Мировая Авиация 177
-
Первый VC-137A (59-86970) имел короткий киль и был поставлен Военной авиационной транспортной службе США (MATS). Соответствующий знак нанесен в хвостовой части фюзеляжа.
На протяжении всей эксплуатации C-137 сохраняли свой первоначальный вид и выполняли роль транспортных самолетов для перевозки VIP-персон Соединенных Штатов. На фотографии - второй C-137B в 1998 году.
Этот Boeing 707 из состава ВВС США прибыл в Милденхол в конце 1997 года. В хвостовой части фюзеляжа виден номер "86 005", но какому подразделению принадлежит машина - осталось неизвестным.
Созданный для боев Второй мировой войны, P-80 стал ярким представителем первого этапа эры реактивных боевых самолетов. После войны он установил несколько рекордов скорости, став основной машиной в уже полностью самостоятельных ВВС США. На иллюстрации - P-80A-1-LO из 62-й истребительной эскадрильи 56-й истребительной группы, передислоцированной в Германию в июле 1948 года.
Nighthawk был продемонстрирован широкой общественности лишь тогда, когда уже пять лет состоял на вооружении. Самолеты данного типа применялись в ходе операций в Панаме, Ираке (1991 и 2003 годы) и Югославии.
Lockheed F-117A Nighthawk
Компания "Ju-Air" создавалась для эксплуатации трех Ju 52/3m, снятых с эксплуатации швейцарских ВВС. Компания создана в 1982 году и работала в интересах швейцарского Музея ВВС. Изображенный самолет, A-703, имеет регистрацию HB-HOP, он был списан в 1981 году.
Принадлежащий "Lufthansa" этот Ju 52/3m (D-AQUI) избежал военной службы. Этот самолет был построен еще компанией "Junkers".
Самолет 721.5 - это C.352, построенный CASA. Самолет эксплуатировался в испанской школе подготовки парашютистов, но в 1980-х годах был продан частному владельцу в Великобритании.
Данный CASA 352 сфотографирован, вероятно, в начале 1970-х годов.
AAC.1 транспортной авиагруппы GT2/62 "Franche-Comte" несут по восемь 50-кг бомб под фюзеляжем и еще четыре - под каждой консолью крыла. Самолеты готовятся к налету на район Бак Май, Ханой, 1950 год.
Самолеты Ju 52/3m французской и испанской постройки имели долгую карьеру. На снимке - самолет авиации ВМС Франции, эксплуатировавшийся до 1960 года.
Три швейцарских Ju 52/3m получили серийные номера от A-701 до A-703. На снимке - A-703 в камуфляже военного времени, восстановленном уже после войны.
Военные Аргентины получили не менее пяти Ju 52/3m. Изображенный самолет несет гражданскую регистрацию и принадлежит Минсельхозу, он вполне может быть одним из тех пяти машин.
Внизу: этот AAC.1 принадлежал подразделению GT1/64 "Bearn". В 1950 году, во время войны в Индокитае, он повредил шасси при перелете из Бьенхоа в Насан.
Британская "Bristow Helicopters" эксплуатирует Bell 212 в Нигерии и Тринидаде (на снимке). Вертолет доступен в варианте с поплавковым шасси и сертифицирован по правилам полетов по приборам с одним пилотом.
Канадская "Frontier Helicopters" эксплуатирует два Bell 212, переоборудованных "Conair" в противопожарные вертолеты для работы в Британской Колумбии и на Юконе. Огнетушащая смесь сбрасывается из специального бака, расположенного под грузовой кабиной.
Двухдвигательный вертолет AB212 более безопасен в эксплуатации, чем однодвигательные машины, что особенно важно для гражданских операторов. В пассажирском варианте вертолет оборудован кабиной повышенной комфортности.
В целом схожий с базовой моделью Model 212, его итальянский вариант, AB212, выпускался компанией "Agusta". Последняя самостоятельно разработала противолодочную и противокорабельную модификацию - вертолет АВ 212ASW.
