Мировая Авиация 79
-
Sniper обеспечивает самолетам B-1B высокие возможности по обнаружению и классификации целей.
Подвешенный на бомбардировщике B-1B контейнер Sniper XR ATP имеет высокие характеристики.
Истребители Messerschmitt Bf 109E-4/Trop из состава I группы 27-й истребительной эскадры оказали большое влияние на ход воздушной войны в небе Северной Африки. Весной 1947 года они превосходили на ТВД любые британские истребители.
Британские специалисты готовят к вылету легкий бомбардировщик Bristol Blenheim Mk I из 1 13-й эскадрильи. Обычно легкие бомбардировщики применялись против небронированных целей и скоплений пехоты.
Fiat CR.32. 160-я эскадрилья 12-й авиагруппы 50-го авиакрыла итальянских ВВС имела на вооружении самолеты CR.32 и Breda Ва.65, которые использовались в качестве штурмовиков. Впрочем - не особо удачно.
F-16A Fighting Falcon. Данный F-16A Block 15 из состава 14-й эскадрильи ВВС Пакистана принадлежал пакистанскому флайт-лейтенанту Халиду Мехмуду. Считается, что в двух боях в 1988 году он сбил три афганских самолета.
Совершающий полет над Афганистаном F-16C, принадлежащий ВВС США, оснащен прицельным контейнером AN/AAQ-28(V) Litening AT, обеспечивающим применение собственных УАБ с лазерным наведением, выработку данных целеуказания для боеприпасов с приемниками GPS и получение разведданных в реальном масштабе времени.
Индонезия. В августе 1986 года индонезийские ВВС заказали 12 самолетов F-16A/B Block 15OCU (программа "Peace Bima-Sena"), поставки которых осуществлены в 1989-1990 годах. К марту 1996 года Индонезия разместила заявки на приобретение еще девяти F-16A Block 15, но в июле 1997 года контракт был отменен - возникли политические осложнения в отношениях между Индонезией и США. Вашингтон ввел эмбарго на поставки вооружений и военной техники в Индонезию, которое было снято только в 2005 году. Сегодня остающиеся в эксплуатации индонезийские самолеты F-16 выполняют полеты только в дневное время суток и входят в состав 3-й эскадрильи 3-го авиакрыла, базирующегося на авиабазе Исвахуди.
Южная Корея. На вооружении южнокорейских ВВС состоят 180 самолетов F-16C/D модификаций Block 32 и Block 52: в 1986 году поставлены 40 самолетов Block 32 ("Peace Bridge I"); в рамках второго этапа программы ВВС с июня 1997 года получили 120 самолетов Block 52 Viper-108 машин были собраны компанией "Samsung Aerospace" под обозначением KF-16; в 2003-2004 годах компания "Samsung Aerospace" передала заказчику еще 20 самолетов Block 52 ("Peace Bridge III"). Южнокорейские ВВС первыми из иностранных заказчиков получили возможность установки на своих F-16 станции ответных помех AN/ALQ-165. Самолеты размещены на четырех авиабазах: Чхунджу (19-е истребительное авиакрыло; 155-я и 159-я истребительные эскадрильи - самолеты KF-16; 161-я и 162-я истребительные эскадрильи - самолеты F-16C/D Block 32), Сосан (20-е истребительное авиакрыло; 120-я, 121-я, 123-я и 157-я истребительные эскадрильи - самолеты F-16C/D Block 52), Кунсан (38-е тактическое истребительное авиакрыло; 111-я истребительная эскадрилья - самолеты F-16C/D Block 52) и Чхонджу (29-я авиагруппа по доводке машин и разработке тактических приемов их использования - самолеты KF-16).
Истребители F-16 Block 52 составляют основу ВВС Сингапура. Изображенный здесь самолет несет УР класса "воздух-воздух" AIM-9P Sidewinder.
Таиланд. Королевские ВВС Таиланда получили 54 F-16A/B Block 15OCU и Block 15ADF в рамках четырех этапов программы "Peace Naresuan". Первые 12 самолетов Block 15OCU переданы в 1998 году ("Peace Naresuan I"), в 1990-1991 годах - следующие шесть машин ("Peace Naresuan II"), в 1995-1996 годах - еще 18 самолетов ("Peace Naresuan III"), а в августе - октябре 2002 года и июле 2003 года - поставлены 16 Block 15ADF и два Block 10OCU, предназначенные на запчасти ("Peace Naresuan IV"). В 2005 году Таиланд получил семь Block 15OCU из Сингапура, взамен на разрешение использовать авиабазы и полигоны Таиланда для подготовки сингапурских военных. Все F-16 находятся в составе 1-го авиакрыла на авиабазе Корат (102-я эскадрилья - самолеты Block 15ADF, 103-я эскадрилья - самолеты Block 15OCU) и 4-го авиакрыла на авиабазе Такпи (413-я эскадрилья - самолеты Block 15OCU).
