 1977 года, все машины поставили в 1978 году. В 1991 году вертолеты выкупила компания BAe.
AH.Mk 7 получил посадочный ИК-прожектор Brightstar, внешние фары, приспособленные для работы с очками ночного видения, и станцию предупреждения о радиолокационном облучении Sky Guardian 2000, а также мог оснащаться пулеметом, который размещался в проеме двери грузо-пассажирской кабины. Вертолеты применялись в Боснии (на фото) и Северной Ирландии. Всего по стандарту AH.Mk 7 было переоборудовано 107 AH.Mk 1.
Lynx AH.Mk 5 (Interim). AH.Mk 5 рассматривался как промежуточный вариант для отработки отдельных элементов армейского вертолета Lynx второго поколения AH.Mk 7 и был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Gem 41-1. Кроме небольшой партии AH.Mk 5 для авиакорпуса Армии Великобритании, предназначенной для оценочных испытаний, еще три вертолета Mk 5 были заказаны для испытаний под эгидой британского Министерства обороны. После испытаний два вертолета были переданы школе летчиков-испытателей (на фото).
В большинстве своем британские Lynx используются армейской авиацией. На снимке: Lynx AH.Mk 7 британской морской пехоты во время развертывания на Балканах в конце 1990-х годов.
The last six Army Air Corps Lynx AH7s touch down at Middle Wallop for the final time during their retirement ceremony on July 31, 2015.
A Lynx AH7 departing Princess Royal Barracks, Gutersloh, one of the last three British military aircraft based in Germany.
Уэстленд "Линкс"
Lynx AH.Mk 7 "Chancellor". В Северной Ирландии Lynx решали задачи по ведению наблюдения и были оборудованы системой Heli-Tele - для видеозаписи демонстраций или иных событий. Как минимум один Lynx был оснащен комплектом "Chancellor", включавшим цифровую видеокамеру, ИК-станцию переднего обзора и линию обмена данными (размещались в шарообразном обтекателе слева от грузо-пассажирской кабины). Вертолет также отличался установленной внизу вдоль двери грузо-пассажирской кабины усиливающей полосой и нестандартного вида ножевыми антеннами, размещенными внизу носовой части фюзеляжа и снизу хвостовой балки.
Lynx AH.Mk 7 "Granby". Lynx, участвовавшие в операции "Granby", оснащались противопылевыми фильтрами, экранно-выхлопными устройствами и станцией предупреждения о радиолокационном облучении Sky Guardian 200-13. Они получили двухтоновый песчаный камуфляж и белые опознавательные полосы: по три на хвостовой балке и снизу фюзеляжа и одна на носовой части.
Демонстратор Army Lynx, G-LYNX. 102-й серийный Lynx был достроен как демонстратор для "Westland". На нем испытывались различные системы вооружения, а затем вертолет переоборудовали для установления рекорда скорости.
Лопасти BERP III стали результатом десятилетних исследований, проводившихся "Westland" и Королевским авиационным институтом. Уникальная форма законцовок лопастей позволила уменьшить влияние эффекта сжимаемости, замедлить срыв потока и заметно расширить диапазон режимов полета.
Попытка установления рекорда была предпринята Тревором Эгингтоном 11 августа 1986 года на дистанции 15/25 км. Предыдущий рекорд скорости принадлежал прототипу советского боевого вертолета Ми-24, и G-LYNX смог превзойти его на 32 км/ч, показав скорость 400,87 км/ч.
Демонстратор Lynx T800 и Lynx 3. После переоборудования под стандарт, близкий к AH.Mk 1, этот G-LYNX оснастили двигателями Allison-Garrett LHTEC T800 мощностью 1350 л. с., новым редуктором и более эффективными ЭВУ. Он получил новый номер ZB500 и имел улучшенные характеристики при эксплуатации в условиях жары и горной местности. В 1992 году его отправили на хранение. Обозначение Lynx 3 было применено к семейству вертолетов второго поколения "Super Lynx", анонсированных в июне 1982 года. После того как Франция и Германия вышли из проекта, "Westland" продолжила работу на свои средства. Lynx 3 продвигался как ударный вертолет, созданный на базе AH.Mk 1, но с хвостовой частью удлиненного фюзеляжа и хвостовым оперением по типу WG.30, неубирающимся колесным шасси и обращенными вбок фильтрами на воздухозаборниках. Вертолет имел увеличенный запас топлива, усиленные узлы внешней подвески и более толстую хвостовую балку. Проект был закрыт в 1987 году ввиду отсутствия заказчиков.
