Bell AH-1W / AH-1Z Super Cobra
Варианты:
Bell - AH-1W / AH-1Z Super Cobra - 1983 - США
Страна: США
Год: 1983
Вертолет

Многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
Описание:
Bell Model 209 (AH-1 SeaCobra, SuperCobra и AH-68)
Bell AH-1Z Super Cobra
Фотографии:

Цветные фото (95)

Bell Model 209 (AH-1 SeaCobra, SuperCobra и AH-68)

<...>
   Разработка модификации AH-1T+ велась с целью улучшения характеристик вертолета AH-1T в условиях жаркого климата и высокогорья. Эта машина более известна как AH-1W SuperCobra и изначально проектировалась под требования иранских военных. Первый полет прототип AH-1T с двумя ТВаД General Electric T700 выполнил в апреле 1980 года. В 1987 году вертолеты AH-1W начали поступать на вооружение Корпуса морской пехоты США. Основным оружием этой модификации стали восемь ПТУР BGM-71 TOW или AGM-114 Hellfire, в ассортимент вооружения входят также неуправляемые ракеты, изредка на вертолеты подвешивают по две УР класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder или противорадиолокационные ракеты AGM-122 SideARM. С марта 1986 года Корпус морской пехоты получил 222 вертолета AH-1W. Обозначение TAH-1W получил учебно-тренировочный вариант вертолета AH-1W с двойным управлением.
   Модель AH-1(4B)W Viper фирма "Bell" разработала в частном порядке на основе AH-1W. Ha AH-1(4B)W Viper установлены четырехлопастный бесшарнирный несущий винт, усовершенствованная трансмиссия, цифровая система управления, доплеровская навигационная система, ночная обзорно-прицельная система. Число узлов подвески доведено до шести, торцевые крыльевые узлы предназначены для ракет SideARM, а общая масса полезной нагрузки доведена до 1444 кг. Опыт проектирования вертолета AH-1(4B)W был использован при разработке варианта AH-1Z, заказанного КМП США. В вариант AH-1Z сегодня модернизируются все состоящие на вооружении КМП США вертолеты AH-1W.
   Различные модификации вертолетов SeaCobra состояли или состоят на вооружении в Иране, Ираке (были захвачены во время войны с Ираном и, предположительно, уцелевшие до настоящего времени), США, Тайване, Турции и Южной Корее.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bell AH-1W SuperCobra

   Тип: многоцелевой ударный вертолет с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два турбовальных двигателя General Electric T700-6E-401 мощностью по 1625 л. с, но снимаемая с двух ТВаД мощность ограничена возможностями редуктора до 2032 л. с.
   Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 282 км/ч; скороподъемность при одном работающем двигателе 244 м/мин; практический потолок более 3660 м; статический потолок с учетом влияния земли 1500 м; статический потолок без учета влияния земли 900 м; дальность 615 км
   Масса: пустого 4627 кг; максимальная взлетная 6691 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 14.61 м; длина с вращающимися винтами 17,68 м; высота 4,11м; площадь, ометаемая несущим винтом 168.11м'
   Вооружение: одна трехствольная 20-мм пушка M197, до 1120 кг авиационных средств поражения на подкрыльевых узлах подвески, включая ПТУР BGM-71 и AGM-114, УР класса "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, противорадиолокационные ракеты AGM-122 SideARM, УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder, неуправляемые ракеты калибров 70 и 127 мм, бомбы, баки с напалмом

Bell AH-1Z Super Cobra

Командование Корпуса морской пехоты США, не имея фондов на приобретение морского варианта ударного вертолета Apache, оказалась перед серьезной проблемой - вскоре надлежало списывать устаревающие вертолеты AH-1W Super Cobra, и авиация морской пехоты могла и вовсе остаться без вертолетов огневой поддержки. "Bell" неоднократно предлагала новые варианты AH-1, в итоге КМП США остановил свой выбор на одном из них.
   В 1979 году "Bell" предложила американской армии установить четырехлопастный несущий винт с Model 412 на фюзеляж AH-1S и добавить новую авионику - новый вертолет получил обозначение Cobra II. Был построен и облетан демонстрационный образец, но Армия США заключила контракт по программе LHX (легкий перспективный вертолет) на разработку RAH-66 Comanche. Но этот проект, вылившийся затем в программу ASH (усовершенствованный разведывательный вертолет), потерпели неудачу.