S-3B из 31-й эскадрильи ПЛО, приписанной к авианосцу "Джон Стеннис", в полете над водами Персидского залива, 1992 год. Под крылом хорошо заметна ПКР AGM-84A Harpoon.
Lockheed S-3B Viking
Самолет U-2R, 10331, был оборудован системой Senior Span для передачи разведданных на сверхбольшие расстояния в режиме почти реального времени. Большой надфюзеляжный обтекатель - для аппаратуры данной системы.
Были законтрактованы 48 самолетов U-2A. На фотографии - один из тех самолетов, которые были поставлены уже под обозначением U-2B.
Lockheed U-2R
Lockheed T-33
Австрийские ВВС использовали Як-18, переданные им СССР в 1955 году. Впрочем, недолго - их списали в 1960 году.
Як-18 на северокорейской службе использовался как учебно-тренировочный самолет (как американский North American T-6 Texan), а также в качестве разведчика и, что самое примечательное, как ночной бомбардировщик.
Обычная для аэродромов того времени картина - Як-18 во время рулежки. Самолет получил в НАТО обозначение "Max"; было выпущено более 4000 самолетов Як-18. Як-18 оказался отличным учебно-тренировочным и спортивным самолетом.
Super Mystere B2. Данный самолет принадлежит истребительной эскадрилье EC 1/12 "Cambresis", первой получившей B2 и обычно дислоцированной в Камбре. EC 1/12 стала также последним эксплуатантом B2 - последний самолет списан в сентябре 1977 года. Эскадрилья сформирована в апреле 1952 года в Мон-де-Марсане, где получила самолеты Ouragan, а осенью 1955 года перевооружилась на Mystere IVA.
Вначале израильские SMB2 сохранили французскую окраску, но затем машины быстро перекрасили по новой схеме.
Название "Sandbat" произошло от прозвища, данного самолетам в Израиле, - "Sambad". Последнее же возникло от французского SMBD (Super Mystere B Deux). Гондурасские самолеты активно применялись против войск Никарагуа.
Прототип Super Mystere B1, оснащенный ТРД с форсажной камерой Avon RA.7, был облетан 2 марта 1955 года, в четвертом полете он развил в горизонтальном полете скорость М=1,2.
Даже в конце своей службы Super Mystere был хорошим средством для штурмовки наземных целей. Самолеты несли трехтоновый камуфляж, как на этой машине из истребительной эскадрильи 2/12, с нанесенными знаками - скорпиона (на правой стороне киля) и бульдога (на левой стороне).
Super Mystere имеет немного общего с F-100 Super Sabre - крыло с углом стреловидности 45°, управляемый стабилизатор и овального сечения воздухозаборник. Главная особенность самолета состоит в том, что это первый созданный в Западной Европе действительно сверхзвуковой истребитель, хотя его и обогнали американский F-100 и советский МиГ-19. Изображен самолет из эскадрильи EC 2/10 "Seine", ее знак - красная молния с черной окантовкой.
Вначале израильские SMB2 сохранили французскую окраску, но затем машины быстро перекрасили по новой схеме.
Редкий снимок HB 1002 в полете - хорошо видна экзотическая форма самолета и сильная прямая стреловидность передней кромки крыла. Обратите внимание на граненые элевоны, подвижные хвостовые плоскости и убираемую ножевую антенну на нижней поверхности правой плоскости крыла.
HB 1002 готовится к первому полету. Самолет имел все особенности самолета-"невидимки", включая радиопоглощающее покрытие, но не имел носовой штанги - как на первом самолете. Конструкция машины была выполнена преимущественно из алюминия.
C-27J оснащен двумя двигателями AE2100-D2 мощностью по 4637 л. с. Они примерно на 30% мощнее двигателей GE T64-P4D, установленных на G222. Двигатели AE2100 приводят во вращение шестилопастные композитные винты R-391, выпускаемые "Dowty".
Представляется, что наиболее вероятной причиной создания C-27J стало стремление увеличить комплексный показатель полезная нагрузка/дальность полета/скорость полета, а не простое увеличение массы полезной нагрузки. C-27J берет на 1000 кг больше груза, но развивает на 15% большую крейсерскую скорость, чем G222.
