Мировая Авиация 117
-
Летающие лодки ОКБ им. Бериева, сверху вниз - Бе-12, Бе-200 и А-40. ОКБ им. Бериева лидирует в области разработки реактивных гидросамолетов. Бе-200 выпускается серийно, не исключено и возобновление работ по А-40.
Имевший скорость полета всего 320 км/ч, Armstrong Whitworth Whitley становился легкой добычей для пилотов Bf 109 и Bf 110.
Специалист по вооружению проверяет подвеску 714-кг бомбы в бомбоотсеке Bristol Blenheim.
Январь 1975г.: до поступления на вооружение ВВС США на облегченном F-15A "Streak Eagle" было установлено восемь мировых рекордов скороподъемности.
Новый легкий истребитель ВВС США. 20 января 1974г.: первый прототип General Dynamics YF-16A (фото) выполнил первый полет под управлением Филипа Истричера - он вынужденно поднял его в воздух во время инцидента при выполнении скоростной пробежки. Официальный первый полет состоялся 2 февраля.
Самолеты Hampden Mk I состояли на вооружении 106-й эскадрильи с мая 1939 по март 1942 года. Данный камуфляж был введен в 1940 году вскоре после начала ночных налетов.
Handley Page Hampden не обладал адекватным для защиты от истребителей оборонительным вооружением, и в дневных налетах они несли тяжелые потери.
Боевой дух личного состава Бомбардировочного командования в начале войны сильно упал из-за тяжелых потерь, понесенных в дневных налетах.
Немецкие солдаты осматривают обломки Hampden, осень 1940 года. В силу небольшого опыта экипажей первые ночные налеты приносили минимальные результаты, но поддержали моральный дух англичан.
14 апреля 1975г.: первый серийный израильский истребитель IAI Kfir, созданный на базе Mirage III, был продемонстрирован широкой публике в аэропорту Бен-Гуриона. На церемонии присутствовал министр обороны Шимон Перес.
Испытания вертолетов для Армии США. 17 октября 1974г.: в Стратфорде поднялся в воздух первый из трех прототипов вертолета Sikorsky YUH-60A (фото), его конкурентом был Boeing Vertol YUH-61A. Сравнительные испытания проводились по программе Армии США UTTAS ("Utility Tactical Transport Aircraft System"). YUH-61A впервые поднялся в воздух 29 ноября, но проиграл конкурс. По компоновке оба вертолета чрезвычайно похожи, а их силовые установки идентичны. Главное различие - шасси, YUH-61A имел шасси с носовой опорой.
14 августа 1974г.: первый полет в немецком Манчинге выполнил прототип Panavia Tornado MRCA сборки фирмы MBB.
Предположительно самым дальнобойным оружием Tornado IDS является крылатая ракета Taurus KEPD 350, имеющая дальность полета более 500 км. Такие ракеты закуплены для Tornado немецких ВВС.
Крылатые ракеты MBDA Storm Shadow могут нести итальянские и британские Tornado. Ракеты большой дальности - около 250 км - позволяют не обладающему малозаметностью Tornado наносить удары по защищенным ПВО целям относительно безнаказанно. Один Tornado способен нести две ракеты Storm Shadow.
Tornado GR.Mk 4 британских BBC с четырьмя адаптерами - по три ракеты Brimstone на каждом. Ракета Brimstone разработана на основе AGM-114 Hellfire. Под крылом подвешены четыре ракеты ALARMS.
К началу операции "Буря в пустыне" готовы были только два контейнера TIALD, на фотографии - один из них, получивший имя "Sandra". Во время войны в Персидском заливе два контейнера TIALD использовались на пяти Tornado.
Несмотря на все современные технологии, обычные "тупые" бомбы продолжают оставаться главным оружием любого ударного самолета. На фотографии - подвеска 1000-фунтовой бомбы с инертной БЧ.
