Agusta Westland AW.101 / EH-101 Merlin
Страна: International
Год: 1987
Вертолет

Противолодочный и многоцелевой вертолет корабельного/ берегового базирования с экипажем из одного-двух человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (97)
AgustaWestland AW101

  История вертолета AW101 восходит к проекту Westland WG34, работы по которому начались в 1978 году согласно требованиям, сформулированным Главным штабом Королевских ВМС Великобритании к вертолету, предназначенному для замены вертолета Westland Sea King. Работы по WG34 прекратили на проектной стадии, до постройки прототипа. Переговоры о совместном проектировании вертолета начались между фирмами "Agusta" и "Westland" в ноябре 1979 года. По завершении переговоров заинтересованные стороны образовали совместное предприятие "European Helicopter Industries Ltd", формально учрежденное в феврале 1984 года, когда на основе межправительственного соглашения на постройку девяти прототипов вертолета были направлены соответствующие финансовые потоки. Тогда же будущий вертолет получил обозначение EH101, хотя должен был называться EHI 01 - в документы вкралась опечатка.
  Новый вертолет предназначался, в первую очередь, для замены вертолета Sea King, что предопределило массу и размеры EH101. Однако еще на стадии проектирования в конструкцию заложили возможности более широкого использования перспективной машины, включая транспортировку людей и грузов. Для выполнения некоторых задач был пригоден базовый вариант с фюзеляжем морской модификации, но параллельно велись работы по вертолету AW101 с опускаемой рампой в задней части фюзеляжа. Девять прототипов предназначались для испытаний и отработки ключевых элементов конструкции и систем вертолета, лопастей несущего винта с законцовками BERP, специализированного британского и итальянского противолодочного оборудования, проверки возможности использования вертолета в качестве транспортного и т.д. В конструкции планера вертолета очень широко использованы композитные материалы, хотя фюзеляж изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Состав бортового оборудования комплектуется по требованию заказчика. Первая модификация для Королевских ВМС Великобритании получила наименование Merlin HM.Mk 1. Главным подрядчиком по бортовому оборудованию вертолета данной модели стала фирма IBM, работающая в тесной кооперации с фирмой "Westland". В состав бортового оборудования вертолета Merlin HM.Mk 1 входит поисковая РЛС кругового обзора GEC Ferranti Blue Kestrel, процессор GES Avionics AQS-903, система отображения информации фирмы "GES Avionics", аппаратура радиоэлектронной борьбы Racal Orange Reaper, опускаемая гидроакустическая станция фирмы "Ferranti/Thomson-CSF". Вооружение - четыре противолодочные самонаводящиеся торпеды Marconi Sting Ray, два блока постановки радиогидроакустических буев. Предусмотрена возможность использования с вертолета противокорабельных ракет Exocet, Harpoon, Sea Eagle, Marte Mk 2.
  Изначально Королевские ВМС Великобритании заказали 50 вертолетов Merlin, предназначенных для базирования на авианесущих крейсерах типа "Инвинсибл", а также на других кораблях и береговых базах. Затем заказ был сокращен до 44 вертолетов, а срок начала поставок перенесен со второй половины 1988 года на 1996 год. Британские вертолеты оснащаются двигателями RTM322, итальянские (заказано 36 вертолетов) - альтернативной силовой установкой из трех газотурбинных двигателей General Electric T700-GE-T6A мощностью по 1714 л.с, двигатели собираются в Италии. На прототипы были установлены коммерческие варианты СТ7 двигателей General Electric. Первый прототип был собран фирмой "Westland" и выполнил первый полет 9 октября 1987 года. Первый прототип сборки фирмы "Agusta" в варианте противолодочного вертолета для итальянских ВМС впервые поднялся в воздух 26 ноября 1989 года. 15 июня 1989 года полетел прототип британской противолодочной модификации, а 24 октября - прототип вертолета Merlin. Третий и восьмой прототипы собрали в пассажирском варианте Heliliner.
