Lockheed S-3 Viking
Варианты:
Lockheed - S-3 Viking - 1972 - США
Страна: США
Год: 1972


Самолет ПЛО с экипажем из четырех человек
Описание
Фотографии
Lockheed S-3 Viking

  Самолет S-3 Viking на протяжении многих лет оставался основным противолодочным самолетом палубного базирования ВМС США. Однако в 1998 году он был снят с вооружения, оставшиеся самолеты варианта S-3B были переориентированы на решение задач по штурмовке наземных целей и использование в качестве воздушных танкеров. В последнем случае самолет часто обозначался как KS-3B.
  В 1964 году были выпущены требования ВМС США к новому палубному самолету ПЛО. В ответ компанией "Lockheed" был разработан соответствующий самолет. Первый из восьми предназначенных для войсковых испытаний YS-3A поднялся в воздух 21 января 1972 года в Палмдейле, штат Калифорния. Новый самолет, названный Viking, имел довольно традиционную конструктивную схему и предназначался для базирования на авианосцах. Он представлял собой высокоплан с гидравлически складывающимися внешними секциями крыла, двумя турбореактивными двигателями, убирающимся трехопорным шасси и герметической кабиной с кон-диционированием воздуха, рассчитанной на экипаж из четырех человек.
  В рамках контракта от августа 1969 года компания "Lockheed" строила Viking в кооперации с "Vought", разработавшей и выпускавшей крыло, хвостовое оперение, шасси и гондолы двигателей. Комплекс аппаратуры и вооружения ПЛО включал магнитометр Texas Instruments ASQ-81 MAD (чувствительный элемент находился в убираемой штанге), а также систему обработки акустических данных OL-82 и отдельную систему обработки данных от гидроакустических буев. Вооружение располагалось во внутреннем отсеке и на двух подкрыльевых узлах подвески.
  В июле 1974 года 21-я эскадрилья ПЛО "Fighting Redtails" первой в авиации ВМС получила S-3A. Компания "Lockheed" построила в общей сложности 179 самолетов S-3A, последний поставлен заказчику в августе 1978 года. Усовершенствованный вариант S-3B создан в рамках программы расширения боевых возможностей самолета, начатой в 1981 году. Планер и силовая установка S-3A были сохранены, но добавились модернизированная система обработки гидроакустических данных, новая система приема и обработки данных от гидроакустических буев, более совершенная система РЭБ и более производительная система обработки данных РЛС, а также обеспечена возможность применения ПКР AGM-84 Harpoon. Практически все остававшиеся в эксплуатации S-3A прошли модернизацию в S-3B на предприятиях ВМС США.
  Седьмой YS-3A был модифицирован в прототип US-3A палубного транспортного самолета, первый его полет состоялся 2 июля 1976 года. Самолет рассматривался в качестве замены C-1 Trader. В общей сложности в данном качестве были использованы шесть US-3A. Компания "Lockheed" также переоборудовала пятый YS-3A в опытный самолет для отработки варианта самолета-заправщика, получившего рабочее обозначение KS-3A. Самолет проходил испытания в 1980 году, но результаты его были признаны неудовлетворительными, и проект закрыли. Впрочем, строевые противолодочные самолеты Viking зачастую использовались в роли воздушных танкеров - они оснащались системой передачи топлива типа D-704.

  В рамках операции "Буря в пустыне" самолеты S-3A/B Viking показали себя как достаточно эффективный бомбардировщик - они применялись в этой роли против позиций иракских РЛС, батарей ПВО и других целей, включая малоразмерные надводные цели в акватории Персидского залива.
  На базе S-3B были также созданы несколько серийных и опытных специализированных вариантов. Вариант Outlaw Viking был оснащен системой OASIS III для обеспечения загоризонтного целеуказания; вариант Gray Wolf оснащался многорежимной РЛС (Multi-Mode Radar System), лазерным дальномером, цифровой камерой и ИК-станцией, он использовался для поиска, обнаружения и сопровождения пусковых установок ракет "Скад"; вариант Viking Beartrap использовался в том числе и как самолет радио- и радиотехнической разведки; вариант Orca Viking привлекался к испытаниям новых систем ПЛО, а также, предположительно, мог использоваться для обнаружения морских мин и минных полей.