AH.Mk 1 использовался для испытаний различного противотанкового вооружения, включая ПТРК HOT и Hellfire (на фото). Также испытывались образцы ракетного вооружения, но на вертолет в итоге установили ПТРК TOW.
Грамотное комбинированное использование танков и вертолетов в составе одной группировки очень эффективно. На фотографии: британский вертолет Lynx с полной боевой нагрузкой из восьми ПТУР TOW на учениях в Германии.
Вооруженные ракетами TOW, вертолеты Lynx AH.Mk 7 британской армии при поддержке разведывательных вертолетов Gazelle в ходе короткой сухопутной операции уничтожили значительное количество иракской бронетехники.
Высокоскоростные объекты. Снимок летящей противотанковой ракеты TOW был получен следующим образом. Вначале на земле установили маркеры для ориентирования экипажа вертолета, а также фотокамеру на треноге, на которой были установлены режим "скорострельной" съемки (10 кадров/с) и выдержка 1/125. Синхронизация действий вертолетчиков и фотографа обеспечивалась по радиосвязи. После обратного отсчета от 10 до 1 с дистанции 1,5 км производился пуск ракеты и одновременно спускался затвор фотоаппарата. За 3,5 с камера делала 36 кадров, на одном из которых и оказалась запечатленной летящая ПТУР. Обратите внимание - дым от стартовавшей ракеты быстро рассеян воздушным потоком от несущего винта, так что визуально обнаружить старт ПТУР почти невозможно.
Маневренный, скоростной и гибкий в применении Lynx пользуется большим успехом. Установленный над кабиной летчиков прицел комплекса TOW позволяет выполнять пуск ПТУР TOW с высоты крон деревьев, при этом сам вертолет остается почти невидимым для противника.
Lynx AH.Mk1 (TOW). Отличные характеристики Lynx побудили военных сделать заказ на создание на его базе противотанковой модификации. Вскоре Lynx был модифицирован под ПТРК TOW - по четыре пусковые установки ПТУР были размещены сбоку от грузовой кабины, а гиростабилизированный прицел M65 - слева на крыше пилотской кабины. Вертолет создавался как многоцелевой и потому имел достаточно просторную кабину, что позволило разместить там восемь запасных ПТУР или боевой расчет ПТРК Milan. Это сделало его более мощным средством борьбы с танками, чем более ранний Scout.
Для защиты от ракет с ИК-наведением, армейские Lynx AH.Mk 7 (на снимке) и AH.Mk 9 оснащены "коробами" системы снижения ИК-излучения. Над кабиной Mk 7 устанавливается прицел, обычно используемый при наведении противотанковых ракет TOW.
В августе 1978 года началась эксплуатация Lynx AH.Mk 1 в британской Рейнской армии, фотография сделана сразу после пуска ПТУР TOW.
Вертолеты Lynx AH.Mk 7, вооруженные ракетами TOW, использовались 1-й британской бронетанковой дивизией. При отсутствии танков противника они вели разведу в прифронтовой полосе и решали транспортные задачи.
Lynx AH.Mk 7 и AH.Mk 9 составляют основу вертолетного парка авиакорпуса британской Армии. На снимке группа Mk 7 и Mk 9 во время полета на малой высоте в Центре армейской авиации в Миддл Уоллопе, графство Гемпшир.
В начале 1990-х годов вместе с историческими летательными аппаратами звено демонстрировало и современную технику, такую как вертолеты Lynx и Gazelle. Ведущий группы - Auster AOP.Mk 9 XR244.