Ударный вариант с вооружением с лазерной ГСН, GR.Mk 1. В ходе операции "Буря в пустыне" британские ВВС в ограниченном масштабе использовали контейнеры TIALD (Thermal Imaging Airborne Laser Designator), позволявшие GR.Mk 1 наносить высокоточные удары по хорошо защищенным целям.
Германо-итальянский вариант для подавления ПВО, ECR. Германия и Италия для подавления ПВО используют специальный вариант ECR - аналог американских Wild Weasel. Данные Tornado вооружены ПРР AGM-88 HARM или УР "воздух-поверхность" AGM-65D Maverick, УР "воздух-воздух" AIM-9, а также несут контейнеры BOZ и Cerberus.
Вариант для подавления ПВО, GR.Mk 1. В варианте для подавления ПВО британские Tornado IDS несут от трех до девяти противорадиолокационных ракет (ПРР) ALARM, контейнеры РЭБ BOZ и Sky Shadow, а также УР "воздух-воздух" Sidewinder.
Германский противокорабельный вариант, IDS. Tornado из состава ВВС Германии и Италии способны нести до четырех ПКР Kormoran, имеющих дальность пуска около 30 км, - это позволяет самолету при нанесении удара не входить в зону действия корабельных ПВО.
Германо-итальянский разведчик, IDS. После снятия с вооружения RF-4E Phantom в Люфтваффе из морской авиации поступили модернизированные в разведывательный вариант Tornado - они способны нести разведывательные контейнеры разработки "MBB"/"Aeritalia". В контейнере установлены ИК-сканеры и панорамные аэрофотоаппараты.
Модернизированный Tornado IDS, программа MLU. Итальянские Tornado прошли модернизацию по программе "Mid-Life Update", в ходе которой получили новые центральные бортовые ЭВМ, усовершенствованную аппаратуру самообороны и возможность применения высокоточного вооружения. Шесть итальянских машин могут нести прицельные контейнеры Thomson-CSF CLDP и применять УАБ GBU-16 Paveway II с лазерным наведением.
Австралийский C-17 поднял облако красной пыли при взлете с аэродрома Накеру полигона Брэдшоу. Военные построили аэродром в 2007 году менее чем за месяц.
C-17 в целом удовлетворяет потребностям Австралии в стратегических транспортных перевозках, однако его подвергают критике за недостаточную дальность при максимальной загрузке. В случае успеха программы A400M на мировом рынке появится новый конкурент для C-17 и C-130J.
Австралийский C-17 и вертолет Ми-8 на авиабазе Тарин Коут в Афганистане. Успех стран, принимающих участие в операции в Афганистане, зависит от эффективной работы C-17 всех стран-участниц коалиции.
В канадских ВВС самолеты Globemaster получили обозначение CC-177, они привлекаются к обеспечению канадского контингента в Афганистане и в рамках гуманитарных операций.
Один катарский C-17 окрашен в цвета авиакомпании "Qatar Airways". Катар получил два C-17, а ОАЭ заказали шесть машин.
Конкурс на боевой вертолет для Армии США. Сентябрь - октябрь 1975г.: в конкурсе на боевой вертолет AAH (Armed Attack Helicopter) приняли участие "Hughes" и "Bell". Вертолеты проходили сравнительные испытания. 30 сентября выполнил первый полет Hughes (Model 77) YAH-64 (фото), а 1 октября взлетел Bell (Model 409) YAH-63. Требования к вертолету AAH начали формулировать в первой половине 1970-х годов, он предназначался для борьбы с бронетехникой на поле боя в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. Победителем конкурса в декабре 1976 года стал Hughes YAH-64.
20 февраля 1974г.: первая в ВМС США эскадрилья палубных противолодочных самолетов Lockheed S-3A Viking (VS-41) достигла состояния боеготовности.
P6M-2 SeaMaster отличала революционная конструкция. В ходе летных испытаний один такой самолет в пологом пикировании преодолел скорость звука.