Тайвань. 150 самолетов F-16A/В Block 20 - это основа воздушной мощи ВВС Тайваня. В ноябре 1992 года подписано соглашение по программе "Peace Fenghuang" по поставке Тайваню F-16A/B Block 20 фактически представлявших собой модель Block 15OCU, доведенную до стандарта MLU. Новые машины шли на замену F-104 и F-5E, одновременно приобретались и 60 истребителей Mirage 2000-5. Поставки завершены в 1997 году, но 18 самолетов остались на авиабазе Льюк ВВС США, где обеспечивали подготовку тайваньских летчиков, причем к 2009 году их число сократилось до 14. В июле 2006 года Тайвань решил приобрести еще 66 самолетов F-16A/B, но США предложили взамен F-16C/D. Тайваньские F-16A/B Block 20 оснащены БРЛС Westinghouse AN/APG-66(V)3 и станцией ALR-56M предупреждения о радиолокационном облучении, могут нести подвесные контейнеры с аппаратурой Sharpshooter и Pathfinder. Самолеты находятся в составе 4-го (21-я, 22-я и 23-я тактические истребительные группы; авиабаза Цзяи) и 5-го тактических истребительных авиакрыльев (12-я тактическая разведывательная эскадрилья - ее самолеты оснащены контейнерами с разведаппаратурой AN/VDS-5,17-я, 26-я и 27-я группы; авиабаза Хуалянь).
Третий прототип стал первым Mirage 2000, оснащенным многоцелевой бортовой импульсно-доплеровской РЛС Thomson-CSF RDM. На заднем плане - четвертый прототип.
Изготовление фюзеляжа было поручено заводу "Dassault" в Аржантёй, недалеко от Парижа. 7 июня 1982 года первый элемент конструкции нового Mirage 2000C-01 (фото) был отправлен по шоссе в Бордо (Мериньяк), где к нему пристыковали консоли крыла, изготовленные "Aerospatiale" в Нанте.
"Thomson-CSF" поставляла БРЛС RDM, a SNECMA - двигатели M53-5. Первый полет он совершил 20 ноября 1982 года, самолет пилотировал Гай Мито-Морар.
"Dassault" построила этот "прозрачный" полноразмерный макет Mirage 2000C для наглядного отображения всех систем самолета.
В ноябре 2007 года пара F-22A с авиабазы Элмендорф выполнила первый перехват "вероятного противника", в роли которого выступил российский Ту-95МС. На фотографии видно, что Raptor несет подвесные топливные баки.
AH-1W из авиации КМП США несет ПТУР AGM-114 Hellfire, 70-мм НАР и встроенную 20-мм пушку. Вертолеты SuperCobra активно использовались в Ираке (на снимке) и Афганистане.
AH-1Z - наиболее совершенный представитель всего легендарного семейства ганшипов. Его боевой потенциал столь же высок, сколь и грозен его внешний вид. Вертолет оснащен самой совершенной аппаратурой и мощным вооружением.
F-22A Raptor. По состоянию на август 2009 года, ВВС США получили около 145 самолетов, из них два потеряны в ходе различных инцидентов. Заказчик должен получить еще 42 самолета. Таким образом, парк Raptor станет самым малочисленным из всех истребителей, находившихся когда-либо на вооружении ВВС США.
F-22 отличается высокой маневренностью. Отклонение носка крыла, выпуск закрылков, отклонение элеронов, стабилизаторов и рулей направления регулируются и согласуются системой автоматического управления (СМ).. На снимке: элевоны - в режиме рулей высоты, носок крыла отклонен, рули направления отклонены до упора вправо. САУ также управляет отклонением вектора тяги двигателей.
Многие эксперты склонны рассматривать F-22A как последний пилотируемый истребитель - на смену ему, вероятно, придет уже беспилотный боевой авиационный комплекс.
В начале работ по программе создания перспективного истребителя общее количество потребных истребителей завоевания превосходства в воздухе оценивалось в 750 самолетов. Впоследствии оно сократилось до 187, в то время как на Raptor были возложены и ударные функции.
F-22A Raptor - элитный истребитель ВВС США, о котором только могут мечтать летчики других стран. Хотя он уже не одинок, в России появляется свой истребитель пятого поколения.
Истребителю пятого поколения F-22A приходится тесно сотрудничать с боевыми самолетами предыдущих поколений.
