Мировая Авиация 13
-
Опытный Т-10-17 (второй серийный самолет новой компоновки) с типичными для первых Т-10С килями, имеющими горизонтально обрезанные законцовки.
Один из первых серийных истребителей Су-27, на самолете подвешены ракеты Р-60 и Р-27. У истребителей первых серий обтекатели антенны РЛС и радиопрозрачные законцовки килей были зеленого цвета, на самолетах более поздней постройки - темно-серого цвета.
Советская авиация в Париже. 1 июня 1986г.: огромная советская делегация доминирует на Парижском авиационно-космическом салоне. Продемонстрировав потенциал своей авиапромышленности на салоне 1988 года показом истребителя МиГ-29 и стратегического военно-транспортного самолета Ан-124, Советский Союз в очередной раз удивил мир, представив в Париже самолет Ан-226 с космическим кораблем "Буран", истребители МиГ-29 и Су-27, штурмовик Су-25 и боевой вертолет Ми-28. Демонстрация советской авиации вызвала удивление как у экспертов, так и простых посетителей. Истребитель Су-27 (на фото) продемонстрировал маневр, названный "кобра", недоступный ни одному самолету западной конструкции.
На самолете П-42 было установлено множество мировых рекордов, в настоящее время самолет находится в Жуковском. Оптимисты полагают, что со временем самолет займет почетное место в музее фирмы "Сухой".
Ar 196A-5. Гидросамолет Ar 196A-5 из 2./SAGr-125 в течение 1943 года действовал в Восточном Средиземноморье и над Эгейским морем; на вооружении истребительных групп также состояли летающие лодки Blohm und Voss BV-138. Позже подразделение было переформировано в 4./SAGr-126.
Самолеты Ar 196 летали над всеми прибрежными водами оккупированной Гитлером Европы, эти гидропланы базировались на всех крупных кораблях военно-морского флота Германии. Самые большие линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц" несли по четыре Ar 196.
Некоторое количество исправных самолетов Ar196 досталось союзникам в качестве трофеев. На фотографии: самолет, проходивший оценочные испытания в 1945 году в морской авиации Великобритании (регистрационный номер министерства авиации Великобритании "92", серийная регистрация "VM748").
An Ar 196A-3 under evaluation at the Marine Aircraft Experimental Establishment, Felixstowe, in 1945. This aircraft was assigned the serial number VM748.
Ar 196A-5. Гидросамолет Ar 196A-5 из 2./SAGr-125 в течение 1943 года действовал в Восточном Средиземноморье и над Эгейским морем; на вооружении истребительных групп также состояли летающие лодки Blohm und Voss BV-138. Позже подразделение было переформировано в 4./SAGr-126.
17 июля 1989г.: состоялся первый полет стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-2A "Stealth Bomber", позже получивший наименование Spirit.
Bf 109D обер-лейтенанта Вернера Мёльдерса, аэродром Ла-Сения, Испания, сентябрь 1938 года. Эмблема 3-й эскадрильи 88-й эскадры - Микки Маус с пистолетом в руке - изображена только на левом борту фюзеляжа истребителя. Название "Luchs" написано с обоих бортов фюзеляжа. 13 сентября 1938 года летчик одержал свою 7-ю победу в Испании - сбил истребитель И-16.
Bf 109D обер-лейтенанта Вернера Мёльдерса, аэродром Ла-Сения, Испания, сентябрь 1938 года.
Мёльдерс начал Вторую мировую войну уже будучи асом. В марте 1940 году над Метцем он на Bf 109E-3 сбил французский истребитель Morane MS.406.
Отметки о сбитых самолетах противника на руле направления истребителя Bf 109E командира истребительной эскадры Вернера Мёльдерса. На счету Мёльдерса 30-32 победы, 31 августа 1940 года он сбил три британских истребителя Hurricane.
Предсерийный вертолет (РР5) - первый Merlin Королевских ВМС Великобритании - выполнил первый полет в октябре 1989 года. Вертолеты Merlin значительно повысили боеспособность Королевских ВМС Великобритании.
15 июня 1989г.: выполнил первый полет четвертый прототип вертолет EH Industries ЕН.101 (РР4, ZF644). В течение года были выполнены первые полеты пятого (РР5, ZF649) и шестого (РР6) прототипов - британского (Merlin) и итальянского противолодочных вариантов вертолета соответственно.
