Мировая Авиация 252
-
Як-3 повсеместно признан одним из самых маневренных истребителей Второй мировой войны. Небольшие размеры обеспечивали самолету высокую тяговооруженность и отличные летные характеристики.
На этом Як-9Д летал капитан Михаил Иванович Гриб, на счету которого было 10 личных и 12 групповых побед. Он служил в 6-м ГвИАП 11-й ШАД ВВС Черноморского Флота. В апреле - мае 1944 года дивизия базировалась в Саках в Крыму.
К настоящему времени ВВС России и Алжира поставлено около 40 учебно-боевых самолетов Як-130.
Як-130
В большинстве своем британские Lynx используются армейской авиацией. На снимке: Lynx AH.Mk 7 британской морской пехоты во время развертывания на Балканах в конце 1990-х годов.
MXY7 могли бы стать грозным оружием, если бы их самолеты-носители были в состоянии приближаться к своим целям на дальность пуска.
Американские военные осматривают захваченный Okha 11 на аэродроме Йонтан на Окинаве, апрель 1945 года.
Каждый авианесущий крейсер типа «Киев» нес 12 Як-38/38М и три учебных Як-38У. Самолеты состояли на вооружении ОКШАП (отдельных корабельных штурмовых авиаполков) на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах.
Благодаря Як-38 советская морская авиация накопила опыт эксплуатации СВВП. Но сам самолет оказался не очень удачным и отличался достаточно высокой аварийностью.
Як-40 отличался сочетанием высокой скорости и хороших взлетно-посадочных характеристик. Самолет на снимке принадлежал чехословацкому национальному авиаперевозчику - авиакомпании CSA.
JH-7 представляет собой большой двухместный всепогодный истребитель-бомбардировщик, используемый преимущественно морской авиацией. Предполагается, что с новыми контейнерами самолет получил возможность использоваться в варианте РЭБ.
XAC JH-7/FBC-1 Flying Leopard
МиГ-23 ВВС Сирии
В начале 1980-х годов истребители Ливии и ВМС США играли в опасные «кошки-мышки» над заливом Сидра. На фотографии: F-4J из эскадрильи VF-74 «Be-Devilers» сопровождает ливийский МиГ-23МС в августе 1981 года. Phantom был приписан к авиакрылу CVW-17 с авианосца «Форрестол» (CV-59). В том же месяце Tomcat с авианосца «Нимитц» (CVN-68) сбили два ливийских Су-22.
Ливийские МиГ-23 и американские истребители вступили в схватку восемь лет спустя, когда 4 января 1989 года два МиГ-23МС были сбиты парой F-14A ВМС США из эскадрильи VF-32 «Swordsmen» с авианосца «Джон Ф. Кеннеди» (CV-67). Ливийские истребители взлетели с аэродрома под Тобруком и взяли курс на авианосец и прикрывавшие его истребители. Ливийцы несколько раз имитировали атаку на американские самолеты, провоцируя их. F-14 выпустили ракеты AIM-7 Sparrow и AIM-9, и уничтожили оба МиГа. На снимке вверху справа, сделанном с борта одного из F-14: МиГ-23, взрывающийся после попадания ракеты AIM-9 Sidewinder.
Ко времени вторжения в Ирак в 2003 году МиГ-23 уже были списаны. На этом снимке, сделанном во время операции «Iraqi Freedom» в провинции Эрбиль на севере Ирака, видны останки 22 иракских боевых самолетов. Среди них доминируют МиГ-23, но видны также несколько МиГ-23УБ, один МиГ-25 и пара двухместных Су-22УМ.
Як-25 и Як-25М были основными всепогодными перехватчиками ПВО СССР до списания в 1969 году. Самолеты этого типа состояли на вооружении полков, базировавшихся как в Советском Союзе, так и в Восточной Германии.
В 1950-х годах основным эксплуатантом Як-23 была Чехословакия, где этому истребителю было присвоено обозначение S-101.
Sea King HC.Mk 4/Commando британских ВМС полностью окрашены в зеленый цвет. Вертолет на рисунке в 1987 году нес службу в 846-й эскадрилье морской авиации Великобритании.
Норвежское подразделение 330 Skvadron получило первые десять из имеющихся у нее в настоящее время 12 Sea King Mk 43 в 1972 году. Это подразделение занимается поисково-спасательными операциями, а его вертолеты базируются в Банаке, Буде, Флоре, Эрланде, Ригге и Сола.
Несмотря на подвеску блоков НАР и пушечных контейнеров, Як-36 оставался чисто экспериментальным самолетом.
