Lockheed U-2
Страна: США
Год: 1955


Одноместный высотный самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (56)
Lockheed U-2
  
  В июле 1955 года президент Эйзенхауэр предложил реализовать так называемую политику "открытого неба", согласно которой СССР и США должны были разрешить разведывательным самолетам друг друга совершать беспрепятственно полеты в воздушном пространстве другой страны - с целью обеспечения транспарентности и повышения доверия друг к другу. Однако многие историки с обеих сторон сходятся на том, что данное предложение было лишь дипломатическим ходом - хотя бы с учетом того, что у СССР не было самолета-разведчика, способного долететь до территории США. Так что приходилось бы дислоцировать такой самолет на территории самих Соединенных Штатов или соседних стран, что договором совершенно не предусматривалось. В итоге предложение советским руководством было отклонено. И вот уже 4 августа 1955 года компания "Lockheed" облетала первый экземпляр нового самолета-разведчика, получившего название U-2. Самолет был разработан и построен в условиях строжайшей секретности специальным подразделением компании, имевшим название "Skunk Works".
  Самолет имел отличные летные характеристики, обеспечивавшие ему возможность полетов на очень большой высоте и на большую дальность, что удалось обеспечить за счет применения современных двигателей Pratt & Whitney J57. Крыло самолета имело большое относительное удлинение - как у планера - и позволяло увеличивать дальность полета за счет переключения двигателя на полетный малый газ и планирования в таком режиме на длинные дистанции. Самолет предназначался для работы на высотах, где обнаружение и перехват его противником были маловероятны. Для сбора разведанных самолет был оснащен большим количеством соответствующей аппаратуры.
  Впрочем, тот факт, что U-2 все же является обнаруживаемым и уязвимым, было на практике продемонстрировано 1 мая 1960 года - во время полета над Советским Союзом самолет, пилотируемый американским летчиком Гэри Фрэнсисом Пауэрсом, был сбит зенитной управляемой ракетой. Впрочем, в 1962 году самолет реабилитировался - именно с его помощью были обнаружены строящиеся на Кубе позиции советских ядерных ракет.
  Самолеты U-2 первого поколения имели ряд существенных недостатков, поэтому компания "Lockheed" приступила к созданию увеличенного и модернизированного варианта, способного нести большее количество специальном аппаратуры. Первый полет новый самолет, названный U-2R, совершил с авиабазы Эдвардс 28 августа 1967 года. Первая партия из 12 машин была передана в ВВС и ЦРУ США. Первые работали преимущественно в Юго-Восточной Азии, а ЦРУ использовало свои самолеты для полетов с Тайваня над территорией КНР.
  В 1974 году ЦРУ передало свои самолеты ВВС, а в ноябре 1979 года сборочная линия U-2 была вновь открыта - предстояло выпустить 37 новых самолетов. Работы выполнялись в рамках программы TR-1A (самолеты получили такое же обозначение), которая предусматривала установку на борту U-2R системы радиолокационной разведки поля боя ASARS-2, а также системы обнаружения и определения координат РЛС противника PLSS и аппаратуры радиоразведки. Однако после окончания холодной войны самолеты TR-1A стал постепенно сниматься с эксплуатации, а вскоре перестали использовать и обозначение TR-1A, определив тем самым, что самолеты эти стали фактически идентичны самолетам-разведчикам U-2R. В рамках последнего заказа были построены 25 новых TR-1A, а семь U-2R построили в качестве замены для самолетов, выбывающих из строя.
  Имелись также двухместные учебные варианты - два TR-1B и один U-2RT, которые были в целом идентичны боевым вариантам, а позже обозначение TR-1B сменили на U-2RT. Кроме того, два самолета достроили как ER-2 - для использования в целях мониторинга природных ресурсов, самолеты эксплуатировались специалистами центра НАСА им. Эймса. Позже к ним присоединился TR-1A, переданный из ВВС США.
