Bell AH-1W / AH-1Z Super Cobra
Варианты:
Bell - AH-1W / AH-1Z Super Cobra - 1983 - США
Страна: США
Год: 1983
Вертолет

Многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
Описание:
Bell Model 209 (AH-1 SeaCobra, SuperCobra и AH-68)
Bell AH-1Z Super Cobra
Фотографии

Bell Model 209 (AH-1 SeaCobra, SuperCobra и AH-68)

<...>
  Разработка модификации AH-1T+ велась с целью улучшения характеристик вертолета AH-1T в условиях жаркого климата и высокогорья. Эта машина более известна как AH-1W SuperCobra и изначально проектировалась под требования иранских военных. Первый полет прототип AH-1T с двумя ТВаД General Electric T700 выполнил в апреле 1980 года. В 1987 году вертолеты AH-1W начали поступать на вооружение Корпуса морской пехоты США. Основным оружием этой модификации стали восемь ПТУР BGM-71 TOW или AGM-114 Hellfire, в ассортимент вооружения входят также неуправляемые ракеты, изредка на вертолеты подвешивают по две УР класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder или противорадиолокационные ракеты AGM-122 SideARM. С марта 1986 года Корпус морской пехоты получил 222 вертолета AH-1W. Обозначение TAH-1W получил учебно-тренировочный вариант вертолета AH-1W с двойным управлением.
  Модель AH-1(4B)W Viper фирма "Bell" разработала в частном порядке на основе AH-1W. Ha AH-1(4B)W Viper установлены четырехлопастный бесшарнирный несущий винт, усовершенствованная трансмиссия, цифровая система управления, доплеровская навигационная система, ночная обзорно-прицельная система. Число узлов подвески доведено до шести, торцевые крыльевые узлы предназначены для ракет SideARM, а общая масса полезной нагрузки доведена до 1444 кг. Опыт проектирования вертолета AH-1(4B)W был использован при разработке варианта AH-1Z, заказанного КМП США. В вариант AH-1Z сегодня модернизируются все состоящие на вооружении КМП США вертолеты AH-1W.
  Различные модификации вертолетов SeaCobra состояли или состоят на вооружении в Иране, Ираке (были захвачены во время войны с Ираном и, предположительно, уцелевшие до настоящего времени), США, Тайване, Турции и Южной Корее.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell AH-1W SuperCobra

  Тип: многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два турбовальных двигателя General Electric T700-6E-401 мощностью по 1625 л. с, но снимаемая с двух ТВаД мощность ограничена возможностями редуктора до 2032 л. с.
  Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 282 км/ч; скороподъемность при одном работающем двигателе 244 м/мин; практический потолок более 3660 м; статический потолок с учетом влияния земли 1500 м; статический потолок без учета влияния земли 900 м; дальность 615 км
  Масса: пустого 4627 кг; максимальная взлетная 6691 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14.61 м; длина с вращающимися винтами 17,68 м; высота 4,11м; площадь, ометаемая несущим винтом 168.11м'
  Вооружение: одна трехствольная 20-мм пушка M197, до 1120 кг авиационных средств поражения на подкрыльевых узлах подвески, включая ПТУР BGM-71 и AGM-114, УР класса "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, противорадиолокационные ракеты AGM-122 SideARM, УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder, неуправляемые ракеты калибров 70 и 127 мм, бомбы, баки с напалмом

Bell AH-1Z Super Cobra

Командование Корпуса морской пехоты США, не имея фондов на приобретение морского варианта ударного вертолета Apache, оказалась перед серьезной проблемой - вскоре надлежало списывать устаревающие вертолеты AH-1W Super Cobra, и авиация морской пехоты могла и вовсе остаться без вертолетов огневой поддержки. "Bell" неоднократно предлагала новые варианты AH-1, в итоге КМП США остановил свой выбор на одном из них.