Пилотская кабина C-27J Spartan построена по типу самолета C-130J. Пять электронных жидкокристаллических индикаторов фирмы "Honeywell" позволяют управлять самолетом в полете экипажем из двух человек (вместо трех на G222). Кабина C-27J совместима с очками ночного видения.
Компания "Lockheed" дала машине обозначение XFV-1 и имя "Salmon" в честь летчика-испытателя Германа Сэлмона. Размах крыла самолета составлял 9,4 м, максимальная взлетная масса - 7358 кг, а максимальная расчетная скорость - 933 км/ч.
Як-18 имел обычную конструкцию, что нашло свое продолжение в виде ряда копий, сделанных в других странах. Считается, что китайский Nanchang CJ-6 - лицензионный вариант Як-18А, но многие предполагают, что это развитие CJ-5, который действительно был лицензионным Як-18.
Принадлежавшие ВВС США самолеты T-37 большую часть своей службы провели в естественной металлической окраске, но иногда использовался и черно-белый вариант окраски.
Cessna T-37B чилийских ВВС. Последние эксплуатировали T-37 в период 1963-1988 годов в качестве учебных и легких штурмовиков. Сегодня эти задачи решают ENAER T-36 Halcon.
T-37 почти 40 лет был основным учебным самолетом ВВС США. Вначале T-37 предполагали заменить на Fairchild T-46A, но в 1987 году это решение отменили, а в качестве замены выбрали Raytheon T-6A Texan II, приобретаемый по совместной с ВМС США программе.
Самолет T-37B-CE (66-7978) - типичный серийный "Tweety Bird", поставлявшийся Учебному авиационному командованию ВВС США. Построено 552 самолета T-37B - он стал самым многочисленным вариантом Model 318. На T-37 стояли двигатели Continental/Teledyne J69 - лицензионный вариант ТРД Turbomeca Marbore, установленного на Magister. На T-37B вместо J69-T-9 установили более мощный двигатель J69-T-25 - тягой 4,61 кН вместо 4,14 кН.
T-37B пакистанской Авиационной академии несет яркую окраску. Вслед за T-37C (первый поставлен в 1962 году) последовали T-37B, списанные ВВС США в начале 1980-х годов. Будущие пакистанские пилоты после подготовки на самолетах MFI-17 Mushshak должны были налетать 720 часов на T-37 и лишь затем - пересесть на K-8. T-37 входили в состав 1-й и 2-й учебных эскадрилий базовой подготовки, дислоцированных в Рисалпуре.
Прототип Cessna Model 318 (XT-37) поднялся в воздух в аэропорту Уичиты, штат Канзас, 12 октября 1954 года. Он был оснащен ТРД Turbomeca Marbore, который собирался по лицензии в США как J69 компанией "Continental".
T-37 имел элегантную конструкцию, хотя фюзеляж был слишком широким - инструктор и курсант сидели плечом к плечу. Обратите внимание на расположение двигателей Continental J69 - в корне крыла, что было скопировано с учебного самолета Fouga Magister, имевшего оригинальные французские двигатели Turbomeca Marbore.
The Cessna T-37 jet trainer. The former has been used for training the pilots of thirty-four different countries, and it is still in service today. The T-37 is just entering service as a primary trainer and features side-by-side seating. Note the added "chines" on each side of the nose.
Bell 214ST "SuperTrans" создан на базе Model 214 и сертифицирован по правилам полетов по приборам. Он имеет удлиненную кабину на 17 пассажиров и силовую установку Twin General Electric в составе двух ТВаД.
Model 214B BigLifter - гражданский вариант, способный перевозить на внешней подвеске груз массой 3629 кг или же противопожарное оборудование. Кабина вертолета рассчитана на 14 пассажиров.
Вертолеты AW119 Ke полиции Нью-Йорка хорошо оснащены - несут ИК-систему переднего обзора, ТВ систему для низких уровней освещенности, прожектор, громкоговоритель и др.
