Agusta Westland AW.101 / EH-101 Merlin
Страна: International
Год: 1987
Вертолет

Противолодочный и многоцелевой вертолет корабельного/ берегового базирования с экипажем из одного-двух человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (239)
AgustaWestland AW101

   История вертолета AW101 восходит к проекту Westland WG34, работы по которому начались в 1978 году согласно требованиям, сформулированным Главным штабом Королевских ВМС Великобритании к вертолету, предназначенному для замены вертолета Westland Sea King. Работы по WG34 прекратили на проектной стадии, до постройки прототипа. Переговоры о совместном проектировании вертолета начались между фирмами "Agusta" и "Westland" в ноябре 1979 года. По завершении переговоров заинтересованные стороны образовали совместное предприятие "European Helicopter Industries Ltd", формально учрежденное в феврале 1984 года, когда на основе межправительственного соглашения на постройку девяти прототипов вертолета были направлены соответствующие финансовые потоки. Тогда же будущий вертолет получил обозначение EH101, хотя должен был называться EHI 01 - в документы вкралась опечатка.
   Новый вертолет предназначался, в первую очередь, для замены вертолета Sea King, что предопределило массу и размеры EH101. Однако еще на стадии проектирования в конструкцию заложили возможности более широкого использования перспективной машины, включая транспортировку людей и грузов. Для выполнения некоторых задач был пригоден базовый вариант с фюзеляжем морской модификации, но параллельно велись работы по вертолету AW101 с опускаемой рампой в задней части фюзеляжа. Девять прототипов предназначались для испытаний и отработки ключевых элементов конструкции и систем вертолета, лопастей несущего винта с законцовками BERP, специализированного британского и итальянского противолодочного оборудования, проверки возможности использования вертолета в качестве транспортного и т.д. В конструкции планера вертолета очень широко использованы композитные материалы, хотя фюзеляж изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Состав бортового оборудования комплектуется по требованию заказчика. Первая модификация для Королевских ВМС Великобритании получила наименование Merlin HM.Mk 1. Главным подрядчиком по бортовому оборудованию вертолета данной модели стала фирма IBM, работающая в тесной кооперации с фирмой "Westland". В состав бортового оборудования вертолета Merlin HM.Mk 1 входит поисковая РЛС кругового обзора GEC Ferranti Blue Kestrel, процессор GES Avionics AQS-903, система отображения информации фирмы "GES Avionics", аппаратура радиоэлектронной борьбы Racal Orange Reaper, опускаемая гидроакустическая станция фирмы "Ferranti/Thomson-CSF". Вооружение - четыре противолодочные самонаводящиеся торпеды Marconi Sting Ray, два блока постановки радиогидроакустических буев. Предусмотрена возможность использования с вертолета противокорабельных ракет Exocet, Harpoon, Sea Eagle, Marte Mk 2.
   Изначально Королевские ВМС Великобритании заказали 50 вертолетов Merlin, предназначенных для базирования на авианесущих крейсерах типа "Инвинсибл", а также на других кораблях и береговых базах. Затем заказ был сокращен до 44 вертолетов, а срок начала поставок перенесен со второй половины 1988 года на 1996 год. Британские вертолеты оснащаются двигателями RTM322, итальянские (заказано 36 вертолетов) - альтернативной силовой установкой из трех газотурбинных двигателей General Electric T700-GE-T6A мощностью по 1714 л.с, двигатели собираются в Италии. На прототипы были установлены коммерческие варианты СТ7 двигателей General Electric. Первый прототип был собран фирмой "Westland" и выполнил первый полет 9 октября 1987 года. Первый прототип сборки фирмы "Agusta" в варианте противолодочного вертолета для итальянских ВМС впервые поднялся в воздух 26 ноября 1989 года. 15 июня 1989 года полетел прототип британской противолодочной модификации, а 24 октября - прототип вертолета Merlin. Третий и восьмой прототипы собрали в пассажирском варианте Heliliner.
   Второй прототип был потерян в летном происшествии 21 января 1993 года, после чего все полеты опытных вертолетов были приостановлены до 24 июня того же года. Двигатели RTM 322 были впервые опробованы в полете на четвертом прототипе в июле 1993 года. Такие же двигатели установили на пятый прототип. Седьмой прототип (итальянский) был оборудован опускаемой рампой фюзеляжа, первый полет этот вертолет выполнил 18 декабря 1989 года. 22 таких же средних военно-транспортных вертолета заказали Королевские ВВС Великобритании под обозначением Merlin HC.Mk 3.
   Первым покупателем вертолета в многоцелевом варианте стала Канада, заказавшая 15 EH101 для выполнения поисково-спасательных задач. Эти вертолеты предназначались для замены 13 устаревших вертолетов CH-113A Labrador и получили наименование CH-149 Chimo. Канада также заказала 35 вертолетов под обозначением CH-148 Petrel в варианте палубного базирования для замены вертолетов Sea King. Эти вертолеты собираются в Канаде фирмой "IМР Group Ltd", на них установлены двигатели CT7-6A1 мощностью 1920 л.с. Канадская сделка имела очень длительную и непростую историю, ее условия неоднократно пересматривались, а сроки начала поставок вертолетов сдвигались, но она стала крайне важной для обеспечения успеха всей программы вертолета EH101. Поставки первых вертолетов CH-148 были запланированы на конец 1997 года, а вертолетов CH-149 - на первую половину 1998 года. Однако из-за высокой стоимости вертолетов и их, как казалось, чрезмерной сложности правительство консерваторов перед выборами 1993 года вообще отказалось от закупки вертолетов EH101.Но в январе 1998 года новое правительство Канады вернулось к вопросу о закупках вертолетов EH101, заказав партию из 15 машин обновленной модификации AW320 Cormorant в поисково-спасательном варианте со сроком поставки в 2000-2003 годах.
   Консорциум "AgustaWestland" тем временем не переставал совершенствовать вертолет AW101. В 2006 году было принято решение об усовершенствовании вертолета Merlin HM.Mk 1, главным подрядчиком модернизационных работ выбрали фирму "Lockheed Martins. Острая нехватка вертолетов, связанная с участием британского контингента в операциях на территории Ирака и Афганистана, привела к закупке Великобританией вертолетов EH101 в Дании. Шесть вертолетов, ранее состоявших на вооружении Дании, прошли глубокую модернизацию фирмой "AgustaWestland" на заводе в Великобритании и поступили на вооружение Королевских ВВС в конце 2008 года под обозначением Merlin HC.Mk 3A.
