Lockheed S-3 Viking
Варианты:
Lockheed - S-3 Viking - 1972 - США
Страна: США
Год: 1972


Самолет ПЛО с экипажем из четырех человек
Описание
Фотографии
Lockheed S-3 Viking

   Самолет S-3 Viking на протяжении многих лет оставался основным противолодочным самолетом палубного базирования ВМС США. Однако в 1998 году он был снят с вооружения, оставшиеся самолеты варианта S-3B были переориентированы на решение задач по штурмовке наземных целей и использование в качестве воздушных танкеров. В последнем случае самолет часто обозначался как KS-3B.
   В 1964 году были выпущены требования ВМС США к новому палубному самолету ПЛО. В ответ компанией "Lockheed" был разработан соответствующий самолет. Первый из восьми предназначенных для войсковых испытаний YS-3A поднялся в воздух 21 января 1972 года в Палмдейле, штат Калифорния. Новый самолет, названный Viking, имел довольно традиционную конструктивную схему и предназначался для базирования на авианосцах. Он представлял собой высокоплан с гидравлически складывающимися внешними секциями крыла, двумя турбореактивными двигателями, убирающимся трехопорным шасси и герметической кабиной с кон-диционированием воздуха, рассчитанной на экипаж из четырех человек.
   В рамках контракта от августа 1969 года компания "Lockheed" строила Viking в кооперации с "Vought", разработавшей и выпускавшей крыло, хвостовое оперение, шасси и гондолы двигателей. Комплекс аппаратуры и вооружения ПЛО включал магнитометр Texas Instruments ASQ-81 MAD (чувствительный элемент находился в убираемой штанге), а также систему обработки акустических данных OL-82 и отдельную систему обработки данных от гидроакустических буев. Вооружение располагалось во внутреннем отсеке и на двух подкрыльевых узлах подвески.
   В июле 1974 года 21-я эскадрилья ПЛО "Fighting Redtails" первой в авиации ВМС получила S-3A. Компания "Lockheed" построила в общей сложности 179 самолетов S-3A, последний поставлен заказчику в августе 1978 года. Усовершенствованный вариант S-3B создан в рамках программы расширения боевых возможностей самолета, начатой в 1981 году. Планер и силовая установка S-3A были сохранены, но добавились модернизированная система обработки гидроакустических данных, новая система приема и обработки данных от гидроакустических буев, более совершенная система РЭБ и более производительная система обработки данных РЛС, а также обеспечена возможность применения ПКР AGM-84 Harpoon. Практически все остававшиеся в эксплуатации S-3A прошли модернизацию в S-3B на предприятиях ВМС США.
   Седьмой YS-3A был модифицирован в прототип US-3A палубного транспортного самолета, первый его полет состоялся 2 июля 1976 года. Самолет рассматривался в качестве замены C-1 Trader. В общей сложности в данном качестве были использованы шесть US-3A. Компания "Lockheed" также переоборудовала пятый YS-3A в опытный самолет для отработки варианта самолета-заправщика, получившего рабочее обозначение KS-3A. Самолет проходил испытания в 1980 году, но результаты его были признаны неудовлетворительными, и проект закрыли. Впрочем, строевые противолодочные самолеты Viking зачастую использовались в роли воздушных танкеров - они оснащались системой передачи топлива типа D-704.

   В рамках операции "Буря в пустыне" самолеты S-3A/B Viking показали себя как достаточно эффективный бомбардировщик - они применялись в этой роли против позиций иракских РЛС, батарей ПВО и других целей, включая малоразмерные надводные цели в акватории Персидского залива.
   На базе S-3B были также созданы несколько серийных и опытных специализированных вариантов. Вариант Outlaw Viking был оснащен системой OASIS III для обеспечения загоризонтного целеуказания; вариант Gray Wolf оснащался многорежимной РЛС (Multi-Mode Radar System), лазерным дальномером, цифровой камерой и ИК-станцией, он использовался для поиска, обнаружения и сопровождения пусковых установок ракет "Скад"; вариант Viking Beartrap использовался в том числе и как самолет радио- и радиотехнической разведки; вариант Orca Viking привлекался к испытаниям новых систем ПЛО, а также, предположительно, мог использоваться для обнаружения морских мин и минных полей.