  Несколько S-3B, оснащенных оптико-электронными и ИК-системами, привлекались к патрулированию в районе Карибских островов с целью обнаружения судов, перевозящих наркотики, вариант Calypso Viking представлял собой перспективный специализированный самолет для борьбы с контрабандой и наркотрафиком, в котором должны были использоваться некоторые системы с Gray Wolf, включая лазерный дальномер, РЛС с синтезированной апертурой и РЛС с инверсной синтезированной апертурой, ИК-систему и др. В рамках проекта "Aladdin" был разработан вариант Brown Buoy, предназначенный для установки на территории Боснии с воздуха специальных акустических датчиков, - для тех же целей, что и в рамках программы "Igloo White", реализованной в свое время во Вьетнаме.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed S-3A Viking

  Тип: самолет ПЛО с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: два ТРДД General Electric TF34-GE-2 тягой по 41,26 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 814 км/ч; начальная скороподъемность - более 1280 м/мин; практический потолок - более 10670 м; боевой радиус с типовой боевой нагрузкой и временем барражирования в районе 4,5 ч - 853 км
  Масса: пустого 12 088 кг; максимальная взлетная 23 832 кг
  Размеры: размах крыла 20,93 м; длина 16,26 м; высота 6,63 м; площадь крыла 55,56 м2
  Вооружение: до 3175 кг авиационных средств поражения в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа и на двух подкрыльевых узлах подвески, обычно - одна тактическая ядерная бомба B57 мощностью 10 или 20 килотонн, либо четыре 454-кг авиабомбы Mk 83 или мины Mk 53, либо две или четыре глубинные бомбы Mk 54, либо четыре торпеды Mk 46 или Mk 53 Barracuda (в отсеке), и до шести 227-кг бомб Mk 82, или кассетные боеприпасы Mk 20 Mod 2 "Rockeye", или два-четыре блока НАР типа LAU-10A/A, LAU-61/A, LAU-68/A или LAU-69/A - 127-мм ZUNI и 70-мм FFAR или Hydra 70 (под крылом).
S-3B Viking. S-3B из 24-й противолодочной эскадрильи "Scouts" изображен на момент его похода на борту авианосца "Джон Ф. Кеннеди" (CV-67) в 1997 году. S-3B из 24-й эскадрильи первыми получили боевое крещение - в операции "Буря в пустыне".
Первоначально корабельное авиакрыло имело десять S-3, затем - шесть, но позже их число выросло до восьми (они решали еще и задачи воздушных танкеров). На снимке - S-3A из 29-й противолодочной эскадрильи на ABMA "Энтерпрайз" (1970-е годы).
Viking из 29-й эскадрильи на палубе AB-MA "Энтерпрайз" - хорошо видны крыло и киль в сложенном состоянии. S-3 сняты с вооружения эскадрильи в 2004 году.
Aboard the U.S.S. "America”, August 1976. Aircraft types visible include: LTV A-7E Corsair II, Lockheed S-3A Viking, Grumman A-6E Intruder and EA-6B Prowler
41-я противолодочная эскадрилья стала первой эскадрильей постоянной готовности, вооруженной Viking. Затем к ней присоединилась 27-я эскадрилья (расформирована в 1994 году).
В клубах пара Viking готовится к взлету с катапульты авианосца. Носовая двухколесная опора шасси S-3, за которую самолет крепится к паровой катапульте, выполнена усиленной. Катапульта C-13 способна разогнать самолет взлетной массой 35 т до скорости 300 км/час за 2,5 с.
An S-3A of VS-30 "Diamond Cutters"is cleared for take-off from USS Saratoga.
A Lockheed S-3B Viking, the updated, Harpoon-carrying version of the US Navy's standard anti-submarine aircraft.
The ability of the S-3B to carry the AGM-84B Harpoon air-to-surface missile gives the new variant a significant advantage over the Viking in its initial form, although a Harpoon capability had always been intended to be added.
Рекламный снимок первого S-3B в цветах Испытательного центра авиации ВМС, сделан после его первого полета в 1984 году. Важной была возможность работы с ПКР Harpoon.
One of the two Lockheed S-3B trials aircraft carrying a pair of AGM-84B Harpoon missiles.
"Lockheed" надеялась продать самолеты Viking ФРГ или Японии, но первая оставила в строю свои Atlantic, а Япония купила P-3.
Из 199 планировавшихся к выпуску S-3 были построены 187 самолетов. Из них 119 почти сразу модернизировали в S-3B. Были построены 8 предсерийных и опытных машин. Выпуск прекращен в 1978 году.
Сегодня Viking находится на закате своей карьеры, но память о его 35-летней службе останется надолго. В основном самолеты Viking были сняты с вооружения в 2009 году, но в июне 2010 года в строй вступил первый из трех S-3B для наблюдения за районами испытания ракетного оружия.
Vikings are now being repainted in the US Navy's overall grey finish with low visibility markings, as displayed by this S-3A of VS-38.
S-3B из 31-й эскадрильи ПЛО, приписанной к авианосцу "Джон Стеннис", в полете над водами Персидского залива, 1992 год. Под крылом хорошо заметна ПКР AGM-84A Harpoon.
В 2005 году НАСА приобрело один S-3B, который находился в Исследовательском центре имени Гленна и привлекался к различным экспериментам, в том числе по изучению обледенения двигателей.