   На вооружение ВМС Италии поступили вертолеты AW101 в вариантах дальнего радиолокационного обнаружения (с РЛС Наг, антенна которой размещена в большом обтекателе под передней частью фюзеляжа), противолодочном и противокорабельном, а также десантном (с рампой в задней части фюзеляжа).
   Канада изучает возможность закупки 14 поисково-спасательных вертолетов большой дальности Cormorant, хотя в конкурсе на противолодочный вертолет для ВМС Канады EH101 проиграл американскому вертолету S-92.
   В 2001 году Португалия выбрала EH101 в качестве вертолета большой грузоподъемности. Последний из 12 заказанных вертолетов Португалия получила в 2006 году. Четыре вертолета построены в боевом поисково-спасательном варианте (для выполнения задач поиска и спасения в условиях противодействия противника), а два - в варианте охраны рыболовного промысла. Поставки 14 вертолетов в поисково-спасательном и многоцелевом варианте, заказанных Данией, начались в 2007 году. Датский заказ большей частью уже выполнен, но освоение новой техники личным составом затянулось, из-за чего шесть вертолетов поставили на временное хранение. Именно эти машины были закуплены Великобританией. В перспективе проданные Великобритании вертолеты планируется заменить вновь построенными машинами.
   Морские силы самообороны Японии выбрали вертолет EH101 для замены 14 вертолетов-тральщиков MH-53E. Получившие обозначение MCH101, вертолеты собираются в Японии фирмой "Kawasaki". Первый MCH101 поставлен заказчику 3 марта 2003 года. Один EH101 используется полицией Токио, фирма "Kawasaki" разработала собственный вариант вертолета EH101 - CH101 Antarctic Survey Helicopter, первую такую машину морские силы самообороны получили в сентябре 2007 года. К 2008 году в эксплуатацию поступило в общей сложности три вертолета CH101 Antarctic Survey Helicopter.
   Самым значимым успехом вертолета EH101 стал его выбор в качестве вертолета, предназначенного для перевозки первых лиц США. EH101 выиграл конкурс у вертолета VS-92. В производстве вертолета US101 заняты фирмы "Lockheed Martin", "AgustaWestland" и "General Electric". Официально ВМС США заявили о выборе вертолета EH101 28 января 2005 года. По контракту на сумму 1,7 млрд. долларов США первый вертолет должен быть поставлен в 2009 году, а все 23 машины - к 2014 году. Вертолет для ВМС США получил наименование VH-71A Kestrel, он оснащен двигателями General Electric CT7-8E, за сборку вертолетов отвечает фирма "Bell".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   AgustaWestland Merlin HM.Mk 1

   Тип: противолодочный и многоцелевой вертолет корабельного/ берегового базирования с экипажем из одного-двух человек
   Силовая установка: три газотурбинных двигателя Rolls-Royce/Turbomeca RTM322-01 мощностью по 2312 л.с.
   Характеристики: крейсерская скорость на оптимальной высоте 278 км/ч; статический потолок с учетом влияния земли 3800 м; дальность полета 1056 км
   Массы: пустого 10 500 кг; максимальная взлетная 14 600 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 18,59 м; длина с вращающимися винтами 22,81; высота с вращающимися винтами 6,65 м; площадь, ометаемая несущим винтом 271,51 м2
   Вооружение: масса подвесного вооружения до 960 кг, обычно - четыре противолодочные торпеды
   Полезная нагрузка: до 45 пассажиров или 16 раненых на носилках и медперсонал или груз массой до 3660 кг внутри кабины или на внешней подвеске
9 октября 1987г.: первый полет в Йовиле, Великобритания, выполнил первый прототип вертолета EH Industries EH 101 - PP1. Прототип построен "Westland Вертолеты". Вертолет предназначен для замены Sea King в вооруженных силах.
Собранный на фирме "Westland" первый прототип РР1 впервые взлетел в Иовиле 9 октября 1987 года, фирма "Agusta" также построила подобный базовый транспортный вертолет, разбившийся в катастрофе в 1993 году.
Following its roll-out last April and completion of a 25-hr programme of ground running, the first prototype of the EH 101, PP1, made its first flight at Yeovil on 9 October 1987, in the hands of Trevor Egginton and Colin Hague, Westland’s chief and deputy chief test pilots.
Прототип англо-итальянского морского вертолета EH-101.
PP-1 is the first of five VH-71s scheduled to participate in the initial test programme for the type in the United States.
PP3 построили для испытаний гражданской конфигурации вертолета "Heliliner", но позднее его передали для испытаний военным и оснастили подфюзеляжным обтекателем. На снимке показан вертолет в ходе испытаний по обледенению. Также построили второй гражданский прототип РР8.
15 июня 1989г.: выполнил первый полет четвертый прототип вертолет EH Industries ЕН.101 (РР4, ZF644). В течение года были выполнены первые полеты пятого (РР5, ZF649) и шестого (РР6) прототипов - британского (Merlin) и итальянского противолодочных вариантов вертолета соответственно.
Westland’s prospects for the 21st century improved greatly with the joint development (with Italian company Agusta) of the EH 101, later to become the AW101 Merlin, the fourth pre-production example of which is seen here in 1993. The Merlin will continue to serve with the Royal Navy until the end of the 2020s.
Прототип РР4 построили с двигателями T700 в общей флотской конфигурации, включая обтекатель поисковой РЛС. В июле 1993 года на него установили новые двигатели Rolls-Royce Turbomeca RTM322. 7 апреля 1995 года он разбился из-за неисправности тяги управления.
После катастрофы прототипа РР2 основным вертолетом для системных испытаний в итальянском ВМФ стал PP6 (на снимке: над авианосцем "Джузеппе Гарибальди").
AgustaWestland EH101 G-17-510, previously used as the US101 demonstrator, was flown at Yeovil, Somerset, on September 26, 2006 after being upgraded into a new high performance variant. A second flight was also performed later the same day, operating at speeds up to 135kts (250 km/h). The helicopter is now fitted with new technology British Experimental Rotorcraft Programme (BERP) Mk IV main rotor blades, more powerful CT7-8E engines and a new integrated cockpit display system.
РР7 стал первым вертолетом с грузовой рампой. Позже его оснастили турелью с ИК-системой FLIR переднего обзора и отправили в Канаду для поддержки неудачной рекламной кампании по продаже модификации CH-148 Petrel.
The first civil EH 101 on an early test flight (1998)
Still in the development phase, the EH 101, seen here in its civil utility guise which includes a rear loading ramp, is also offered as the 30-passenger Heliliner in addition to wide-ranging military roles. No customers have yet been announced for the commercial variants, which have yet to be certified.
Fully furnished with 30 seats in the main cabin, EH 101 Heliliner PP8 is pictured during its recent demonstration tour.