  Второй прототип был потерян в летном происшествии 21 января 1993 года, после чего все полеты опытных вертолетов были приостановлены до 24 июня того же года. Двигатели RTM 322 были впервые опробованы в полете на четвертом прототипе в июле 1993 года. Такие же двигатели установили на пятый прототип. Седьмой прототип (итальянский) был оборудован опускаемой рампой фюзеляжа, первый полет этот вертолет выполнил 18 декабря 1989 года. 22 таких же средних военно-транспортных вертолета заказали Королевские ВВС Великобритании под обозначением Merlin HC.Mk 3.
  Первым покупателем вертолета в многоцелевом варианте стала Канада, заказавшая 15 EH101 для выполнения поисково-спасательных задач. Эти вертолеты предназначались для замены 13 устаревших вертолетов CH-113A Labrador и получили наименование CH-149 Chimo. Канада также заказала 35 вертолетов под обозначением CH-148 Petrel в варианте палубного базирования для замены вертолетов Sea King. Эти вертолеты собираются в Канаде фирмой "IМР Group Ltd", на них установлены двигатели CT7-6A1 мощностью 1920 л.с. Канадская сделка имела очень длительную и непростую историю, ее условия неоднократно пересматривались, а сроки начала поставок вертолетов сдвигались, но она стала крайне важной для обеспечения успеха всей программы вертолета EH101. Поставки первых вертолетов CH-148 были запланированы на конец 1997 года, а вертолетов CH-149 - на первую половину 1998 года. Однако из-за высокой стоимости вертолетов и их, как казалось, чрезмерной сложности правительство консерваторов перед выборами 1993 года вообще отказалось от закупки вертолетов EH101.Но в январе 1998 года новое правительство Канады вернулось к вопросу о закупках вертолетов EH101, заказав партию из 15 машин обновленной модификации AW320 Cormorant в поисково-спасательном варианте со сроком поставки в 2000-2003 годах.
  Консорциум "AgustaWestland" тем временем не переставал совершенствовать вертолет AW101. В 2006 году было принято решение об усовершенствовании вертолета Merlin HM.Mk 1, главным подрядчиком модернизационных работ выбрали фирму "Lockheed Martins. Острая нехватка вертолетов, связанная с участием британского контингента в операциях на территории Ирака и Афганистана, привела к закупке Великобританией вертолетов EH101 в Дании. Шесть вертолетов, ранее состоявших на вооружении Дании, прошли глубокую модернизацию фирмой "AgustaWestland" на заводе в Великобритании и поступили на вооружение Королевских ВВС в конце 2008 года под обозначением Merlin HC.Mk 3A.
  На вооружение ВМС Италии поступили вертолеты AW101 в вариантах дальнего радиолокационного обнаружения (с РЛС Наг, антенна которой размещена в большом обтекателе под передней частью фюзеляжа), противолодочном и противокорабельном, а также десантном (с рампой в задней части фюзеляжа).
  Канада изучает возможность закупки 14 поисково-спасательных вертолетов большой дальности Cormorant, хотя в конкурсе на противолодочный вертолет для ВМС Канады EH101 проиграл американскому вертолету S-92.
  В 2001 году Португалия выбрала EH101 в качестве вертолета большой грузоподъемности. Последний из 12 заказанных вертолетов Португалия получила в 2006 году. Четыре вертолета построены в боевом поисково-спасательном варианте (для выполнения задач поиска и спасения в условиях противодействия противника), а два - в варианте охраны рыболовного промысла. Поставки 14 вертолетов в поисково-спасательном и многоцелевом варианте, заказанных Данией, начались в 2007 году. Датский заказ большей частью уже выполнен, но освоение новой техники личным составом затянулось, из-за чего шесть вертолетов поставили на временное хранение. Именно эти машины были закуплены Великобританией. В перспективе проданные Великобритании вертолеты планируется заменить вновь построенными машинами.
  Морские силы самообороны Японии выбрали вертолет EH101 для замены 14 вертолетов-тральщиков MH-53E. Получившие обозначение MCH101, вертолеты собираются в Японии фирмой "Kawasaki". Первый MCH101 поставлен заказчику 3 марта 2003 года. Один EH101 используется полицией Токио, фирма "Kawasaki" разработала собственный вариант вертолета EH101 - CH101 Antarctic Survey Helicopter, первую такую машину морские силы самообороны получили в сентябре 2007 года. К 2008 году в эксплуатацию поступило в общей сложности три вертолета CH101 Antarctic Survey Helicopter.