  В 1979 году "Bell" предложила американской армии установить четырехлопастный несущий винт с Model 412 на фюзеляж AH-1S и добавить новую авионику - новый вертолет получил обозначение Cobra II. Был построен и облетан демонстрационный образец, но Армия США заключила контракт по программе LHX (легкий перспективный вертолет) на разработку RAH-66 Comanche. Но этот проект, вылившийся затем в программу ASH (усовершенствованный разведывательный вертолет), потерпели неудачу.
  В 1993 году "Bell" вместе с "GEC-Marconi Avionics" в ответ на тендер британской армии на новый ударный вертолет предложила AH-1Z Cobra Venom - новую машину с новым крылом малого удлинения с размещенными на нем ПТУР Hellfire и с новейшей авионикой. И снова "Bell" проиграла, но она использовала опыт и технические решения, полученные при проектировании Cobra Venom, когда в 1996 году начала работу над AH-1Z Super Cobra для КМП США.
  AH-1Z представляют собой капитально переделанные AH-1W, всего запланировано выпустить 180 вертолетов, причем от старых машин мало что остается - изменены фюзеляж, несущий винт, кабина, крыло, комплексы вооружения и авионики. "Northrop Grumman" разрабатывала для AH-1Z комплексные системы авионики и приборное оборудование, a "Lockheed Martin" - систему визирования цели TSS, которая включает ИК-камеру переднего обзора, цветную ТВ-камеру, целеуказатель для ракет Hellfire и, опционально, лазерную систему подсветки цели. Последняя позволяет AH-1Z или "Zulu", как его обычно называют, отслеживать или уничтожать цели, обозначенные внешним источником целеуказания. Возможна также передача изображения и данных для стрельбы на установленные на шлемах обоих летчиков дисплеи системы прицеливания и отображения ThalesTopOwl, которая изначально предназначалась для действий в ночных условиях, но проблемы, с которыми столкнулись летчики-испытатели при полетах ночью на малых высотах, потребовали доработки шлемов более ранней серии с целью совместимости с очками ночного видения.
  20-мм пушка установлена в турели A/A49E-7(V4) и синхронизируется с движениями головы второго пилота-стрелка или командира посредством шлема TopOwl. Другое вооружение включает ПТУР AGM-114 Hellfire модификаций А, В и С и УР AGM-114P, применяемые против надводных целей.
  Первый AH-1Z, обозначенный NAH-1Z, поднялся в воздух 7 декабря 2000 года. На тот момент вертолет не имел комплекта авионики "Northrop Grumman". В настоящее время программа столкнулась с рядом проблем, в том числе - растрескиванием киля, дефектами лопастей несущего винта и пр. Второй вертолет поднят в воздух 4 октября 2002 года, третий - 26 августа того же года, но программа стала испытывать финансовые проблемы. К середине 2003 года вторую и третью машины поставили на прикол для установки новой авионики, а в октябре 2003 года было получено разрешение на выпуск малой партии. Несмотря на это, к середине 2006 года заказчик получил только два AH-1Z. а первый серийный вертолет поставили 30 января 2007 года. Поставки серийных машин продолжались очень низкими темпами, да и заказы поступали на очень малые партии. К концу 2008 года сумма выделенных на AH-1Z средств покрывала изготовление всего 19 машин, еще на пять машин средства выделены в 2009 году.