  Как и первые самолеты U-2, вариант U-2R имел тандемное, убирающееся в фюзеляж шасси, главная и хвостовая стойки которого имели сдвоенные колеса, а в качестве вспомогательных использовались крепившиеся к концевым частям крыла сбрасываемые стойки, также имевшие спаренные колеса. Тормозами оборудованы только колеса главной стойки. В контейнере в задней части фюзеляжа устанавливался тормозной парашют. В конце своего пробега при посадке самолет как бы склонялся на борт, опираясь о ВПП концевой частью соответствующей консоли крыла.
  Полезная нагрузка размещалась в отделяемом носовом обтекателе (обтекатели разной формы применялись под различную аппаратуру), тогда как крупногабаритные камеры размещались в специальном отсеке ("Q-bay") за кабиной пилота, а отдельные системы располагались в небольших отсеках, расположенных в нижней части фюзеляжа. Имелись также два съемных подкрыльевых "суперконтейнера" для спецаппаратуры. В состав полезной нагрузки самолета входили: широкий набор средств радио- и радиотехнической разведки, РЛС, аппаратура обнаружения и определения координат РЛС, фотокамеры с высоким разрешением и пр. Полученные разведданные могли передаваться на наземные станции, причем минимум три самолета получили аппаратуру спутниковой связи Senior Span (монтировалась в надфюзеляжном обтекателе), при помощи которой передача данных на большие расстояния осуществлялась почти в реальном масштабе времени.
  Спектр решаемых самолетами данного семейства задач был весьма широким, часто летчики находились в воздухе по 10 часов и более. Причем даже не смотря на улучшения, реализованные в самолете U-2 второго поколения, он по прежнему оставался весьма сложным в управлении на посадке - сказывались особенности выбранной схемы шасси и крыла, а также киль большой площади. Приходилось привлекать при посадке в качестве наблюдающего-инструктора другого пилота, который следовал в автомобиле Ford Mustang.
  Для самолетов-разведчиков U-2R постоянно создавалась новая целевая нагрузка, а вот доработки конструкции до 1992 года практически не производились. Лишь в том году "Lockheed" осуществила существенную доработку машины, установив на самолет вместо J75 двигатель General Electric F118-GE-101, созданный на базе F118-GE-100, стоявшего на бомбардировщике B-2. Первым полет с новым двигателем выполнил в марте 1989 года самолет TR-1A. F118-GE-101 обеспечил самолету прирост продолжительности полета в 16%, позволил вновь поднять практический потолок до 24 380 м и многое другое.


Варианты

  U-2A: первоначальный серийный вариант для ВВС и ЦРУ США, оснащенный ТРД J57-P-37 или J57-P-37A тягой 46,70 кН или 49,80 кН, соответственно
  WU-2A: обозначение самолетов U-2A, использовавшихся ВВС США для атмосферных исследований в рамках программы HASP (High Altitude Sampling Program); слева в фюзеляже под отсеком целевой нагрузки имелся воздухозаборник
  U-2B: усовершенствованный серийный вариант с усиленным планером, ТРД Pratt & Whitney J75-P-13 или J75-P-13B тягой 79,27 кН или 75,60 кН, соответственно, и увеличенным запасом топлива
  U-2C: серийный вариант с увеличенным запасом топлива и удлиненной носовой частью, дополнительным оборудованием для электронной разведки (Elint); часть построены заново, часть переоборудованы; многие машины имели теплозащитный кожух для снижения ИК-заметности реактивного сопла
  U-2CT: двухместный учебно-тренировочный самолет; построено два самолета со ступенчатым расположением двух раздельных кабин пилотов
  U-2D: двухместный вариант самолета U-2A; отличался модифицированным отсеком "Q-bay", что и позволяло разместить либо второго летчика, либо же установить дополнительную аппаратуру
  U-2E: переоборудованные U-2A и U-2B с модернизированной аппаратурой РЭП для задач ЦРУ
  U-2F: переоборудованные U-2A, отличавшиеся возможностью дозаправки в полете; два самолета затем получили для работы во Вьетнаме станцию радиоэлектронной разведки - ее характерная антенна устанавливалась в хвостовой части фюзеляжа
