Boeing-Vertol CH-46 Sea Knight (Kawasaki KV-107 (Япония))
Страна: США
Год: 1958
Вертолет

Транспортный вертолет продольной схемы с экипажем из двух-трех человек
Описание:
Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight)
Kawasaki KV-107
Фотографии

Boeing Vertol Model 107 (H-46 Sea Knight)

Вскоре после образования в марте 1956 года компания "Vertol Aircraft Corporation" инициировала разработку коммерческого транспортного вертолета с двумя газотурбинными двигателями. Еще на стадии проектирования была предусмотрена возможность использования вертолета как военного в случае проявления интереса к машине со стороны ВС США.
  Сборка вертолета, получившего заводское обозначение Vertol Model 107, началась в мае 1957 года, 22 апреля 1958 года вертолет выполнил свой первый полет. Испытания и доводка шли успешно. Рекламное турне вертолета привлекло к нему внимание со стороны вероятных заказчиков, в результате чего было заключено несколько контрактов. Армия США в июле 1958 года заказала партию из десяти несколько доработанных машин, получивших обозначение YHC-1A и предназначенных для эксплуатационных испытаний. Первый YHC-1A поднялся в воздух 27 августа 1959 года. К этому времени Армия США изменила свои взгляды на перспективный транспортный вертолет в пользу более грузоподъемной машины, оснащенной мощной силовой установкой. В ответ на новые требования "Vertol" на основе модели 107 разработала модель 114, а заказ на YHC-1A (новое обозначение YCH-46C) был сокращен с десяти до трех машин. На третьем вертолете установили турбовальные газотурбинные двигатели (ТВаД) General Electric T58-GE-6 мощностью по 1050 л. с. и несущие винты большего диаметра. Данная машина получила гражданское обозначение Model 107-11, первый полет этот прототип выполнил 25 октября 1960 года. К этому времени компания "Vertol" стала отделением "Boeing". После того, как вертолетом заинтересовался КМП США, одну машину модернизировали в вариант Model 107M с силовой установкой из двух T58-GE-8. По результатам оценочных испытаний с фирмой был заключен контракт на поставку серийных вертолетов HRB-1 Sea Knight (CH-46A с 1962 года), которые в последующем широко использовались КМП США, а с 2000-х годов и ВМС США главным образом для перевозок людей и грузов с корабля на корабль и для сообщения кораблей с берегом.
  Первый из 160 построенных вертолетов CH-46A поднялся в воздух 16 октября 1962 года, испытания продолжались до 1964 года, а в строевые части Корпуса морской пехоты первые вертолеты поступили в начале 1965 года. На основе первого серийного варианта разработано несколько модификаций, включая 266 вертолетов CH-46D, которые отличались силовой установкой из двух двигателей T58-GE-10 мощностью по 1400 л. с; вертолеты CH-46F - построены 174 машины для КМП США - отличались от CH-46D только составом БРЭО; 14 вертолетов UH-46A, аналогичных CH-46A, построили для ВМС США, первый из них поступил на вооружение 1-й многоцелевой вертолетной эскадрильи в июле 1964 года; 10 вертолетов UH-46D для ВМС США - аналог CH-46D. Корпус морской пехоты США модернизировал в вариант CH-46E свои 273 ранее построенные машины, которые оснастили двигателем T58-GE-16 мощностью 1870 л. с, а также усилили конструкцию планера и установили композитные лопасти несущих винтов.
  Шесть многоцелевых вертолетов, почти идентичных CH-46A, поставили в 1963 году канадским ВВС под обозначением CH-113 Labrador, еще 12 подобных вертолетов были поставлены канадской армии в 1964-1965 годах под обозначением CH-113A Voyageur. В рамках реализовывавшегося в канадских Вооруженных силах проекта SARCUP ("Проект увеличения поисково-спасательных возможностей") с канадским подразделением компании "Boeing" в середине 1984 года был заключен контракт на модернизацию шести вертолетов CH-113 и пяти CH-113A в поисково-спасательные.
  В 1962-1963 годах "Boeing Vertol" поставила вертолеты Model 107-11 шведским ВВС в варианте поисково-спасательных, а в ВМС - в противолодочном варианте; обе модификации получили в Швеции обозначение Hkp 4А.
  В 1965 году японская компания "Kawasaki" заключила с "Boeing Vertol" контракт на лицензионное производство и право продажи вертолетов Model 107-11 по всему миру. Вертолет в нескольких модификациях серийно выпускался в Японии до 1990-х годов под обозначением Kawasaki-Vertol KV 107-11. В настоящее время вертолеты данного типа сняты с вооружения Сил самообороны Японии, а в Вооруженных силах США их планируется заменить конвертопланами V-22 Osprey.