Внешне неуклюжий P.Z.L.104 стал самым массовым польским самолетом, до прекращения производства в 2006 году было построено более 1000 машин. На фотографии - Wilga 35.
Самым большим самолетом в истории стал Hughes H-4 Hercules, выполнивший всего один полет в октябре 1947 года. Летающая лодка была оснащена восемью моторами мощностью по 3000 л. с., а размах крыла достигал 97,50 м. Планировалось, что самолет станет первым из флота "Liberty Ships of the sky", предназначенного для доставки людей и грузов по всему миру.
Новый легкий истребитель ВВС США. В конкурсе на легкий истребитель для ВВС США, кроме YF-16A, принимал участие Northrop YF-17 (фото), выполнивший первый полет 9 июня 1974г. Хотя YF-17 и проиграл, на его основе "Northrop" и "McDonnell Douglas" разработали двухдвигательный F/A-18 Hornet, который 2 мая 1975 года вышел победителем в конкурсе на самолет для ВМС и КМП США.
Испытания вертолетов для Армии США. 17 октября 1974г.: в Стратфорде поднялся в воздух первый из трех прототипов вертолета Sikorsky YUH-60A, его конкурентом был Boeing Vertol YUH-61A (фото). Сравнительные испытания проводились по программе Армии США UTTAS ("Utility Tactical Transport Aircraft System"). YUH-61A впервые поднялся в воздух 29 ноября, но проиграл конкурс. По компоновке оба вертолета чрезвычайно похожи, а их силовые установки идентичны. Главное различие - шасси, YUH-61A имел шасси с носовой опорой.
Заказанный еще в 1996 году, этот Boeing 757-300 поступил в эксплуатацию "Condor Flugdienst", дочернюю фирму "Lufthansa", в 1999 году.
Прототип последнего 757-го - Boeing 757-300 - поднялся в воздух 2 августа 1998 года. Данную модель первым заказал немецкий авиаперевозчик "Condor Flugdienst", затем поступили заказы от "Icelandair", "American Trans Air" и "JMC Airlines".
Самолеты Boeing 757 поздней постройки, как на этом снимке, отличались интерьером пассажирских салонов. В частности, были перепроектированы багажные полки для увеличения свободного пространства в салоне.
"American Airlines" на лето 2010 года продолжала эксплуатацию Boeing 757-223 и 757-223ER. Большинство ее самолетов имеют винглеты.
В конце 2000 года в "British Airways" (BA) насчитывалось 53 самолета Boeing 757, включая 47 моделей 757-236 (на снимке) и шесть -326ET. Они составляли основу парка среднемагистральных лайнеров компании и использовались для полетов по Европе и на Ближний и Средний Восток. Конфигурация самолетов зависела от маршрута. В силу своей универсальности 757-й хорошо подходил для BA, но самолеты старели и на смену им пришли A320. В 2010 году в BA осталось только пять 757-х.
Компания "Easter Air Lines" приобрела 16 самолетов Boeing 757-225. Самолет N501EA был поставлен 18 августа 1983 года и эксплуатировался авиакомпанией в течение восьми лет. Затем три года лайнер находился на хранении в Маккарран Филд, штат Невада, после чего был куплен НАСА, где получил регистрацию N557NA и использовался Исследовательским центром в Лэнгли, Хэмптон, штат Виржиния.
Первый Boeing 757 был поставлен 22 декабря 1982 года компании "Eastern Airlines". Самолет был востребован на рынке - всего поставлено 1049 авиалайнеров.
"Flying Colours" начала выполнять рейсы в 1997 году и быстро стала лидирующей британской чартерной авиакомпанией. В марте 2000 года она объединилась с "Caledonian", образовав "JMC Airlines", позже преобразованную в "Thomas Cook Airlines".
"Monarch Airlines" располагает тремя Boeing 757, которые в основном используют для полетов на курорты Средиземноморья.
"Royal Brunei Airlines" эксплуатирует два Boeing 757-2M6 с двигателями Rolls-Royce RB217-535E4. Самолет на снимке поставлен в 1996 году и рассчитан на перевозку 174 пассажиров.