   Несколько S-3B, оснащенных оптико-электронными и ИК-системами, привлекались к патрулированию в районе Карибских островов с целью обнаружения судов, перевозящих наркотики, вариант Calypso Viking представлял собой перспективный специализированный самолет для борьбы с контрабандой и наркотрафиком, в котором должны были использоваться некоторые системы с Gray Wolf, включая лазерный дальномер, РЛС с синтезированной апертурой и РЛС с инверсной синтезированной апертурой, ИК-систему и др. В рамках проекта "Aladdin" был разработан вариант Brown Buoy, предназначенный для установки на территории Боснии с воздуха специальных акустических датчиков, - для тех же целей, что и в рамках программы "Igloo White", реализованной в свое время во Вьетнаме.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed S-3A Viking

   Тип: самолет ПЛО с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: два ТРДД General Electric TF34-GE-2 тягой по 41,26 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 814 км/ч; начальная скороподъемность - более 1280 м/мин; практический потолок - более 10670 м; боевой радиус с типовой боевой нагрузкой и временем барражирования в районе 4,5 ч - 853 км
   Масса: пустого 12 088 кг; максимальная взлетная 23 832 кг
   Размеры: размах крыла 20,93 м; длина 16,26 м; высота 6,63 м; площадь крыла 55,56 м2
   Вооружение: до 3175 кг авиационных средств поражения в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа и на двух подкрыльевых узлах подвески, обычно - одна тактическая ядерная бомба B57 мощностью 10 или 20 килотонн, либо четыре 454-кг авиабомбы Mk 83 или мины Mk 53, либо две или четыре глубинные бомбы Mk 54, либо четыре торпеды Mk 46 или Mk 53 Barracuda (в отсеке), и до шести 227-кг бомб Mk 82, или кассетные боеприпасы Mk 20 Mod 2 "Rockeye", или два-четыре блока НАР типа LAU-10A/A, LAU-61/A, LAU-68/A или LAU-69/A - 127-мм ZUNI и 70-мм FFAR или Hydra 70 (под крылом).
A Lockheed S-3A Viking in the original grey and white finish, and wearing the AB tail codes of Carrier Air Wing (CVW) 1, operating from the USS John F Kennedy. The tail codes are not associated with the individual squadrons = in this case VS-32 - but with the CVWs, and the same codes can therefore be seen, at different times, on aircraft of different squadrons.
One of the four S-3As that have been modified to US-3A configuration, for use as carrier on-board delivery (COD) transports. NH codes indicate CVW-11, with which VS-33 was at the time serving.
The US-3A BuAer 7998 has not only served with VS-33, but also with VS-38 when it was part of CVW-14 aboard the USS Coral Sea.
This highly colourful scheme was applied to a Viking of VS-41 for the US Bicentennial celebrations in 1976.
VS-38 has recently replaced VS-29 as the ASW squadron with CVW-2 aboard the USS Ranger. The pale grey finish is becoming the standard fleet-wide.
A Lockheed S-3A Viking of Navy Air ASW Squadron VS-38 "Red Griffins" in the latest finish.
S-3B Viking. S-3B из 24-й противолодочной эскадрильи "Scouts" изображен на момент его похода на борту авианосца "Джон Ф. Кеннеди" (CV-67) в 1997 году. S-3B из 24-й эскадрильи первыми получили боевое крещение - в операции "Буря в пустыне".
Marking the first time the type has been seen at RAF Mildenhall, Suffolk, since the early 1990s, US Navy S-3B 159744 'AB-705' from VS-32 arrived from the USA via Keflavik, Iceland, on May 22, 2006, leaving the following day for NAS Sigonella, Sicily. The aircraft was en route to join the USS Enterprise before it reaches the Arabian Gulf, replacing another S-3B on the carrier that has gone tech. A second S-3B, 158865 'AB-706', returned through Mildnehall in the opposite direction on May 25, using the same callsign as the earlier aircraft, 'Mauler 3', and is thought likely to have been the aircraft being replaced.