Более известный как создатель истребителей, А. С. Яковлев также разработал легкий бомбардировщик Як-2. На снимке: представлен прототип Як-22.
Як-141 присущи многие черты современного сверхзвукового истребителя, в том числе и возможность укороченного/вертикального взлета и посадки. Предполагалось, что самолет сможет не только обеспечивать ПВО кораблей, но и решать ударные задачи.
В Северной Корее Як-18 использовался не только в качестве учебного, но и как самолет наблюдения и даже как легкий ночной бомбардировщик.
Boeing P-26A Peashooter. Выглядящий скорее спортивным автомобилем 1930-х годов, нежели боевым самолетом, этот P-26A представлен в яркой сине-желтой окраске, принятой авиакорпусом Армии США (USAAC). Этот самолет принадлежал 95-й истребительной эскадрилье, входившей в состав 17-й истребительной группы в Марч Филд.
P-26A, 95-я истребительная эскадрилья. Этот P-26A летал в 95-й истребительной эскадрилье 17-й истребительной группы. Серовато-зеленая (Olive Drab) окраска предшествовала полностью синей окраске, и недолгое время самолет нес крупный номер эскадрильи на нижней поверхности фюзеляжа. Эмблема в виде брыкающегося мула была принята в годы Первой мировой войны, когда подразделение именовалось просто 95-й авиаэскадрильей.
P-26A, 34-я истребительная эскадрилья, 1935 год. Этот P-26A, изображенный в экспериментальном камуфляже и проходивший испытания в 1935 году, служил в 34-й эскадрилье 17-й истребительной группы в Марч Филд, Калифорния. Поверх базового песочного (Desert Sand) покрытия нанесены пятна серовато-зеленого (Olive Drab) и серого (Neutral Gray) цветов. Эскадрилья была необычна тем, что сохраняла свои старые бипланы P-12 дольше (до 1936 года), чем более новые P-26, с которыми она рассталась в 1935 году.
P-26A, 18-я истребительная группа (18 PG), 1941 год. Этот лишенный серийных номеров и эмблемы подразделения анонимный Peashooter несет окраску, введенную в USAAC в конце 1930-х годов, - цвет Olive Drab на верхних поверхностях и цвет Light-Gray на нижних. В состав 18-й группы, базировавшейся в Уиллер Филд на Гавайях, входили 6-я и 19-я истребительные эскадрильи. К этому времени подразделение использовало P-26 только в качестве учебных и разъездных самолетов.
P-26A, 20-я истребительная группа, 1936 год. Это самолет подполковника Армина Ф. Герольда, одного из командиров этой авиагруппы. Базировавшаяся в Берксдейл Филде, Луизиана, группа состояла из трех истребительных эскадрилий (Pursuit Squadron, PS): 55-й, 77-й и 79-й. Две первые получили свои P-26 в 1934 году, а 79-я - в 1935 году. В 1938 году все три эскадрильи перевооружили на Curtiss P-36 Hawk.
P-26A, 17-я истребительная эскадрилья, конец 1940 года. P-26A из состава 17-й эскадрильи, базировавшейся в Никлос Филд на Филиппинах. Обозначение «4MP» на киле указывает на 24-ю авиагруппу, базировавшуюся на Филиппинах и еще находившуюся в то время в стадии формирования. Самолет несет стандартную для USAAC желто-синюю окраску высокой заметности с белой полосой на капоте. Эмблема эскадрильи - полярная сова - была создана в годы Первой мировой войны.
P-26A, ВВС Гватемалы, 1947 год. Это один из пяти P-26A, приобретенных Гватемалой сразу после окончания Второй мировой войны. Самолеты были взяты из панамских хранилищ USAAC. Эта машина (FAG 0816, ранее носившая американский серийный номер 33-135) летала в истребительном подразделении Escuadron de Caza в Кампо ди Аурора. Гватемальские Peashooter несли боевую службу до 1950 года!
Малоизвестный на Западе, УТ-2 являлся основным самолетом первоначального обучения советских ВВС на протяжении всей войны.
Як-11 остаются популярными у частных владельцев, особенно в США и Великобритании (на снимке). Многие из этих самолетов доработаны для участия в воздушных гонках.
One of the lots in the Christie's auction: Guy Black's Yak-11 G-AYAK;
Хотя Z.326 и создавался на базе Z.226, он получил полуубираемое шасси, стойки которого складывались назад, под крыло. Самолет на снимке принадлежал ВВС Египта.
Вариант Z-226, изначально создававшийся как буксировщик планеров, был оснащен форсированным двигателем, что обеспечивало ему максимальную скорость 220 км/ч и начальную скороподъемность 4,8 м/сек.
