Мировая Авиация 119
-
База ВВС Андерсен много лет играла важную роль в развертывании американских бомбардировщиков, особенно во время войны во Вьетнаме. Ее значение снова возрастает по мере того как США стремятся поддерживать свое присутствие в тихоокеанском бассейне, особенно в свете продолжающихся трений с Северной Кореей.
Самолет B-2 стоит рядом с тактическими истребителями на авиабазе Андерсен, остров Гуам. Этот бомбардировщик принимал участие в совместных учениях ВВС и ВМФ США с Силами самообороны Японии.
Три бомбардировщика B-2 выруливают для выполнения боевой задачи, остров Диего-Гарсия. Фотография датирована 21 марта 2003 года, цель - Ирак. Тогда B-2 нанесли удар по стратегическим объектам в районе Багдада.
Бомбардировщик В-2 с базы ВВС Уайтмэн, штат Миссури, летит над островом Гуам в сопровождении ударных машин Strike Eagle 391-й истребительной эскадрильи с базы ВВС Маунтин-Хоум, штат Айдахо.
С мощной поддержкой самолетов-заправщиков бомбардировщик B-2 может совершать беспосадочные перелеты через половину земного шара. Во время войны в Афганистане B-2 вылетали на задания, которые продолжались свыше 40 часов.
II группа эскадры JG 11 интенсивно воевала против бомбардировщиков. На снимке показан истребитель Bf 109G-1 с гермокабиной и ПУРС Wfr 21 "Pulk-Zerstorer" под крылом. Это машина обер-лейтенанта Гейнца Кноке из 5-й эскадрильи.
В составе эскадр JG 2 и JG 26 была специализированная высотная эскадрилья, оснащенная самолетами с гермокабинами. На фотографии показаны такие самолеты Bf 109G-3 11-й эскадрильи эскадры JG 2 в северной Франции в марте 1943 года. На заднем плане видны истребители Fw 190 эскадры JG 2.
Нормандия, июль 1944 года: пока два пилота что-то обсуждают, наземный персонал торопливо убирает Bf.109G-6 для маскировки под деревья.
В начале 1943 года группа I эскадры JG 27 одной из первых усилила Западный фронт, попав во Францию из Средиземноморья. На этой фотографии, снятой в 1944 году, показан истребитель Bf 109G-6/R6 "Kanonenboot" с зеленой полосой ПВО рейха на хвостовой части фюзеляжа.
Одной из последних частей, воевавших на Bf 109 на западе, была эскадра JG53. На снимке американские солдаты осматривают Bf 109G-14/A5 из IV группы этой эскадры, сбитый у Саарлаутерна в январе 1945 года.
В характерной носовой части варианта ASH (Mk 413) установлены РЛС и обтекатель ИК-системы переднего обзора. Этот очень живучий десантный вертолет тренируется в поддержке специальных войск.
Версия UTY также носит фирменное обозначение Mk 410. На этой фотографии видны характерные для нее четыре иллюминатора в правом борту, хвостовая балка и задняя рампа (на снимке в промежуточном положении). Двигатели T700-GE-T6A1 итальянских машин AW101 отличаются высокой надежностью.
В итальянском ВМФ применяются преимущественно морские версии вертолета AW101. В Италии их неофициально прозвали "Balena" ("Кит"). Ожидается, что в 2011 году эти машины направят в Афганистан
С увеличением важности решения боевых задач в прибрежной зоне, ВМФ Италии получил достаточно мощный смешанный парк вертолетов AW101.Ha этой фотографии вариант UTY, идущий позади ПЛО/ПКР версии, демонстрирует свойственное этим машинам внешнее сходство.
Версию HEW легко распознать по большому подфюзеляжному обтекателю антенны РЛС Eliradar HEW-784, ставшей в Италии штатным средством ДРЛО.
УР MBDA Marte Mk 2/S дает вертолету ASVW/E неплохие возможности для борьбы с кораблями. Эта ракета, летящая над самыми гребнями волн, может поражать цели на дальности до 30 км.
В 1944 году Джонсон поздравляет летчика-испытателя фирмы "Lockheed'" Тони Ле-Вьера с успешным полетом прототипа Shooting Star. Ле-Вьер облетал многие из творений Джонсона, включая и самолет U-2.
Бен Рич позирует на фоне гордости отдела "Skunk Works" - истребителя F-117 Nighthawk.