  U-2G: два U-2C, оснащенные посадочным гаком и отличавшиеся рядом других усовершенствований, предназначались для испытаний возможности базирования данных машин на авианосцах
  U-2J: предположительное обозначение для самолетов, использовавшихся ЦРУ для полетов с авианосцев
  U-2N: предположительно раннее обозначение U-2R
  U-2EPX: предложенный вариант морского патрульного самолета для ВМС США; два самолета были переделаны из U-2R, но программа была закрыта
  U-2R: усовершенствованный вариант; намного больше и тяжелее предшественника, отличался увеличенной емкостью топливной системы
  U-2S: U-2R с двигателем General Electric F118-GE-101
  TR-1A: одноместный усовершенствованный вариант U-2R с более современной авионикой
  TR-1B: двухместный учебно-тренировочный вариант с кабинами пилотов на одном уровне, позже переобозначен U-2RT
  ER-2: обозначение двух самолетов TR-1 после их модификации для использования НАСА в качестве самолета для мониторинга природных ресурсов


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed U-2R

  Тип: одноместный высотный самолет-разведчик
  Силовая установка: один ТРД Pratt & Whitney J75-P-13B тягой 75,62 кН
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 21335 м - более 692 км/ч; набор высоты 19810 м - за 35 мин; практический потолок 27 430 м; дальность около 10580 км; продолжительность полета - около 12 ч
  Масса: пустого - около 7030 кг; максимальная взлетная 18733 кг
  Размеры: размах крыла 31,39 м; длина 19,13 м; высота 4,88 м; площадь крыла - около 92,90 м2
U-2
Крыло очень большого размаха позволяло самолету U-2A выполнять полет на экстремальной высоте 22860 м, где разведчик оставался неуязвимым вплоть до конца 1960-х годов, но появление в СССР зенитных ракетных комплексов положило конец безнаказанным полетам самолетов-шпионов.
Были законтрактованы 48 самолетов U-2A. На фотографии - один из тех самолетов, которые были поставлены уже под обозначением U-2B.
U-2A 56-6701 was one of the first production batch of 48 for the USAF, the prototype having made its first flight in the hands of test pilot Tony Le Vier in August 1955. The type’s large lightly-loaded wing tended to make the aircraft float on landing, and Le Vier had to try five times before he could finally stall the prototype on to the ground.
U-2C
При модернизации U-2A и U-2B в вариант U-2C увеличили площадь сечения воздухозаборников, удлинили носовую часть фюзеляжа и установили обтекатель на верхней поверхности фюзеляжа.
The aircraft participating in the air show that was held at McCoy AFB to coincide with Giant Voice 1971: the Lockheed WU-2C (serial 56-6953), in all-black finish and with no national markings, came from the 349th Strategic Reconnaissance Squadron, 100th SR Wing, at Davis-Montan AFB, Arisona.
Шесть U-2C в 1975 году перебросили в Европу для отработки систем Pave Onyx и Pave Nickel (прототипы системы дальней пеленгации РЛС стран Варшавского Договора). Самолеты базировались в Великобритании (на фотографии), их перекрасили из черного цвета в серый двух оттенков.
U-2R / U-2S
Самолеты U-2R и U-2C, принадлежащие ЦРУ, на стоянке Северной базы. Бросаются в глаза различия в геометрических размерах самолетов. ЦРУ перенесло свою деятельность из Грум-Лэйка, так как испытательный центр в Неваде был необходим для работы по новым секретным программам, в первую очередь - по самолету Lockheed A-12.
Специально для действий над Югославией на французской авиабазе Истр сформировали отряд 9-го разведывательного авиакрыла. U-2R сфотографирован перед ангаром, где обычно стояли эти самолеты, и оснащен системой Senior Spear и, предположительно, фотокамерами, установленными в Q-отсеке за кабиной летчика.
Прототип U-2R с гражданской регистрацией ЦРУ (N803X) в первом полете, выполненным с базы Эдвардс-Северный 28 августа 1967 года. Внешне похожий на U-2C, самолет имел со своим предшественником лишь общие двигатель и конфигурацию.
Оборудованный самой совершенной для своего времени аппаратурой, U-2 являлся идеальным самолетом-разведчиком. На снимке - U-2R с опознавательными знаками ВВС Тайваня, такие самолеты выполняли разведывательные полеты над материковым Китаем.