Westland Lynx - один из самых лучших корабельных вертолетов, находящихся на вооружении. Он является основным средством борьбы с подлодками противника многих фрегатов и эсминцев ВМС стран НАТО.
Lynx HAS.Mk 2. Базовым вариантом Lynx в британских ВМС являлся Lynx HAS.Mk 2 - противолодочный вертолет, оптимизированный для эксплуатации с кораблей небольшого водоизмещения. В целом схожий с армейским AH.Mk 1, вариант HAS.Mk 2 вместо лыжного имел неубираемое трехопорное шасси, отличался увеличенным обтекателем носовой части фюзеляжа и складывающейся хвостовой балкой, а также оснащался системой "гарпун" (срабатывала в момент касания палубы и прочно удерживала аппарат, облегчая работу палубной команды) и двумя надувными баллонетами для посадки на воду. На внешней подвеске корабельный вертолет мог нести две торпеды Mk 44 или Mk 46, либо две глубинные бомбы Mk 11, либо до четырех противокорабельных ракет Sea Skua. Под носовым обтекателем размещалась антенна поисковой РЛС Seaspray Mk 1. Морская модификация вертолета поступила на вооружение раньше армейского AH.Mk 1, всего британскому флоту были переданы 60 вертолетов HAS.Mk 2, впоследствии 53 из них были модернизированы в HAS.Mk 3. В сентябре 1976 года вертолеты Lynx HAS.Mk 2 поступили в только что сформированную эскадрилью №700L, которая являлась совместным учебным подразделением ВМС Великобритании и Нидерландов и в полном составе насчитывала шесть британских HAS.Mk 2 и два голландских Lynx Mk 25. В 1977 году один из ее вертолетов был приписан к фрегату "Сириус" (тип "Линдер"), а 16 декабря того же года эскадрилья была расформирована. Британские машины составили ядро сформированной 3 января 1978 года 702-й учебной эскадрильи, которая одновременно являлась и штабной эскадрильей для всех вертолетных подразделений, объединяя все базировавшиеся на кораблях вертолеты Lynx. 1 января 1981 года в этой роли ее сменила вновь сформированная 815-я эскадрилья. В первое плавание Lynx отправился 8 февраля 1978 года на борту фрегата "Феба" (тип "Линдер"). После этого вертолеты данного типа активно эксплуатировались на фрегатах типов "Трайбал" и "Линдер", фрегатах УРО типа "Амазон" (Тип или Проект 21), эсминцах УРО типа "Шеффилд" (Тип 42), а затем и на борту фрегатов УРО типов "Броудсворд" (Тип 22) и "Дьюк" (Тип 23). Со временем Lynx HAS.Mk 2 прошли модернизацию, получив возможность эффективно решать задачи по борьбе с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также осуществлять мероприятия по радиоэлектронному противодействию. Вертолеты получили магнетометры и аппаратуру РЭБ.
Компания "Westland" построила единственный демонстратор Lynx 3 - более тяжелый и вооруженный армейский вариант. В конструкции использована хвостовая балка от WC.30, установлены новые двигатели, изменены воздухозаборники, использован несущий винт с лопастями BERP.
14 июня 1984г.: поднялся в воздух прототип созданного в инициативном порядке ударного вертолета Westland Lynx 3, способного нести управляемые ракеты Hellfire.
Морской Lynx 3 разрабатывался параллельно с армейским Lynx 3, полноразмерный макет представлен в сентябре 1985 года. Он имел РЛС кругового обзора (антенна - в подфюзеляжном обтекателе), пассивную систему обнаружения и распознавания (PID) и низко расположенный стабилизатор. Хвостовая балка и рулевой винт - от вертолета WG.30. Проект закрыли в пользу разработки HAS.Mk 3.
Английская поисково-спасательная модификация вертолета "Линкс".
Фюзеляж Lynx изготовлен в основном из алюминиевых сплавов, но конструкция вертолета во многом инновационная, прежде всего - несущая система. Втулка несущего винта представляет собой цельную титановую поковку.