455-я эскадрилья стала первой австралийской бомбардировочной частью, сформированной в Британии. Ее оснастили машинами Handley Page Hampden, а первым заданием стал удар по Франкфурту в ночь с 29 на 30 августа 1941 года.
Несмотря на отличие в стиле управления от своего предшественника, Бен Рич, сфотографированный на фоне самолета SR-71, оказался не менее успешным в своей карьере. Под его руководством подразделение по-прежнему разрабатывало революционные и новаторские проекты.
Самолет YF-12, разработанный в качестве перехватчика советских стратегических бомбардировщиков, так и не приняли на вооружение.
Испытанная на берегу в 1977 году взлетная рампа с наклоном 12° придает самолетам Sea Harrier вертикальное ускорение. Эта рампа дает возможность самолетам нести дополнительную нагрузку массой 1134 кг на взлете либо укорачивает разбег при взлете со средней нагрузкой. Испытания самолетов Harrier на взлет с трамплина проводились на базе Королевских ВМС Йовилтон.
Противокорабельная ракета Sea Eagle стала важным оружием машин Sea Harrier. На фотографии эти ракеты подвешены на подкрыльевых пилонах одного из предсерийных самолетов в ходе наземных испытаний по взлету с рампы.
FRS.Mk 1 с эмблемой в виде трезубца со скрещенными мечами принадлежал 800-й эскадрилье морской авиации. Самолет целиком окрашен в темно-серый цвет по стандарту, принятому во время фолклендской войны.
Самолет с кодом XZ451 - второй серийный Sea Harrier. До него были выпущены три опытных машины. При полете без контейнеров с 30-мм пушками ADEN устанавливались подфюзеляжные гребни для сохранения аэродинамических качеств, в том числе - для рециркуляции воздуха во время вертикального взлета.
После успеха оснащенных УР AIM-9L Sidewinder самолетов Sea Harrier в войне на Фолклендских островах все самолеты британского ВМФ оборудовали спаренными ПУ, удвоив количество ракет класса "воздух-воздух". Изображенные на фотографии машины несут эмблемы эскадрильи № 899, сформированной в Йеовилтоне в апреле 1980 года на базе эскадрильи № 700A. Пилот этой эскадрильи одержал первую воздушную победу в Фолклендской войне, сбив аргентинский истребитель Mirage III.
A pair of Sea Harriers of No 899 Naval Air Squadron bristle with AIM-9L Sidewinders while up from Yeovilton. The nearest, XZ457, took part in the Falklands conflict and accounted for four kills. In 1983 David Morgan flew an 899 NAS Sea Harrier in trials against the Pucara.
Британские Sea Harrier унаследовали свои окраски и эмблемы от ранее состоявших на вооружении истребителей-бомбардировщиков Phantom. Ярко-красные стрелы на килях и блестящие белые нижние части фюзеляжей на самолетах 800-й эскадрильи были закрашены серой краской для маскировки во время войны на Фолклендских островах.
Самолеты Sea Harrier ВМФ Индии служат в эскадрилье №300 "White Tigers". В декабре 1983 года первый такой самолет был отправлен в Индию для службы на авианосце "Викрант". В августе 1987 года самолеты Sea Harrier перевели на авианосец "Вираат". Ранее этот корабль назывался "Гермес", служил в Великобритании и воевал на Фолклендах.
Эти оснащенные съемными штангами для дозаправки в воздухе самолеты FRS.Mk 1 окрашены в светло-серый цвет, применявшийся только в 809-й эскадрилье, которую создали для поддержки 800-й и 801-й эскадрилий на Фолклендских островах и расформировали в декабре 1982 года. Самолеты 809-й эскадрильи прибыли в Южную Атлантику на палубе контейнеровоза "Атлантик Конвейер", позже уничтоженного аргентинской ПКР Exocet.
Sea Harrier поступил на вооружение на четыре года позже его советского эквивалента Як-38, но срок службы британской машины оказался намного длиннее. Як-38 уже давно канул в небытие, a Sea Harrier индийской версии "Shar" все еще летают в их ВМФ.
Sea Harrier FA.Mk 2 на любом из четырех подкрыльевых и двух подфюзеляжных узлов подвески мог нести УР AIM-120 AMRAAM класса "воздух-воздух". Как видно на фотографии, одновременно самолет мог взять до четырех таких ракет. Альтернативой подфюзеляжным ракетам AMRAAM были контейнеры с 30-мм пушками ADEN.