  Самым значимым успехом вертолета EH101 стал его выбор в качестве вертолета, предназначенного для перевозки первых лиц США. EH101 выиграл конкурс у вертолета VS-92. В производстве вертолета US101 заняты фирмы "Lockheed Martin", "AgustaWestland" и "General Electric". Официально ВМС США заявили о выборе вертолета EH101 28 января 2005 года. По контракту на сумму 1,7 млрд. долларов США первый вертолет должен быть поставлен в 2009 году, а все 23 машины - к 2014 году. Вертолет для ВМС США получил наименование VH-71A Kestrel, он оснащен двигателями General Electric CT7-8E, за сборку вертолетов отвечает фирма "Bell".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  AgustaWestland Merlin HM.Mk 1

  Тип: противолодочный и многоцелевой вертолет корабельного/ берегового базирования с экипажем из одного-двух человек
  Силовая установка: три газотурбинных двигателя Rolls-Royce/Turbomeca RTM322-01 мощностью по 2312 л.с.
  Характеристики: крейсерская скорость на оптимальной высоте 278 км/ч; статический потолок с учетом влияния земли 3800 м; дальность полета 1056 км
  Массы: пустого 10 500 кг; максимальная взлетная 14 600 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 18,59 м; длина с вращающимися винтами 22,81; высота с вращающимися винтами 6,65 м; площадь, ометаемая несущим винтом 271,51 м2
  Вооружение: масса подвесного вооружения до 960 кг, обычно - четыре противолодочные торпеды
  Полезная нагрузка: до 45 пассажиров или 16 раненых на носилках и медперсонал или груз массой до 3660 кг внутри кабины или на внешней подвеске
Prototypes
9 октября 1987г.: первый полет в Йовиле, Великобритания, выполнил первый прототип вертолета EH Industries EH 101-PP1. Прототип построен "Westland Вертолеты". Вертолет предназначен для замены Sea King в вооруженных силах.
Собранный на фирме "Westland" первый прототип РР1 впервые взлетел в Иовиле 9 октября 1987 года, фирма "Agusta" также построила подобный базовый транспортный вертолет, разбившийся в катастрофе в 1993 году.
Прототип англо-итальянского морского вертолета EH-101.
PP3 построили для испытаний гражданской конфигурации вертолета "Heliliner", но позднее его передали для испытаний военным и оснастили подфюзеляжным обтекателем. На снимке показан вертолет в ходе испытаний по обледенению. Также построили второй гражданский прототип РР8.
15 июня 1989г.: выполнил первый полет четвертый прототип вертолет EH Industries ЕН.101 (РР4, ZF644). В течение года были выполнены первые полеты пятого (РР5, ZF649) и шестого (РР6) прототипов - британского (Merlin) и итальянского противолодочных вариантов вертолета соответственно.
Прототип РР4 построили с двигателями T700 в общей флотской конфигурации, включая обтекатель поисковой РЛС. В июле 1993 года на него установили новые двигатели Rolls-Royce Turbomeca RTM322. 7 апреля 1995 года он разбился из-за неисправности тяги управления.
После катастрофы прототипа РР2 основным вертолетом для системных испытаний в итальянском ВМФ стал PP6 (на снимке: над авианосцем "Джузеппе Гарибальди").
РР7 стал первым вертолетом с грузовой рампой. Позже его оснастили турелью с ИК-системой FLIR переднего обзора и отправили в Канаду для поддержки неудачной рекламной кампании по продаже модификации CH-148 Petrel.
Последним из опытных вертолетов взлетел многоцелевой вариант РР9. В этой яркой раскраске его рекламировали для продажи канадским ВС в качестве версии CH-149 Cormorant для поисково-спасательных операций.
Canada
Канадские CH-149 не остаются без работы - только в октябре 2011 года они участвовали в нескольких поисково-спасательных операциях, эвакуировали больного пассажира с судна и осуществили удачный поиск охотника, пропавшего в западной части провинции Ньюфаундленд.
Канадский CH-149 Cormorant демонстрирует свои поисково-спасательные возможности. По политическим причинам покупка CH-149 затянулась, несмотря на острую необходимость в поисково-спасательных вертолетах.