В начальный период эксплуатации освоение вертолета ЕН 101 проходило тяжело, но вооруженные силы Канады смогли преодолеть все проблемы, самой серьезной из которых стало разрушение втулок хвостовых винтов, из-за чего некоторое время полеты вертолетов разрешались только в случае чрезвычайных обстоятельств и с серьезными ограничениями на выполнение маневров. Сейчас все ограничения на полеты канадских вертолетов EH101 сняты.
Португалия также испытывала сложности с эксплуатацией закупленных 14 вертолетов AW101, но здесь основной проблемой стало неудовлетворительная техническая поддержка эксплуатации вертолета со стороны производителя. Ожидается, что в 2009 году большинство португальских вертолетов будет приведено в состояние, пригодное к полетам.
Хотя воздушные бои происходили, но большинство самолетов обе стороны потеряли на аэродромах. На фотографии: уничтоженный иракской авиацией в аэропорту Мехрабат (Тегеран) истребитель-бомбардировщик F-4 Phantom II ВВС Ирана.
Самолеты Fw 190A-0 на заводском аэродроме фирмы "Focke-Wulf", лето 1941 года. Слева - истребитель с крылом малой площади, два других самолета оснащены крыльями увеличенной площади, как на серийных машинах
Ровный строй Fw 190F-2 из 1-й штурмовой авиационной эскадры, аэродром Деблин-Ирена, Польша. Снимок сделан незадолго до отправки самолетов на фронт. На капотах моторов нескольких истребителей-бомбардировщиков нарисован Микки Маус.
Учебно-тренировочный истребитель Fw.190F-8/U1 - один из немногих двухместных Fw 190. В настоящее время этот самолет находится в музее Королевских ВВС Великобритании в Хендоне, Лондон.
Выдающимся германским истребителем во время Второй мировой войны стал Focke-Wulf Fw 190, созданный Куртом Танком. Вслед за истребителем появился истребительно-бомбардировочный вариант самолета Fw 190. Истребители-бомбардировщики Fw 190 использовались во Франции, Северной Африке и на Восточном фронте. На фотографии: оснащенные бомбодержателями Fw 190F из II/StG-1.
Ju 87D, лето 1943 года. Самолет 103-го дивизиона ВВС Италии, имевшего на вооружении пикирующие бомбардировщики Ju 87, Сардиния. Это подразделение было полностью разгромлено в период боев на Сицилии.
Ju 87D, лето 1944 года. После капитуляции Италии два уцелевших самолета Ju 87D использовались союзниками в качестве буксировщиков мишеней и для тренировок летчиков-истребителей в воздушной стрельбе.
Вряд ли в истории авиации был самолет, сравнимый по своей эффективности со знаменитым пикирующим бомбардировщиком Stuka, конечно при условии отсутствия серьезного противодействия со стороны ПВО. Опустошительные действия самолетов Ju-87 впервые смогли остановить летом 1940 года истребители Королевских ВВС Великобритании.
Ju-87D-3
Ирак получил 109 самолетов Mirage F1 из 128 заказанных. Поставки были прекращены после задержек платежей иракской стороной, а в 1990 году на поставки вооружения и военной техники в Ирак было наложено эмбарго. В число полученных ВВС Ирака самолетов вошли 38 машин модификаций Mirage F1EQ-5 и EQ-6, способных нести противокорабельные ракеты AM39 Exocet.
Франция являлась основным поставщиком военной техники Ираку. Истребители Mirage F1 ВВС Ирака интенсивно использовались в ходе боевых действий. В 1984 году Ирак выразил намерение закупить во Франции до 60 истребителей Mirage 2000, предполагают, что финансовую сторону сделки была готова обеспечить Саудовская Аравия. Но эта закупка Mirage 2000 не состоялась.
Армия Италии закупила 150 вертолетов АВ 206 в базовой гражданской конфигурации, что позволило использовать эти машины не только в вооруженных силах, но и в полиции.
В Швеции 19 вертолетов используются как связные и наблюдательные, на вооружении ВМС Швеции состоит десять вертолетов данного типа в противолодочной модификации; один противолодочный вертолет может нести одну торпеду или три глубинные бомбы.
Вертолеты AB 212ASW состояли на вооружении ВМС Турции, они были вооружены двумя торпедами Mk 46 или A244, или же двумя противокорабельными ракетами Sea Skua. К 2008 году на вооружении остались только транспортные вертолеты АВ 212 и вертолеты РЭБ АВ 212AS(EW).