29-30 августа 1994 года ударные самолеты НАТО группы "Alpha Sarajevo" атаковали сербские бункеры, склады боеприпасов, артиллерию, зенитную артиллерию и объекты ЗРК. Для этого потребовалось провести дополнительные разведывательные полеты британских самолетов Sea Harrier FA.Mk 2 совместно с голландскими F-16, американскими F-14 и французскими Mirage F1CR.
29 августа 1994 года в боевых действиях начали участвовать FA.Mk 2 эскадрильи № 899 с авианосца "Инвинсибл". 8 сентября они впервые попали под обстрел, когда у Бихача в северо-западной Боснии по двум машинам сербы выпустили УР "поверхность-воздух". Применение самолетов Sea Harrier FA.Mk 2 в операции "Deny Flight"/"Deliberate Force" дало английским летчикам ценный опыт полетов на новых машинах. Эскадрильи и авианосцы в Адриатике менялись каждые полгода.
Сочетание одной из лучших РЛС своего времени и ракет AMRAAM сделало Sea Harrier FA.Mk 2 мощным истребителем. Вариант FA.Mk 2 стал гораздо эффективнее версии FRS.Mk 1.
В августе 1994 года четыре Sea Harrier FA.Mk 2 из 899-й эскадрильи прибыли в Адриатику и присоединились к самолетам FRS.Mk 1800-й эскадрильи. В январе 1995 года 801-я эскадрилья вывела свои машины из Боснии на авианосец "Арк Ройал", став первой эскадрильей FA.Mk 2 морского базирования.
Обычно на авианосце типа "Инвинсибл" действует авиагруппа в составе шести самолетов Sea Harrier FA.Mk 2, семи вертолетов ПЛО Sea King HAS.Mk 6 и трех вертолетов ДРЛО Sea King AEW Mk 2.
До начала участия самолетов FA.Mk 2 в боевых действиях, их предшественники FRS.Mk 1 интенсивно летали над Боснией. В ходе операции "Blue Sword" в апреле 1994 года самолетам Sea Harrier FRS.Mk 1 из эскадрильи №801 с авианосца "Арк Ройал" приказали сбросить бомбы на позиции сербской артиллерии. После их удара по Горажде один самолет был поражен зенитной ракетой комплекса "Стрела-2". Пилот катапультировался. В ноябре 1994 года сербский гарнизон Отока пустил две УР ЗРК C-75 по двум самолетам 800-й эскадрильи, но обе ракеты прошли мимо целей.
Самолеты Sea Harrier нового поколения FRS.Mk 2 получили удлиненный фюзеляж (со вставленной за крылом секцией) и усовершенствованное крыло с новыми законцовками и переделанной передней частью. Затем ввели РЛС Ferranti BlueVixen, обеспечив отслеживание групповых целей и всепогодную возможность применения оружия по принципу "увидел - сбил".
Два Sea Harrier FRS.Mk 1 готовятся ко взлету с палубы авианосца во время операции "Corporate" по изгнанию аргентинцев с фолклендских островов. В ходе войны эти самолеты действовали совместно с Harrier GR.Mk 3 эскадрильи № 1 Королевских ВВС.
Sea Harrier FRS.Mk 1. На руле направления этого темно-серого FRS.Mk 1 видны "шашечки", а на киле - крылатый трезубец. Это эмблема 801-й эскадрильи, повторно нанесенная после фолклендской войны. Кодом "три нуля" на воздухозаборнике обозначается самолет командира эскадрильи. Эта эскадрилья прибыла в район боевых действий на авианосце "Инвинсибл". В ходе фолклендского конфликта она совершила 599 боевых вылетов, сбила три самолета Dagger, два самолета Mirage IIIEA, по одному самолету Hercules, Canberra, Pucara, и участвовала в уничтожении вертолета Puma. После возвращения в Британию эскадрилья №801 базировалась в Иовилтоне и предназначалась для действий с палубы авианосца "Арк Ройал".
Sea Harrier FRS.Mk 1
Одним из величайших достижений Джонсона стал похожий на планер самолет U-2, ставший одним из символов холодной войны
Специальный вариант для буксировки мишеней Canberra TT.Mk 18 переделали из B.Mk 2. На иллюстрации показан самолет из 7-й эскадрильи британских ВВС.