Самолет компании "Royal Nepal Airlines" (ныне "Nepal Airlines") окрашен no броской бело-красно-голубой схеме. Одно время компания эксплуатировала два своих 757-2F8 и два 757-2Z0, взятых в лизинг у "China Southwest Airlines". Boeing 757 этой компании были единственными в Непале среднемагистральными лайнерами, другие непальские авиаперевозчики использовали ближнемагистральные самолеты, такие как DHC-6 или Do 228. В 2010 году в "Nepal Airlines" летали два 757-х.
"Boeing" поставила последний Boeing 757, модель 757-200, компании "Shanghai Airlines" 28 апреля 2005 года. Решение о прекращении производства 757-го было принято в конце 2003 года.
Дислоцированное на авиабазе Эндрюс 89-е авиакрыло предназначено для VIP-перевозок и эксплуатирует самолеты нескольких типов. C-32A (снимок сделан в Рентоне во время сдаточных испытаний) заменил в рамках программы VC-X самолеты C-137.
Четыре C-32A ВВС США оснащены турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney PW2040, самолеты были поставлены в мае-ноябре 1998 года. На фотографии - выкатка C-32A на заводе "Boeing" в Рентоне.
Данный Boeing 757 несет загадочный номер "86006", назначение самолета никогда не раскрывалось публично. Снимок сделан после взлета с авиабазы Рамштайн в Германии - самолет улетал в Кувейт. Предположительно, данный Boeing 757 состоит на вооружении 486-й летно-испытательной эскадрильи.
Использование летающей лаборатории Boeing 757 позволило сократить налет F-22 по программе летных испытаний примерно на 50%. В носовой части авиалайнера смонтирована под острым обтекателем антенна истребителя, установлен ряд бортовых систем от F-22. На летающей лаборатории смоделирована работоспособная кабина F-22, оборудованы места для 30 инженеров-испытателей.
Boeing 757 за свой облик получил немало прозвищ, включая "Летающий карандаш" (также называли бомбардировщик Do 17). На фотографии хорошо видны винглеты Boeing 757-223 из "American Airlines", на самолеты многих авиакомпаний винглеты установили в процессе эксплуатации для повышения экономичности.
Boeing 757. Британская чартерная авиакомпания "Air Europe" начала выполнять рейсы в 1979 году, а в 1983 году получила первый 757-й. До кризиса 1991 года, когда "International Leisure Group", которой принадлежала компания, была ликвидирована, выполнялись регулярные и чартерные рейсы. А итальянская дочерняя компания под тем же названием работала на рынке авиаперевозок с 1989 года, и с 1991 года "Air Europe" стала чисто итальянским предприятием. Вскоре после этого на смену 757-му в компании пришли A320 и Boeing 767.
Boeing 757-200
SR.A/1 стал первой в мире летающей лодкой, оснащенной ТРД и превысившей скорость в 805 км/ч. Экспериментальный одноместный истребитель показал на испытаниях высокую скорость и хорошую маневренность, но все же уступал истребителям с колесным шасси.
Бе-10 стала единственной в мире летающей лодкой с турбореактивными двигателями, которая выпускалась серийно, хотя и в ограниченном масштабе.
Arbalete - второй демонстратор, построенный по программе N-20. Самолет был оснащен четырьмя ТРД, установленными попарно под и над крылом.
EFW N-20 Aiguillon
Экипаж Wellington Mk III уточняет задание перед боевым вылетом. На фюзеляже за кабиной виден обтекатель рамочной антенны радиокомпаса.
Боевой порядок Wellington Mk I из 9-й эскадрильи британских ВВС - снимок сделан на учении в 1939 году. 9-я эскадрилья воевала на Wellington до августа 1942 года, когда ее перевооружили на Lancaster Mk I.