Now wearing military markings as ZJ116 (ex G-OIOI), civil EH 101 Heliliner demonstrator PP8 was kept busy at Helitech providing customer demonstrations. As the EH 101 reaches maturity, the type has now passed the 10,000 flying hour milestone, reaching 10,084 hours at the beginning of August 1999, including over 700 hours with the Royal Navy’s 700M Squadron, the Merlin HAS.1 intensive flying trials unit, which now has five helicopters at RNAS Culdrose. The pre-production civil utility version, PP9/I-LIOI, has also completed the type’s first transatlantic tour, leaving Aberdeen for Canada on August 30 and returning to Aberdeen on September 28 after covering over 8,000 miles and undertaking 70 demonstration flights at eight separate locations. The Canadian Forces have ordered 15 EH 101 Cormorants, which are being built al Agusta’s Vergiate facility and will all be self-ferried to Canada, the recent transatlantic crossings providing useful route proving information for the first of those flights, due in early 2001.
Последним из опытных вертолетов взлетел многоцелевой вариант РР9. В этой яркой раскраске его рекламировали для продажи канадским ВС в качестве версии CH-149 Cormorant для поисково-спасательных операций.
Painted in markings similar to those which it will carry in service, EH101 PP9 recently undertook a tour of Canada to promote the Cormorant SAR version. The future helicopter will replace the ageing CH-113 Labrador fleet, one of which is seen on the right.
Canada
CH-149 Cormorant is expected to undergo avionics upgrades in the Cormorant Mid-Life Upgrade project
Канадские CH-149 не остаются без работы - только в октябре 2011 года они участвовали в нескольких поисково-спасательных операциях, эвакуировали больного пассажира с судна и осуществили удачный поиск охотника, пропавшего в западной части провинции Ньюфаундленд.
Канадский CH-149 Cormorant демонстрирует свои поисково-спасательные возможности. По политическим причинам покупка CH-149 затянулась, несмотря на острую необходимость в поисково-спасательных вертолетах.
The Royal Canadian Air Force is set to receive at least two more CH-149 helicopters under the Canadian government's plan to enhance SAR capability.
В начальный период эксплуатации освоение вертолета ЕН 101 проходило тяжело, но вооруженные силы Канады смогли преодолеть все проблемы, самой серьезной из которых стало разрушение втулок хвостовых винтов, из-за чего некоторое время полеты вертолетов разрешались только в случае чрезвычайных обстоятельств и с серьезными ограничениями на выполнение маневров. Сейчас все ограничения на полеты канадских вертолетов EH101 сняты.
UK Mk.1, Mk.2
Противолодочный вертолет Агуста Уэстленд EH 101 "Мерлин"
A Merlin HM2 assigned to 820 Naval Air Squadron with HMS Queen Elizabeth titles.
Royal Navy Merlin Force conversion plans start with 820 and 829 Naval Air Squadron this year followed by 814 NAS next year.
Ground crew oversee pre-flight procedures as two Mk2s prepare for a mission.
More than a decade of design and testing has increased the operational capability of the maritime variant of the Merlin helicopter.
Three Merlin HM2s of No.824 NAS on the ramp at RNAS Culdrose, Cornwall, on July 23, 2013.
Externally the Merlin Mk2 may look like the original Mk1, but internally the upgraded helicopter is jam-packed with advanced systems for anti-submarine and anti-surface warfare.
The newly-formed Merlin Carrier Air Group taxiing out for departure for Exercise Deep Blue - its first deployment
AgustaWestland AW159 Wildcat HMA2 ZZ413 (c/n 483) alongside a Merlin HM2 at RNAS Culdrose, Cornwall, for the recent radar trials.
Merlin HM2 ZH831 at Boscombe Down, Wiltshire, on September 3, 2014. It has large fairings applied on both sides of the cabin containing Elta radar.
All 30 Merlin HM2s in service modified and fit to receive the Crowsnest role kit, of which ten will be delivered.
Ship deck crew welcome two HM2s aboard HMS Illustrious during the recent Exercise Joint Warrior.
A busy scene as No 814 Sqn brings four AgustaWestland Merlin HM.1s aboard HMS Ark Royal for the first time in March 2002 to conduct operational sea training.
Encouraged by the success of recent orders by Denmark and Portugal, GKN Westland is actively promoting the EH 101. There are still further EH 101 sales prospects, with Canada looking at a follow-on order and the RAF/RN in need of replacements for its Pumas and Sea Kings.
Merlin HM2s on the flight deck of HMS Queen Elizabeth.
Intended as a Sea King replacement for the Royal Navy and Italian Navy, Merlins are now in service with these two air arms. The helicopter was designed to be operated from frigates, though they also embark aboard larger ships as seen here.
HMS Queen Elizabeth with all 14 F-35Bs and two Merlins visible. Note the black spots on the landing pads where the F-35B engines have burnt the deck
The HMS Queen Elizabeth aircraft carrier with some of the CSG vessels.
The Royal Navy Command Merlin HM Mk2 is currently used in the search and rescue role in maritime counter-terrorism training
A Royal Navy Merlin HM.1 seen during a winching demonstration in Portland Harbour, Dorset.
Палубная группа досмотра, поиска и захвата (VBSS) фрегата "Монмут" (F235) британского ВМФ демонстрирует быструю высадку на канатах с вертолета Merlin HM.Mk 1 829-й эскадрильи на полетную палубу американского эсминца УРО "Фитцжералд" в 2007 году.
Hovering alongside HMS Queen Elizabeth underway close to the English south coast.
Работы вместе с ВМС США. Британские Merlin часто можно видеть на палубах кораблей ВМС США, они перевозят личный состав и грузы в рамках совместных операций вооруженных сил разных стран. В 2011 году вертолеты Merlin авиации британских ВМС доставили больного, взятого с борта немецкого судна "Болтик Айленд", на атомный авианосец "Энтерпрайз" ВМС США. Данный Merlin сфотографирован на палубе атомного авианосца "Джон Стеннис" в конце 2011 года.
Merlin HM.Mk 1 - основа британской палубной противолодочной авиации. 30 таких машин доработаны до стандартов HM.Mk 2, а остальные могут стать платформами ДРЛО сил воздушного наблюдения ASaC.
Eight Merlins deployed to HMS Queen Elizabeth, including six HMA2 antisubmarine warfare helicopters from 820 NAS. One prepares to land as another departs
The target is to achieve a nominal in-service date for Crowsnest by Q3 2019 with initial operating capability by Q2 2020 and full operating capability in 2022.