Самолет U-2R поступил в эксплуатацию в конце 1967 года, сначала дополнив, а затем полностью заменив ранние варианты U-2.
It is extremely difficult to differentiate between the U-2R and TR-1A when the latter is devoid of its superpods. The second TR-1A, 80-1067, is seen during a test flight over southern California. Discernible is single ECM antenna on the starboard wing trailing edge.
В состав целевого оборудования U-2 входила самая современная разведывательная аппаратура, включая РЛС, оборудование РТР, пленочные или цифровые АФА, тогда как аппаратура передачи данных обеспечивала своевременную передачу информации на землю.
9th Strategic Reconnaissance Wing at Beale AFB is now responsible for the Lockheed TR-1, which usually carries sensor pods on the wings.
Крылья большого удлинения могут обеспечить высокоэкономичный крейсерский полет, а также большую подъемную силу. Они часто используются в самолетах дальнего действия, таких как U-2.
U-2R сфотографирован в мае 1976 года в районе Милденхолла. На самолете виден ложный серийный номер, такие номера наносились на самолеты 9-го стратегического разведывательного авиакрыла, размещенного в Акротири. Предположительно эта машина разбилась в конце 1977 года.
U-2 из состава 9-го разведывательного авиакрыла выполняли полеты по всему миру - крыло было единственным эксплуатировавшим U-2 в ВВС США. Все самолеты U-2R ВВС США (на фотографии) прошли модернизацию в вариант U-2S.
ВМС США проявили интерес к U-2R еще на стадии его проектирования - привлекала большая продолжительность полета, позволявшая использовать машину в качестве морского патрульного самолета. В 1969 году один экземпляр, N810X, успешно прошел испытания на авианосце "Америка", но ВМС отказались от U-2, сделав ставку на средства космической разведки и специализированные самолеты палубного базирования.
U-2 над морем. Первая посадка самолета U-2 на авианосец состоялась в марте 1964 года. Ее выполнил один из первых самолетов-разведчиков, доработанный в вариант U-2G. На самолете усилили заднюю часть фюзеляжа, смонтировали тормозной гак и ограждение хвостовой и крыльевых опор шасси, а с целью упрощения управляемости на палубе корабля доработали основную опору шасси. После успешного проведения испытаний один самолет был погружен на авианосец "Рэйнджер", и в мае 1964 года его использовали с корабля для фотосъемки французского атомного испытательного центра на атолле Муруроа. Один самолет оснастили системой дозаправки в воздухе - известен как U-2H. U-2R (на фотографии) также был сертифицирован для эксплуатации на кораблях, испытания проводил Билл Парк в конце 1969 года на авианосце "Америка". Ни одного боевого задания с авианосца самолеты U-2R не выполнили, так как большая дальность полета позволяла эффективно использовать их с сухопутных аэродромов.
1 августа 1981г.: на аэродроме Палмдейл (штат Калифорния) выполнил первый полет самолет TR-1, последний в семействе разведчиков U-2; внешне TR-1 почти не отличается от ER-2.
Первый прибывший в Элконбари самолет TR-1A на ВПП авиабазы Кембриджшир перед взлетом, сентябрь 1983 года. К тому времени 4-й отряд уже покинул Милденхолл.
U-2S из 363-й экспедиционной разведывательной эскадрильи выполняет взлет с передовой базы во время операции «Iraqi Freedom» ("Освобождение Ирака"), 10 апреля 2003 года. С 1998 года эскадрилья дислоцировалась в Саудовской Аравии на авиабазе Принц Султан и выполняла задания в ходе операции «Southern Watch».
U-2R из 4-го отряда в апреле 1980 года заходит на посадку в Милденхолле после рутинного девятичасового полета по программе "Sigint" над Европой.
Пилотировать самолет с таким большим размахом крыла достаточно трудно, особенно внимательным нужно быть при посадке, когда самолет очень чувствителен к резким изменениям атмосферы и боковым порывам ветра. Нужно очень осторожно пользоваться органами управления. U-2R/TR-1 остается прерогативой самых опытных пилотов, но даже и для них этот самолет - один из самых трудных при пилотировании во всем парке ВВС США.