Самым эффективным британским бомбардировщиком начального периода войны являлся Vickers Wellington. В сравнении с Whitley он имел более высокую скорость, a Hampden он превосходил по массе бомбовой нагрузки. Из строевых частей Wellington вытеснили лишь новые четырехмоторные бомбардировщики.
Три Wellington Mk IC из 311-й (чехословацкой) эскадрильи, которая в конце 1940 года базировалась в Хонингтоне. Взамен подфюзеляжных на них установлены бортовые пулеметы.
Do 18D-1 из морской Школы транспортной авиации в окраске 1939 года. Do 18D-1 использовался в 1939 - начале 1940 годов для ведения разведки и нарушения судоходства в Северном море и у берегов Норвегии.
Оснащенная двигателями Jumo 5C лодка Do 18а (D-AHIS Monsun) рулит по водной глади Боденского озера, также именуемого озеро Констанц. Самолет разбился на Балтике в ноябре 1935 года в ходе летных испытаний.
The Jumo 5C-engined Do 18a D-AHIS Monsun taxying at speed on Lake Constance.
Регистрацию D-AHIS имел первый прототип Do 18а. Элероны и закрылки занимают почти всю заднюю кромку крыла.
FIRST ACROSS: Last week a D.L.H. Dornier Do.18 made what may be called the first experimental commercial crossing of the North Atlantic after being catapulted from the Schwabenland, which has been transferred from the South Atlantic service. The Do. 18, of course, has diesel engines and the flight is referred to in a leading article this week.
"Dornier" создавала Do 18 для замены Wal, первые машины получила компания "Lufthansa" (1936 год). "Aeolus" - название третьего прототипа Do 18, после испытаний в Северной Атлантике эта лодка эксплуатировалась на южноатлантических линиях.
Do 18D-2 на воде, 1938г.
Заказ на Do 18 от "Deutsche Lufthansa" был получен в 1934 году. На прототипе стояло два дизеля Jumo 5, первый полет состоялся 15 марта 1935 года. Четыре последующих лодки для "Lufthansa" оснащались моторами Jumo 6C и получили собственные имена "Zyklon", "Aeolus", "Pampero" и "Zephir", все они обозначались Do 18Е. Единственный построенный Do 18F отличался крылом увеличенной площади, на нем 27-29 марта 1938 года был установлен рекорд дальности беспосадочного перелета по прямой для гидросамолетов.
Do 18 - классическая летающая лодка "Dornier", с узким двухреданным корпусом, развитыми спонсонами-"жабрами" и высокорасположенным крылом, установленным на центральном пилоне и снабженным подкосами. Радиаторы двигателей размещались в пилоне крыла.
Некоторое количество бомбардировщиков Wellington ранней постройки, включая данный Mk IA (N2887), прошли модернизацию в транспортный вариант Mk XV для Транспортного командования британских ВВС. Все оборонительное вооружение с самолета было снято.
P.Z.L.106B Kruk
Крупнейшей летающей лодкой за всю историю ВМС США стала Martin Mars, созданная как морской бомбардировщик, она использовалась в качестве транспортной. ВМС США получили пять JRM-1 и одну JRM-2.
JA 37 Jaktviggen. Изображен JA 37 из состава 17-го авиакрыла (F17) с полным вооружением. Авиакрыло дислоцировалось на авиабазе Роннеби. Осенью 2002 года база приступила к перевооружению на самолеты JAS 39 Gripen, а все модификации Viggen вскоре были окончательно сняты с вооружения.