The Merlin HM2 continues to receive upgrades to enhance its capabilities in addition to Crowsnest. These include a new traffic avoidance system and updates to the defensive aids suite.
The nine Merlin HM2s depart RNAS Culdrose for Exercise Deep Blue.
Recent production activity at Yeovil by AgustaWestland has focused on Super Lynx 300s and AW101s. The company has now concentrated manufacture of the latter type at Yeovil, with examples being built for the Royal Danish Air Force, Italian Navy and US Marine Corps. It is also involved in upgrade work and secured a contract from Lockheed Martin for the Merlin Capability Sustainment Plus programme to upgrade Royal Navy Merlin HM.1s. (pictured).
A 617 Sqn F-35B taxies out, while an anti-submarine warfare Merlin HM2 hovers behind, probably tasked for search and rescue standby
This dramatic photograph of a Merlin HM.1 and a Sea King HC.4 was taken during the finale at the RNAS Yeovilton Air Day last year, by Michael Hill. The helicopters took part in a commando assault and the flames are a result of an 'attack' by Harrier GR.7s.
Underslung load trials were conducted by a joint team from GKN and the Defence Evaluation Research Agency (DERA) at Boscombe Down, Wilts. Here, a Pinzgauer truck hangs from the single ventral hook under ZH821.
Флотский вариант Merlin может вооружаться самонаводящимися противолодочными торпедами (до четырех единиц). В Британии он оснащается торпедами BAe Systems Sting Ray, а в Италии - торпедами Mk 46, либо Eurotorp MU90.
A Fleet Air Arm Merlin HM2 over the English Channel during a training mission from Royal Naval Air Station Culdrose. The eventual 30-aircraft Merlin HM2 fleet is set for a busy schedule littered with a multitude of operational tasking.
Cornwall's iconic St Michael's Mount in Mount's Bay forms a great backdrop for the world class Merlin Mk2.
An 824 NAS HM2 during a recent training mission over Cornwall.
Merlin HM. Mk 1 for the Royal Navy (1999)
Tiger striped Merlin HM2 ZH860 captured performing a confined area landing in Cornwall; 814 NAS is a member of the NATO Tiger association.
An 824 NAS HM2 practising confined area landing operations, an essential part of the work-up for both shipborne and secondary role operations, near RNAS Culdrose.
Merlin HM2s prepare to touch down on HMS Seahawk's flight deck attended by Royal Navy flight deck handlers.
A typical flight deck scene of the future with Merlin HM2s and an F-35, in this case a Ground Training Aid.
Two F-35B Ground Training Aids, a Merlin HM2 and two Sea Harrier FA2s on the dummy deck, dubbed HMS Seahawk, during Exercise Kernow Flag.
HM1s arrived for upgrade at AgustaWestland's facility, Yeovil, UK from RNAS Culdrose approximately every six weeks - the task taking around nine months for each.
De-humidification under way on an 820 NAS HM2 below deck on HMS Illustrious during Exercise Joint Warrior in April 2014.
The first Merlin HM2 trials aircraft (ZH826) inside the flight shed of the AgustaWestland factory at Yeovil, Somerset, on January 13, 2011. External differences include some additional sensors, external cabin lighting, fast roping equipment and the option of installing the 0.50-calibre M3M machine gun (seen here).
Sonobuoys being prepared for use aboard HMS Illustrious during Exercise Joint Warrior.
UK Mk.3
The second Merlin HC Mk3 cleaning up on take-off. Unlike the first aircraft, this machine is not fitted with a refuelling probe although this optional extra can be added in a matter of minutes.
Nap-of-the-earth flying can be exhilarating, not only for the crew but also for the photographer!
Массивный Merlin (изображен в цветах британских ВВС) заслужил хорошую репутацию у стран-эксплуатантов. Самый недавний заказ поступил от ВМС Алжира (шесть машин), а вскоре ожидается поступление заказа и от Саудовской Аравии.
RAF battlefield support helicopters are being worked hard, with Chinooks deployed to Afghanistan and Pumas and Merlins in Iraq (one is pictured flying over that country). Indeed, the UK armed forces currently have a shortfall of 38% for battlefield helicopter lift and 67% for amphibious operations. To help reduce the deficit in the former category, six Merlins have been purchased from the Royal Danish Air Force.
Трехдвигательный вертолет AW101 разработан на основе двухдвигательной машины WG.34 фирмы "Westland". На снимке два вертолета Merlin HC.Mk 3 английских ВВС.
Air-to-air with two 846 NAS Merlin HC3s during a Merlin Storm training mission on a beach in southwest England
A sight that will become familiar around RAF Benson next year, two Merlins in formation.
Royal Navy 846 Naval Air Squadron Merlin HC3s ZJ121/‘E’, ZJ128/‘M’, ZJ129/'N', ZJ130/'O' and ZJ131/‘P', plus HC3A ZJ994/'AC’, fly in formation en route from RAF Benson to Royal Naval Air Station Yeovilton on March 26, 2015.
Flights of Royal Air Force Merlin Mk 3s began with ZJ117 on 24 December 1998 (1999)
Whilst development continues of the Presidential VH-71, the Lockheed Martin/AgustaWestland HH-71 team has been successfully conducting aerial refuelling trials to demonstrate its suitability for the USAF's contentious combat search and rescue requirement, CSAR-X. RAF AW101 Merlin HC.3 ZJ117, which is also being used for BERP IV rotor blade development, is seen here on February 13, 2008 taking on fuel from Italian Air Force KC-130J tanker MM62176 '46-41', marking the first time a British helicopter has demonstrated an air-to-air refuelling capability. Sorties were flown at 4,000ft and 127kts, with multiple in-flight refuellings completed up to the Merlin HC.3’s maximum flying weight of 34,400lbs.
Lockheed Martin's Hercules has proved popular as a tanker. The latest C-130J variant is illustrated here by an Italian Air Force example, shown refuelling an RAF AW101.
Exercise Jebel Sahara 2008 marked the first time since 2005 that RAF Merlins and Chinooks have exercised together. Held in the North African state of Morocco, the varied terrain of deserts and mountains proved to be ideal for training.
Британские вертолеты Merlin интенсивно использовались в Ираке (на снимке) и в Афганистане. Прибытие туда вертолетов AW101 в 2009 году помогло снизить нагрузку на чрезмерно перегруженный парк машин Chinook. Вертолеты Merlin выполняли жизненно важные задания, включая авиаперевозку раненых, переброску войск и грузов.
Хотя Merlin не может нести такой же груз, как более громоздкая машина Chinook, в Королевских ВВС он стал ценным вертолетом поддержки с большей маневренностью, усовершенствованными системами и гораздо меньшей шумностью.
