Bell Model 406 / OH-58D Kiowa Warrior
Варианты:
Bell - Model 406 / OH-58D Kiowa Warrior - 1983 - США
Страна: США
Год: 1983
Вертолет

Легкий разведывательный и ударный вертолет с двумя членами экипажа
Описание:
Bell Model 406 (OH-58D Kiowa и Kiowa Warrior)
Bell Model 406CS Combat Scout
Фотографии

Bell Model 406 (OH-58D Kiowa и Kiowa Warrior)

В сентябре 1981 года проект Bell Model 406 выиграл конкурс Армии США по программе AHIP (совершенствование вертолетов армейской авиации) на разработку вертолета, способного осуществлять сбор данных, вести разведку, поддерживать ударные вертолеты и корректировать артиллерийский огонь. Первый из пяти прототипов OH-58D впервые поднялся в воздух 6 октября 1983 года.
  Bell Model 406 отличался надвтулочным прицелом, специальной авионикой, роговидной ручкой управления, четырехлопастным, "гибким" несущим винтом из композитных материалов и эластомерными подшипниками.
  По плану предполагалась модернизация 592 армейских вертолетов OH-58A до стандарта OH-58D, но их число уменьшили сначала до 477, а затем до 207 машин. В конечном итоге было переоборудовано 398 вертолетов, 12 из которых участвовали в войне в Персидском заливе. Поставки начались с двух OH-58D в декабре 1985 года. Авиачасти, базирующиеся в Европе, получали эти машины с июня 1987 года. В рамках операции "Prime Chance" ("Главный шанс") с сентября 1987 года 15 OH-58D приспособили для операций против иранских быстроходных патрульных катеров в Персидском заливе, установив на них пусковые установки для ракет "воздух-воздух" Stinger и "воздух-поверхность" Hellfire, помимо гондол с пулеметами калибра 12,7 мм и пусковых установок НАР.

  Варианты вооружения OH-58D Prime Chance сохранились и на армейских OH-58D, обозначенных OH-58D(I) Kiowa Warrior. К этому стандарту привели все OH-58D. Основные изменения: установка универсальных пилонов под вооружение по бокам фюзеляжа, двигатель повышенной мощности, РЛС защиты задней полусферы, блок выброса ИК-ловушек, приемник предупреждения о лазерном облучении, наклоненный киль и комплексная авионика, увеличение максимальной массы и использование легких материалов. Переоборудованные Kiowa Warrior выпускались с 208-й машины с мая 1991 года.
  18 из них некоторое время летали с носовой частью, выполненной с элементами технологии "стелс".
  Все Kiowa Warrior модифицировались до стандарта MPLH (многоцелевой легкий вертолет): приседающее шасси, складные лопасти несущего винта, складные стабилизатор и киль для перевозки в транспортных самолетах C-130 сил быстрого реагирования.
  "Bell" предложила дальнейшее совершенствование Kiowa Warrior путем установки новой авионики, в том числе системы FLIR, встроенных нашлемных индикаторов Honeywell и современной навигационной системы. Компания также разработала OH-58X LUV (легкий вертолет общего назначения) с удлиненной носовой частью и "антирадарным" покрытием лобового стекла.
  В феврале 1992 года OH-58D приобрел Тайвань, заказавший 12 вертолетов, а затем еще 14. Машины поставлялись с июля 1993 года, причем, только новые.
  В 2009 Армия в ожидании нового разведывательного вертолета продолжала модернизировать OH-58D. Отказ от Bell Model 407 на основе ARH-70A Arapaho в 2008 году, вероятно, продлит срок эксплуатации OH-58D.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell OH-58D(I) Kiowa Warrior

  Тип: легкий разведывательный и ударный вертолет с двумя членами экипажа
  Силовая установка: турбовальный двигатель Allison 1703-AD-700 мощностью 650 л. с. (410 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость 247 км/ч на 1220 м; крейсерская скорость 211 км/ч на оптимальной высоте: начальная скороподъемность 469 м/мин; практический потолок 4570 м; статический потолок 3050 м с учетом влияния земли и 2105 м без учета влияния земли; дальность полета 413 км
  Масса: пустого вертолета 1492 кг; максимальная взлетная 2495 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 10,67 м; общая длина 12,58 м; длина фюзеляжа 10,44 м; высота 3,93 м; ометаемая площадь 89.38 м'
  Вооружение: четыре ракеты FIM-92 Stinger или AGM-114 Hellfire, или четыре ПУ под семь неуправляемых 70-мм ракет Hydra 70 класса "воздух-поверхность", или гондола с пулеметом калибра 12,7 мм, или смешанное