Saab AJ 37 Viggen
AJS 37 Viggen
JA 37 Viggen. Для решения задач ПВО компания "Saab" разработала вариант JA 37, также приспособленный и для решения ударных задач. Внешне перехватчик не сильно отличался от истребителя-бомбардировщика, но с точки зрения авионики, вооружения и силовой установки это был совершенно новый самолет, да и в конструкцию планера внесли серьезные изменения. Ядром БРЭО самолета JA 37 стала многорежимная импульсно-доплеровская РЛС Ericsson PS-46/A, способная выделять цели на фоне земли на дальности до 48 км. Самолет также получил модернизированную БЦВМ Singer-Kearfott SKC-2037, ИНС KT-70L, навигационную доплеровскую РЛС Decca Type 72, цифровой вычислитель воздушных параметров Garret AiResearch LD-5, цифровую систему управления полетом Saab-Honeywell SA07, систему отображения информации компании "Svenska Radio" и ИЛС SRA. Двигатель RM8B развивал тягу на форсаже 125 кН, что позволяло перехватчику разгоняться на малой высоте до скорости М=1,2, а на большой - превышать М=2. Кроме того, была усилена прочность крыла, в фюзеляже перед крылом сделали вставку длиной 10 см для размещения доработанного двигателя, а также удлинили на 10 см киль. Вместо трех приводов для каждого элерона установили четыре. Четыре прототипа AJ 37 доработали в вариант JA 37, первый из них в новом облике поднялся в воздух 27 сентября 1974 года - через несколько дней после заказа шведскими ВВС первой партии из 30 перехватчиков. В марте 1980 года шведское правительство одобрило закупку третьей партии из 59 JA 37, всего же перехватчиков построили 149, a Viggen всех вариантов - 330. Самолетами JA 37 планировалось заменить в период 1978-1985 годов J 35 Draken 8 из 10 эскадрилий ПВО.
Характерным отличием Do 18 и всех летающих лодок "Dornier" являлись развитые спонсоны-"жабры", не только повышавшие остойчивость лодки на воде, но и создававшие подъемную силу в полете. К ним и крепились подкосы крыла.
Shin Meiwa US-2 весьма совершенен с технической точки зрения, но концептуально мало отличается от амфибий времен Второй мировой войны. Лодка способна выполнять взлет и посадку в открытом море.
Конкурс на боевой вертолет для Армии США. Сентябрь - октябрь 1975г.: в конкурсе на боевой вертолет AAH (Armed Attack Helicopter) приняли участие "Hughes" и "Bell". Вертолеты проходили сравнительные испытания. 30 сентября выполнил первый полет Hughes (Model 77) YAH-64, а 1 октября взлетел Bell (Model 409) YAH-63 (фото). Требования к вертолету AAH начали формулировать в первой половине 1970-х годов, он предназначался для борьбы с бронетехникой на поле боя в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. Победителем конкурса в декабре 1976 года стал Hughes YAH-64.
Кабина Orlik закрыта общим откидывающимся вбок фонарем. При аварийной ситуации в полете фонарь сбрасывается. На переднем кресле размещается курсант, на заднем - инструктор. Заднее кресло приподнято относительно переднего для лучшего обзора. Органы управления и приборное оборудование полностью сдублированы. Изображен P.Z.L. 130 Turbo-Orlik.
Верхнее крыло истребителя Eberhart XFG-1 Comanche имело обычную стреловидность, нижнее - обратную.
Оснащенный звездообразным мотором последний Lancashire Prospector Mk II эксплуатировался до 1982 года.
Многообещающий гидросамолет Edo OSE-1 строился в очень малых количествах, а с течением времени надобность в нем отпала вовсе.
В 1943 году C-35 сняли с вооружения боевых частей, заменив самолетами C-3603, но в частях ночников C-35 эксплуатировались до 1954 года. Один C-35 хранится в транспортном музее в Люцерне.
Почтовый Elias AJE был также способен нести фотокамеры или контейнеры с химическими реагентами, но успеха на рынке не имел.
G-AKBC - единственный EoN A.P.4, он был разработан для фирмы "Aviation and Engineering Projects Ltd.".
Watchkeeper является вариантом Hermes 450, разработанным специально для британской армии.
23 декабря 1974г.: первый полет выполнил первый из четырех прототипов стратегического бомбардировщика Rockwell B-1. В 1977 году программу B-1 закрыли, но в 1982 году возобновили как B-1B Lancer.