  Еще одна проблема в том, что AH-1Z разрабатывался вместе с UH-1Y, вариантом UH-1N с несущим винтом, динамическими системами, двигателями и частью авионики AH-1Z. С началом поставок AH-1Z и UH-1Y в 2007 году "Bell" объявила о намерении к 2010 году увеличить выпуск вертолетов до 16 единиц в год хотя только КМП США в 2008 году затребовал 15 машин, а в 2009 году - 20. В настоящее время ожидается, что начальная боевая готовность AH-1Z будет достигнута в 2011 году. Надежды на экспорт машин на Тайвань и в Турцию окончились ничем, но "Bell" снова предлагает AH-1Z Индии в качестве нового ударного вертолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  AH-1Z Super Cobra

  Тип: многоцелевой ударный вертолет
  Силовая установка: два ГТД General Electric T-700-GE-401 мощностью 1340 кВт каждый
  Характеристики: максимальная скорость 411 км/ч; крейсерская скорость 248 - 287 км/ч; практический потолок более 6096 м; дальность полета 685 км; боевой радиус 208 км с загрузкой 1150 кг; максимальная скороподъемность 852 м/мин
  Масса: пустого 5591 кг; максимальная взлетная 8409 кг; максимальная полезной нагрузки 2620 кг
  Размеры: длина 17,8 м; высота 4.37 м; ометаемая площадь 168 м2; диаметр несущего винта 14.63 м; диаметр хвостового винта 2.98 м
AH-1W Super Cobra. AH-1W КМП США применялись с большим эффектом в операциях "Щит пустыни" и "Буря в пустыне", уничтожив 201 единицу иракской бронетехники.
Боевой вертолет AH-1W Super Cobra (N 162535, борт 140), эскадрилья HMLA-169 Vipers морской пехоты США, зима 1991г., Персидский залив
AH-1W "Супер Кобра"
AH-1W
AH-1W "Super Cobra" корпуса морской пехоты США
The AH-1W's fuselage is fitted with sensors for the AN/AAR-47(V)2 missile warning receiver, AN/APR- 39(V) pulse radar warning receiver, AN/APR-44(V) continuous wave radar warning receiver and AN/AVR-2 laser warning receiver. The latter system warns the crew when it detects pulsed laser light.
Вертолет огневой поддержки Морской пехоты США. В ходе операции "Provide Comfort" на сопровождение морской пехоты с базы Силопи летали четыре вертолета AH-1W, вооруженные противотанковыми ракетами Tow, противовоздушными AIM-9 и НАР.
В 2009 году AH-1W оставался основным ударным вертолетом Корпуса морской пехоты США, однако на вооружении уже имеются радикально модернизированные вертолеты AH-1Z.
An AH-1W SuperCobra assigned to HMLA-267 'Stingers' takes off from Camp Bastion on a close air support mission.
AH-1W SuperCobra
AH-1Ws form part of each Marine Expeditionary Unit and deploy aboard US Navy landing assault ships.
AH-1W из авиации КМП США несет ПТУР AGM-114 Hellfire, 70-мм НАР и встроенную 20-мм пушку. Вертолеты SuperCobra активно использовались в Ираке (на снимке) и Афганистане.
Mounted on the nose of the AH-1W, the AN/AWS-1(V)1 Night Targeting System integrates a FLIR sensor for automatic target tracking, a laser designator rangefinder, TV sensor and video recorder.
Боевой вертолет AH-1W "Супер Кобра" легко отличить по двухлопастному несущему винту
Война с терроризмом и особенно операция "Iraqi Freedom" дали "вторую жизнь" вертолетам AH-1W Super Cobra КМП США. Снимок AH-1W из 162-й вертолетной эскадрильи сделан над Атлантикой в 2005 году, эскадрилья тогда базировалась на десантном вертолетоносце-доке "Кирсарж". На смену AH-1W в КМП США придут вновь построенные и модернизированные из "W" вертолеты AH-1Z, первые из которых должны достигнуть состояния боеготовности в 2011 году. Намечено доработать 140 машин, которые получат четырехлопастные бесшарнирные винты, ТВаД T700-GE-401, прицельные системы Lockheed Martin Target Sight System и др.
The AH-1W SuperCobra's M197 three-barrel 20mm cannon is mounted in the A/A49E-7(V)4 turret with 750 rounds of ammunition.
Ирак и Афганистан. К моменту начала операции "Iraqi Freedom" в 2003 году Cobra остались только в КМП США и приняли участие во многих боях, оставаясь главной силой экспедиционных сил КМП США.