Zlin Z.526L отличался от Z.526F двигателем воздушного охлаждения Lycoming мощностью 200 л. с. (149 кВт).
Такой темно-серый/темно-зеленый камуфляж Transall Люфтваффе получили в середине 1980-х годов и сохраняют его до настоящего времени. С тех пор самолеты оснастили контейнерами РЭ6 EloKa под крылом. Эмблемой авиакрыла LTG 61 (видна в носовой части) является изображение черного козла на горной вершине.
Германия продолжает эксплуатацию C.160 - в 2013 году в парке Люфтваффе насчитывался 71 Transall. Самолет на снимке сбрасывает припасы в ходе проводившихся в США в 2007 году состязаний экипажей военно-транспортной авиации.
Эксплуатация французских Transall начала сокращаться в 2010 году, так как ожидалось поступление новых BTC Airbus A400M (до сих пор задерживается). В конце 2013 года на вооружении остаются 39 Transall, большей частью варианта C.160NG. Самолет на снимке демонстрирует заход на посадку, 2012 год. Обратите внимание на выпущенные воздушные тормоза на крыле.
Французские самолеты РТР Gabriel обслуживает экипаж из 14 человек, включая десять операторов бортовых систем. Снимок самолета сделан над Балтийским морем с борта истребителя Viggen шведских ВВС.
Для связи с французскими атомными подводными лодками C.160H получил модифицированную хвостовую часть фюзеляжа, в которой размещается выпускная антенна огромной длины, заканчивающаяся характерным стабилизирующим конусом.
Южно-африканские ВВС были единственным прямым зарубежным военным покупателем Transall. Девять C-160Z были поставлены с августа 1969 года в 28-ю эскадрилью в Ватерклуфе. Они были списаны в 1993 году в результате бюджетных сокращений.
В 1971 году Турция получила 20 C.160D, ранее принадлежавших Люфтваффе. В 2013 году в строю оставались 17 машин. Они несут службу в подразделении 221 Filo, базирующемся в Эркилете в провинции Кайсери. Один C.160 обслуживает пилотажную группу «Turkish Stars» и несет ее окраску. На снимке: этот самолет приземляется во время авиашоу RIAT в британском Фэйрфорде в 2008 году.
Як-7В не имел вооружения и отличался упрощенной конструкцией планера и неубирающимся шасси. Самолет оснащался винтом ВИШ-61П, как и боевые машины.
Производство Як-42 завершилось в 2003 году после постройки 183 самолетов. Более половины из них продолжали оставаться в эксплуатации в конце 2013 года в основном в России. На снимке: самолет авиакомпании «Алания».
Учебный Як-52, использовавшийся Грузией. Два таких самолета, действовавшие в качестве разведчиков, были сбиты в 1993 году во время вооруженного конфликта.
С конца 1960-х годов H-6 был основным китайским средством доставки свободнопадающих атомных бомб. Более совершенные варианты, получившие возможность нести крылатые ракеты, значительно расширили стратегические возможности Китая.
Турбовинтовой региональный авиалайнер MA60, рассчитанный на перевозку 60 пассажиров, создан на базе самолета Y-7. На снимке: одна из четырех машин авиакомпании «Lao Airways».
В настоящее время «Аэрофлот» является крупнейшим оператором SSJ100. Первые 10 самолетов были поставлены в так называемой «облегченной» конфигурации. Борт RA-89010 стал десятым SSJ100 компании и начал эксплуатацию в 2012 году. Остальные заказанные самолеты будут поставлены с усовершенствованной авионикой, модернизированными санузлами и четырьмя кухнями.
Этот Superjet 100-95B (RA-89009, "Владимир Борисов") несет специальную окраску в честь 90-ления "Аэрофлота". Обычно самолеты компании получают имена знаменитых пилотов.
В августе 2013 года авиакомпания «Московия» получила два из трех заказанных Superjet 100. Самолеты названы в честь знаменитых летчиков-испытателей и космонавтов. На снимке - борт RA-89021 «Юрий Шеффер».
Авиакомпания «Якутия» стала вторым российским оператором Super jet и первым на Дальнем Востоке России. Первый самолет был поставлен в декабре 2012 года и месяц спустя совершил рейс из Якутска в Хабаровск. Второй самолет был передан "Якутии" в январе 2013 года.
Компания «Газпром Авиа» стала первым покупателем варианта Superjet 100LR и получила первый из десяти своих самолетов в августе 2013 года. Авиакомпания также располагает тремя Boeing 737, Як-42 и восемью вертолетами EC 135 T2, обслуживающими российскую нефтегазовую индустрию.