Lynx HAS.Mk 3 британского флота выполняет посадку на корабль. Первую посадку на корабль в открытом море морской Lynx выполнил в 1973 году. Морской вариант отличается от сухопутного наличием колесного шасси.
Вертолет Lynx завис над палубой авианесущего крейсера "Инвинсибл" и готовится взять на внешнюю подвеску груз. Действия британского соединения в Южной Атлантике стали триумфом службы логистики, вертолеты интенсивно использовались для снабжения войск на всех этапах операции.
На вертолетной площадке одного из эсминцев Королевских ВМС вертолет Lynx HAS.Mk 3 готовится к вылету с максимальной боевой нагрузкой из четырех ПКР Sea Skua. Lynx британских ВМС хорошо зарекомендовали себя во время операции "Буря в пустыне", используя ракеты Sea Skua для уничтожения иракских катеров. Часть HAS.Mk 3 теперь модернизирована до стандарта HMA.Mk 8, предусматривающего установку тепловизора GEC Sea Owl и РЛС GEC Ferranti Sea Spray.
Комбинация Sea Lynx и ПКР Sea Skua продемонстрировала свою эффективность во время операции "Буря в пустыне", вертолеты потопили ракетами несколько иракских тральщиков, десантных кораблей и катеров. ПКР Sea Skua планируется снять с вооружения британских ВМС в 2014 году.
Lynx HAS.Mk 3 являлся модернизированным вариантом состоявшего на вооружении британских ВМС вертолета HAS.Mk 2 и отличался улучшенными трансмиссией, несущим винтом и силовой установкой. Наряду с повышением летных характеристик и грузоподъемности, новый вариант получил и новое оборудование, включая аппаратуру радиоэлектронного противодействия Racal Decca MIR-2 Orange Crop, магнетометр, четыре баллонета для обеспечения посадки на воду, а также вооружался ПКР Sea Skua. Заново построенные вертолеты были поставлены с марта 1982 по апрель 1985 года, по данному стандарту были модернизированы и все оставшиеся на тот момент HAS.Mk 2. В 2010 году Lynx HAS.Mk 3 находились на вооружении только 702-й эскадрильи, где использовались в качестве учебных. Вертолеты HAS.Mk 3 прошли ряд модификаций.
Вертолеты Lynx HAS.Mk 3 Королевских ВМС с корабля "Лондон" оснащались ИК-системой переднего обзора Sandpiper и генератором ИК-помех Yellow Veil для проведения разведки на дальних расстояниях и поддержки Сил специальных операций.
Lynx HAS.Mk 3GM: в рамках операции "Granby" среди 18-19 вертолетов имелось 14 машин трех подвариантов по типу "Gulf Modification" (сначала именовались как "Granby Modified"), получившие затем обозначение HAS.Mk 3GM. Все машины оснащались системой MIR-2, тогда как станция ИК-помех LORAL Challenger, аппаратура которой размещалась над дверями кабины, в целях экономии массы была демонтирована. Принимавшие участие в операции "Буря в пустыне" вертолеты Lynx британских ВМС добились 17 попаданий ПКР Sea Skua и потопили 12 иракских кораблей и судов.
Lynx HAS.Mk 3ICE: после того, как Lynx сменил Wasp в качестве противолодочного вертолета на кораблях малого водоизмещения, стало понятно, что он сменит Wasp и на борту экспедиционного судна "Эндуранс", находившегося у берегов Антарктиды. Для этого вертолеты пришлось дополнительно модифицировать - такие машины получили специализированное оборудование (дополнительную камеру, смонтированный в кабине перископ), лишились возможности применять ПКР Sea Skua и были хорошо отличимы по окрашенным в оранжевый цвет носовому обтекателю и дверям грузового отсека.