AH-1W также применялись в Сомали, Боснии, на Гаити и в Либерии. КМП США продолжит эксплуатацию Cobra, но уже в преображенном виде - AH-1Z. Что касается Афганистана, то Cobra КМП США появились там уже в 2008 году, они действовали с британской базы Кэмп-Бастион в провинции Гельманд.
Холодная война. Превращенный из вертолета огневой поддержки пехоты в противотанковую машину Cobra стоял на страже границ стран НАТО, больше всего боявшихся советских танковых армад, в течение почти 20 лет. Официально вооруженных инцидентов с участием вертолетов Cobra в Европе не происходило, однако "происшествия на границе" имели место, "оппонентами" довольно часто здесь выступали Ми-24. Эти случаи послужили поводом для разработки тактики воздушного боя вертолетов, однако реально Ми-24 и Cobra сходились в воздушных боях только во время ирано-иракской войны. Политическая ситуация в Европе радикально изменилась, но даже в 2010 году вертолеты Cobra стоят "на страже мира и демократии" в Южной Корее.
The 24th Marine Expeditionary Unit, deployed as part of the US Sixth Fleet, training in Souda Bay in 2012.
Вертолет AH-1W выполняет взлет с палубы десантного вертолетоносца "Пелелью" (LHA 5), в составе авиагруппы которого имеются четыре такие машины.
An AH-1W and AV-8B together, showing the flexibility of the assets at an MEU’s disposal.
Противорадиолокационная ракета AGM-122A Sidearm создана на базе УР "воздух-воздух" AIM-9L/M и может применяться с вертолетов AH-1W, состоящих на вооружении КМП США.
Корпус морской пехоты США обладает самым большим опы том боевого применения УР класса "воздух-воздух" с вертолетов. УР AIM-9 входят в ассортимент боевой нагрузки AH-1 с 1980-х годов. На фотографии - испытательный пуск AIM-9L с AH-1W.
An AH-1W Cobra and a UH-1H operating from the USS Bonhomme Richard during a 2013 certification exercise.
UH-1N широко использовались в ходе операций КМП США в Юго-Восточной Азии. Первые из новых построенных UH-1Y Venom начали боевую службу в 2009 году. На снимке один UH-1N и три AH-1W Super Cobra из 22-го экспедиционного подразделения (MEU) КМП над армейским аэродромом Удаири в Кувейте в 2009 году. Это подразделение находилось в резерве американского объединенного центрального командования.
Во время операции "Буря в пустыне" КМП США располагал 10 эскадрильями CH-46 (HMM-161, -164, -165, -261, -263, -265, -266, -268, -365 и -774). В августе 1990 года (после переброски в Саудовскую Аравию 60 CH-46E на борту самолетов C-5 ВВС США) они действовали с передовых аэродромов (на фотографии), обеспечивая операции сухопутных группировок. Еще 60 вертолетов перебросили в Персидский залив морем. Для увеличения боевого радиуса CH-46 была создана передовая база "Lonesome Dove", где осуществлялись заправка и техобслуживание вертолетов Sea Knight и эскортирующих их AH-1W.
Вооруженный ПТУР Hellfire вертолет AH-1W дозаправляется топливом недалеко от Фаллуджи, Ирак, снимок 2007 года. AH-1W активно применялись в операциях в Ираке.
AH-1 появился в период войн в Юго-Восточной Азии. Хорошо зарекомендовала себя Cobra и в ирано-иракской войне, и в операции "Буря в пустыне", и в нынешней войне с терроризмом. На фотографии - AH-1W пополняется топливом и вооружением для нового боевого вылета в Афганистане.
Super Cobra демонстрирует уникальный набор бортового вооружения - включая ракеты Hellfire, Hydra и TOW (авиабаза Таллил, Ирак).
This AH-1W is armed with 2.75-inch Hydra 70 rockets mounted in a seven-tube LAU-68 launcher and two AGM-114 laser-guided Hellfire missiles mounted on M272 launchers.
A mechanic signals to the crew during post-flight inspections at Camp Bastion in Afghanistan.
