Яковлев Як-41 / Як-141
Страна: Россия
Год: 1989


Многоцелевой истребитель ВВП
Академия каталог товаров сеть супермаркетов детских товаров академия.
Описание
Фотографии
Як-141

  Создание нового истребителя вертикального взлета и посадки, предназначенного для базирования на авианесущих кораблях проектов 11 433 («Новороссийск»), 11 434 («Баку»), 11 435 («Тбилиси»), а также ТАКР проекта 1143 («Киев» и «Минск») после их модернизации, было начато в 1975 году. Сфотографированному в Жуковском западным спутником-разведчиком в середине 1980-х годов самолету (еще не поднявшемуся в воздух) было присвоено временное обозначение «Ram-T», которое в 1988 году изменили на «Freestyle».
  Силовая установка машины включала ТРДДФ Р-79В-300, сопло которого могло поворачиваться на угол до 95° (для обеспечения торможения или движения «задним ходом» на режиме висения), и два подъемных двигателя РД-41, установленные под углом 15° к вертикали. При переходе к горизонтальному полету их сопла могли поворачиваться назад на угол до 24°, а при торможении - на 2° вперед.
  При взлете с коротким разбегом сопло основного двигателя отклонялось на угол 65° при одновременном увеличении тяги подъемных ТРД. Поскольку при таком взлете использовался форсаж, поверхность ВПП могла получить повреждения. Поэтому при взлете с берегового аэродрома поверх бетона требовалось укладывать стальные плиты.
  Самолет был оснащен трехканальной цифровой системой дистанционного управления и резервной механической системой. Серийные машины предполагалось оснастить РЛС, оптико-локационной станцией, нашлемным прицелом и другим оборудованием, использующимся на истребителях МиГ-29 и Су-27.
  Четыре пилона располагались под крылом и один - под фюзеляжем. Предусматривалась возможность подвески 2000-литрового конформного ПТБ. По левому борту размещалась 30-мм пушка ГШ-30-1 с боезапасом 120 снарядов.
  Первый из двух летных прототипов (еще два использовались для статиспытаний) совершил первый полет в марте 1987 года под обозначением Як-141. Первый полет на режиме висения был выполнен в декабре 1989 года, а вертикальная посадка на палубу ТАКР «Адмирал Горшков» - в сентябре 1991 года. Летные испытания успешно продолжались до октября, когда второй прототип получил серьезные повреждения при посадке. Вскоре прекратилось финансирование программы российским ВМФ.
  ОКБ А.С. Яковлева пыталось продолжить разработку самолета за счет собственных средств, предполагая найти партнеров среди зарубежных заказчиков. Недолгое время ОКБ сотрудничало с фирмой «Lockheed» в рамках программы разработки самолета X-35 JSF, в той ее части, которая касалась разработки варианта СВВП.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Як-141

  Тип: многоцелевой истребитель ВВП
  Силовая установка: один подъемно-маршевый ТРДДФ Р-79В-300 тягой 107,67 кН без и 152,00 кН на форсаже и два подъемных ТРД РД-41 тягой по 41,78 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 1800 км/ч; начальная скороподъемность 15 000 м/мин; потолок 15 500 м; дальность полета с ПТБ - 2100 км
  Масса: пустого 11650 кг; максимальная взлетная (при разбеге 120 м) - 19500 кг
  Размеры: размах крыла 10,10 м; длина 18,36 м; высота 5,00 м; площадь крыла 31,7 м2
  Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (120 патронов); до 2600 кг боевой нагрузки на четырех пилонах под крылом и одним под фюзеляжем, включая ракеты «воздух-воздух» Р-73, Р-77 или Р-27
Як-141 в "презентационной" окраске, подготовленный для участия в авиашоу.
Як-141 присущи многие черты современного сверхзвукового истребителя, в том числе и возможность укороченного/вертикального взлета и посадки. Предполагалось, что самолет сможет не только обеспечивать ПВО кораблей, но и решать ударные задачи.
Як-141
Март 1989г.: первый полет прототипа сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки Як-141; полет выполнил летчик-испытатель Андрей Синицын.
Як-141 (Як-41М) рядом со своим "старшим братом" Як-38.
Первый (внизу) и второй летные экземпляры самолета Як-41М.
Як-41М на испытательном стенде.
Як-141 на стенде сил и моментов.
Шеф-пилот ОКБ А.А.Синицын после очередного испытательного полета на Як-41М.
Вертикальный взлет Як-41М с палубы "Баку".
Взлет Як-141 с палубы ТАКР "Адмирал Горшков".
Второй летный экземпляр СВВиП Як-41М в испытательном полете
Як-41М в полете - памятная фотография участнику испытаний.
Як-141 во время испытаний на ТАКР "Адмирал Горшков".
Як-141
Кадр видеозаписи пожара Як-41М на палубе ТАКР "Баку".
Сгоревший самолет после аварии.
Обгоревший Як-41М после аварии на палубе "Горшкова"
Макеты раннего проектного варианта истребителя Як-41 на летной палубе модели ТАКР проекта 11434, изготовленной в Невском ПКБ.
Макеты различных компоновочных вариантов самолета Як-41, исследовавшиеся на стадии проектных работ.
Модель одного из вариантов сверхзвукового СВВП Як-41
Вариант группового взлета самолетов Як-41М с ТАКР "Баку".
Схемы проектных вариантов самолета Як-141М.
Макет перспективного СВВП Як-45.
Совмещенные плановые проекции истребителя F-15 ВВС США и вариантов самолетов, участвовавших в конкурсе по ПФИ
Проекции Як-141 из справочника Jane's 1991
Як-141