   В 1993 году "Bell" вместе с "GEC-Marconi Avionics" в ответ на тендер британской армии на новый ударный вертолет предложила AH-1Z Cobra Venom - новую машину с новым крылом малого удлинения с размещенными на нем ПТУР Hellfire и с новейшей авионикой. И снова "Bell" проиграла, но она использовала опыт и технические решения, полученные при проектировании Cobra Venom, когда в 1996 году начала работу над AH-1Z Super Cobra для КМП США.
   AH-1Z представляют собой капитально переделанные AH-1W, всего запланировано выпустить 180 вертолетов, причем от старых машин мало что остается - изменены фюзеляж, несущий винт, кабина, крыло, комплексы вооружения и авионики. "Northrop Grumman" разрабатывала для AH-1Z комплексные системы авионики и приборное оборудование, a "Lockheed Martin" - систему визирования цели TSS, которая включает ИК-камеру переднего обзора, цветную ТВ-камеру, целеуказатель для ракет Hellfire и, опционально, лазерную систему подсветки цели. Последняя позволяет AH-1Z или "Zulu", как его обычно называют, отслеживать или уничтожать цели, обозначенные внешним источником целеуказания. Возможна также передача изображения и данных для стрельбы на установленные на шлемах обоих летчиков дисплеи системы прицеливания и отображения ThalesTopOwl, которая изначально предназначалась для действий в ночных условиях, но проблемы, с которыми столкнулись летчики-испытатели при полетах ночью на малых высотах, потребовали доработки шлемов более ранней серии с целью совместимости с очками ночного видения.
   20-мм пушка установлена в турели A/A49E-7(V4) и синхронизируется с движениями головы второго пилота-стрелка или командира посредством шлема TopOwl. Другое вооружение включает ПТУР AGM-114 Hellfire модификаций А, В и С и УР AGM-114P, применяемые против надводных целей.
   Первый AH-1Z, обозначенный NAH-1Z, поднялся в воздух 7 декабря 2000 года. На тот момент вертолет не имел комплекта авионики "Northrop Grumman". В настоящее время программа столкнулась с рядом проблем, в том числе - растрескиванием киля, дефектами лопастей несущего винта и пр. Второй вертолет поднят в воздух 4 октября 2002 года, третий - 26 августа того же года, но программа стала испытывать финансовые проблемы. К середине 2003 года вторую и третью машины поставили на прикол для установки новой авионики, а в октябре 2003 года было получено разрешение на выпуск малой партии. Несмотря на это, к середине 2006 года заказчик получил только два AH-1Z. а первый серийный вертолет поставили 30 января 2007 года. Поставки серийных машин продолжались очень низкими темпами, да и заказы поступали на очень малые партии. К концу 2008 года сумма выделенных на AH-1Z средств покрывала изготовление всего 19 машин, еще на пять машин средства выделены в 2009 году.
   Еще одна проблема в том, что AH-1Z разрабатывался вместе с UH-1Y, вариантом UH-1N с несущим винтом, динамическими системами, двигателями и частью авионики AH-1Z. С началом поставок AH-1Z и UH-1Y в 2007 году "Bell" объявила о намерении к 2010 году увеличить выпуск вертолетов до 16 единиц в год хотя только КМП США в 2008 году затребовал 15 машин, а в 2009 году - 20. В настоящее время ожидается, что начальная боевая готовность AH-1Z будет достигнута в 2011 году. Надежды на экспорт машин на Тайвань и в Турцию окончились ничем, но "Bell" снова предлагает AH-1Z Индии в качестве нового ударного вертолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   AH-1Z Super Cobra

   Тип: многоцелевой ударный вертолет
   Силовая установка: два ГТД General Electric T-700-GE-401 мощностью 1340 кВт каждый
   Характеристики: максимальная скорость 411 км/ч; крейсерская скорость 248 - 287 км/ч; практический потолок более 6096 м; дальность полета 685 км; боевой радиус 208 км с загрузкой 1150 кг; максимальная скороподъемность 852 м/мин
   Масса: пустого 5591 кг; максимальная взлетная 8409 кг; максимальная полезной нагрузки 2620 кг
   Размеры: длина 17,8 м; высота 4.37 м; ометаемая площадь 168 м2; диаметр несущего винта 14.63 м; диаметр хвостового винта 2.98 м
AH-1W
AH-1W "Super Cobra" корпуса морской пехоты США
The AH-1W's fuselage is fitted with sensors for the AN/AAR-47(V)2 missile warning receiver, AN/APR- 39(V) pulse radar warning receiver, AN/APR-44(V) continuous wave radar warning receiver and AN/AVR-2 laser warning receiver. The latter system warns the crew when it detects pulsed laser light.