В связи с задержкой поставок самолетов Mirage F1EQ-5, Ирак взял в лизинг у Франции пять истребителей-бомбардировщиков Dassault Super Etendard, способных нести противокорабельные ракеты AM39 Exocet.
Photographed shortly before leaving Landivisiau bound for Iraq, this Super Etendard has had all identifying marks removed, but retains Aeronavale finish.
26 октября 1989г.: выполнил первый полет самолет Panavia Tornado ECR, самолет разрабатывался согласно требованиям Люфтваффе.
Первый прототип самолета XF-14A (заводской № 157980) выполнил первый полет 21 декабря 1970 года. Через девять дней, во время второго полета, самолет разбился из-за отказа основной гидравлической системы. На фотографии: первый прототип заходит на посадку на заводской аэродром фирмы "Grumman" в Калвертоне; за самолетом тянется белый шлейф рабочей жидкости, вытекающей из гидросистемы.
Большинство опытных самолетов F-14 были окрашены светоотражающей краской для удобства наблюдения за их полетами с земли.
Второй прототип предназначался для изучения поведения самолета в полетах с малыми скоростями и большими углами атаки. Для проведения испытаний на сваливание его оборудовали в передней части фюзеляжа убираемым в полете передним горизонтальным оперением.
Три прототипа в полете строем. Крыло на всех трех машинах установлено на различные углы стреловидности, от минимального до максимального. Схемы окраски опытных самолетов различны.
Первый прототип после падения в окрестностях заводского аэродрома фирмы "Grumman" в Калвертоне. Оба члена экипажа успели благополучно покинуть самолет.
Макет самолета Tomcat в конфигурации с двумя килями, исходный проект 303E предусматривал наличие одного складного киля и одного подфюзеляжного киля.
Ju 87A-1, февраль 1938 года. На самолете с бортовым номером "29*4" летал лейтенант Герман Гаас. На обтекателях стоек основных опор шасси изображена свинья - знаменитая эмблема пикирующих бомбардировщиков легиона "Кондор". Обтекатели с колес шасси сняты.
Ju 87A-1, март 1938 года. Самолеты Ju 87 в период аншлюса Австрии были окрашены по трехцветной камуфляжной схеме, на вертикальном оперении рисовалась горизонтальная полоса красного цвета, на ней - белый круг с черной свастикой.
Ju 87A-2, январь 1939 года. Ju 87A-2 из 2-й группы 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (ll./StG-2) пришли на смену самолетам Hs 123. Ju-87A были окрашены по трехцветной (темно-коричневый, серый, зеленый) камуфляжной схеме, нижние поверхности - светло-голубые. На самолетах, поступивших в группу после января 1939 года, красных полос на вертикальном оперении не было, только круг со свастикой.
Выкатка первого самолета Boeing 747SP состоялась в мае 1975 года, впервые в воздух самолет поднялся 4 июля того же года. От стандартной модели Boeing 747, самолет 747SP отличался укороченным фюзеляжем и хвостовым оперением большей площади.
В настоящее время самолет Boeing 747SP эксплуатируется и тайваньской авиакомпанией "Mandarin Airlines". Данный самолет авиакомпания взяла в лизинг у "Air China" в августе 1992 года.
Поставленный в марте 1976 года, самолет ZS-SPA стал первым из шести Boeing 747SP, закупленных южноафриканской авиакомпанией "South African Airways". В своем перегоночном полете этот самолет установил новый мировой рекорд беспосадочного перелета.
Дольше всего самолеты Boeing 747SP эксплуатировала авиакомпания "Syrian Arab Airlines". Два самолета сирийская авиакомпания получила в мае и в июле 1976 года, они продолжали эксплуатироваться и два десятка лет спустя.
В ярко-оранжевых цветах авиакомпании "Braniff lnternational" в начале 1980-х годов летало три самолета Boeing 747SP. Самолет, запечатленный на фотографии, в 1981 году был возвращен фирме "Boeing", а в июле 1984 года продан правительству Омана.
Гражданская авиационная администрация Китая (CAAC, Civil Aviation Administration China) в 1980-е годы заказала самолет 747SP для эксплуатации на маршрутах большой протяженности. После расформирования CAAC в 1988 году, самолет отошел авиакомпании "Air China".