Варианты

  RH-46A Sea Knight: несколько CH-46A, переоборудованных в экспериментальных целях в вертолеты-тральщики
  HH-46D Sea Knight: несколько UH-46D, переоборудованных в поисково-спасательные


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Vertol CH-46A Sea Knight

  Тип: транспортный вертолет продольной схемы с экипажем из двух-трех человек
  Силовая установка: два ТВаД General Electric T58-GE-8B мощностью по 1250 л. с. (932 кВт)
  Характеристики: макс, скорость на уровне моря 249 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 243 км/ч; начальная скороподъемность 439м/мин; практический потолок 4265 м; статический потолок - 2765 м с учетом влияния земли, или 1707 м - без учета влияния земли; дальность с максимальной внутренней нагрузкой 425 км
  Масса: пустого 5627 кг; максимальная взлетная 9707 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 15,24 м; длина с вращающимися винтами 25,40 м; высота 5,09 м; площадь, ометаемая несущими винтами 364,82 м2
  Полезная нагрузка: до 25 солдат или 1814 кг груза внутри фюзеляжа или груз массой до 2870 кг на внешней подвеске

Kawasaki KV-107

Двухвинтовой вертолет Boeing Vertol Model 107 выглядел привлекательным для гражданского авиарынка Японии, и в 1962 году компания "Kawasaki" приобрела лицензию на его производство. Первый вертолет Kawasaki (Boeing Vertol) KV-107 взлетел в мае 1962 года, а в 1965 году после долгих переговоров японская компания приобрела у "Boeing Vertol" права на продажу этих машин за рубежом.
  Впоследствии "Kawasaki" разработала несколько вариантов KV-107. Вертолеты семейства KV-107/II оснащались турбовальными двигателями General Electric CT58-110-1 мощностью 1250 э. л. с. (932 кВт) или их лицензионными аналогами Ishikawajima-Harima CT58-IHI-110-1 такой же мощности.
  В семейство входили 25-местный пассажирский вертолет KV-107/II-2, 6/11-местный KV-107/II-7 в варианте VIP. Первым военным вариантом был KV-107/II-3, предназначенный для разминирования; две машины были построены для ВМС Сил самообороны Японии. Более массово выпускался вариант KV-107/II-4 (построено 42, включая один транспортный VIP вариант). У этой модификации был усилен пол кабины, вмещавшей 26 полностью экипированных пехотинцев на откидных сиденьях или 15 раненых на носилках.
  Для ВВС "Kawasaki" разработала вариант поисково-спасательного вертолета KV-107/II-5 с увеличенной дальностью полета (построено 14) с дополнительными топливными баками по бортам, блистером для наблюдения, четырьмя поисковыми прожекторами, подъемной лебедкой и развитым навигационно-связным оборудованием.
  В 1972-1974 годах "Kawasaki" поставила восемь вертолетов ВМС Швеции. Они получили местное обозначение Hkp 4C и оснащались двигателями Rolls-Royce Gnome H.1200. В Швеции на них смонтировали навигационную систему Decca. Вертолеты семейства KV-107/IIA оснастили более мощными двигателями для повышения характеристик при эксплуатации в условиях жары и высокогорья. В это семейство входили семь KV-107/IIA-3, 18 машин KV-107/IIA-4 (из них четыре с дополнительными топливными баками) и 22 вертолета KV-107/IIA-5, соответствовавшие вариантам KV-107/II-3, -4 и -5. Для Саудовской Аравии "Kawasaki" построила один транспортный вертолет KV-107/IIA-17 с увеличенной дальностью, семь грузовых KV-107/IIA-SM-1, четыре спасательных KV-107/IIA-SM-2, два транспортных KV-107/IIA-SM-3 и три санитарных KV-107/IIA-SM-4. В 2011 году саудовские KV-107 продолжали эксплуатироваться МВД. Последний полет шведского HKp 4 состоялся в начале 2011 года, а в Японии большая часть KV-107 была снята с эксплуатации к 2009 году (поисково-спасательный вариант заменили на UH-60J). В составе Сил самообороны KV-107 постепенно заменяются другими машинами, в том числе выпускаемыми "Kawasaki" CH-47J.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Kawasaki KV-107/IIA-4