Вертолет огневой поддержки Морской пехоты США. В ходе операции "Provide Comfort" на сопровождение морской пехоты с базы Силопи летали четыре вертолета AH-1W, вооруженные противотанковыми ракетами Tow, противовоздушными AIM-9 и НАР.
В 2009 году AH-1W оставался основным ударным вертолетом Корпуса морской пехоты США, однако на вооружении уже имеются радикально модернизированные вертолеты AH-1Z.
An AH-1W SuperCobra assigned to HMLA-267 'Stingers' takes off from Camp Bastion on a close air support mission.
AH-1W SuperCobra
AH-1Ws form part of each Marine Expeditionary Unit and deploy aboard US Navy landing assault ships.
AH-1W из авиации КМП США несет ПТУР AGM-114 Hellfire, 70-мм НАР и встроенную 20-мм пушку. Вертолеты SuperCobra активно использовались в Ираке (на снимке) и Афганистане.
An AH-1W from HMLA-773 Det A at Marine Corps Air Ground Combat Center Twentynine Palms, California during an integrated training exercise.
AH-1W BuNo 165285/MM22 from HMLA-773 Det A hovers at Marine Corps Air Ground Combat Center Twentynine Palms on recovery from a live rocket shoot.
Mounted on the nose of the AH-1W, the AN/AWS-1(V)1 Night Targeting System integrates a FLIR sensor for automatic target tracking, a laser designator rangefinder, TV sensor and video recorder.
A Bell AH-1W Super Cobra lifts off from an airfield in Iraq for a mission in support of coalition forces. The AH-1W is armed with a 20mm rotary cannon and Hellfire missiles.
Боевой вертолет AH-1W "Супер Кобра" легко отличить по двухлопастному несущему винту
US Marine Corps AH-1W Super Cobra 165051 ‘MM-20’ operated by Marine Light Attack Helicopter Squadron 773 (HMLA-773) Detachment A ‘Nomads' makes its final flight over ‘Big Easy’ - New Orleans, Louisiana - on October 14, 2020 during the Whiskey Sundown Ceremony at Naval Air Station Joint Reserve Base New Orleans. After 933,614 flight hours over a 34-year career, this marked the retirement of the AH-1W from USMC service. The type has been replaced by the AH-1Z Viper
Война с терроризмом и особенно операция "Iraqi Freedom" дали "вторую жизнь" вертолетам AH-1W Super Cobra КМП США. Снимок AH-1W из 162-й вертолетной эскадрильи сделан над Атлантикой в 2005 году, эскадрилья тогда базировалась на десантном вертолетоносце-доке "Кирсарж". На смену AH-1W в КМП США придут вновь построенные и модернизированные из "W" вертолеты AH-1Z, первые из которых должны достигнуть состояния боеготовности в 2011 году. Намечено доработать 140 машин, которые получат четырехлопастные бесшарнирные винты, ТВаД T700-GE-401, прицельные системы Lockheed Martin Target Sight System и др.
The AH-1W SuperCobra's M197 three-barrel 20mm cannon is mounted in the A/A49E-7(V)4 turret with 750 rounds of ammunition.
Ирак и Афганистан. К моменту начала операции "Iraqi Freedom" в 2003 году Cobra остались только в КМП США и приняли участие во многих боях, оставаясь главной силой экспедиционных сил КМП США.