VIP флагман. Фирма "Boeing" предлагала 747SP правительству США в качестве замены президентского борта и шаху Ирана, но первым покупателем 747SP в варианте VIP стал король Саудовской Аравии Халед. Этот самолет (HZ-HM1, позднее перерегистрирован на HZ-HM1B) имел на борту полноценный госпиталь и комфортабельные апартаменты. В 2008 году порядка семи 747SP использовались для перевозок королей и президентов: по два в Саудовской Аравии и ОАЭ, по одному - в Катаре, Омане и Бахрейне. Самолет Омана (A40-SP) и самолет ОАЭ (A6-ZSN, на фотографии) оснащены антеннами спутниковой связи, установленными под обтекателями на верхних поверхностях фюзеляжей. Другой самолет ОАЭ (A6-5MR) был оснащен новым приборным оборудованием кабины на основе многофункциональных индикаторов EFIS. Самолет 747SP в VIP-конфигурации (YI-ALM) был поставлен правительству Ирака. Он имел окраску и регистрацию авиакомпании "lraqi Airways"; с 1991 года самолет находится на хранении в Тунисе.
Основным заказчиком самолетов Boeing 747SP стала авиакомпания "Pan Am". На фотографии: третий самолет авиакомпании, "Clipper Freedom" (№533PA), поставленный в марте 1976 года.
Учебно-боевой самолет Aero L-39ZO чешского производства мог нести боевую нагрузку на четырех подкрыльевых пилонах, он был оснащен простейшим бомбардировочным прицелом. В ВВС Ирака имелось две эскадрильи таких легких штурмовиков, дислоцированных на авиабазах Мосул и Кирку.
Ju 87B-2, июнь 1940 года. Эмблема 7-й эскадрильи 51-й группы пикирующих бомбардировщиков (7./StG-51) очень красочная: бык на изображении звезды и хвост кометы. Эмблема нарисована во весь борт фюзеляжа в районе кабины экипажа.
Ju 87B-2, май 1940 года. Изображен самолет из II./StG-2. На оперении подвешенной под фюзеляжем бомбы установлены картонные трубки. В полете такая бомба "визжала" за счет воздуха, протекающего сквозь трубки. Звук падающей бомбы оказывал сильный деморализующий эффект на противника.
Ju 87D, сентябрь 1943 года. В отличие от 103-го дивизиона, в 121-ом дивизионе после боев на Сицилии уцелело небольшое количество пикирующих бомбардировщиков, которые перелетели в Италию.
Потрепанные боями и непогодой Ju 87B-2 из ll./StG-1, Восточный фронт. Снимок сделан предположительно осенью 1941 года. Внизу на фотографии различимы еще не менее девяти пикирующих бомбардировщиков Ju 87В. Самолеты возвращаются с боевого задания - бомбодержатели пустые. Летом и осенью 1941 года на Восточном фронте пикирующие бомбардировщики Ju87 действовали практически безнаказанно.
Самолеты Ju 87В ВВС Италии активно использовались в боях на Средиземноморье и в Северной Африке. Восемь месяцев британские войска обороняли Тобрук, и все это время город подвергался ожесточенным налетам германской и итальянской авиации, в том числе - пикирующих бомбардировщиков Ju 87В. Тобрук был взят 20 июня 1942 года.
Ju 87B-2. На вооружении 77-й эскадры пикирующие бомбардировщики Ju 87 состояли большую часть Второй мировой войны. После победоносной кампании в Северной Европе эскадра в период битвы за Британию столкнулась с истребителями Королевских ВВС. В этих сражениях она понесла очень тяжелые потери в людях и технике. Эскадра принимала участие в удачном походе на Балканы весной 1941 года, после чего была направлена на Восток, где действовала до конца 1943 года. В конце 1943 года эскадру переформировали в штурмовую и перевооружили истребителями-бомбардировщиками Fw 190.
Ju 87R-2, март 1941 года. Весной 1941 года в период краткого пребывания I-го дивизиона на Сицилии, перед переброской в Болгарию для участия в походе на Балканы, ее самолеты были окрашены по стандартной европейской камуфляжной схеме. Изображен пикирующий бомбардировщик, принадлежащий подразделению 2./StG-3.
Ju 87R-2 trop, июль 1941 года. Один из наиболее броско окрашенных самолетов Ju 87 - вдоль всего фюзеляжа с обоих бортов нарисована змея. На этом бомбардировщике тропической модификации летал лейтенант Хуберт Польц, позже заслуживший на Восточном фронте Рыцарский крест с Дубовыми листьями.
Ju 87R-2, май 1942 года. На потрепанном напряженной эксплуатацией самолете под крылом вместо дополнительных топливных баков подвешены контейнеры с осколочными бомбами. Пикирующие бомбардировщики, которые базировались на ливийском аэродроме Тмими, наносили удары по прибрежному судоходству союзников и бомбили Тобрук.