  Тип: многоцелевой двухвинтовой вертолет
  Силовая установка: два турбовальных двигателя General Electric CT58-140-1 или Ishikawajima-Harima (General Electric) CT58-IHI-140-1, дефорсированных до 1250 л. с. (932 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость у земли 254 км/ч; максимальная крейсерская скорость на высоте 1525 м - 241 км/ч; скороподъемность у земли 625 м/мин; потолок 15180 м; потолок висения - 3565 м с учетом экранного эффекта и 2680 м без него; дальность полета 1097 км с дополнительным запасом топлива и 357 км без него
  Масса: пустого снаряженного 5250 кг; нормальная взлетная 8618 кг; максимальная взлетная 9706 кг
  Размеры: диаметр каждого винта 15,24 м; длина с вращающимися винтами 25,40 м; высота 5,13 м; площадь, ометаемая винтами, 364,82 м2
  Полезная нагрузка: 3172 кг максимум при нормальной взлетной массе
CH-113 Labrador. Канада приобрела 18 вертолетов CH-113 Labrador, которые начали свою карьеру в Авиационном транспортном командовании канадских ВВС, которые позже влились в состав единых Вооруженных сил Канады.
После длительного периода согласований и обсуждения для замены поисково-спасательных вертолетов CH-113 канадских ВВС был выбран англо-итальянский вертолет EH101, получивший в Канаде наименование Cormorant.
Вариант KV-107/II-4 был самым многочисленным из построенных "Kawasaki". Он использовался в качестве транспортного самолета Сухопутными войсками Сил самообороны Японии.
CH-46
Вертолеты в Ираке должны нести мощную защиту. На этот CH-46E из 24-й части экспедиционных сил морской пехоты подвесили кассеты ИК-ловушек, дипольных отражателей и ИК-систему самозащиты. Видны также пулеметы в боковой двери и на открытом хвостовом трапе.
Во время операции "Буря в пустыне" КМП США располагал 10 эскадрильями CH-46 (HMM-161, -164, -165, -261, -263, -265, -266, -268, -365 и -774). В августе 1990 года (после переброски в Саудовскую Аравию 60 CH-46E на борту самолетов C-5 ВВС США) они действовали с передовых аэродромов (на фотографии), обеспечивая операции сухопутных группировок. Еще 60 вертолетов перебросили в Персидский залив морем. Для увеличения боевого радиуса CH-46 была создана передовая база "Lonesome Dove", где осуществлялись заправка и техобслуживание вертолетов Sea Knight и эскортирующих их AH-1W.
Вертолет CH-46 из 11-й Экспедиционной армии морской пехоты на рассвете летит над рекой Евфрат (Ирак) в ходе операции "Iraqi Freedom". Особо ценные для Корпуса морской пехоты США вертолеты CH-46 продолжают служить в Ираке и Афганистане.
Marine Medium Helicopter Squadron 364 (HMM-364) ‘Purple Foxes', based at MCAS Camp Pendleton, California, conducted a mass formation flight on March 31, 2014 before withdrawing the Boeing CH-46E Sea Knight. Known as ‘Flying the Barn’, the squadron attempted to put all 12 of its helicopters into the air fora flight around San Diego, California. Unfortunately a technical issue prevented one of the Sea Knights from participating. The unit will transition to the Beil-Boeing MV-22B Osprey, a process that is due to be completed by October, with its pilots and crew chiefs spending the intervening time at MCAS New River, North Carolina, learning to fly and maintain the tiltrotor. The squadron operated Sea Knights for 47 years.
В ВМФ США применялся грузовой транспортный вертолет UH-46A (поставлено 14 машин), поисково-спасательный HH-46D и улучшенная многоцелевая модель UH-46D. Вертолеты Sea Knight ВМФ США использовались для снабжения и спасательных операций.