AH-1W также применялись в Сомали, Боснии, на Гаити и в Либерии. КМП США продолжит эксплуатацию Cobra, но уже в преображенном виде - AH-1Z. Что касается Афганистана, то Cobra КМП США появились там уже в 2008 году, они действовали с британской базы Кэмп-Бастион в провинции Гельманд.
Холодная война. Превращенный из вертолета огневой поддержки пехоты в противотанковую машину Cobra стоял на страже границ стран НАТО, больше всего боявшихся советских танковых армад, в течение почти 20 лет. Официально вооруженных инцидентов с участием вертолетов Cobra в Европе не происходило, однако "происшествия на границе" имели место, "оппонентами" довольно часто здесь выступали Ми-24. Эти случаи послужили поводом для разработки тактики воздушного боя вертолетов, однако реально Ми-24 и Cobra сходились в воздушных боях только во время ирано-иракской войны. Политическая ситуация в Европе радикально изменилась, но даже в 2010 году вертолеты Cobra стоят "на страже мира и демократии" в Южной Корее.
Former US Marine Corps AH-1W Super Cobra 160113 ‘MM-21’ arrives at Picatinny Arsenal, New Jersey, for future research and development use at the US Army CCDC Armaments Center
The 24th Marine Expeditionary Unit, deployed as part of the US Sixth Fleet, training in Souda Bay in 2012.
Вертолет AH-1W выполняет взлет с палубы десантного вертолетоносца "Пелелью" (LHA 5), в составе авиагруппы которого имеются четыре такие машины.
A Bell UH-1N Iroquois and an AH-1W Super Cobra sit side-by-side on the deck of the USS Peleliu. The former has a Forward Looking Infra-Red (FLIR) turret under its nose.
An AH-1W and AV-8B together, showing the flexibility of the assets at an MEU’s disposal.
Противорадиолокационная ракета AGM-122A Sidearm создана на базе УР "воздух-воздух" AIM-9L/M и может применяться с вертолетов AH-1W, состоящих на вооружении КМП США.
Корпус морской пехоты США обладает самым большим опы том боевого применения УР класса "воздух-воздух" с вертолетов. УР AIM-9 входят в ассортимент боевой нагрузки AH-1 с 1980-х годов. На фотографии - испытательный пуск AIM-9L с AH-1W.
An AH-1W from HMLA-773 Det A departing Joint Reserve Base Naval Air Station New Orleans for a flight to Hurlburt Field, Florida.
An AH-1W Cobra and a UH-1H operating from the USS Bonhomme Richard during a 2013 certification exercise.
An AH-1W and a UH-1Y prepare to depart New Orleans for Hurlburt Field, Florida.
UH-1N широко использовались в ходе операций КМП США в Юго-Восточной Азии. Первые из новых построенных UH-1Y Venom начали боевую службу в 2009 году. На снимке один UH-1N и три AH-1W Super Cobra из 22-го экспедиционного подразделения (MEU) КМП над армейским аэродромом Удаири в Кувейте в 2009 году. Это подразделение находилось в резерве американского объединенного центрального командования.
Во время операции "Буря в пустыне" КМП США располагал 10 эскадрильями CH-46 (HMM-161, -164, -165, -261, -263, -265, -266, -268, -365 и -774). В августе 1990 года (после переброски в Саудовскую Аравию 60 CH-46E на борту самолетов C-5 ВВС США) они действовали с передовых аэродромов (на фотографии), обеспечивая операции сухопутных группировок. Еще 60 вертолетов перебросили в Персидский залив морем. Для увеличения боевого радиуса CH-46 была создана передовая база "Lonesome Dove", где осуществлялись заправка и техобслуживание вертолетов Sea Knight и эскортирующих их AH-1W.
Вооруженный ПТУР Hellfire вертолет AH-1W дозаправляется топливом недалеко от Фаллуджи, Ирак, снимок 2007 года. AH-1W активно применялись в операциях в Ираке.
AH-1 появился в период войн в Юго-Восточной Азии. Хорошо зарекомендовала себя Cobra и в ирано-иракской войне, и в операции "Буря в пустыне", и в нынешней войне с терроризмом. На фотографии - AH-1W пополняется топливом и вооружением для нового боевого вылета в Афганистане.