ВВС США регулярно перебрасывают U-2 на авиабазу Осан в Южной Корее (снимок сделан в 2009 году). В 2009 году самолеты U-2, летавшие из Осана, провели мониторинг последствий землетрясения в Японии, включая повреждения, причиненные АЭС.
The long nose of this U-2R, 68-10336. distinguishes it from all others: it is reported to house the Hughes ASARS developed for the TR-1A. Note the external ribbing on the leading-edge of the tailplane, required to counter a buffet-induced fatigue problem.
Способность U-2 совершать длительные полеты и нести полезную нагрузку в виде различных датчиков и блоков на взаимозаменяемых стеллажах делают его полезной и гибкой разведывательной управляемой платформой.
The Lockheed U-2R serial 68-10336, with extended nose to accommodate a very large side-looking radar equipment.
На самолете 68-10336 испытывались РЛС ASARS-2 и новый носовой отсек. В БРЛС ASARS (Advanced Synthetic Aperture Radar System) планировалась для использования в Европе и в июле 1985 года появилась на TR-1A 17-го разведывательного авиакрыла. В 1990-е годы станция получила важную функцию индикации движущихся целей. Эта РЛС внесла неоценимый вклад в успех сил антииракской коалиции во время войны в Персидском заливе (1991 год) и в небе Боснии в конце 1990-х годов. Она и сегодня дает ценные разведданные.
Два всемирно знаменитых изделия подразделения "Skunk Works" компании "Lockheed" выполняют парный полет из Палмдейла. U-2R стал результатом разработок по программе ASARS-2. На этом SR-71A (№ 17955) с собственным прозвищем "The Flower" проводились испытания по программе ASARS-1.
Lockheed Martin U-2S Dragon Lady 80-1083/‘BB’ of the 9th Reconnaissance Wing based at Beale AFB, California, was one of two (the other being 80-1066) that arrived at RAF Fairford, Gloucestershire, on March 18, 2014.
Посадку после выполнения задания в Юго-Западной Азии (Ближний Восток) выполняет U-2, пилотируемый бригадным генералом, командиром 380-го экспедиционного авиакрыла ВВС США, май 2009 года. Номер на киле закрашен черной краской. Красная полоса на киле говорит о принадлежности самолета 99-й разведывательной эскадрилье.
Отсутствие дополнительных опор шасси, отделяющихся при взлете от нижней части крыла, говорит о недавно совершенной посадке этого U-2S. Кроме того, идущая за самолетом автомашина сопровождения также показывает, что "Леди Дракон" только что сел. Все посадки U-2 сопровождаются автомашиной, обладающей достаточной скоростью, в которой сидит другой пилот U-2 и в обратном порядке отсчитывает остающееся время до момента касания главных колес шасси. Это вызвано очень сложными посадочными характеристиками самолета. U-2 необходимо очень тщательно выровнять на высоте примерно 2,5 м над ВПП и затем плавно снижаться на протяжении нескольких сотен футов.
1704-я разведывательная эскадрилья была на временной основе сформирована в Таифе (Саудовская Аравия) и оснащалась самолетами-разведчиками U-2R и TR-1A, привлекавшимися в основном к ведению радио- и радиотехнической разведки.
Пилоты U-2 дали ему прозвище "Леди Дракон", объясняя это непростыми летными качествами: "Сначала ты как бы танцуешь с дамой, и вдруг оказывается, что танцуешь с драконом". Выше 15240 м, когда разница между скоростью сваливания и предельно допустимой скоростью может уменьшиться до 6 узлов, U-2 пилотируется только автопилотом. Этот U-2S использовался во время подготовки и проведения операции "lraqi Freedom".
Самолеты U-2S совершали свои вылеты из Аль-Дхафры (ОАЭ), Акротири (Кипр) и с авиабазы в Саудовской Аравии. На фотографии изображен один из пятнадцати U-2S, вернувшийся с задания 13 апреля 2003 года.
A view of the first TR-1A, 80-1066, taken with a super-wide-angle lens, illustrating well the type's 103-ft (31,4-m) span wing.
На поздних U-2R крыльевые контейнеры, унаследованные от U-2 первых моделей, стали изготавливать большего объема, как на этом самолете.
