Яковлев Як-38
Варианты:
Яковлев - Як-38 - 1970 - Россия
Страна: Россия
Год: 1970


Палубный штурмовик ВВП
Описание
Фотографии:

Цветные фото (21)
Як-36 и Як-38

<...>
   Опыт, полученный при создании Як-36, был использован при проектировании палубного штурмовика ВВП Як-38 («Forger-A»), Первый полет Як-38 (тогда называвшегося Як-36М) состоялся 2 декабря 1970 года, а первая посадка на палубу вертолетоносца «Москва» была совершена 18 ноября 1972 года. Первая посадка на тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Киев» (проект 1143) была выполнена 18 мая 1975 года.
   Силовая установка Як-38 состояла из одного подъемно-маршевого ТРД с поворотными соплами Р-27В-300 тягой 65,59 кН и двух подъемных двигателей РД-36-35 тягой по 23,04 кН, установленных вертикально за кабиной пилота. На четырех пилонах под внутренней секцией крыла самолет мог нести до 2000 кг боевой нагрузки. Вариант Як-38М получил более мощную силовую установку из подъемно-маршевого ТРД Р-27ВМ-300 и подъемных ТРД РД-38.
<...>
   Все Як-38 (за исключением первых 10) оснащались катапультными креслами К-36ЛВ с автоматической системой катапультирования.
   В 1980-1981 годах несколько Як-38 (вместе с Су-25) были развернуты в Афганистане для оценки возможности применения в условиях жары и высокогорья.
   Ограниченная боевая нагрузка и высокий уровень аварийности сыграли негативную роль в судьбе самолета. Всего было построено около 240 единиц Як-38 всех вариантов. Но несмотря на отсутствие РЛС и малый радиус действия, Як-38 обеспечил советскому ВМФ столь важные возможности ПВО. Самолет был снят с вооружения авиации ВМФ в 1991 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-38

   Тип: палубный штурмовик ВВП
   Силовая установка (Як-38М): один подъемно-маршевый двигатель Р-27ВМ-300 тягой 68,04 кН и два подъемных двигателя РД-38 по 29,90 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 978 км/ч; максимальная скорость на высоте 11000 м - 1009 км/ч; начальная скороподъемность 4500 м/мин; потолок 11000 м; радиус действия 200 км (Як-38М - 390 км)
   Масса: пустого 7500 кг; максимальная при взлете с коротким разбегом 11700 кг
   Размеры: размах крыла 7,02 м; длина 16,37 м; площадь крыла 18,69 м2
   Вооружение: до 2000 кг боевой нагрузки на четырех пилонах
Як-36М на палубе ТАКР "Киев".
Благодаря Як-38 советская морская авиация накопила опыт эксплуатации СВВП. Но сам самолет оказался не очень удачным и отличался достаточно высокой аварийностью.
Як-38
Только в 1979 году самолет Як-38 допустили для полетов ВВП. На этой фотографии четвертый прототип Як-38 (Як-36МР) с дополнительными баками под крылом завис над кораблем в море. Створка вверху фюзеляжа открывает доступ воздуха к подъемным двигателям РД-36-35.
Палубный штурмовик Як-38 (завод. N 7977864503511). С 1979г. использовался в Васильковском авиатехническом училище (ныне авиационный колледж) в качестве учебного пособия
Як-38
Последним серийным вариантом Як-38 стал Як-38М. Было собрано 50 таких машин. Этот самолет со сложенными консолями несет типовое вооружение - блоки НАР С-5.
Взлет с короткого разбега на ТАКР "Киев"
Авиация ВМФ СССР располагала палубной авиацией, в состав которой входили не только вертолеты, но и СВВП Як-38
Первая машина (изделие 48-1), предназначенная для наземных испытаний силовой установки и бортовых систем рядом с СВВП Як-38
Этот Як-38 несет ракету Р-60М класса "воздух-воздух" - типичное оружие воздушного боя для таких машин. Время его патрулирования при обеспечении ПВО достигало 75 минут.