Fokker Fokker 100/70
Варианты:
Fokker - Fokker 100/70 - 1986 - Нидерланды
Страна: Нидерланды
Год: 1986


Самолет для местных авиалиний с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Fokker 70 и 100

  30 ноября 1986 года совершил первый полет новый самолет, получивший обозначение Fokker 100 и созданный на базе авиалайнера F28 Fellowship Mk 4000. Первоначально на самолете устанавливались два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Tay Mk 620, но затем заказчик мог выбрать также установку двигателей Tay Mk 650 тягой по 67,17 кН. Новый самолет отличался удлиненным фюзеляжем (вместимость возросла до 107 мест - по пять кресел в ряд), новым интерьером пассажирского салона, перепроектированным и увеличенным в размахе крылом, модернизированными бортовыми системами и кабиной летчиков с большим остеклением, а также новым приборным оборудованием, включая электронный пилотажный индикатор. Более широкое применение нашли в конструкциях самолета и композиционные материалы. Сертификация самолета, в которой принимали участие две машины, завершилась получением сертификата типа в ноябре 1987 года. Самолет предлагался в вариантах с тремя различными показателями максимальной взлетной массы - это зависело от запаса топлива. Поставки серийных машин начались в феврале 1988 года (первый получатель - компания "Swissair"). Серийное производство нового самолета выполнялось в кооперации с компаниями "Daimler-Benz Aerospace Airbus" (секции фюзеляжа и хвостовое оперение), "Shorts" (крыло) и "Northrop Grumman" (мотогондолы и реверсеры тяги), а окончательная сборка выполнялась на заводе компании-разработчика в Шипхоле. Главным вариантом считался стандартный F100, но выпускались и другие модели, включая оперативно конвертируемый F100QC - с большой дверью по левому борту в передней части фюзеляжа и максимальной полезной нагрузкой 11 500 кг, а также варианты Executive Jet 100 VIP и Corporate Shuttle.
  К моменту банкротства "Fokker" последний из выпущенных 277 самолетов F100 был поставлен компании "TAM Brasil". Вариант с меньшей вместимостью получил обозначение Fokker 70, он отличался укороченным на 4,62 м фюзеляжем и был рассчитан на перевозку 79 пассажиров. Первый F70 был получен путем переоборудования второго прототипа F100 - он поднялся в воздух 2 апреля 1993 года, а сертификат типа на новую модификацию был получен в октябре 1994 года. Поставка первой серийной машины состоялась в том же месяце, ее получила компания "Ford Motor Company", а первой авиакомпанией, взявшей в регулярную эксплуатацию новый самолет, стала индонезийская "Sempati Air" (март 1995 года). Последний из 47 самолетов F70 был поставлен заказчику, компании "CityHopper", в апреле 1997 года.
  "Fokker" предлагала следующие варианты 70-й модели: стандартный F70; F70A - вариант для североамериканского рынка, с дополнительным грузовым отсеком на главной палубе и сокращенным до 70 количеством мест; Executive Jet 70-VIP и корпоративный вариант; Executive Jet 70ER - корпоративный самолет с увеличенной дальностью полета. В начале 1998 года была создана компания "Rekkof Restart", чтобы попытаться возобновить выпуск самолетов серий F70 и F100. Компания выкупила производственные площади для выпуска данных самолетов, но возобновить их выпуск так и не смогла. Впоследствии были также предприняты попытки возобновить серийный выпуск самолетов, но также - безрезультатно. Дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда компания "NG Aircraft" получила от голландского правительства помощь в размере 20 млн евро - на разработку усовершенствованного варианта XF100, отличительными особенностями которого стали винглеты, двигатели с системой управления FADEC, увеличенная емкость топливной системы, улучшенный интерьер пассажирского салона и, что немаловажно, сниженная стоимость серийного производства. Первый полет самолета планируется на 2012 год.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker 100