Bell Model 406CS Combat Scout

Model 406CS Combat Scout - более легкий и упрощенный экспортный вариант OH-58D - прошел летные испытания в июне 1984 года. В том же году он участвовал в конкурсе в Саудовской Аравии. Combat Scout сохранил винты и силовую установку OH-58D, но имел худшие боевые возможности, так как экспорт надвтулочного прицела, ракет Hellfire и специального электронного оборудования тогда был запрещен. Позже вооружение включало подвесные контейнеры под пушки GIAT калибра 20 мм, четыре противотанковые ракеты TOW 2 или Hellfire, или комбинацию ракет Stinger класса "воздух-воздух", пусковых установок для 70-мм ракет, или контейнеры под пулеметы калибра 7,62 мм или 12,7 мм.
  Model 406CS оснащалась кабиной с цифро-аналоговым приборным оборудованием (обычные приборы и электронные дисплеи для наведения ракет TOW) и специальными системами связи. Также использовался установленный сверху фюзеляжа прицел Saab-Emerson HeliTOW со складывающейся оптической трубкой прямого наблюдения, складные лопасти несущего винта и приседающее шасси, что обеспечивало возможность перевозки в C-130. Вертолет можно было оснастить лазерным дальномером-целеуказателем и усовершенствованной трансмиссией, что приводило к увеличению взлетной массы на 227 кг.
  Осенью 1988 года командование армейской авиации Саудовской Аравии закупило 15 Model 406CS. Летные испытания начались 2 февраля 1990 года, поставки - с июня. Эти вертолеты часто упоминают под неверным обозначением MH-58D.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell Model 406CS Combat Scout