Даже в 2009 году CH-46 остается на вооружении строевых частей, хотя в вооруженных конфликтах недавнего времени выявилась уязвимость вертолета от обстрела с земли. На фотографии, сделанной в 2008 году, изображен вертолет CH-46E из 264-й вертолетной эскадрильи КМП США.
CH-46E из эскадрильи HMM-262 авиации КМП США взлетает с палубы УДК "Эссекс" (LHD 2) типа "Уосп", Японское море, 2011 год.
A CH-46 Sea Knight approaches the flight deck of the USS Bonhomme Richard.
Вертолет UH-46D на палубе боевого корабля "Сан-Диего". Во время войны в Персидском заливе на нем летали опытные летчики из 6-го звена эскадрильи HC-8 "Dragon Whales". ВМФ США приобрели несколько транспортных UH-46D и пять переделанных под этот стандарт вертолетов CH/UH-46A ранних версий.
С вводом в строй ВМС западных стран все большего количества десантных кораблей возрастало значение вертолетов, подобных HH-46 Sea Knight (на фотографии). Десантные вертолеты способны в короткий срок доставить с кораблей на берег крупные силы морской пехоты.
Этот вертолет из HMM-261 - типичный образец последней серии CH-46F для Корпуса морской пехоты США. Большинство из них было модифицировано до стандарта CH-46E.
Вертолеты "Чинук" наземного и палубного базирования по-прежнему активно используются американцами для транспортных перевозок и спасательных операций
The US Marine Corps’ last CH-46E, BuNo 153369/’MQ400’, landing at the Smithsonian Institution National Air and Space Museum on August 1, 2015.
Long-time CH-46E Sea Knight operator Marine Medium Helicopter Squadron 364 (HMM-364) ‘Purple Foxes' was re-designated on October 9, 2014 as part of its transition to the MV-22B Osprey. One of the squadron’s final helicopters, CH-46E BuNo 153369/’PF19', was still active at the unit's base Marine Corps Air Station Camp Pendleton, California on November 20, 2014. The squadron flew the Sea Knight between 1967 and 2014. Between November 1967 and February 1971 the unit was deployed to Vietnam during which time it flew 119,309 sorties, amassed 33,413 hours, carried 243,084 passengers, over 10,0 tons of cargo and conducted 16,368 Medevac missions.
Поставленные в 1964-1965 годах десантно-транспортные вертолеты CH-113A Voyageur служили в армии Канады. Тем временем машины CH-113 Labrador применялись в канадских ВВС для поисково-спасательных операций.
К началу 1990-х годов канадские поисково-спасательные CH-113 Labrador получили ярко-желтую окраску. После 40 лет службы в 2004 году они уступили место вертолетам AgustaWestland CH-149 Cormorant.
Орегонская компания "Columbia Вертолеты" использует Boeing Vertol 107 и Model 234 Commercial Chinook в нефтеразведке и нефтедобыче, борьбе с пожарами и трелевке леса. Сегодня компания имеет 14 вертолетов Model 107 и восемь бывших канадских CH-113.
The crew chief opens the bucket to drop water because they have a better view of the fire from the helicopter than the pilot does.
A CH-46 from HMMT-164 testing its Bambi Bucket over a pond at Camp Pendleton Marine Corps base.
KV-107
Компания "Kawasaki" строила несколько модификаций KV-107. KV-107/II оснащался ТВаД General Electric CT58-110-1 мощностью 1250 л. с. или лицензионными двигателями Ishikawajima-Harima CT-58-IHI-110-1 той же мощности. Также выпускались пассажирские KV-107/II-2 (на 25 пассажиров) и KV-107/II-7 (VIP-вариант на 6-11 человек), а для Саудовской Аравии "Kawasaki" построила один пассажирско-грузовой вертолет KV-170/IIA-17, семь пожарных KV-107/IIA-SM-1, четыре санитарных/поисково-спасательных KV-107/IIA-SM-2, два транспортных KV-107/IIA-SM-3 и три медицинских KV-107/IIA-SM-4. Последний, 140-й по счету, KV-107 был передан заказчику компанией "Kawasaki" в феврале 1990 года. На фото представлен вертолет из 101-го авиаотряда с Окинавы.