Самолет с кодом IF1029 был одним из 10 переделанных B.Mk 15/16 и поставленных ВВС Индии под обозначением Canberra B(I).Mk 66 в 1970-1971 годах.
Boeing 757 и 767 появились в конце 1970-х годов. Однако прошел ряд лет, прежде чем начали поступать заказы на лайнеры типа 757.
Bf 109K-4. Истребитель Bf 109K-4 - последний серийный вариант, попавший на фронт в октябре 1944 года. Этот самолет летал в III группе эскадры JG 53 и базировался в Киррлахе, Бавария, в марте 1945 года.
Индия приобрела четыре двухместных Harrier T.Mk 60 для пополнения своей эскадрильи самолетов FRS.Mk 51. Индийские Sea Harrier вместе с вертолетами Sea King действуют с единственного авианосца этой страны "Вираат" (бывший британский авианосец "Гермес").
Перехватчики Lightning F.Mk 2 эскадрильи № 92. На снимке видны первоначальная форма киля и малый топливный бак в нижней части фюзеляжа.
English Electric Lightning F.Mk 6
При первой публичной демонстрации на заводе фирмы "Bristol" в филтоне в июле 1952 года этот прототип с кодом G-ALBO демонстрировался неокрашенным, в цвете полированного металла. Позднее для показа на авиасалоне в Фарнборо в сентябре его окрасили в цвета компании BOAC.
Надежды фирмы Bristol на успех лайнера Britannia были связаны с намерением компании BOAC закупить 25 таких машин еще до окончательного выбора его силовой установки.
Первый полет прототипа с кодом G-ALBO был прерван из-за проблем с управлением. Эти затруднения потребовали установки высокочувствительных средств управления рулями высоты.
Первый серийный лайнер "Britannia" с кодом G-ANBA впервые взлетел лишь в 1954 году. Задержка была вызвана требованием компании BOAC провести дополнительные испытания на прочность после ряда катастроф лайнеров Comet I.
В паре летят первый и второй прототипы лайнеров Britannia. Самолет с ко дом G-ALRX на переднем плане позднее был поврежден в аварии из-за разрушения двигателя над Херфордширом.
Разработка турбовинтового двигателя Proteus стала для фирмы "Bristol" непреходящей головной болью. На этом снимке двигатели опробуют перед первым полетом лайнера Britannia.
Компания "Air Europe" из группы "international Leisure Group", как и многие европейские перевозчики, выбрала для своих чартерных рейсов Boeing 757 за его экономичность. После бурного роста в 1980-е годы эта авиакомпания потерпела финансовый крах и была ликвидирована в 1991 году.
Несмотря на сильное лобби, выступавшее за закупку лайнеров Airbus, фирма "British Airways" первой начала эксплуатацию самолетов Boeing 757. Они вышли на маршруты в феврале 1983 года.
Компания "Delta" первой выбрала двигатели Pratt & Whitney PW2037 и стала применять самолеты с ними наряду с лайнерами Boeing 767 и Lockheed TriStar на внутренних трассах США.
Авиакомпания "Eastern" первой начала эксплуатировать лайнеры Model 757 с 1 января 1983 года. В итоге она получила 25 таких машин, поставленных в 1983-1986 годы.
Важным заказчиком лайнеров с двигателем Pratt & Whitney (в версии PW2040 повышенной мощности) стала компания "United Parcel Service", заказавшая грузовую версию 757-200PF. Этот транспортный самолет получил фюзеляж без иллюминаторов, но с большим грузовым люком в левом борту. Он может переносить на главной палубе 15 стандартных контейнеров.