В начальный период эксплуатации освоение вертолета ЕН 101 проходило тяжело, но вооруженные силы Канады смогли преодолеть все проблемы, самой серьезной из которых стало разрушение втулок хвостовых винтов, из-за чего некоторое время полеты вертолетов разрешались только в случае чрезвычайных обстоятельств и с серьезными ограничениями на выполнение маневров. Сейчас все ограничения на полеты канадских вертолетов EH101 сняты.
UK
Трехдвигательный вертолет AW101 разработан на основе двухдвигательной машины WG.34 фирмы "Westland". На снимке два вертолета Merlin HC.Mk 3 английских ВВС.
Массивный Merlin (изображен в цветах британских ВВС) заслужил хорошую репутацию у стран-эксплуатантов. Самый недавний заказ поступил от ВМС Алжира (шесть машин), а вскоре ожидается поступление заказа и от Саудовской Аравии.
Royal Navy 846 Naval Air Squadron Merlin HC3s ZJ121/‘E’, ZJ128/‘M’, ZJ129/W, ZJ130/'O' and ZJ131/‘P', plus HC3A ZJ994/'AC’, fly in formation en route from RAF Benson to Royal Naval Air Station Yeovilton on March 26, 2015.
Британские вертолеты Merlin интенсивно использовались в Ираке (на снимке) и в Афганистане. Прибытие туда вертолетов AW101 в 2009 году помогло снизить нагрузку на чрезмерно перегруженный парк машин Chinook. Вертолеты Merlin выполняли жизненно важные задания, включая авиаперевозку раненых, переброску войск и грузов.
Хотя Merlin не может нести такой же груз, как более громоздкая машина Chinook, в Королевских ВВС он стал ценным вертолетом поддержки с большей маневренностью, усовершенствованными системами и гораздо меньшей шумностью.
Вертолет Merlin HC.Mk 3 из 28-й эскадрильи сфотографирован в ходе боев в Ираке. Сначала вертолеты этого типа применили на Балканах, потом отправили в Ирак, а с конца 2009 года они начали действовать и в Афганистане.
No.846 Naval Air Squadron’s Commanding Officer, Lt Col Derek Stafford at RAF Benson in Oxfordshire on September 30, 2014, following the unit's formal stand-up ceremony.
No.846 Naval Air Squadron became a frontline squadron again following its formal stand-up ceremony at RAF Benson on September 30, 2014. On display were two of the Merlin HC3s that transitioned to the squadron.
AgustaWestland Merlin Mk 512 M-516 refuels at the forward refuelling point dose to Netheravon airfield on March 1, 2013, prior to undertaking another mission during Exercise Pashtun Jaguar 1/13.
Британские Merlin находятся в составе 28-й и 78-й эскадрилий, дислоцированных на авиабазе Бенсон. Планируется к 2016 году передать все Merlin в состав британских ВМС - задачи в интересах ВВС будут решаться вертолетами Chinook и Puma.
Группа немедленного реагирования IRT - медицинская часть, в которой используются вертолеты Merlin. Срочные медицинские процедуры зачастую выполняются в задней части салона машины сразу после взлета под огнем с поля боя.
Вертолеты Merlin лучше, чем другие вертолеты выдерживают непредсказуемые метеоусловия пустыни, где внезапно могут разыграться песчаные бури с полной потерей видимости.
Вариант Merlin НС.Mk 3, поступивший на вооружение британских ВВС 27 июня 2000 года, обрел оптимизированную для действий на малых высотах кабину пилота и оснастку для быстрой установки в проеме боковой двери пулемета на шкворне, а также турель с ИК-системой переднего обзора под носовым обтекателем и штангу дозаправки в полете.
Крупногабаритные грузы перевозятся на внешней подвеске. Merlin активно эксплуатировались в Афганистане для грузовых перевозок.
AgustaWestland AW101 Mk 641 ZR343 (c/n 50248, ex ZW-4306 ntu) was used to transport British Prime Minister, David Cameron, and other members of the UK delegation during the NATO Summit at Celtic Manor, Newport, Wales, on September 4 and 5, 2014. A NATO patch was applied to the forward fuselage marking the aircraft’s participation in the event. It was built for the Indian Air Force but not delivered after the programme was cancelled.