ВМС: первый военный KV-107 - вертолет-тральщик KV-107/II-3. Первая эскадрилья вертолетов-тральщиков KV-107 сформирована в феврале 1974 года (на фото - вертолет 111-й эскадрильи), но вскоре им на смену в этой роли пришел Sikorky MH-53E (первая машина передана в начале 1989 года).
ВВС: японским ВВС компания "Kawasaki" передала 14 поисково-спасательных вертолетов KV-107/II-5, способных нести по одному подвесному топливному баку с каждого борта, а также имевших блистер, четыре прожектора, спасательную лебедку и усовершенствованные навигационную систему и комплекс связи (на фотографии). Впоследствии их заменили на UH-60J постройки "Mitusbishi". Поздние KV-107/IIA оснащались более мощными турбовальными двигателями. В состав семейства входили семь KV-107/IIA-3,18 KV-107/IIA-4 (четыре оснащались подвесными топливными баками), а также 22 KV-107/IIA-5, которые в целом были схожи с модификациями KV-107/II-3, -4 и -5.
Detachments of the Koku Kyunandan (Air Rescue Wing) are spread throughout Japan, each equipped with Kawasaki KV-107 helicopters built under Boeing-Vertol licence. Five more KV-107-IIA-5s are on order.
Единственный KV-107/IIA-17 был построен в качестве VIP-машины для Полицейского департамента Токио. Он прослужил с 1973 по май 1999 года, когда его заменили вертолетом AgustaWestland Merlin Mk 510.
At Iruma in Japan in 1976 for demonstration tour of Japan in 1976. JMSDF Lockheed-Kawasaki P-2J and Kawasaki-Vertol 107-IIs behind.
СВ: тактические транспортно-десантные вертолеты KV-107/II-4 были выпущены в количестве 42 единицы (включая один VIP-транспортный вариант). Данная модификация (на изображении - вертолет в обычной окраске) отличалась усиленным полом кабины и обеспечивала перевозку на откидных сиденьях 26 военнослужащих в полной выкладке и с оружием или же 15 носилочных раненых. На вооружении стояли KV-107 и CH-47J постройки "Kawasaki". Покупка CH-47J была инициирована в 1984 году, поставки начаты в 1988 году. Последней в японской Армии вертолеты эксплуатировала 101-я эскадрилья в Нахе - ее последние KV-107/IIA-4 заменили на CH-47JA в начале 1998 года. В течение 1966-1972 годов японские СВ получили 42 KV-107/II-4, в 1973-1981 годах были поставлены еще 18 KV-107/IIA-4. KV107 также поступили в летную школу армейской авиации в Касумигауре.
Kawasaki-Vertol KV-107-IIA-4 transport helicopters of the 1st Herikoputadan (1st Helicopter Brigade), the two Herikoputatais of which, at Kisarazu, are the principal users of the type.
СВ: тактические транспортно-десантные вертолеты KV-107/II-4 были выпущены в количестве 42 единицы (включая один VIP-транспортный вариант). Данная модификация (на изображении - вертолет в более позднем варианте окраски) отличалась усиленным полом кабины и обеспечивала перевозку на откидных сиденьях 26 военнослужащих в полной выкладке и с оружием или же 15 носилочных раненых.
На вооружении авиации шведских ВМС, а затем - вертолетного авиакрыла шведских ВС (Forsvarsmaktens Helikopterflottilj), стояли вертолеты V-107 трех модификаций: четыре V-107-II-4, три V-107-II-5 и семь Kawasaki KV-107-II. В варианте противолодочного вертолет Hkp 4 оснащался поисковой РЛС Ericsson PS864, выдвигаемой на грузовой рампе (на фотографии), опускаемой ГАС и вооружением на подфюзеляжных узлах подвески (шесть глубинных бомб, или четыре торпеды, или их комбинация).
 