Мексиканская авиакомпания «Interjet» стала очень важным оператором Superjet, так как с первых полетов ее самолетов в сентябре 2013 года началась эксплуатация лайнера в Северной Америке. Оформление пассажирских кабин самолетов компании, рассчитанных на 93 человека, было создано итальянской дизайнерской фирмой «Pininfarina».
«Lao Central Airlines», заказавшая три SSJ 100 в 2011 году, получила первый самолет в феврале 2013 года. Его эксплуатация началась 24 марта с рейса между столицей страны Вьентьяном и вторым по величине городом Луангпрабанг. Самолет рассчитан на перевозку восьми пассажиров в бизнес-классе и 85 - в эконом-классе.
Индонезийская «Sky Aviation» получила пару SSJ100 в начале 2013 года. Они имеют двухклассную компоновку (12 пассажиров в бизнес-классе и 75 - в эконом-классе). Базирующаяся в Джакарте, авиакомпания также располагает пятью Fokker 50 и по одному Boeing 737 и Fokker 100.
R.VI был единственным представителем семейства R, выпускавшимся в заметных количествах и одним из самых больших самолетов, принимавших участие в Первой мировой войне. Обратите внимание, что в стояночном положении самолет опускался на хвостовую часть.
Staaken R.V 13/15 в камуфляже «лозенг» из больших многоугольников разных цветов. Этот самолет поступил в подразделение Rfa 501 в Генте в декабре 1917 года и совершил 16 боевых вылетов. В их число входил семичасовой рейд на Лондон 7-8 марта 1918 года с бомбовой нагрузкой 4771 кг.
Главной проблемой многообещающего бомбардировщика Ер-2 стало отсутствие подходящей силовой установки. На снимке: самолет с моторами АМ-35.
Высотный разведчик Як-25РВ был, по сути,совершенно новым самолетом, значительно отличавшимся от Як-25.
Носовую часть с обтекателем РЛС, характерную для Як-27, у разведчика Як-27Р заменили новой, с остеклением, разместив в ней часть фотооборудования и место штурмана.
Як-28П использовался в качестве всепогодного перехватчика с середины 1960-х до начала 1980-х годов. Вместо бомбоотсека (как у Як-28Б) у него были установлены дополнительные топливные баки.
Израильской разведке удалось добиться серьезного успеха 11 октября 1989 года, когда майор сирийских ВВС Абдель Бассем угнал в Израиль свой МиГ-23МЛ. В ходе тщательных испытаний (на фото самолет уже с израильскими опознавательными знаками) машина получила достаточно высокую оценку.
Суммарный выпуск Як-12 составил около 5000 машин, включая самолеты, построенные в Китае.
Zlin 142 являлся дальнейшим развитием двухместного Zlin 42 с увеличенным фонарем кабины и обтекателями на стойках шасси. Он стал самым популярным легким самолетом компании.
ГДР была основным военным покупателем Zlin 43. Эскадрилья ВВС ГДР Verbindungsstaffel 14 использовала 12 таких машин в качестве связных.
«Westland» удалось добиться значительного успеха на зарубежном рынке с многоцелевым морским вертолетом Super Lynx. На снимке: один из шести Mk 100, несущих службу в ВМС Малайзии.
Период службы Ginga был недолгим, всего шесть месяцев, и окончился вместе с завершением войны на Тихоокеанском ТВД. На снимке: третий прототип P1Y1 с одиночными выхлопными патрубками и убирающейся хвостовой опорой шасси.
Самолет H5Y создавался как дополнение к четырехмоторной летающей лодке Kawanishi H6K, но страдал от недостаточной тяговооруженности. Именно поэтому его выпуск был прекращен после постройки всего 20 самолетов.
Этот D4Y3 Suisei Model 33 служил в 601-м кокутае ВМФ Японии. Последние варианты D4Y часто оснащались твердотопливными ускорителями, позволявшими им взлететь с увеличенной боевой нагрузкой с палуб небольших японских авианосцев.
Низкоплан Zlin XII с 45-сильным (34 кВт) ПД Persy II был доступен в вариантах с открытой и закрытой (на снимке) кабиной.
Фирма «Zlin» стала известной благодаря своему семейству одноместных пилотажных самолетов, занимавших высокие места на международных состязаниях. На снимке: Zlin 50L с британской регистрацией, спонсором которого была компания «Mitsubishi Motors».