41-я противолодочная эскадрилья стала первой эскадрильей постоянной готовности, вооруженной Viking. Затем к ней присоединилась 27-я эскадрилья (расформирована в 1994 году).
City of Oakland, a US-3A carrier on-board delivery version of the Viking, is seen parked on the apron of NAS Alameda, California. The US-3A could carry the heavy loads of the Grumman C-2A Greyhound, but its longer range made it vital to support of carriers deployed to the Indian Ocean
Первоначально корабельное авиакрыло имело десять S-3, затем - шесть, но позже их число выросло до восьми (они решали еще и задачи воздушных танкеров). На снимке - S-3A из 29-й противолодочной эскадрильи на ABMA "Энтерпрайз" (1970-е годы).
Viking из 29-й эскадрильи на палубе AB-MA "Энтерпрайз" - хорошо видны крыло и киль в сложенном состоянии. S-3 сняты с вооружения эскадрильи в 2004 году.
Aboard the U.S.S. "America”, August 1976. Aircraft types visible include: LTV A-7E Corsair II, Lockheed S-3A Viking, Grumman A-6E Intruder and EA-6B Prowler
A VS-32 S-3B taxis toward a waist catapult as another Mauler Viking prepares to launch. The Viking had excellent handling characteristics on a carrier deck.
В клубах пара Viking готовится к взлету с катапульты авианосца. Носовая двухколесная опора шасси S-3, за которую самолет крепится к паровой катапульте, выполнена усиленной. Катапульта C-13 способна разогнать самолет взлетной массой 35 т до скорости 300 км/час за 2,5 с.
A Lockheed S-3B Viking from VS-24 Scouts receives the signal to launch from the USS Theodore Roosevelt. This aircraft carries a 'buddy store' for air-to-air refuelling under the port wing. The S-3B is being replaced in the tanking role by Super Hornets, while versions of the Seahawk helicopter will assume more responsibility for ASW.
An S-3A of VS-30 "Diamond Cutters"is cleared for take-off from USS Saratoga.
Two Lockheed S-3B Vikings of VS-31 'Topcats' prepare to return to the USS John F Kennedy (CV 67) on March 17, 2002. The JFK relieved the USS Theodore Roosevelt (CVN 71) supporting Operation Enduring Freedom in the Arabian Sea. CVN 71 returned to Norfolk, Va, having spent a record 159 consecutive days at sea out of 189 deployed.
Lockheed S-3A Viking.
A Lockheed S-3B Viking, the updated, Harpoon-carrying version of the US Navy's standard anti-submarine aircraft.
The ability of the S-3B to carry the AGM-84B Harpoon air-to-surface missile gives the new variant a significant advantage over the Viking in its initial form, although a Harpoon capability had always been intended to be added.
Рекламный снимок первого S-3B в цветах Испытательного центра авиации ВМС, сделан после его первого полета в 1984 году. Важной была возможность работы с ПКР Harpoon.
One of the two Lockheed S-3B trials aircraft carrying a pair of AGM-84B Harpoon missiles.
"Lockheed" надеялась продать самолеты Viking ФРГ или Японии, но первая оставила в строю свои Atlantic, а Япония купила P-3.
Из 199 планировавшихся к выпуску S-3 были построены 187 самолетов. Из них 119 почти сразу модернизировали в S-3B. Были построены 8 предсерийных и опытных машин. Выпуск прекращен в 1978 году.
Сегодня Viking находится на закате своей карьеры, но память о его 35-летней службе останется надолго. В основном самолеты Viking были сняты с вооружения в 2009 году, но в июне 2010 года в строй вступил первый из трех S-3B для наблюдения за районами испытания ракетного оружия.
Bloodhound 700 over the Channel Islands off of the coast of California.
Bloodhound 700 close to the photo ship off of the California Coast during the S-3B Viking's final flight.
Vikings are now being repainted in the US Navy's overall grey finish with low visibility markings, as displayed by this S-3A of VS-38.