UK NAVY
Противолодочный вертолет Агуста Уэстленд EH 101 "Мерлин"
Royal Navy Merlin Force conversion plans start with 820 and 829 Naval Air Squadron this year followed by 814 NAS next year.
Ground crew oversee pre-flight procedures as two Mk2s prepare for a mission.
More than a decade of design and testing has increased the operational capability of the maritime variant of the Merlin helicopter.
Three Merlin HM2s of No.824 NAS on the ramp at RNAS Culdrose, Cornwall, on July 23, 2013.
Externally the Merlin Mk2 may look like the original Mk1, but internally the upgraded helicopter is jam-packed with advanced systems for anti-submarine and anti-surface warfare.
The newly-formed Merlin Carrier Air Group taxiing out for departure for Exercise Deep Blue - its first deployment
AgustaWestland AW159 Wildcat HMA2 ZZ413 (c/n 483) alongside a Merlin HM2 at RNAS Culdrose, Cornwall, for the recent radar trials.
Merlin HM2 ZH831 at Boscombe Down, Wiltshire, on September 3, 2014. It has large fairings applied on both sides of the cabin containing Elta radar.
Ship deck crew welcome two HM2s aboard HMS Illustrious during the recent Exercise Joint Warrior.
Работы вместе с ВМС США. Британские Merlin часто можно видеть на палубах кораблей ВМС США, они перевозят личный состав и грузы в рамках совместных операций вооруженных сил разных стран. В 2011 году вертолеты Merlin авиации британских ВМС доставили больного, взятого с борта немецкого судна "Болтик Айленд", на атомный авианосец "Энтерпрайз" ВМС США. Данный Merlin сфотографирован на палубе атомного авианосца "Джон Стеннис" в конце 2011 года.
Merlin HM.Mk 1 - основа британской палубной противолодочной авиации. 30 таких машин доработаны до стандартов HM.Mk 2, а остальные могут стать платформами ДРЛО сил воздушного наблюдения ASaC.
The nine Merlin HM2s depart RNAS Culdrose for Exercise Deep Blue.
Палубная группа досмотра, поиска и захвата (VBSS) фрегата "Монмут" (F235) британского ВМФ демонстрирует быструю высадку на канатах с вертолета Merlin HM.Mk 1 829-й эскадрильи на полетную палубу американского эсминца УРО "Фитцжералд" в 2007 году.
Флотский вариант Merlin может вооружаться самонаводящимися противолодочными торпедами (до четырех единиц). В Британии он оснащается торпедами BAe Systems Sting Ray, а в Италии - торпедами Mk 46, либо Eurotorp MU90.
Cornwall's iconic St Michael's Mount in Mount's Bay forms a great backdrop for the world class Merlin Mk2.
An 824 NAS HM2 during a recent training mission over Cornwall.
An 824 NAS HM2 practising confined area landing operations, an essential part of the work-up for both shipborne and secondary role operations, near RNAS Culdrose.
HM1s arrived for upgrade at AgustaWestland's facility, Yeovil, UK from RNAS Culdrose approximately every six weeks - the task taking around nine months for each.
De-humidification under way on an 820 NAS HM2 below deck on HMS Illustrious during Exercise Joint Warrior in April 2014.
Sonobuoys being prepared for use aboard HMS Illustrious during Exercise Joint Warrior.
Вертолет ДРЛОиУ Merlin. Компании "AgustaWestland" и "Thales" разработали на базе AW101 проект вертолета ДРЛОиУ - для замены вертолета аналогичного назначения Sea King Mk7, стоящего сегодня на вооружении британских ВМС. Новый вертолет будет базироваться на кораблях, имеющих вертолетную площадку, и перспективных британских авианосцах типа "Куин Элизабет". Главные системы новой машины - РЛС Searchwater 2000 и специализированная система Cerberus.
Italy
First flight of HH-101A, registered with UK military serial number ZR352/'15-01', on its March 19, 2014 maiden flight from Yeovil, Somerset, in a black-based colour scheme.
The AW101 is the new CSAR helicopter scheduled to enter AMI service in 2015 with 9 Stormo at Grazzanise AB, replacing the AB212ICO.
В характерной носовой части варианта ASH (Mk 413) установлены РЛС и обтекатель ИК-системы переднего обзора. Этот очень живучий десантный вертолет тренируется в поддержке специальных войск.