  Тип: самолет для местных авиалиний с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Tay Mk 620 тягой по 61,61 кН
  Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 7770 м - 856 км/ч; практический потолок 10 670 м; дальность с 50 пассажирами в зависимости от максимальной взлетной массы - от 2389 до 3111 км
  Масса: пустого в зависимости от варианта - от 24 593 до 24 747 кг; максимальная взлетная в зависимости от варианта - от 43 090 до 45 810 кг
  Размеры: размах крыла 28,08 м; длина 35,53 м; высота 8,51 м; площадь крыла 93,50 м;
  Полезная нагрузка: см. выше. Максимальная масса полезной нагрузки в зависимости от варианта - от 11108 до 11993 кг
Самолеты авиакомпании "Air Littoral" стали известны благодаря своим оригинальным схемам раскраски. К концу 1990 годов в парке компании имелся один лайнер F100 и пять F70 (включая самолет с кодом F-GLIT). Ко времени их сдачи в 2004 году в "Air Littoral" летали только самолеты CRJ100.
30 ноября 1986г.: совершил первый полет Fokker F100 - преемник самолета Fokker F28 Fellowship. Он разработан на основе авиалайнера F28-4000, от которого отличается новым крылом и двигателями Тау.
Авиакомпания "American Airlines" эксплуатировала большое количество F100. Высокое качество голландских машин позволило им проникнуть на авиарынок США, где авиакомпании обычно выбирают самолеты отечественного производства.
F100 легко отличим от 70-й модели по удлиненному фюзеляжу и двум расположенным над крылом аварийным выходам.
5 августа 1989г.: в крупнейшую авиакомпанию США объединились авиакомпании "USAir" и "Piedmont Airlines". 24 июля авиакомпания "USAir" закупила самолеты Fokker 100.
В авиапарке компании KLM некоторое время летало несколько самолетов F100 (нa снимке). Позднее она получила последний серийный самолет F70 в качестве аэротакси. В конце 2009 года еще летал 21 самолет этого типа.
Гарантийный срок безаварийной эксплуатации F100 составляет 45 000 взлетно-посадочных циклов. Управляющие поверхности, обтекатели и пол кабины сделаны из композитов.
Над крылом этого лайнера F100 авиакомпании "Air Gabon" видны аварийные выходы, характерные для этого варианта.
"Helvetic Airways" - компания, пассажиры которой все еще наслаждаются качеством самолетов F100. B 2009 году в этой авиакомпании летали четыре бывших американских самолета на недорогих рейсах из Цюриха.
2 апреля 1993г.: специалисты "Fokker" облетали в Голландии самолет F70 - последний в линейке F28 Fellowship.
Компания обанкротилась в ходе отчаянных попыток получить заказы на лайнеры Fokker 70 на предельно перегруженном рынке. Конкуренция с самолетами таких типов, как семейство региональных авиалайнеров BAe 146/Avro RJ и региональные реактивные самолеты компании "Canadair", также подточила силы фирмы "Fokker".
Британская "Midland", эксплуатировавшая в начале 2000-х три взятых в лизинг Fokker 70 вместимостью 74 места каждый, в 2010 году списала все три.
В Кении один F70 перевозил особо важных персон. В военных целях самолеты F70/F100 почти не применялись. Похоже, что машину из Кении списали в конце 2008 года.
22 декабря 2005г.: первый полет совершила летающая лаборатория Fokker 100, принимавшая участие в испытаниях комплекса радиолокационной разведки EADS SOSTAR-X, а в мае 2006 года были начаты испытания данного комплекса.
Models of both the Fokker 100 and the Fokker 50, the latter being an F27 derivative with PW124 engines.
Basically a refanned Spey, but with many other less obvious changes too, the Rolls-Royce Tay is now being tested and should fly in 1986 in the Fokker F100 airliner (photo) and later in the Gulfstream IV long-range business jet.
A three-view drawing of the Fokker 100