Ju 87R-2, апрель 1941 года. На вооружении 97-го дивизиона итальянских ВВС состояли самолеты Ju 87, которые ранее эксплуатировались в Люфтваффе (обратите внимание на закрашенные опознавательные знаки германских ВВС). В период кампании на Балканах 97-й дивизион действовала с аэродрома Лечче. Эмблема группы - утка, несущая бомбу.
Рекорд Мечты. 22 марта 1989г.: в одном полете продолжительностью 3 часа 30 минут из Киева прототип самолета Ан-225 "Мрия" установил 106 мировых рекордов. Самолет взлетной массой 508200 кг с полезным грузом массой 156300 кг пролетел по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км со средней скоростью 813,09 км/ч, достигнув высоты полета 12340 м. Самолет Ан-225 "Мрия" разрабатывался специально для перевозки орбитального корабля "Буран" и секций тяжелой космической ракеты-носителя "Энергия".
Авиакомпания "LOT Polish Airlines" эксплуатирует десять самолетов E170 в варианте на 70 пассажиров (салоны двух классов). Эксплуатация первого самолета началась в марте 2004 года.Вслед за самолетом E170 польская авиакомпания заказала шесть E175, эксплуатация первого из них началась в апреле 2006 года.
PP-XMB - второй E190 (серийный номер 19000002). Самолет является собственностью фирмы "Embraer" и используется для рекламных полетов по всему миру.
Колумбийская авиакомпания "SATENA" получила первый из двух заказанных самолетов E170 7 декабря 2006 года. E170, рассчитанный на перевозку 70-78 пассажиров, является самым маленьким самолетом в этом семействе. На фотографии: самолет в варианте с увеличенной дальностью полета (максимальная взлетная масса увеличена с 35 990 кг до 37200 кг).
Авиакомпания "Air Canada" начала эксплуатацию самолета E175 летом 2005 года в варианте, рассчитанном на 73 пассажира, размещаемых в двух классах. Максимальная пассажировместимость самолета E175 - 86 пассажиров. В 2006 году авиакомпания добавила к E175 самолет E190.
Авиакомпания "Air France Regional" субсидировала постройку шести самолетов E190. На всех самолетах серии "E" установлены двухконтурные турбореактивные двигатели General Electric CF34. Двигатели CF34-10E самолета E190 развивают тягу по 82,27 кН на взлетном режиме работы. Фюзеляж самолета E190 конструктивно практически не отличается от фюзеляжей самолетов E170/E175, крыло на E190 установлено совершенно новое, его размах на 2,72 м больше, чем у крыла самолетов E170/E175.
Авиакомпания "Flybe" эксплуатирует E195 в 118-местном варианте (все салоны одного класса). В состав приборного оборудования кабины впервые на пассажирских самолетах введены нашлемные дисплеи, что значительно повышает безопасность полетов в сложных метеоусловиях.
4 июля 1989г.: советский истребитель МиГ-23 рухнул на бельгийскую ферму, выполняя перелет из Польши. Летчик катапультировался из истребителя вскоре после взлета из-за ошибочного срабатывания аварийной сигнализации. Самолет в беспилотном режиме пересек часть Польши и Германии. МиГ-23 сопровождала пара истребителей F-15 ВВС США, пилоты которых получил приказ не сбивать советский самолет над густонаселенными районами. Инцидент с МиГ-23 стал одним из многих аварийный ситуаций, сложившихся в мировой авиации в 1989 году. В этот год острой критике подверглась фирма "Boeing" после того, как в январе в Великобритании разбился новый лайнер 737-400; в течении года произошли катастрофы с самолетами Boeing 737 (разбилось два самолета), 707 и 747. Разбилось также два самолета DC-10.
Вертолет АВ 205 принадлежит Королевским военно-воздушным силам Марокко
На вооружении авиации армии Ирана имеется 20 вертолетов АВ 205; вертолет на снимке вооружен французскими противотанковыми ракетами Aerospatiale SS11.
Гражданские операторы используют вертолеты АВ 205 как легкие транспортные и пассажирские. Многие гражданские вертолеты Испании ранее использовались как военные.
28 мая 1989г.: первый полет выполнил прототип истребителя AIDC Ching-Kuo. Самолет разработан в Тайване при помощи специалистов из США.
