Boeing-Vertol VZ-2 / Model 76
Страна: США
Год: 1957
Конвертоплан
Единственный экземпляр
Опытный экспериментальный СВВП с экипажем 1-2 человека
Описание
Фотографии
Boeing Vertol Model 76 (VZ-2)

   В 1940-1950-х годах Армия США проявляла активный интерес к летательным аппаратам с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой (V/STOL). Одной из компаний, с которыми в рамках этих поисковых работ были заключены контракты, стала фирма "Boeing Vertol", предложившая Vertol Model 76 (с 1960 года - Boeing Vertol Model 76), ставший первым в мире летательным аппаратом, в котором была реализована концепция поворотного крыла (такие аппараты часто именуются винтокрылами). На нем был установлен один двигатель Avco Lycoming YT53-L-1, вращавший два трехлопастных воздушных винта, установленных на передней кромке поворотного крыла. Для более эффективного управления при полете на малых скоростях в хвостовой части были размещены дополнительные воздушные винты малого диаметра.
   Конструктивно VX-2 представлял собой аппарат с открытым фюзеляжем, он имел шасси с хвостовым колесом и отличался пилотской кабиной вертолетного типа. В центральной части располагалось поворотное крыло, двигатель и трансмиссия. При взлете крыло поворачивалось вертикально вверх, создавая подъемную струю воздуха, а после достижения безопасной высоты возвращалось в нормальное положение, чтобы VZ-2 мог совершать горизонтальный полет. Хвостовое оперение - Т-образной формы, с большой площадью киля.
   Model 76 совершил первый полет в апреле 1957 года, а первое успешное испытание с переходом от вертикального полета к горизонтальному и обратно прошло 23 июля 1958 года. Программа испытаний VZ-2A (после внесения усовершенствований аппарат получил обозначение VZ-3A) проводилась совместно Армией США и НАСА, а в 1960-х годах его передали в исследовательский центр НАСА.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Vertol Model 76 (VZ-2A)

   Тип: опытный экспериментальный СВВП с экипажем 1-2 человека
   Силовая установка: один двигатель Avco Lycoming YT53-L-1 номинальной мощностью 850 л. с. (634 кВт) с ограничением до 700 л. с. (522 кВт)
   Масса: пустого 1678 кг
   Размеры: размах крыла 7,59 м; диаметр воздушного винта 2,90 м; длина 8,05 м; высота 4,57 м
Model 76 стал первым в мире винтокрылом, но эксплуатировался преимущественно в интересах НАСА.
Boeing Vertol Model 76/VZ-2A.
The Vertol, later Boeing Vertol, VZ-2. Using the tilt-wing configuration, this was among a whole series of VTOL prototypes studied in the US in the fifties, giving several companies a sound basis for the development of the later, larger types.
The world's first tilt-wing VTOL aircraft, the Vertol 76, is now undergoing ground tests prior to flight testing. It is powered by a Lycoming T-53 gas-turbine engine, which is situated aft of the cockpit and atop of the tubular fuselage. The wing and two contra-rotating rotor propellers are tilted as a unit through a 90-degree arc for vertical take-off, landing, or level flight. With the wing in a horizontal position for forward flight conventional controls become effective. Two ducted fans in the tail section (in base of fin) provide additional control for hovering. The Vertol 76 was completed on 21st April, just fifty weeks after the first designs were drawn.