Lockheed XST Have Blue
Варианты:
Lockheed - XST Have Blue - 1977 - США
Страна: США
Год: 1977


Демонстратор самолета малой заметности
Описание
Фотографии
Lockheed XST "Have Blue"

   Проект "Have Blue" XST (eXperimental Survivable Testbed) создавался для изучения возможности существенного снижения заметности самолета в радиолокационном диапазоне за счет использования в его конструкции так называемых "фасеточных" форм. Уникальный самолет - демонстратор технологий - был создан подразделением "Lockheed", именуемым "Skunk Works" (ранее оно уже занималось снижением радиолокационной заметности самолетов U-2, SR-71 и D-21), он поднялся впервые в воздух 1 декабря 1977 года. Технология малозаметности, кстати, создавалась американцами на основе научных разработок советского ученого Петра Уфимцева.
   Впрочем, конструкция, позволявшая снизить уровень отражения радиолокационного сигнала, привела к тому, что самолет получился весьма непростым в управлении и техобслуживании. Да и прочность конструкции оставляла желать лучшего. Данные прототипы даже прозвали "Hopeless Diamond". Оба прототипа, конечно, летали, но оба потерпели аварии и были разрушены (первый - в 1978 году, второй - в 1979 году). Причинами аварий были механические поломки. Однако результат испытаний подтвердил реальное снижение заметности самолета в радиолокационном диапазоне, что позволило американцам перейти к программе создания самолета-"невидимки" F-117.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed XST "Have Blue"

   Тип: демонстратор самолета малой заметности
   Силовая установка: два ТРД General Electric J85-GE-4A тягой по 13,1 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 970 км/ч
   Масса: пустого 4060 кг; максимальная взлетная 5670 кг
   Размеры: размах крыла 6,8 м; длина 14,4 м; высота 2,33 м; площадь крыла 35,9 м2
Have Blue НВ 1001. Приведенные здесь изображения показывают первый из двух демонстраторов технологий Have Blue, проложивших дорогу "стелс-истребителю" F-117. У машины необычный камуфляж, чтобы скрыть уникальные граненые поверхности, хотя второй Have Blue был полностью выкрашен в серый цвет. НВ 1001 также отличался наличием большой приборно-измерительной штанги в носовой части.
Редкий снимок HB 1002 в полете - хорошо видна экзотическая форма самолета и сильная прямая стреловидность передней кромки крыла. Обратите внимание на граненые элевоны, подвижные хвостовые плоскости и убираемую ножевую антенну на нижней поверхности правой плоскости крыла.
Although Have Blue made its first flight in December 1977, it was not until November 1988 that the F-117A was revealed to the public by the US Department of Defense. This rare in-flight photograph of the second Have Blue shows its acute leading edge sweepback. Other notable features are the faceted elevons, moving 'platypus' exhaust duct fairing and retractable blade aerial under the starboard leading edge.
HB 1002 готовится к первому полету. Самолет имел все особенности самолета-"невидимки", включая радиопоглощающее покрытие, но не имел носовой штанги - как на первом самолете. Конструкция машины была выполнена преимущественно из алюминия.
Опытный самолет "Хэйв Блю" фирмы "Локхид"
Первый опытный самолет XST "Хэв Блю" фирмы Локхид
Макет XST, проверявшийся на авиабазе Холломэн с целью оценки эффекта радиолокационной "невидимости"
Своей необычной формой самолеты-демонстраторы Have Blue обязаны необходимости подтверждения расчетов, что машина будет иметь минимально возможную ЭПР. Такие модели использовались для исследований в аэродинамической трубе.
Мелкомасштабная модель очередного раннего варианта Have Blue проходит испытания на ЭПР в безэховой камере "Lockheed" в Раи Каньон. Обратите внимание на отклоненные внутрь кили - еще одна мера для снижения ЭПР.
В конце 1980-х годов авиационное сообщество, наполненное слухами и обрывками сведений, жаждало раскрыть секреты технологии "стелс". Имеющие отношение к авиации художники рисовали эскизы и изображения таинственного самолета. Но как только F-117 рассекретили, все они - как и приведенный на этом рисунке - оказались далеки от реальности.
Схема самолета XST