Для вооруженных сил Италии фирма "Agusta" выпускала вертолеты H-3/S-61 в нескольких модификациях. На рисунке изображен вертолет SH-3D-TS (Transporto Speciale) из 93 Gruppo 31 Stormo ВВС Италии.
19 марта 1989г.: достигнут значительный прогресс в программе создания одного из самых необычных летательных аппаратов в истории авиации - первый полет выполнил конвертоплан Bell/Boeing V-22 Osprey.
Март 1989г.: первый полет прототипа сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки Як-141; полет выполнил летчик-испытатель Андрей Синицын.
Только отчаянные оптимисты видели в F-111B самолет палубного базирования. Самолет получился чрезмерно тяжелым для базирования на авианосцах. Тогда его считали еще и чересчур большим, однако F-14 в размерах почти не уступает F-111.
Первый прототип Су-27УБ не сильно отличался от серийных самолетов. Первый полет опытный Су-27УБ выполнил 7 марта 1985 года. На Западе самолет был практически не известен до своей демонстрации в Париже в 1989 году. Первые фотографии Су-27УБ впервые появились в прессе незадолго до этого.
Т-10-1 с макетами ракет "воздух-воздух" Р-60 ближнего боя на пилонах под крылом и макетами ракет Р-27 средней дальности на пилонах под фюзеляжем между гондолами двигателей. Передние створки ниш основных опор шасси использовались в качестве воздушных тормозов.
На крыле и килях первого опытного Т-10 были смонтированы противофлаттерные грузы. Самолет внешне сильно отличается от привычного всем облика серийного истребителя Су-27.
ВВС Италии в 2008 году продолжали эксплуатировать 29 вертолетов AS-61R Pelican. Обтекатель с антенной поисковой РЛС смещен вправо относительно продольной оси вертолета.
10 мая 1989г.: выполнил первый полет экспериментальный самолет повышенной маневренности McDonnell Douglas F-15S/MTD (STOL/Manoeuvring Technology Demonstrator).
Обозначение Та 152 было присвоено самолету в честь его главного конструктора Курта Танка, на фотографии - Та 152H. До окончания войны в Европе германская промышленность успела выпустить лишь ограниченную партию самолетов Та 152.
Данный Та 152H-0 был захвачен в качестве трофея и перевезен в США. Позже на него был нанесен код FE-112, указывавший на то, что это образец иностранной техники, проходящий оценочные испытания. На сегодня это единственный оставшийся Та 152, его восстанавливают в Национальном авиационно-космическом музее (Вашингтон).
Для борьбы с советскими танками, которые стали очень большой угрозой, как в количественном, так и в качественном отношении, пришлось переоборудовать большое количество самолетов и разработать специальные противотанковые модификации. Первым германским воздушным "истребителем танков" стал Ju 87G-1, вооруженный двумя 37-мм зенитными пушками Flak-18, установленными в гондолах под крылом. В вариант Ju87G-1 дорабатывали самолеты Ju 87D-3.
25 апреля 1989г.: выполнил первый полет первый серийный самолет Beechcraft Starship I. В силу необычного внешнего облика, заказчиков на самолет найти оказалось очень сложно.
5 августа 1989г.: в крупнейшую авиакомпанию США объединились авиакомпании "USAir" и "Piedmont Airlines". 24 июля авиакомпания "USAir" закупила самолеты Fokker 100.
В ходе операции "Prime Chance" вертолеты OH-58D армии США действовали против иранских патрульных катеров, атаковавших танкеры в Персидском заливе. Вертолеты базировались на кораблях ВМС США.
29 декабря 1989г.: разработанная фирмой "McDonnell Douglas" по заказу армии США технология NOTAR (No Tail Rotor, "без хвостового винта") использована на гражданском вертолете MD 530N.
13 апреля 1989г.: ранее на самолете McDonnell Douglas MD-80 UHB (Ultra High Bypass) испытывался турбовентиляторный двигатель General Electric GE-36, теперь самолет выполнил первый полет с винтовентиляторным двигателем Pratt & Whitney-Allison 578-DX.
Иран с помощью Израиля поддерживал боеготовность истребителей-бомбардировщиков F-4E и F-4D. Поставками запасных частей для этих самолетов занималось также ЦРУ США.
Большая кабина и высокая удельная мощность вертолета AB412 наряду с широким ассортиментом сменного оборудования позволяют использовать машину для решения самого широкого круга задач. На фотографии: вертолет итальянского Корпуса карабинеров.