Версия UTY также носит фирменное обозначение Mk 410. На этой фотографии видны характерные для нее четыре иллюминатора в правом борту, хвостовая балка и задняя рампа (на снимке в промежуточном положении). Двигатели T700-GE-T6A1 итальянских машин AW101 отличаются высокой надежностью.
В итальянском ВМФ применяются преимущественно морские версии вертолета AW101. В Италии их неофициально прозвали "Balena" ("Кит"). Ожидается, что в 2011 году эти машины направят в Афганистан
Italy NAVY
С увеличением важности решения боевых задач в прибрежной зоне, ВМФ Италии получил достаточно мощный смешанный парк вертолетов AW101.Ha этой фотографии вариант UTY, идущий позади ПЛО/ПКР версии, демонстрирует свойственное этим машинам внешнее сходство.
Версию HEW легко распознать по большому подфюзеляжному обтекателю антенны РЛС Eliradar HEW-784, ставшей в Италии штатным средством ДРЛО.
One tasking for 3° Gruppo Elicotteri is to supply helicopters and combat-ready crews to embark onboard the largest ships in the Italian Navy Fleet.
The 3° Gruppo Elicotteri currently operates ten helicopters, mainly in anti-submarine/anti-surface warfare configuration, but also one in the helicopter early warning role.
During operations Atalanta and Ocean Shield the AW101 undertook sea surface control and intelligence, surveillance and reconnaissance missions along the coast of Somalia looking for vessels involved in piracy and smuggling.
УР MBDA Marte Mk 2/S дает вертолету ASVW/E неплохие возможности для борьбы с кораблями. Эта ракета, летящая над самыми гребнями волн, может поражать цели на дальности до 30 км.
The 3° Gruppo Elicotteri based at NAS Catania recently passed the 100,000 flight hour milestone, of which, about 6,000 were dedicated to 1,900 rescue missions in support of the community.
Former commanding officer of 3° Gruppo Elicotteri, Cdr Paolo Florentino is now the station commander of NAS Catania. Cdr Florentino has flown a variety of types including the AB212ASW, SH-3DASW and AW101. He has achieved over 2,000 hours and 700 deck landings.
The AW101 is equipped with electric blade and tail fold for ship hangar stowage.
Denmark
Королевские ВВС Дании заказали восемь поисково-спасательных вертолетов AW101 и еще шесть - в транспортном варианте. Вначале они отличались очень малой наработкой на отказ, однако ряд проблем с надежностью удалось решить за счет повышения профессионализма техников и своевременной доставки запчастей.
AgustaWestland AW101 Merlin Mk 512 M-512 fast and low during the recent deployment to NAF El Centro, California.
Royal Danish Air Force AW101 Mk 512 Merlins flew several sorties to training areas in Wales during Exercise Pashtun Jaguar '1/13'.
Danish Merlin Mk 512 M-516 hovers over a frozen Welsh lake during a mission from Netheravon on March 1, 2013.
USA
Хотя программа no закупке VH-71 была заморожена, ВМС США получили возможность использовать полученные в результате работ по программе технологии.
Algeria
Noted on a test flight from Yeovil in Somerset on May 23, 2013 was AgustaWestland AW101 Mk 642 ZR350 (c/n 50249) destined for Algeria. The helicopter is one of two Mk 642s ordered as VIP transports and destined for the Algerian Air Force. Six Mk 610s have already been delivered to the Algerian Naval Forces.
Conducting a test flight from AgustaWestland's facility in Yeovil, Somerset, in early November 2013 was AW101 Mk 641 ZR350 (c/n 50249) destined for the People’s Democratic Republic of Algeria. Algerian titles are worn on the port side with English titles currently on the starboard. The aircraft is understood to be one of two on order configured for VVIP transport. It is due to become 7T-WVC upon delivery.
India
The first three of 12 AgustaWestland AW101-641 Merlin helicopters destined for VIP and presidential flight duties with the Indian Air Force were delivered to India during late December 2012. The aircraft were flown separately from AgustaWestland's manufacturing facility at Yeovil, Somerset to London Stansted, Essex, for onward transportation to India by air. Each wore full Indian Air Force markings with UK test or 'B' class serials applied, with the Indian serials (ZW4303 in the case of ZR340 seen here) located on the upper aircraft boom area taped over. Training of flight crews at the company's facility at Newquay Cornwall Airport was concluded around the time of the first delivery. The remaining nine AW101s on order are scheduled for delivery during 2013.