Слева: AW119 Ke оснащен двигателем PT6B-37A взлетной мощностью 1002 л.с. (747 кВт), тогда как два двигателя Turbomeca Arrius вертолета AW109 развивают взлетную мощность 1142 л.с. (852 кВт).
Одним из доказательств высокой надежности AW119 Ке является то, что эксплуатанты активно используют этот однодвигательный вертолет для полетов над водными акваториями. Вертолет к тому же имеет просторную кабину.
В условиях мирового финансового кризиса менее дорогой в закупке и эксплуатации однодвигательный AW119 Ke стал более популярной моделью.
AW119 успешно используются для борьбы с пожарами. В ноябре 2010 года правительство бразильского штата Гояс получило первый из заказанных противопожарных вертолетов AW119 Kes.
Убирающееся колесное шасси AW109 на однодвигательном AW119 заменили на более простое полозковое, которое, впрочем, имеет большее лобовое сопротивление.
AW119 пока что не вызвал интереса у военных - министерства обороны разных стран отдают предпочтение варианту AW109 LUH. Данный вертолет несет индийские опознавательные знаки, эти машины выпускаются в Хайдарабаде в гражданском варианте.
На базе Як-18 был создан одноместный пилотажный вариант Як-18П.
Як-18ПМ оказался превосходным пилотажным самолетом. Кабина на нем была смещена на 120 мм в хвост - по сравнению с Як-18П. Также была существенно улучшена аэродинамика машины.
На базе обычного Як-18 были разработаны одноместные самолеты для высшего пилотажа - Як-18П и Як-18ПМ, имевшие ряд соответствующих доработок (элероны большей площади, модифицированную топливную систему и пр.).
Вид сверху на обычный G222 итальянских ВВС хорошо демонстрирует конструкцию, типичную для большинства тактических военно-транспортных самолетов. Крыло имеет большое относительное удлинение, прямой центроплан и минимальную трапециевидность внешних секций.
Самолет Aeritalia/Alenia G222 получил прозвище "мини-геркулес". Он стал попыткой Италии создать тактический военно-транспортный самолет под требования НАТО. Полезная нагрузка у G222 меньше, чем у франко-германского Transall C.160, но зато он имеет большую скорость и скороподъемность. Самолет более 30 лет составлял основу парка военно-транспортной авиации ВВС Италии, после чего уступил место C-27J Spartan. В эпоху экспедиционных операций тактический военно-транспортный самолет - весьма важный элемент. C-27J - один из лучших представителей данного класса машин.
G222 может брать на борт 42 полностью вооруженных парашютиста. На фотографии они десантируются с рампы. Другие типовые варианты загрузки: 53 военнослужащих; пять VIP-персон и 16 помощников; 9000 кг груза во внутренней кабине. Пилотская и грузовая кабины - герметизированы, с кондиционированием воздуха, поддерживается давление соответствующее высоте 1200 м при полете на высотах до 6000 м
Базовый военно-транспортный вариант уже снят с производства, но ВВС Италии все еще эксплуатируют несколько других вариантов данной машины. Среди них - несколько G222RM из состава 8-й группы/14-го авиаполка (Практика-ди-Маре). RM - от Radiomisure (радиокалибровка). G222RM - самолет для контроля и калибровки аэродромного радионавигационного оборудования, выпускаемого итальянскими компаниями. Он оснащен системой Aeritalia AFIS (Automatic Flight Inspection System).
Универсальность G222 обеспечивается возможностью быстрого переоборудования под различные нужды. Самолет может быть быстро переоборудован в противопожарный - это было практически доказано в 1976 году (на второй опытный самолет тогда поставили мобильный противопожарный модуль SAMA). Шесть самолетов эксплуатировались ВВС Италии, получив обозначение G222SAA (Sistema Aeronautica Antincendio).
Aeritalia G.222 l-MAXB has recently been used for fire-fighting tests, equipped with two nozzles discharging retardant under pressure through the rear cargo door. The retardant, contained in a 1.600-gal tank in the fuselage, also has fertilising properties
Благодаря конструкции крыла и другим отличительным особенностям, самолет G222 идеально оптимизирован для эксплуатации с коротких ВПП. Двухщелевые закрылки занимают более 60% задней кромки крыла и оснащены гидроприводом. Закрылки - двухсекционные, перед внешней секцией расположены интерцепторы. Предкрылки отсутствуют.