Франция - Lynx Mk 2(FN), Mk 4(FN). Создан на базе британского HAS.Mk 2, французский Mk 2 (на снимке) имеет большую взлетную массу (4763 кг) и, как и бразильские вертолеты, изначально получил возможность борьбы с надводными целями (британские получили такую возможность лишь после модернизации). Вместо РЛС Seaspray установили французскую OMERA-Segid ORB31W, в состав вооружения включили ракеты Aerospatiale AS 12. Построено 26 вертолетов, первый полет - 24 октября 1979 года. На Lynx Mk 4 - в целом французском эквиваленте британского HAS.Mk 3, были выполнены незначительные доработки. Выпущено 14 вертолетов данной модели, машины неоднократно проходили модернизацию и были оснащены несущими винтами, созданными по экспериментальной программе BERP и отличающимися расширяющимися стреловидными законцовками со сверхзвуковыми профилями.
Доля компании "Sud Aviation", позже "Aerospatiale", в разработке и производстве вертолета составляет 30%. ВМС Франции получили 40 противолодочных Lynx HAS.Mk 4(FN).
Бразилия - Lynx Mk 21, Super Lynx Mk 21A. Бразилия заказала 9 вертолетов Mk 21, схожих с HAS.Mk 2 британских ВМС и вооружавшихся ПКР Sea Skua, глубинными бомбами Mk 9 или торпедами Mk 46. Первый поднялся в воздух 30 сентября 1977 года, последний - 14 апреля 1978 года. Местное обозначение - SAH-11, с 1978 года - на вооружении 1 -й ударной вертолетной эскадрильи (HA-1, база Сан-Педру-да-Алдея). Данные вертолеты можно было часто наблюдать на борту фрегатов типа "Нитерой". В 1993 году Бразилия подписала контракт на поставку 14 вертолетов Super Lynx - девять новых и пять, переоборудованных из Mk 21 (стоимость контракта 150 млн фунтов стерлингов). В целом, идентичные португальским Mk 95, они оборудованы РЛС кругового обзора SeaSpray 3000 и могут оснащаться ИК-системой переднего обзора, разведывательными контейнерами или опускаемой ГАС. Вертолеты оснащены ГТД Gem 42-1 мощностью по 1120 л. с. (836 кВт), несущим винтом с композитными лопастями, а направление вращения рулевого винта изменили на противоположное. Первый модернизированный вертолет поднялся в воздух 23 марта 1996 года, а первый заново построенный Mk 21А (N4001) - 12 июня 1996 года. По состоянию на 2011 год в боевом составе оставались 12 вертолетов SAH-11.
ВМС Бразилии получили девять Lynx Mk 21, созданных на базе HAS.Mk 2 Королевских ВМС с минимальными изменениями в бортовом оборудовании. Семь оставшихся машин были доработаны до стандарта Super Lynx, получив обозначение Mk 21А, и позднее к ним добавили еще девять новых машин, построенных "Westland". В 2010 году парк Super Lynx бразильских ВМС насчитывал 12 машин.
Аргентина - Lynx Mk 23. Аргентинские ВМС приобрели два противолодочных Lynx Mk 23 для базирования на эсминцах УРО "Геркулес" и "Сантисима Тринидад" (бывшие британские, Проекта 42). Машины выполнили первые полеты 17 мая и 23 июня 1978 года, в целом - идентичны британскому НAS.Mk 2 и бразильскому Mk 21. Во время Фолклендского конфликта они были переброшены в Порт-Стенли, но активного участия в войне не принимали. Один вертолет (0735, 3-H-42, фото) был потерян 2 мая 1982 года во время аварии, эксплуатация второго была прекращена, и в ноябре 1987 года он был продан Дании вместе с имевшимися запчастями.
Дания - Lynx Mk 80, Mk 90, Super Lynx Mk 90B. Дания приобрела восемь вертолетов Lynx Mk 80 и два Mk 90 - для морской авиации (Sovaernets Flyvetjeneste). Основная задача - обеспечение режима территориальных вод и эксклюзивной экономической зоны. Вертолеты могут выполнять дозаправку во время висения над кораблем (HIFR - Helicopter In Flight Refuelling). Все датские машины соответствуют в целом модификации HAS. Mk 3, оснащены РЛС Seaspray. Первыми заказчик получил восемь заново построенных Lynx Mk 80 (первый поднялся в воздух 3 февраля 1980 года), в 1987-1988 годах на замену двум разбившимся в 1985 и 1987 годах вертолетам были приобретены два Mk 90. Датские машины прошли модернизацию (модернизированные вертолеты обозначены Lynx Mk 90В), новый этап запланирован на ближайшее время.