U-2R/TR-1A сыграли заметную роль в операции "Буря в пустыне". Три самолета с РЛС ASARS-2 сфотографированы сразу после окончания войны в Персидском заливе на авиабазе Палмдейл, куда прибыли для ремонта после длительного пребывания в пустынном климате.
В системе Senior Span спутниковая связь используется для передачи информации от разведывательной аппаратуры Senior Glass, такие самолеты интенсивно использовались над Боснией.
Антенна системы спутниковой связи Senior Spur, установленная над фюзеляжем U-2, предназначена для передачи данных от БРЛС ASARS-2. Самолет также оснащен подкрыльевыми контейнерами Senior Ruby.
Обозначение TR-1 появилось для того, чтобы новые задания по тактической разведке не вызывали ассоциации со сверхсекретными миссиями самолета-шпиона U-2. Член Объединенного комитета начальников штабов генерал Дэвид Джонс заметил: "Мы надеемся стереть клеймо шпиона с этого самолета". Генералу возразил глава подразделения "Skunk Works": "Пресса все равно называет TR-1 самолетом-шпионом".
Will the U-2 Dragon Lady buck the system and escape retirement following the military spending budget approved by the House Armed Services Committee on May 8, 2014.
U-2 заруливает на стоянку после выполнения задания в Юго-Западной Азии (Ближний Восток), 2010 год. Под носовой частью фюзеляжа установлен контейнер, похожий на спутниковую систему связи Senior Span/Spur.
Летчики самолетов U-2 все полеты выполняют в высотно-компенсирующих костюмах, похожих на космические скафандры и обеспечивающих безопасное катапультирование в стратосфере.
Летчик на фоне U-2 с портативной системой воздушного кондиционирования и обеспечения кислородом, которую он носит с собой до подключения к системам самолета.
Пилоты U-2 на высоте одеты скорее как космонавты. Желтый ящик рядом с пилотом - система кондиционирования воздуха, которую ему приходится носить, пока не включены бортовые системы.
Специалист по системам жизнеобеспечения проверяет специальный летный костюм «Dave Clark» летчика U-2.
Легкие укрытия являлись непременным атрибутом аэродромов базирования самолетов U-2. Укрытия предназначались для подготовки к полету облаченных в высотно-компенсирующие костюмы летчиков.
Авиаспециалисты работают с U-2 под навесом от солнца. Для защиты пилота от интенсивного ультрафиолетового облучения, особенно сильного на рабочих высотах, задняя часть фонаря кабины имеет специальное покрытие. Отсек сменного оборудования (Q-отсек) расположен между кабиной и воздухозаборниками, под астроинерциальной навигационной системой.
ER-2
ER-2 в НАСА
The sole ER-2 is seen during its delivery flight to NASA Ames from Palmdale bearing attractive new NASA grey, blue and white scheme. It was unpainted for its earlier test flights.
НАСА использовало U-2 во многих исследовательских программах, а когда его выпуск возобновили, то НАСА заказало два новых самолета, получивших обозначение ER-2. "ER" расшифровывается как "Earth Resources", то есть "поиск природных ресурсов". ER-2 стал эквивалентом U-2R, но без оборудования военного назначения.
TR-1
Двухместные U-2. При заказе ВВС США тактического разведчика TR-1 его двухместный учебно-тренировочный вариант предусматривался изначально - эта модификация получила обозначение TR-1B (фото).
Были созданы специальные тренажеры для переподготовки на U-2, но до TR-1A/ U-2R второй серии пилотам приходилось использовать старые U-2CT первого поколения. Когда в 1980 году производственная линия заработала вновь, то двухместные модификации были заказаны с самого начала. Два образца делались как TR-1B и один - как U-2RT. Четвертый самолет был собран из поврежденного U-2R в 1990-х годах. После установки нового двигателя F118 все учебно-тренировочные самолеты обозначаются TU-2S.
Штаб 9-го разведывательного авиакрыла находится на авиабазе Бил. Отсюда отряды разведчиков направляются в различные регионы мира. На 1-ю эскадрилью 9-го авиакрыла возложены задачи подготовки и тренировки летчиков U-2, для чего на вооружении состоят четыре спарки TU-2S.