В ноябре 2007 года пара F-22A с авиабазы Элмендорф выполнила первый перехват "вероятного противника", в роли которого выступил российский Ту-95МС. На фотографии видно, что Raptor несет подвесные топливные баки.
На снимке видно ограниченное число образующих плоскостей планера. Боковые поверхности носовой части фюзеляжа, кромки воздухозаборников и килей расположены вдоль одной плоскости. Это сделано для уменьшения ЭПР самолета.
Первые F-22A прибыли на авиабазу Элмендорф 8 августа 2007 года. Суровые климатические условия, как оказалось, оказывают негативное влияние на работоспособность стелс-покрытия самолетов, что требует более объемного техобслуживания.
Управление вектором тяги дает возможность существенно повысить маневренные возможности самолета. Так, например, установленный на истребителе F-22A двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 имеет сопла, отклоняемые в вертикальной плоскости.
F-22A Raptor. В настоящее время F-22A находятся на вооружении четырех боевых эскадрилий, базирующихся на авиабазах Лэнгли (штат Вирджиния), Элмендорф (Аляска), Холломэн (Нью-Мексико) и Хикэм (Гавайи). Кроме того, данные самолеты эксплуатируются учебной эскадрильей с авиабазы Тиндалл (Флорида) и центром боевого применения на авиабазе Неллис (Невада). Пилоты базирующейся на Аляске 90-й истребительной эскадрильи "Pair O'Dice" 3-го тактического авиакрыла в ноябре 2007 года первыми осуществили перехват и сопровождение российских бомбардировщиков Ту-95МС. В случае необходимости истребители могут быть быстро переброшены в любую "горячую точку" региона (например, в Корею) или в Европу, для чего летчикам с Аляски необходимо будет совершить девятичасовой перелет через Северный полюс.
F-22A Raptor
Двигатель General Electric GE90-115B, установленный на авиалайнере Boeing 777-300ER, развивает максимальную тягу 511,42 кН.
На новейшем европейском истребителе Eurofighter Typhoon установлены ТРДДФ Eurojet EJ200, созданные с применением так называемой блиск-технологии (BUSK, лопатки компрессора изготавливаются единым целым вместе с диском), способные выдерживать большие рабочие температуры и отличающие ся высокой тяговооруженностью.
Lancaster готовится к вылету. Рядом с ним стандартные бомбовые кассеты SBC, каждая содержала до 236 зажигательных бомб калибром 1,8 кг. В годы войны самолеты Бомбардировочного командования сбросили более 80 млн таких бомб, из них 50 млн - на счету Lancaster.
Lancaster Mk I, R5740, с кодом "KM-O" был одним из первых бомбардировщиков этого типа, поступивших в 44-ю эскадрилью. Июль 1942 года, авиабаза Уоддингтон.
Бомбардировщики Lancaster из состава 83-й эскадрильи на авиабазе Скэмптон готовятся к рейду на Бремен в ночь с 25 на 26 июня 1942 года.
83-я эскадрилья британских ВВС одной из первых получила самолеты Lancaster Mk I.
Такие противокорабельные бомбы CSB калибром 3084 кг были применены Lancaster во время налета на Гдыню. Диаметр бомбы - 114,3 см.
Летчики 106-й эскадрильи на фоне бомбардировщика Lancaster Mk I ED593 "Admiral Prune II", на котором летал командир эскадрильи уинг-коммандер Гай Гибсон (14-й слева), позже командир 617-й эскадрильи. Снимок датирован 1942 годом.
Islander стал классическим транспортным самолетом местных авиалиний. Изображенный здесь BN-2B компании "Loganair" является типичным представителем семейства этих машин, обслуживавших региональные маршруты.
Снимаемые с вооружения Армии США вертолеты AH-1F стали весьма востребованы на международном рынке вооружений. Заинтересованность в них, например, выразил Таиланд.
Начиная с 1979 года, израильские AH-1 Tzefas принимали участие во многих операциях, в том числе и в 1982 году - против сирийских войск.
Во Вьетнаме экипажи во время выполнения заданий часто попадали под сильный обстрел с земли. AH-1G находились тогда на вооружении более чем 20 подразделений, почти 300 вертолетов были потеряны в боях.
Изначально заказанные для британских ВВС 14 самолетов Jetstream были переоборудованы по стандарту Т.Mk 2 для эксплуатации в авиации британских ВМС. Характерное отличие - бульбообразная носовая часть фюзеляжа.
В общей сложности с ноября 1992 года по июль 1997 года 14 заказчикам было поставлено 97 самолетов Jetstream 41.