Super Cobra демонстрирует уникальный набор бортового вооружения - включая ракеты Hellfire, Hydra и TOW (авиабаза Таллил, Ирак).
The Whiskey s slim profile is evident in this nose-on shot of HMLA-773's colour bird.
This AH-1W is armed with 2.75-inch Hydra 70 rockets mounted in a seven-tube LAU-68 launcher and two AGM-114 laser-guided Hellfire missiles mounted on M272 launchers.
A mechanic signals to the crew during post-flight inspections at Camp Bastion in Afghanistan.
Note the AN/ALE-39 countermeasures dispenser set above the stub-wing. Each of the two MX-7721 chaff dispensers holds 30 cartridges.
Ordnance Marines load high-explosive 2.75-inch rockets into a 19-shot pod under the wing of an AH-1W Cobra at Marine Corps Air Ground Combat Center Twentynine Palms, California.
The AH-1W's prominent exhausts are linked to the 1,690 shp GE-T700-401 engines.
Maintaining aircraft between drill weekends falls on the shoulders of HMLA-773’s active-duty and active-reserve maintainers.
Taiwan has ordered a total of 50 Bell AH-1W SuperCobras, delivery of which began in 1993. Seen here is the second example, 502, in full Republic of China Army colours but retaining USMC BuAer/FMS serial 164914 on the fin.
Trial installation of the Bell 680 four-blade rotor on US Marine Corps Bell AH-1W SuperCobra 161022 (1997)
AH-1Z
Having been eliminated from the Air 87 shortlist in April 1999, Bell resubmitted its bid with the ARH-1Z SuperCobra in early 2000 when the competition was re-opened to all six original contenders. The ARH-1Z designation was chosen after the bidding was re-opened and is based on the USMC’s upgraded AH-1Z variant. According to Bell, the ARH-1Z may be equipped with a podded version of the Longbow fire control radar as an option.
Первый опытный AH-1Z
An AH-1Z Viper from Marine Medium Helicopter Squadron 364 hovers above the flight deck of the USS Peleliu during an interoperability training exercise off the coast of Southern California.
US Marine Corps AH-1Z, 168516 was seen at Fort Worth s Meacham Airport on November 6, 2020. Wearing no unit markings, the Zulu had been assigned to HX-21 at NAS Patuxent River, Maryland, but it’s unclear if the helicopter is still assigned to the unit
A United States Marine Corps Bell AH-1Z Viper conducting pre-deployment deck-landing qualifications onboard the amphibious transport dock ship USS New Orleans (LPD 18) in mid-August 2011. The attack helicopter belongs to Marine Medium Helicopter Squadron 268 (HMM-268), part of the 11th Marine Expeditionary Unit. Although declared combat-ready in September 2010, AH-1Z crews have been preparing to take part in their first operational deployment as part of Amphibious Squadron 5 later this year. The LPD can operate up to ten aircraft.
An AH-1Z prepares to engage targets during an offensive air support exercise at the Chocolate Mountain Aerial Gunnery Range, California.
AH-1Z - наиболее совершенный представитель всего легендарного семейства ганшипов. Его боевой потенциал столь же высок, сколь и грозен его внешний вид. Вертолет оснащен самой совершенной аппаратурой и мощным вооружением.
An AH-1Z Viper attack helicopter takes off from the flight deck of amphibious dock landing ship USS Pearl Harbor (LSD 52) during flight operations to enhance interoperability between Navy ships and Marine aircraft as part of a Composite Training Unit Exercise.
Увеличенное крыло AH-1Z имеет два дополнительных узла подвески на законцовках - преимущественно они используются для AIM-9 Sidewinder, ранее мешавших подвеске другого вооружения.
Старые модуль TSU и оптический прицел с AH-1W на AH-1Z уступили место прицельной системе AAQ-30 Hawkeye TSS, построенной на технологии 3G FLIR.
Вертолет КМП США AH-1Z «Вайпер»
Based at MCAS Camp Pendleton, California, Marine Light Attack Helicopter Training Squadron 303 (HMLAT-303) 'Atlas' is the AH-1Z training unit.