Aerojet Mk 46 - высокоскоростная глубоководная малогабаритная торпеда, оснащенная активно-пассивной системой самонаведения и боевой частью массой 45 кг. Принята на вооружение в 1965 году. Mk 46 могла применяться из торпедных аппаратов надводных кораблей, либо размещаться во внутренних отсеках самолетов P-3C и S-3A/B или на внешней подвеске вертолетов SH-2G и SH-3H. Впоследствии была разработана торпеда Mk 50 Barracuda, способная более эффективно бороться с советскими подводными лодками.
Для внешней подвески применяются бомбодержатели BRU-11/A или трехзамковые держатели TER. Очень часто использовались неуправляемые авиационные ракеты (НАР), хотя их применение было возможно преимущественно в условиях слабой ПВО противника. S-3B мог нести до шести блоков 127-мм НАР Zuni LAU-10 (no четыре НАР в блоке), либо шесть блоков 699-мм НАР LAU-68 (по семь НАР) или LAU-69 (по 19 НАР). На фотографии самолет из 38-й противолодочной эскадрильи "World Famous Red Griffins" выполняет пуск НАР Zuni.
20 февраля 1974г.: первая в ВМС США эскадрилья палубных противолодочных самолетов Lockheed S-3A Viking (VS-41) достигла состояния боеготовности.
Вначале планировалось создать три варианта самолета - S-3A (на первом плане, 179 построено), транспортный US-3A (в центре, шесть переоборудованы из S-3A) и воздушный танкер KS-3A (самый дальний, не строился)
Two S-3B Viking aircraft assigned to Sea Control Squadron Two One (VS-21) ‘Red Tails’ near the island of Okinawa during a training exercise flown from the USS Kitty Hawk (CV 63) in 2004. The Republic of Korea is interested in procuring former US Navy aircraft as a mid-size MPA.
Пара S-3A из 41-й противолодочной эскадрильи "Shamrocks" демонстрирует отличительную особенность Viking - возможность дозаправки друг друга топливом в полете.
The first of eight test and evaluation examples of the Lockheed S-3A Viking ASW aircraft which is scheduled to commence its flight test programme during January 1972.
21 января 1972г.: первый полет палубного противолодочного Lockheed S-3A Viking (Мариэтта, штат Джорджия).
An S-3A Viking anti-submarine aircraft is launched from one of the Kennedy’s two waist catapults. The port main-undercarriage leg has extended as the wheel leaves the deck, while the starboard leg still supports some of the Viking’s weight.
Lockheed S-3A Viking taking off from USS Forrestal during US Navy tests
Lockheed S-3A Viking anti-submarine aircraft of US Navy Squadron VS-21, based on the carrier John F. Kennedy
Lockheed S-3A Viking 159405 of VS-21 "Fighting Redtails", Air Wing 1, U.S.S. "John F. Kennedy", over the Mediterranian in August 1975
S-3As from VS-38, the "Red Griffins", in old and new-style US Navy finish.
Converted from a Lockheed S-3A Viking to an S-3B, 159742 is one of two aircraft now being evaluated by the U S Navy. Note wingtip ESM pods and underwing missiles
One of the two Lockheed S-3B trials aircraft
Viking из 33-й противолодочной эскадрильи следит за советской субмариной. Фотографии, на которых запечатлены S-3 и "недружественные" подлодки, очень редки. После окончания холодной войны исчезнувшая советская подводная угроза заставила ВМС США отказаться и от специализированного противолодочного палубного самолета.
Although the dedicated KS-3A air-to-air refuelling tanker version of the Viking vim not adopted by the US Navy, a buddy-buddy system has been developed, using a wing-mounted hose drum unit, shown here undergoing flight testing.
F/A-18 из эскадрильи VFA-105, базировавшейся на авианосце "Гарри Трумен" (CVN-75), дозаправляется от самолета S-3B Викинг. Операция «Иракская свобода». Средиземное море, 11 апреля 2003 г.
Дозаправка F-14B из эскадрильи VF-103 от самолета S-З "Викинг". На переднем плане - F/A 18 "Хорнет" из эскадрильи VFA-83. Атлантический океан, 26 апреля 2002 г.
S-3A "Викинг"
Lockheed S-3A Viking carrier-based anti-submarine aircraft in landing configuration
Базовый P-3C и палубный S-3 самолеты ПЛО
U.S.S. "John F. Kennedy" (CV-67). 87,000 tons, "Kitty Hawk" class, moored in the Solent. Types visible on her packed flight deck include F-14A Tomcats, A-6 Intruders, A-7 Corsair IIs, S-3A Vikings, SH-3 Sea Kings, E-2C Hawkeyes and three F-8 Crusaders
На рисунке представлен Lockheed S-3A Viking (№ 159752) из состава 32-й противолодочной эскадрильи "Norsemen", приписанной к 1-му корабельному авиакрылу, базировавшемуся в середине 1980-х годов на борту авианосца "Америка".
Lockheed S-3B Viking
S-3B Viking
Lockheed S-3B Viking
Lockheed S-3A Viking carrier-based anti-submarine aircraft