  Тип: разведывательный и ударный легкий вертолет с двумя членами экипажа
  Силовая установка: турбовальный двигатель Allison 250-C30U мощностью 650л.с.(410кВт)
  Характеристики: максимальная скорость 242 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 222 км/ч на оптимальной высоте; статический потолок 6250 м при влиянии земли и 4420 м без влияния земли; дальность попета 404 км
  Масса: пустого вертолета 1030 кг; максимальная взлетная 2268 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 10,67 м; общая длина 12,85 м; длина фюзеляжа 10,48 м; высота 3,93 м; ометаемая площадь 89,38 м'
  Вооружение: см. по тексту
OH-58D Kiowa Warrior. Данный OH-58D принадлежит 4-му батальону 17-го кавалерийского полка. Подразделение допущено к базированию на кораблях для решения задач, аналогичных операции "Prime Chance".
OH-58D
Will the AH-64 Apache ... really replace the OH-58 Kiowa Warrior?
Поставки первых OH-58D начались в декабре 1985 года, а в июне 1987 года эти вертолеты были впервые развернуты в Европе. Первые машины были "чистыми" разведчиками, неспособными нести вооружение.
Надвтулочный прицел OH-58D содержит телевизионную камеру, тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель.
OH-58D оказались незаменимыми в ходе возглавляемых американцами операций в Ираке. Вертолет оказался самым востребованным из армейских машин, его использовали в качестве разведчика, ударного, для сопровождения конвоев и даже для поиска фугасов на дорогах. На снимке: OH-58D из аэромобильной бригады 1-4 1-й пехотной дивизии приземляется на передовой базе Макензи в Ираке 23 октября 2004 года в ходе операции "Iraqi Freedom".
Kiowa Warrior вооружались ПТУР Hellfire, НАР Hydra 70 (на фото), а также ПЗРК Stinger.
Kiowa Warrior вооружались ПТУР Hellfire (на фото), НАР Hydra 70, а также ПЗРК Stinger.
После того как Kiowa Warrior был принят на вооружение в середине 1980-х годов, дважды появлялись претенденты на его замену в качестве вертолета-разведчика - это были RAH-66 Comanche и ARH-70 Arapaho. Обе программы были закрыты из-за высокой стоимости, и OH-58 так и остался основным разведывательным вертолетом Армии США. Ныне надежды связаны с проектом OH-58F, который позволит машине оставаться в строю как минимум еще 12 лет.
OH-58D из состава Оперативной группы "Destiny" 101-й авиабригады Армии США отстреливает пулемет над пустыней Регистан на юге Афганистана в январе 2010 года. Рядом с выхлопом двигателя видна "лампа" помеховой станции Loral ALQ-144, предназначенной для защиты от ракет ПЗРК. Первые вертолеты были оснащены приемниками системы предупреждения об облучении AN/APR-39(V)1 или -39A(V) 1. Первый этап модернизации предусматривал установку передатчика помех ALQ-144, а на втором должны быть установлены датчики системы предупреждения AN/APR-44(V)3 и система обнаружения лазерного облучения AN/AVR-2.
В ходе операции "Prime Chance" вертолеты OH-58D армии США действовали против иранских патрульных катеров, атаковавших танкеры в Персидском заливе. Вертолеты базировались на кораблях ВМС США.
С сентября 1987 года 15 OH-58D прошли доработки в рамках проекта "Prime Chance" для борьбы с иранскими быстроходными катерами, препятствовавшими перевозкам нефти в Персидском заливе. OH-58D получили возможность использовать ракеты Stinger и Hellfire, а также 12,7-мм пулеметы и семизарядные блоки НАР. Они успешно использовались 14-й разведывательной эскадрильей 17-го полка, базирующегося в Форт Брегг, Северная Каролина.
В конце 1990 года OH-58D развернули в Саудовской Аравии, туда перебросили части 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий Армии США. OH-58D сфотографирован на фоне передвижного узла связи, операция "Desert Shield".
Важной задачей OH-58D являлось (и продолжает являться) сопровождение сухопутных конвоев в Ираке и Афганистане. На снимке: OH-58D сопровождает транспортный конвой афганской народной армии и ее австралийских инструкторов, 2010 год. Проводка конвоя из Таринкота в Кандагар позволила 4-й бригаде афганской армии продолжать операции в провинции Урузган. Вертолет несет асимметричную подвеску из ракет Hellfire на правом пилоне и блоков 70-мм НАР на левом для огня на поражение в случае нападения мятежников.
OH-58D интенсивно применялись в Ираке и Афганистане. Налет на вертолете доходил до 85-90 часов в месяц, что в шесть раз больше среднего налета вертолета в мирное время. На фотографии: пара OH-58D сопровождает бронеавтомобиль Caiman 6x6.
На октябрь 2010 года американская Армия располагала 331 вертолетом OH-58D. Боевые машины сосредоточены в 6-м и 17-м полках, по четыре эскадрильи в каждом. Пара вертолетов на снимке принадлежит армейским силам Национальной гвардии штата Теннеси. Производство с низким темпом новых OH-58F предполагается начать в 2015 году, а первая полностью оснащенная этими вертолетами боевая эскадрилья появится только в 2016 году.