S-3B из 31-й эскадрильи ПЛО, приписанной к авианосцу "Джон Стеннис", в полете над водами Персидского залива, 1992 год. Под крылом хорошо заметна ПКР AGM-84A Harpoon.
A VS-32 S-3B drops a 2,000lb mine on a range during an exercise. Mining was a secondary mission of the Viking but never required in an actual operation during the aircraft’s service life.
Aerojet Mk 46 - высокоскоростная глубоководная малогабаритная торпеда, оснащенная активно-пассивной системой самонаведения и боевой частью массой 45 кг. Принята на вооружение в 1965 году. Mk 46 могла применяться из торпедных аппаратов надводных кораблей, либо размещаться во внутренних отсеках самолетов P-3C и S-3A/B или на внешней подвеске вертолетов SH-2G и SH-3H. Впоследствии была разработана торпеда Mk 50 Barracuda, способная более эффективно бороться с советскими подводными лодками.
Для внешней подвески применяются бомбодержатели BRU-11/A или трехзамковые держатели TER. Очень часто использовались неуправляемые авиационные ракеты (НАР), хотя их применение было возможно преимущественно в условиях слабой ПВО противника. S-3B мог нести до шести блоков 127-мм НАР Zuni LAU-10 (no четыре НАР в блоке), либо шесть блоков 699-мм НАР LAU-68 (по семь НАР) или LAU-69 (по 19 НАР). На фотографии самолет из 38-й противолодочной эскадрильи "World Famous Red Griffins" выполняет пуск НАР Zuni.
A two-ship makes one final break before returning to Point Mugu.
Two S-3B Viking aircraft assigned to Sea Control Squadron Two One (VS-21) ‘Red Tails’ near the island of Okinawa during a training exercise flown from the USS Kitty Hawk (CV 63) in August 2004. The Viking's large fin lent itself to splendid squadron markings. The Republic of Korea is interested in procuring former US Navy aircraft as a mid-size MPA.
20 февраля 1974г.: первая в ВМС США эскадрилья палубных противолодочных самолетов Lockheed S-3A Viking (VS-41) достигла состояния боеготовности.
Вначале планировалось создать три варианта самолета - S-3A (на первом плане, 179 построено), транспортный US-3A (в центре, шесть переоборудованы из S-3A) и воздушный танкер KS-3A (самый дальний, не строился)
An S-3A of VS-38 receives fuel through its retractable probe. Note that this Viking is itself equipped with a buddy pod (on the port underwing pylon,outboard of the engine) for in-flight refuelling.
Пара S-3A из 41-й противолодочной эскадрильи "Shamrocks" демонстрирует отличительную особенность Viking - возможность дозаправки друг друга топливом в полете.
A VS-22 S-3B refuels an F/A-18C assigned to Strike Fighter Squadron 105 Gunslingers in April 2003 over the Mediterranean during a mission in support of Operation Iraqi Freedom.
Capt Rousseau bids onlookers a final wave goodbye as Bloodhound 702 departs for the NASA Glenn Research Facility.
The very last US Navy S-3 crew from left to right: Lt Mowle, Lt Cdr Tschanz, Capt Rousseau and Cdr Hanaki.
The crew of Bloodhound 700 at Davis-Monthan after the delivery flight to AMARG from left to right; Lt Cdr Ansley, Cdr Mittag, Lt Melnick and Lt Cdr Welsh.
After signing the aircraft out of US Navy possession the crew receives a receipt.
Lt Cdr Ansley signs S-3B BuNo 160147/700 after handing over the jet to the AMARG.
Lockheed S-3B Viking N601NA (ex USN/160607) arrives back at the NASA Glenn Research Center at Cleveland-Hopkins International Airport, Ohio, on December 12, 2007. NASA announced on January 23 that the two-year conversion to transform the aircraft into a state-of-the-art icing research aircraft has now been completed. Work was undertaken at the Boeing facility at Cecil Field, Florida, and latterly at the US Navy's Fleet Readiness Center Southeast at Jacksonville, Florida, from where the aircraft returned in December. Modifications included installation of state-of-the-art GPS, satellite communications and commercial weather radar, whilst the old bomb bays are now filled with research equipment racks. Initial research flights are planned to commence in the autumn from Aguadilla, Puerto Rico, to examine icing conditions in the tropical convective layer of the atmosphere.
