Як-36 и Як-38
<...>
Опыт, полученный при создании Як-36, был использован при проектировании палубного штурмовика ВВП Як-38 («Forger-A»), Первый полет Як-38 (тогда называвшегося Як-36М) состоялся 2 декабря 1970 года, а первая посадка на ДальшеMore>>>
палубу вертолетоносца «Москва» была совершена 18 ноября 1972 года. Первая посадка на тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Киев» (проект 1143) была выполнена 18 мая 1975 года.
Силовая установка Як-38 состояла из одного подъемно-маршевого ТРД с поворотными соплами Р-27В-300 тягой 65,59 кН и двух подъемных двигателей РД-36-35 тягой по 23,04 кН, установленных вертикально за кабиной пилота. На четырех пилонах под внутренней секцией крыла самолет мог нести до 2000 кг боевой нагрузки. Вариант Як-38М получил более мощную силовую установку из подъемно-маршевого ТРД Р-27ВМ-300 и подъемных ТРД РД-38.
<...>
Все Як-38 (за исключением первых 10) оснащались катапультными креслами К-36ЛВ с автоматической системой катапультирования.
В 1980-1981 годах несколько Як-38 (вместе с Су-25) были развернуты в Афганистане для оценки возможности применения в условиях жары и высокогорья.
Ограниченная боевая нагрузка и высокий уровень аварийности сыграли негативную роль в судьбе самолета. Всего было построено около 240 единиц Як-38 всех вариантов. Но несмотря на отсутствие РЛС и малый радиус действия, Як-38 обеспечил советскому ВМФ столь важные возможности ПВО. Самолет был снят с вооружения авиации ВМФ в 1991 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Як-38
Тип: палубный штурмовик ВВП
Силовая установка (Як-38М): один подъемно-маршевый двигатель Р-27ВМ-300 тягой 68,04 кН и два подъемных двигателя РД-38 по 29,90 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 978 км/ч; максимальная скорость на высоте 11000 м - 1009 км/ч; начальная скороподъемность 4500 м/мин; потолок 11000 м; радиус действия 200 км (Як-38М - 390 км)
Масса: пустого 7500 кг; максимальная при взлете с коротким разбегом 11700 кг
Размеры: размах крыла 7,02 м; длина 16,37 м; площадь крыла 18,69 м2
Вооружение: до 2000 кг боевой нагрузки на четырех пилонах
Як-36М на палубе ТАКР "Киев".
Благодаря Як-38 советская морская авиация накопила опыт эксплуатации СВВП. Но сам самолет оказался не очень удачным и отличался достаточно высокой аварийностью.
Только в 1979 году самолет Як-38 допустили для полетов ВВП. На этой фотографии четвертый прототип Як-38 (Як-36МР) с дополнительными баками под крылом завис над кораблем в море. Створка вверху фюзеляжа открывает доступ воздуха к подъемным двигателям РД-36-35.
Палубный штурмовик Як-38 (завод. N 7977864503511). С 1979г. использовался в Васильковском авиатехническом училище (ныне авиационный колледж) в качестве учебного пособия
Последним серийным вариантом Як-38 стал Як-38М. Было собрано 50 таких машин. Этот самолет со сложенными консолями несет типовое вооружение - блоки НАР С-5.
Взлет с короткого разбега на ТАКР "Киев"
Авиация ВМФ СССР располагала палубной авиацией, в состав которой входили не только вертолеты, но и СВВП Як-38
Первая машина (изделие 48-1), предназначенная для наземных испытаний силовой установки и бортовых систем рядом с СВВП Як-38
Этот Як-38 несет ракету Р-60М класса "воздух-воздух" - типичное оружие воздушного боя для таких машин. Время его патрулирования при обеспечении ПВО достигало 75 минут.