Note the AN/ALE-39 countermeasures dispenser set above the stub-wing. Each of the two MX-7721 chaff dispensers holds 30 cartridges.
The AH-1W's prominent exhausts are linked to the 1,690 shp GE-T700-401 engines.
AH-1Z
Первый опытный AH-1Z
An AH-1Z Viper from Marine Medium Helicopter Squadron 364 hovers above the flight deck of the USS Peleliu during an interoperability training exercise off the coast of Southern California.
An Aviation Boatswain's Mate guides an AH-1Z Viper off the flight deck of the USS New Orleans during flight quarters.
AH-1Z - наиболее совершенный представитель всего легендарного семейства ганшипов. Его боевой потенциал столь же высок, сколь и грозен его внешний вид. Вертолет оснащен самой совершенной аппаратурой и мощным вооружением.
Увеличенное крыло AH-1Z имеет два дополнительных узла подвески на законцовках - преимущественно они используются для AIM-9 Sidewinder, ранее мешавших подвеске другого вооружения.
Старые модуль TSU и оптический прицел с AH-1W на AH-1Z уступили место прицельной системе AAQ-30 Hawkeye TSS, построенной на технологии 3G FLIR.
Based at MCAS Camp Pendleton, California, Marine Light Attack Helicopter Training Squadron 303 (HMLAT-303) 'Atlas' is the AH-1Z training unit.
AH-1Z
Опыт эксплуатации AH-1W в КМП США оказался столь успешным, что "Bell" начала работать над его глубокой модернизацией - ее ключевым элементом стал новый четырехлопастный несущий винт Model 680. Испытания винта на вертолете AH-1(4В)W (Four-Bladed Whiskey) начались 24 января 1989 года. Морская пехота проявила значительный интерес к новому варианту и в конечном итоге приняла решение об установке новых винтов на все свои AH-1W. Новый вариант с обновленным БРЭО получил обозначение AH-1Z. Примерно 40 из 180 запланированных к принятию на вооружение "Zulu" будут построены заново.
Bell AH-1Z Viper BuNo 168800/‘QT-640’ of Marine Light Attack Helicopter Training Squadron 303 (HMLAT-303) ‘Atlas' at MCAS Camp Pendleton, California, has an attractive red and black scheme over the standard grey finish worn by the majority of the type. The attack helicopter was noted at King Country International Airport/Boeing Field, Washington, on July 28, 2014 during ‘Marine Week' held in the Seattle area. Boeing Field was used as a staging area for helicopters taking part.
Ordnance specialists disarm an AH-1W Cobra at Auxiliary Airfield 2, near Yuma, in a forward arming and refuelling point exercise during WTI 2-15.
Sailors prepare to fuel a AH-1Z Viper on the flight deck of the USS Peleliu.
Вертолеты AH-1Z и UH-1Y со сложенными лопастями несущего винта
AH-1Z и UH-1Y
AH-1Z сопровождает транспортный UH-1Y
AH-1Z Vipers with Marine Medium Helicopter Squadron 268 aboard USS Makin Island.
Вертолеты AH-1Z готовят к погрузке в C-5 Galaxy (апрель 2009 года). Получив заказы от Корпуса морской пехоты США, фирма "Bell" стремится подписать контракт на 22 ударных вертолета с ВС Индии.
The AH-1Z is armed with a three barreled M197 20mm cannon with a firing rate of 730 rounds per minute.
AH-1W
Опытный вертолет AH-1T+
AH-1W прикрывают высадку десанта
"Суперкобра" над песками Аравийской пустыни
AH-1W "Супер Кобра" тайваньских ВВС
AH-1Z
Опытный вертолет Белл "249" с четырехлопастным несущим винтом
AH-1Z
Подвеска ПТУР "Хэлфайр" на AH-1W
Оборудование моторного отсека на "Суперкобре"
 
Кабина оператора на "Суперкобре"
Оборудование кабины экипажа вертолета AH-1Z
AH-1(4B)W
AH-1T+ "Суперкобра"
AH-1W "Суперкобра"