C-27A в афганских ВВС решает медико-эвакуационные задачи - он может перевозить 36 раненых (пациентов), в три раза больше, чем вертолеты Ми-8/17.
Первый лейтенант Рамаки из авиакорпуса Афганской национальной армии и подполковник Пил, американский инструктор, направляются к C-27 Spartan (Кандагар, 2010 год).
G222/C-27A обеспечили афганские ВВС достаточно современным тактическим военно-транспортным самолетом.
Военнослужащие афганских ВВС грузят C-27A, июнь, аэропорт Кабула. Загрузка/разгрузка такого самолета - весьма нетрудное дело.
1 июля 2010 года афганские ВВС провели первую выброску груза парашютным способом с борта C-27 Spartan. Считается, что это был первый случай сброса груза с C-27 в Афганистане.
G222. Два вида Вооруженных сил Венесуэлы эксплуатируют самолеты G222. Они были поставлены в 1982 году. Этот EV8228 - один из двух G222, принадлежавших армейской авиации Венесуэлы, был дислоцирован на авиабазе "Генералиссимус Миранда" (Каракас/Ла-Карлота). Позже самолеты были переданы под управление командования ВВС, которые в 1984-1985 годах закупили шесть G222. Оставшиеся в летной годности G222 входят во 2-ю транспортную эскадрилью 6-й транспортной авиагруппы, авиабаза "Эль Либертадор", Пало Негро. На 2011 год в летной годности имелось только два G222.
Aeritalia G222TCM
В 1953 году Келли Джонсон усовершенствовал популярный T-33. Основной упор был сделан на обеспечение более высокой эффективности взаимодействия инструктора с курсантом и улучшение управляемости машины на малых скоростях. ВМС США приняли машину на вооружение в 1957 году, но там его карьера оказалась недолгой - ввиду различных проблем, в том числе с системой управления.
Изображен EC-18B в окраске Командования обслуживания ВВС США (затем Командование МТО), один из четырех самолетов, принадлежавших ВВС США. Отличительная особенность - огромная антенна в носовой части и антенна спутниковой системы связи под обтекателем сверху фюзеляжа.
Boeing 707-323C-H (N7566A) совершил первый полет в июле 1967 года - как грузовой самолет компании "American Airlines", но в 1981 году был продан ВВС США и стал C-18A (81-0893). К 1990 году самолет переобозначили как EC-18D.
Самолет E-8 JSTARS в варианте прототипа обозначался ВВС США как EC-18C.
Lockheed XF-90 поднялся в воздух в июне 1949 года, он предназначался для сопровождения бомбардировщиков Стратегического авиационного командования США. Были построены два XF-90.
YO-3A оснащался шестицилиндровым двигателем Continental IO-360 мощностью 210 л. с.
XV-4B испытывался недолго - вскоре он разбился, что наряду с сокращением бюджетных ассигнований привело к решению закрыть программу.
Модернизированный C-130J уже находится в эксплуатации более 15 лет. Его создание шло не без проблем, но в итоге заказчики получили прекрасную машину.
Основным внешним отличием C-130J от старых "геркулесов" являются воздушные винты и мотогондолы: на старых машинах стоят четырехлопастные воздушные винты, а на C-130J - шестилопастные R391 с композитными лопастями.
C-130J-30 из боевого состава австралийских ВВС выполняет упражнение "touch and go" (приземление и уход на второй круг) в рамках курсов переподготовки пилотов, проводимых на авиабазе Эмберли. Австралийские ВВС располагают 12 самолетами C-130J-30, которые проходят модернизацию по стандарту Block 7.0.
Bell 412 используется полицией и службами безопасности по всему миру. Данная машина принадлежит US Park Police (полиция, обслуживающая национальные парки США) и оборудована прожектором, ИК-системой и пр.