British Aerospace (Scottish Aviation) Jetstream 1
Разработанный на базе двигателя T406, турбовинтовой двигатель AE2100 оснащен шестилопастным воздушным винтом марки Dowty и установлен на самолетах Saab 2000 и C-130J.
Учебно-боевые самолеты Hawk британских ВВС в настоящее время окрашены по той же схеме, что и на фотографии. Броская окраска должна снизить риск столкновения учебных машине воздухе.
Самолеты Hawk весьма широко экспортировались, особенно популярной машина стала в странах Персидского залива.
British Aerospace Hawk T.Mk 1
Nene Viking. По заказу Министерства снабжения Великобритании 107-й серийный самолет был оснащен турбореактивными двигателями Rolls-Royce Nene, а также отличался усиленной обшивкой крыла, металлическими рулями высоты и шасси иного типа (с четырьмя одноколесными основными стойками). Изменения коснулись также топливной системы и кабины пилотов. 6 апреля 1948 года пилот Дж. Саммерс поднял Type 618 Nene Viking с аэродрома Уисли - это был первый британский реактивный транспортный самолет, поднявшийся в небо. Самолет развивал максимальную скорость 753 км/час, а на крейсерской скорости 632 км/час преодолевал 555 км. 25 июля 1948 года (в честь 39-летия полета Луи Блерио через Ла-Манш) самолет Nene Viking с 24 пассажирами на борту совершил перелет из Лондона в Виллакубле, под Парижем, всего за 34 мин 7 с, т.е. почти в два раза быстрее, чем стандартный поршневой Viking компании BEA. Был также побит рекорд скорости, установленный на линии Лондон - Париж самолетом Supermarine Spitfire. Испытания успешно продолжались несколько лет, в 1954 году Nene Viking вновь оснастили поршневыми двигателями (модель Mk 1В), присвоили имя "Lord Dundonald" и передали в качестве грузового компании "Eagle Aviation". Списан самолет был в 1962 году.
Gloster Gauntlet Mk II. Считавшийся устаревшим Gauntlet в первые месяцы войны в Северной Африке еще находился на вооружении одной австралийской (на рисунке - самолет 3-й эскадрильи) и трех британских эскадрилий. Южноафриканские ВВС эксплуатировали самолеты в Восточной Африке вплоть до 1942 года.
Командование британских ВВС на Ближнем Востоке было вынуждено оборонять огромное пространство, располагая преимущественно устаревшими самолетами. Одним из них был и Vickers Valentia, запечатленный здесь над Гелиополисом, недалеко от Каира (Египет).
"British West Indian Airways" эксплуатировала восемь Viking Mk 1, имевших крыло с работающей обшивкой. Данный самолет позже эксплуатировался британской "Eagle Aviation".
Первый Mk IB достался "Indian National Airways", всего же компания приобрела шесть таких машин, а еще девять купила "Air India". Компании позже вошли в состав "Indian Airlines Corporation".
Наиболее активно Viking эксплуатировала авиакомпания "British European Airways", заменившая им свои Douglas DC-3.
Снятые с эксплуатации в BEA самолеты Viking были проданы небольшим британским авиаперевозчикам. Например, изображенный здесь G-AHOY принадлежал "Hunting", "Eagle", "Pegasus", "Autair" (на снимке), "Claydon Aviation" и "Invicta".
Viking стал первым послевоенным пассажирским и грузовым авиалайнером, и на его базе для британских ВВС была разработана модификация Vickers Valetta - для перевозки личного состава и различных грузов. Прототип Valetta совершил первый полет 30 июня 1947 года. Он отличался от Viking 1В усиленным полом кабины, большими грузовыми дверями по правому борту, новым шасси, усовершенствованной топливной системой и более мощными двигателями Bristol Hercules 230. Самолет Valetta C.Mk 1 (фото) мог перевозить до 34 военнослужащих, 20 десантников или сбрасываемый груз. В мае 1949 года самолет поступил в 204-ю эскадрилью в Эль-Кабрите (Египет) и постепенно сменил в Транспортном командовании британских ВВС машины Douglas Dakota, хорошо зарекомендовав себя во время конфликта в Малайе, где самолеты этого типа сбросили более 2000 т груза для снабжения британских войск, воевавших в джунглях.
Valetta C.Mk 2 был схож с модификацией Mk 1, но предназначался для VIP-перевозок, имел кабину на 9-15 пассажиров и, благодаря увеличенному запасу топлива, имел большую дальность полета. Учебная модификация, Valetta T.Mk 3 (фото), поступила на вооружение британских ВВС в 1950 году для подготовки штурманов. Самолет имел ряд надфюзеляжных астрокуполов; было построено 40 таких машин. В 1966 году самолеты Valetta были сняты с эксплуатации в транспортных эскадрильях британских ВВС.