Вертолет Merlin HC.Mk 3 из 28-й эскадрильи сфотографирован в ходе боев в Ираке. Сначала вертолеты этого типа применили на Балканах, потом отправили в Ирак, а с конца 2009 года они начали действовать и в Афганистане.
No.846 Naval Air Squadron’s Commanding Officer, Lt Col Derek Stafford at RAF Benson in Oxfordshire on September 30, 2014, following the unit's formal stand-up ceremony.
The Merlin HC3/HC3As formerly operated by the Royal Air Force are now operated by the Commando Helicopter Force at RNAS Yeovilton.
EH Industries' Merlin HC.3 will use a helicopter integrated defensive aids suite including the GEC-Marconi Sky Guardian 2000 RWR, an active IR jammer, passive missile warning system, Raytheon AN/AVR-2A laser warning system, and Tracor AN/ALE-47 countermeasures dispensers.
First RAF Merlin HC. Mk 3, equipped with optional FLIR turret and AAR probe, being rolled out on 25 November 1998 (1999)
No.846 Naval Air Squadron became a frontline squadron again following its formal stand-up ceremony at RAF Benson on September 30, 2014. On display were two of the Merlin HC3s that transitioned to the squadron.
CHF's primary role is to support 3 Commando Brigade Royal Marines, as illustrated here by 846 NAS operating with a Merlin HC3 during a training exercise at RNAS Yeovilton
Британские Merlin находятся в составе 28-й и 78-й эскадрилий, дислоцированных на авиабазе Бенсон. Планируется к 2016 году передать все Merlin в состав британских ВМС - задачи в интересах ВВС будут решаться вертолетами Chinook и Puma.
Troop-loading trials were conducted in mid-1999 using the second RAF Merlin. The aircraft is designed to carry 24 soldiers in crash-attenuating seating as part of its maximum payload capacity which exceeds 11,000 lb (5,000 kg).
The Commando Helicopter Force’s transition from the Sea King HC4 to the Merlin HC3 and HC3A was completed in June 2016 when 845 Naval Air Squadron returned home to RNAS Yeovilton in Somerset joining 845 NAS aircrew seen here. CHF’s primary role is supporting 3 Commando Brigade, Royal Marines.
846 NAS Merlin HC3 and members of MAOT work together to deliver vital aviation fuel using an air-portable fuel cell in a remote location
Группа немедленного реагирования IRT - медицинская часть, в которой используются вертолеты Merlin. Срочные медицинские процедуры зачастую выполняются в задней части салона машины сразу после взлета под огнем с поля боя.
Вертолеты Merlin лучше, чем другие вертолеты выдерживают непредсказуемые метеоусловия пустыни, где внезапно могут разыграться песчаные бури с полной потерей видимости.
Commando Helicopter Force Merlin HC3s will all be upgraded to HC4 standard under the Merlin Life Sustainment Programme, the first of which is expected to be delivered by the end of 2017.
One of the tasks undertaken during the exercise was carrying underslung loads.
Вариант Merlin НС.Mk 3, поступивший на вооружение британских ВВС 27 июня 2000 года, обрел оптимизированную для действий на малых высотах кабину пилота и оснастку для быстрой установки в проеме боковой двери пулемета на шкворне, а также турель с ИК-системой переднего обзора под носовым обтекателем и штангу дозаправки в полете.
Крупногабаритные грузы перевозятся на внешней подвеске. Merlin активно эксплуатировались в Афганистане для грузовых перевозок.
A Merlin HC3A flying with a Sily Powietrzne Mi-24 Hind en route to the exercise area.
A Merlin HC3A led a mission with the rescue mission commander onboard who is in constant discussion with ground forces and other helicopters in the formation.
Merlin HC3As uploaded enough fuel to enable them to remain airborne for two and three quarter hours.
AgustaWestland Merlin Mk 512 M-516 refuels at the forward refuelling point close to Netheravon airfield on March 1, 2013, prior to undertaking another mission during Exercise Pashtun Jaguar 1/13.
Royal Marines board a CHF Merlin HC3A at Gilze-Rijen Air Base, Netherlands, to participate in a deployed search and rescue (DSAR) exercise with other NATO members; 845 NAS led this mission
Lima Company 42 Commando, the ground extraction force, board a Merlin HC3A at Gilze-Rijen Air Base.
A Merlin HC3A lands in degraded visibility.
Commando Helicopter Force aircrew use a gate process to de-risk the demands of conducting dust landings by setting up a gate, 50 feet above the ground, and flying a continuous decelerating descent approach to the target.
A Merlin HC3A descends into a landing zone amidst a cloud of dust.
In the twilight of their career, two 845 NAS Merlin HC3As circle overhead as the light fades in Norway
A Merlin HC3A quickly off loads its ground extraction force who spread out in search of two isolated persons.
With a high threat level posed by surface to air rounds, a Merlin HC3A lifts quickly from the landing zone.
Air-to-air with an 845 NAS Merlin HC3A, pictured during CHF's Arctic training deployment to Bardufoss, Norway
During snow, freezing temperatures and darkness. Bardufoss has the worst of weather conditions to endure.
Digging out a Merlin, and towing it back to the hangar.
The Bardufoss hangar provides shelter from the snow and illumination, but little difference in temperature.
Watching over a colleague while performing engine maintenance.
Pushing an extinguisher cart in snowy, freezing conditions.
Marshalling a Merlin helicopter in bitter sub-zero temperatures.
Merlin HC3A ZJ998/AE sat down in deep snow to collect Marines of 3 Commando Brigade.
Using a Mobile Air Operations Team's tracked, all-terrain vehicle (a Bandvagn 206) as a reference point, a Merlin HC3A prepares to conduct a confined landing amongst trees. As the recirculating snow builds behind the aircraft, aircrew have to work hard to safely position the aircraft; if aircrew lose their reference points, the landing is aborted for a go around.
AgustaWestland AW101 Mk 641 ZR343 (c/n 50248, ex ZW-4306 ntu) was used to transport British Prime Minister, David Cameron, and other members of the UK delegation during the NATO Summit at Celtic Manor, Newport, Wales, on September 4 and 5, 2014. A NATO patch was applied to the forward fuselage marking the aircraft’s participation in the event. It was built for the Indian Air Force but not delivered after the programme was cancelled.
UK Mk.4
The Commando Merlin HC4 made its public debut at RNAS Yeovilton, home to Commando Helicopter Force, on May 24, 2018.
Commando Merlin HC4 ZJ129/N during the ceremony.