Норвегия - Mk 86. Норвежские ВВС (Luftforsvaret) заказали шесть вертолетов, которые в роли поисково-спасательных и патрульных используются Береговой охраной (Kystvakt). Первая машина поднята в воздух 23 января 1981 года, вертолеты приписаны к 337-й эскадрилье (авиабаза Бардуфос) и действуют с борта патрульных кораблей типа "Нордкап" Береговой охраны. Норвежские Lynx Mk 86 оснащены двигателями Gem 4 Mk 1010 и имеют максимальную взлетную массу, как и голландские Mk 27, но имеют нескладывающуюся хвостовую балку, что не типично для корабельных вертолетов. Машины оснащены РЛС Seaspray, комплексом радиосвязи с радиостанциями различного диапазона, включая полицейскую/аварийную станцию диапазона VHF/FM. Бортовое оборудование вертолета позволяет выдавать фотографии с фактами нарушения границы, на которых фиксируется необходимая навигационная информация. Имеется спасательная лебедка, которая задействуется и в процессе дозаправки топливом от кораб-ля-базы. Вертолеты активно эксплуатируются, вскоре их намечается заменить.
Западная Германия получила в общей сложности 19 Lynx Mk 88 для противолодочных операций. Вертолеты соответствовали стандарту HAS.Mk 2 британских ВМС, но оснащались двигателями Gem 41-2 и не имели складывающейся хвостовой балки.
Нидерланды - Lynx Mk 25, Mk 27, Mk 81, STAMOL Lynx. Первые голландские машины UH-14A - экспортный вариант HAS.Mk 2, основная задача - поисково-спасательные операции. Вертолеты совершили первые полеты с 23 августа 1976 по 16 сентября 1977 года, они также использовались в качестве учебных, транспортных и для обеспечения действий антитеррористической группы морской пехоты (BBE). Принятый на вооружение голландских ВМС противолодочный вертолет Mk 27 создан на базе Lynx HAS.Mk 2, но оснащен ГТД Gem 4 Mk 1010 мощностью 1120 л. с. (836 кВт). Закуплены 10 машин для базирования на фрегатах УРО типов "Тромп", "Кортенаэр" и "Ван Спейк", первая машина поднята в воздух 6 октября 1978 года. Новая модификация вертолета получила опускаемую ГАС Alcatel (сегодня Thomson-CSF) DUAV-4A, несет одну-две торпеды Mk 46. Третья партия голландских вертолетов - противолодочные на базе HAS.Mk 3, местное обозначение SH-14C. Первая машина поднята в воздух 9 июля 1980 года. Изначально эти вертолеты не имели опускаемой ГАС, зато оснащались магнитометром Texas Instruments AN/ASQ-81 (V)2 - последний был признан малоэффективным и демонтирован, а машины переведены в разряд учебных/транспортных. По программе STAMOL (SH-14D) 22 оставшиеся у голландцев машины были модернизированы под единый стандарт, идентичный во многом оснащенному ГАС SH-14B, а среди модификаций - установка более мощных двигателей, новых лопастей несущего винта и современной авионики. Планировалась установка новой РЛС, но по финансовым причинам от нее отказались, а ИК-систему переднего обзора все же поставили. На конец 2010 года на вооружении оставалось восемь машин.
Lynx AH.Mk 9. После того как британская Армия разместила заказ на партию новых Lynx, которые предназначались для 24-й аэромобильной бригады, было принято решение на оснащение их новым колесным шасси, разработанным для Lynx 3.
A Lynx AH9A of No.847 NAS being prepared for its next mission at NAF El Centro, California, with US Marine Corps Boeing F/A-18C Hornets of VMFA-211 'Silver Eagles' in the background.