Конкурирующие двигатели. После того как фирма "General Electric" сообщила, что не будет больше предлагать свои двигатели CF6-32, для потенциальных заказчиков Boeing 757 остались две силовые установки на выбор. Первые покупатели - компании "British Airways" и "Eastern" предпочли двигатели Rolls-Royce RB211-535C с номинальной тягой 168 кН, что позволяло 757-му перевозить 233 пассажиров на расстояние 3700 км. Позднее его дальность полета увеличилась до более 7000 км. Фирма "Pratt & Whitney" предложила для типа 757 двигатель PW2037 (тяга 172 кН), ставший результатом затянувшейся программы JT10D с участием фирм MTU из Германии и итальянской "Fiat". Производитель пообещал первому заказчику - компании "Delta" - денежную компенсацию, если PW2037 не сможет превзойти в экономичности Rolls-Royce 535C примерно на 7-8%. В январе 1981 года фирма "Rolls-Royce" сообщила о выпуске двигателя типа -535E4 тягой 180 кН. Его оснастили новым компрессором с очень широкими небандажированными лопатками, сделанными из тонких пластин на сотовом заполнителе с титановой облицовкой. E4 получил новую мотогондолу с коротким и простым интегрированным соплом. Позднее фирма "Pratt & Whitney" также сделала вариант двигателя PW2040 повышенной мощности.
В ночь с 12 на 13 марта 1941 года четырехмоторный Handley Page Halifax взлетает для участия в первом массированном ударе по Германии, когда бомбардировщики Halifax и Avro Manchester разбомбили Гамбург.
Массивный Short Stirling Mk I первым из британских тяжелых бомбардировщиков вступил в бой, совершив свой первый боевой вылет на Роттердам в ночь с 10 на 11 февраля 1941 года.
3 сентября 1939 года 37-я эскадрилья совершила первый налет на Германию во Второй мировой войне. В декабре в одном из налетов она потеряла пять из шести самолетов, что заставило Бомбардировочное командование перейти к ночным действиям. Этот самолет версии Mark IA поступил на вооружение в апреле 1940 года, когда эскадрилья базировалась в Фелтуелле, Норфолк.
Экипажи Vickers Wellington 149-й эскадрильи, базирующейся в Милденхолле, графство Суффолк, садятся в свои самолеты для ночного налета на Германию. Эта эскадрилья сыграла заметную роль в первых подобных рейдах.
Ни один двухместный самолет для британских ВВС не строился с таким большим подфюзеляжным топливным баком/контейнером, как саудовский вариант T.Mk 55, который мог стать основой для мощной многоцелевой машины. На рисунке показан Lightning T.Mk 5.
На этом снимке ведущим в паре идет Phenom 300, ведомым - Phenom 100. Сходство типов очевидно, но и различия между ними тоже заметны.
Над Теллуридом, штат Колорадо, летит двухместный планер S.10VT, построенный немецкой фирмой "Stemme"; пилоты сидят бок о бок. Этот планер оснащен установленным в носовой части вспомогательным мотором.
Планер Stemme S.10VT с необычной силовой установкой типа Rotax. В процессе парящего полета воздушный винт убирается.
Schleicher Ka.6CR - деревянно-полотняный одноместный планер, выигравший в 1960-е годы много соревнований в классе Standard. Много таких аппаратов продолжает летать в аэроклубах.
Возможно, самым популярным учебным двухместным планером стал G.103 Twin Astir немецкой фирмы "Grob". На фотографии показан планер, зарегистрированный в Тренто, северная Италия.
Фирма EMBRAER построила свыше 100 самолетов EMB-820C Navajo. В 1984 году ее филиал "Neiva" начал выпускать вариант EMB-120C с турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney РТ6 под названием Caraja.
Крыло авиетки Emigh Trojan A-2 выглядело несколько необычно из-за большого числа выступающих наружу нервюр.
Engineering Division VCP-1
Оригинальная летающая лодка English Electric Ayr базировалась на красивом корпусе конструкции Линтона Хоупа. Бомбы надо было подвешивать под нижним крылом, но так как при взлете они бы зарывались в воду, трудно представить, как лодка Ayr с бомбами могла бы разогнаться до скорости отрыва.
Эту третью летающую лодку Kingston построили в версии Mk I. В наплыве фюзеляжа за нижним крылом хранилась спасательная шлюпка.
Самолет ENAER Pillan успешно продавался в Чили и поставлялся на экспорт в Испанию. Он скомпонован по классической схеме современного учебно-боевого самолета, но сделан на основе гражданской легкой машины.
ENAER T-35A Pillan
Этот Canberra B(I).Mk 8 принадлежал эскадрилье № 16 британских ВВС, размещенной на авиабазе Вильденрат в ФРГ. Контейнер с пушками в нижней части фюзеляжа был главной особенностью этой версии, но его можно было снять для нанесения атомного удара.
English Electric Canberra PR.Mk 9