Saudi Arabia
Seen at Yeovil, Somerset, recently was VVIP AgustaWestland AW101-640 HMH-1 (c/n 50239, ex ZR334). The helicopter is one of two ordered in early 2008 for the Saudi Royal Flight and made its maiden flight on July 27, 2010. The second (HMH-2, c/n 50240, ex ZR335) was flying by mid-July the following year.
Japan
В число самых больших полицейских вертолетов входит AgustaWestland AW101 полицейского агентства Токио. Это редкий гражданский 30-местный вариант вертолета с задней рампой был поставлен в 1999 году. Вертолет используется для патрулирования Токио и окрестностей и выполнения поисково-спасательных задач.
Военно-морские силы самообороны Японии используют Merlin как вертолет-тральщик и транспортный. Merlin пришел на смену Sikorsky S-80M-1 (CH-53E).
AW101 японских ВМС окрашены по одной из двух схем: по темно-серой с красными элементами (на фотографии), либо полностью светло-серой (малозаметный камуфляж). Японские ВМС обладают значительным парком вертолетов CH-53 и AW101.
The first Japan Maritime Self-Defense Force Airborne Mine Counter Measures MCH-101, 8656, during a test flight on January 20, 2015. The helicopter was delivered on February 27.
Turkmenistan
AgustaWestland delivered the second AW101 Mk 643 ZR336/EZ-S714 (c/n 50241) to the Turkmenistan Government recently. The first was handed over in June 2012
Nigeria
AgustaWestland AW101 Mk 641 ZR344 (c/n 50251) is one of two destined for the Nigerian Air Force. It will be delivered as NAF280 and is expected to serve with the 101 Presidential Air Fleet at Abuja. The helicopter was noted making what is understood to be its maiden flight at Yeovil, Somerset, on September 19. It was originally due to be handed over to the Indian Air Force (as ZW-3407) to fulfil its WIP requirement, before that programme was cancelled and the airframe reassigned.
Norway
Royal Norwegian Air Force AW101S will be equipped with an advanced SAR equipment package which includes a multi-panel AESA surveillance radar system, 4-axis digital AFCS, two rescue hoists, searchlight, an electro-optical imaging system and a fully integrated avionics and mission system.
Other significant improvements provided by the AW101 over the Sea King include a 30kt (55km/h) increase in cruise speed, increased mission range, endurance and survivor capacity and the capability to operate in harsh weather including continuous icing conditions.
Portugal
Португальские AW101 получили интересную камуфляжную окраску. Имеются AW101 трех модификаций: поисково-спасательный Mk 514, Mk 515 для охраны рыболовства и боевой поисково-спасательный Mk 516 (на снимке).
Португалия также испытывала сложности с эксплуатацией закупленных 14 вертолетов AW101, но здесь основной проблемой стало неудовлетворительная техническая поддержка эксплуатации вертолета со стороны производителя. Ожидается, что в 2009 году большинство португальских вертолетов будет приведено в состояние, пригодное к полетам.
Португальские ВВС эксплуатируют AW101 с 2004 года для решения задач поиска и спасения (включая и операции на поле боя), а также в интересах национального рыболовства. Вертолеты выполнили уже сотни вылетов, сохранив жизни более 650 человек. Большие дальность и продолжительность полета AW101 обеспечивают португальским ВВС возможность эффективно решать задачи в своей зоне ответственности - самой большой в Европе.
To mark its 35th anniversary Esquadra 751 'Pumas' of the Forca Aerea Portuguesa (Portuguese Air Force) has painted AgustaWestland AW101 Mk 514 19604 (c/n 50107) with special markings, including a Puma on the rear fuselage. The squadron, based at Base Aerea N° 6, Montijo, south of Lisbon, was formed in April 1978 and originally operated the Aerospatiale SA330L Puma, then converted to the AW101 in 2006.
 
The 0.5 calibre M3M machine gun provides a hefty punch for the Mk2's force protection role.
An AAQ-24 on a Royal Danish Air Force AW101.