The new twin-turbine Vertol 107 helicopter has been ordered by the U.S. Army and carries the designation YHC-1. Outrigger floats can be fitted to the stub wings for amphibious operations.
Первые военные вертолеты Model 107 обозначали HC-1A (вертолет грузовой). Этот прототип YHC-1A, предназначенный для испытаний в Армии США, после 1962 года стали называть YCH-46C.
Boeing-Vertol UH-46A utility helicopters (two General Electric T58-GE-8 shaft-turbines)
Летательные аппараты КМП США в демонстрационном полете над авиабазой Нью-Ривер, 18 марта 2008 г. Справа налево: MV-22B "Оспри", CH-53E "Супер Стэллион", CH-46 "Си Найт", AH-1 "Кобра"
Боинг-Вертол CH-46
Boeing-Vertol CH-113 of the RCAF engaged on a simulated water rescue operation
CH-46E из HMM-261 с "Гуама" после посадки в Гренвилле 25 октября 1983 года.
Lt. Randy Cunningham and Lt JG William Driscoll are returned to the deck of the USS Constellation after their triple victory and subsequent dunking in the Gulf of Tonkin.
Refugees arriving on the USS Durham after evacuation by CH-46Ds of HMM-165 - April 4, 1975.
KV-107
A few Kawasaki-Vertol KV-107s continue in service with the 111th Kokutai as specialised minesweepers.
Japanese Ground Self-Defence Force (Army) types present at Iruma included Kawasaki-built Boeing-Vertol KV-107 51806
Kawasaki KV-107/II-4 tandem-rotor helicopter of the JGSDF, with newly developed "snowshoe" wheel/ski landing gear
Kawasaki KV-107/IIA-5 of tho JASDF, with rescue hoist and sliding main door to fuselage
Kawasaki KV-107/IIA-4 tandem-rotor helicopter of the JGSDF, with extended-range (1,000 US gallon) fuel tank
Boeing-Vertol 107 Model II transport helicopter assembled in Japan by Kawasaki
 
Вертолет Морской пехоты CH-53A несет вертолет CH-46 во время испытаний в Патуксен Ривер. Большая грузоподъемность позволила Sea Stallion эвакуировать более 1000 самолетов во Вьетнаме.
Во время захвата Гренады был потерян только один CH-46, сбитый 26 октября при попытке эвакуации американских студентов из кампуса медицинского училища в Гранд-Эрайз.
Boeing Vertol CH-46D Sea Knight
The Kawasaki KV-107-X, a projected development of the Boeing Vertol V-107-2, which has search radar in the nose and an IR night vision system for improved all-weather search and rescue capability.