Борт EC-DLX был одним из нескольких Z.50L, проданных за рубеж, в данном случае в Испанию. Он эксплуатировался на протяжении 1980-х годов в окраске своего спонсора - национальной авиакомпании «Iberia».
Иордания была крупнейшим военным оператором S-76. Четырнадцать S-76A использовались для решения различных вспомогательных задач до замены на H-60 Blackhawk. По два иорданских S-76 были переданы Гватемале и Ираку.
Поисково-спасательными операциями в интересах ВВС Австралии занимается гражданская фирма CHC, взявшая в лизинг шесть S-76A. Вертолеты, четыре из которых ранее принадлежали Иордании, несут гражданские регистрационные номера.
S-76B ВМС Таиланда на палубе американского фрегата УРО «Кертс» (FFG 38) во время учений в 2001 году.
ВВС Испании приобрели восемь S-76C, оснащенных подъемными лебедками, для поисково-спасательных операций. Вертолеты получили местное обозначение HE.24 и эксплуатируются подразделением Escuadron 781 на юге Испании.
S-76D может решать широкий круг гражданских задач, например, его часто применяют в качестве транспортного, делового или санитарного вертолета.
Многоцелевой H-76 предлагался в качестве вертолета для борьбы с танками. Установленные на нем противотанковые ракеты TOW наводились с помощью надвтулочного прицела.
Для изучения рабочих нагрузок на пилота вертолета LHX компания «Sikorsky» доработала S-76 в вариант SHADOW - Sikorsky Helicopter Advance Demonstrator of Operators Workload (на фото). Эти исследования проводились в рамках программы RTI («Rotorcraft Technology Integration») Армии США.
В июне 1990 года на S-76 испытывался рулевой винт Boeing Sikorsky Fantail (на фото) для RAH-66 Comanche, показавший отличные характеристики.
Первым из опытных вертолетов в 1984 году взлетел Sikorsky S-75 (на фото), созданный в качестве демонстратора в рамках программы «Advanced Composite Airframe Program». Его особенностью был целиком выполненный из композитов планер, сохранивший силовую установку, трансмиссию и винты от S-76.
Westland WG30 не имел коммерческого успеха - был продан всего 41 вертолет. На снимке: демонстратор военно-транспортного варианта TT30.
До завершения производства в 1950 году «Zlin» построила около 200 самолетов Z-22 Junak. Эта машина использовалась ВВС Чехословакии.
Як-1Б получил пониженный гаргрот фюзеляжа, значительно улучшивший обзор назад. На самолете с надписью «Ртищевский железнодорожник» летал Герой Советского Союза капитан А. Ф.Лавренов из 291-го ИАП, в середине 1942 года воевавшего на Украине.
Обзор пилота Як-1Б был значительно улучшен за счет введения пониженного гаргрота и каплевидного фонаря. Снимок сделан во время госиспытаний.
Моноплан-парасоль Wib.7 отличался от полотняных самолетов своего времени оригинальной конструкцией. Его крыло имело обшивку из листов дюраля, усиленных на стыках.
Як-100 имел обычные трехлопастные несущий и рулевой винты, приводимые 420-сильным (313 кВт) радиальным ПД АИ-26, охлаждаемым с помощью специального вентилятора.
В 1925-1934 годах построили в общей сложности 320 E1Y1, большинство из которых оснащалось 400-сильным (298 кВт) ПД Lorraine. На снимке: вариант E1Y1A.
Было построено около 100 самолетов K1Y, на протяжении 1930-х годов использовавшихся ВМФ Японии в качестве разведчиков.
До 1940 года изготовили в общей сложности 209 самолетов K4Y, получивших обозначение Морской учебный Тип 90.
Учебный K5Y выпускался крупной серией и к концу войны на Тихоокеанском ТВД построили не менее 5770 самолетов этого типа. На снимке - вариант K5Y1 с колесным шасси.
Масса пустого одноместного планера Z-23 Honza составляла всего 95 кг.
Важным для компании «Zmaj» самолетом стал легкий учебный аэроплан FN, строившийся крупной серией не только самим разработчиком, но и фирмой «Rogozarski».
Единственный прототип двухмоторного бомбардировщика R-1 был построен и облетан в апреле 1940 года. Он стал жертвой германских бомбардировок.
Впервые взлетевший в 1912 году, самолет Model C выпускался в основном для Армии США, получившей семь «Speed Scout». На снимке: один из трех поплавковых Model C-H для ВМС США. Интересно, что у военных Model C получил обозначение Wright B.
Z-24 был первым чехословацким послевоенным планером. Размах крыла этой одноместной машины составлял 12,12м.