An 845 NAS-operated Merlin HC4 collects stores from an RAF Atlas C1 at Providenciales International Airport, Turks & Caicos Islands. The helicopter has embarked on RFA Argus to provide humanitarian aid/disaster relief in the Caribbean.
Merlin HC4 ZJ122/F on a test flight from Yeovil.
Commando Merlin HC4 ZJ122/'F' departs the Leonardo Helicopters site at Yeovil on a test flight in October 2017. Note the flight instrumentation probe
Flight testing continues at Leonardo Helicopters Yeovil facility, Somerset, with first upgraded Merlin HC4 ZJ122/F for the Royal Navy's Commando Helicopter Force based at nearby Royal Naval Air Station Yeovilton.
Four Merlin HC4 aircraft are in flight test programme, one of which was delivered to the Royal Navy on April 25, 2018. At the end of February, a further six aircraft had entered the modification programme.
Commando Merlin HC4A ZJ990/AA is shown completing a test flight at Leonardo Helicopters' Yeovil site in late October 2020. The first HC4A was delivered to RNAS Yeovilton on November 9,2020. The nosecone, which was a distinguishing feature of the Merlin HC3A, has been replaced
Air-to-air with 'Furious Flight' as they return home to RNAS Yeovilton after completion of F-35B Lightning II trials (WESTLANT 18) on HMS Queen Elizabeth
Three helicopters, including one Merlin HC3, are shown here running in to support Royal Marines on the ground as part of an exercise
Unique formation of five 845 NAS Commando Merlin HC4 and three 847 NAS Wildcat BRH, pictured during a recent exercise
An 845 NAS Commando Merlin HC4 during a confined area landing
846 NAS Commando Merlin HC4 captured landing at Portland heliport (formerly RNAS Portland) in Dorset to refuel having supported Royal Marines in the local area. Note the 352nd Special Operations Group CV- 22B Osprey in the background
Merlin HC4 ZJ121/E lifts off the flight deck on its return to Yeovilton. The nose marking applied to each of the 845 Squadron Merlin HC4s reminded everyone of the call sign and no doubt prowess.
Three 845 NAS Commando Merlin HC4s (‘Furious Flight’) prepare to depart HMS ‘Queen Elizabeth’ for home after providing Carrier Strike Group support during initial F-35B Lightning II trials (WESTLANT 18) held off the US eastern seaboard
The UK’s vertical transport and airlift capacity plays a vital role not only in combat operations at sea, on land and in the air, but also in supporting tri-service and multinational humanitarian and disaster relief operations
Four Merlin HC4s on HMS Queen Elizabeth's flight deck prior to their departure back to Royal Naval Air Station Yeovilton.
Two Royal Navy Merlin HC4s taxi on Portland’s runway prior to being refuelled at HeliOps on their return flight to RNAS Yeovilton from HMS Queen Elizabeth (R08) on its initial global cruise. An RAF Chinook HC5 can also be seen in the distance, moments before touchdown
Tail folded on the first Merlin HC4; the photos show the articulation of the tail fold mechanism.
Two key components of the new design are the automatic main rotor and tail folding system. CHF’s new marinised Commando Merlin HC4s have been adapted to support the fleet in a manner which would have been impossible previously
UK ASW
Merlin HM2 ZH831 on its first flight at Yeovil after modification to the Crowsnest configuration.
Вертолет ДРЛОиУ Merlin. Компании "AgustaWestland" и "Thales" разработали на базе AW101 проект вертолета ДРЛОиУ - для замены вертолета аналогичного назначения Sea King Mk7, стоящего сегодня на вооружении британских ВМС. Новый вертолет будет базироваться на кораблях, имеющих вертолетную площадку, и перспективных британских авианосцах типа "Куин Элизабет". Главные системы новой машины - РЛС Searchwater 2000 и специализированная система Cerberus.
Initial assessment phase testing ensured there were no gross effects on the Merlin flight profile with the radome attached.
The first Crownsnest-equipped Merlin HM2 at RNAS Culdrose
Italy
First flight of HH-101A, registered with UK military serial number ZR352/'15-01', on its March 19, 2014 maiden flight from Yeovil, Somerset, in a black-based colour scheme.
An HH-101A in the hover during an evening training mission. Note the forward-looking infrared, the LOAM, self-defence sensors, and the in-flight refuelling probe.
Hovering while training with a stretcher for SAR operations. The HH-101A is already operational in this role.
The third HH-101A delivered to 15 Stormo on take-off from Cervia Air Base.
An Italian HH-101 and an AB212ICO, together with a Spanish Super Puma, took part in two CSAR missions during FC 2018-01.
Gilze-Rijen's secondary runway acted as flight line for the foreign helicopters and E-550 CAEW participating in APROC.
The AW101 is the new CSAR helicopter scheduled to enter AMI service in 2015 with 9 Stormo at Grazzanise AB, replacing the AB212ICO.
В характерной носовой части варианта ASH (Mk 413) установлены РЛС и обтекатель ИК-системы переднего обзора. Этот очень живучий десантный вертолет тренируется в поддержке специальных войск.
This Marina Militare UH-101A from Luni-La Spezia-based I9 Grupelicot is seen in the field as it picks up extraction forces with an injured aircrew.
Версия UTY также носит фирменное обозначение Mk 410. На этой фотографии видны характерные для нее четыре иллюминатора в правом борту, хвостовая балка и задняя рампа (на снимке в промежуточном положении). Двигатели T700-GE-T6A1 итальянских машин AW101 отличаются высокой надежностью.
В итальянском ВМФ применяются преимущественно морские версии вертолета AW101. В Италии их неофициально прозвали "Balena" ("Кит"). Ожидается, что в 2011 году эти машины направят в Афганистан
Italy NAVY
С увеличением важности решения боевых задач в прибрежной зоне, ВМФ Италии получил достаточно мощный смешанный парк вертолетов AW101.Ha этой фотографии вариант UTY, идущий позади ПЛО/ПКР версии, демонстрирует свойственное этим машинам внешнее сходство.
Версию HEW легко распознать по большому подфюзеляжному обтекателю антенны РЛС Eliradar HEW-784, ставшей в Италии штатным средством ДРЛО.
One of the objectives of APROC is for aircrew to operate in multi-national formations of different types of helicopters. Seen together during one of the three daily missions are the Aeronautique Navale NH90 NFH and the Marina Militare UH-101A.
One tasking for 3° Gruppo Elicotteri is to supply helicopters and combat-ready crews to embark onboard the largest ships in the Italian Navy Fleet.
The 3° Gruppo Elicotteri currently operates ten helicopters, mainly in anti-submarine/anti-surface warfare configuration, but also one in the helicopter early warning role.