В 2005 году НАСА приобрело один S-3B, который находился в Исследовательском центре имени Гленна и привлекался к различным экспериментам, в том числе по изучению обледенения двигателей.
The first of eight test and evaluation examples of the Lockheed S-3A Viking ASW aircraft which is scheduled to commence its flight test programme during January 1972.
21 января 1972г.: первый полет палубного противолодочного Lockheed S-3A Viking (Мариэтта, штат Джорджия).
An S-3A Viking anti-submarine aircraft is launched from one of the Kennedy’s two waist catapults. The port main-undercarriage leg has extended as the wheel leaves the deck, while the starboard leg still supports some of the Viking’s weight.
Lockheed S-3A Viking taking off from USS Forrestal during US Navy tests
Lockheed S-3A Viking anti-submarine aircraft of US Navy Squadron VS-21, based on the carrier John F. Kennedy
Lockheed S-3A Viking ASW aircraft carrying underwing fuel tanks
Lockheed S-3A Viking 159405 of VS-21 "Fighting Redtails", Air Wing 1, U.S.S. "John F. Kennedy", over the Mediterranian in August 1975
S-3As from VS-38, the "Red Griffins", in old and new-style US Navy finish.
Converted from a Lockheed S-3A Viking to an S-3B, 159742 is one of two aircraft now being evaluated by the U S Navy. Note wingtip ESM pods and underwing missiles
One of the two Lockheed S-3B trials aircraft
Viking из 33-й противолодочной эскадрильи следит за советской субмариной. Фотографии, на которых запечатлены S-3 и "недружественные" подлодки, очень редки. После окончания холодной войны исчезнувшая советская подводная угроза заставила ВМС США отказаться и от специализированного противолодочного палубного самолета.
Although the dedicated KS-3A air-to-air refuelling tanker version of the Viking vim not adopted by the US Navy, a buddy-buddy system has been developed, using a wing-mounted hose drum unit, shown here undergoing flight testing.
F/A-18 из эскадрильи VFA-105, базировавшейся на авианосце "Гарри Трумен" (CVN-75), дозаправляется от самолета S-3B Викинг. Операция «Иракская свобода». Средиземное море, 11 апреля 2003 г.
Дозаправка F-14B из эскадрильи VF-103 от самолета S-З "Викинг". На переднем плане - F/A 18 "Хорнет" из эскадрильи VFA-83. Атлантический океан, 26 апреля 2002 г.
S-3A "Викинг"
Lockheed S-3A Viking carrier-based anti-submarine aircraft in landing configuration
Lockheed S-3A Viking.
Базовый P-3C и палубный S-3 самолеты ПЛО
US Navy Lockheed S-3A Viking, Grumman EA-6B Intruder and Grumman F-14A Tomcats on board USS Enterprise.
The forward deck area of USS America seen from the Bridge balcony, showing a crowded parking lot with A-6E/KA-6D Intruders; EA-6B Prowlers; S-3B Vikings; E-2C Hawkeye; F/A-18C Hornets and F-14A Tomcats.
U.S.S. "John F. Kennedy" (CV-67). 87,000 tons, "Kitty Hawk" class, moored in the Solent. Types visible on her packed flight deck include F-14A Tomcats, A-6 Intruders, A-7 Corsair IIs, S-3A Vikings, SH-3 Sea Kings, E-2C Hawkeyes and three F-8 Crusaders
На рисунке представлен Lockheed S-3A Viking (№ 159752) из состава 32-й противолодочной эскадрильи "Norsemen", приписанной к 1-му корабельному авиакрылу, базировавшемуся в середине 1980-х годов на борту авианосца "Америка".
Lockheed S-3A Viking
Lockheed S-3B Viking
S-3B Viking
Lockheed S-3B Viking
Lockheed S-3A Viking carrier-based anti-submarine aircraft
Lockheed S-3A Viking carrier-based anti-submarine aircraft