Авиаперевозчики рассчитывают, что авиалайнеры следующего поколения будут иметь на 25%лучшую топливную эффективность. Новое поколение двигателей представлено GEnx ("General Electric") и Trent 1000 ("Rolls-Royce"), одним из основных отличий которых стала замена традиционной системы отбора сжатого воздуха от двигателя более эффективной системой, шире использующей возможности электрооборудования. Еще более радикальный дизайн имеет двигатель PW1000G ("Pratt & Whitney", на снимке), созданный на базе технологии "Geared Turbofan" - системы привода вентилятора через редуктор (справа), которая позволяет существенно снизить скорость вращения вентилятора по сравнению со скоростью вращения турбины. Двигатель уже выбран для установки на самолеты Bombardier CSeries и Mitsubishi MRJ. "Rolls-Royce" же сделал ставку на совершенствование своих трехвальных двигателей.
Результаты анализа операции "Tet" были использованы и для создания AH-1J, вооруженного трехствольной пушкой M197.
Авиаперевозчики рассчитывают, что авиалайнеры следующего поколения будут иметь на 25%лучшую топливную эффективность. Новое поколение двигателей представлено GEnx ("General Electric") и Trent 1000 ("Rolls-Royce"), одним из основных отличий которых стала замена традиционной системы отбора сжатого воздуха от двигателя более эффективной системой, шире использующей возможности электрооборудования. Еще более радикальный дизайн имеет двигатель PW1000G ("Pratt & Whitney", на снимке), созданный на базе технологии "Geared Turbofan" - системы привода вентилятора через редуктор (справа), которая позволяет существенно снизить скорость вращения вентилятора по сравнению со скоростью вращения турбины. Двигатель уже выбран для установки на самолеты Bombardier CSeries и Mitsubishi MRJ. "Rolls-Royce" же сделал ставку на совершенствование своих трехвальных двигателей.
В 1999 году новозеландская компания "Integrity Aircraft" предложила вариант самолета Trislander, оснащенный одним турбовинтовым двигателем TFE331, но проект реализован не был.
В апреле 2008 года прошла информация о том, что компании "BAE Systems" и HAL обсуждают возможность лицензионного выпуска дополнительных 57 самолетов Hawk AJT, предназначенных для Индии.
11 октября 1980г.: Мишель Порта поднял в воздух первый прототип двухместного Mirage 2000B. Построенный на средства "Dassault", Mirage 2000B-01 (пятый прототип Mirage 2000) уже в первом полете превысил скорость звука. В следующем году B-01 использовался для испытаний ракеты ASMP.
На центральной точке подвески - макет КРВБ ASMP с ядерной боевой частью, испытывавшейся на Mirage 2000B-01 в рамках программы Mirage 2000N.
17 июля 1949 года в воздух поднялся Vickers Varsity T.Mk 1 (фото), учебный самолет для подготовки пилотов, штурманов и бомбардиров для многодвигательных самолетов, созданный на замену Wellington T.Mk 10. Внешне похожий на Viking и Valetta, он был фактически новым самолетом, с увеличенными размахом крыла (на 1,83 м) и фюзеляжем. Самолет имел подфюзеляжный обтекатель, где располагался бомбардир, бомбоотсек для 11,30-кг практических бомб, трехстоечное шасси и оснащался двигателями Bristol Hercules 264 мощностью 1950 л. с. Британские ВВС приобрели 160 самолетов Varsity, последний был снят с эксплуатации в 1976 году (он до конца 1980-х годов находился в распоряжении Royal Aircraft Establishment).
Один Varsity был переоборудован в личный самолет короля Иордании Хусейна (фото), на нем сняли место бомбардира. Два гражданских Varsity в середине 1960-х годов использовались в исследовательских целях компанией "Smith's Industries".
ATFLIR стал стандартным средством для самолетов Super Hornet.
Разработанный на базе двигателя T406, турбовинтовой двигатель AE2100 оснащен шестилопастным воздушным винтом марки Dowty и установлен на самолетах Saab 2000 и C-130J.
Изображенный на снимке самолет, G-ADDB, строился как Swallow, но в мае 1935 года появился уже в модернизированном виде, как прототип модификации Swallow 2. Одна из основных задач модернизации заключалась в сокращении сроков постройки машины.
Для истребителя пятого поколения F-35 Lightning II компания "Pratt & Whitney" разработала двигатель FT35, имеющий тягу на форсаже 7 55,65 кН и устанавливаемый на все три модификации данного самолета - F-35A, F-35B и F-35C.