During operations Atalanta and Ocean Shield the AW101 undertook sea surface control and intelligence, surveillance and reconnaissance missions along the coast of Somalia looking for vessels involved in piracy and smuggling.
УР MBDA Marte Mk 2/S дает вертолету ASVW/E неплохие возможности для борьбы с кораблями. Эта ракета, летящая над самыми гребнями волн, может поражать цели на дальности до 30 км.
The 3° Gruppo Elicotteri based at NAS Catania recently passed the 100,000 flight hour milestone, of which, about 6,000 were dedicated to 1,900 rescue missions in support of the community.
Former commanding officer of 3° Gruppo Elicotteri, Cdr Paolo Florentino is now the station commander of NAS Catania. Cdr Florentino has flown a variety of types including the AB212ASW, SH-3DASW and AW101. He has achieved over 2,000 hours and 700 deck landings.
The AW101 is equipped with electric blade and tail fold for ship hangar stowage.
Denmark
Among the rotary wing participants was this Royal Danish Air Force (Flyvevaabnet) EH-101 of Esk 722, based at Vaerlose. It is one of 14 of the type ordered by the Denmark to replace Sikorsky S-61A Sea Kings. Eight aircraft (such as this) will be used for search and rescue and the others for troop transport. Eight have been delivered and the remainder will be ready for delivery later this year or early 2007. The SAR fit includes a comprehensive medical unit in the rear cabin for hospital transfer and emergency treatment.
Seen shortly after arrival at RAF Benson, Oxfordshire, on July 31, 2007 is the first of the six former Royal Danish Air Force Merlins that have now been acquired for service with the RAF.
Two Royal Danish Air Force Merlin Mk 512s arrive at Yeovil Airfield, Somerset, on June 29, 2007, prior to being modified to UK specifications and delivered to the RAF as Merlin HC.3As.
Королевские ВВС Дании заказали восемь поисково-спасательных вертолетов AW101 и еще шесть - в транспортном варианте. Вначале они отличались очень малой наработкой на отказ, однако ряд проблем с надежностью удалось решить за счет повышения профессионализма техников и своевременной доставки запчастей.
AgustaWestland AW101 Merlin Mk 512 M-512 fast and low during the recent deployment to NAF El Centro, California.
Seen climbing away from Groningen-Eelde Airport in the Netherlands on May 9, 2018 after a night stop there, rebuilt Danish EH101 Mk512 M-518 returned to its home base Karup later that day after almost four years.
Royal Danish Air Force AW101 Mk 512 Merlins flew several sorties to training areas in Wales during Exercise Pashtun Jaguar '1/13'.
Danish Merlin Mk 512 M-516 hovers over a frozen Welsh lake during a mission from Netheravon on March 1, 2013.
USA
AgustaWestland VH-71 Kestrel G-17-005 (TV-5) makes its first flight from the factory airfield at Yeovil, Somerset, on December 10, 2007.
The first EH 101 specifically built for the US Presidential VH-71 programme, wearing test registration G-17-002, seen during its first flight from Yeovil, Somerset, on July 3, 2007.
Хотя программа no закупке VH-71 была заморожена, ВМС США получили возможность использовать полученные в результате работ по программе технологии.
Patuxent River, Maryland, saw the arrival on November 2, 2015 of the first VH-71 test vehicle (TV1), which will be used largely for familiarisation training for pilots and ground crew. TV1 is actually a leased Italian Navy EH101 development aircraft, MM.X605 (c/n PP6), that has been brought in to enable training to begin at the earliest opportunity. It had arrived at Lockheed Martin's facility in Owego, New York, on June 10, shortly thereafter commencing further flight-testing. The helicopter is seen here on October 6 during a visit to Marine Corps Base Quantico, Virginia, to enable personnel from HMX-1, its future operator, to get a closer look at the helicopter. The first three actual VH-71 test vehicles are not due to arrive until spring 2007.
Algeria
Noted on a test flight from Yeovil in Somerset on May 23, 2013 was AgustaWestland AW101 Mk 642 ZR350 (c/n 50249) destined for Algeria. The helicopter is one of two Mk 642s ordered as VIP transports and destined for the Algerian Air Force. Six Mk 610s have already been delivered to the Algerian Naval Forces.
AgustaWestland AW101 Mk 610 ZR333 (c/n 50233) is the last of six ordered for the Algerian Naval Forces. The helicopter is seen on July 11, 2011 during a flight test from Yeovil, Somerset, where it was built. Three of the aircraft are at AgustaWestland's training facility at Newquay International Airport, Cornwall, where the training of Algerian crews for the type is undertaken. ZR333 is thought to be the only example at Yeovil, with the outstanding pair believed to have been delivered to Algeria.
Conducting a test flight from AgustaWestland's facility in Yeovil, Somerset, in early November 2013 was AW101 Mk 641 ZR350 (c/n 50249) destined for the People’s Democratic Republic of Algeria. Algerian titles are worn on the port side with English titles currently on the starboard. The aircraft is understood to be one of two on order configured for VVIP transport. It is due to become 7T-WVC upon delivery.
India
The first three of 12 AgustaWestland AW101-641 Merlin helicopters destined for VIP and presidential flight duties with the Indian Air Force were delivered to India during late December 2012. The aircraft were flown separately from AgustaWestland's manufacturing facility at Yeovil, Somerset to London Stansted, Essex, for onward transportation to India by air. Each wore full Indian Air Force markings with UK test or 'B' class serials applied, with the Indian serials (ZW4303 in the case of ZR340 seen here) located on the upper aircraft boom area taped over. Training of flight crews at the company's facility at Newquay Cornwall Airport was concluded around the time of the first delivery. The remaining nine AW101s on order are scheduled for delivery during 2013.
Saudi Arabia
Seen at Yeovil, Somerset, recently was VVIP AgustaWestland AW101-640 HMH-1 (c/n 50239, ex ZR334). The helicopter is one of two ordered in early 2008 for the Saudi Royal Flight and made its maiden flight on July 27, 2010. The second (HMH-2, c/n 50240, ex ZR335) was flying by mid-July the following year.
Noted flying around the AgustaWestland facility in Yeovil, Somerset, on July 11, 2011 was AW101 Srs 640 ZR335 equipped with a forward looking infrared turret. The helicopter is the second of two ordered by the Royal Saudi Air Force for VVIP transport in 2008, and first flew in October 2010. The other, ZR334, initially flew on July 27, 2010, and departed Yeovil (still wearing primer) during the first quarter of 2011 to be fitted out by AgustaWestland in Italy.