AH-1Z
Опыт эксплуатации AH-1W в КМП США оказался столь успешным, что "Bell" начала работать над его глубокой модернизацией - ее ключевым элементом стал новый четырехлопастный несущий винт Model 680. Испытания винта на вертолете AH-1(4В)W (Four-Bladed Whiskey) начались 24 января 1989 года. Морская пехота проявила значительный интерес к новому варианту и в конечном итоге приняла решение об установке новых винтов на все свои AH-1W. Новый вариант с обновленным БРЭО получил обозначение AH-1Z. Примерно 40 из 180 запланированных к принятию на вооружение "Zulu" будут построены заново.
This rear view of an AH-1Z shows the hover infrared suppression system which is an integral part of the exhaust system.
Bell Helicopter is re-manufacturing 180 AH-1Ws into AH-1Zs, with the new variant expected to reach initial operational capability in 2011. This AH-1Z is firing one of its Hellfire missiles and is also carrying a AIM-9 Sidewinder.
Bell AH-1Z Viper BuNo 168800/‘QT-640’ of Marine Light Attack Helicopter Training Squadron 303 (HMLAT-303) ‘Atlas' at MCAS Camp Pendleton, California, has an attractive red and black scheme over the standard grey finish worn by the majority of the type. The attack helicopter was noted at King Country International Airport/Boeing Field, Washington, on July 28, 2014 during ‘Marine Week' held in the Seattle area. Boeing Field was used as a staging area for helicopters taking part.
Ordnance specialists disarm an AH-1W Cobra at Auxiliary Airfield 2, near Yuma, in a forward arming and refuelling point exercise during WTI 2-15.
Sailors prepare to fuel a AH-1Z Viper on the flight deck of the USS Peleliu.
Вертолеты AH-1Z и UH-1Y со сложенными лопастями несущего винта
AH-1Z и UH-1Y
A US Marine Corps AH-1Z Viper on the flight deck of the Australian landing helicopter dock HMAS Canberra (with a UH-1Y Venom hovering behind it) on August 1 during the Rim of the Pacific (RIMPAC) 2022
AH-1Z сопровождает транспортный UH-1Y
UH-1Ys and AH-1Zs will be delivered to the Czech Republic in 2023
AH-1Z Vipers with Marine Medium Helicopter Squadron 268 aboard USS Makin Island.
The final AH-1Ws will retire soon as recapitalisation with the newer AH-1Z is completed.
Вертолеты AH-1Z готовят к погрузке в C-5 Galaxy (апрель 2009 года). Получив заказы от Корпуса морской пехоты США, фирма "Bell" стремится подписать контракт на 22 ударных вертолета с ВС Индии.
The AH-1Z is armed with a three barreled M197 20mm cannon with a firing rate of 730 rounds per minute.
The AH-1Z is equipped with the M197 20mm Gatling gun and carries approximately 650 20mm rounds.
Maintainers make adjustments to the ammunition feeder of the M197 Gatling gun.
This AH-1Z is configured with two different launchers; a seven shot LAU-68 for 2.75 inch rockets and a four-round M272 for AGM-114 Hellfire missiles.
Moving the AH-1Z requires four ground handling wheel sets. Towing is possible up to a max weight of 18,500 lb over smooth surfaces.
The forward ground handling wheel sets (in white) have steerable wheels.
The low air speed probe on the forward left hand side of the aircraft feeds the digital air data system which provides real time wind direction, wind speed, outside air temperature, air speed data.
AH-1Z pilots say the Zulu is faster, carries more fuel and weapons compared to an AH-1W but a harder aircraft to employ because of the amount of information captured by the sensors which needs to managed.
The Lockheed Martin AN/AAQ-30 Target Sight System is a targe-aperture, mid-wave, forward looking, infrared/electro-optical sensor housed in a gyro-stabilised turret mounted on the nose of the helicopter.
The primary structural components of the main rotor hub are two fibreglass two-arm yokes in a stacked arrangement. Composite main rotor blades are made from fibreglass and epoxy.
Flight line crew attach a brace to a main rotor of an AH-1Z prior to maintenance on the rotor hub.
Bahrain’s initial AH-1Z Viper, the first of a 12-strong order
The Thales TopOwl Helmet-Mounted Sight and Display system comprises a modular, protective helmet with day and night avionics to present a head-up display of visual aids and intensified night images to the pilot.