Вертолеты Apache полностью окрашены устойчивой к химическим реагентам полиуретановой краской "Aircraft Type 1 Green". Маркировка на фюзеляжах вертолетов сведена к минимуму, к неудовольствию экипажей, которые расценивают это как принижение роли авиации в армии США. Не так давно на вертолеты разрешили наносить полноцветные эмблемы частей и подразделений. Боевые возможности вертолета AH-64D в сравнении с вертолетом AH-64A возросли на порядок.
Демонстрационный образец Bell Model 406CS в пустынном камуфляже со стандартным вооружением: контейнер с пулеметом калибра 7,62 мм и пусковая установка с 70-мм ракетами по правому борту.
Bell’s Model 406CS Combat Scout made its public debut at Farnborough, although it had already participated in a month-long fly-off (as one of four contenders) in Saudi Arabia, where the Army Aviation Command is seeking such a helicopter.
Компания "Bell" построила 18 вертолетов OH-58D в стелс-варианте - OH-58D OA (Optimized Aircraft), предназначенных для спецопераций. Они не имеют вооружения и отличаются слегка заостренной носовой частью, что снизило фронтальную ЭПР. OH-58D OA переданы 82-й воздушно-десантной дивизии и эксплуатируются 1-м батальоном 17-го кавалерийского полка.
OH-58D Армии США были развернуты на Балканах для поддержки операций ООН. Этот вертолет с надписью SFOR занимался непосредственной огневой поддержкой в Боснии и Герцеговине в 2002 году. Вертолеты, действовавшие в Косово, несли на борту надпись KFOR.
К началу операции "Буря в пустыне" OH-58D считался относительно новой машиной и применялся довольно ограниченно. Применение OH-58D совместно с вертолетами Apache оказалось весьма эффективным в ходе нескольких ударов по иракским командным пунктам. Доработанные по программе AHIP, вертолеты OH-58D действовали с борта фрегата "Nicholas" (FFG-47) и других кораблей; они атаковали удерживаемые иракцами платформы в Персидском заливе, а также помогали при захвате многочисленных иракских пленных.
Ключевой фактор успеха OH-58D как разведчика - обзорно-прицельная система McDonnell Douglas MMS, смонтированная на стабилизированной платформе над втулкой несущего винта.
Прицел над втулкой несущего винта. Над втулкой несущего винта в шарообразном композитном обтекателе на стабилизированной платформе смонтирована прицельная система (MMS), которая является "глазами" вертолета Bell OH-58D. Система включает в себя дневную ТВ-камеру с 12-кратным увеличением, оптический прицел, ИК-систему, а также лазерный дальномер/целеуказатель. Он позволяет подсвечивать лучом лазера цели для применения ПТУР AGM-114 Hellfire, размещенных на вертолетах Apache, и управляемых снарядов Copperhead, предназначенных для поражения различных защищенных, в том числе подвижных целей. Надвтулочный прицел имеет угол обзора по горизонтали 360°, а по вертикали +/-30°. Вертолеты OH-58D Kiowa Warrior также оснащены системой ATHS (Automatic Target Hand-off System), которая в автоматическом режиме позволяет с высокой точностью передавать координаты целей командирам полевых артиллерийских батарей.
Kiowa Warrior вооружались ПТУР Hellfire, НАР Hydra 70, а также ПЗРК Stinger (на фото, крайние в ряду - остальное это контейнеры с 7,62-мм пулеметами и ПТУР Hellfire).
Единственный зарубежный эксплуатант Kiowa Warrior - Тайвань, армейская авиация которого приобрела в 1993-1999 годах 39 новых машин данного типа.
OH-58F - модернизация "Foxtrot". OH-58F отличается модернизированным прицельным оборудованием, размещенным в носовой части, а не над втулкой винта, как у варианта D. Позднее на вертолет может быть установлен двигатель Honeywell HTS900, позволяющий выполнять полеты при наружных температурах в 35°С. На снимке изображен демонстрационный вертолет Bell OH-58F Block II, совершивший первый полет 14 апреля 2011 года. Армия США планирует получить 368 машин варианта OH-58F. Большая часть из этого количества будет получена путем модернизации вертолетов OH-58D, но, возможно, некоторое число старых OH-58A и OH-58C тоже будут доработаны до стандарта F. Кроме того, будет построено и некоторое количество новых машин. Первый OH-58F был выпущен в октябре 2012 года.
OH-58D Kiowa Warrior ополчения иракских курдов
Вертолет OH-58D над сбитым МиГ-29 ВВС Югославии
Вертолет OH-58D
OH-58D "Кайова"
Bell OH-58D Kiowa Warrior. Изображен OH-58D Армии США в момент выдачи целеуказаний ударному вертолету AH-64A, наносящему удар ракетами Hellfire. Представленная на рисунке машина (серийный номер 85-24707) была одним из 207 вертолетов варианта OH-58A Kiowa, модернизированных в вариант OH-58D, первоначально она имела серийный номер 71-20668. Армия планировала переделать не менее 592 вертолетов OH-58A, но затем это число сократили в пользу вновь построенных Kiowa Warrior.
Bell OH-58D Kiowa Warrior
Bell OH-58D Kiowa Warrior