Japan
The first commercial EH 101 to enter service, Agusta-built Srs 510 JA01MP (c/n 51002), was delivered on March 25, 1999 to the Air Wing of the Tokyo Metropolitan Police in a hand-over ceremony at Kawasaki’s Gifu factory.
The EH101, fitted with a rear ramp, replaces a KV-107 and will be used to patrol the Tokyo area.
Large helicopters such as the EH 101, shown here in a paramilitary role with the Tokyo Metropolitan Police, could bring new levels of safety and reduced noise levels while alleviating pressure on runways.
В число самых больших полицейских вертолетов входит AgustaWestland AW101 полицейского агентства Токио. Это редкий гражданский 30-местный вариант вертолета с задней рампой был поставлен в 1999 году. Вертолет используется для патрулирования Токио и окрестностей и выполнения поисково-спасательных задач.
Военно-морские силы самообороны Японии используют Merlin как вертолет-тральщик и транспортный. Merlin пришел на смену Sikorsky S-80M-1 (CH-53E).
AW101 японских ВМС окрашены по одной из двух схем: по темно-серой с красными элементами (на фотографии), либо полностью светло-серой (малозаметный камуфляж). Японские ВМС обладают значительным парком вертолетов CH-53 и AW101.
The first Japan Maritime Self-Defense Force Airborne Mine Counter Measures MCH-101, 8656, during a test flight on January 20, 2015. The helicopter was delivered on February 27.
Turkmenistan
AgustaWestland delivered the second AW101 Mk 643 ZR336/EZ-S714 (c/n 50241) to the Turkmenistan Government recently. The first was handed over in June 2012
Nigeria
AgustaWestland AW101 Mk 641 ZR344 (c/n 50251) is one of two destined for the Nigerian Air Force. It will be delivered as NAF280 and is expected to serve with the 101 Presidential Air Fleet at Abuja. The helicopter was noted making what is understood to be its maiden flight at Yeovil, Somerset, on September 19. It was originally due to be handed over to the Indian Air Force (as ZW-3407) to fulfil its WIP requirement, before that programme was cancelled and the airframe reassigned.
Norway
Norway's AW101 is the first variant to be equipped with Leonardo-Finmeccanica's Osprey AESA radar which provides a 360° field of view. The system comprises three flat panels; one in the aircraft's nose cone and two at the rear of the aircraft facing outward to create a 360° view. The system enables flight crew to electronically steer the radar beam to obtain radar images which are then fused with other sensor data to develop a clear image of flying conditions.
Royal Norwegian Air Force AW101S will be equipped with an advanced SAR equipment package which includes a multi-panel AESA surveillance radar system, 4-axis digital AFCS, two rescue hoists, searchlight, an electro-optical imaging system and a fully integrated avionics and mission system.
Norway 03 performing search and rescue training during the OT&E phase.
Other significant improvements provided by the AW101 over the Sea King include a 30kt (55km/h) increase in cruise speed, increased mission range, endurance and survivor capacity and the capability to operate in harsh weather including continuous icing conditions.
Norwegian and LH personnel conduct winch training aboard Norway 02.
Kongelige Norske Luftforsvaret AW101 Mk612 completing flight training at Newquay. The aircraft involved was ZZ101 (0264).
The Osprey 30 AESA radar in the Norwegian AW101 search and rescue helicopter. In December 2020, it was announced the system would be fitted to Italy’s new G550 Airborne ISR and EW (AISREW) business jets converted by L3
Portugal
A Esc 751-operated AW101 at BA6 in Montijo, prepares to take off for a training sortie.
The Lajes Field area is often used as a training ground for pilots and winch operators to practice approaches to the ground
The AW101 a performs an AFCS-controlled hover - the AFCS can be easily disengaged during emergencies
Португальские AW101 получили интересную камуфляжную окраску. Имеются AW101 трех модификаций: поисково-спасательный Mk 514, Mk 515 для охраны рыболовства и боевой поисково-спасательный Mk 516 (на снимке).
Португалия также испытывала сложности с эксплуатацией закупленных 14 вертолетов AW101, но здесь основной проблемой стало неудовлетворительная техническая поддержка эксплуатации вертолета со стороны производителя. Ожидается, что в 2009 году большинство португальских вертолетов будет приведено в состояние, пригодное к полетам.
Португальские ВВС эксплуатируют AW101 с 2004 года для решения задач поиска и спасения (включая и операции на поле боя), а также в интересах национального рыболовства. Вертолеты выполнили уже сотни вылетов, сохранив жизни более 650 человек. Большие дальность и продолжительность полета AW101 обеспечивают португальским ВВС возможность эффективно решать задачи в своей зоне ответственности - самой большой в Европе.
To mark its 35th anniversary Esquadra 751 'Pumas' of the Forca Aerea Portuguesa (Portuguese Air Force) has painted AgustaWestland AW101 Mk 514 19604 (c/n 50107) with special markings, including a Puma on the rear fuselage. The squadron, based at Base Aerea N° 6, Montijo, south of Lisbon, was formed in April 1978 and originally operated the Aerospatiale SA330L Puma, then converted to the AW101 in 2006.
Some exercises involve other units from the FAP or other Portuguese military air arms, like the Marinha (Navy). Here, the Joao Coutinho-class corvette, NRP Jacinto Candido (F476), is acting as a distressed ship while the Merlin crew lowers a rescue swimmer to the deck
In most cases, rescue swimmers are lowered using the AW101’s winch directly on the deck of the ship, but sometimes they must jump into the ocean and swim towards the ship
A typical training mission, performed on the coast, south of BA6 in Montijo, involves the use of the Hi-Line technique in which both equipment and rescue personnel are lowered to a crewman
Training is the best way to achieve better results during real operations. Here, a rescue swimmer and a stretcher are lowered from the AW101 using the winch
Serial 19610 is one of the four Merlin Mk.516s configured for CSAR operations. It has a folding tail pivot on the right, folding blades, missile and radar warning receivers, chaff and flares dispensers, armour plating and a provision to mount three machine guns on the doors and ramps
The AW101’s rear cargo ramp is used for troop embarkation/disembarkation or MEDEVAC duties. During SAR operations, the lateral cargo door is paired to a winch, folded away when not in use
The 60,000 lumens searchlight is a Spectrolab SX-16 NightSun In-Flight Change Over (IFCO), which can switch from white light to filtered infrared light during flight. Its operation increases the helicopter’s search range by up to 1nm
 
Rear-loading ramp of the utility EH 101 (1998)
The 0.5 calibre M3M machine gun provides a hefty punch for the Mk2's force protection role.
An AAQ-24 on a Royal Danish Air Force AW101.
Leonardo continues to train Norway's AW101 crews